—

4 марта 1941 г., № 52 (706)

береговой артиллерии

При обсуждении вопросов борьбы кора-
(льной артиллерии против береговых ба-
pel очень часто приходится сталкивать-
ме диаметрально противоположными мне-
got, OCH, являясь патриотами кора-
(льной артиллерии и основываясь па ee
суретрельности, меткости, разрушитель-
1 силе огня, переоценивают её возмож-
joer или недоучитывают трудность реше-
ия конкретных задач борьбы с береговы-
ик батареями. Другие, наоборот, недооце-
узают тактические возможности корабель-
ной артиллерии.

Проблема борьбы кораблей против берё-
в яаяется вообще весьма старой. Раз-
пуичивость отдельных мнений, несмотря
в их односторопность, в отдельных слу-
чат но лишена некоторых оснований. Но
зазачеь в рассмотрение исторических при-
иниз более или менее отдаленного прошло-
р, следует отметить, что отдельные опе-
р второй империалистической войны,
ия що весьма слабо освещенные в пе-
чати, 866 же дают возможность извлечь не-
мтрый опыт,

[о отдельным и, может быть, незначи-
ibn на первый взгляд фактам, поме-
ценных в английской печати, можно за-
цочить, что корабли ‘английского флота
; орвежской операции были поставлены в
езычайно тяжелые условия во время
ирбы ©, береговыми батареями. Предно-
пгаотся, что только самое незначительное
ло порвежеких береговых батарей, ис-
ульованных немцами, было современной
уктрукции. Несомненно, что в начальный
ириод операции немцы не располатали
именем для укомплектования береговых
вирей какимиглибо новыми системами
ий, кроме легких гаубиц, полевых пу-
шк и пулеметов. Но выгодные географи-
чехи условия горного района и умелое
пользование местности в расположении
рииций батарей давали большие преиму-
детва берегу в борьбе с флотом. Командир
кк приближающегося к батарее ко-
ия должен был серьезно задуматься над
елодствиями своего решения,

Трудность борьбы кораблей с береговыми

биреями иллюстрируют и первые дни
ороожской операции, когда норвежские
  цамн потопили ‚немецкие — крейсера
 фтюхер», «Карлеруэ» и ряд транспортов,

(рганизуя артиллерийскую оборону по-
ижья, ие следует упускать из вида воз-
юность и целесообразность использова
ил полевой артиллерии. Даже в услови-
п мсположения ве на обычной полевой
шуции можно добиться крупных резуль-
плов в борьбе с морским противником.
к англичане отмечают, что, повидимо-
у биз германская легкая гаубица,
‘ишно установленная в норвежском фьор-
и, причинила английским кораблям при
ц 130егах на побережье много затрухне-
ий и привела к гибели эсминца «Cos-
№».

Ло отношению к мощным береговым ук-
иениям корабли находятся в чрезвы-
ай невыгодном положении: они пред-
“азляют собой крупные, легко заметные
хншени и дают на фоне неба или гладкой
поверхноети моря крупные силуэты, ‹от-
ично видимые с берега. В то же время
(брт может быть очень мал, хорошо скрыт
I отлично защищен. Корабельную артил-
ирню можно привести к молчанию попа-
инием в какую-либо важную часть кораб-
и. А для того, чтобы вывести из строя
рговую батарею, требуются прямые по-
пцания в орудия. Кроме того. корабельная
цтиллерия находится на колеблющейся
по, и при стрельбе необходимо учиты-
мть ряд факторов для всякого рода по-
правок, Между тем, береговая батарея,
ея неподвижную базу, учитывает толь-
№ покачивания своей мишени. Если 06-
изно сравнить положение корабля и Ge-
игвой батареи, то можно ‘сказать, что
чотношение их сил будет аналогично чело-
ку с ружьем на велосипеде, ведущему
@Й с человеком, вооруженным таким же
ужием, но сидящим укрыто в здании.

Если защитники побережья будут рас-
полагать достаточным временем, чтобы под-
готовиться к борьбе с морским противни-
KOM, то это еще более укрепит их позиции.
Обороняемые узкие водные пространства,
несомненно, будут минированы, и флот, пе-
ред тем как напасть на противника с близ-
кой дистанции, должен будет выслать вперед
тральщики, которым придется оперировать
в самых тяжелых условиях.

Действия против берега связаны с боль-
шими трудностями корректировки огня.
Для того чтобы вывести из строя скрытые
береговые орудия, обычно производится
много безрезультатных залпов. Облака пы-
ли от падений снарядов в землю будут
смещиваться с дымом, . затрудняя этим са-
мым обнаружение места расположения ору-
дийных гнезд. Как показывает опыт совре-
менной войны, если корабли предприни-
мают  рисковамную атаку в ночное
время, рассчитывая установить местона-
хождение батарей по вспышкам залпов их
орудий, то береговые прожекторы, напра-
вив свои лучи из многих точек, He Ja-
ют возможности корабельным артиллери-
стам добиться точной пристрелки.

Так может обстоять дело при атаке бе-
реговой батареи с моря, и так приходится
рассматривать этот вопрос в свете. опыта
второй империалистической войны. Эта
операция продолжает оставаться для флота
бозусловию трудной. Тщательная и всесто-
ронняя подготовка операции, отличная вы-
учка личного состава, его мужество и на-
стойчивое стремление добиться победы мо-
гут преодолеть все трудности, © которыми
придется столкнуться кораблям при реше-
нии боевой задачи. Можно привести ряд
примеров из военной истории, когда кораб-
ли, которыми разумно командовали, одер-
живали победы над береговой артиллерией.

Более близким к настоящему времени
историческим примером успешного дей-
ствия флота против береговых батарей мо-
жет являться операция вице-адмирала Кар-
дена с несколькими старыми линкорами
против мощных турецких и немецких пу-
шек, установленных у узкого входа в Дар-
данеллы. Правда, последующие операции
были неудачны вследствие ряда других
причин, но вначале большинство мощных
береговых артиллерийских установок, было
подавлено и выведено из строя. Отсюда
следует, что борьба кораблей с береговыми
батареями — задача трудная, но преодоли-
мая.

История войн учит, что одного наличия
береговых батарей и уверенности-в несо-
крушимости этого оружия, не подкреплен-
ных реальными данными, еще очень мало,
для того чтобы добиться решительного пре-
восходства в борьбе с морским противни-
ком. Береговые батареи, несмотря на ряд
своих тактических преимуществ, могут не
справиться с возложенными на них зада-
чами, если не будут в должной мере ис-
пользованы ‘все возможности, вытекающие
из наиболее рационального применения к
местности при выборе артиллерийских по-
зиций, их  маскировке, расположении
командных пунктов и средств освещения
целей, всестороннего обеспечения живуче-
CTH! HT. д.

То же самое можно сказать и. о кораб-
лях флота. Расчеты на уничтожение бере-
товых батарей противника массой выбро-
шенного металла, без должного учета дей-
ствительности огня, даже в условиях более
или менее благоприятной обстачовки могут
оказаться совершенно несостоятельными,

Если здраво оценить свои силы и в03-
можности противника, тщательно подгото-
виться к наступательной операции или к
обороне, всесторонне их обеспечить и
искусно провести, то можно рассчитывать,
что как флот, так и береговая артиллерия
смогут успешно решить свои боевые за-
дачи.

Полновнин М. КОЧЕЩКОВ.

ee

Борьба Флота против

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Капитан-лейтенант В. В. Петровский беседует с мичманами-отличниками корабля М
(Краснознаменный Балтийский флот). На снимке (слева направо): капитан-лейте-
нант В. В. Петровский, мичманы И. Я. Вольберг, Н. П. Гусев, Н. И. Долгов и

М. П, Дзубо.

Фото И. Драныша.

Образцово содержать трюмы

Вопрос 0 сохранении корпуса корабля
неразрывно связан с образцовым содержа-
нием трюмов. Оценка содержания корпу-
са корабля будет неполной, если ничего
не будет сказано о том, в каком состоя-
пии находятся трюмы. Зачастую за тща-
тельно окрашенным бортом скрывается
грязь в трюмах.

Неудовлетворительное содержание трю-
ма-—показатель плохой организации и
небрежного ухода за материальной частью
корабля. Грязный трюм—источник анти“
санитарии. Наличие в нем. влаги, сырости
всегда приводит к повреждению! окраски,
к оборжавлению корпуса. Настил трюма и
нижняя часть переборок постепенно: теря-
ют свои механические‘ свойства. Иногда
бывает, что после короткого срока пре-
бывалия корабля в строю приходится ме-
нять листы настила.

Корабельный устав требует тщательного
ухода за корпусом корабля. В уставе ска-
зано, что «трюмы, угольные ямы, пустые
междудонные и междубортные отделения
должны краситься суриком или другой
предохраняющей их от ржавления краской
не реже одного раза в год». Й дальше:
«трюмы должны держаться постоянно су-
хими; те же из них, в которые по усло-
виям службы на корабле попадает вода,
должны периодически осушаться». -

Однако не везде еще борются за точное
выполнение этих двух пунктов устава. И
наряду с многими положительными факта-
ми имеются еще случаи небрежного отно-
шения к содержанию трюмов.

Хорошо оберегают трюмы на кораблях,
где командирами пятой.. боевой. части тт.
Королев, Зубарев и. Мима.

Однажды комиссия проверила одну из
подводных лодок, только что пришедшую
с похода. Ожидали, что личный состав
потребует время на уборку трюма. Но трюм
оказался еухим. Это заслуга командира
БЧ-У т. Матида. Хороню содержатся трюмы
на корабле, где командиром БЧ+У т. Коро-
лев. Высокая требовательность командиров
в сочетании с рационализаторской работой
личного состава резко сократила время,
необходимое для ухода за тромами, и на-
много облегчила работу.

Интересен метод старшины передовой
труппы этого корабля т. Симоньяна. Вые-
сте со всеми подчиненными он добился хо-
рошего состояния трюма. Раньше в трю-
мах его заведывания было мпого воды,

стекавшей туда с механизмов и трубопро-
водов. Осушение трюма обычно велось в
одном месте, а шинангоуты и угольники
имели специальные сверления для прохода
воды к колодцу осушения. Отекала к ко-
TOMY Ho BCA вода, часть ее оставалась в
шпациях. Тов. Симоньян учел все меха-
низмы, дающие воду, и при помощи тру-
бок отвел ее в определенный участок трю-
ма, откуда ее легко можно откачать пом-
пой с гибким шлангом. Это позволило’ дер-
жать сухим значительную часть трюма и
легко откачивать воду с участка, куда се
отвели. Все участки трюма закреплены
здесь за определенными  краснофлотцами,
персонально отвечающими за чистоту сво-
его заведывания. .

Эти два простых мероприятия сразу да-
ли большой эффект. Теперь личный ‘состав
уже не тратит много времени на уборку
трюмов. Они всегда сухие, подкрашенные.
Правда, при, осмотре еще не всюду было
обнаружено образцовое состояние: В одном
месте из-под слоя чистой краски в виде
тонкой сыпи выступила ржазчина. Это
случилось потому, что покраску сделали
без. соответствующей подготовки. Металл,
покрашенный” по грязной, сырой поверх-
ности, неизбежно будет ржаветь под слоем
краски.

В плохом состоянии оказались трюмы на,
корабле, где командиром пятой боевой ча-
сти т. Голубов. Младшие командиры и
краснофлотцы этого корабля пытаютея
об’яснить такое позорное явление тем, что
трюм неудобен для очистки и его невоз-
можно привести в полный порядок. Одна-
ко, когда они по-настоящему взялись за
дело, то сумели привести его в надлежа-
щее состояние.

Вопросы содержания трюма нельзя pac-
сматривать как кампанию. Это дело требу-
ет систематического внимания и контроля
со стороны командиров за, работой личного
состава. Очень важно, чтобы на каждом
корабле был внедрен опыт старшины
труппы т. Симоньяна. Ои сумел практиче-
ски доказаль, что трюм вполне возможно
постоянно содержать чистым.

Большая роль здесь принадлежит также
и корабельной корпусной комиссии. Она
должна систематически проверять состоя-
ние трюмов, прилегающих к ним перебо-
рок и покраску корпуеа.

: Инженер-капитан 3-го ранга
А. ГЕНКИН.

В Наркоминделе

1-го марта представитель Министерства
Иностранных Дел Болтарии г. Алтынов
сделал Полпреду ССОР в Болгарии Лаври-
щеву А. А. заявление, что болгарское mpa-
вительство дало согласие на ввод герман-
ских войск в Болгарию, имея при. этом
целью сохранение мира на Балканах,

3-го марта заместитель  Наркоминдела,
тов. Вышинский А. Я. передал болгарско-
му посланнику г. Стаменову ответ следую-
щего содержания:

В отвег на сообщение болгарского пра-
вительства, переданное 1 марта с. г. через
Полпреда СССР в Болгарии Лаврищева. А. А.

представителем министерства иностранных

дел Болгарии г. Алтыновым 0 TOM, что
болгарское правительство согласилось на
ввод в Болгарию германских войск и что
эта акция преследует мирные цели на Бал-

канах, советское правительство считает
нужным заявить, 970:
‚ 1) Совзетекое правительство ие может

разделить мнения болгарского правитель-
ства о правильности позиции последнего в
данном вопросе, так как эта позиция, не-
зависимо от желания болгарского прави-
тельства, ведет не к укреплению мира, &
к расширению. сферы войны и к втягива-
нию в нее Болгарии;

2). Советское о правительство; ^ верное
своей политике мира, не может ввиду это-
то оказать какую-либо поддержку болгар-
скому правительству в проведении его ные
нешней политики.

Советское правительство вынуждено сде-
лать настоящее“ заявление особенно ввиду
того, что в болгарской печати свободно
распространяются слухи, в корне извра-
щающие действительную позицию CCCP.

Изучают материалы ХУ Всесоюзной
партийной конференции

На корабль поступили газеты с докла-
дом т, Маленкова на ХУШ Всесоюзной
партийной конференции. Коммунисты разо-
брали газеты и в свободное от занятий
время в одиночку и труппами начали их
читать. Затем состоялись беседы, во вре-
мя которых бойцы задавали вопросы о се-
бестоимости, о единоначалии на производ-
стве, о функциях политотделов на речном
Й железнодорожном транспорте и т. п. Это
навело секретаря парторганизации т. Ма-

ксакова на мысль’— организовать на’ ко-

рабле консультации по материалам конфе-
ренции. Заместитель командира корабля
по политической части собрал агитаторов,
чтобы подробно выяснить, какие вопросы
задают бойцы, и указать, как отвечать на
них. Получив консультацию, агитаторы
снова разошлись.

В кубриках появились лозунги, призы-
вающие к глубокому изучению решений
конференции, к культуре ‘в работе, эконо-
мии материалов, энергии и инструмента.
Вскоре вышла корабельная  стентазета.
Член ВКП(б) главный старшина т. Курья-
нов в заметке «Как надо выполнять регне-
ния  партконференции» рассказал, что
коммунисты БЧ-У организовали с мапини-
стами собеседование на, тему: как реализо-
вать в условиях корабля решения конфе-
ренции. В боевой части и на корабле
имеется немало фактов, когда не сбере-
таютея дорогостоящий инструмент, мате-
риалы, излишне расходуется ветошь. Тов.
Курьянов рекомендовал пути достижения
экономии торючего и смазочного. Этого
можно достигнуть, если поддерживать нор-
мальный вакуум в главном холодильнике,
не нарушая технических норм. Топливо
можно сэкономить благодаря рациональному
расходованию пара, сохранению постоян-
ной герметичности магистралей. Это же
относится к экономии смазочных масел.

Подобные собеседования прошли и в
других боевых частях. Каждый коммунист
стал думать о том, что конкретно он мо-
жет сделать. для выполнения решений
ХУШ Всесоюзной партийной конференции.

Для экономии масла, употребляемого на
смазку нижнего корпуса торпеды, комму-
нист Карев уменьшил его расход. простым
и доступным способом. Наиболее подвер-
женные загрязнению части’ т. Карев по-
крывал слоем масла, & сверху наклеивал
тонкую прозрачную бумагу. Смазка остает-
ся под бумагой нетронутой.

мы. ооо ———-———-—2—

иди ———

Каждый коммунист уже сделал для
себя необходимые выводы. Главный
старшина коммунист т. Курьянов в

своем заведывании организовал учет ин-
струмента поштучно и закрепия-- его за
определенными людьми. Раныпе ‘практико-
валея учет. поступающего в боевую часть

расходного ‘материала, расходования его
не учитывали. Теперь этот  педостаток
устранен.

Секретарь партийной организации т. Ма-
ксаков добивается, чтобы коммунисты не
только усвоили решения конференции, но
и, осуществляли их каждый на своем
участке. „-

В парторганизации есть товарищи, не-
давно принятые кандидатами во члены
ВКП(б), среди них — тт. Шевченко, Маль-
цев, Молвинских. Реализуя решения ХУШ
Всесоюзной партконференции, они содер
жат свои заведывания в образцовой чисто-
те, бережно относятея к имуществу, к ма-
териалам, инструментам.

Для болеб глубокого изучения материа-
лов ХУШ партконференции т. Мажсаков
при помощи активистов проводит беседы.
Во время бесед, на которых используют
геотрафические карты, схемы организаци-
онного построения нашей партии и сра-
внительные диатраммы роста и неисчер-
паемых возможностей пох’ема пашего х9-
зяйстра, коммунисты эначительно легче
усваивают суть решений конференции.

Изучение решений ХУШ Всесоюзной
партконференции вызвало новый под’ем
активности среди личного состава; ‘более
хозяйское, бережное отношение к воору-
жению, имуществу и предметам обихода. В
этом большая заслуга коммунистов, пра-
BHIBHO понявших решения конференции,
реализующих их в практической. работе.

Проведенный на-днях командованием со-
единения смотр кораблей показал, что
этот корабль во многом отличается от `дру-
тих. Первая, четвертая и пятая боевые
части корабля заняли первые места в со-
единении.

Во второй половине марта на корабле
намечается партийное собрание. На этом
собрании коммунисты расскажут о том, ках
они практически осуществляют историче-
ские решения партконференции.

Н. ОГНЕВ.

Тихоокеанский флот.

Заметки командира

1] ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ

Формирование флотского командира на-
чинается в стенах военно-морского учеб-
ного заведения. В продолжение нескольких
1  курсанты наших училииу получают
Иширные фундаментальные знания в обла-
изучают

евыюе средства флота, знакомятся © шлю-
на учеб-

и тактики, кораблевождения,

почным делом, проходят практику
вых и боевых кораблях.

Партия и правительство неустанно за-
фтятся о подготовке высокообразованных,
Военно-Морского

Флота, щедро. снабжают учебные заведения
  всеми необходимыми пособиями и оборудо-
предоставляют все возможности
‚тля воспитания кадров, достойных высоко-
19 и почетного звания командиров военио-

Гамотных командиров
ванием,

то флота великой морской державы.

«Но школа,—говорит товарищ Сталин, —
810 только подготовительная ступень. ‚ На-
‘мящая’ закалка кадров получается на
на борьбе с
‚ трудностями, на преодолении трудностей».
 ’’ В произведениях М. В. Фрунзе мы нахо-

шу многократные указания © необходимо-
совершенствования
его роста,

живой работе, вне школы,

мя  непрестанного
хомандира, о необходимости
 шиобротения новых и новых знаний.

Фрунзе писал, что от командира «...тре-,

ется очень много знаний, и нужно, го-
  твиться не только когда находишься в
  Шкоде, по и когда ‘паходишься вне ее.
Малейшая отсталость и невнимательное

} ношение к вопросам развития военного
„  а быютро тюведут к общей отсталости

ик утрате служебного авторитета».

Чему и как должен учиться командир
  ва корабле? Чему и как должен он УЧИТЬ

зоих подчиненных? ,

? чбражения о необходимости

заний и умения.

му же и как должен учитьея коман-

I na корабле?
  Прежде всего с окончанием военно-мор-

В пределах одной газетной статьи не
  прехставляется возможным достаточно пол-.
  в, исчерпывалюще ответить на эти вопрэ-
‘ы. Здесь мы хотели бы лишь поделиться
‚ которым опытом, дать ряд советов моло-

‘  TMM командирам, высказать свои мысли и
сочетания

>

Капитан 1-го ранга
В. ФАДЕЕВ

>

ского учебного заведения ни в коем случае
нельзя считать курс своего обучения уже
завершенным. Надо запомнить раз и Ha-
никаких иллюзий,
обилие и разнообразие
полученных знаний, училище —— это толь-
которая дает
приоб-

всегда, не строя себе
что, несмотря на

ко первоначальная ступень,
лишь основы, вводит в курс. дела,
щает к боевой специальности.

дывать в учебники, которыми пользовался,

жется уже достаточно усвоенным,

Условия ‘службы на’ боевом корабле обя-
зывают командира He  зазнаваться,
мнить себя всезнайкой, а учиться терпе-
ливо, беспрерывно, систематически.

Дело ведь не столько в личном конфузе
комапдира. Забыв, натример, практиче-
скую часть астрономии, не заглядывая го-
дами в соответствующие учебники, коман-
дир корабля уже ме может требовать от
всего командного состава, чтобы он зали-
Malem решением астрономических 34144.
Он предоставляет это только одному штур-
ману ‘из опасения оказаться в затрулне-
нии, если кто-либо из подчиненных коман-
диру задаст ему вопрос, попросит помощи,
раз’яснений.

Таким образом, командир корабля пере-
‘доверяет огромную ответственность одному
штурману, не будучи в состоянии ето
контролировать. Он уже не может крити-
чески подойти к данным штурмана отно-
сительно, скажем, обсервованного места и,
стало быть, ведет корабль вслепую.

Вспоминать и повторять основы обязан
нё только молодой ‘командир, пришедший
иславню из стен училища, по и зрелые,
опытные, большие командиры: повторять
пройденное и двигаться все время дальше,
обогащать себя все новыми и новыми эна-

Много и много раз придется еще загля-

будучи курсантом, повторять таю называе-
мые зады, возвращаться к тому, что Ka-

He

ниями BO °всех областях военно-морской
науки, следить за всеми новинками спе-
цизльной литературы, изучать иностран-
ные флоты, совершенствоваться и повы-
шать свой технический и идейный ypo-
вень. Ибо командир Военно-Морского Фло-
та СССР — это передовой человек, кото-
рому очень многое дано, многое доверено
и с которого много спрашивается.

Ленивый, равнодушный, ограличенный
командир немыелим на боевом корабле ни
в какой роли, ни на каком участке, ибо
нет на корабле неответственных постов,
незначительных масштабов.
и растут наши командные кадры по-раз-
ному, разными темпами ис разным успе-
хом.

Как многому может научиться вахтен-
ный коматдир, внимательно и пытливо
Наблюдающий за действиями и маневрами
командира корабля, прислушивающийся к
его командам, присматривающийся к сти-
лю ого работы, не оставляющий ни одного
невыясненного. вопроса!

А вопросов для неопытного молодого
командира на корабле, естественно, возни-
кает немало. Вот, швартуясь при боковом
ветре,  командир корабля пнаветренной ма-
шиной работает назад. Почему? На первый
взгляд, это может показаться противоесте-
ственным. Но вот швартовка произведена,
и нужно, не стесняясь, расопросить коман-
дира 0б этом.

Нередко кажутся пепонятными чекото-
рые маневры, применяемые при удержа-
ции кораблем своего места в строю. И не
так-то просто научиться чувствовать изме-
нение ‘пеленга. Это дается не сразу, хля
этого требуются время, учеба, практика.

Морокой глазомер, морское ‘чутье’ при-
обреталотся, с опытом, но один команхир
достигает этих качеств раньше, а другой—
значительно позже. Очень многое завиелг
OT самого человека, от его желания, от
сго наблюдательности, от его работы над

Не теряй ни одной минуты, стоя на
мостике. Командир корабля отдает ряд
вомали. Запоминай их чередование. Oco-
бенно команды в машину при управле-
нии маневрами, при швартовке у стенки

А развиваются.

п на бочки, при постановке на якорь. За-
В и все анализируй, все продумы-
вай.

Освоив так называемую буксирную тех-
нику, не считай себя готовым. команди-
ром. Впереди.у тебя еще более сложные
этапы, значительные задачи. Впереди еще
предстоит научиться оценивать условия,
обстановку, момент.

По чьей вине бывали случаи, когда’ ко-
рабли на рейдах оставляли якоря? По
‘вине того командира, который не знал
элементарных вещей, не предусматривал
время года, местные условия, состояние
погоды ‘на этот день.

Качества командира-моряка выковыва-
ются в наиболее трудных условиях ипла-
вания, в сложной метеорологической 06-
становке: ночью, в шторм, в туман.

Надо очень тщательно; до самых укром-
ных уголков, изучить свой корабль, 050-
бенно свою боевую часть, группу, пост —
свое заведывание. Тактический формуляр
и главные корабельные чертежи—это 0с-
новные документы, не зная’ которых,
можно прослужить на корабле годы и...
бродить в потемках, оставаться полугра-
мотным, невежественным командиром.

Совершенно необходимо — основательно
ознакомиться с организацией личного со-
става. ‘Когда-то, в бытность’ курсантом,
ты проходил практику на учебном кораб-
ле, стажировался на крейсере, & Теперь
‘пришел служить на линкор, на миноно-
сец или на сторожевой корабль. Органи-
зация всюду тазличная, имеет свои 9с0-
бепности, которые надо твердо знать.

Кое-кто из молодых командиров считает
для себя недостойным; унизительным 0б-
ратиться с вопросом к подчиненному ему
старшине группы или командиру отделе-
ния, не говоря уже о рядовом бойце. Это
абсолютно неправильный взглях. Автори-
тет командира ни на иоту не будет подор-
ван или унижен, если он обращается за
помощью, за советом не только к старше-
му товарищу, но и к своим подчиненным.
Наоборот, его станут уважать больше. ес-
ли почувствуют в нем искреннее стремле-
ние к скорейшему овладению механизма-
ми, приборами, всей сложной техникой
боевого корабля. Всякий молодой  коман-
дир должен поставить себе задачу: учить-
ся У всех, кто может научить.

Но учась сам; командир в первые же
дни своего прихода на корабль становит-
ся учителем и воспитателем десятков, со-
тен бойцов, Приходится преодолевать ро-

бость, приобретать педагогические навыки.
С чего начинать, какими методами лучию
всего пользоваться?

Будучи не только замечательным моря-
ком, но и опытнейшим педатогом, Мака-
ров требовал: «1) должно учить в мирно
время тому, что приходится делать в во-
енное; 2) учить в такой последовательно-
CTH, чтобы из самого рода обучения видна
была цель всего ‘отдела образования;
3) учить больше показом, чем рассказом».

Современные требования к методам обу-
чения личного состава не расходятся с

рассуждениями адмирала Макарова по во-

енню-морской педагогике. Подготовка бой-
ца должна быть конкретной, целеустрем-
ленной, последовательной.

Живой показ, иллюстрация, пример —
это лучшее, наиболее доходчивое средство
хля усвоения материала, для овладения
нужными действиями, приемами, движе-
HHAMH.

Обучаешь бойцов хождению по выстре-
лу — покажи все сам. Пройди раз, дру-
той, & если надо, то повтори още и еще.
Пусть’ увидят и запомнят всю технику:
как спуститься по шторм-трапу или по
шкентелю, как при этом следует работать
руками, в каком положении держать кор-
пус — все до конца покажи сам. А вслед
за этим пусть повторят.

Можно десятки раз об’яснять технику
поворота на шлюпке под. парусом, и вее-
таки люди мало что усвоят. Рассказал, &
теперь посади команду на шлюпку, по-
ставь е® то в отно, то в другое положение
по отношению к ветру и, делая повороты,
комментируй их, об’ясняй назначение и
последовательность всех своих поступков.

Не бойся Черновой работы. Надо. завер-
нуть трос на кнехт или сделать восьмер-
ку на утке шлюп-балки, или даже проде-
монстрироваль, Kak пролопатить, прошваб-
рить палубу — покажи, не стесняйся, за-
сучи рукава — авторитет командира не
снизится, & только возрастет.

Умение командира все сделать самому,
все показать так же’ важию, как и его зна-
ния. Каждый командир должен быть луч-
шим краснофлотцем и лучшим боцманом
своего. корабля, чтобы иметь нравотвенное
право требовать от подчиненных, показы-
вая им пример воего того, что им прихо-
ДИТСЯ ИсПоЛНЯТЬ.

Как же можно требовать от бойцов лов-
кости, если сам командир неуклюж, непо-
воротлив, если он не способен сыютро, сно-

ровисто, четко выполнить любое действие
при любых ‘условиях? Как же можно на-
учить бойцов хорошо, грамотно грести, если
сам командир не умеет толком тюказать
требуемое положение рук на вальке весла?
Как же можно быть уверенным за своих
подчиненных в бою, если командир не су-
мел ‘им все досконально показать, проде-
монстрировать, преиллюстрировать?

Сила, командира —— в сочетании знаний
и умения. Нельзя считать человека, обла-
дающего лишь академическими знаниями,
книжника, теоретика, белоручку  полно-
ценным командиром. Но узкий, ограничен-
ный практик также не удовлетворяет
отромным требованиям, пред’являемым к
командным кадрам Военно-Морского Флота.

Стремительный poct боевой. техники,
вое возрастающая сложность современных
средств управления стрельбой требуют
командира грамотного, образованного, уме-
лого и опытного. Только ‘соединяя эти
качества, можно быть способным комачдхо-
вать, ‘управлять, учить и воспитывать
личный ‹©остав. Неслучайно приведены в.
суворовокой «Науке побеждать» мудрые
народные поговорки: «3a ученого трех не-
ученых дают. Дело мастера, боится».

Анализируя состояные английской а1-
мии, Энгельс писал: «Их артиллерийский
материал— первоклассного качества: пули-
ки — наилучшие в Европе; порох не знает
себе равного в Европе, снаряды отлича-
ются исключительной гладкостью поверх-
ности. Несмотря на это, ни олши пушки в
мире не лают такого большого процента
непопадалий, и это показывает, какие
люли управляют ими; ни в одной европей-
ской армии офицерский состав артиллерии
по своему профессиональному образованию
не стоит на таком низком уровне, как в
английской. Знания английского артилле-
рийского офицера чаще воего ограничива-
ютея начатками артиллерийской науки...х

Советский Союз строит большой морской
и океанский флот. С каждым тодом на
вооружение нашей великой социалистиче-
ской родины поступают все новые и но-
вые корабли, оснащенные грозной техни-
кой.

Могучей Советской державе по плечу
строительство боевых кораблей всех клас-
сов, по плечу произвохетво любых, самых
сложных механизмов и приборов: Нам так-
же по`плечу и воспитание самых грамот
ных и образованных, самых умелых и
опытных = командиров Военно-Морского
Флота.