Боевые
подруги

Радостно встречают боевые подруги
рзндиров-черноморцев Международный
пимунистяческий женский день. Они при-
  улят к этому дню с хорошими показате-
yom в оборонной и политико-воспита-
вльной работе. Немало женских коллек-
пвз активно участвует в политической
  квн, помогает командирам крепить бое-
  во МОЩЬ Черноморского флота.

Точется рассказать 06 одном таком кол-
  живо, которых руководит женорг т. Жо-
ва. Активистки тт. Ефремова, Петрова,
  рыльман умело вовлекают жен коман-
из в щественную жизнь. Этот кол-
ити подготовил к 8 марта больше 100
улчкисток ГСО и ПВХО. Создано 12 трупп
охощиты; командиры групп окончили
‹цецимьные курсы.

Yo иициативе активисток создана би-
` ииеа. Для жен военнослужащих си-
  шиитически устраиваются лекции, до-

ицы, беседы, читки тазет. В этой обла-
em проявляют себя тт. Коган, Печенина,
шик, Воробьева, Колбасенко. Боевые
poy изучают «Краткий курс истории
КП(б», материалы ХУШ Всесоюзной
пиийной  копференции, знакомятся с
изиарохтым положением, со всеми ин-
преными событиями, происходящими в
(ато,

Число таких передовых коллективов на
фрзохорском флоте увеличивается © каж-
и дем.

( роте политической активности бое-
уд подруг свидетельствует их огромный
пе к оборонной работе. Значительно
урхло количество групп самозащиты и
алиарных дружин. Сотни жен военно-
ипащих окончили курсы медицинских
«вр, многие из них сейчас работают в
(шиицах и госпиталях.

ежу Черноморскому Флоту известны
лена замечательных алутивисток тт. Ле-
фимй, Вриворучко, Петровой и других.
№зя па производстве, в учреждениях,
ии иаходят время и для. общественных
jd, мя создания домашнего уюта и вос-
пиши ребят.

1, Алексеева—заместитель ‘секретаря
пиийной организации, депутат местного
(из депутатов трудящихся, член роди-
тихого совет» и женорганизатор части.
] иду таких активисток можно отнести
11; Цибилошену. Опа организатор круж-
п кущей политики. С ‘женщинами,
и пеющими возможности посещать кру-
и т. Цкоиношена занимается на дому,
зленяя им важнейшие решения партии
правительства, знакомя их с вопросами
воународного положения. Большую по-
rh оказывает общественницам жена
ивихира т. Бирмап. Боевые -подруги ак-
по участвуют в работе родительских
зв при школах. Примером этого слу-
ott. Данчук, Бобкова, Михайлова.

Прзвда, еще не все жены командиров
улчены в общественную жизнь. Это
ыпой недостаток. Общими силами мы
пмемся привлечь всех боевых подруг к
цивной работе в оборонных кружках, в
-)RRHX яслях, столовых, домах Военно-
 ххом Флота и клубах. Тогда они бу-
п sae лучшими помощницами своих
ЕЙ.

Г. ЗАЯРСКАЯ.

Доклады и вечера
самодеятельности

ЛИН, 7 марта. (От наш. норр.).
li командиров и политработников Крас-
сменного Балтийского флота готовятея
‘хоче Международного коммунистиче-
3 женского дня. В частях, соединениях
мах Военно-Морского Флота 8 марта
‘питея торжественные собрания, вечера
Тизоственной самодеятельности.

} Таллинском Доме Военно-Морского
№ состоялся литературно-художествен-
Ч вючер. Коллектив художественной са-
ипельности Дома флота дал концерт,
 иором приняло участие много жен
чимтюв. В день праздника в Доме фло-
ег проведено торжественное засеха-
3} юсвященное Международному комму-
ескому женскому дню. С докладом
“ym жена командира т. Грачева. По-
\ пржественной части состоятся боль-
\ концерт, танцы, игры.

Старший

(мыл Донченко — это семья  корабле-
‘Dee, Oren, Николай Тимофеевич,
№тал когла-то слесарем на заводе На-
и. В годы первой пятилетки бывший
царь закончил Николаевский корабле-
Пительный институт и стал. инжене-
№, Зют же институт окончили сын его
youn Алексамдра. Александра Нико-
а проектировала корабли. Десятки
Тат числились в- ее послужном списке.
  из но была удовлетворена своей рабо-
\, на мечтала о службе во флоте.

холай Тимофеевич восемь лет служил
ом в царском флоте. Его любовь к
80 унаслеховали дети. Еще в школьные
\Ы Александра Николаевка (тогда Пу-
\ мчтала о профессии военного моряка.
Им шло,  и летская мечта превраяцалась
рю желание взрослого человека.

ана строит могучий Флот. Флоту
Ты преданные, смелыю, волевые, силь-
№ аюди. Александра Николаевна чув-
“лада В с6бе и силу и волю. Когда на
№ папряженно работали нах. срочными
Умтами, опа, руководитель группы про
‘туищиков, строго и умело руковолила
inn ей людьми и группа Дон-
№ одной из первых кончала задание.

Месанара Николаевна написала Серго
MRM, papery семью Донченко,
“10, в котором рассказала © своем 26е-
Чаи стать военным моряком. Г. В. Орд-
‘ime nepecaax письмо в Наркомат
умы, Александру Николаевну приняли
0  и направили в Военно-морекую
ew,

Чехалдра Николаевна Допченко была
‘Qo menmunoh na факультете военного

8 шарта 1941 т, № 56 (710)

страна, где женщины
с мужчиной правами,
к любой профессии, где опи могут выби-
рать любую сферу деятельности. В
Сталинской Конституции записано:

«Шенщине в СССР предоставляются рав-
ные права с мужчиной во’ всех областях
хозяйственной, государственной, культур-
ной и общественно-политической жизни».

Горячо любят свою родину свободные
дочери великой страны социализма. Они
активно участвуют в строительстве ком-
мунистического общества, в укреплении
обороноспособности Родины.

Жены командиров Военно-Морского Фло-
Т& стоят в первых шеренгах патриоток Со-
ветского Союза. Они—боевые подруги ко-
Мандиров-— ПОМОгАНт мужьям с честью не-

HX почетную службу по охране мо
ских границ СССР. Предайные pa Ae,
триотки, они участвуют в оборонной рабо-
те, организуют стрелковые кружки, сдают
нормы на значки ПВХО и ГСО, создают
группы самозащитьв. Во время боев у 036-
ра Хасан, в дни освободительного похода
Красной Армии в западные области
Украины и Белоруссии жены командиров
работали санитарками и медицинскими
сестрами, заботливо ухаживали за ранены-
ми бойцами.

Особенно большую работу провели 6oe-
вые подруги командиров Военно-Морского
Флота в дни боев против белофиннов. Тов.
Александрова все свое время отдавала ра-
бото в госпитале. Нередко опа дежурила
пэ 12 часов, а иногда круглые сутки.

Жена командира т. Щекутьева наблюда-
ла за работой столовой, помогала офици-
анткам разносить обеды, чтобы быстрев
накормить летчиков. В сорокаградусные
морозы она отправлялась с буфетом на
аэродром, заботилась о том, чтобы в пере-
рыве между полетами летчики имели воз-
можность хорошо отдохнуть. Тов. Щекутье-
ву постигло ‘большое горе, ее муж погиб
при выполнении боевого задалия. Славная
патриотка не оставила своей работы, она
старалась заниматься ею еще настойчивее,
еще больше заботилась о боевых товари-
max мужа. Тов. Шекутьева награждена
орденом «Знак почета», т. Александрова—
медалью «За трудовое отличие».

Каждый выходной день жена воснинже-
нера 2-го ранга’ т. Вешникова дежурила
У раненых. Она была одним из организа-
торов движения по сбору подарков для бой-
цов. Сколько теплоты, сколько любви
вкладывала она в свою работу! Один из
выздоровевших бойцов зашел перед от-
правлением на фронт к Вешниковым и,
волнуясь, сказал: «Такие женщины, такая
забота о незнакомых людях могут быть
только в нашей стране. Я буду помнить
0 TOM, как за мной ухаживали в тоспи-
тале, я буду теперь еще мужественнее
драться за родину, за Сталина, за» наш на-
род, который воспитывает таких дочерей».

Большую работу проводили матери
комапдиров. Они работали так, будто бы-
ли матерями бойцов. С благодарностью на-
зывают моряки имена тт. Смольковой, Гли-
ничевой, Ройтберг и многих других. 0С0-
ветсков правительство наградило т. Ройт-
берг орденом «Знак почета».

Жены командиров помнят, что во-
круг нашей страны бушует пламя вто-
рой мировой войны и надо в любую мину-
ту быть готовыми к отпору, чтобы ника-
кие неожиданности ‘не застали нас ‘врас-
плох. Они принимают участие в широко
развернувшейся оборонной работе. Сотни
женщин закончили курсы медицинских се-
стер.

На Черноморском флоте известна ахти-
вистка т. Чибичьян. У нее двое детей, но
она находит время для общественной pa-
боты. Тов. Чибичьян организовала сдачу
порм на оборонные значки, и сейчас в
соединении трудно найти жену командира,
которая не имела бы один. из значков —
«Ворошиловский стрелок», ПВХО или ГСО.
Женщины — жилицы дома, в котором про-
живает т. Чибичьян, решили в честь ХУШ
Всесоюзной партийной конференции сдать
нормы на коллективный значок ПВХО, Это
обязательство было выполнено. Тов. Чи-
бичьян организовала также группу само-
защиты —— одну из лучших в городе.

Большую и интересную работу проводит
женорганизатор одной из частей Северного
флота т. Кравцова. Она сумела хорошо по-
ставить работу стрелковых кружков, и
женщинь ве коллектива держат  первен-
ство па флоте по стрельбе. Она поставила
перед активистками вопрос о создании уюта
в кубриках и ленинских комнатах. Жены
командиров обошли вместе с т. Кравцовой
кубрики и ленинские комнаты. После это-

пользуются равными
тде им открыт путь

инженер

кораблестроения. Окончив академию с
дипломом отличника, она получила звание
военинженера 3-го ранга и была аттесто-
pala Kak научно-исследовательский работ-
ник в области строительства подводного
флота.

Военинженер 3-го ранга т. Донченко
осуществляет контроль шах  проектирова-
нием  повых кораблей. Котда корабль
только еще вырисовывается на многочи-
слеппых чертежных листах, нужно уже
разглядеть ето достоинства и ‘недостатки,
помочь советом и указаниями, усилить его
достоипетва и ликвидировать недостатки.
Для этого нужны не только глубокие зна-
ния, но и острый глаз опытного коман-
дира, сочетающего в с6бе серьезную т6о-
ретическую подготовку с большим практи-
ческих опытом. Для Алехсанлры Нико-
лаевны Донченко работа в этой области
была высокой честью и ‹ одновременно
трудным испьианием. Александра Нико-
лаевна не собиралась Поучать опытных
конструкторов. Но предоставленное ей
право контроля пад проектированием ко-
раблой опа с самого начала осуществляла
твердо и рошительюю.

Прошло несколько месяцев. Конструкто-
ры убедились в основательности знаний
А. ПН. Донченко, почувствовали ее цепре-
клонную волю и начали считаться с ней.
®_ (Сейчас Александра Николаевта — стар-
mui ипженер отдела. Ей досрочно при-
своено звание военинженера 2-го. ранта.

В конструкторских бюро часто возни»
кают теоретические споры. 0бе стороны
имеют перед собой одинаковые тактико-
технические задания. Но пути решения
этих заданий иногда намечаются различ-
ные. И тут нередко приходится выступать

салфемк ит. п.

На Черноморском флоте жены команди-
ров приняли большов участие з учениях
по противовоздушной обороне. Они внима-
тельно следили за выполнением всех тре-
бований светомаскировки, принимали уча-
стие в «тушении пожаров», в дегазации
«отравленной местности».

Многие жены командиров стали инструк-
торами ПВХО и тотовят к сдаче норм сво:
пх подруг. Тов. Рыбалтовская (Ленинград),
папример, подготовила несколько десятков
значкистов ПВХО, т. Крылова (Тихоокеан-
ский флот) провела уже 4 выпуска круж-
ка ПВХО. Таких активисток на флотах
немало,

Женщины-общественлицы участвуют в
кружках вышивания, в драматических, х0-
ровых, танцовальных коллективах, многие
работают в родительских ‘комитетах школ.

Женщина страны социализма — полно-
правный товарищ мужчины. В. И.`4енин
писал, что социалистическая революция
подрезала «корни угнетения и неравенства
женщин так глубоко, как не дерзала под-
резать их ни одна партия и ни одна рево-
люция в мире. От неравенства женщины
с мужчиной по закону у нас, в Советской
Россли, не осталось и следа».

Советский строй воспитывает женщин-
патриоток, которые любят свою родину, х9-
тят знать ее историю, хотят знать исто-
рию славной партии Ленина— Сталина.
Тысячи жен командиров занимаются в по-
литкружках и зв кружках по изучению
истории партии. Около 2.200 женщин са-
мостоятельно изучают «Краткий курс исто-
рии ВКП(б)». Эта тяга к знаниям, жела-
ние работать над повышением своего идей:
но-теоретического уровня являются одним
из показателей роста политической актив-
ности жен командиров.

При всех частях и соединениях рабо-
тают политкружки жен командиров, кото-
рые изучают международное положение,
знакомятся с постановлениями партии и
правительства. В настоящее время они
изучают решения ХУШ Всесоюзной пар-
тийной конференции и УШ сессии Верхов-
ного Совета СССР.

На флотах выросло много замечатель-
ных, преданных родине, хоропю разбираю-
щихся в обстановке, политически грамот-
ных активисток. Многие из них руководят
кружками по изучению истории ВЁП(б),
политкружками, кружками по изучению
истории СССР и др.

Тт. Вершинияа и Первова (Тихоокеан-
ский флот) руководят кружками по исто-
рии партии. Судя по отзывам, они хорошо
справляются с порученным им делом. По-
литкружками, которые занимаются по
краснозрмейскому политучебнику, руково-
дя“ тт. Обухова, Андрианова, Ерахимович
и другие. Тов. Врыкина (Черноморский
флот) руководит кружком по изучению
истории народов СССР.

Есть, однако, в работе среди жен коман-
диров Военно-Морского Флота немало не-
достатков. Самый существенный из них
тот, что до сих пор не разрешен вопрос о
привлечении большего числа жен команди-
ров к трудовой деятельности. Многие жены
командиров работают на прехприятиях. и в
учреждениях, и хорошо работают. Есть
среди них инженеры, врачи, педагоги, ра-
ботницы предприятий и т. д. Например,
работа т. Ходорковской (Черноморский
флот) — экономиста — высоко ценится,
она имеет ряд благодарностей. Тов. Веш-
никова, о которой мы упоминали в начале
статьи, заведует парткабинетом. Ее знают
как одного из лучших пропагандистов.
Сейчас она готовится к поступлению на
заочную аспирантуру ‘исторического фа-
культета университета. Хорошо работает
санитарный врач т. Марменштейн. Можно
привести много подобных примеров, но они
не должны заслонить того факта, что мно-
rie жены командиров не работают на
производстве, з ведь нужда в их работе в
таких городах, как Севастополь, Полярнов,
Владивосток и др., очень велика.

Многие не идут работать потому, что не
имеют квалификации. Наш долг — пюмочь
им овладеть специальностью, помочь им
стать квалифицированными работниками.
Надо организовать при домах Военно-Мор-
ского Флота и клубах производственные
курсы для женщин; надо наладить дея-
тельность бытовых учреждений, чтобы в
большей меро освободить женщин от до-
машних дел.

Жены командиров, советские патрнотки,
будут еще энеогичнее участвовать в укре-
плении мощи Военно-Морского Флота.

Е. ЭСТРИНА.

в роли арбитра. Это значит, что нужно
глубоко знать предмет спора; знать требо-
вания флота и его боевой опыт, который
лучше всего показывает, какое из не-
скольких предложенных решений более
правильно, более эффективно.

Александра Николаевна начала пкироко’

изучать боевой опыт подводников и опыт
практического строительства подводного
флота, который накопился у нас и за гра-
ницей. Матернала ценного, то еще не си-
стематизированного, ‘распыленного, оказа-
лось очень много. Донченко собирала ero
в архивных документах, в журнальных
статьях, в газетах, в протоколах различ-
ных совещаний и конференций. Просмат-
ривая материал; делая вышиски для себя,
Александра Николаевна почувствовала,
что эти данные будут полезны не только
ей одной. Она посоветовалась со старшим
начальником, и вскоре материал был при-
веден в стройную систему. Работа над ним
обогатила Александру Николаевну новыми
знаниями. Во время споров в конструктор-
ских бюро она, ссылаясь на опыт ряда
наших и иностранных заводов, приводила
многочисленнью примеры из практики
строительства и боевой деятельности под-
водных флотов.

Потом Александра Николаевна присту-
пила к изучению бо6вого опыта подвод-
ников Краснознаменного Балтийского фло-
та, обобщила накопивигийся материал и
сллала ‘ценные выводы. С одобрения
командования она направила свой труд в
конструкторское бюро. В результате перед
конструкторами встал ряд нозых проект-
ных задач.

Тактика флота и его боевые средства
непрерывно совершенствуются, и потому
чувство нового — одно из необходимейших
качеств командиров. Это чувство у Алек-
сандры Николаевны развито очень сильно.
Вогда идет речь о создании нового опыт-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Поетриотки нашей страны

Советский Союз—единствепная в мире   го они принялись за шитье чехлов, штор,

Активистки

оборонной работы

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 7 марта. На-
днях в соединении № состоялось совещание
женорганизаторов частей и подразделений
по вопросу о состоянии работы среди жен
начальствующего состава. На этом совеща-
нии женорганизаторы отчитались о прове-
денной работе, рассказали о лучших бое-
вых подругах командиров-тихоокеанцев.

Активистка т. Сорока уже в течение
трех лет—женорганизатор части. Она доби-
лась того, что в ее группе все женщины
сдали нормы на значки ПВХО и ГСО, мно-
гие из них—ворошиловские стрелки. Жены
командиров тт. Арзамасцева, Луцай и др.
имеют по три оборонных значка.

В части регулярно проводятся занятия
кружка по изучению. истории партии.
Сейчас боевые подруги изучают материа-
лы ХУШ Всесоюзной партийной конфе-
ренции.

Жены командиров активно участвуют
в краснофлотской самодеятельности, за
что т. Арзамасцева, например, имеет две
почетные грамоты от Военного совета
флота и две грамоты — от командования
создинения. Сейчас т. Арзамаецева гото-
вит женский хор, который в день 8 мар-
т& будет исполнять народные песни.

На совещании выступили представители
Управления политической пропаганды
флота.

20 марта в соединении состоится кон-
ференция жен командиров.

А. ПРЯХИН.

Участники 30-километрового лыжного перехода Амурской Краснознаменной фло-
тилии проводят учение по боевой стрельбе на лыжах.

Фото Г. Солодковаь

Критика м библиорафия —

‘Сырье и война

Вентрии, Югославии, в Британской Гвид-
не); 4) степень затрузки производетвен-
ных мощностей; 5) внутренние ресурсы;
6) собтояние химической промышленности
и 7) мощность электростанций. =

Значение последних двух факторов опре-
деляется тем, что очень часто дефицитные
материалы заменяются синтетическими
продуктами (проблема заменителей), а так-
же тем, что без использования электро-
энергии невозможно производство важней-
ших военных материалов (алюминий, мат-
ний, ферросплавы и т. д.).

ee

Роль сырьевых ресурсов в первой и
второй империалистических мировых звой-
нах — такова основная тема работы
А. Шопрта «Минеральное сырье и вой-
на» *). }

Империалистические государства ведут
непрерывную = борьбу за источники
сырья — и в условиях мира и во время
войны. Во имя этой цели они добиваются
передела колоний, потому что колониаль-
ные страны — основные источники сырье-
вых запасов,

Еще больше повышается значение
сырья во второй империалистической вой-
не в связи с ростом военной техники и
широким развитием новых видов вооруже-
ния. Новые средства войны, в частностя
авиация, масштабы применения которой
HO GIYT ни в какое сравнение с масшта-
бами ее применения в первую мировую
войну, требуют чрезвычайно большого ко-
личества жидкого горючего, равно как и
друтих вихов стратегического сырья.

Размах современных войн таков, что
рассчитывать только на заранее `накоп-
ленные запасы не может ни одна вою-
ющая страна. Опыт первой империалисти-
ческой войны это показал со всей нагляд-
ностью. Поэтому со всей остротой возник-
ла и возникает проблема бесперебойного
снабжения сырьем во время войны. А это
в свою очередь ‚прямо влияет на выбор
направления военных операций. Иначе го-
воря, вопрос о сырье должен быть полно-
стью учтен при разработке как общего
стратегического плана, так и оперативных
‹ планов отдельных военных операжий. Пе-
ред воюющими сторонами возникают не
только задачи овладения источниками
сырья и бесперебойного снабжения им во
время войны, но и лишения противника
возможности ‘получать ‘материалы ‘из сво-
их источников, т. е. задача нарушения
кохмуникаций противника и захвата его
территорий. А это определяет часто и ха-
рактер военных операций.

Едва ли нужно доказывать, что при
определении военного потенциала той или
иной страны, того или. иного государства
имеет громадное значение ето сырьевой
потенциал, Само собой разумеется, что
чрезвычайно ‘важно поэтому уметь пра-
вильно определять этот потенциал. Ибо
не надо забывать, что наличие ресурсов
отнюдь не означает еще возможности пол-
ностью их ‘использовать или вследствие
отрыва метрополии от снабжающей ее ко-
лонии, или же ввиду недостаточного разви-
тия эксплоатации того ‘или иного вила
сырья. За примерами недалеко ходить. По
теологическим затасам угдя Канада запи-
мает одно из первых мест в капиталиети-
ческом мире, а по добыче — одно из по-
следних. В итоге Канала вынуждена им-
портировать уголь из США. 4

Работы по вопросам сырья как в зару-
бежной, так и в нашей литературе отнюдь
не многочисленны. Поэтому появление
книги А. ПШиирта нахо считать более чем
своевременным. Необходимость в такой ли-
тературе тем более ощутительна, что боль-
шинство исследований на эту тему (рабо-
ты Брукс Имени, Деннери, Крэнольда)
трешит либо односторонностью, ограничи-
вая проблему‘ исследованием по преиму-
ществу одной страны, либо недостаточной
полнотой в разработке вопросов по отхель--
ным вихам материалов. Так, Брукс Имени,
рассматривающий проблему сырья с точ-
ки зрения американских интересов, очень

Передовые

нроизводственницы

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЯ
ФЛОТ, 7 иарта. С большим  под’емои
встречают день 8 марта работницы и со-
трудницы предприятий, складов и учреж-
дений военпорта Краснознаменного Бал-
тийского флота. Мнофо женщин, работаю-
щих здесь, перевыполняет нормы выра-
ботки, проявляет себя подлинными патриот-
ками социалистической родины.

Имена лучших  производственниц п
активисток занесены на Доску почета.
Старший счетовод комсомолка т. Белоусо-
ва образцово наладила ‘учет вещевого
имущества. Старший кладовщик шкипер-
ского отдела т. Куликова образцово со-
держит хранилище.

В честь 8 марта за добросовестную ра-
боту и высокие показатели командование
воснпорта наградило многих женщин де-
нежной премией и об’явило им благодар-

ность.
А. ТИМОФЕЕВ.

we

Первая глава книги посвящена пробле-
ме минерального сырья в войне 1914—
1918 гг. Уроки первой. мировой войны
оказались поучительными в первую -0че-
редь в том отношении, что совершенно
лено обозначился колоссальный матери-
альный размах современных войн. Толь-
KO артиллерийских снарядов было израс-
ходовано свыше 1 млрд., и стоили они
больше 50 млрд. руб. Наряду с колоссаль-
ным количественным ростом расхода мате-
риалов необычайно расширился ux accop-
Tument. Bompoc обеспечения  стратегичё-
ским сырьем промышленности превратилея
в вопрос возможности ведения войны. На-
конец, первая мировая война показала
всю. необходимость заблаговременного про-
ведения организационных мероприятий,
направленных к обеспечению военной про-
мышленности материальными ресурсами,
Воюющие: страны оказались неподготовлен-
ными к войне современных масштабов, и
пришлось перестраиваться на ходу.

Вторая глава, которая посвящена во-
просу о роли сырьевых запасов в подго-
товке к войне, показывает, что уроки пер-
вой‘ мировой войны были учтены и что
капиталистические государства, правда, не
вое в одинаковом 0б’еме и в одинаковой
степени, уже заранее провели ряд мер, на-
правленных к мобилизации внутренних ре-
сурсов и к обеспечению притока сырья в
необходимых количествах.

Количественные и качественные сдвиги
в производстве материалов —— таково 06-
новное содержание третьей главы. Сырье-
вое хозяйство в капиталистическом мире
в послевоенный пернод развивалось край-
не перавномерно. «Количественно миро-
вая продукция в послевоенный период зна-
чительно выросла по сравнению с довоен-
ным, Но этот рост неодинаков как в от-
дельных странах, так и по отдельным от-
раслям» (стр. 81). Это и пенятно, если
принять во внимание как общее развитие
капиталистического хозяйства, так и изме-
нившиеся условия в связи с развитием
новых средств войны. Характерны мас-
штабы хобычи сырья за послелние толь.
В течение 50 лет (1857—1907) миро-
вая добыча нефти составила 511 млн.
тонн, а за пять лет, начиная с 1933 по
937 г. включительно, — 1.138 млн,
тонн.

Что касается качественных сдвигов, то
в связи с развитием техники необхохимо
было выйти за пределы круга «старых
материалов» и перейти в использованию
новых сплавов, синтетических продуктов
и т. х. (легированные стали, пластмассы,
высокооктановое горючее). Резко повы-
шается роль легких металлов. В книге
дан анализ важнейших видов минераль-
ого сырья, играющего первостепенную
роль в военной технике, и указано их не-

Успехи
жен командиров

ПИНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ, 7 марта. (0т
наш. корр.). Готовясь к 8 марта, жены
командиров флотилии много сделали для
организации новых ‘и улучшения работы
существующих оборонных кружков.

Сейчас боевые подруги регулярно за-
нимаются в стрелковом кружке и готовятся
БК сдаче норм на значок ГТО по новому
комплежеу. Многие жены командиров са-
рии ВКП(б)».

Женщины провели массовый переход на
лыжах. В общефлотильских соревнованиях
жены командиров тт. Бутенко и .Гненная
показали хорошее время и заняли первые
места в своей лыжной команде.

Немало сделали активистки-общественние-
цы тт. Черноморская и Гращенко, помогая
детским учреждениям и школам. Поддер-
жав их инициативу, отдел политической
пропаганды провел специальное совещание
с командирами, на котором обсуждался во-
прос об успеваемости детей военнослужа-
IHX.

Жены командиров активно участвуют в
кружках художественной самодеятельности
при клубе. Регулярно стала выходить
стенная газета «Боевые подруги».

ного образца, т. Донченко не отраничи-

вается контролем над ходом проектирюва-
ния. Она посещает заводьв ходит в цехи,
принимает меры’ для ‘ускорения работ.
Александра Николаевна беседует с масте-
с руководителями

рами, с инженерами,
партийных организаций.

— Эта система ускорит ход подводной
прибор

лодки, — говорит ona. — Этот
ускорит процесс погружения... Этот — об-
легчит управление кораблем... Вы пони-
маете, как будут блатодарны нам подхвод-
НИКИ.
` Горячие слова
появляется в лаборатории раньше срокд.
Принципиальность и высокие патрио-

тические чувства Александры Николаевны

знают и работники конструкторских бюро.
Если т. Донченко заметит во время тех-
нического спора проявление ложного само-
любия, она, не смущаясь, пристыхлит та-
кого инженера, напомнит ему, что он
строит флот не для своей личной славы, &
для защиты родины. И это ее замечание
принимают как должное потому, что с ней
привыкли считаться и как CO знающим
инженером и как с требовательным, прин-
ципиальным командиром.

Недавно два KOMCTPYRTOPCKHX бюро
предложили проект одной и той же систе-
мы. Александра Николаевна дала положи-
тельный отзыв только одному из проек-
тов. Бюро, работу которого он& признала
менее ценной, не согласилось с т. Дончен-
ко. Александра Николаевна собрала огром-
ный опытный материал, выступила с на-
Учно обоснованной ‘залцитой одобренного
ею проекта и встретила поддержку.

Первая женщина — военный  корабле-
строитель, она с достоинством выполняет
свои почетные обязанности.

М. БОРИСОВ.

иняенера-коимуниста
вдохновляют людей — и опытный образец

растределении сырья,
состояния и перспектив его добычи. Еро-

значение и военное применение сырья.

Runra А. Шпирта в значительной мере

восполняет эти пробелы.
Опыт первой мировой войны и подго-

товка ко второй мировой войне показали

всю важность правильного определения
сырьевого потенциала. Буржуазные исселе-
дователи при определении соотношения
сил между воюющими лагерями . обычно
трепгили тем, что прибегали к упрощен-
ному, так сказать, арифметическому ме-
тоду определения, исчисляя «наличие pe-
сурсов той или иной страны и сводя ре-
сурсы стран одного лагеря в одну сум-
му. Они часто поедооценивали уровень тех-
пики в той или иной стране, возможности

‘использования внутренних ресурсов (вто-

ричные металлы, регенерат каучука), за-
менителей и т. д. Но основная их ошибка
заключалась в том, что они не учитывали
значения химии и энергетики.

В настоящее время показателями сырь-
евой обеспеченности той или иной стра-
ны могут служить: 1) ев геологические
запасы; 2) географическое размещение
этих запасов и возмолиюсти переброски
их; 3) состояние добычи и переработки
сырья (в ряде стран оно добывается, но
не перерабатывается, например, бокситы в

*) А. Шпирт. «Минеральное
Я Политиздат при ЦК
941 г. i

сырье и
КП(б),

мало внимания уделяет таким важным иа-
териалам, как нефть или медь, явно ис-
ходя из того положения, что этими. запа-
сами минеральных богатств Соединенные
Штаты обеспечены. В работе Деннери, ко-
торая содержит значительный материал о
отсутетвует анализ

ме того Деннери мало освещает военное

посредственное применение для производ-
ства вооружений и боеприпасов.

Четвертая тлава содержит подробные
данные о сырьевом потенциале крупней-
ших капиталистических ‘государств. Сырь-
евые ресурсы даны по каждой стране в
отдельности, поскольку другив подсчеты,
как, например, простое сложение pecyp-
сов той или иной коалиции, могут при-
вести к неверному представлению © соот
ношении сил воюющих сторон. Этот ме-
тод исчисления сырьевого потенциала по-
казывает специфику каждой отдельной
страны — зависимость, например, Алтлии
от ее коммуникаций, улельный вес заме-
нителей в военном хозяйстве Германии и
т. п.

Пятая глава подводит итоги первому
году войны с точки зрения обеспечелию-
сти сырьем крупнейших калиталистиче-
ских государств.

Книга А. Шпирга, содержащая  бога-
тый фактический материал, явится полез-
ным пособием для всех изучающих во-
просы военной экономики особенно пото-
му, что она ставит ряд новых проблем,
требующих дальнейшей углубленной раз-
работки. Можно считать бесспорной необ-
ходимостью изучение проблем военной
экономики. Поэтому было бы желательно,
чтобы за работой, посвященной сырью, по-
следовали также труды по другим вопро-
сам военного хозяйства.

К нодостаткам книги надо отнести пе-
сколько трудный язык. Она выиграла бы
от более популярно изложения содержа-
щегося в ней материала.

К книге приложены таблицы, показы-
вающие динамику продукции важнейших
видов минерального сырья с 1913 г. 4»
1938—1939 m. ae

‘ Г. ЯКОВЛЕВ.