ити
—

Командирские игры

Правильно организованная командирская
‘учеба расширяет военный кругозор моряка,
воспитывает в нем смелость, инициативу и
решительность. Важность этой учебы хоро-
Wo поняли на корабле М. Здесь темы для
занятий берут не отвлеченно, а в строгом
соответствни с планом боевой подготовки.
Это помогает каждому командиру лучше,
трамотнее вести занятия с подчиненными.

Нередко здесь проводятся оперативно-
тактические игры. Руководит ими командир
корабля. Для каждой игры он продумывает
тактическую обстановку, организует подго-
товку и консультирует командиров. В про-
цессе решения задач тю игре у командиров
возникает много дотюлнительных вопросов.
Так, по теме «Постановка мин одиночным
кораблем» играющим пришлось знакомить-
ся не только с тактико-техническими дан-
ными минного оружия, но и с лоцией, пра-
вилами предупреждения столкновения су-
дов, с районом действия корабля.

Командир корабля стремится приблизить
занятия к обстановке действительного боя.
В ходе игры участникам внезапно прихо-
лится сталкиваться со всякими неожидан-
ностями. Требуется умело и быстро принять
правильное решение. Игры проходят живо
и интересно.

Хорошая подготовка к занятиям со сто-
фоны самого командира корабля и серьезное
внимание, которое он:уделяет этому основ-
ному виду воспитания командиров, дают
положительные результаты. Организация и
проведение занятий с личным составом изо
дня в день улучшаются. На каждое занятие
командир боевой ‘части или подразделения
‘идет подготовленным и ведет его в строгом
соответствии © указаниями командира ко-

_фабля, данными во время командирской
учебы. у

Большое место в командирской учебе
отводится изучению устройства и тактико-
технических данных своего корабля. Не-
давно командир провел’ игру на тему:
«Устройство, тактико-технические данные,
боевые и маневренные элементы нашего
корабля». В ней тщательно готовился весь
начальствующий состав. Инженер-капитан
3-го ранга Пазойский, старший лейтенант
‚ Ермолаев и другие кропотливо изучали ли-
тературу, составляли чертежи, вспоминали
мельчайшие подробности, относящиеся в их
кораблю.

Игра началась.

«Миноносец ошвартован и находится у
стенки №-ской гавани. Приказано: принять
все запасы и выйти в море. Цель похода:
проверка боевой готовности корабля».

Наряду с командиром пятой боевой ча-
сти расчеты по приему на корабль нормаль-
ного запаса топлива, масла и воды при-

шлось делать командирам других боевых
частей. Практически решался вопрос о ко-
личестве боезапаса главной артиллерии.
Некоторым участникам игры, кроме того,
нужно было вычислить осадку, которую
получит корабль после приема грузов.

«Выход из гавани самостоятельный», —  :

говорилось в задаче. Участники должны

были подробно изучить гавань и рейд. Зна-

ние длины и ширины корабля, шага № дид-
метра винта, инерции требовалось для прак-
тического решения вопросов выхода из га-
зани. В походе требовалось описать рейд,
маяки. По ходу игры корабль внезапно
встретился. с ‘«противником». Что должен
делать вахтенный командир, каковы его
основные обязанности в этом случае? Ha
этот и многие другие аналогичные вотрюсы
должны были. ответить играющие коман-
хиры.

Корабль попал в туман. Итти нужно по
счислению. Командиры знакомятся с лота-
ми, гирокомпасами и другими приборами.
Решая задачу постановки корабля на якорь,
они отвечают Ha вопросы по якорному
устройству и т. д.

В «походе» отрабатывались задачи и по
борьбе за живучесть корабля. Каждый
участник самостоятельно должен был фуко-
водить личным составом при тушении «по-
жара».

После этой игры командир организовал
проверку зналтий устройства, и тактико-тех-
нических данных своего корабля. Началь-
ствующему составу, принимавшему уча-
стие в игре, было значительно легче подго-
товиться к зачетам. Почти все командиры
побывали в самых отдаленных уголках ко-
рабля, ознакомились с отсеками, выгород-
ками, трюмами и т. д. На зачетах тт. Пз-
зойский и Ермолаев получили отличную
оценку, тт. Шаклеин, Осипов и другие —
хорошую.

После сдачи зачетов командир сделал вы-
вод: «Свой корабль командиры знают хо-
рошо. В дальнейшем необходимо обратить
внимание на детальное изучение отдельных
вопросов живучести и непотопляемости ко-
рабля». Сейчас эти вотрюсы отрабатывают-
ся на командирской учебе. :

В деле изучения правил предупреждения
столкновения судов, совместного плавания,
способов и средств связи кораблей между
собой велика роль ночных занятий. Коман-
дир корабля систематически проводит их на
мостике. Здесь он практически показывает
действия встречающихся кораблей, сигна-
лы, передаваемые с них, проверяет знания
командиров, привлекает. их к практиче-
скому участию в решении задач, контроли-
рует самостоятельные действия.

Политрук В. АНАНЬИН.

Старшина передового подразделения

Этот человек сочетает в себе отличные
пачества командира и навыки партийного
работника. И то и другое дал ему флот.
Старшина Турбин пришел на корабль ря-
ловым краснофлотцем, вступил здесь в ря-
ды большевистской партии. Сейчас он
секретарь партийной организации корабля.

Руковолимое т. Турбиным подразделение
бойцов два года держало первенство в
соединении. Подразделение добилось пер-
венотва и на флотилии. Народный комис-
сар высоко оценил эти успехи и наградил
воех бойцов подразделения т. Турбина зна-
ком «Отличник ВМФ».

Борьба за первое место началась еще в
то время, когда корабль был в капиталь-
ном ремонте. Этот период был максималь-
но использован для теоретического изуче-
ния материальной части и приобретения
навыков по уходу за механизмами. В на-
чалу летней кампании все бойцы уже от-
Лично знали материальную часть, отрабо-
тали нормативы, провели одиночные и
частные учения.

Решающую роль сыграло руководство
работой каждого бойца. Тов. Турбин заме-
тил, например, что краснофлотец Тимаков
6 поспевает за остальными, не выполняет
нормативов. Сказывалась физическая от-
сталость бойца, который ло призыва не
затимался спортом. Старшина и командир
отделения Толстогузов стали систематиче-
ски и упорно тренировать краснофлотца.
В результате т. Тимаков скоро стал пере-
выполнять нормативы.

Старшина Турбин хорошо. сочетает тре-

бовательность с чуткостью и заботой о
подчиненных, знает их настроения и за-
просы. Краснофлотцы обращаются к нему
за раз’яснением по волнующим‘ их вопро-
сам, показывают письма. Старшина каж-
дому дает. совет, пюдбадривает, помогает
лично. ]

Тов. Турбин не терпит ни малейшего
нарушения распорядка. В борьбе за желез-
ную воинскую дисциплину он действует и
как командир, и как партийный работник.
Олнажды краснофлотец Корчатин совершил
простуюк и получил взыскание. Но
т. Турбин не ограничился этим. Он собрал
бойцов и рассказал им об этом факте. На
собрании Ворчагин дал слово исправиться
и < честью сдержал его. Через полгода
взыскание было снято, & фамилия Корча-
тина появилась на Доске отличников ко-
рабля. Такова история единственного в
этом подразделении дисциплинариого про-
ступка.

Учеба проводилась здесь днем и ночью,
в любую погоду. И никогда не было за-
минки в выполнении поставленного зада-
HES.

Краснофлотцы работают четко и слажен-
MO, доводя свои действия ло автоматизма,
Все подразделение теперь значительно пе-
ревыполняет нормативы, добилось отлично-
го качества и безукоризненной точности.

В эмм большая заслуга старшины
Турбина, подготовившего целое  подразделе-
ние отличников Военно-Морского Флота.

Политрук М. ДАЙБО.

Подводные лодки в походе. (Черноморский флот).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Фото Б. Шейвина.

Плавание

в тумане

у берегов

Плавание в тумане требует повышен-
ного внимания, 8 в узкостях или вблизи
берегов оно особенно сложно. Командир
должен не только строжайше соблюдать
существующие правила, но и проявить
максимум разумной инициативы. Неосто-
рожность может привести к тяжелым по-
следствиям даже на несложном в нави-
тационном отношении театре.

Разберем основные причины, приводив-
шие в прошлом к авариям и другим про-
исшествиям при плавании судов в тумане
вблизи берегов.

Прежде всего сюда относятся неточность
штурмачекой прокладки до вхождения в
туман и в полосе тумана, пренебрежение
учетом течения и дрейфа, пользование
устаревшими таблицами поправок лага и
компаса. Нередко штурманокие ошибки
происходили из-за пренебрежения обеерва-
цией перед входом в туман и использова-
нием радиомаяков. В результате этого ко-
рабль еще до входа в полосу тумана те-
рял свое место, з потом садился на мель.

Причиной посадки на мель в тумане
может быть также непринятие - необходи-
мых мер предосторожности. Ё ним отно-
сятся: использование ручных и электри-
ческих лотов, стравливание якоря, поста-
новка на якорь, если обстановка не тре-
бует продолжения похода, уменьшение хо-
да до самого малого одной машиной, имея
другую наготове для немедленной. дачи
заднего хода, и т. д.

Наконец, неисправность компаса, лага,
радиопеленгатора также может привести
корабль на мель при невозможности про-
верить их показания по береговым ориен-
тирам.

Известные нам случаи посадки на мель
в тумане происходили как раз в резуль-

‘тате одной или нескольких из перечислен-

ных выше причин.

Нельзя недооценивать такую старую,
испытанную меру предосторожности, ках
стравлизание якоря при подходе в тумане
к берегу. Этот прием дает прекрасные ре-

зультать, Нагляхно можно показать их
на следующем поучительном случае.

Года три назад корабль, буксировавший
щит для ночной стрельбы, после большого
количества поворотов, когда счисление бы-
ло затруднено, потерял точное место. В это
время море заволокло густым туманом.
Стать на якорь на «бойком» месте да еще
со щитом было невозможно. Этого не позво-

ляла и большая тлубина. Поэтому: решено

было подойти ближе к базе.

При приближении к берегу на полубаке
выставили  лотовых для непрерывного
измерения глубин. Вроме того был стра-
влен якорь ниже киля на 7—9 метров и
установлена вахта для наблюдения за по-
ведением якорь-цепи и у шпиля, с тем
чтобы немедленно отдать якорь, как только
он «заберет» или заденет за грунт. КВо-
рабль шел самым малым ходом под одной
маптиной, другая держалась натотове для
дачи заднего хода.

Лотовые регулярно брали глубины, но
один из них ошибся в темноте и доложил
большую глубину (безопасную), чем была
на самом деле. Но в этот же момент боц-
ман доложил, что якорь забрал. 0беим ма-
шинам на“ короткое время дали задний
ход (державшаяся наготове дала ero we-
медленно). Потом они были застопорены.
Боцман по приказанию командира потра-
вил метров 10 якорь-цепи ‘и задержал ее.
Корабль встал на якорь У берега почти
на заданной глубине. Посадка на мель
была предотвращена.

Помимо перечисленных приемов можно,
когда требуется продолжать переход, при-
бегнуть к следующему: если потеряно ме-
сто, стать на якорь (или даже на ходу) и
использовать радиопеленгаторные станции.
При. подходе к базе или порту в условиях
редкого тумана (мглы) можно включить
В Это во многом облегчит подход
к базе.

‚ Капитан 3-го ранга
К. ДЕРЕВЯНКО.

ОСТАЮТСЯ НА

Лучшие младшие командиры одной. из
подводных лодок Краснознаменного Балтий-
ского флота старшины 2-й статьи тт. Ca-
лин, Климов и Карасев подали докладные
на имя командования с просьбой оставить
их на сверхерочную службу сроком на
10 лет каждый.

За время срочной службы опи стали
отличными специалистами, дисциплиниро-
ванными, требовательными командирами.

А. ЛУКИН.
жа
В №-ком подразделении Краснознамен-
ного Балтийского флота болышим автори-
тетом пользуется старшина 2-й. статьи
т. Величко — участник боев против бело-
финнов. Отличник боевой и политической

СВЕРХСРОЧНУЮ

подготовки, он имеет немало поошрений и
благодарностей от командования.
Недавно т. Величко подал рапорт 06
оставлении его на сверхерочную на 10 лет.
ф. ЛОБЗИН.

* * *
В кадровой роте Военно-морского ‘учили-

ща им. Фрунзе, которой командует техник-

интендант 1-го ранга т. Солнцев, многие
краснофлотцы и младшие командиры дол-
жны в этом году итти в долгосрочный от-
пуск. Лучшие люди роты старшины 2-й
статьи тт. Вороношин, Беляев и Яковлев
решили продолжать служить в Военно-
Морекох Флоте. Они обратились к командо-
ванию с просьбой оставить их на ‘сверх-

срочную службу.
А. РУДЕННО.

9 марта 1941 г, № 57 (711) =

[а преддипломной
стожкыровке

Командир машинной труппы миноносиа   лублерами вахтенных в центральтох yp,
старший инженер-лейтенант т. Хаин встре-   сту, дизельном отсеке и иа хо\овой сту.
THX курсайтов, как старых знавомых. Выс-   ции. Каждого из них волновал ATO? nor,
Ineo военно-морское ордена Ленина ииже-  первый за время стажировки. Teoma,
нерное училище им. Дзержинского он окон-   всех вызвали на мостик. Участвовазии ,
чил в прошлом году и за это время по-  походе начальник штаба соединения ету.
лучил основательные практические навыки   сил;
комантования на корабле. И вот на мино-  -— Как освоили лодку?
носец ‘пришли. курсанты, вместе с кото- — Кажется, неплохо. Мы по пей
рыми т. Хаин учился ряд лет и WOTOPHIO  D2. на практике, да и сейчас уже ee
через несколько ‘месяцев будут, как и он, рабле больше месяца... — начали Кура
руководить подразделениями. Невольно!“ ^_ Но ео de Sk
вспомнились первые, не всегда уверенные : ерентоз
шаги самостоятельной работы. Управление
сложными механизмами ‘и обучение людей
требовали не только глубоких теоретиче-   — Сегодня вы будете диферентовать зу.
ских знаний, но и практических навыков.   ку самостоятельно. Предварительно Chetan
— Всё время преддипломной стажи-   погружение инженер-механик. Наблюдиь

А.
ной магистралью?

—- Во всех деталях.

стороннего развития
честв, — говорил т.

себя в роль командира.

Прошло уже два месяца стажировки.

детального ознакомления с кораблем.

ными и поучительными. Нередко даже ря-
JOBHIG  краснофлотцы
сведения.

-— Как работает турбоциркуляционный
н2с06? — спрашивали курсанты у бойца,
н тот убедительно, простым языком прак-
тика начинал рассказ.

Вскоре курсанты изучили боевое распи-
сание БЧ-У, познакомились с особенностями
службы на якоре и на ходу, четко пред-
ставляли себе обязанности каждого млад-
шего командира и бойца. Когла старшина
1-й статьи т. Поляков ‘уезжал на некоторое
время с корабля, командир боевой части
зызвал курсанта т. Мухина и сообщил:

— Поляков руководил носовой аварнй-
ной партией. На время его отсутствия по-
ручаю вам исполнение этих обязанностей.

Курсант энергично взялея за дело. При
решейии аварийных задач он показал себя
распорялительным руководителем, ‘умело
давал вводные, четко докладывал коман-
лиру. Наглядный урок таких действий он
получил, будучи дежурным 0 боевой
части. В этот день дежурных проверял
флагманский специалист. Выявив знание
инструкции, он неожиданно дал вводную:

— Ножар на сто левятом шпангоуте.

— Дать воду с машины, — приказал
Мухин.

— Почему с машины? Берите из бли-
жайшего рожка, — быстро предупредил
руководитель.

— Дать воду с машины, — четко по-
вторил т. Мухин.

было единетвенно правильное решение, тах
Бак ближайший рожок не действовал.

Корабль готовится к ремонту. Перед
будущими командирами групи открываются
большие возможности приобрести навыки
организации работ, углубить знания тех-
ники. Уже сейчас курсанты уточняют тех-
нологический процесс ремонт» отдельных
механизмов, определяют необходимое число
рабочих часов, анализируют записи в жур-
налах, на основе которых составаяются
ремонтные ведомости. Изучение механизмов
в разобранном виде будет способствовать
трамотной эксплоатации их, дает возмож-
ноеть учесть их особенности. :

— А особенностей на северном театре
немало, — говорят курсанты. — Нам ка-

“ETCH, что, пройдя стажировку на кораблях

Северного флота, будет легче освоиться на
любом театре.
— А если снова на Север?
— Это, пожалуй, самое лучшее, — го-
рячо и искренне откликаются они.
# * *

Подвохная лодка вышла, в море. Курсан-
ты тт. Печников, Кириллов и Букин были

время первой беседы, — главное — при-
обретайте практические навыки руковод-
ства. Выполняя любое задание, ставьте   наблюдавших за ним,
Воспитывайте волю   вал команду и передал по отеетли,  .
и настойчивость в преодолении трудностей,
организованность и культуру в работе,
требовательность к себе и подчиненным.

После руководитель убедился, что это   кораблей и мощности установок, мыс 9

ровки’вы должны использовать для все-   внимательно...
командирских ка-
Хаин курсантам во  т. Печников. Когда командир отдал коми 2

Первым стал осуществлять хиферентиу i

«Приготовить лодку к погружении», зу. {
сант смутился, оглянулся на команд
но громко стреле,

отсеков доложили о готовности. После
вала новая команда: «Открыть киптети
тлавного  баласта». Курсант увереть
обратился к сигнализации, Короткий зу

Первые дни были использованы а нок передал приказ командира по ое,
р-
шина 1-й статьи т. Поляков показал кур-  Начала медленно погружаться. Бомазу
сантам расположение механизмов, трубо-   СПУСтился ¢ мостика и задраил люк.
проводов. Старшина 2-й статью т. Мелехов
рассказал о машинах. Богатый опыт млах-
ших командиров делал их беселы интерес-

Заторелись сигнальные лампочки. он

Курсант т. Печников внимательно ст.
лил з& диферентометром и тлубомеря,
Сейчас ему ясно представлялея nopgy,
лальнейших действий. Богда лодка’ поту.

сообщали ценные   залась на указанную глубину и получен

диферент 4° на корму, он, He кол
отдал приказание старшине трюхных:

— Отказать из кормовой диферентнй
в уравнительную.

Все шло нормально. Векоре Печниие
докладывал командиру:

— Лодка удиферентована на указании
глубине.

Радостное волнение еще долго не пох:
лало` курсанта. Хотелось поблагодарить з
доверие, поделиться впечатлениями. Но за
были заняты. Очередное погружение прот f
водил курсант т. Букин. Наблюдая за в
работой, т. Печников как будто снова 1
вторял весь процесс диферентовки, Но те
перь он уже критически оценивал действ
и свои и товарища.

«Да, конечно, некоторые наши команн
очень длинны, нечетки; Надо отребзть.
вать командирекий язык. И действовать
более уверенно», — думал он,

С огромным вниманием слушали кухаг-
ты поучительный разбор их деки,
Нет, никогда не стладится в памяти эми
день, сколько бы ни было впереди г
жений и воплытий!

# + *

Стажировка — преддипломная. Призиз
с флота, надо написаль и защитить проен,
Материал для этого накапливается не (31.
Пусть давно взяты раечеты водоизмещии

о

этом не покидают курсантов. Надо въ
з& прототии корабль или механизм, шь
ностью отвечающий современным трёбв-
ниям, надо творческая осмыслить дости
ния техники, чтобы предлахаемый прое
Kak можно меныпше имел отрицательных
свойств.

Надо заметить, что по заданиям на лит:
ломное проектирование курсанты, стаже
рующиеся на Северном флоте, не без жи
ваний делят себя на «ечастливых» 1
«неудачных». Счастливыми называют ceil
курсанты, готовяшие проект типа кораба,
на котором проходят стажировку. Но п-
ких, к сожалению, меньшинство. У хн-
гих, наоборот, об’ект дипломного заданы
и стажировки никак не совпадает. Как у+
жет назвать себя «удачником» курса,
стажирующийся на миноносце, а подтом-
вливающий проект канонерской ложи
Между тем, при более вдумчивохм TOO!
K делу этот недостаток училище де
могло устранить. зы

Старший политрук
И. ВЛАСОВ.

2. РАЗУМНАЯ

Морокой бой воегда отличался скоротеч-
HOCThIO, ИЗ мнопими неозиданнюо-
стями. Мощная современная техника, yco-
веригенствоваляные стюсобы управления ар-
ниллерийским огнем, быстроходность воен-

`вых кораблей лелают морской бой еще бо-
лее коротким, насыщают его рядом внезалт-
нослей и часто вызывают изменение обета
новки. Морские операции второй империа-
листической войны подтверждают это на-
тлядно и убедительно.

Специфика и хараклер морекоюго боя тре-
буют от всех командиров — больших и ма-
лых — смелых, решительных, инициалив -
ных действий, умения верно оценить 0б-
остановку и незамедлительно реапировать
правильным решением на всякое измене-
ние, на любую неожиданнюсть. }

Инициатива, сообразительность, ©10с0б-
вость применить военную хитрость ню есть
особый дар, не являются качествами лить
небольшой труппы . выдающихся людей.
Эти качества вырабатываются в процессе
учебы. Их пужно воспитывать ‘у команди-
ров всей системой боевой подготовки, все-
—.. ми ее. видами и формами.

‚ “Народный комиссар Военно-Морского
Флота- адмирал тов. Н. Г. Вузнецов учит нас
избегать шаблона, отвлеченного и упро-
щенного подхола к решению тактических
задач, Народный комиюсар требует: «.., Bce-
мерню развивать и культивировать у
командира боевые качества, все более при-
yas людей к быстрым, решительным и
чанезашным действиям». ы

Всякий ли команлир способен ma бы-
CIPLC, решительные и внезапные дей-
слвия? Что определяет способность, yMe-
пио коматлира принять в любой момент
боя самое разумное решение?

Первым условием, на, наш взгляд, явля-
ются знания командира. Низкий оператив-
‘по-тактический уровень, отсутетвие солид-

Заметки командира

Капитан 1-го ранга
Ф. КРАВЧЕНКО
<

своих обязанностей, подчиненного ` личного
состава и техники безусловно лишают
командира прав на, такие действия.

Следующий фактор — это понимание за-
мыслов своего начальника, Лишь в TOM
случаю можно отважиться на, смелое пред-
приятие, проявить разумную инициаливу,
если ты хорошо осведомлен и понимаешь
своем старшего команлира, понимаешь
даже с одного взгляда, ибо обстановка боя
может исключить возможность получения
подробного словесного приказания.

Ho при воем этом человек может быть
трусливым, никогда пе реппится взять н&
©6бя ответственность 3& решение, котороо
в зависимости от изменившейся обстановки
в какой-либо степени нарушает ранее m0-
лученный приказ.

Между тем суть разумной инициативы
заключается имению в том, чтобы, не боясь
ответственности ‘и риска, найти намлуч-
ший выход из создавшегося положения.

Олин из выдающихся русеких флотовод-
цев адмирал С. 0. Макаров высказывал
такую мысль: «Никто не упрекнет коман-
лира, который смело бросится на, неприяте-
ля, хотя бы и без должного расчета. Таков
действие обнаружит в командире главные
качества, необходимые для успеха, & имен-
0: смелость и решительность, но если К
этому прибавить еще ‘умелые тактические
соображения, то дело может только вы-
играть».

Мы хотим еще раз подчеркнуть: эти ка-
чества не есть особый дар людей, и сами
mo ©ебе, вдруг они в появляются. Ha
комантирских играх, в частных и общих

того тесротического багажа, слабо энашие   учениях, на тактических маневрах — вое-

ИНИЦИАТИВ

гда, как только представляется  возмож-
ность, необходимо создавать все ‘условия
для проявления командирами личной иви-
циативы. И всякий раз, когда командир
корабля, командир подразделения, вахтен-
ный командир умело, ню боясь ответолвен-
ности, отваживаются на смелый поступок,
привимеет инисциаливное решение, проду-
мывает маневр творчесни, этого нельзя 0б-
ходить молчанием. При разборе игры, уче-
ния непременно следует отмечать проявлен-
ные инициативу, b, воен-
ную хитрость,

Бак нужно относиться к смелым, грамот-
ным действиям командиров, учит нас народ-
ный комиссар адмирал тов. Н. Г. Кузнецов,
При разборе учений Краонюзнаменнюго Бал-
тийского флот» он специально отметил
дейслеия командира одного из кораблей,
который и сам хорошо подготовилея и от-
лично Подготовил Личный состав свого ко-
рабля.

Мю вопоминаются другой случай. В при-
сутетвии народного комиссара командиру
олного из кораблей была поставлена зада-
ча произвести торпедную атаку корабля
«противника» с предварительным контроль-
ным тренасжкем.

Когда корабль выходил в исхолтую точ-
ку, погода стала резко меняться. Стал воз-

поотрение, отмеченная итниттиалтива, способ-
ствуют росту командных кадров, вдохно-
вляют их на творческие искания, вобти-
тывают у них чувство смелости, ответ-
ственности, стремление к разумному риску?!

Речь идет, разумеется, только об умной
инициативе, & не о медвежьей услуте, ко-
торую может оказать человек, не проду-
мывающий своих поступков, лезущий ma
рожон, проявляющий безрассудное удаль-
ство.

В рассказе Л. Н. Толотото «Набег» при-
водится такой диалог:

«— Чт, он храбрый был? — спросил
я ет.

— А бог 610 знает: все, бывало, впе-
рели езхит; тде перестрелка, там. и он.

— Так стало быть храбрый, — сказал я.

— Нет, это ше значит храбрый, что
суется туда, где его но спралиивалют...

— Ч10 же вы называете храбрым?

— Храбрый? храбрый? — повторил ка-
THT © видом человека, которому в первый
раз представляется полобный вопрос: —
храбрый тот, который ведет себя нак сле-
дует, — сказал он, подумав немного.

— Я вопюмнил, — продолжают Толстой, —
то Платон определяет храбрость знанием
того, чего нушно и чего не нужно боять-
ся...». Далее автор товорит, что если бы
калитан мог выражаться так же, как гре-
ческий философ Платон, он сказал бы, что
«храбр тот, кто боится. только того, чего
следует бояться, х по того, чего не нужно
бояться». :

Как мудро и глубоко определяет тени-
альный русский писатель подлинный

можным срыв атали, создалась опаюнобть   смысл драгоценнейпвего человеческого каче-

шанести ущерб материальной части. Коман-
дир корабля учел быстро меняющуюся об-
ставовку и принял решение: выполнить 3a-
дачу пемедленно, без контрольного  тре-
mama.

Народный комиссар разрешил комантиру
корабля ‘действовать, сообразуясь с обета-
новхой. Задача была выполнена, немедлен-

не. Народный комиссар выразил свое Удо-  зналиях теалфа, юбстановюи,

влетворение качеством ее выполнения,
инициативой, проявленной командиром ко-
рабля.

Нужно ли говорить © TOM, что всякое

ства-—храбрости. Речь илет о разуме храб-
рости, о храбрости в сочетании © зна-
нием, умением и пониманием обстановки.

Что значит в налших условиях знанлие
того, чего нужно и чего не шужно 60-

ATECH?

Это — твердая ‘уверенность, которая по-
KOWMA WA серьезных  фупламентальнъх
Это — отлич-
ое владение своей боевой специалькостью,
уверенность в личном составе и в меха-

низмах, безукоризненно точные расчеты,
Обладая всем этим, можешь безбоязнен-

но решаться на разумное инициативное
действие.

Во время одного из учений обстановка
сложилась так, что появилакь утроза уда-
ра по своим же кораблям. Tp OTTO
эсминца принял решение; ма, самый корот-
кий срок открыть луч прожектора по об-
наруженному им силуэту. Надо заметить,
что использование прожекторов в дашньх
условиях командованием не фрокомендова,-
‘лось.

Олнако командир эсапиниеь был уверен в
своих расчетах и пошел на фиок. На один
момент силуэт был освещен. Это оказался
корабль «противника». (бетановка для
других кораблей, участвовавших в опера-
ции, стада сразу ясной. «Противник» был
«уничтожен».

Могу привести еще один пример смелого
рисжа, разумной инициативы.
корабля дал задатие одному из своих под-
зиненных командиров совершить переход
на пылюпке с отхаленнюго рейха в базу.
В задании был определен курс: итти вхоль
берега. Но уже’ на переходе козаантир
пюпки, учтя местные ‘условия тьогодыь,
принял самостоятельное рошенлл. Он из-
менил курс и пришел на сутки раньшю.

Командир пклютки явно рисковал, ню это
не только дало ему выигрыш во времени,
HO и исключило возможность поставить
экипаж в тяжелое положение. Зажащие бы-
ло выполнено отлично.

Что же обеспечило командиру шлюпки
возможность проявить личную инйциативу,
самостоятельно избрать оригинальное ре-
шение?

Знания, твердые знания теалра, метеоро-
логических условий, шаюпочного дела,
уверенность в команде.

Трудно назвать такую область деятель-
ности командира, в которой невозможно
было бы проявить сообразительность, на-
ходчивость, инициативу.

Возьмем, к примеру, штурманское дело.
Командир БЧ-[ одного из кораблей считал-
ся хорошим, знающим итурманом. Но его

отличало от других командиров еще одно
замечательное качество — это постоянное

творчёское беспокойство, неудовлетворе-

ность достигнутым, стремление к новых
знаниям.

По своей инициативе он пронзоды
много дополнительных вычислений, с01-
влял таблицы, диаграмны, графики. Р83}-
меется, все это делалось не беспрелметно,
& ради одной цели: для обеспечения т
ности кораблевождения. И ето творческа
работа приносиль огромную пользу, да
исключительную точность в определен
места корабля в каждый момент, что 1+
могало командиру корабля правильню № `
шать поставленные перед ним задачи (

Можно взять другую область — боры
за живучесть корабля. При отработка в
просов, связанных © непотопляемостьи 1
живучестью, на одном из кораблей кома:
дир подразделения задумался над лучи
способом обнаружения повреждений и
рейшей их ликвидации. Для этой ци
существуют специальные документы, #
командир подразделения долго и уп
работал над усовершенствованием этих Cit
собов. В результате ero инициатив
труда корабль обогатилея новыми 384%
тельными таблицами, которые значительй
ускоряют сроки обнаружения поврежден
и их ликвидации.

Можно спорить относительно тую-
инициатива ли это командира или пхп
рационализаторская мысль прахтика. fl cu
таю такой спор бесплодным. Рационаляз“
ция — это тоже проявление’ иницизтиеи,
творческого отношения к своей специ»
ности, к своей профессии военного моряха.

это-то и есть самое дорогое в
тельности командира: творчество, Help
станнов творчество, движение вперед,
вершенствование, овладение все новым #
новыми знаниями.

Именно эту мысль подчеркивал т0взриА
Сталин при встрече с великим летчики
нашего времени Героем Советского (00%
Валерием Чкаловым:

«Смелость, говорят, города берет. Но эт
только тогда, когда смелость, отвага, гоу

ность к риску сочетаются с отличным
знаниями»,