ра  5

MUU}

А А bal bal al kl ilk

eae.

1 МАРТА 1941 Г.
ПЯТНИЦА
een

Ne 55 (709)

Цена 10 копеек

Суточное расписание

Распорядок жизни и учебы на корабле
ирывляется суточным расписанием. Зна-
gg этого документа исключительно ве-
хо. Устаназливая часы различных видов
златий, учопий и работ, он призван изо
at 8 Ath обеспечивать последователь-
ить прохождения илана боевой подготов-
я. Bes тщательной работы: над суточным
итоанием и настойчивой борьбы за его
рыолиенио пе может быть речи о повы-
щели боеготовности корабля.

(узнизованность всегда и во всем —
ий правило личиюго состава кораб-
1. реке всего обязательны рациональ-
в» определение времени и плановость в
лиш задач. «Службз и деятельность
ичою составу на корабле может быть
радотоорнюй только при точном и целесо-
изюм распроделешии времени и береж-
хх к нему отношевии». ITO положение
добытого устава подчеркивает роль и
mateo суточного расписания.

Наременным условием ‘успеха боевой
миуюзки является плановость обучения
ито состава. Суточное расписание дол-
0 так в зеркало отражать задачи, по-
килезные командованием соединения пе-
и хораблем. Отработка каждой задачи
ракета сроком, календарным распгиса,-
зи, Чтобы обеспечить решение ее в стро-
» утановленныю сроки, нужна вдумчи-
ви, кюпотливая работ» над суточным
omnes Составляя его, старший ‚пю-
идаяк командира корабля должен быть
укторонне осведомленным человеком. Что-
(у проодить боевую подготовку сообразно
‚ тебзанием поддержалтия боестюсобности
рудля на возможно более высоком уровне
;ливнло круглого года, надо знать со-
mam eo на сегоднящшиий день. Чтобы
зйтья конкретности и целеустремленио-
‘п проводимых занятий и ‘учений, надо
иуоко знать уровень подготовки подраз-
уигий. Без учета этих элементов суточ-
ри расписание будет, формальной бумаж-
pi, ne способствующей достижению высо-
ру качеств» учебъь.
рабельный устав четко определяет по-
мик составления и ‘утверждения  суточно-
у мописалия; Уставные требования хол-
пы ВыЮлняТЬьСя в0^ всех деталях. Возь-
уу привлечение к работе нах расписанием
зонхиров боевых частей и начальников
те). Старший помощник командира дол-
а внимательно учитывать их. с00брал:е-
af. Это поможет, исходя из общих задач
туазаний командира корабля, наметить
в чередой день наиболее важные и не-
Кодтмыю темы занятий и учений. Утвер-
ия меписание, комаждир корабля, обязал
пумльно проверить ©, не ограничи-
икь бгльмм просмотром. Если на, следую-
ui нь возникают недоуменные вопро-
wm ходу занятий, это почти Феегда по-
мызат, что над суточным расписанием
ь но работалот, относятся к нему фор-
ВЕЛО,
} №-ком подразделении такие. недо-
паные вопросы возникают нередко. Так,
плимер, в суточном расписалии на оп-
WMCHHOO время намечены занятия руле-
по специальности. По этому же распи-
цию и в те же часы должна состоять-
ц тренировка боевых постов, в которые
пззые включены по другой специально-
uw, Joy не знают, куда итти; занятие
уламхя. Между тем предусмотреть это
irk спланировать учебу не так ух
wauo, Tayo только тщательно разобрать-
из обстановке, продумать все вопросы.
Лазывая в’ расписании часы назначен
шп учений и занятий и персонально от-
венных 3% их проведение команди-
м, падо предусмотреть тажже  возмож-
ить замены намеченных упражнений по
сли иным причинам. Однако это тре-
femme зачастую не выполняется. Поэто-
] млейшее изменение обстановки вНо-
ит неразбериху, паоушает нормальный ход
бы, и люди в этот день замимаются
Su попало, без всякой предварительной
уювки, лишь бы убить время. Такие
‘ты недопустимы.

_Мыейшая неточность суточного распи-
ия воет к пеорганизованности и Ha-
Цой трате времени. Если занятия, на-
Циер, были назначены в одном поме-
ни (месте) и в самый последний мо-
ит перенесены в другое, личный состав
ина? бесцельное хождение, мешает за-
шаться другим, Время, помещение и ха-
Mtep занятий, вошедшие в суточное pac-
мани и заблаговременно  об’явленные
ИНОМ составу, могут меняться только
 аЙних случаях. Видимо, не надеясь
В пою волю и настойчивость, некото-
№ старшие помощники командиров ко-

раблей и комамдиры боевых частей состав-
ляют общие расписания, без указания

конкретных тем занятий. Переписав обыч-›

НЫЙ распорядок дня, они считают свою
миссию законченной. Такое расписание ни-
кого ни к чему не обязывает и не может
служить документом, вносящим плановость

организованность в боевую подготовку.

суточном расписании должны быть чет-
ко указаны время, место, характер заня-
rae лица, ответственные за их прове-

Но даже хорошо составленное и забла-
говременно доведенное до личного состава
расписание является только программой
действий па очередные сутки и само по
себе пе решает дела. Эту программу надо
еще осуществить, выполнить во всех де-
талях. И вот здесь-то по-настоящему про-
веряются требовательность и настойчи-
вость командного состава, его умение пла-
нировать и организовывать учебу * подчи-
ненных, бороться за реализацию своих
планов, за полное, точное выполнение
устава и. всемерноз повышение боеспособ-
ности корабля.

На одном миноносце Северного флота су-

точное расписание бывает готово в уста-

новленный час накануне учебного дня.
Командир корабля требует от своего по-.
мощника т. Андреева тщательной работ
над расписанием. Однако на следующий

день можно наблюдать неприглядную кар-

тину. Некоторые младшие командиры, a 3a
ними и рядовые бойцы, запаздывают с вы-

‚ходом на физическую зарядку и приборку.

В часы занятий можно увидеть красно-
флотцев, спокойно покуривающих на юте.
Занятия. и тренировки иногда начинаются
с опозданием. Регламентируя жизнь кораб-
ля только на бумаге, здесь еще He научи-
лись дорожить учебным временем в дей-
ствительности.

Отступления от суточного расписания
происходят иногда в скрытой форме, вви-
де неподготовленности к занятию, произ-
вольной замены одной темы другой и т. д.
В таких случаях занятия проводятся, но
качество их очень низкое. Вот наглядный
пример.

В суточном расписании c 14 часов до
16.30 намечалась командирская учеба. Те-
ма занятия -— «Дюнкеркская операция».
Вообще эту тему можно было изучать в
вечернее время, но, раз она была вне-
сена в план командирской учебы, к заня-
тию следовало подготовиться со всей тща-
тельностью. Время — два с половиной ча-
са — позволяло глубоко и поучительно ра-
зобрать. операцию. Но здесь, видимо, при-
выкли к напрасной трате времени. Слабо
подготовленный ‘докладчик «выдохся» за
40 минут. Поверхностный обзор событий,
знакомый всем по газетам, не заинтересо-
вал командиров. За один час, еще до сит-
пала перерыва, тема была исчерпана. За
оставшиеся полтора часа помощник коман-
тира «провернул» еще три вопроса: позна-
комил командиров с инструкцией по про-
тивовоздушной обороне, проверил У’ них
знание нового Дисциплинарного устава и
у одного из командиров в присутствии 0г-
тальных-— знание корабля. Таким образом,
отступление от плана и суточного распи-
сания вылилось в пародию на командир-
скую учебу, в бесцельную трату времени,

Точное соблюдение установленного рас-
порядка корабельной жизни является от-
петственнейшей функцией дежурной и вах-
тенной служб. На том же корабле Север-
ного флота это требование Корабельного
устава не стало еще непреложным зако-
пом. Дежурные недостаточно направляют
повседневную жизнь корабля, проходят ми-
MO серьезных упущений и недостатков.

Они не контролируют, как в подразделе-

ниях выполняется суточное расписание,
Передачей сигнала о начале занятий за-
частую ограничивается их деятельность в
этом паправлении. Ясно, что такое фор-
мальное отношение к своим обязанностям
‘неё способствует повышению боеготовности
‘корабля. о `^ у
_Тщательная работа над суточным pac-
писанием и неустанная борьба за его вы-
полнение означают плановость и систему
боввой подготовки, конкретную и целе-
устремленную деятельность командного со-
става. Это дает возможность использовать
время с наибольшим эффоктом для боевой
подготовки корабля. Надо привить каждому
командиру и краснофлотцу глубокое ува-
жение к суточному расписанию, являюще-
муся одним из важнейших документов,
определяющих деятельность личного соста-

ва корабля.

дм ET OE ‘

>

Указ Президиума Верховног
№ образовании Андижанекой, Наманганскои

о Совета СССР
йи Сурхан-Дарьниской

областей в составе Узбекской GOP

Президиума

Утердить представление
Советской

Vey
‘Otoanoro . Coneta Узбекской
падистической Республики:

. 06 образовании Андижансной области.

‘цитром в городе Андижане. °

В} состав Андижанской области вклю-
п: города Андижан и Ленинск и Аим-
‘tl, Алтын-Кулрский, Андижанский, Ба-
аплинский, Ворошиловский, Джалял-Ку-
уикий, Избасконтекий, Ленинский, Мар-
Читский,  Пахтаабадский, „Сталинский,
анабздекий районы Ферганской обла-
ttn,

2. 06 образовании Намангаясной обла-
ии с центром в городе Намангане.

Председатель Президиума Вер
Секретарь Президнума Верховног

Москва, Кремль. 6 марта 1941 г.

В состав Наманганской области вклю-
чить: города Намапган и Чуст и Кассан-
сайский, Намапганский, Нарынский, Пап-
ский, Тюря-Курганский, Уйчинский, Уч-
Бурганский, Чустский, Янги-Курганский
районы Ферганской области.

3. 0 преобразовании Сурхан-Дарьинско-
го округа Бухарской области в Сурхан-
Дарьинсную область с центром в городе
Термезе.

В состав Сурхан-Дарьинской области
включить: город Термез’и Байсунский,
Денаубкий, Джар-Бурганский, Сары-Ассий-
ский, Термезский, Ширабадский, Шурчин-
ский районы Бухарской области.
ховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

о Совета СССР, А. ГОРКИН.

ВОЕННЫЕ МОРЯКИ: ИЗУЧАЮТ РЕШЕНИЯ
ХИ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВКП(б)

ЛЕНИНГРАД, 6 марта. Личный состав
училища им. Фрунзе изучает материалы и
решения ХУШ Всесоюзной партийной кон-
ференции. Отдел политической пропаганды
училища провел инструктаж агитаторов,
после чего состоялись политинформации п
беседы.

На третьем курсе комсорги проверяют,
как комсомольцы изучают материалы кон-
ференции. В классах, где комсоргом
т. Штен и агитаторами тт. Данилюк и
Зубрилкин, регулярно выпускаются  «Бое-
вые листки», которые отражают работу
курсантов над материалами ХУПГ Веесоюз-
пой партийной конференции.

На 3-м и 4-м курсах состоялись собра-:
ния низовых партийных организаций. Ком-
мунисты ведут в классах раз’яснительную
работу.

В ленинской комнате подразделения по-
литрука т. Самотуга организована витри-
на, посвященная решениям партийной кон-
ференции. Интересную выставку оборудо-
вал отдел политической пропаганды.

-Бурсанты-выпускники, изучая материа-
лы партийной конференции, пользуются
ими для подготовки к государственным
экзаменам по основам  марксизма-лени-
низма.

& ++

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 марта. (От наш. корр.). На ко-
раблях и в частях Краснознаменного Бал-
тийского флота проходят политзанятия,
посвященные ХУШ Всесоюзной партийной
конференции. На линкорах «Марат» и
«Октябрьская революция», на крейсере

«Киров» и на миноносцах изучают доклад

тов. Маленкова. В труппе младших коман-
диров одного корабля занятия по докладу
тов. Маленкова ‘провел инженер-капитан
3-го ранга т. Кандаков; младшие коман-
диры тт. Демичев и Винокуров занимаются
с краснофлотцами срочной службы.

Скоро личный состав этих кораблей’
приступит к изучению доклала тов, Воз-
несенского. Готовятся диаграммы роста на-
шей промышленности и транспорта.

; Me
В подразделениях М-ского соединения
проведён инструкта низовых  агита-

торов. На семинаре секретарей партий-

ных, и комсомольских организаций тща-
тельно изучены доклады тов. Маленкова и
тов. Вознесенского. Хорошо работают пи-
зовые агитаторы тт. Щербаков, Лаврентьев
и другие.
Старший лейтенант
КУЗНЕЦОВ.
Амурская Краснознаменная флотнлия.
ke x

ПИНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 6 марта. (0т
наш. корр.). На кораблях и в частях фло-
тилий проведены политинформации, посвя-
щенные докладам тов. Маленкова и тов.
Вознесенского. На собрании начальствую-
щего состава выступил © докладом 06 ито-
гах конференции полковой комиссар т. Та-
тарченко. Для личного состава М-ской ча-
сти доклад на эту тему сделал старший
политрук т. Рыбак. Состоялось собрание
комсомольского актива флотилии, посвя-
щенное итогам ХУШ Всесоюзной партийной

конференции,
#8

THXOOREAHCRHM ФЛОТ, 6 марта.
(Or наш. корр.). На корабле N -xpacno-
флотцы е большим интересом изучают ма-
териалы. ХУШ Всесоюзной партийной кон-
ференции. Заместитель командира по по-
литической части батальонный комиссар
7. Залилов провел беседу ¢ чтецами-аги-
таторами, после чего они разошлись по
кубрикам и провели с краснофлотцами по-
литинформации.

Агитаторы-коммуниеты тт. Истомин и
Вуропаткин ведут среди краснофлотцев
увлекательные беседы. Они широко ис-
пользуют изготовленные  краснофлотцем
т. Васильевым диаграммы, наглядно отра-
жающие цифровой материал докладов, за-
слушанных конференцией,

хжх

В ленинской комнате М-ской чаети
старший политрук т. Кирсанов провел рят
бесед по отдельным разделам докладов
тт. Маленкова и Вознесенского. Беседы и
политинформации провели также агитато-
ры — старшина 1-й статьи т. Тряпкин,
старшина 2-й статьи т. Третьяков, красно-
флотец т. Авдюхин и другие.

Воодушевленные решениями ХУШ Вее-
союзной партийной конференции, бойцы
еще энергичнее работают на сулоремонте.

А. ТИТОВ.

Краснознаменный Балтийский флот.

ПЕРВАЯ КИНОФИЦИРОВАННАЯ АУДИТОРИЯ

ЛЕНИНГРАД, 6 марта. (От наш. корр.).
В Высшем военно-морском гидрографиче-
ском училище им. Орджоникидзе состоя-
лось открытие первой в военно-морских
учебных заведениях ‘кинофицированной
аудитории. На открытии. присутствовало
много инженеров,‘ командиров, работников
высших учебных заведений.

Оборудование аудитории проведено по
инициативе работников кинобазы Упра-
вления военно-морских учебных _заведе-
ний. Интендант 3-го ранга т. Меркулов
разрабогал оригинальную конструкцию,
позволяющую без 060бых трудов иллю-
стрировать лекцию учебными кинокарти-
нами, диапозитивами, чертежами, рисун-
ками, картами,  проектируемыми через
эпидиаскоп.

На кафедре преподавателя установлен
небольшой пульт с несколькими кнопками
и выключателяхи. Нажимая их, преподава-
тель автоматически включает звуковую
узкопленочную аппаратуру.

Любой кадр диапозигива или рисунка
может быть через определенный промежу-
ток времени автоматически сменен или
остановлен для подробного ознакомления с

ним. Демонстрация диапозитивов произво-
дится в аудитории на дневном экране си-
стемы Ю. Знаменского—А. Маркова.
Призутствовавшие на открытии кино-
фицированной аудитории дали высокую
оценку оборудованию, особенно пульту. Уп-
равления. С пульта производится  центра-

лизованный пуск автоматизированного
узкопленочного звукового кинопроектора,
автодиаскопа, кадропроектора,, устрои-

ства для проигрывания дисковых фоно-
грамм и патефонных пластинок.

«Установка,— пишет в своем отзыве
т. Витангинский, ученый секрегарь Ленин-
градского инженерно-экономического ин-
ститута им. Молотова,— представляет co-
бой ‘последнее достижение в области экра-
низации педагогического процесса. Она
обладает целым рядом преимуществ перед
экранами, требующими затемнения ауди-
тории. Главное преимущество—возмож-
ность ведения учащимися записей во вре-
ия чгения лекции».

Работы по оборудованию аудитории и
установке  киноопидиаблока производил
инженер т. А. Сытин.

Издание произведений Т. Г. Шевченко

10 марта исполняется 80 лет со дня
смерти великого украинского поэта, рево-
люционера-демократа Тараса Григорьевича
Шевченко. Гениальный народный певец
Украины близок и дорог всем народам на-
шей необ’ятной родины. Книги Т. Г.
Шевченко можно встретить в самых отда-
ленных уголках Советского (0юзз.

Всесоюзная книжная палата подгото-
вила материалы об издании произведений
поэта за 1840—1940 rr. 38a 77 лет —
с 1840 по 1916 тг. — произведения Ta-
раса Шевченко были изданы всего на че-
тырех языках тиражом в несколько сот
тысяч экземпляров. Творчество великого
поэта предстало перед народом во всей
полноте только при советской власти. С
1917 года по 1 января 1941 года про-
изведения Т. Г. Шевченко напечатаны в
СССР общим тиражом в 4.817 тысяч
экземпляров.

Книги Т. Г. Шевченко изданы в нашей
стране на 33 языках. На украинском язы-
хе произведения поэта напечатаны в коли-
честве 3.316 тысяч экземпляров. Тиражом
в 1.318 тысяч экземпляров вышли его
книги на русском языке. (ТАСС).

x OK OX

В одном из ленинградских центральных
государственных архивов обнаружен  рз-
порт помощника инспектора по художе-
ственной части Галецкого на имя = MH-
нистра торговли и промышленности. Галец-
кий доносит © результатах расследования
«происшествий», возникших в Киевском
коммерческом институте в связи со сто-
летием со дня рождения Тараса Григорье-
вича Шевченко.

«25 февраля (ст. ст. — А; Р.) 194
года, — сообщает помощник  инспекто-

ра— студенты коммерческого института
собирались отправиться на площадь к С0-
фийскому собору. Они сломали контроль-
ную будку для того, чтобы забрать нахо-
дившиеся там билеты, по которым поли-
ция могла бы переписать участвовавших
в демонстрации. Событиям этим предшест-
вовали особенно повышенные настроения,
напоминавшие  октябрьские дни 1905
года».

В рапорте отмечается, что среди сту-
дентов Коммерческого института имеется
«пеблагонадежный элемент». Выступления
студентов заранее подготавливались. В ин-
ституте было распространено большое
количество революционных  прокламаций.

Полиция тщательно готовилась предот-
вратить демонстрацию, посвященную па-
мяти зеликого украинского поэта. В ин-
ститут было введено 40  тородовых и
10 околоточных надзирателей, кроме то-
го, на улице около института дежурил на-
ряд полиции.

«Киевский губернатор, — сообщает Га-
лецкий, — боялся вводить в институт
болью полиции, так как из-за тесноты
помещения пришлось бы расставлять го-
родовых по одиночке, а это могло бы по-
влечь разоружение их».

Помощник инспектора указывает, Tak-
me, что библиотека-читальня  инетитута
выписывает тазеты исключительно «ле-
вого направления». Поэтому-де во всех
революционных выступлениях студенты
занимают первое место. В качестве меры
борьбы с революционным движением Га-
лецкий предлагал сократить число земля-
цеств и других студенческих организаций.

Старший политрук
А. РОЗЕНШТЕЙН.

СДАЮТ НОРМЫ ГТО

БКРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 марта. (От наш. корр.). На ми-
ноносце «Володарский» хорошо развернута
работа по сдаче зимних норм на значок
ГТО первой ступени. Бойцы и командиры
третьей боевой части уже полностью сла-
ли нормы лю лыжам на дистанцию десять
километров. Лучших результатов добился
краснофлотец т. Мосин, прошедший эту
дистанцию за 46 минут.

Во второй боевой части нормы сдало

50 проц. личного состава. Здесь хорошие
результаты показали комсомольцы тт. Ву-
ликов и Свистунов.

Всю организационную работу ведут
секретарь комсомольского бюро т. Леонтьев
и. руководитель физической подготовки
краснофлотец т. Данилов. Председатель
комиссии по приему норм ГТО — коман-
дир третьей боевой части лейтенант
т. Шамарин,

“.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Пере

дованием за успехи в боевой и политической подготовке.

ОРГАН
НАРОДНОГО
КОМИССАРИАТА

ВОЕННО-МОРСКОГО
ФЛОТА CCCP

довой командир старший лейтенант А. И. Кудерский, награжденный коман-

Фото Б, Шейнина,

ПРОЗРАЧНОСТЬ ТУМАНОВ

В Институте теоретической геофизики Академии наук СССР

Летчику и моряку часто приходится
действовать в дымке и тумане. Соблюде-
ние строя кораблей, ориенгировка по ма-
яку, обнаружение необходимых береговых
об’ектов в тумане— все эти задачи делают
важным знание законов прозрачности ту-
манов для моряка.

Часто наблюдается значительно лучшая
прозрачность тумана для инфракрасных
лучей, нежели для. видимых, что и за-
ставило птироко использовать инфракрас-
ные ‘лучи в условиях туманов. Ши-
‘роко применяется, ‘нанример, аэрофото-
семка в инфракрасных лучах. Однако,
весьма часто проходимость этих лучей
сквозь туман оказывается неудовлетвори-
тельной. Многочисленные — исследования
вопросов прозрачности туманов, выполнен-
ные на протяжении последних десяти лет,
характеризуются большой. противоречи-
востью результатов.

Появившаяся в 1931 г. большая ‘теоре-
тическая работа американских ученых
Страттона и Хоутона как будто бы об’яс-
пила причины проходимости инфракрас-
ных лучей сквозь туман, поставив ее в
зависимость от фазмеров капель тумана
(определяемых под микроскопом). По тео-
рии Страттона—Хоутона, в определенных
участках снектор& следовало ‘ожидать боль-
шого выигрыша ‘в смысле” прозрачности
тумана. Результаты этой теории пгироко
использовались. Однако до сих’ пор ‘она ‘не
была проверена во всем’ об’еме.

Осенью прошлого тода профессор И. А.
Хвостиков (Институт теоретической ‘геофи-
зики Академии наук CCCP) произвел co
своими сотрудниками экспериментальную
проверку теории на естественных туманах.
Теория Страттона-—Хоутона не подтверди-
лась.” Институт начинает работать над
усовершенствованием ‘теории ‘прохождения
света сквозь туман.

Интересные результаты получены про-
фессором И. А. Хвостиковым также по

Вручение орденов 4

Председатель Президиума Верховного
Совета CCCP тов. М. И. Калинии вручил
вчера ордена и медали натражденным.
` Орден Ленина вручается представите-
лям Военной академии ‘механизации и
моторизации Красной Армии им. И. В:
Сталина, ‘натражденной в ознаменование
Х годовщины ее существования ‘за вы-
дающиеся успехи в подтотовке кадров для
автобронетанковых войск Красной Армии.

Выступивший ‘от имени орденоносной
академии тенерал-майор танковых войск
Г. Н. Ковалев, горячо поблагодарив за вы-
сокую награду, обещал приложить все. си-
лы и знания к тому, чтобы из академии
выходили для Ерасной Армии еще более
квалифицированные командиры и инжене-
ры-тапкисты.

Группа бойцов, командиров, политработ-
ников, военных техников и медицинских
работников Красной Армии получает орде-
на и медали за образцовое выполнение бо-
ввых заданий командования на фропте
борьбы с финской белогвардейщиной и
проявленные при этом доблесть и мужест-
BO.

Ордена и медали вручаются затем груп-
пе командиров, политработников, ° воен-
ных инженеров и техников, награжденных
в ознаменование XXII годовщины Крас-
пой Армии з% успешное выполнение боз-
вых задапий и выдающиеся достижения в
боевой и политической подготовке и вос-
питании. войск.

В числе получивших награды — гене-
рал-майор артиллерии П. Е. Гудыменко,
генерал-майор инженерных войск В. Ф.

вопросу о причинах, определяющих раз-
личную проходимость инфракрасных лучей
в разных туманах. До сих пор считалось,
что она определяется различием в разме-
рах капель тумана, наблюдаемых под ми-
кроскопом. Проф. И. А. Хвостиковым бы-
ла высказана, гипотеза о наличии в ту-
мане частиц настолько малого размера,
что они уже перестают быть видимыми в
микроскоп. По подсчетам, даже неболь-
щое ‘количество этих мельчайших капель
может весьма значительно изменять про-
ходимость света сквозь туман, причем
влияние мелких частиц Wa проходимость
инфракрасных лучей должно быть горазхо
большим, чем крупных частиц, видимых
в микроскоп. Это об’ясняется различием в
законах рассеяния света крупными и. мел-
кими частицами. Если размер частиц г9-
раздо больше длины световой волны, то
рассеяние почти одинаково по всему спек-
тру. В случае же, если размер частиц
гораздо меньше световой волны, рассея-
ние, согласно известной теории Релея,
должно резко убывать в сторону больших
длин волн (для инфракрасных лучей).
Именно поэтому’ наличие „мелких частиц
должно приводить к заметному выигрышу
прозрачности туман» для инфракрасных
лучей по сравнению © видимой частью
‘спектра.

Опыты, произведенные пока‘ оптической

лабораторией института, подтвердили пра-

ВИЛЬНость этой типотезь. В’ настоящее
время: проф. И. А. Хвостиков проводит под
Москвой полевые эксперименты, которые
холжны  окончательно подкрепить выска-
занные им предположения.

Одновременно испытывается простой
прибор, который должен позволить прак-
‘тическим работникам быстро определять
характер тумана и решать вопрос о целе-
сообразности применения в определенной
обстановке ‘инфракрасных лучей той или
иной длины ВОЛНЫ. :

Е ее > “

медалей Союза ССР

Зотов, `тенерал-майор С. И. Ширяев, пол-
ковник Г. Д. Барасик, майор Я. М. Була-
ков, капитан И. С. Жаров,  лейтенаят
Г; И. Роммиков” и др.

Награды получают — доктор  химиче-
ских наук профессор А. Е. Успенский, пре-
подаватель Г. Г. Булгаков, генерал-майор
танковых ‘войск Г. Н. Ковалев, бригад-
ный инженер С. С. Миловидов, полков-
ник Ф. К. Андреев и другие работники
Военной академии механизации и мотори-
зации Красной Армии им. И. В. Сталина,
награжденные за выдающиеся успехи в
деле подготовки командных кадров для
` 3х образцовое выполнение боевых зада-
ний правительства и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и медали
вручаются группе красноармейцев, коман-
диров и политработников.

Ордена и медали вручаются группе по-
граничников, награжденных в’ ознамено-
‘вание ХХ годовщины пограничных войск
за самоотверженноеть и мужество при ох-
ране границ социалистической родичы и
за достижения в деле боевой и политиче-
ской подготовки войск. Среди патражден-
пых генерал-лейтенант П. А. Артемьев,
генерал-майор Д. В. Крамартух; бритад-
ный комиссар Е. И. Борисоглебский и др.

Награды вручены” также ряду военных
и гражданских работников.

После вручения орденов и ‘медалей тов.
М. И. Калинин сердечно поздравил на-
гражденных товарищей и пожелал им
дальнейших успехов в их работе.

(ТАСС).

м