——— 5 марта 1941 г, №

Партийное собрашио посвящалось аван-
rantaoll роди. коммунистов в песетими: `де-
зирной службы. Задолго до собрания сек-

зрь партийлой организации т, Лудов
хкторонно изучлил этот вопрос: беседовал
г ойцахи-комэуихутамги, команнатином роты
19 заместителем тво поллгической части
‚ Мыным, озпажомнлея с материалами
уклачика, 3% 4 дия до намеченного срока
1, дов состалил телаит подготовини Copa.
ия, готорый был полностью выполнен,
фрууунисты тт. Сергеев и Смирнов провеё-
и бемы с бойцами о повом Дисципли-
ирох устаю и 00 Уставе караульной
цухбы, Был выпущен специальный но-
ув) раогазеты. У микрофона выступали
лише младигию комалитиры Tr. Сурков,
наоико и Кондыбин,—их отделения до-

{uth Утичных показателей в боевой и
  политической учебе, Уже во время подго-
люд К партийному собратию дежурная
  11505 в рото эначитотыьно улучинилаеь.

Сафотафь падугориганиизащии ‘умело ‘ру-
вит атитаией ат птрютаганаюй. Про-
кит ли OM политинформащию пели рас
дазыраот в тесном кружике. бойцов о герои-
чех делах военных моряков в боях про-
ro боофиниов, ок обязательню замитаелу
миржку из устава, имеющую прямое
пошение к данному событию. Dro poco
power бойцов в духе неукоснительного’ вы-
yuna Bex требований уставов м на-
eeteasitil,

М шин случай нарушения ‘устава
р» котся без валимания. Таж, краенофло-
rq 1. Колесов нобреюто выполнял свои
иралности па посту. На собрании резко
или поведение атотго краюнофлюттца,. За-
ви ъотупия т, Илнин. Он дал оценку
yim бойца выявил существо его
ики и зачитал параграф‘ Устава ка-
эмыюй службы, в котором определялись
мания к бойцу. После этого собрания
иг тсячески старался загладить свою ви-
1, (№йчас он- отличник.

Широко тирюттаичалсирует уставы Востено-
Уиского Флота тпалулдная атиттащия. В ка-
ую, коридорах, лепинекой ‘ комтале-—
ку можно вилеть выдераююи m3 “yera-
и и паогавлеший,

‚ томно зпачетию имесот личная при-
пить коммунистов. Они. доляны me
лью сами хорошо знать воешно-морокое
nd, обраэцивю влацеть боевой техникой,
пи помомать отстающим товаритцал,

} мой партортанизации все коммуни-
и — отличники учебы, и каждый оказы-
wr помощь отетающим бойцам. /

} подразделении,  тдо инструктором
‚ Боуслаоский, боец Pemerop имел
MINH оценки, к тому же был педис-
Цититованиым; в политической подго-
уе ототавали тт. Власов, Худик и Му-
om. С пими т. Богуславакий много
wet. B часы самостоятельной работы,
} сободноо время, при каждом ‘удобном
17440 ОН раз’яснял TLCHLOMLATHBIG вопрююъ,
WORDT, почему бост должен быть
упявутым, высокодисщиилинипроваиным.
Те, Богуславский — хороший агитатор.
м провел много бесех о междунаролном по-
ии, героях нааией родины, © новом
Дицоилигнариюм уставе и т. д. Результа-
“т: ссазались. В омоше ишструктора т. Бо-
тазового трое бойцов учатся хоротио, а
(TALULA OTULDO,

Тез. Ильин глубоко изучает. людей, . хо-
лю знает их запросы. Недавно млад-
и командир сообщил ему, что отлич-
щ от. Титов как-то страшно стал себя
эт: замкнулся, © товарищами не 06-
тия, невнимательно. относится к учебе.
щститедь командира сумел так подойти
оу бойцу, что тот все откровенно ему
ликазал. Оказалось, что. он получил из
1 нотнииятное известие, это его и огор-
wv. Tos. Ильин оказал поддержку семье

СМОТР КРАСНОФЛОТСКОГО . ТВОРЧЕСТВА

большим успехом прошел емотр худо-
титвенной самодеятельности в №-ской ча-
1, В первом отделении выступал драма-
CK коллектив, показавший одноакт-
0 пьесу. Хорошо справились со своими
мми краснофлотцы тт. Зотов и Вузне-
и, жены командиров тт. Кибальник и
Прщенко.

№орое отделение открыл хор в сопрово-
UMM струнного оркестра. Жюри смотра

Нарушсиот директиву о политзанятиях

Фраснофлотцы явно скучали и не про-
MU ни малейшего желания слушать
упповода. ’

рупповод путал, говорил, “что взбредет
у в голову. Это было в одном из под-
елений М-ской части. Подобных фак-
 } немало в частях и подразделениях это-
1 овдинения.

Но бела ие тольхо в групповодах. Пло-
ц и неграмотных групповодов легко за
MAWTb более подготовленными. Основной
остаток заключается в том, что полит-
шятия в соединении организованы из рук
и плохо. Здесь грубо нарушают лиректи»
1 Главного управления политической, иро-
WWII © политзанятиях.

0бо плохо проходят здесь семинары
упюводов. Еще совсем недавно они пю-
Мились не с 13 часов, как указано в
ективе, а с 14. Так механически со-
Чащалея на один час срок занятии,
мько последние три занятия начинались
‘13 часов, Но и теперь не всегда пол-
лью используется отведенное время. На-
имер, 16 февраля семинар, которым ру-
идил полковой комиссар т. Васильев,
Айтал всего два часа вместо четырех.
Эк семинары приносят мало пользы.
‘мент посещаемости низкий. Так, па се-
Инаю, которым руководит полковой ко-
ар т. Васильев, обычно бывает мень-
половины групповодов и их помощников.
(еиикар по истории народов СССР (ру-
зодитель батальонный комиссар т. Дво-
енко) также посещается половиной со-
Tapa,

Такое же’ положение и в других семи-
‘ax, Некоторые тгрупповоды <овеем He
Шают на занятиях, и как они руководят
пиами, никто 00 этом но знает.. Так,
Map, которым руковолит полковой ко-
ихар т. Васильев, занимался уже шесть
№ю. Шо ни на одном из этих занятии не
ип трупповоды тт. Паращенко, Горячев,
‘анов, Савченко, Черненко, Марковин, Тру-
яви, Шестаков, Анисимов, Кондаков.
но подумать, что они выбыли из ча-
tl, Ho aro пю тах, 1 февраля отдел поли-

3 (707) >

—

Борьба за примерность
коммунистов

бойца. Домашних дела наладились, и т. Ти-
Mite стал ‘учиться отлично.
лодые коммунисты — а
ия партийной opramumatict, Да sack pi
En tlh aS лекции по истории
‘дмнароднюому тролюясеничю. B
седы проводите заместитель командира, по
политической части. Очень часто с канди-
датами партии беседуют участники граж-
ханской войны. Молодым коммунистам более
OMBITHEIO товарищи оказывают помощь в
еле «Краткого курса истории ВКП(б)».
кротарь  парторганизации т. ФЛулов
воспитьизаю  молодь комммниетов на пар-
тийных поручениях. Он ие ограничивает-
ся только одними заданиями, но внима-
тольшю следил’ за их выполнением, в ©лу-
чаю пеобходимости помогают,

Налример, т. Кондыбишу поручили mpo-
вюсти беседу © Ленеких событиях. Секре-
тарь париоргаатизащии ттомог ему составить
план, пайти необходимую литтераигуру, по-
советовал, как тучше ‘и иниреенее прове-.
сти беседу, па которой затем присутелво-
вал сам. Это дало ©му возможность вы-
явить сильные и слабые стороны. т. Кон-
дыбина,. И

Так. кропотливо и настойчиво секретарь
парторгаизащии выралщивает каяры агита,-
торов, учит молодых коммунистов прак:
тической работе.

Особенно тиримателтьно соедилт т. Лудов за,
теоретичестим рослум комомгуниелов, за их
работой над «Кралким курсом истории
ВКП(б)». Часто он проверяет их SAHNI,
помогает ‘усвоить наиболее ‘трудные во-
просы.

Секретарь парторганизанциги опирается в
своей работе на активистов, советуется
с ними, приюлушивьется к их мнению и
предложениям. Бестарпийньгх  апупизистов
он привлекает на открытыю партийные со-
брашил, беседует © ними по вопросам,
затропутым на этих собраниях, расска-
зывают, в связи © чем и почему партий-
ная оргамизащия обсуждает ‘то или иное
мероприятие, дает поручения. И беспаю-
тийные  активиюты-—Первые помощники
парторганизации.

Недавно. по ‘инициаливо палугоргашизации
бым проведен вечер техники. Один ‘из ак-
тивистов сделал доклад ‘о русаком уче-
ном — изобретателе радио Попове. Схе-
мы, чертежи, светящиеся аппараты нагляд-
но демонстрировали практическое примене-
нио приборов. В заключение вечера выюту-
пил ансамбль русской пляски под руко-
водством беспартийного активиста т. Ива-
нова.

Парторганизащия много уделяет виима-
ния воспитанию комсомольцев. № секрета-
рю комсомольцы’ ‘обращалолея © самымя
разнообразными вопросами: ему они от-
крывалот свои сокровенные мысли и па-
строония, делятся успехами в боевой и по-
литической подготовке, рассказьызалют 0
личной лоизни и быте. Тов. Лудов повее-
дневно изучает комсомольцев зна, правяти-
ческой работе, помогают им в `самостоя-
тельной учебе, в повышении  теоретиче-
ского уровня, дает указания секретарю
комсомольского презилиума.

Некоторыю комсомольцы из смены млад-
шего комаплира т. Фирсова отставали в
усвоении пройдештьсх тем по специально-
сти. Секретарь комсомольской организации
по совюту т. Лухова вызвал отстающих на
президиум. Там им раз’яснили, что значит.
роль комсомольцев в учебе. На президиум
пригласили также отличников-комеомоль-
цев. Последние поделились своим , опытом
работы. В результалю отстающие товарищи
подтянулись, смена т. Фирсова теперь по
всем видам боевой и политической подго-
TOBE
оценки,

СТарший, политрук А. СУСАНИН.

высоко оценило исполнение песен «Казач-
ка» и «Спят курганы темные».
Краснофлотец т. Квактун прочитал от-
рывок из романа Н. Островского «Как за-
калялась сталь», т.
из поэмы «Кавказский пленник» А. С.
Пушкина, т. Березкин — юмористический

рассказ.
А. ВАСИЛЬЕВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

тической пропаганды исключил из списков
выбывших групповодов. Некоторые из них
исключены по семинару т. Васильева. Но
все эти не посетившие ни одного занятия
руковолители в списке остались. Значит
они руководят группами, но 0б их работе
никто не знает. После каждого занйтия
т. Васильев составляет рапортичку 06 от-
сутствующих и ‘направляет ее в отдел по-
литической пропаганды. Это, однако, не по-
могает. Отлел политической пропаганды еще
не поставил резко вопроса об обязательном
посещении семинаров всеми групповодами.

В лирективе Главного управления поли-
тической пропаганды товорится о том, что-
бы не допускать превращения групповых
занятий в экзамены и места принятия за-
четов. Но здесь полностью превратили груп-
повые занятия в коллективную сдачу за-
четов. Индивидуально от каждого или по
группам в три-четыре человека никто из
руководителей зачетов не принимает. Боль-
ше того, некоторые руководители семина-
pos, например т. Васильев, даже не про-
сматривают всех конснектов. У батальон-
ного комиссара т. Сорокина занимаются 40
человек. Олнажю зачетов от них он также
не принимает и не проверяет. конспектов.

В последние дни дело еще более ухуд-
шилось. На занятиях этого семинара каж-
дый раз присутствуют новые люди. Руко-
водитель даже не может изучить состав
трупповодов. В списке эначатся одни, &
присутетвуют другие люди. Состав семи-
нара растет с каждым днем. Сейчас в нем
уже более пятидесяти человек, а посещают
его не более двадцати пяти.

Кажлый руководитель семинара должен
иметь заместителя, чтобы легче и скорее
можно было принимать зачеты или в ©лу-
чае отсутствия руководителя его смог з4-
метить заместитель, уже знакомый со слу-
шателями. Но здесь ни один руководитель
семинара не имеет заместителя. Правда,
в начале февраля их выделили, но некото-
рые 06 этом не знали до 17 февраля. До
этого дня никто из НИХ К работе не при-
ступал, & начальник Управления полити-

неизменно получает отличные  .

Коладеев — отрывок   (о

Передовые младшие командиры Красно-
знаменного Учебного отряда подводно-
го плавания им, С, М. Кирова (Красно-
знаменный Балтийский флот), Слева на-
право: в первом ряду — мичманы И. И.
Лебедев и И. Ф. Ефимов; во втором
ряду — главные старшины А. П. Рыжов
и В. Н, Тимофеев и мичман-орденоносец
О. А. Фетисов. ~

t oto H. Bepuntyra.

НОВЫЕ КНИГИ

«Ладо Кецховели» — 1876—1903. Соц-
экгиз, 1941 г., стр. 56, тираж 100 тыс.
экз., ц. 40 коп.

Книга представляет собой сборник ма-
териалов и документов о жизни и рево-
люционной борьбе одного из замечатель-
ных деятелей большевизма, ближайшего
соратника великого Сталина — Ладо Кец-
ховели.

Книга открывается статьей Л. Берия
«Ладо Кецховели». В ней говорится о. дет-
стве Ладо, об учебе его в Горийском духов-
ном училище, где он впервые познакомился
и сдружился с товарищем Сталиным.
Статья обрисовывает кипучую революцион-
ную деятельность В. 3. Кецховели сна-
чала в Киеве, затем в Тифлисе и Bary.

2 сентября 1902 г. Ладо арестовали. На
допросах он держался исключительно до-
стойно и твердо. В донесении департаменту
полиции бакинские жандармы характери-
зуют его, как «человека весьма ловкого,
осторожного, принявшего на допросах все
меры к тому, чтобы выгородить других...
Or называния же своих пособников Кенхо-
вели, как и другие, также отказался, бла-
гсдаря чему не удалось установить связь
по революционной деятельности некоторых
ЛИЦ».

Царские палачи, не будучи в силах сло-
мить железную волю большевика Jago,
зверски расправились с ним. 17 августа
1903 г. он был подло убит в своей каме-
ре выстрелом в окно.

В книге приведены статьи и письма
Кецховели, прокламации по поводу его
убийства и документы из архива жандарх-
ского управления.

Материалы книги ярко рисуют образ
пламенного борца за дело пролетариата
`Ладо Кецховели, профессионала-революцио-
нера, самоотверженно работавшего в’ усло-
виях глубокого подполья.

«Ладо Кецховели, — пишет тов. Л. Бе-
рия, — Всю свою яркую, прекрасную
жизнь без остатка отдал революционной
борьбе за дело рабочего класса.

Его героический образ непоколебимого,
бесстрашного пролетарского революционера
воспитал не одно поколение мужественных
революционеров-болышевиков Закавказья я
Грузии».

«Конституции и конституционные акты
Союза ССР» (1922—1936). Сборник до-
кументов под редакцией академика И. П.
Трайнина. Изд. «Ведомостей Верховного
apa РСФСР», 1940 г., стр. 208, ц.
4 Docsuis
Институт правь Академии наук СССР
выпустил сборник, в который вошли пер-
вая и вторая Конституции Союза ССР и
другие важнейшие законодательные акты
юза ССР периода 1922—1936 гг. Сбор-
ник дает богатый конкрогный материал
для глубокого усвоения учения товарища
Сталина о двух фазах исторического раз-
вития советского социалистического госу-
дарства.

ческой пропаганды Черноморского флота
заместителей не ‘утверждал. Вилимо, не
утверждал он и руководителей семинаров,
Tak как об этом ничего неизвестно даже
инструктору по пропаганде старшему по-
литруку т. Колчину.

Не. утверждены приказом командира
соединения групповоды частей, где заме-
стителями командиров по политической ча-
сти батальонные комиссары тт, Сорокин,
Ивченко. То же самое и в других местах,

Достаточного контроля над проведением
политзанятий инструктор по пропаганде
т. Колчин не осуществляет.

Олнажды он позвонил по телефону ба-
тальонному комиссару т. Ивченко и попро-
сил его собрать журналы учета и успевае-
мости групи политзанятий. После этом
т. Колчин приехал в часть и проверил
журналы. Он сделал замечание, что неко-
торые журналы ведутся небрежно, что
нельзя вместо оценки «хорошо» ставить
четверки.

Ему предложили посетить. группы полит-
занятий, познакомиться с тем, как проходит
учеба. Но т. Колчин ответил, что ему не-
когла; он собирает материал к совещанию
групповодов. `

Старший политрук т. Колчин не знает
трупповодов, их деловых качеств, ему не-
известно то, что в частях нередко заме-
няют групповодов, не соблюдая при этоу
требований директивы Главного управления
политической пропаганды»

Олнако кое-что известно и т, Колчияу.
Он знает, например, о том, что младший
политрук т. Олейник, не сдавший зачета
jake m0 первой главе «Краткого курса
истории ВЁП(б)», руководит группой по
истории партии. Олнако мер инструктор
пе пропаганде не принимает.

Грубоо извращение директивы Главного
управления политической пропаганды о по-
литзанятиях — основная причина плохой
работы семинаров, причина недостатков в
политической воспитании  краснофлотцев
соединения.

М. ПЕТРОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Ценный историчес

Изучение ‘методов и приемов внешней
политики империалистических держав, их
дипломатии чрезвычайно полезно для всех
советских патриотов. Оно способствует
повышению их бдительности, обостряет их
политическую зоркость. Умению разбиралть-
ся в сложнейших международных пробле-
мах неустанно учат нас Ленин и Сталин:
Это умение необходимо более, чем когда-
либо, в современных условиях, когда вто-
рая мировая империалистическая война

‘довлеет над всей международной обста-
новкой. й
Вот почему следует считать весьма

актуальным предпринятое Соцэкгизом в св-
рии «Библиотека внешней политики» изда-
ние двухтомной`. «Истории дипломатии»,
первого опыта марксистской работы в дан-
ной области. Вышедший в свет первый том
состоит из четырех разделов. Раздел пер-
вый посвящен дипломатии в древние века,
раздел второй — дипломатии в средние ве-
ка, раздел третий — дипломатии в новое
время (ХУ!--ХУШ века), раздел четвер-
тый — периоду победы и утверждения
капитализмь в передовых странах — до
франко-прусской войны и‘ Франкфуртского
мира включительно (1789—1871 гг.).
+ *

Раздел «Дипломатия в древние века»
охватывает внешнеполитическую деятель-
ность государств, экономической основой
которых было рабовладение. На глиняных
табличках, написанных клинописью на
вавилонском языке-—дипломатическом язы-
ке той эпохи—вохранились для налпих
поколений дипломатические письма,  до-
товоры и другие международные акты
XV—XIV века до нашей эры. Эти доку-
менты дипломатии государств Древнего
Востока-—Египта, царства хеттов, Вави-
лона, Митании свидетельствуют о том, что
уже в отдаленные времена, тысячелетия
тому назад, дипломатическое искусство
играло важнейшую роль в жизни rocy-
дарств.

Внешняя политика античных rocy-
дарств—Греции и Рима, этих государств-
городов (полисев) — определялась «интере-
сами борьбы за расширение территорий,
за приобретение рабов, за рынки. Отсюда
вытекали: стремление к гегемонии, поиски
союзников, образование группировок, коло-
ниальная экспансия, которая ставила сво-
ей задачей образование крупных держав и
вызвала столкновения у греков на Восто-
ке с Персидским царством, у римлян — на
Западе с богатейщей торговой республикой
древнего мира — Карфагеном». («История
дипломатни», стр. 15—16).

Первоклассная морская держава, того вре-
мэни Афины, стремясь занять доминирую-
щее положение по отношению к остальным
греческим городам, действовала не только
силой оружия, но и дипломатическим пу-
тем. Известны попытки главы афинского
государства Перикла в 448 году до пашей
эры созвать в Афинах пан-эллинский (06-
щегреческий) конгресс.

Из богатой дипломатической практики
античного Рима особый интерес представ-
ляет период его войны с Ганнибалом, та-
лантливым вождем Карфагена. Ганнибал
разгадал сущность ннешней политики Ри-
ма, основанной на принципе «Разделяй и
властвуй». «Могущество Рима, — говорил
Ганнибал, — состоит не в его военной мощи,
& в его способности раз’единять противни-
ков». Ганнибал потерпел крушение, ока-
завшиеь не столько жертвой превосходства
римского оружия, сколько искусства дин-
ломатии, сумевшей добиться его изоляции.

Императорский Рим вылвинул ряд бле-
стящих дипломатов. Широко разветвлен-
ные внешнеполитические связи Римской
империи требовали формирования епеци-
альных дипломатических кадров. В ритор-
ско-дипломатических школах молодежь по-
лучала высшее юридическое образование,
упражнялась в произнесении речей и обу-
чалась этикету.

ek OK ,

Раздел второй «Истории дипломатии» от-
ражает развитие дипломатии в средние ве-
ка, отношения между варварскими госу-
дарствами и Византией, период феодальной
раздробленности и постепенного укрепления
феодальной монархии.

Выешего могущества достигла Восточная
Римская империя в царствование Юстиниа-
на. Ве дипломатические связи простирались
от Китая до Атлантики, от Внутренней
Африки до причерноморских степей.

В [Х веке возникаёт Русь, Киевское го-
сударство, «держава Рюриковичей», по оп-
ределению Маркса. На развитие междуна-
родных связей Руси оказало влияние ее
географическое положение: она была pac-
положена на великих водных артериях, ко-
торые вели к Черному, Каспийскому и Бал-
тийскому морям, на юге она граничила ¢
Византией. Связь с Византией поддержива-
лась и после распада Киевского государ-
ства во второй половине ХГ века на ряд
обособленных княжеств.

На Западе в средние века происхо-
дит значительное усиление Франции.
Родоначальник современной дипломатии —
как его называли-—Людовик ХТ высоко под-
нимает авторитет государства, действуя
при помощи превосходных кадров диплома-
тов, мастеров интриги и разведки. На
Апеннинском полуострове выдвигаются бле-
стящие представители флорентийской и ве-
нецианской дипломатии, деятели Ватикана,
располатавшего бесчисленными междуна-
родными связями.

k

История дипломатии в новое время ох-
ватывавт период с XVI Beka до конца
первой мировой войны и заключения Вер-
сальского мира-—1919 г.,— период разви-
тия, утверждения и упадка капиталисти-
ческого строя.

В ХУ! — ХУШ веках в Европе оконча-
тельно складываются большие государства,
на Востоке формируется великое Москов-
ское государство.

ипломатия Московского великого кня-
жества при Иване Ш продолжает воссоеди-
нение русских земель, захваченных сосе-
дями, и окончательно ликвидирует зависи-
мость от Золотой Орды. При разрешении
этой проблемы «Иван Ш более, чем когда-
либо, действовал не столько оружием,
сколько дипломатическим путем». (Стр.
199). Заключив союз с Крымом, ¢ нагай-
скими и сибирскими татарами, Иван Ш,
по выражению Маркса, «погубил одного
татарина посредством другого»: Золотая
Орда была окончалельно разгромлена крым-
ским ханом Менгли-Гирсем. Характеризуя
успехи политики Ивана Ш; Марке пишет,
что к «концу ето княженья мы видим
Ивана Ш сидящим на вполне независимох

«История дипломатии», том 1.
Соцэкгиз, 1941 г. 566 страниц.

+>

троне. Рядом с ним -—— дочь последнего
византийского императора. У ног ето —
Казань. Обломки Золотой Орды толпятся
у его двора... Литва уменьшилась в своих
пределах, и её государь является орудием
в руках Ивана. Ливонские рыцари разби-
ты». (Стр. 200). Еще больший размах при-
нимает внешняя политика Ивана Грозного.
Она развивается на Восток и на Запад, 6
целью дальнейшего расширения и укрепле-
ния позиций Московского царства, —основ-
ных направлением является западное, с
задачей добитья выхода к Балтийскому
морю. Эту задачу Ивану Грозному не уда-
лось осуществить — ее с честью выполнил
великий преобразователь, оспователь моло-

дой Российской империи Петр [.

С середины ХУП зека, Россия играет на-
столько крупную ‘роль в политической жиз-
ни Восточной Европы, что без ее участия
не может решаться ни одна проблема внеш-
ней политики. Петр Г уделяет большое вни-
мание развитию русской дипломатии, реор-
ганизуя ее на западноевропейский образец.
Он руководит созданной им «Коллегией
иностранных дел», лично участвует во всех
дипломатических переговорах. . «Основным
его правилом была политическая добросо-
вестность и верность обязательствам... Си-
ла внешней политики Петра заключалась в
том, что он не разбрасывалея на несколь-
ко проблем, а’ сосредоточивалея па одной;
этой одной проблеме он и подчинял все
усилия своей дипломатии, отказываясь от
выполнения других, раз они не стояли на
первой очереди». (Стр. 277).

Петр полностью ликвидировал шведскую
проблему и завоевал выход для России в
Балтийское море, разрешив этим одну из
основных задач, стоявших перел Россией в
ХУП веке. Русская дипломатия,  поддер-
жанная русским оружием, разрешила окон-
чательно при Екатерине П задачи, унасле-
дованные от Петра. Были закреплены его
достижения в Прибалтике, воссоединены
земли, населенные родственными русскому

‘народу белоруссами и украинцами. Россия

стала также черноморской державой.

На европейском континенте происходит
дальнейшее усиление Франции. В итоге
Тридцатилетней войны подписан Вестфаль-
ский мир, закрепивший политическую раз-
дробленность Германии.

Получившая в итоге победы буржуазной
революции импульс к развитию. своей тор-
говой и внешнеполитической мощи, Англия
устанавливает свое владычество на морях,
расширяет свои колониальные владения за
счет Франции и Испании, превращается в
могущественную мировую державу.

жж *

Французская буржуазная революция на-
несла сокрушительный удар дипломатии аб-
солютных монархий ХУШ века. Против ре-
волюционной Франции ополчаетея вся ев-
ропейская. реакция. Дворянско-династиче-
ское окружение, поддерживающее кобленц-
ских врагов народа и начавшее войну про-
тив Франции, применяет против ненавист-
ных ему санкюлотов все имеющиеся в его

и диверсантов до фабрикации фальшивых
денег и подложных документов.

При Наполеоне Г формируется под гла-
венством той же Англии новая коалиция.
В борьбе с Англией Наполеон пытается
найти союзника в лице Александра Г. Пер-
вая встреча императоров происходит в
1807 году в Тильзите. Казалось бы, фран-
ко-русские отношения несколько разряди-
лись. Но Александр узнает, что Турция во
время войны с Россией получала тайную
помощь из Парижа. Наполеоновский министр
иностранных дел Талейран (через год, во
время свидания императоров в Эрфурте, из-
менивший Наполеону и продавшийся Алек-
сандру, исходя из мысли, что идея конти-
нентальной блокады обречена на ‘провал и
лишь вызовет войну Франции с Европой, и
в частности с Россией) в ответ на жалобы
русских дипломатов цинично заявляет, что
«ведь, в дипломатии то же, что и в му-
зыке: если мотив не положен на ноты,
то никакой цены он не имеет». (Стр. 370).

Наполеон, мастерски владевший дипло-
матическим искусством, допустил крупный
просчет в своей подготовке к кампании
1812 года. Он рассчитывал на поддержку
Турции и Швеции. Но Кутузов как-раз на-
кануне войны искусным дипломатическим
приемом выбил турецкий «козырь» из рук
французского императора, ‘заключив вы-
годный для России мир с турками. Швецию
тоже удалось нейтрализовать; а как только
началась война, союз с Россией заключил
самый ярый враг. Наполеона-—Англия,

Кутузов возражал против плана Але-
ксандра — продолжать войну после изгна-
ния французов иэ России. «Вак только на
русской земле не останется вооруженного

‚ врага, — говорил Вутузов,— следует пре-

кратить борьбу и остановиться. Незачем
дальше проливать кровь для спасения Ев-
ропы,—пусть она спасает себя собствен-
ными средствами. Незачем, в частности,
стремиться совсем сокрушить Наполеона—
это принесет больше всего пользы пе Рос-
сии, & Англии, Юли бы этот «проклятый
остров» (так называл Кутузов Англию) и
вовсе провалился сквозь землю, это было
бы самое лучшее». (Стр. 373).
Предистория Крымской войны связана с
безуспешными стараниями Николая Г дого-
вориться с Англией о разделе Турции; Бри-
танская дипломатия заботилась не об инте-
ресах Турции, а о том, чтобы использовать
и обратить против России авантюрный план
Николая [. «История дипломатии» отмечает,
что царь допустил во время этих перегово-
ров три крупнейших ошибки: «во-первых,
он очень легко сбросил со счетов Францито,
убедив себя, что эта держава еще слишком
слаба после пережитых в 1848—1851 гг.
волнений и переворотов, и что новый им-
ператор Франции (Луи-Налолеон.—Л. В.) не

станет рисковать, ввязываяеь в ненужную
omy далекую войну; во-вторых, Николай,

Ha вопрос Сеймура (английский посол в

распоряжении меры — от засыла ‘шпионов.

кии труд

России —Л. В.) об Австрии ответил, что
Австрия-— это To же, что он, Николай, т, е.
что со стороны Австрии. ни малейшего про-
тиводействия оказано не будет; в-третьих,
он совсем неправильно представил себе, как,
будет принято его предложение английским
правительством». (Стр. 434—435). Не за-
ручившиеь поддержкой, Николай решил
действовать напролом и, не получив удо-
влетворительного ответа от Константино-
поля, куда он направил Меншикова на
военном корабле со списком требований,
дал приказ о вступлении русских войск в
Молдавию. Посло этого война Англии 1

Франции против России была решенным
делом.

Британская дипломатия заходила в сво-
их планах далеко, вилоть до раздела Рос-
сии. Но Франция не желала чрезмерного
ослабления России, отдавая себе вместе с
тем отчет в том, что Пальмерстон, руково-.
дивший тогда английской внешней поли-
тикой, готов проявить щедрость за русский.
счет, лишь бы приобрести для Англии но-.
вых союзников и этим’ чрезмерно усилить
ев. Поэтому на созванном в 1856 году в
Париже мирном конгрессе русская дипло-
матия выступала, предварительно обеспечив:
себе скрытую поддержку со стороны Фран-
ции. Англия не решалась одна продолжать
войну, условия мира были далеко не те,
которые она намеревалась продиктовать Але-
ксандру П. Представителем России, вызвав-.
шей к cede всеобщее уважение тероиче-
скими подвигами русской армии во время-
Севастопольской кампании, был на Париж-
ском конгрессе искусный дипломат Але-
ксей Орлов.

В главе десятой того же раздела «Исто-.
рии дипломатии» описывается деятельность
дипломатии в связи с гражданской войной
в Северной Америке (1861—1865 гг.). Ан-.
глия была на стороне рабовладельческого
Юга, признала Южные штаты. воюющей
стороной и отправила свой флот в амери-
канские воды. Английская буржуазия счи-
тала для себя невыгодной победу промыш-
ленных штатов американского Севера. Но
военные успехи северян расстроили раече-
ты англичан, равно как свели на-нет анг-.
ло-франко-испанскую интервенцию в Мек-
сике. Царское правительство приняло сто-
рону Севера, несмотря на то, что его сим-
патии были на стороне Юга; такая пози-
ция русской дипломатии была обусловлена
обострением отношений между Россией, с
одной стороны, Англией и Францией—с
другой.

В заключительных главах книги изла-
гается история дипломатии. с 1856 по 1871
год. Политика Наполеона ШТ, 6го’ колони-
альные войны и другие авантюры подры-
вают позиции Франции. Вместе с тем «от-
ношения европейских держав развиваются
под воздействием процесса национального
об’единения государств Германии, с одной’
стороны, и государств Италии —е дру-
гой». (Стр. 301).

В сентябре 1862 года президентом сове-
та министров в Пруссии становится «желез-
ный канцлер» Бисмарк. Использовав ох-
лаждение англо-французских отношений, и
заручившиеь нейтралитетом России; Бис-:
марк приступает к. осуществлению первой
предпосылки к будущему воссоэданию Гер-
мании под главенством Пруссии. Совместно
с Австрией он об’являет в 1864 году вой-
ну Дании и добивается от нее отторжения

лезвига, Гольштейна и Лауенбурга. Да-
ния, очутившись одна, вопреки заверениям
англичан о поддержке, вынуждена согла-
ситься на продиктованные ей Бисмарком
условия. Через два года, в. 1866 году, при-
ходит черед прусско-австрийской войны,
дипломатическая подготовка которой была
основательно проведена Бисмарком. Прус-
ские войска нанесли австрийцам поражение
под Садовой. Оно решило исход войны: Ав-
стрия вышла& из германского союза и со-
гласилась на образование нового Северо-.
Германского союза под верховенством Прус-
сии.

Наступает третий этап — франко-прус-
ская война. Бисмарку удалось дипломати-
чески  изолировать Вторую империю, в то
время как французской дипломатией был
совершен ряд роковых ошибок. «Первый»
министр (Франции.— Л. В.) Эмиль Оливье
никакого противодействия - воинственным
своим. коллегам не оказал». «Мы тотовы,
вполне готовы, у нас в армии вее в по-
рядке, вплоть до последней пуговицы на
гетрах У последнего солдата»,— заявил
военный министр Лебеф». (Стр. 514).
О том, как была «готова» Вторая империя
к войне, показал вскоре разгром у Седана
(2 сентября 1870 года), сопровождавший-
ся капитуляцией Наполеона Ш.

Промышленный под’ем в Германии как
следствие национального об’единения, раз-
витие ‘промышленности в России, ° рост
индустрии в США после окончания гра-
жданской войны, подрыв монопольного по-
ложения английской промышленности на
мировых. рынках содействовали обострению
борьбы за внешние рынки и за раздел ми-:
ра. «Перед буржуазной дипломатией выдви-
гается новая задача — служить орудием
соперничества крупнейших капиталистиче-.
ских держав из-за колониальных  захва-
тов. Это соперничество держав не мешает
им в иэвестных случаях проявлять классо-
вую солидарность перед лицом развиваю-
щегося революционного движения пролета-
риата. Ради подавления пролетарской ре-
волюции буржуазия не останавливается и
ae национальной изменой». (Стр. 301—

я
Таково в весьма сжатом виде со-
держание первого тома «Истории дипло-

матии». Книга является результатом кол-
лективного труда профессора С. В. Бахру-
шина, профессора А. В. Ефимова, профессо-
ра Е. Л. Косминского, А. Л. Нарочницкого,
профессора В. С. Сергеева, профессора С. Д.
Сказкина, академика Е. В. Тарле, профес-
сора В. М. Хвостова; редактировал «Исто-
рию дипломатии» В. П. Потемкин.

Енига, как указывается в предисловии,
рассчитана на советскую интеллигенцию,
партийный актив, пропатандисв, лекто-
ров, преподавателей истории, военных ра-
ботников, студентов высших учебных за-
ведений. Написанный популярно, этот. со-
держательный научный труд полностью
оправдывает задачу, которую перед собой
поставили его aBTOPLI,— помочь  трудя-
щимся сознательно разбираться в вопросах
внешней политики и правильно понимать
деятельность дипломатии.

Л. ВОЛЫНСКИЙ.