===
—_—

7 марта 1941 г, № 55 (709)

Инструктор спешит
  в другую часть

(мрший инструктор no пропаганде
шрший политрук т. Колчин в 8 часов

13 явился к заместителю командира
yem политруку т. Жеребцову. В части
  мимались две группы по истории пар-
и и на по истории народов СССР.
итруктор пробыл здесь четыре часа.
рузультате его посещения тюявилась ма-
„ирзухительная и не совсем грамотная
упкь в журнале,

та запись как в зеркале отразила кан-
gupnit стиль работы инструктора и,
‚ати, ого культурный уровень.

Вито то чтобы посидеть в части,
мазать конкретную помощь, т. Колчин за-
ит бесконечным  собиранием тазличных
чеений. В частях он не задерживается,
ных планов не составляет, в существо
ела по вникает.

( (ламы старший инструктор явился
 ; жотителю командира, подразделе-
ния т, Мылокостому и спросил ето, есть
1 в подразделении план культурных
уроприятий в день выборов в Советы.
То, Мьлокостый ответил, что такой план
ить. Тов, Колчин, удовлетворившиесь отве-
ти, быстро отбыл.

eral 54 инструктором отдела политиро-
виды в подразделение по этому же во-
ху прибыл представитель Управления
паитической пропаганды. Он предложил
‚ Умлокостому показать план культурных
уририятий. Заместитель командира чисто-
чуочо признался, что никакого плана он
yp COCTABAAA.

№ следующий день в отделе политиче-
(ol пропаганды произошел конфуз. Всем
(1) ясно, что никакого плана т. Колчин
в ищем.

равно т, Колчин пришел в подразле-
зло, 140 секретарем комсомольской орга-
зация т, Подчалимов. Он хотел выяснить
которые детали одного персонального де-
п, ходящегося в партийной комиссии,
  муестителя командира, ни секретаря,
1 омеохольца, дело которого находилось
;шиийной комиссии, в подразделении
1 мазалось,

1. Колчин решил ждать. Он ждал не-
(хо часов, пока ого не увидел заме-
(mlb командира части и не вызвал по
пифлу нужных людей. Беседа т. Кол-
ив длилась всего несколько минут, и
иу вс стало ясно». Если бы т. Колчин
тиварнтельно позвонил в подразделение,
910 потсрял бы так много дорогого ‘вре-
т.

} часть, ГХ@ секретарем парторганиза-
ш т, Кланский, инструкторы затляды-
ци  очень редко. На-днях был, например,
aol случай. Тов. Колчин пришел в со-
циюю часть и, но желая себя утруж-
мь, вызвал оттуда К 66бе т. Еланского.
Фи будето руководить труппой по исто-
ии партии», — сказал он Еланскому.
ш на ходу состоялось оформление нового
имовода.

- малды т. Колчин интересовался. пла-
\\ проведения смотра ленинских кают
 аршего политрука т. Бошина. Старигий
MINTY дал. задание  библиотекарю—
Упать материалы ХУШ Всесоюзной пар-
ной конфёренции, & также материалы к
ПШ годовщине Красной Армии и Военно-
хого Флота и хранить их в отдельных
шах для агитаторов, Тов. Колчин заявил,

- плине,

Остальное

ЧТо это дслать не обязательно (?). Одному
из любителей спорта, т. Беляеву, поручили
развернуть работу по физической культу-

ре. Тов. Колчин расценил это как подм
командования (?). т

Такой же стиль руководства и у ин-
структора по  организационно-партийной
работе, старшего политрука т. Федорова.

В М-скую часть инструкторы отдела по-
литической пропаганды забегают только 3a
цифрами и фактами. Дважды в планах от-
дела намечалось проверить партийное и
Комсомольское хозяйство в части и ня
разу его не проверили.

Недавно злесь был старший политрук
т. Федоров. Он’ интересовался партийно-
политической работой по вопросам кара-
ульно-вахтенной службы. Тов. Федоров
пробыл один час. Он записал сведения со
слов заместителя командира и просмотрел
с десяток бюллетеней, выпущенных в ка-
раулах. Ему предложили поехать в кара-
ульное помещение на аэродроме, но он
отказался. Toma ему порекомендовали
вще одно караульное помещение, совсем

близко. Он также отказался, ибо «спешил».

Он пообещал через денек посетить караулы.
Прошло пять дней, но он так и но явился.
Олнако, описывая эту «работу», т. Федо-

‘ров указывает, что он проверил состояние

и оборудование караульных помещений,
работу в них коммунистов и комсомоль-
цев (?),

Старший инструктор тю организационно-
партийной работе т. Федоров откровенно
признается, что ему больше нравится про-
паганда, а не. организационно-партийная
работа. Но ни тем, ни другим ему факти-
чески не приходится заниматься. Он слиш-
ком много сидит в отделе и занимается пи-
саниной. С 1 по 20 февраля ему пришлось
писать три отчета, сводку о дисци-
резолюцию. актива и т. п. Сам
т. Федоров считает, что переписка отни-
мает у него 50 проц. рабочего времени.
Естественно, что у него остается мало вре-
мени для своих прямых обязанностей.
же время используется для
обхода частей,

Что могут сделать инструкторы отдела
политической пропаганды, если они чуть
ли но ежедневно бывают в двух-трех ча-
стях? Первого февраля т. Федоров был в
трех частях, третьего — в трех, четверто-
го — в двух.

Старший политрук т. Колчин за 19 дней
февраля. посетил несколько частей, про-
вел три семинара групповодов и готовился
к ним, был на четырех заседаниях, три дня
работал в ОПП и выполнял другие различ-
ные задания. При таком гастролерстве не-
чего и говорить о конкретной помощи заме-
стителям командиров и секретарям партий-
ных организаций.

В М№-ской части‘ но было случая, чтобы
инструктор пробыл в подразделении хотя
бы с утра до вечера. Два-три часа — вот
самый большой срок его пребывания.

В отдаленных частях соединения vr. De-
доров и Колчин не были ни разу.

Минуя заместителей командиров частей,
инструкторы отдела политической ‘пропа-
танды прямо направляются в подразделе-
ния. Что они Там делают — заместитель
командира части не знает, не знает он и
того, что ему нужно сделать в результате
посещения инструктора.

Старшие инструкторы отдела политпро-
паганды делают не то, что нужно.

М. ДМИТРИЕВ,

В ЧАСЫ

} Васнио-морском авиационном учили-
и 1, Леваневского успешно работают
Мой, струнный, драматический круж-
1 джазоркестр и т. д. Курсант т. Сло-
‘(ой организовал в одном из подразде-

И джазоркестр, который пользуется
луженной популярностью. Он. неодно-
ино выступал ‘на сцене клуба, ero

иидерты
пиюца, Вместе с
тре играют жены
Шина и Белкина.

передавались через радиоузел
курсантами в джаз-
командиров тт.

ДОСУГА

Старший лейтенант т. Кудрявцев орга-
низовал хоровой кружок. Краснофлотец т.
Калафати руководит шахматной секцией.
Ок читает лекции по теории шахматов, op-
танизует турниры, провел сеанс одновре-
менной игры на 30 досках.

Хорошо работают кружки фехтовальщи-
ков и гимнастов. Первым из них руково-
дит майор т. Меркулов, вторым—курсант
т. Порошин.

Военинженер 3-го ранга П. ОСТАНИН.

oo

‚зачинателях стахановекого

Отличник боевой и политической под-
готовки корабля морпогранвойск (При-
морье) П. Г. Возовик.

Фото Г. Войнова (ТАСС).

НОВЫЕ КНИГИ

Г. Кедров — «Государственные трудовые
резервы страны Советов». Политиздат при
ЦК ВКП(б), 1941 г., стр. 56, тираж
100 тык. экз., ц. 25 коп.

Книга Г. Кедрова начинается с сообще-
ния о том, что 2 октября 1940 г. по ини-
циативе товарища Сталина Президиум Вер-
ховного Совета СССР издал Указ «0 Госу-
дарственных Трудовых Резервах. CCCP».
В этот же день были опубликованы два по-
становления Совнаркома СССР: 0б образо-
вании Главного Управления Трудовых Ре-
зервов при СНК СССР и о призыве город-
ской и колхозной молодежи в ремесленные
и железнодорожные училища и школы фаб-
рично-заводского обучения.

Книга состоит из ряда разделов — 0
новом пополнении рабочего класса СССР, о
социалистическом воспроизводстве рабочей
силы, о постоянной армии безработных в
странах капитализма. Брошюра расеказы-
вает о плановой подготовке трудовых ре-
зервов страны социализма, о трудовых р6-
зервах колхозов. Заключительные разделы
говорят о грандиозном размахе подготовки
квалифицированных кадров в Советском
Союзе, о заботе и внимании, которые ока-
зывают партия и правительство учащимся
ремесленных и железнодорожных училищ
и школ ФЗО, о новаторах нашей страны -—
движения, 0
большом успехе призыва молодежи в учи-
лища и школы 030,

Отмечая значение борьбы за быстрейшее
разрешение основной экономической зада-
чи СССР — перегнать экономически глав-
ные капиталистические страны, автор ука-
зывает, что расширенное социалистическое
воспроизводство рабочей силы, e6 рацио-
нальное ‘использование — важнейшая со-
ставная часть этой задачи. }

*# (Сборник «Ленин о литературе» вы-
шел в Гослитиздате. В книге помещены
статьи_и высказывания В. И. Денина 0
Герцене, Чернышевском, Салтыкове-ШЩед-
рине, Льве Толстом, Горьком.

Статьи и замечания
писателях и отдельных литературных про-
изведениях дополнены отрывками из
ленинских работ,

В конце книги приведены отрывки из
воспоминаний о В. И. Ленине, принадле-
жащих Н. №. Крупской, А. И. Ульяновой-
Елизаровой, М. Горькому, Кларе Цеткин и
А. В. Луначарекому.

Тираж книги-—50 тыс. ‘экз. Стр. 292.
Цена-—3 р. 25 к.

* «Споем, товарищи, cnoem!..»—rTar
называется книга стихов и песен Вас.
Лебедева-Кумача, выпущенная Гослитизда-
том.

Особый раздел образуют военно-морские
песни. В него вошли: «Мы в море ухо-
дим», «В дальний путь идут корабли»,
«Краснофлотская веселая», «Песня де-
вантников», «Песня. канонерских лодок»
и AD.

Тираж—25 тыс. экз. Crp. 175. Це-
на 3 руб.

Фильм о великом летчике нашего времени

lime кино во своем активе имеет
106 количество фильмов, «прославляю-
щ успехи и героические подвиги совет-
‘Ш; людей, мобилизующих наш народ на
Удолоние трудностей строительства и
\ ильнейшую беззаветную борьбу за тор-
имо коммунизма». Такими фильмами
‘Mth любимые образы Чапаева, профес-
а Полежаева, коммунистов Шахова,

\илуа. Мы сроднились с этими имепа-
И, я каждый из них живет в нашем во-
(Renu именно в той конкретной об-
‘анозке, в какой увидели мы их на эк-
jane,

В таких картинам относится и новый
Ильх «Валерий Чкалов».

\втры сценария Герой Советского Сою-
Wl. Райдуков, Д. Тарасов и В. Чирсков
‘ихисор М, Калатозов, выбрав наиболее
ие и важнейшие эпизоды из биографии
‘Nb необыкновенного человека, каким
вилдся Чкалов, сумели создать по-наетоя-
у правдивый, по-настоящему захваты“
“onal, волнующий фильм. Вартина вы-
0 показывает путь роста и развития
‘pia Павловича Чкалова, путь превра-
ния ого из бесшабаигного в своем ухар-
Пи чедовока в подлинно великого летчика
Limerg времени.

картине умно, тактично подчеркнута
зная черта чкаловского характера —

Чеустремленность. и настойчивость в д0-
тонии поставленной задачи. При выпол-
ши задания о розыске линкора «Ма-
№», в испытательных полетах при ©0зда-
И истребителя новой конструкции, в по-
в через Северный полюс — всюду Чка-
8 престат перед нами. как человек
иной воли, неудержимой храбрости,
10 сознающий, что ему надо сделать,
0 добиватья как человек, полный
Томного внутреннего благородства.

} этом фильме четко и ясно раскрыт
Цактер основного действующего лица,
Тидиво показаи Чкалов во всем много-
‘изии жизненных явлений, в быту и па
Ито,

Да, здесь, па экране, перед нами про-
ит Чкалов со всеми его радостями и
Прчениями, со всеми его успехами и HC-

>
«Валерий Чкалов» — производство

ордена Ленина киностудии Ленфильм

>

удачами. Вот почему нам так близок этот
неукротимый, буйный, глубоко талантли-
вый человек. Вот почему мы верим в то,
то показывает нам экран.

В огромной и богатой разнообразными

событиями биографии Чкалова 060608 зна-

чение приобрела встреча на аэродроме с
товарищем И. В. Сталиным. Этот день
явился поворотным в жизни Валерия Пав-
ловича. Здесь, на аэродроме, товарищ
И. В. Сталин сказал Чкалову:

— Ваша жизнь, жизнь летчика, нам
дороже любой самой замечательной ма-
шины:

Посмотрел растерянно Чкалов и недо-
уменно сказал:

— Моя жизнь?

И ему говорит товарищ Сталин:

— ...Умереть тяжко, но не так трудно,
товарищ Чкалов... Я за таких людей, ко-
торые хотят жить, жить как можно доль-
ше, бороться, разить врага и побеждать...
Вы знаете сколько лёт живет орел?

— Орел... — говорит тихо Чкалов.

— Свыше cra лет! Болео сотни лет

летает!
Сталин наклонился к Чкалову и тихо

говорит ему:

— Скажу вам по секрету, я сам хочу
прожить побольше лет, вот прожил пять-
десят пять, а еще так мало успел сде-

sie
oo Чкалов, потрясенный этим, Чкалов,
который впервые почувствовал, впервые
понял, как важна его жизнь, жизнь лет-
чика, как важна жизнь человека в социа-
листическом государстве, тут же дает ис-
кренне и проникновенно обещание летать
долго, летать, пока в руках есть сила
держать штурвал, пока глаза видят землю.

Так становится ясной вся’ идея филь-
ма — жить, чтобы бороться и побеждать!

C огромным вниманием смотрится этот
фильм, наполненный внутренним волне-

нием, отлично драматургически paspato--

танный. Поступки,. диалоги, положения
действующих лиц оправданы. Поэтому кар-
тина приобретает ту исключительную убе-
дительность, которая характерна для про-
изведений, проникпутых духом социали-

‘стического реализма.

Успеху фильма в огромной мере ©тособ-
ствует хороший актерокий коллектив и в
первую очередь игра заслуженного артиста
РСФСР В.  Белокурова, исполняющего роль
Валерия Чкалова. Артист. сумел создать
живой и правдивый образ Чкалова, каким
каждый из нас представляет себе великого
Летчика налиего времени. С предельной
искренностью показывает Белокуров Чка-
лова и в моменты гнева, и в радости, и
в неудачах, и в под’еме. Вдохновенно зву-
чит в устах Белокурова речь Чкалова, ко-
гда оп, обращаясь к трудящимся, пришед-
шим на встречу с героями после возвра-
щения их из США, говорит:

— Если весь советский народ, возгла-
вляющий человечество на его пути к все-
мирному коммунизму, сли весь нали народ
желает одного и того же, — значит это
непременно будет осуществлено...

Kpenner голос Чкалова, и с огромной
силой, с предельной страстью и вырази-
тельность произносит он;

— Велик и могуч русский народ! На-
род Ломоносова, Пушкина и Ленина, Горь-
кого. и Сталина!

Белокуров сумел найти тот верный ‘тон,
который позволил ему убежденно и полно
создать образ Чкалова.

Блестяще играет артист В. Ванин, ис-
полняющий роль боргмеханика Пал Палы-
ча. Запоминается игра артиста В. Жуков-
ского, играющего командира Алешина (ба-
тю), удачны П. Березов в роли Г. Байду-
кова и С. Йров в роли А. Белякова.

Подлинно мастерской является работа
операзоров А. Гинзбурга и Б. Хренникова.
Исключительное впечатление производят
все эпизоды, снятые в воздухе.

Фильм «Валерий Чкалов»—новая круп-
пая победа советской кинематографии,

Л. ИВИЧ.

.:

КРАСНЫЙ ФЛОТ

В. И. Ленина о

Морские операции второй империалистиической войны

операция против Генуи _

Набеговая

На рассвете 7 февраля из’ Гибралтара
вышла английская эскадра в составе ли-
нейного корабля «Малайя», линейного
крейсера «Ринаун», крейсера «Шеффилд»,
авианосца «Арк Ройял» в сопровождении
нескольких легких крейсеров и минонос-
цев. В приготовлениях к выходу, самом
выходе, ордерах и порядках на переход
ничего особенного не замечалось. Это был
обычный выход эскадры для встречи
каравана судов, идущих из восточной ча-
сти Средиземного моря. Личный состав ко-
раблей так и предполатал. Несколько
смущало только то, что внутрикорабель-
ные приготовления были произведены
весьма тщательно: все лишнее убрано,
стекла заклеены буматой, хрупкие вещи
упакованы.

Эскадра легла на обычный курс на во-
сток влоль африканского побережья. Более
суток она Шла этим курсом и только
8 февраля повернула на север. Это уже
показывало необычность похода. Очевид-
но, не встреча караванов вызвала корабли
в море, а предетояли какие-то иные дей-
ствия, о которых личный состав еще ни-
чего не знал. Не знала о передвижении
кораблей и итальянская разведка, ни разу
не побеспокоившая английскую эскадру.
Это придавало командованию эскадры уве-
ренность в том, что действия ее итальян-
пам неизвестны. Корабли беспрепятственно
продвигались вперед. На рассвете 9 февра-
ля из тумана показались берега Генуэз-
ского залива, город Генуя лежал, как на
ладони. Это и была цель похода.

Генуя, — главный торговый порт Ита-
лии в западной части Средиземного мо-
ря — служит одновременно и военно-
морской базой. После реконструктивных.
работ, проведенных в течение нескольких
лет, Генуя является сейчас одним из луч-
ших портов северного средиземноморского
побережья. Она имеет хорошее погрузочно-
разгрузочное хозяйство, систему электри-
ческих элеваторов, большое количество
гидравлических и электрических кранов.
Это один из крупных центров итальянской
судостроительной промышленности. Здесь
строились линкор «Литторио» и ряд дру-
гих кораблей. Вее они строились в основ-
ном на верфях фирмы Ансальдо. В порту—
несколько сухих доков, в том числе и для
линкоров. Значение этого судостроительно-
го центра для Италии очень велико.

Генуя расположена в глубине Лигурий-
ского моря, что облегчает eo оборону
< моря, удобное железнодорожное сообще-
ние связывает ео ‹0 всей страной; это
обеспечивает судоверфи и другие предприя-
тия всем необходимым. Помимо  судо-
строительной промышленности в районе
этого порта находятся электропредприятия

й машиностроительные заводы ряда круп-

ных фирм. Большюе значение Генуя имеет
и как тыловая военно-морская база. Бази-
рованио и ремонт для всех классов кораб-
лей здесь обеспечены.

Летом 1940 года французские корабли
уже пытались ‘произвести нападение на
Геную. Бой, происшедший между фран-
цузскии лидером «Тарту» и.- итальянским
эсминцем «Калатафими», помешал’ атако-
вать порт. С тех пор Генуя ни разу не
подвергалась нападению с моря. Это,
очевидно, и привело к тому, что итальян-
цы, нео веря в возможность атаки порта
кораблями противника, не ‹<облюдали в
этом районе обычного в прибрежных во-
дах режима. Только этим можно об’яснить
полное отсутствие итальянских воздушных
и морских дозоров на переходе и на под-
ходах к базе.

Задуманная англичанами операция,
успех которой в огромной степени зависел
от скрытности, удалась только благодаря
отсутствию активной разведки итальян-
цев, так как прочие факторы, и тлавным
образом географические, не благоприят-
‘ствовали англичанам. Если бы итальянцы
установили в Генуэзском заливе обычный
в прибрежных водах режим, то выставлен-
ные дозоры заблаговременно предупредили
бы о подходе английских сил. к побережью.
По данным гбрманской газеты «Берлинер
Берзен цейтунг», итальянская эскадра
крейсировала в это время в водах Сарли-
нии. Это также подтверждает, что англий-
ская операция явилась для итальянцев
полной неожиданностью, хотя они имели
в6е возможности эту неожиданность исклю-
ЧИТЬ.

В 7.час. 15 мин. 9 февраля с «Арк
Ройял» поднялись в воздух самолеты для
удара по аэродромам в районе Пизы, Ли-
ворно и Генуи. Это было предпринято для
обеспечения операции главных сил —
артиллерийских кораблей. В это время с
берега запросили: «Ёто вы?» Вместо отве-
та линейный крейсер «Ринаун» дал залп
из 15-лм орудий по Генуе, начав обстрел
порта и города. Обетрелу подверглись за-
вод электрооборудования и котлостроитель-
ный завод фирмы Ансальдо, ‘главная
электростанция порта, снабжающая током
также железную. дорогу, сухие доки, скла-
ты и другие портовые сооружения, циетер-
ны с мазутом и бензином, железнодорожная
станция и стоявшие в порту суда. Одно-
временно самолеты с английских кораблей
бомбардировали аэродромы итальянской
авиации, завод «Аник» в Ливорно ‘и дру-
гие близлежащие об’екты. Часть самолетов

атаковала Шизу; там бомбы были сброшены
на аэродром в железнодорожный узел, где
пересекаются пути западного побережья
Тенуя—Рим и дороги Пиза— Флоренция и
Пиза— Болонья.

Англичане избрали для обстрела основ-
ные промышленные об’екты в Генуе. 0чв-
видно, антлийское командование располата-
ло подробными данными о расположении
об’ектов в городе, что и позволило правиль-
но нацелить силы для нанесения удара.

Наиболее благоприятное время для на-
бега, легких сил — утро или вечер. Однако
то и другое время дня имеет свои преиму-
щества и недостатки,

Утреннее нападение способствует скрыт-
ности подготовки, перехода, т. е. внезап-
ности нападения легких сил благодаря
использованию предшествующей  нападе-
нию темноты. В этом случае, однако, от-
ход после выполнения операции будет
происходить в светлое время суток на
виду у противника, который не замедлит
воздействовать всеми имеющимися B ero
распоряжении силами на отходящего. Та-
ким образом, нападение в утреннее время
< последующим дневным отходом предпо-

лагает, с одной стороны, хорошее знание
условий плавания в районе ‘операции и,
с другой — превосходство нападающего в
мощи и скорости как непосредственно BHI-
полняющих ‘набег, так и прикрызающих
операцию сил.

При проведении набега под вечер скрыт-
пость перехода не может быть обеспечена,
внезапность же обычно доститается быстро-
той перехода, развертывания и выполнения
самого удара. Отход легких сил в этом
случае происходит в темное время суток,
что дает возможность нападающему ком-
пенсировать недостаток сил прикрытия,
так как ночью удары со стороны против-
ника мало успешны, i

Во всех случаях проведения такого рода
нёбеговых операций исключительную роль
играют скрытность подготовки, быстрота
перехода, развертывания и нанесения са-
мого удара. Общий: характер действий тре-
бует от исполнителей  стремительности,
смелости, уверенной и расчетливой дерзо-
сти при подготовке и выполнении опера-
ЦИИ.

В разбираемой операции против Генуя
было выбрано утреннее время, очевидно,
в соответствии © составом выделенных
кораблей. Включенные в эскадру два ко-
рабля с 15-дм артиллерией обеспечивали
свободный отход эскадры даже в случаю
вотречи с итальянским флотом, что и лало
англичанам возможность избрать для напа-
дения светлое время суток.

Опыт набеговых операций прошлых войн
учит, что набеговые силы не должны ввя-
зываться в бой даже при встрече с более
слабым противником. Причины этого яс-
ны: каждый, даже незначительный, бой
может ослабить идущие в набег еилы.
Кроме того такой бой связан с потерей
времени, которое троютивник неизбежно ис-
пользует для стягивания своих сил в нуж-
ном направлении или для непосредетвен-
ной атаки набеговых сил. Инициатива и
воля должны быть устремлены на выпол-
нение лишь той задачи, которая поставле-
на перед операцией. Исключение возможно
только в операции, имеющей целью тюиск
и атаку флота противника в его базе, на
якорной стоянке или у своего побережья.

Большой интерес в этой операции пред-
ставляет также подход ночью к об’екту
атаки. Обычно ночь выбирается нападаю-
щим для того, чтобы скрыть свои замыслы,
так как если бы обороняющийся даже рас-
крыл замысел противника вечером, то он
все равно не смог бы решить, в какой
именно пункт направляется противник под
покровом ночи. Обороняющемуся пришлось
бы либо рассредоточить силы, либо занять
центральное Положение, обеспечивающее
выход в любой из пунктов. этого района. В
данном случае это было: исключено, так
как в Лигурийском заливе другого такого
об’екта, как Генуя, нет. Поэтому бездей-
ствие итальянской разведки лишь облегчи-
ло задачу англичан.

Обращает на себя внимание и выбор
англичанами кораблей для осуществления
намеченного плана. Казалось бы, что тля

набега на пункт, расположенный в глуби-
не операционной зоны противника, следует
выбрать легкие, быстроходные корабли,
т. е. крейсера и миноносцы. Но тщатель-
ная разведка оперативного режима в дан-
ном районе и стремление нанести тяжелые
повреждения сильным береговым сооруже-
ниям итальянцев заставили англичан
использовать линейные корабли. Нах
полагать, что отсутствие дозорной службы
и несоблюдение оперативного фежима в
районе Генуи были англичанам также до-
статочно известны. Кроме тото, выделение
линейных кораблей для набеговой опера-
ции в этом случае освобождало англичан
ог необходимости иметь специальные от-
ряды прикрытия, которые обеспечивали,
бы действия отряда по берегу от звозмож-
ного нападения эскадры противника.

к уже было сказано, успех англичан
в огромной степени обеспечили внезатеность
и скрытность проведенной операции. По-
мимо отсутствия разведки, о полной непод-
готовленности итальянцев к нападению
можно судить и по друтому факту. Так,
по данным английской печати, итальян-
ские береговые батареи открыли огонь по
английским кораблям только через 15 ми-
нут после ‘их обнаружения, и то огонь был
весьма неорганизованный. Это обстоятель-
ство позволило английскому — адмиралу
отменить дымовую завесу; которую начали
ставить миноносцы для прикрытия линко-
ров; до конца обстрела линейные корабли
не закрывались завесой, что значительно
увеличило точность стрельбы.

За время обстрела английский корабли
израсходовали около трехсот 15-дм, вось-
мисот 6-лм и четырехсот 4,5-лм снарядов.
Точных данных 06 успешности огня. нег.
По официальному’ английскому  сообще-
пию, во время бомбардировки Генуи было
выброшено свыше 300 тонн металла. По
английским данным, повреждения получи-
ли все намеченные 0б’екты обстрела, по-
всюду возникли пожары. Главная электро-
станция порта получила сильное повреж-
дение и загорелась; зарегистрировано не-
сколько попаданий в сухие доки, в склады
н другие портовые сооружения; здесь так-
же возникли пожары. Отивчены неодно-
кратные попадания в цистерны с ‘мазутом
И < бензином, в торговые суда и в желез-
нодорожную станцию. По итальянским
сообщениям, бомбардировка причинила
разрушения жилых домов, школ, больниц
и ‘церквей. Убито 144 человека траждан-
ского населения, ранено 272.

Через 25 минут после начала обстрела
английская эскадра начала отход. Выпол-
HUB задачу, самолеты возвращались на
авианосец, делая посадку на ходу. Крейси-
ровавшая у Сардинии итальянская эскадра,
вызванная Генуей, прибыла в Генуэзский.
залив с опозданием и никого уже не обна-
ружила.

По данным английской печати, котда
эскадра легла на обратный курс, итальян-
ские самолеты открыли преследование.
Олин из них был обстрелян. Итальянские
самолеты отошли, и только после полудня
‘показались бомбардировщики итальянцев,
Число их было столь незначительно, что
только двум из них удалось прорваться
сквозь прикрытие английских истребите-
лей. Однако зенитный огонь кораблей по-
мешал им осуществить атаку. Бомбарди-
ровщикам Удалось сбросить всего три бом-

бы, упавшие на расстоянии полумили от
авианосца «Арк Ройял». № вечеру был в
воздухе обнаружен еще один итальянский
разведчик, который англичанам удалось
сбить. Англичане потеряли в этой опера-
ции лишь один бомбардировщик типа
«Суордфиш» с авианосна «Арк Ройял».

Итальянская печать утверждает, что
сильный туман в Генуэзеком заливе по-
мешал широко использовать. авиацию,
чтобы разгромить эскадру. Однако ссылка
н& туман в этом случае кажется мало
обоснованной. Если англичане могли в
данных условиях погоды вести прицельный
огонь 10 0б’октам, принимать само-
леты на ходу на авианосец, то, очевидно,
производить бомбометание по кораблям по-
тода позволяла. Надо полагать, неожидан-
пость операции вызвала большую  расте-
рянность итальянских вооруженных ‹ил.

11 февраля после полудня английская
эскадра возвратилась в Гибралтар. Совер-
шенный ею набег на Геную имеет значение
как продолжение операций против италь-
янских баз и находящихся в них сил. Вме-
сте с тем это была попытка нанести удар
по военной промышленности Италии. Резль-
ные последствия этого удара будут, очевид-
но, известны только после войны,

Капитан 2-го ранга Е. ФЕДОРОВ.

АНГЛИЧАНЕ. УКРЕПЛЯЮТ ГИБРАЛТАР

Газета, «Гамбургер Фремденблатт» публи-
кует статью своего корреспондента из Лис-
сабона, в которой приведены некоторые
ланные о фортификационных работах в
Гибралтаре.

Большое количество зенитных орудий,
пишет корреспондент, сосредоточено Ha
краю молов. Вдоль и поперек важнейших
улиц тянутся траншеи и блиндажи. На
крышах домов расставлены пулеметы, воз-
ле которых постоянно дежурят английские
солдаты. Многие дома разобраны, чтобы
очистить место для новых укреплений.

Перешеек, отделяющий Гибралтар от
Испании, перерезан каналом. Гибралтар
фактически стал островом. Английские сол-
даты днем и ночью углубляют русло и
укрепляют стены норого канала, отделяю-
щего Гибралтар от испанской территории и
тем самым от Европы. Англичане перебро-
сили небольшой узкий мост на другой бе-
рег, охраняемый испанской гражданской
гвардией. Этот мост может быть взорван
в любой момент.

Сердце Гибралтара — это огромный утес,
высоко подымающийся в небо. Он имеет

множество казематов, артиллерийских гнезд,
наблюдательных пунктов, складов, воло-
хранилищ и больших подземных блинла-
жей, часть которых сооружена в последние
месяцы. Утес начинен порохом и железом.
Злесь установлены орудия калибра 9,2
дюйма, из которых в течение тюследних
недель производилась учебная стрельба, со-
провождавшаяся неимоверным грохотом. За-
пасов снарядов и продовольствия, заложен-
ных глубоко в прохладных складах утеса,
хватит более чем на лва года. Запасы волы
превышают 20 мдн. литров,

На территории, прилегающей к Испа-
нии, англичане в последние месяцы. лихо-
ралочно строили оборонительные позиции,
ибо еще год назал здесь были самые сла-
бые пункты обороны Гибралтара. Здесь со-
оружены зенитные площадки, пулеметные
гнезла и другие огневые точки и укрепле-
ния. Англичане заявляют, что они подлавят
ответным огнем малейшую вылазку © узкой
косы в бухте Алхесираса. Прежний аэро-
дром расширен, и сверх того построен
новый небольшой аэропорт. (боб. инф.).

Морская зарубежная
хроника

© 4 марта вечером в Гетеборг ‘прибыл из
США с грузом продовольствия шведский
пароход «Тюннинге», На проход этого суд-
на в Гетеборг было получено согласив
воюющих сторон.

О Газета «Ници-Ници» передает, ‘что
английские торговые суда «Бритиш-Индиа»
н «Индо-Чайна»,  курсировавшие между
Калькуттой и Японией, прекращают свои
рейсы в Японию. В. ближайшее время, по
словам газеты, все английские торговые
пароходы прекратят свон рейсы на Даль-
ний Восток.

© Германское информационное бюро сооб-
щает из Виши, что, по ‘окончательным под-
счетам, англичане: захватили в январе семь,
а в феврале восемь французских торговых
судов.

О Как передает агентство Ассошиэйтед
Пресс, недавно потоплены два английских
грузовых парохода «Политишн» и «Мэпл-
корт».