(Ah
—

Обучение наблюдателей

Вомандиру корабля надо знать обстанов-
ку на театре в любое время суток, неза-
вибимо от того, стоит ли корабль на яко-
ре, у стенки или находится в море. Oco-
бенно важно знать обстановку перед вы-
ходом в море — для этой пели использу-
ются данные сигнальщиков-наблюдателей.
Их нужно готовить кропотливо, круглый
год, чтобы, выходя в море, командир. ко-
рабля получал точные данные наблюдения.

Чему нужно в первую очередь учить
наблюдателей, как строить методику их
обучения?

Первейшая задача — досконально изу-
чить силуэты всех классов кораблей и са-
молетов своего флота и флотов соседних
государств. Такое изучение можно прово-
дить в классной обстановке. С этой целью
надо создать галлерею изготовленных из
твердой бумаги силуэтов кораблей и са-
молетов. Они не обязательно должны быть
черными, так как в зависимости от пого-
ды и освещения цвет силуэта корабля бу-
дет меняться. В ночных же условиях ос-
вещенный прожектором корабль еще мень-
ше будет похож на свой силуэт, изучен-
ный по учебнику. Только при самом глу-
боком и всестороннем изучении внешнего
вида кораблей и самолетов подчиненный
сможет хорошо разбираться в этом су-
щественном деле.

Вторая задача — дать бойцам навыки
в пользовании морской картой. Конечно,
сигнальщику незачем изучать карту со
всеми ее премудростями и знаками, но он
обязан знать главное: где и какие распо-
ложены маяки, как узнать дальность их
освещения, внешние признаки. Надо на-
учить краснофлотцев «охватывать» по
‚карте очертание берегов, островов.

Сигнальщик-наблюдатель должен уметь
быстро ориентироваться. Изучение карты
как раз и поможет этому.

Третья задача — изучение театра для
безошибочного определения навигационных
знаков и других приспособлений, обеспе-
чивающих безопасность плавания. Вехи,
буи, баканы, их значение, назначение,
расположение — все это сигнальщик дол-
жен знать отлично. Это особенно касается
тех участков театра, где приходится или
придется часто плавать.

При большом ветре глаза наблюдателя
устают, начинают слезиться и плохо ви-
деть. На помощь приходят оптические при-
боры. Наблюдатель должен их знать от-
лично и умело ими пользоваться. Но в
окуляре мы рассматриваем не самый пред-
мет, а его изображение. Поэтому полагать-
ся только на приборы нельзя. Они мо-
гут оказаться неоценимым подспорьем для
более детального рассмотрения предмета,
но не всегда помогут его отыскать. Хоро-
шо зная устройство прибора, наблюдатель
будет им правильно пользоваться.

При обучении подчиненных я, напри-
мер, обращаю большое внимание на точ-
ность их докладов. Можно своевременно
заметить, правильно определить класс ко-
рабля, его курс и даже намерения, но

ТОРПЕДНАЯ АТАКА

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 7 марта. Ран-
ним утром подводная лодка вышла в море
для производства торпедной атаки. Пред-
стояло выполнить сложное упражнение.
По условиям атака должна вестись под
перископом. Усиливающийся с каждым ча-
сом ветер все выше поднимал волны, за-
трудняя проведение стрельб.

На горизонте показался дымок. Разре-
зая гребни волн, корабль «противника»
полным ходом шел наперерез курсу лодки.
Сыграли боевую тревогу. Личный состав
тотовилея к срочному погружению. Боцман
т. Парфенов стоял вахту на горизонталь-
пых рулях и по существу решал успех
атаки. Задраив люки, командир спустился
в 016ек и стал у перископа. Он отдал
приказание о погружении.

плохой доклад или доклад с опозданием
может явиться причиной повреждения или
даже гибели корабля. Наблюдением только
обнаруживают, но не уничтожают против-
ника. Значит, быстрый и правильный до-
клад — существенный момент в работе и
действиях наблюдателя.

На ремонте или зимой, когда отсут-
ствуют об’екты наблюдения, не всегда
возможно практически решать задачи на
своевременное обнаружение противника.
В таких случаях нужно использовать ри-
сунки, которые наглядно показали бы под-
водную лодку под перископом или в над-
водном положении. Летом такая предвари-
тельная подготовка будет быстро закрепле-
на практикой.

На нашем корабле подготовка наблюда-
телей так и проводится, Изучают то, что
будет нужно на войне. Командиры отде-
лений — главные исполнители , учебных
планов и програми. От их ‘личной подго-
товленности в огромной степени зависит
качество работы наблюдателей.

Очень хорошо организуют и проводят
занятия младшие командиры тт. Кононов
ий Круподеров. Они не только умело пла-
нируют учебу, но методически, интерес-
но и доходчиво преподносят бойцам про-
граммные темы. Эти младшие командиры
любят свое дело и прививают эту любовь
бойцам:

Нет, кажется, ничего особенного в про-
ведении занятий по международному сво-
ду сигналов. Но т. Кононов как-то по-
особенному рассказывает о назначении это-
го свода и показывает, как отыскивать
тот или иной сигнал. После освоения те-
мы начинается опрос. В занятиях yua-
ствуют все бойцы, ответы каждого по-
лучают оценку. Боец сразу чувствует, в
чем он ошибается, что недоработал. Затем
т. Вононов приказывает каждому бойцу
набрать или разобрать какой-либо сигнал.
В это время он следит за движениями рук
краснофлотца, за тем, как он ориенти-
руется в своде, какие делает ошибки. Все
это имеет исключительное значение, пото-
му что скорость здесь играет большую
роль. Обучение ведется так, чтобы дей-
ствия бойца были согласованными, быст-
рыми.

Но есть в нашей учебе и недостатки.
Например, на одном из походов т. Хлус
перепутал силуэт пограничного катера с
подводной лодкой. Его ошибку немедленно
исправил старшина 2-й стальи т. Крупо-
деров. Доклад командиру был верный. Но
что значит доложить, что вместо подводной
лодки виден катер? Эта ошибка может
ввести в заблуждение командира, непра-
вильно сориентирует его. Конечно, коман-
дир не принимает решения только на 0с-
нове докладов наблюдателей. Но в таких
случаях происходит лишняя затрата вре-
мени H& уточнение донесения, а на это
как раз может и нехватить времени, 0со-
бенно в бою.

Старший лейтенант
П. СИДОРЕНКО.

Еорабли вышли на сближение. Наступил
самый ответственный момент атаки.
Командир  прицеливается, рассчитывает
упреждение, вносит поправки на измене-
ние дистанции. Волны все время скры-
вают перископ, мешают вести наблюдение.
Это значительно усложняет атаку.

На корабле «противника» посредники
напряженно следили за поверхностью мо-
ря, стараясь увидеть ныряющий перископ.
Посланные одна за другой торпеды точно
попали в цель. Оценка стрельбы — ‹от-
лично». Отмечая работу личного состава,
командир лодки дал похвальную оценку
старшине 1-й статьи т. Шарфенову, crap-
шине 2-й статьи т. Бричкину и рулевому
краснофлотцу т. Возел.

Политрук В. ЛУШЕНЬКИН.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Лейтенант Н. П. Телятников определяет место корабля. (Черкоморский флот).
Фото Б. Шейнина.

За образцовую чистоту
на корабле

Речь идет не о показной чистоте, не о
стремлении навести внепний лоск и блеск,
подчас в ущерб боевой подготовке. Такое
стремление осудил еще адмирал Макаров.
«Боевая подготовка судов, — говорил он;—
в особенности много страдает от. желания
достичь идеальной чистоты. Нет никакого
сомнения, что чистота на корабле суще-
ственно необходима, но как только начи-
налотся упражнения, имеющие целью б9е-
вую подготовку, так сейчае же чистота и
щегольсжая окраска несколько страдают».
Этими словами не отрицается, & подчер-
кивается существенная необходимость чи-
стоты как элемента морской культурьь,
Обязанности личного состава по поддержа-
нию чистоты и порядка па корабле четко
определены Вюорабольным уставом. И имен-
но там, где наблюдаются отступления от
уставных требований, нет ясности и в воп-

росах борьбы за чистоту: или наводят
И лоск, или не обращают внимания
н& крайнюю захтамленность корабля.

Миноносец длительное время стоял у
стенки. Ежедневно производились утренние
приборки. Погода не осложняла борьбы за
чистоту и порядок на верхней палубе.
Правда, изредка выпадал снег, который по
Уставу должен периодически сметаться <
верхней палу бы и надстроек. Но за послед-
ние дни не было и атмосферных осадков.
Однако на корабле, как будто нарочно,
сохранили следы метелей. Шлюшка запюл-
нена снегом. На рострах и шлюпбалках
белые шалтки. Кло знает, сколько лежал бы
снег, если бы корабль не посетил старший
начальник. Впрочем, 06 этом посещении
расскажем подробнее. Вот с чем столкнул-
ся он на этом миноноеце:

Внешний вид дежурного по кораблю
старшего лейтенанта Фомичева производил
не совсем приятное впечатление. Судя по
его лицу, он давно не ‘пользовался брит-
вой. Осмотр верхней палубы показал, что
дежурный и к служебным обязанностям
относился так же пебрежно, каки к своему
внешнему виду.

По расписанию проводился осмотр ма-
терналыной части. Но у одного из торпех-
ных аппаратов никого нет. На палубе от
труб до совка разлито масло, разбросама
ветошь. Это говорит об отсутствии куль-
туры, борьбы за чистоту. Почему бы не
держать ветошь в бачке? И разве нельзя
экономнее расходовать масло, не разливаял
его без надобности по палубе?

В плохом состоянии находился па-
раван. Мимо него несколько раз прохо-
дили командиры, но никто’ из них не обра-
щал внимания на то, что параван занесен
снегом, покрылся черными полосами от
протекавшей воды.

—————— ААА

и страницам зарубежной печати

Использование торпедных катеров

3а последнее время иностранная печать
уделяет большое внимание строительству
торпедных катеров и возможностям такти-
ческого использования этих малых боевых
кораблей. В частности, очень много вы-
сказываний на эту тему можно видеть на
страницах специальной печати в США,
тде строительство торпедных катеров на-
чалось всего лишь два года назад.

Ниже мы приводим в сокращенном виде
статью лейтенанта американского флота
Р. Смита, помещенную в журнале «Юнай-
тех Стейтс Нэйвл Инститют Просидинге».
Эта статья, названная автором `«Уколы
москитов», представляет особый интерес
потому, что дает представление о взглядах
американцев на возможности использова-
ния торпедных катеров в общей системе
флота.

+++

«За последние годы «москитные кораб-
ли» вызывали много споров в мороких
кругах всех держав. Некоторые требовали
увеличения числа торпедных катеров и са-
молетов за счет уменьшения числа линко-
ров. Морские специалисты считают это
требование ошибочным, основанным на
неправильных данных.

В настоящее время военно-морские орта-
низации США уделяют большое внимание
торпедному катеру. Первая серия этих ма-
лых кораблей уже построена и проходит
испытания. Большинство морских офице-
ров воздерживается от высказывания своего
мнения относительно их использования в
системе американского флота. Возможно, это
происходит потому, что торпедный катер,
на первый взгляд, не представляет собой
ничего особо нового и радикального, дей-
ствующего на воображение специалистов.
При поверхностном подходе к вопросу мо-
жет действительно показаться, что эволю-
ция торпедного катера — это по существу

HO эволюция, & скорее возврат к не очень
давним  предшественникам современного
эсминца.

Но если вспомнить, что первый торпед-
ный катер, появившийся примерно в 1873
году, был предназначен первоначально для
буксировки мин, что первый катер, по-
строенный для транспортировки движу-

щихся торпед, появился шестью годами
позже и имел скорость всего в 19 узлов,
то станет понятным, что аналогию здесь
проводить нельзя. Скорость современного
торпедного катера — 50—60 узлов, даль-
ность плавания — 700 миль при 20-узло-
вом ходе; снабженный обычно тремя мощ-
ными  газолиновыми двигателями в
1.500—2.000 x. с., он обладает большой
маневренностью. Торпедный катер имеет
небольшую компактную радиостанцию,
усиленную наличием радиопеленгатора и
подводного звукоулавливателя. Он несет
на борту 2 торпеды, & иногда 2—4 не-
большие глубинные бомбы. Некоторые бое-
вые корабли этого типа вооружены только
пулеметами, другие имеют дополнительно
скорострельную однофунтовую пушку.
общем современный торпедный катер резко
отличается от своих предшественников.
Флоты других стран, поняв это, свое-
временно приступили к широкому строи-
тельству «москитного флота». Но, говоря
0 создании кораблей отдельных классов,
следует помнить, что различные географи-
ческие условия, присущие США и друтим
странам, не позволяют проводить прямого
сравнения. Тем не менее заинтересован-
ность США в’торпедных катерах вполне
оправдана. Наибольшая трудность, с кото-
рой приходится сталкиваться при этом,
состоит в том, что двигатели, которые мы
умеем строить, хороши для небольших ти-
хоходных судов и даже для легких быстро-
ходных кораблей, но для торпедных кате-
ров нужны другие механизмы. Можно
предположить, что экспериментирование в
области строительства торпедных катеров
повлечет за собой обширную  исследова-
тельскую работу по усовершенствованию
двигателей внутреннего сгорания.
Основной вопрос, воэникиий в связи с
созданием первой серии катеров американ-
ского флота, заключается в определении
методов их использования. Некоторые го-
ворят, что они нужны для береговой обо-
роны. Но это звучит недостаточно убеди-
тельно, потому что наше побережье не мо-
жет быть зацищено и не будет защи-
щаться малыми кораблями. Но каково же
в таком случае применение торпедных ка-

теров? Для ответа на этот вопрос рас-
смотрим сначала все доводы против этого
типа боевого корабля, & затем обратимся
к его положительным качествам, не забы-
вая при этом, что речь идет только о США
и об американском флоте, ибо другие стра-
ны уже могут отнести «москитный“ флот»
на свой актив.

Существуют два основных метода 0б0-
роны береговой линии. Первый заключает-
ся в завоевании господства на выдвину-
той морской границе и в преграждении
пути флоту противника при помощи соб-
ственных мощных военно-морских сил.
Если такого флота нет, приходится
прибегнуть к другому методу и так
укрепить береговую линию обороны, что-
бы помешать неприятельским кораблям
подойти близко к побережью. Выбор од-
ного из этих двух методов в значитель-
ной мере зависит от протяжения и кон-
Ффигурации береговой линии и от мощи
обороняющегося флота. Для США, учиты-
вая большое протяжение побережья, пер-
вый метод является единственно возмож-
ным. С этой целью мы построили мощный
флот с линкорами в качестве костяка.

Где в такой обстановке может найти
вов место маленький торпедный катер?
Если наш флот будет разбит, «москитные
корабли» не смогут противостоять неприя-
тельскому вторжению. Пока флот господ-
ствует на выдвинутой морской границе,
наличие катеров вдоль побережья может
казаться излишним, лишенным реального
значения. Твм более, что можно указать
еще на ряд недостатков, присущих торпед-
ным катерам. Их радиус действия невелик,
что обрекает их на проведение операций
па ограниченных пространствах. Незначи-
телен также и радиус их видимости. Не
намного большего можно ожидать и от их
кореходных качеств. При небольшой ско-
рости и в хорошую погоду они, возможно,
смогут держаться на воде. Но, как и у
всякого небольшого быстроходного катера,
увеличение скорости окажется невозмож-

предположить,

Своевременное устранение этих недо-
статков не требовало никакой самоотвер-
женности. Если бы на корабле не фор-
мально, & строго по уставу проводились
ежедневные утренние приборки, если бы
помощник командира проверял их качест-
во, корабль содержался бы в чистоте. Но
здесь, видимо, привыкли решать эти вопро-
сы штурмом. Так было и на сей раз. Не-
медленно были приостановлены все учения
и работы. Комалдир корабля приказал об”-
явить мокрую приборку и потребовал при-
сутствия на ней начальствующего состава.
И только тут некоторые командиры поня-
ли, что речь идет не 0б идеальной, 2 95
элементарной чистоте заведываний. По
уставу каждый командир должен «по окон-
чании всякой приборки... обойти и осмо-
треть свои заведывания».

«Во всех помещениях, — требует Кора-
бельный устав, — в которых в течение дня
производились какие-либо работы или за-
нятия, приборка должна назначаться не-
посредственно после каскдой такой рабо-
ты». Однако как часто еще во время ре-
монта или других работ заведывания не
прибираются сутками; Хлама и ненужных
вещей иногла накапливается столько, что
это мешает людям работать. Показательный
в этом отношении случай произошел на
одном из кораблей.

котельном отделении производился
ремонт. При этом даже опытный мичман
Бригенда пе обращал внимания на ил и
кирпич, крепко приставшие к корпусу
корабля. Но требовательный командир ко-
тельной группы  воентехник 2-го ранга
Подсвежный, обнаружив это, приказал
привести трюм в порядок.

— dro не грязь — не отходит, — пы-
тался возразить мичман. Но Подевежный,
показал, как надо чистить, и потребовал
образцово содержать трюм.

Е сожалению, не все команииры прояв-
ляют такую настойчивость. Именно трю-
мы, междудонные” пространства, цепные
ящики и другие помещения, где приборка
производится не ежедневно, & по мере на-
добности, бывают затрязнены больше, чем
внешние, видимые части и помещения ко-
рабля:

Борьба 3a чистоту является обязанно-
стью ие только помощника командира и
тлавного боцмана, & всего личного состава
корабля. Она не должна также ограни-
чиваться ежедневными приборками, име-
ющими безусловно решающее значение.
Каждый командир и краснофлотец должен
душой болеть за образцовое состояние
своего заведывания и постоянно поддер-
живать чистоту на корабле.

И. ВЛАСОВ.

Развитие «москитного флота» привело к
созданию в некоторых морских кругах тео-
рии, которая может быть названа, как
теория «флота малых кораблей». Но такой
подход может оказаться вредным, если он
заставит сделать ‘вывод, будто «москитные
флоты» могут заменить линейные силы.

Учитывая географическое положение
США и их потенциальных врагов, трудно
что пеприятельский флот
отважится на непосредственную атаку аме-
риканского побережья. Hac опоясывают
широкие океанские пространства, являю-
щиеся непреодолимой преградой для лю-
бого заокеанского врага, намеревающегося
атаковать нас непосредственно. Будущая
война американцев на море, подобно всем
морским войнам, будет в первую очередь
борьбой за коммуникации, за морские тор-
товые пути, которые можно контролиро-
вать лишь при помощи широких операций
на узловых центрах. Вполне очевидно, что
никакие операции немыюлимы без соответ-
ствующих баз для ремонта, снабжения и
содержания там кораблей. Поэтому теоре-
тически на первом этапе войны мы будем
воевать за получение новых или за 0бо-
рону уже имеющихся баз. Без этих баз
флот не может передвигаться © достаточ-
ной безопасностью, потому что THA ero
коммуникаций останется незащищенным, и
кроме того он скоро истощит себя, не имея
места для отдыха. В этой борьбе за базы
нельзя недооценивать пункты, необходи-
мые хля стоянки мощных патрульных са-
молетов, потому что без воздушной раз-
велки флот будет слеп.

Предположим, что в погоне за соответ-
ствующими базами на первом этапе вооб-
ражаемой будущей войны флот сразу пе-
рейдет в наступление. В этом случае наша
задача заключается в обеспечении цепи
баз, которая позволит перейти в решитель-
ную атаку. В целом наш план должен
включать блокаду, конвонрование судов,
разведку, различные патрульные операции
и комбинированные действия сухопутных
и морских сил. Где-то в этом плане хюлж-

но быть отведено место нашим торпедным
терам.

Проблема обеспечения базы весьма серь-
езна и потребует переброски ударных
трупп, за которыми последует перевозка
личного состава, снабжения, оборудования

ным в бурную погоду. Теряя свое основное  и всего необходимого для организации баз.
достоинство — скорость, пе превращается   При этом возможно вооруженное сопроти-
ли торпедный катер в обыкновенное судно   вление наземных частей неприятеля или

этого типа?

неприятельских рейдеров. Чтобы сломить

8 марта

1941 r, № 56 (710) —

Опровержение ТАСС

В иностранной почати распростралятются слухи, что СССР потребовал от Рук
нии уступки ео военно-морских баз на Черном море.

ТАСС уполномочен ‘опрюверпнуть эти

сообщения, как вымьяпленные и чезети

Правильно эксплоатировать котлы

Для того чтобы котлы © большой па-

ропроизводительностью работали долго и
безотказно, очень важно бесперебойно пи-
тать их высококачественной котельной во-
дой, с наименьшей жесткостью и солено-
стью. Нельзя допускать проникновения в
котельную воду масел, попадающих потом
в систему, особенно при закрытом пита-
нии, Не менее важно соблюдать правиль-
ный режим горения, наблюдать за форсун-
ками. Как правило, засорение форсунок
велет к плохому распылению мазута и
неполному сгоранию топлива. Это в свою
очередь вызывает. образование  коксую-
щихся продуктов горения, которые 0осе-
дают на внешней стороне водогрейных
трубок и вызывают ряд дефектов.
/ Обязаниость- команлира БЧ-У и всего
личного состава —— своевременно предупре-
ждать отдельные мелкие поломки и дви-
жения арматуры (тяги, привода и другие),
закипанио арматурь,

Надо наблюдать 34 состоянием гарни-
туры котла, предупреждать обгорание диф-
фузоров, регистров и т. п., слелить за со-
стоянием топочного пространства, особен-
но за кирпичной кладкой; она под дей-
ствием высоких температур и вибрации
при изменении режима работы разрушает-
ся, вызывает прогорание заднего. и перед-
него фронтонов либо проседание пода.

При экоплоатации котла‘ нельзя талзже
прерывать наблюдения за пароперегрева-
телями, особенно за петлями, ибо они мо-
гут провисать и своим креплением проре-
зать трубки или делать вмятины, —

Конечно, это не полный круг вопросов,
которые нало иметь в виду при эксплоа-
тапии котлов. Мы, например, не говорим
о том, что каждый командир БЧ-У при
планово-предупредительном ремонте должен
систематически осматривать котлы, фик-
енруя результаты осмотра в соответствую-
щих документах (формуляре и журнале
эксплоатации котла).

Необхохимо воспитать личный состав
БЧ-У в духе точного соблюдения инструк-
ций и наставлений. Нарушение этих ин-
струкций и правил ухода за котлами
может привести либо к временному, либо
Е полному выводу котлов из строя. Не-
чальнее всего, что инженерно-технический
состав на некоторых кораблях зачастую
пе вникает глубоко в причины аварии.
Отдельнью командиры БЧ-У ограничиватот-
ся регистрацией повреждений, т. е. более
или менез подробно выясняют их харак-
тер и устанавливают виновников.

Командиры кораблей обязаны требовать
or командиров БЧ-У правильного, техни-
чески обоснованного анализа причин, кото-
рые могут привести к повреждению кот-
лов. Недопустимо, когда командир БЧ-У в
своей работе не выходит за рамки «иссле-
дования» причин появления дефекта, под-
ходит в делу поверхностно.

Известно, что даже незначительное ко-
личество масла, попавшего в котлы боль
шой паропроизводительности, уже при
средней их форсировке вызывает быстрое
вскипание и накопление воды в трубопро-
воде. Масло в котел может попасть по ря-
ду причин. В задачу инженер-механика и
входит быстро выяснить, почему попа-
дает в котел масло. Одна из причин, на
которую инжонер-механики ‘не всегда и но
сразу обращают ‘внимание, — это неис-
правность верхнего подшипника турбоцир-
куляционного насоса. Может случиться
так, что уплотнение этом подшипника бу-
дет нарушено, и это создаст условия AIA
уноса масла отсосом на главный холодиль-
Ник, 4 оттуда — по оистемое закрытого пи-
тания в котел. Ясно, что вначале никому
и в голову не может притти, что причи-
ной попадания масла в котел является
этот подшипник.

это сопротивление, придется прибегнуть к
торпедным катерам. Их легко транспорти-
ровать вместе с остальным конвоем. Они
могут сопровождать и прикрывать свонм
стрелковым вооружением десанты. Они мо-
гут быть серьезной угрозой для вооружен-
ных рейдеров. После высадки десанта и
выгрузки снабжения торпедные катера мо-
гут нести дозор на внутренних подступах
к 083е; при достаточном их количестве
подводные лодки неприятеля не смогут эф-
фективно угрожать береговым укрепле-
HHAM,

Допустим, что неприятельская. подвол-
ная лодка, желая обстрелять базу пулемет-
ным огнем, проскользнет мимо кораблей
внешнего дозора. При наличии большого
числа торпедных катеров, патрулирующих
вокруг базы и использующих свои подвод-
ные звукоулавливатели, подводной лодке
трудно остаться необнаруженной. Если же
она всплывет на поверхность раньше, чем
будет обнаружена и забросапа глубинными
бомбами, то стремительная торпедная ата-
ка быстро . решит ее судьбу. Сопротивле-
ние, которое подводная лодка может ока-
зать флотилии катеров, явно недостаточ-
но, Ее орудийный расчет окажется пох
ударом смертоносного пулеметного огня co
всех сторон. Схватка достигнет наивысшей
точки на очень близком расстоянии, где
можно даже использовать огонь пистолет-
пулеметов.

Все это звучит весьма фантастично и
очень напоминает старинные рукопалиные
бои личного состава столкнувшихся кораб-
лей. Но именно таким образом использо-
вали свои береговые торпедные катера ан-
гличане в прошлую войну.

Флотилии торпедных катеров могут Так-
же иметь ценность при выходе или возвра-
щении на базу главных сил флота в воен-
ное время. Покидая базу целым соедине-
нием, флот должен принимать меры пре-
досторожности против притаившихея в за-
саде неприятельских подводных лодок. Для
этого необходимо соответствующее прикры-
тие из кораблей с подводными звукоула-
вливателямн. В настоящее время елин-
ственными кораблями, удовлетворяющими
этим требованиям, являются эсминцы. 0д-
нако их постоянно возрастающие размеры
и уменьшающаяся вследствие‘ этого манев-
ренность снижают их пригодность для ие-
пользования в районах © большим коли-
чеством кораблей. Преследование подводной
лодки в таких районах сопряжено с серь-
езными опасностями. Можно предположить,

ды не удаляется, а поступает с очереди
порцией в котел. Это
му,
работы котла высокой паропроизвохите
ности произойдет сильная коррозия тру

Рассмотрим случай неправильюй зи.
плоатации котлов. На корабле однажды (х
ла упущена вода в котле, что призел
течи котла в трубках (в трубюй м
парового коллектора). Причина течи—ту.
бе нарушение инструкции по Экелозт,
ции котла. Дело обстояло так: вода бы
упушена по халатности краснофлотиа, сть
явшего у питалия. Олновременно выкл.
чнли горение. Не установив точной пре.
чины упущения’ воды, команхир OTJeIeny,
отдал приказание включить  торени
причем даже не одну, & сразу три $
сункя.

Командир отделения мотивировал су»
приказание тем, что OMY, дескаль, Hay
было включить горение «для освещени
топки». Инструкцией же категоричен
запрещается вести дальнейшее торень
котла, если в нем упустили воду. Нели,
вильное. технически неграмотно pacnoys.
жение командира отделения привело!
неприятным последствиям.

Инструкция требует, чтобы apyary,
котла, стопорные клапаны ит. д; жу.
тривалиеь внимательно и  свобвремету,
Отнако на корабле, тде командирюм п.
тельной группы был старший инхету
лейтенант т. Изиор, эту инструкцию в
соблюдали. Осмотра арматуры котла, (т.
порных клапанов своевременно по’ пут
водили, при вводе котла также не’ выти
няли требований инструкции. Поти,
когда однажды ‘потек пароперегреватель,
это было полной неожиданностью yy
командира БЧ-У.

Из этих примеров видно, что авзрик
котлами могут произойти главным образу
по двум причинам — из-за несоблюлези
существующих ‘инструкций и плохого в
блюдения за котлами во времл их экспи
атации. И < том и с другим надо вести са:
‘уую решительную борьбу.

Коррозийность внутри трубок от пота-
дания воздуха в котельную воду тах
может служить причиной вывода кот.
лов из строя. Попадание воздуха в
котельную воду приводит к разрушит
не только трубок котла, но и трубам:
вода, арматуры и даже агрегатов корабля,
Произойти это может исключительно 13-1
плохой работы системы закрытого пита
котлов, так ках в принципе этё, спотем
не допускает проникновения воздуха (:
следовательно, и кислорода) в котельнуи
воду.

Подчас еще бывают случаи, = Korn
отдельные командиры и краснюфопин
пятой боевой части не обращают мт
мания на работу механизмов и устройст
системы закрытого питания котлов, в
наблюдают как следует за вакуумом т
температурой конденсата.” По’ халатихи
стдельных людей воздух из котельной м.

nae gee! oe We ee ee

2 са ee ee ee ee ee er ee

может привести кт
что в течение  очтределенного си

ee

> = thw OF SO on eT

паротерегревателя.

Чтобы избежать  коррозийности, @н-
строго разрушения трубок и выхода кии
из строя, следует особенно внижатель
наблюдать за режимом работы систе
закрытого питания котлов,  правилыюо,
технически грамотно эксплоатировать ст
стему. Комалдиры БЧ-У должны как се
хует организовать техническую учебу ит
ного состава, воспитывать у своих 101:
чиненных серьезное отношение к 1):
ченному делу, умение правильно испол
зовать систему закрытого питания котл0з.
Все это будет способствовать ‚ сбережения
котлов и увеличению срока их службы,

Инмшенер-капитан 3-го ранга
В. КОРНИЛОВСКИЙ,

уч омоызя

что торпедные катера лучше справятся (
такой задачей, предоставив эсминцам отр -
ну морских районов с меныним числох в
раблей.

Торпедное вооружение катеров мох
быть использовано против крупных в!
водных рейдеров. Трудно обсуждать з%ъ
во всех деталях такую операцию, пот
что она носит совершенно специальный
характер, включающий элементы полдня
внезаиности. Достаточно сказать, что ви
бы нам пришлось столкнуться © т
необходимостью, то лучше иметь пох р.
ками торпедные катера. Кроме того м:
исходим из предположения, что нам нужлн
базы для операций вблизи неприятельскй
территории. В этом случае торпедные =
тера смогут совершать ночные атаки и
неприятельские порты и находящиеся }
них корабли.

Наконец, отряды торпедных катеров №т:
но использовать для борьбы с военно-№
ской контрабандой, для осмотра и сбыт
кораблей. Они могут быть использованы
также в случае крайней необхохихости }
качестве блокировочных судов. При дал
нейшем развитии катеров будут найделы
и другие способы их применения в сиг
ветствии ® меняющейся обстановкой.

Офицеры и экипаж торпедных катер»
холжны отличаться исключительно вы%-
кой подготовкой. Эти малые корабли №
строены только для ближнего боя, факте
чески они играют во. флоте такую =
роль, как пикирующий бомбардировщик 1
истребитель в составе воонно-воздушеыт
сил.

Современная торпеда имеет  довольй
большой радиус действия, mo все 2}
основном не является дальнобойным 9
жием. В этом отношении она никогда И
заменит артиллерийского орудия. Для №:
симально эффективного использования тр
педы ею надо оперировать в пебольшох
районе действий. Классическую торпелит?
атаку может осуществить только Fateh,
быстроходные качества которого доведены
до совершенства, стремительно приблихаю“
щийся под огнем снарядов к неприятель”
скому кораблю, чтобы торпедным высти
лом разрушить его жизненные части.

Стремительный натиск и дерзание, 3
ключающееся в такой операция, BBS
вают в каждом моряко жажду к бою. И
чувством бесстрашня должен быть пров“

нут весь личный состав «москитного 61°
таз».

мы ны

=

dp
ЦЕ
a
x