один; положение карельских переселен-

=— 2 марта 1941 г, № 651 (705)

Как лучше организовать
политические занятия

(В порядке
атические занятия — важнейтая
ys POAT храснофлотцев и млад-
т командиров. От теоретической подго-
«азнности группюовода, от его умения ме-
чпаескя правильно строить занятия во
дому зависят пачество усвоения материа-
р ауиателями, рост ‘их политической
тельности. .
} системе политзанятий, принятой на
циь, имекися некоторые положения, ко-
uit, из мой взглях, чеобходимо пересмо-

аъ, ВОиЗмОнить. Политзанятия прово-  Я считаю, что можно безболезненно
им Фычно 10 такому методу: лекция   и с пользой для дела увеличить в -
yf иотольких трушт, часы самостоятель-   боты семинара (за счет iaminegan rome
Я мблы слушателей и клаесно-грутию-   самостоятельной работы ООО ЗАВ

1 SALATHO. у нара), Это даст возможность серьезнее и
ркзием, к примеру, лекцию по истории   глубже готовиться к политическим заня-

обсуждения)

паргии будут продолжаться до 15 ноября.

ичас в группах политических занятий,
изучающих историю народов СССР по двух-
годичной программе, приступили к 16-му
разделу [У тлавы, а на семинаре группо-
волы изучают 21—22-Й разделы УТ главы,
Т, е. семинар идет впереди политзанятий
на 30 часов. Таким образом, изучение
восьми тем истории СССР закончится в
группах политзанятий в ноябре, & семинар
по этим темам — в июне.

10%) ля нескольких групи. Оправдывает   тиям, тщательнее изучать материалы,
‘и эта форма в настоящее время?   вести ыные конспекты и т. п.
(4 ba ответил так: CCIW TOIXOAHTS к этому Политические занятия должны стать

зу, Не учитывая особенностей кора-
ший жизни и условий плавания, то
pou сказать: да, оправдывает, Лекции
дит небольшая группа наиболее опыт-
д и пототовленных  политработников.
миижу их к лекции сравнительно
о контролировать, не трудно проверять
э(ществу, нак они знают и излагают
иена. i

jo nor лекция состоялась. Скажем, была
иитая, интересная лекция. Ну, & даль-
в о следует за ней? Самостоятельная
yom ад книгой и класено-групповое за-
yt, За учебу слушателя теперь пол-
ява отвечает тюлитгрупповод.

чо делает лектор после лекции? За-
узи его роль и отводится ли ему ме-
излальнейшем ходе политических заня-
т Цет, ем дело только прочесть лек-
т, а н физически, при всем желании,
нЕ в состоянии проследить 3a учебой
yard слушателя в отдельности. Вот и
мумия отрыв лекторов от группы, от
упуая 34 дальнейшей учебой. Лектор не
т начатого дела до конца, он не знает
pybraTos своей работы.

3 инноносце, крейсере, линкоре общая
ия читается для двух-трех групи, на-
ивающих по меньшей мере 50—60
ум. ля том чтобы все слушатели бы=
и ВИДУ У лектора, имели возможность
зил записи, требуется соответствующее
Melee, по таких помещений ‘в доста-
MIO количестве на’ кораблях нет. Вот
му слутатели, как ‘правило, зальисей
эуг, большинство лишь ‘слушает лек-
1), 3 эм, конечно, недостаточно.

№. Лектор не. знает индивидуальных
уеностей слушателей: кто как работает
Ш 060, кому какая нужна помощь.
Уиллется это тем, что в часы самостоя-
злой работы и на классно-групповых
шииях он не бывает. Во время самой
ции также нельзя проверить, уяснили
1 мушатели то или другое принципиаль-
№ положению, Лектор ведь не задает слу-
WWM вопросов, да и не может этото
ть, так как не рассказ ведет, & чи-
А декцию,

средством воспитания у личного состава
высокой сознательности, дисциплинирован-
ности, выносливости в любых боевых
условиях. Каждый краснофлотец должен
знать героическое прошлое Военно-Морско-
го Флота, его славные боевые традиции,
героев-моряков гражданской войны и боев
против финской белогвардейщины, учиться
на исторических примерах высоким образ-
цам служения родине. Наши политгруппо-
воды уделяют мало внимания пропаганде
героического прошлого налшето флота. 0 во-
енно-морокой истории говорят только то,
что написано в «Вратком курсе истории
ВКП(б)» или в «Кралком курсе истории
СССР», & иногда и этого не рассказывают.
Так, групповод т. Вороков сказал всего не-
сколько слов © русско-японской ‹ войне
1904—1905 тг., причем ничего не co06-
щил о героизме русских военных моряков,
о морских опералиях в этой войне, 0б адми-

рале Макарове. Тов. Вороков-—не исключе-
ние.

— Нехватает времени рассказывать обо
BCOM,—OOLITHO оправдываются политгруп-
поводы.

Кстати говоря, изучению военно-морской
истории специального времени на полит-
занятиях не отводят. Считаю, что програм-
му политических занятий всех групи необ-
‘ходимо дополнить вопросами военно-мор-
кой истории, выделив для этого специаль-
ное время.

Несколько замечаний о руководстве по-
литзанятиями CO стороны  ком®ндиров-
единоначальников.

Командиры должны повседневно и кон-
кретно руководить политическим воспита-
нием своих бойцов, должны знать, как за-
нимаются Ha политзанятиях подчиненные.
К сожалению, не все командиры поступают
так.

Если краснофлотец не посетит занятия
по изучению материальной части, коман-
лир подразделения обязательно вызовет его
№ себе, узнает причину и в случае необ-
ходимости накажет. Другое дело, если
краснофлотец отсутствует на политзаня-
тии. Командир почему-то считает, что в
этом случае бойцом должен заняться заме-
ститель командира по политической части.
 Командир подразделения должен и лично
И через своего заместителя руководить по-
литгрушпводами, знать состояние полити-
ческой учебы своих подчиненных, присут-
ствовать на занятиях.

Заслуживает внимания дисциплинарная

\№хно было бы продолжить перечень
Тичан, подтверждалощих ‘недостатки  0б-
IX левций, но и сказанного, ‘мне кажет-
\ достаточно. Отсюда вывод: на пла-
ямщих соединениях общие лекции себя не
цивлали и от них необходимо отказаться;
уст общей вводной лекции следует прак-
barb HA всех кораблях рассказы тюлит-

люда по группам. Таким путем   практика. Если младший командир образ-
ия устранить недочеты, приблизить   ово проведет занятие по’изучению боевой
Лиовода к слушателям, заставить ето  техники, командир обычно поотряет ero

(выносит благодарность ит, п.). Ho если
TOT же младший командир, будучи полит-
трупповодом, отлично проведет политиче-
ские занятия, то командир его никак не
отметит.

Конечно, плохо-руководить политически-
мизанятиями никому не позволительно. Мы
должны требовать от политгруппюводов,
чтобы занятия проходили всегда живо, ин-
тересно и на высоком политическом уровне.

‘шие работать нах собой. Вместе с тем
т`плучит возможность учитывать обще-
извательный уровень своей группы, от-
иыые запросы слушателей:

В состоянии ли групповоды вести рас-
а’ Безусловно! Многие политгрупиюово-
\ уже закончили изучение «Краткого
из истории ВКП(б)», работают сейчас
1 произведениями классиков марксизма-
‘иизуа, накопили солидный практиче-

1 опыт. Но мне кажется, настало время, чтобы
, Ома: заместители по политиче-

\бы улучшить подготовку руководите- г и тт а a т ей

el nos ji Kode ates ской части использовали и такую форму
тлитзанятий, необходимо, по-моему,

а изменить мотолику работы семина-   обитания, как поощрение за отличную

м а Ane ур политучебу, за образцовое руководство

А О трунповодом политзанятиями.

\арте нынешнего года закончится се-
ар полиучерутеюволов по истории BRIT(6)
1 двухгодичной программе), а политиче-
‘Шо занятия в их группах по темам истории

Старший инструктор’ отдела
политической пропаганды
старший политрук Д. ДАНДИН.

Вечера вопросов и ответов
по международному положению

неиз-   ленной теме. Обычно у них возникает мно-

7 лично состава корабля
и вырос интересе к международ-  жество вопросов, ответы на которые дают
\\ событиям. Ве — и бойцы и атитаторы уже после политинформаций.

уандиры  — внимательно следят за хо-  Но всегда, однако, агитатор в состоянии
\ второй империалястической войны, за   ответить на них. Вот почему мы практикуем
‘log противоречий/ между империалисти-   раз в месяц вечера вопросов и ответов по
KIM государствами, за развертыванием   международному положению. Они показали
иссовой борьбы между рабочими и бур-  свою жизненность и необходимость. Как мы,

‹изией в капиталистических странах, 3&  например, провели вечера в конце января?

мехами внешней политики СССР. Это Личный состав корабля заранее знал,
ззывает политработников, партийные И  когда состоятся вечера, ‘тде и кому можно
\еомольские организации. ‘постоянно и задать вопросы. Центром сбора вопросов
\дчиво раз’яснять личному составу Ме-  были красные’ столы. Устные и письмен-
Чународное положение, своевременно дДа-  ные вопросы собирали командиры и полит-
чь ответы на злободневные вопросы, работники подразделений в личных беседах
Индивидуальные и групповые беседы,   с краснофлотцами, а также командиры от-
MQM, читки статей из газет и журна-  делений и заведующие красными столами.
п, политинформации -— все эти формы Отдельные  краснофлотцы’ задавали 10
ииационно-массовой работы строятся Та-  пять и более вопросов. Так, боец Тестешев
1% образом, чтобы возможно полнее УдО-  спрашивал, кто такие железногвардейцы и
\торить запросы краспофлотских масс.   почему они выступили против Антонеску,
(Цпако это не всегда удастся. На докла-   возможно ли германское вторжение в Ан-
щи беседах, посвященных обычно одной   глию и т, п.

Пуделенной теме, как правило, не ПРИСУТ-  рраспофлотцы просили рассказать © при-
‘yer большинство личного состава. чинах военных действий между Tan i
№ политинформациях, которые прово-   Французским Индо-Битаем, 0 взаимоотно-
11 три раза в неделю по подразделе-   шениях США и Советского Союза, 0 Сост»
ау, присутствует абсолютное большин-   ве военно-морских сил воюющих государств
з. Политинформацию — наиболее гиб-  на Средиземном море, об особенностях стра-
Чю и оперативную Форму освещения ме-   тегии англичан в войне с Италией, 0б ито-
Чиародных и внутренних событий-—мы   гах военных действий в Китае за 1940 т.
ользуем для разяснения самых ак-   ит. д. a

чьных тем, В январе, например, полит-  В подразделении, где заместителем
1}ормации были посвящены таким т6-  командира по политической части политрук
ци: США и стралы Запалнюго полушария;   т, Дадинов, было собрано семьдесят вопро-
‘р военных действий в Африке и Алба- сов, Активно задавали вопросы и в других
‘ll; (бор международных событий; НОВЫЕ   подразделениях,

OI советской внешней политики в свя- Политработники заранее подготовили от-
Тс заключением договора и соглашении   т Были проведены также консульта-
‘ay CCCP и Германией 10 я\ваРЯ  и тя всех руководителей вечеров вопро-
[41 гда; с’езд Народного конвента В  п и ответов.

Вечер прошел организованно и деловито.

Полковой комиссар
П. САВИН.

в Финляндии,

‚ все же за 30 минут трудно всесторон-
‘формировать бойцов даже. по опреде-

За полтора года ‘второй империалисти-
ческой войны уже накопился значитель-
ный материал, касающийся. совместных
операций армии и флота — десантных,
противодесантных и по поддержке фланга
сухопутных войск с моря. Появляются но-
вые формы и методы ведения этих опера-
ций и в некоторой степени оправдываются
прогнозы, сделанные перед второй импе-
риалистической войной.

1. Десантные операции

Для успеха десантной операции следует
выбрать или создать блатойриятную поли-
тическую и военную обстановку.

Выбор вытодной военной обстановки за-
ключается в оценке возможного сопротив-
ления противника © берега, в море и в
воздухе и в учете гидрометеорологических,
климатических и астрономических усло-
вий. Не всегда, разумеется, можно ожи-
дать, когда такая выгодная обстановка
сложится. Например, германское командо-
вание было жестко связано в Норвежекой
операции сроками ее выполнения для TO-
го, чтобы упредить противника в развер-
тывании сил и решении задали. Снегопад,
неполная видимость, замерзшие в Норве-
гии озера, использованные ‘в качестве
аэродромов,— все это способствовало нем-
цам в выполнении десантной операции.

Непродолжительность темного времени
уток в апреле была очень ‹ невыгодной
для немцев. Они учли это и, подготовив
операцию с большой скрытностью, быстро
ве выполнили.

Как уже отмечалось в печати, Норвеж-
ская операция показала, что при опреде-
ленной политической и военной обстановке
слабейший на море противник может ус-
пешно высадить даже стратегический де-
сант.

Германское командование компенсирова-
ло недостаток сил на море действиями
крупных воздушных сил. Операция 06ес-
печивалась хорошей организацией, придав-
шей ей скрытность и внезапность, расче-
том сочетания силы с внезапностью дей-
ствий. Норвежская операция является яр-
ким примером современной молниеносной
операции, и именно молниеносность ее вы-
полнения обеспечила успех.

Но это вовсе еще не означает, что де-
сантная операция при современных сред-
ствах войны на море стала во веех слу-
чаях требовать меньшей ‘системы обеспе-
чения, чем это считалось раньше,

Если противник более силен на море,
то высадка крупного десанта возможна, как
правило, при следующей обстановке.

Когда тому способствуют условия теат-
ра и взаимное расположение на нем про-
тивников. Главное значение имеют рас-

стояния, так как этим обусловливается

возможность упреждения противника в раз-
вертывании. Именно такое положение име-
ли немцы в Норвежской операции.

Когда операция хорошо организована и
выполняется скрытно и внезапно с упреж-
дением противника. Организованность дей-
ствий сил—это залог успеха всякой опе-
рации; организованноеть особенно тре-
буется в совместных операциях, где имеет-
ся взаимодействие не только между соеди-
нениями флота, но еще и с наземными
войсками и авиацией.

Ясно, что скрытность подготовки и раз-
вертывания и внезапность высадки нельзя
организовать полноценно во всех случаях.

Немцам удалось это сделать в Норвегии
путем использования для перевозки войск
военных кораблей, применения воздушных
десантов, высадки войск одновременно в
нескольких пунктах и при том в портах,
а не на побережье. Этому способствовали
удаленность базирования неприятельского
флота, трудности использования противни-
ком его авиации и т. д.

При осуществлении операции комбини-
ровались различные средства перевозки и
высадки десанта (транспортьь боевые ко-
рабли, авиация) в зависимости от расстоя-
ний между своей базой и избранными ме-
стами высадки. Высадка производилась
оперативно одновременно в нескольких
местах, т. в. десантное наступление велось
«на’ широком, фронте». Посадка войск так-
же производилась в нескольких местах, по
возможности защищенных от проникнове-
ния неприятельских разведчиков.

В этих условиях затрудняется воздей-
ствие противника при сосредоточении
войск к местам посадки, во время посадки
и при переходе десанта морем; Наряду с
этим движение десанта через море Ha
широком фронте может облегчить против-
нику ведение разведки и потому в опре-
деленных условиях сможет лишить опера-
пию скрытности.

Немцам удалось высадить десант вне-
заппо и сразу в нескольких пунктах преж-
де всего благодаря военно-географическим
условиям (короткий и скрытный переход
через Скагеррак, удаленность базирования
английского флота и т. д.). Вроме. того
неприятельский флот опоздал с разверты-

ванием, & использовать авиацию из-за
больших расстояний англичанам было
трудно.

Но иначе могло бы обстоять дело в слу-
Чае попытки германского вторжения на
Британские острова. Скрытность разверты-
вапия и внезапноеть высадки могли быть
только при плохой видимости, нелетной
погоде, или в тумане. Но в таких услови-
ях крайне трудно найти намеченные ме-
ста для высадки и произвести ее. Корот-
кие расстояния в Канале способствуют
внезапности нападения, но подготовка ‚де-
сантных средств в французских портах
Ванала не может происходить незамеченно
для англичан. Частые нападения англий-
ской авиации Ha эти порты показывают,
какое внимание оказывает британское
командование подготовляющейся  десант-
ной операции. Если бы германский де-
сант оказался направленным в Англию
из портов Голландии и Бельгии, а тем
более из Норвегии, то сделать скрыт-
ным ето переход морем вряд ли удалось
бы, кроме как в туман или при плохой
видимости. Несоблюдение скрытности в раз-
вертывании, при наличии более сильного
морского противника, сделало бы всю опе-
рацию слишком рискованной.

Успех зависит также от того, удастся

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Контр-адмирал В. БЕЛЛИ

Совместные операции армии и Флота
во второй империалистической войне

ства в воздухе и доставлять высаженному
досанту, в случае необеспеченных морских
коммуникаций, питание на. быстрохолных
боевых кораблях или по воздуху.

Англо-французский десант удалось выса-
дить в Норвегии благодаря силё британ-
ского флота. Но десант не имел успеха
на берегу. Он не решил задачи главным
образом потому, что подвергся сильным
ударам своевременно и быстро развернутой
на норвежских аэродромах германской
звиации, имевшей превосходство в возду-
хе. Английская же авиация из-за YAa-
ленности аэродромов не смогла должным
образом бороться с воздушными силами
противника.

Иначе опять-таки могла бы сложиться
обстановка в Канале, где расетояния не-
велики, борьба в воздухе явилась бы од-
ним из непременных и главнейших эле-
ментов обеспечения высадки, & также про-
тиводействия ей,

Организация десантной операции, обе-
спечение ее скрытности и внезапности не
могут проводиться по шаблону. Качество
организации обусловливается знанием
неприятеля и театра, маскировкой, дезин-
формацией противника, подготовкой под-
чиненных командиров к действиям, с
соблюдением скрытности, с тем, чтобы о
предстоящей операции было бы известно
только ограниченному числу командиров.

В целях обеспечения скрытности и вне-
запности придется, возможно, сократить до
минимума связь между соединениями и ча-
стями во время операции, что повысит
требования к качеству оперативного упраз-
ления, к подготовке командиров соедине-
ний и частей.

Надо довести подготовку командиров до
такого уровня, когда каждое решение, лю-
бой маневр понимается командирами дру-
гих соединений без пространных поясне-
ний, т, е. когда существует полное вза-
имное понимание между инстанциями вы-
шестоящей и подчиненной и между сосс-
дями и когда твердо выработано вдинство
оперативно-тактического мышления.

Должны быть кратко и четко сформу-
[PEPOBENR EE приказания, ‘донесения или
оповещения. Длинные радиопередачи, тре-
бующие времени и демаскирующие опе-
рацию, не допускаются.

Одновременная высадка десанта в ряде
мест влечет за собой разделение боевых
сил, & это может быть особенно чуветви-
тельным для слабейшего на море. Но и
противник также вынуждается к разделе-
нию сил в обороне на берегу, в море и
расеродоточению подвижных береговых
батарей и авиации.

В определенных условиях высадка на
широком фронте вполне достаточна и для
слабейшей стороны, что подтверждается
примером Норвежской операции, Неудача в
одном месте высадки (если только оно не
главное) не влечет еще в этом случае 3&
собой срыва всей операции. Именно в
этом и заключается одно. из. преимуществ
такой системы. Допустим, что немцам не
Удалось высадиться в Бергене или в Трон-
хейме, но зато они имели бы успех в Осло-
фиорде, который был главным местом вы-
садки. Это еще не означало бы общего
поражения.

Высадка на широком фронте; без пол-
ноцениюго классического обеспечения на
море—это то новое, что дает опыт теку-
щей войны Ha примере Норвежекой one-
рации. Насколько можно судить по под-
готовке и возможному соотношению сил на
море, тот же прием намечалея германским
командованием и для вторжения в Англию.

Такое решение десантной задачи сдела-
лось возможным в современных условиях
благодаря усовершенствованным средствам
разведки, повысившимся скоростям бое-
вых кораблей, их использованию в каче-
стве транспортных средств, несколько воз-
 росшим скоростям торговых судов H oco-
бенно катеров. Это стало возможным так-
же и вследствие мобильности современных
сухопутных войск, облегчающей их раз-
вертывание к местам посадки и на берегу
после высадки, и обозначившегося стрем-
ления высаживаться в портах, & не на
побережье. Это значительно упрощает вы-
садку, хотя и требует преодоления более
сильного и концентрированного сопротив-
ления противника. ;

Можно’ ли сказать, что полностью ото-
шли в область истории прежние десанты,
перевозимые на транспортах с классиче-
ским охранением, с отрядом корабельной
поддержки, с силами прикрытия, разверну-
тыми в море, десанты, высаживаемые ох-
новременно только в одном или в двух ме-
стах? Разумеется, нет. Помимо задачи,
поставленной десанту, которая определяет
характер и размах десантной операция, на
выбор способа решения задачи влияют
также военно-географические условия, со-
отношение сил, а также размер и состав
десанта.

Перевозка десанта на боевых кораблях
не является чем-то новым. Она осуще-
ствлялась и во время войн прошлого и в
практике боевой подготовки современных
‘флотов, в частности английского. И если
немцы затрузили десантом свои боевые
корабли, то это было возможно лишь В
определенной обстановке, когда германское
командованио имело основание расечиты-
вать на некоторую оперативную неповорот-
ливость противника. Иначе эти боевые ко-
рабли, потерявшие из-за присутствия на
них десанта значительную долю боеспособ-
ности, могли легко стать жертвами непрня-
тельского нападения. Гибель «Блюхера»
является примером этого.

Англо-французский десант шел в Нор-
вегию на транспортах и высаживалея не
па широком фронте. После того как англи-
чане опоздали оказать противодействие
неприятельской высадке, для них уже
не имело столь большого значения срочно
перебрасывать свой десант, используя б0е-
вые корабли. Поражение англо-французов
в Норвегии меньше всего зависело от то-
го, что их десанты были доставлены на
транспортах. Осуществить это можно бы-
ло только потому, что английский флот
был песоизмеримо больше германского.

Воздушные десанты также не являются
чем-то особенно новым. Но масштаб при-
менения воздушных десантов, их целесо-
образность в определенной обстановке, —
десанты паралиютные и с посадкой само-

скими десантами—это то новое, чему учит
опыт текущей войны.

Необходимо иметь в виду, что этот опыт
послужит основанием для развития мето-
дов борьбы с воздушными десантами. На-
сколько можно судить по данным печати,
воздушные десанты в Голландии и в Бель-
гии протекали уже значительно труднее,
чем в Норвегии.

Принципиально новым в текущей войне
является опыт подвоза питания высажен-
ному десанту по воздуху, хотя. воздуш-
ные перевозки войск имели уже место в
войне в Испании, когда на самолетах пе-
ребрасывали войсковые части из Марокко.

Поэтому дело не в том, чтобы совер-
шенно отбросить все прежние правила де-
сантных операций и признать, что опыт
Норвежской операции произвел полный пе-
реворот в Теории и практике этих опера-
ций. В каждом конкретном случае слехует
выбирать способ действий, наиболее соот-
ветствующий данной обстановке, а для
этого надо обладать знаниями и навыками
в применении всех способов. Надо уметь

правильно оценивать соотношение сил,
военно-географические, климатические и
астрономические условия. Надо хорошо

знать противника, состав и состояние его
сил, качество и направленность ero 60-
евой подготовки, его личный состав и его
теории, чтобы уметь находить у него сла-
бые стороны. Надо досконально знать те-
атр и все его специфические особенности,
тщательно готовиться к операции, хорошо
ев рассчитывать и организовывать, упорно
И смело действовать.

2. Противодесантные
операции

В текущей войне пока еще ‘не было
примеров противодесантных операций, раз-
вернутых по всей глубине неприятельских
десантных операций, начиная от сосредо-
точения войск к местам посадки и KOH-
чая боями на высадке и на берегу. Един-
ственная крупная дебантная операция нем-
цев в Норвегии и ответная высадка англо-
французских войск происходили в особых
условиях соотношения сил на море. и воз-
духе и в специфических особенностях те-
атра и расстояний на ‘нем.

Немцы не могли развернуть © доста-

точной силой на полную глубину про-
тиводесантную операцию в Норвегии по-
TOMY, что для’ этого у них  нехватило
бы сил. Подводные лодки были все же
развернуты к неприятельским берегам.
Авиация же действовала до берегов Анг-
ere только в отдельных случаях. 0 глу-
боких ударах надводными кораблями не
могло быть и речи. Главный удар на море
по неприятельскому десанту был нанесен
У норвежских берегов и притом главным
образом воздушными силами. Сокрушаю-
щий удар, заставивший противника эва-
куироваться из Норвегии, был произведен
‘на суше взаимодействовавшими наземными
и воздушными силами:
‚ Англо-французское командование не раз-
вернуло полноценной — противодесантной
операции, так как опоздало с разверты-
ванием своих сил. Тем не менее полводные
лодки действовали в Скагерраке, мины бы-
Ли поставлены, надводные корабли пыта-
лись наносить удары по уже высадивше-
муся неприятельскому десанту.

Как показывает опыт боевых действий
в Норвегии, в противодесантной операции
приобретает исключительное значение сеть
(система) аэродромов. Она облегчает ма-
невр авиации и затрудняет противнику
воздействие на воздушные силы.

Одним из возможных этапов противоде-
сантной операции являются сбрасывание
противника в море и сокрушение его при
обратной посадке и при отходе от побе-
режья.

Под этим углом зрения, равно каки в
смысле организации такой обратной по-
садки, представляет значительный интерес
дюнкеркская эвакуация английских экспе-
диционных войск, происходившая между
30 мая и 4 июня 1940 года.

Под давлением терманской армии’ анг-
лийские войска и части 1-й, 7-й и 9-й
французских армий оказались к 29 мая
отжатыми к морю на’ небольшом ‘участке
‘между Дюнкерком и Ньюпортом. Веледетвие
критического положения этой труппы
войск и стремления английского командо-
вания спасти живую силу для организа-
ции обороны Британских островов при-
шлось приступить K эвакуации.

Особенности этой крайне сложной и рис-
кованной операции заключались в следую-
щем. Для быстроты эвакуации (а спе-
шить было необходимо из-за продолжав-
шегося натиска немцев) англичане произ-
водили посадку войск на транспорты не
только в дюнкеркском порту, но и с побе-
режья длиной в 45 км от Дюнкерка., При
этом преодолевались значительные ‘затруд-
нения, связанные с мелководьем у _бере-
гов, Уузостью фарватеров, сильными при-
ливами и отливами. Суда даже с неболь-
шой осадкой не всегда могли подходить к
берегу. Бойцам приходилось добираться до
судов даже вплавь, так как нехватало
перевозочных средетв.

Судя по английским и французским
официальным сообщениям, с английской
стороны в операции участвовали 222 во-
енных корабля различных классов и 665
торговых судов, в том числе и мелкие.
С французской стороны было использовано
100 военных кораблей, 200 торговых cy-
дов и до 200 катеров и шлюпок. Для эва-
куации, таким образом, пользовались все-
ми пловучими средствами, местными п
пришедшими из Англии, которые только
могли плавать, в том числе транспортами,
буксирами, шаландами, катерами, °рыба-
чьими ботами и т. д.

Вопреки обычным правилам, английское
командование не заботилось 0 TOM, чтобы
на каждом транспорте была размещена во-
инская часть или подразделение. Сажали
тех, кто был .на берегу. Bonpoc стоял
только о быстроте. Перевозились войска и
на боевых кораблях.

Пользуясь незначительным расстоянием
до Англии, транспорты отправлялись не
только с охранением, но и отдельно, по
мере готовности. Посадка производилась
круглые сутки. В результате около 75—
80 проц. английских экспедиционных

ли во время операции добиться превосход-  летов, & также комбинирование их с мор-   войск было эвакуировано, но зато англи-

чане потеряли всю артиллерию, Bech
транспорт, всю технику. По официальным
английским данным, было эважуировано
335.000 бойцов.

Если немцам удалось на суше ликви-
дировать сопротивление английских войск,
то все же англичане сумели спасти свою
живую силу. Произошло это’ потому, что
британское командование нашло методы
действий, отвечавшие сложившейся обста-
новке, потому что англичане в данном слу-
час не придерживались обычных клаеси-
ческих приемов. Крупнейшую предпосылку
для успеха эвакуации создал сильный
английский флот. Германское командование
во время Дюнкеркской операции, повихи-
мому, имело превосходство в воздухе, и
главной угрозой для противника была гер-
манская авиация. Кроме того, немцы по-
ставили мины, с их стороны также дей-
ствовали подводные лодки и торпедные ка-
тера. Обеспечивая операцию от нападений
подводных и легких сил, англичане пред-
приняли закупорку Зеебрюгге. Опасзявь
неприятельской авиации, они организова-
ли У Дюнкерка огневую завесу зенитной
артиллерии боевых кораблей,  пользова-
лись для посадки людей на суда и для
переходов транспортов ночным временем.

Как показывает опыт Дюнкеркской опе-
рации, для уничтожения неприятельского
десанта при ero обратной посадке на
транспорты необходимо добиваться превос-
ходетва в воздухе и создавать помехи вы-
ходу транспортов. в море постановками
мин, нападениями, когда это возможно по
условиям местности, подводными лодками,
надводными кораблями, торпедными кате-
рами. Затем надо продолжаль нападения на
транспорты в море, используя для этого
надводные, подводные и воздушные силы
в оперативном и тактическом взаимодей-
ствии. Надо добивать противника ударами
авиации при высадке десанта в его пор-
тах.

Разумеется, не во всех случаях можно
именно так, во всей полноте и последо-
вательности, развернуть борьбу с отсту-
пающим десантом; примером тому служат
действия немцев при Дюнкеркской опера-
ции. Но и приемы англичан в этой опе-
рации при другой обстановке могли бы
повести к полному разгрому. Посадка на
широком фронте, известная ее «бесплано-
воеть», движение транспортов без  полно-
ценной системы охранения, а путем «пе-
ретекания», отсутствие превосходства в
воздухе— все это было пригодным и че
чересчур опасным только в данной обета-
новке. От темпов операции непоередствен-
но зависел и ее успех; англичане не боя-
лись риска потерь: потери были- неми-
нуемы во всех случаях, & при методах
действий, принятых англичанами, потери
все же могли быть меньше.

3. Поддержка
” фланга армии

Поддержка фланга армии в текущую
войну имела место при занятии немцами
Гдыни, в операциях во Фландрии, у бере-
гов Ливии и у побережья Греции в 0т-
рантском проливе.

Действия флота при занятии Гдыни про-
исходили при почти полном отсутствии
противодействия. Польская авиация была
подавлена, а кораблей почти не было. Сле-
довательно, эта операция представляет
частный, отнюдь не характерный для сов-
ременной войны на море, случай. Неудиви-
тельно, что старый германский броненосец
«Шлезвиг» мог поддерживать фланг ар-
мии без особого риска быть уничтожен-
HBIM.

Морские операции обеих воюющих стран
также не отличались у берегов Фландрии
сколько-нибудь крупным‘ размахом, и, во
всяком случае, они были значительно
меньшего масштаба, чем в первую импе-
риалистическую войну.

Причиной этому, повидимому, были `от-
носительная слабость германского флота
вообще, тем более, что после операции в
Норвегии некоторые корабли находились в
‚ремонте, а также’ быстрые темпы операций
германской армии. Благодаря им англича-
не просто по времени и при недостаточной
гибкости оперативного управления не смог-
ли помочь своим союзникам, если даже
допустить, что такая помощь предполага-
лась. Наступление германских войск: было
организовано иначе, чем°в войну 1914—
1918 гг., и фланга армии, непосредствен-
но упирающегося в море, в сущности не
было.

Наконец, малые глубины у берегов за-
трудняли использование больших надвод-
ных кораблей и подводных лодок.

С англо-французекой стороны помощь
армии с моря оказывалась миноносцами и
мелкими кораблями. Немцы противодей-
ствовали.им авиацией, торпедными катера-
ми и минами, которые, повидимому, ‘ста-
вились с катерв и с самолетов. При та-
ком незначительном масштабе операций
они, конечно, не могли перерастать в более
крупные столкновения на море. Соотно-
шение сил английского и германского фло-
тов также не способствовало этому. Не-
смотря на свою незначительность, опера-
ции у берегов Фландрии все же показы-
вают, что сторона, более слабая на море,
может с успехом защищать свой фланг,
отражая нападение сильнейшего против-
НИКа.

Поддержка фланга с моря у берегов
Греции выполнялась английскими кораб-
‚лями и греческими миноносцами. Это вы-
полнялось в присутствии на Адриатическом
море итальянского флота и притом в рас:
стоянии около 150 миль от итальянской
военно-морской базы Таранто. Правда,
итальянский флот находится преимуще-
ственно в северной части Адриатического
моря, в базах Поле и Фиуме, приблизи-
тельно в 500 милях от линии фронта, но,
пользуясь базой Таранто, итальянцы, ко-
нечно, могли бы защитить фланг своих
войск. Близость ‘возможного неприятель-
ского базирования, очевидно, определяла
методы действия англичан. Корабли под-
держивали фланг греческих войск только
эпизодически, и операции носили скорее
набеговый характер.

Окончание см. на 4-Й стр.