== 5

Борьба за
речного

Для обеспечения живучести речного ко-
рабля, обладающего специфическими так-
тико-техническими свойствами, не прихо-
дится пользоваться, как на морском боевом
корабле, противоминной защитой, дубли-
рующими механизмами энергетических
средств и т. д. Если на мореком корабле
подготовка личного состава к борьбе © по-
вреждениями играет решающую роль, то
на речном боевом корабле только эта под-
готовка даст возможность. добиваться со-
хранения поврежденного корабля в строю
до конца боя.

Во время гражданской войны подбитые
в бою речные корабли чаще воето выбра-
сывались на берег.

25 мая 1919 года в бою красной Волж-
ской флотилии на реке Каме с бедыми на
канонерекой лодке «Терек» была повреж-
Joma главная машина, Это вызвало заме-
шательство. Корабли белых, приблизившись,
усилили огонь по «Тереку». Векоре в ма-
шинное отделение попал снаряд. Канонер-
ская лодка выбросилаюь на берег, так как
другие корабли не могли буксировать ее.
В этом же бою получила попадание в но-
совую часть канонерская лодка «Рошаль».
Носовой отсек быетро заполнилея водой, и
корабль также выбросился на берег,

При тралении на реке Камо 11 июня
1919 года Волжская флотилия, действо-
вавшая совместно с 2-й армией, попала
пох артиллерийский обстрел неприятеля.
На тралыцике «Николай» снарядом повре-
дило штуртрое. Лишившись управляемости,
корабль приткнулся к берогу.. Второй сна-
ряд вызвал пожар. № горящему тральщику
с большим риском подошли посыльные суда
№ 307 и № 309, которые и вывели
его из-под обстрела. При помощи экипажа
канонерской лодки «Латыш» пожар был
потушен,

При прорыве в 1920 году кораблей Дне-
провокой военной флотилии в тыл против-
пика, у городка Лоев, канонерская лодка
«Меткий» зацепилась колесом за ледорез
моста, погнула гребной вал, накренилась и
начала тонуть. Другие корабли не смогли
помочь «Меткому».

Bo время конфликта на КВЖД в 1929
году в бою советеких кораблей с- Сунга-
рийской флотилией противника попада-
пием снаряда перебило штуртрос на кано-
нерской лодке «Пролетарий». Возле кораб-
ля все время падали снаряды. Но советские
военные моряки не растерялись. Решитель-
ными и быстрыми действиями личного со-
става канонерской лодки повреждение бы-
ло ликвидировано, и корабль смог продол-
жать бой,

Сравнивая вое эти примеры, видим, что
там, где личный состав хорошо натрени-
рован в борьбе за живучесть своего кораб-
ля, там меныше потерь и бой кончается
победой.

Опыт боев ‘на реках со скоростью тече-
ния 5—6 км/час показывает, что вывод
корабля из строя для исправления повре-
ждений допустим лишь в крайнем случае.
Корабль, как правило, должен держаться в
строю до тех пор, пока можно поддержи-
вать хоть часть его боеспособности. Все
усилия личного состава должны быть на-
правлены на сохранение максимальной жи-
вучести на всем протяжении боя.

Учения по борьбе 3a живучесть на
Амурской Краснознаменной флотилии ‘исхо-
IAT из этого положения. Учениям прехше-
ствуют групповые игры командиров по за-
ранее разработанным планам-часовикам, ©
фактическими расчетами на потребный ма-

мвучесть
корабля

териайя и инструмент при ликвидации воз-
можных повреждений. Аварийная залача,
составляется следующим образом: командир
корабля или соединения дает тактическую
обстановку, инженер-механик соединения
или командир БЧ-У корабля указывает co-
стояние корабля, оружия, механизмов и
личного состава, после повреждений. Одно-
типные корабли получают одинаковыю ава-
рийные задачи,

После этого ‘инженер-механик соединения
собирает с однотипных кораблей весь на-
чальствующий состав, а также командиров
боевых постов. Места в помещении полго-
товлены, па каждом указано название бое-
вых постов корабля. Задачу ранают все
командиры,

По разработанному плану-часовику и хо-
ду событий инженер-механик дает допол-
нительные вводные или уточняет обстанов-
ку. Весь начальствующий состав приходит
Ha игру после изучения таклико-техниче-
ских данных механизмов и корабля,

Вот оботановка одного из моментов
игры. Командиры боевых частей корабля
сидят за столами по своим боевым постам.
Всем розданы пакеты с указанием номера
и оперативного времени. Инженер-механик
соединения об’являет время и номер пакета
для вокрытия; yeh

— Время 17.20. Батарея противника
открыла по кораблям огонь. Пакет № 3.

— Попадание 76-мм фугасного снаряда
в районе 27—28 шпантоута левого борта,
на высоте ватерлинии. Поступает вода,
перебит трубопровод свежего пара на ди-
намомашину, разрушен трубопровод пита-
ния котла от мокро-воздушиого насоса, —
встав со своего места, докладывает коман-
дир одного боевого поста БЧ-У.

— Закрыть пар на динамомаигину! Пе-
рейти та ‘питание котла от запасной пом-
пы! Аварийной группе заделать пробоину
и подкрепить переборки №2 и № 3, пу-
слить водоотливные средства!— отдает при-
казания командир пятой боевой части,

Начали приказывать и доносить © вы-
полнении приказаний командиры боевых
постов. По ходу событий принимает феше-
пия и командир корабля.

Каждый участник игры отдает приказа,
ния подчиненным, либо, когда истекает
фактическое время на ликвилацию повре-
ждений, доносит командиру БЧ-У о резуль-
татах выполнения его приказаний имо с0-
стоянии механизмов.

Руководитель игры снова и снова, об’яв-
ляет время и Номера пакетов для BCKDEI-
тия. Производятся расчеты потребного ма-
териала и способов его применения.

В заключение производится разбор игры.

Так мы готовимся зимой к учению по  .

борьбе за живучесть, когда корабли не
плавают. Проигранные аварийные задачи
затем фактически. отрабатывают на летних
учениях при участии всего личного состава
корабля, с фактическим выводом из дей-
ствия механизмов, затоплением отдельных
отсеков, переключением магистралей, пу-
ском механизмов, заделкой пробоин, выкач-
кой воды. и Т. д. }

Основная задача учений по борьбе за
живучесть на 1941 год — отработка a po-
шение комплексных аварийных задач, еще
большее приближение учений к реальной
обстановке боя.

Инженер-капитан 3-го ранга
М. ПОГРЕБНЯКОВ

ВЫСОКОЕ ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 6 марта. (Or
наш. корр.). С неослабевающей силой про-
должается социалистическое соревнование,
развернувшееся в. №-ском соединении в
период подготовки и проведения ХУШ Вее-
союзной партийной конференции. Подраз-
деление старшего лейтенанта т. Ткаченко
отлично выполнило наземные огневые за-
дачи. В другом подразделении по ocBoe-
нию новой техники выделяется мичман
т, Соловьянов. Он хорошо изучил. меха-°
низмы, обеспечивает безотказную работу.

На-днях была проведена проверка зна-
ния командирами материальной части.
Наиболее высокие знания в одном из под-
разделений показали старший лейтенант
т. Скорый и старший лейтенант г. Клюй-
ков. По стрельбе из пулемета мичман т.
Мыслик из 8 возможных имеет 7 попа-
даний, а старшина 2-й статьи т. Нарожный
положил в цель все 8 пуль. В стрельбе
из личного оружия отличные результаты
у старших лейтенантов тт. Скорого и
Берзника.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Мастер парашютного спорта капитан Н. А. Патраков (слева) дает указания перед.
прыжками. Стоят: лейтенант Г. Т, Аванесов, младший лейтенант А. Е. Панов,
лейтенант И, К. Исаев и старший лейтенант А. П. Замятин. (Краснознаменный

Балтийский флот).

Фото И. Драныша.

Боевой

Стоит редкая для Баренцева, моря ясная,
штилевая погода. Командир подразделения
подводных лодок выходит в море с моло-
дым командиром корабля для отработки
срочного потружения,

Последовательность действий при о вы-
полнегтии этого малревра, детально разобрана,
еще на базе. Командир подразделения под-
крепил евои указания примерами из лич-
ного опыта. Теперь дело за молодым
командиром. Его задача нелегкая. Подвод-
ники знают, как трудно дается начальная
отработка срочного погружения. Старый
подводник прекрасно понимает озабочен-
ность и волнение своего подчиненного: оп
и сам испытал все это в свое время, и
ему сейчас так же сильно хочется хорошо
научить, как тогда самому хотелось хоро-
Шо научиться.

— Погружайтесь! — говорит командир
подразделения.

— Сигналыцик = вниз! — приказывает
молодой коматлир и вслед за краснофлот-
цем сам скрывается в ‘люке, готовясь уже
скомандовать: «Срочное погружение!»

— Отставить!-—останавливает его ©по-
койный голос. — Вернитесь на мостик.

— А кт за вас поставит машинный
телеграф ma стоп? — продолжает юбучалю-
щий командир.—Ведь так вы рассогласуете
его при переводе управления в централь-
ный пост. И потом, команда, «срочное по-
гружение» не подается голосом, если на,
мостике есть сигнал. Не дав сигнала, вам
незачем спускаться в люк.

Спокойный тон начальника помогают
молодому командиру быстро избавиться от
ненужной  торопливости, приводящей к
оилошнюстям в самых простых действиях.
Отработка погружения продолжается весь
день. В концу его весь маневр стройно и
четко выполняется и всем личным соста-
вом и одной сменой. Молодой командир по-
лучил хорошую оценку.

* * *

В отработке боевого маневра крайне
важно наличие такта, выдержанности у ру-
ководитёля. От него требуется большое ста-
рание правильно научить. Испортить мо-
лодого командира, сбить его © толку ненуж-
ными окриками, запутать очень легко, а

маневр

потом на исправление последствий такого
обучения потребуется много времени.
Правильность дойствий обучаемого коман-
дира, способность его быстро фезтировать
на изменение обстановки, хладнокровно
принимать самые быстрые решения во мню-
том зависят не только от знаний и опыта
юбучающего начальника, но и от его уме-

‘ния паютойчиво, терпеливо атрививалть ©0б-

ходимые навыки. Особенно большюе эваче-
шие имеют эти качеслва начальника, если
У молодого командира горячий характер.

Такие командиры часто сами создают себе!

затруднения и, как правило, медленнее
овладевают искусством маневра, чем более
спокойные.

* * &

Очень важно, кто обучает молодого коман-

дира полводной лодки боевому маневру:

Лучше всего, если это делах непосред-
ственный ©го начальник — командир под-
разделения. Кю многим отрицательным по-
следствиям приводит поручение обучения
Tak называемым вывозным командирам,
особенно если они назначаются на отра-
ботку только какого-нибудь одного маневра.
Зачастую такой командир плохо энает спо-
собности и характер обучаемого, не имеет
леного представления о том, как и чему
его учили до этого. Вывозные часто обу-
чают молодого командира по-разному.

Непосредственное обучение командиром
подразделения много полезного дает и ему
самому, помотая изучить способности и
индивидуальные_ качества. своих подчи-
ненных.

Ели мы требуем последовательности
в отработке задач командирами, уже допу-
щенными в самостоятельному управлению,
то при обучении молодых командиров самая
жесткая  последовательность необходима,
вдвойне. Перепрыпивание, необосноважный
переход к более сложным маневрам 663
усвоения предыдущих здесь прямо пре-
ступны, особенно на подводных лодках.

До практического обучения боевому
маневру совершенно необходимо также
добиться хорошего ‘усвоения соответотвую-
щих ‘вопросов теории и знания устройства
своего корабля.

Капитан-лейтенант В. ДЕНИСОВ,

СОРЕВНОВАНИЕ ДАЛЬНОМЕРЩИКОВ

Хмурый зимний день. Условия для из-
мерения дистанции плохие. В трудных
условиях видимости дальномерщики ко-
рабля М встретились для соревнования с
дальномерщиками другого корабля,

Каждая команда состояла из нескольких
человек. Честь кораблей пришли отстаи-
вать лучшие дальномерщики тт. Неволин,
Гирько и другие. У них у всех за плеча-
ми многолетний опыт работы» я BO
главе с лейтенантом т. Кругликовым к
предстоящим соревнованиям усиленно To-
товилась. Дальномерщики этой группы ра-
ботали в различных условиях — днем про-
тив солнца с применением светофильтров,
в тумане и т. д.

Руководитель соревнования, рассказав
условия и требования, пред’являемые к

дальномерщикам, приступил к измере-
нию дистанции. Когда на одном корабле
все участники соревнования выполнили
условия) они перёшли на другой корабль.

За этот промежуток времени погода из-
менилась. Снег прекратился. Пелену ды-
ма разогнал поднявшийся ветёр. Види-
мость стала средней. В этих условиях
тт. Валовик и Романченко дали высокие
показатели. Они значительно перевышол-
нили нормативы.

Нроведенные два тура соревнований да-
ли следующие результаты: общий балл
группы т. Неволина-—111 проц., а груп-
пы т. Гирькс—103 проц.

Лейтенант И. ШИНКАРЕННКО
Черноморский флот.

7 марта 1941 г, № 55 (709) —

Водолазы

и пновматическим молотком и позвокныи
автогенным аппаратом.

На одной лодке сорвалась приваревнит
деталь механизма.  Водолазы
резьбу, сами сделали ‘в мастерской boar y
быстро исправили повреждение.

Не раз водолазы избавляли подводнямз
от вывужденного докования.  Ознаху
командир БЧ-У вернувшейся из Toxo,
лодки доложил, что из-за неисправности,
вероятно, придется сталювиться в ме,

— С доком подождите, — сказал фл.
манский механик. — Пусть сначала пху,.
трят наши водолазы.

Бойченко спустился под воду, стати
Юркевич залез из лодки в самую слете.
ну. Они удалили набившийся за решетьу
лед и исправили неболыное повреждены
Вся работа ‘не заняла и двух часов,

— Когда водолаз мало бывает пот.
дой, ему многое начинает казаться тру).
ным, — говорит Юркевич. -—— Ну, з ип
работы много, тогда все легко!

Каждый водолаз групть Юркевича пол.
ти через день проводит под водой по yp.
скольку часов, и старшина не может 1.
жаловаться на недостаток выносливости
кого-либо из, своих бойцов. Млалиь
командиры Бойченко и Беличенко, красно.
флотцы Райский и Шелест в суровых злу.
них условиях отлично справляются с yy.
бым заданием. Старшина научил их раб.
тать без беседки, без подкильных конц,
чтобы не тратить времени на заводку эти
приспособлений. Он добился значительно
экономии времени и за счет правильи
организации рабочего места, Где бы п
приходилось работать водолазам, у пи
всегда завидный порядок. Между кт.
шимися наверху четко распределяются 454.

Краснофлотцы, стоящие на корме под-
водной лодки, подняли воротники полушуб-
ков и потирают рукавицами щеки. Мороз
сегодня непгуточный. Маленькая прорубь
у правого борта, из которой только-что
выгребли куски разбитого льда, почти на
тлазах снова затягивается ледяной плен-
кой. :

В такой же проруби © другого борта
поверхность колышат всплывающие ©
глубины воздушные пузыри. Здесь уже
третий час работает под водой краснофло-
тец-водолаз Шелест. Старшина 2-й статьи
Беличенко спускает ему на шкергах то
болт, то отвертку, то кувалду. Два красно-
флотца из команды подводной лодки рав-
номерно крутят маховики воздушной пом-
пы, Водолаз Райский держит связь ¢ TO-
варищем по телефону,

Наш молодой работает! — говорит
старшина 2-й статьи Иван Бойченко, яв-
ляющийся здесь старшим.

Краснофлотца Шелеста по старой при-
вычке называют в группе водолазов «мо-
лодым» только потому, что все остальные
бойцы старше его по сроку службы. А во-
обще Шелест служит уже третий год, дав-
но прошел период ученичества и по водо-
лазному мастерству мало в чем уступает
старшим товарищам.

06 этом свидетельствует и его сегодняш-
няя работа. Ответственное задание, кото-
рое сейчас выполняет Шелест, по плечу
далеко пе каждому водолазу. А «молодой»
справляется с ним, работая даже без бе-
содки или подкильных концов.

Вообще, многое из того, что делает сей-
час водолазная труппа главного старшины
Виктора Юркевича, относится не к водо-
лазным, а к типичным доковым работам.

В прошлом году, в дни войны против
белофиннов, одна подводная лодка при воз-
вращении из похода требовала докового
ремонта. Дело происходило в базе, арендо-
ванной у одной из прибалтийских, тогда.
вще буржуазных, республик. Местные до-
ки принадлежали капиталистической фир-
ме. За срочное докование ей пришлось бы
уплатить крупную сумму’ валютой, a To-
товность корабля к новому боевому походу
оказалась бы в зависимости от чужого,
капиталистического предприятия...

Сейчас трудно сказать, у кого первого
зародилась тогда мысль о возможности ино-
то выхода из положения. Во всяком слу-
чае, когда флагманский механик соёдине-
ния вызвал к cebe старшину Юркевича,
тот уже имел насчет предстоящей работы
свое мнение. На вопрос начальника стар-
пвина, не раздумывая долго, уверенно от-
ветил; «Справимся!».

Й водолазы действительно блестяще
справились с необычным заданием, несмо-
тря на отсутствие опыта и трудность
условий. Они работали ночью, при 30-гра-
дусном морозе: соединения шланга держали
в ведрах с горячей водой. Работа, из-за
которой предполагалась постановка в док,
была выполнена на плаву за несколько
часов.

Сейчас подобные задания “стали для
труппы Юркевича обычным, будничных
делом. Главный старшина сконструировал
несколько остроумных вспомогательных
приспособлений. Они были изготовлены в
мастерских по его чертежам ‘и намного
облегчили работу. ‘’ а

Многому научила водолазов и оргали-
зованная Юркевичем «наземная» трени-
ровка. В пасмурные зимние дни, да еще
подо льдом, водолаз почти ничего не ви-
дит даже на небольшой глубине. Чтобы
зыработать у краснофлотцев навыки, не-
обходимые для производства в таких усло-
виях сложных работ, старшина заставил
своих подчиненных с завязанными глаза-
ми выполнять подобные упражнения на
стенке. Эти занятия попутно помогали со-
вершенствовать и технику работы,

Каждого бойца своей группы Юркевич
научил нахолить и устранять под водой
самые разнообразные повреждения корпуса
подводной лодки, пользуясь, когда нужно,

aod

воду товарища. Все инструменты, которы
могут ему понадобиться, аккуратно 0824.
жены и готовы к быстрой подаче,
— Приказание вылюлнено!-—люредал п
телефону Шелест.
Но, прежде чем подняться наверх, в0\-

работу на соседней лодке. Товарищи ух
перенесли на ее корму необходимый mm.
струмент и, выбирая конец, помогают №.
лесту перебраться к новому рабочему ме.
сту. ‘Среди битого льда на мгновение 1о-
казываютея блестящий медный шлёх
неуклюжие зеленые рукавицы скафандра,
Минуту спустя водолаз уже требует п
телефону отвертку.

Когда вся работа окончена, пот ву
спускается сам Юркевич. У главного ста
шины нет оснований не доверять. своих
подчиненным, но строгая проверка. каж
их работы считается у него перушихых
лравилом. Юркевич долго ощупывает 10!
водой смененную или отремонтирована
деталь. Он не поднимется, пока но уб:-
дитея в том, что все работы полностью
и аккуратно закончены.

* ek *

Народный комиссар Военно-Морской
Флота наградил Виктора Юркевича знач
ком «Отличник ВМФ». Отличную ра
водолазной группы не раз отмечал кома
дир соединения. Однако, как это ни страт:
но, непосредственные начальники 801014
зов мало замечают их работу и их нужды.
Чем же еще можно об’яснить, что главнуи
старшине Юркевичу приходится трать
так много энергии на получение необ.
димого для зимних работ теплого обму-
дирования? Или то, что на базе «некохр
позаботиться о дополнительном  горячи
завтраке для водолазов, когда они пом
выполняют  срочное задание? При подвох
пии итогов социалистического соревном-
ния 0 водолазах тоже обычно забывают,

Нам кажется, что ни двойным подчиве-
нием водолазов (по строевой линии—
командиру БЧ-У базы, по работе — флаг
MAHCKOMY механику соединения), ня ка:
кими-либо другими причинами  нелья
оправдать незаслуженное положение п-
сынков, в котором они порой оказыв-

ются.
Н, ЛАНИН,

СОВЕЩАНИЕ ОТЛИЧНИКОВ РЕМОНТА

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 6 марта, (0т
наш. корр.). В соединении № состоялось со-
вещание краснофлотцев и младших коман-
диров-—отличников ремонта. С докладами
выступили старшины первой статьи тт.
Попий и Свиягин.

Тов. Попий, получая недельное задание,
тщательно учитывает наиболее трудоемкие,
& Также мелкие работы. Потом он равно-
мерно распределяет их по дням, выделяя
в каждом отдельном случае нужных cHe-

циалистов, материалы, инструмент. Вл8!-
даря такому методу ремонт идет планом
но, без штурмовщины,

0 том, как сочетают ремонт с изучение
техники, рассказал т. Свиягин. Он тах 0
ганизовал учебу специалистов, что ли сии
механизм не ремонтируется до TOTO, 0h
краснофлотцы не изучат деталей.

Выступившие Ha совещании товарящя
вскрыли недостатки ремонта и Намет
пути быстрой ликвидации их.

Опыт командирской учебы

Опыт современной войны на море сви-
детельствует 0 том, что командир должен
не только безукоризненно знать свой ко-
рабль, его вооружение и технические сред-
ства, но и быть способным действовать
умело и решительно Ha основе быстрого и
разумного расчета. Эпизоды морских боев
подтверждают, что ‘отдельные тактические
приемы повторно почти не применяются.
Это значит, что современный бой не тер-
пит трафарета и шаблона. Командир дол-
жен сочетать в себе знание своего дела,
умение использовать оружие, быть дисци-
плинированным, выдержанным,  инициа-
тивным и рассудительным. Победа в 600
достигается не только числом боевых еди-
ниц и силой их вооружения. Она зависит
тлавным образом от того, насколько вы-
соки оперативно-тактическая выучка и во-
ля к победе, в первую очередь командного
состава,

Олин из основных источников приобре-
тения необходимых знаний и навыков —
систематическая, до конца продуманная,
целеустремленная командирская учеба. На
нашем корабле основной программной
темой занятий з& последнее время было
тлубокое и всестороннее освоение корабля,
боевой организации и документации. На
командирской учебе изучались уставы, на-
ставления и другие документы, регулирую-
щие боевую деятельность. Отрабатывались
отдельные тактические темы, например:
«Оборона корабля на якоре против возхож-
ного нападения противника в светлое и
темное время суток», «Выход корабля из
базы, переход в точку дая смены дозор-
ного корабая», «Оборона корабля против
возможного нападения противника ‘днем и
почью на переходе», «Вахтенная и дежур-
ная служба на ходу и на якоре», «Дей-
ствия против берега» и др., с производ-
ством полных тактических расчетов. Про-
ведение и 1а3бор тактических и боевых

учений корабля также использовались для
повышения знаний начальствующего со-
става. .

Основные виды занятий © командира-
ми — групповые упражнения и посещение
квалифицированных лекций из цикла ието-
рии морских боев. Самостоятельная работа
командиров по задатию, с последующей
сдачей зачетов -—— главный метод. повыше-
ния знаний. Кроме этого систематически
проводятся лекции и беседы начальствую-
щего состава по вопросам тактики совре-
менных морских операций. Во время груп-
повых упражнений особое внимание руко-
водитель обращает на выработку волевых
качеств и на четкость командного языка,

Начальствующий состав нашего корабля
твердо усвоил, что нужна непрерывная,
упорная работа, над собой, что необходимо
повышать свои знания и совершенство-
ваться. Задача заключается в том, чтобы
пе отставать от быстро растущего техни-
ческого оснащения` флота, быть способным
вырабатывать новые формы и приемы
борьбы на море, по-новому разрабатывать
стюсобы нападения и защиты. Большин-
ство командиров поняло, что опыт и уме-
ние не приходят сами собой. Если командир
получил определенный 0б’ем знаний в воен-
HO-MOPCKOM училище, то это еще вовсе не
значит, что он все постиг и ему нечему
учиться. Но вот командир БЧ-Г лейтенант
Коротков считает, что ему вполне доста-
точно знаний, полученных в училище. On
забыл, что только тот справитея © возло-
женными на него задачами, кто неустанно
подкрепляет теоретические знания практи-
ческими навыками.

А возможностей для совершенствования
командиров очень и очень много. И если,
например, командир правит вахту, то он
не только несет службу, но одновременно
и учится. В этом случае он изучает те-
атр, его географические, гидрометеорологи-

ческие, навигационные и прочие особен-
ности, которые будут влиять на проведе“
ние боевых операций. Вахта представляет
широкое поле деятельности для молодого
командира. Здесь он принимает самостоя-
тельные решения как по вопросам внутри-
корабельной организации, так и по такти-
ческому маневрированию корабля.

Походы и тактические учения кроме
решения’ непосредственных задач боевой
подготовки дают командиру возможность
непрерывно совершенствовать свои знания
и навыки, обогащать себя опытом, по-на-
стоящему готовиться к боевой деятельно-
CTH, 2

Для тактического и оперативного роста
командного состава большое значение име-
ет проведение всей командирской учебы
в море; в максимально усложненных уело-
виях, приближенных к боевой обстановке.
При проведении каждого учения и упраж-
нения преследуется цель — вырабогать у
командного состава единство оперативно-
тактического мышления. Для этого органи-
зацию и проведение всякого рода учений
в большинстве случаев возглавляет лично
командир корабля. Начальствующий co-
став, зная, как действует командир ко-
рабля, проявляет больше решимости, ра-
зумной инициативы и грамотно решает
поставленные перед ним задачи.

Отрабатывая курсе боевой подготовки
корабля, мы предварительно разбираем вее
задачи в системе командирской учебы с
обязательным введением различных вари-
антов повреждений, маневрирования, до-
полнительных расчетов, глубоких анали-
зов всех действий и решений. Такая учеба
больше обогащает опыт, a опыт, подкре-
пленный теорией, создает твёрдую уверен-
ность в правильности действий.

Организацию и разработку общего кора-
бельного учения можно разделить на не-
сколько этапов. Первый из них — разра-

ботка на основе знания учебной цели за-
дания для документального решения опре-
деленной задачи. Здесь же избираются
эпизоды, соответствующие тактической об-
становке, в которой корабль будет выпол-
нять данную задачу.

Второй этап состоит из документального
решения задачи, ее розыгрыша с участ-
никами и уточнения отдельных частных
эпизодов. При этом могут даваться допол-
нительные вводные, намечаться мероприя-
тия по локализации отдельных поврежде-
ний. Составляется план общекорабельного
боевого учения. Эпизоды заносятся на так
называемые «секретки», и на этом по су-
ществу заканчивается документальное ре-
шение задачи,

Методически  общекорабельное учение
проходит на боевых постах, у механизмов,
Участникам об’являют тему, цель учения
и тактическую обстановку. Посредникам
раздают «секретки». Вся остальная хоку-
мептащия остается у руководителей. Затем
сверяются ‘часы, устанавливается onepa-
тивное время и об’являетея час начала
учения. С его началом руководство отдает
распоряжения, контролирует и направляет
их выполнение. Участникам игры в назна-
ченный час громко зачитывают текст из-
ложенной в «секретке» обстановки, и они
немедленно докладывают свои мероприятия.
Bee неправильные действия и распоряже-
ния по решению данной задачи отмечают-
ся. После окончания учения руководство
проводит разбор. На нем надо обязательно
указывать степень овладения командным
языком, знание техники и т. д.

Перед каждым зачетным учением кораб-
ля регулярно проводятся групповые упраж-
нения, которыми в большинстве случаев
руководит командир корабля. Промежуточ-
ные учения и групповые упражнения меж-
ду учениями по заданию и под руковод-
ством командира проводит его помощник,

Мне хочется поделиться здесь и своим
опытом. Я молодой помощник команди-
ра. Окончил училище им, Фрунзе в 1938 г,

н был назначен на корабль сперва коман-
диром БЧ-Г, а затем — помощником коман-
дира корабля. Командир корабля — опыт-
ный моряк — сразу начал обучать меня
организации службы. Прежде всего он
пред’явил жесткое требование: твердо
знать корабль, уставные обязанности и
выполнять их на практике.

Неоднократно бывая вместе с команди-
ром корабля на мостике, я убедился, что
правильно маневрировать и управлять ко-
раблем — болышое искусство, овладеть ко-
торым можно только в ‘результате настой-
чивой практики. В дальнейшем я все больше
узнавал, что без глубокого изучения тах-
тических и маневренных свойств корабля
почти невозможно вести его в узкостях и
гаванях. Я поставил ‹666 целью освоить
корабль. Командир меня поддерживал,
учил, постепенно приучал к самостоятель-
ной работе. Однажды, помню, он доверил
мне управление кораблем при выходе из
гавани.

Командир всегда воспитывает у помощ-
ника два качества — осторожность и про-
думанность маневра. На мостике командир
корабля никогда не эмешивалея в ‘приня-
тые мною решения, но если я действовал
явно неправильно, он тут же давал мне
указания. Его метод передачи своих навы-
ков молодым командирам всегда приводил
K положительным результатам,

Во всех случаях, особенно на переходе
морем, на учениях командир очень требо-
валелен. Мне запомнился один случай, ко-
гда командир указал, что с наступлением
сумерек я не проверил затемнения кораб-
ля. Он напомнил о значении затемнения,
привел слова народного комиссара Военно-
Морского Флота адмирала тов. Н. Г. Куз-
нецова па разборе учений Краснознамен-
ного Балтийского флота © значении вне-
затвности, скрытности. Я понял допущен-
ную мной оплошность. Научиться скрытно
действовать можно только в процессе уче-
ний, в условиях, наиболее приближенных
к подлинной боевой обстановке.

Сочетая требовательность с поддержи
и помощью, командир научил меня рух’
водить подготовкой начальствующего с
става. Последнее групповое упражнение я
провел с командирами на тему «0боровз
корабля на переходе морем от внезапиот
нападения воздушных сил противника».
Подготовку начал с уточнения темы я #
определения. После составления 16040
плана подобрал литературу, а затех Mp!
ступил к изучению литературы, инетруе
ций, наставлений, уставных положений и
начал писать групповое упражнение. З1-
ние уровня подготовки личного cocTasi,
который будет учзетвовать в розыгрые,
помогло окончательно определить содерха
ние учения. После  систематизирования
черновых набросков, дополнительного UD
смотра материалов и конкретных опер:
тивных указаний командира корабля 0)
отдельных недочетах я составил подроблый
план группового упражнения.

Но составлением плана не ограничивает
ся подготовка к упражнению. Выступая в
роли руководителя, ‘необходимо глуб
осмыслить‘ содержание материала, чтобы }
любую минуту и на любой вопрос, задал:
ный командиром, можно было дать исче-
пывающий ответ и ‘указать источник 111
более подробного ознакомления с темой,

Понятно, что перечисленными прих“
рами не ограничивается круг учебы и
чальствующего состава. Командиры систе
матически изучают опыт морских 4,
читают «Морской сборник», специальную
литературу. В пример осталыным Коман!
рам можно поставить старшего инжено-
лейтенанта т. Романенкова, который, ‹/-
стематически работая над собой и у
оргальизуя учебу подчиненного вму лично
состава, добился хороших результатов.

Благодаря тому, что командирская у
ба проводилась с учетом задач, поставлег-
ных перед кораблем, начальствующий (^-
став умело действовал на учениях и п
Вильно решал сложные боевые залачи,

Лейтенант А. ЯЩУК,

a омииининных

занности по обслуживанию ушедшею пу

лазу предстоит еще выполнить небольшуи

А =

ee ee

=

at eet I De