—
—

Обучение краснофлотцев-химистов

На личный состав БЧ-УП возложены
сложные и ответственные обязанности,
«Основными задачами химической  ча-
сти, — говорится в Корабельном уставе, —
являются: организащия туютивохимической
защиты (ПХ3) корабля и техническое
обоспечение использования химических
средетв как для целей нападения в усло-
BHAX поставленной боевой задачи, так и
для обороны корабля в случае внезатного
непаления противника». На специалистов
части возлагается также обязанность ру-
ководить противохимической подготовкой
всего личного состава корабля. Это тре-
бует от каждого химиста определенного
минимума  организационно-инструкторских
навыков.

Необходимо выработать у командиров и
бойцов этой части умение решать задачи
противохимической обороны в любых ус-
ловиях обстановки, обучать этому личный
состав всех специальностей.

Эти задачи требуют правильного распре-
деления учебного времени, умелого опреде-
ления, чему учить и как учить. На неко-
торых кораблях наблюдаются опгибки в оп-
ределения и первого и второго элементов
обучения. Наиболее распространенная
оптибка -— увлечение теоретическими за-
нятиями за счет практических. Бы-
вает так, что краснофлотец прекрасно зна-
KOM с устройством алитаратуры, которую он
обслуживает на боевом посту, знает чуть
ли не все теоретические обоснования ее
устройства, а в то же время не умеет на-
бить сальник или притереть клапан этой
же аппаратуры.

По налцему мнению, программа должна
строиться, исходя из конкретной обстанов-
ки, уровня знаний обучаемых, боевых за-
дач корабля данного типа и химического
вооружения, которым он оснащен.

Изучение определенного типа техники
ити раздела программы должно об’единять-
ся темой, состоящей из подготовительных
и зачетных занятий и упражнений,

Занятия имеют целью усвоение личным
составом устройства и правил эксплоата-
ции изучаемой техники. Они должны про-
водиться в часы, отведенные для затятий
по специальности или для командирской
учебы младшего начальствующего состава.
Упражнения преследуют цель практическо-
го освоения техники, получения навыков
работы на боевых постах. Упражнения
необходимо проводить в часы боевых уче-
ний по специально разработанным планам
с ясными пелевыми установками. Зачетные
занятия или упражнения проводятся для
определения степени усвоения обучаемыми
данной темы, причем основной упор сле-
дует делать на проверку практических на-
выков. План занятия или упражнения
должен предусматривать вводные данные,
которые решаются обучаемыми непосред-
ственно на боевых постах.

Для примера возьмем занятия на тему
«Овладение техникой пользования прибо-
рами». Учеба, по налцему мнению, должна
состоять из подготовительного занятия, на
котором личный состав повторяет устрой-
ство приборов и правила пользования ими.
Причем у каждого бойца и у руководителя
должны быть на руках приборы. Следует
приготовить демонстрационные чертежи и
схемы. Руководитель должен показать, как
пользоваться исправным прибором, а также
и тем, который имеет различные дефекты,
как заменить прибор и т. д.

Далее следует несколько  подготови-
тельных упражнений сперва в простейших,
& затем в постепенно усложняемых усло-
виях с введением ряда условных, & потом
и действительных ‘неисправностей. Руко-
водитель должен внимательно следить за
действиями бойцов. Плат упражнения дол-
жен предусматривать определенную, по-
степенно усложняющуюся работу с ввод-
ными по смене кислородных баллончиков,
устранению различных неиспразностей и
оказанию помощи товарищу. Постепенным
усложнением ‘упражнений необходимо до-

Действия

Самолет является одним из важнейших
средств в войне на море. Трудно предста-
вить себе решение флотом сложной боевой
задачи без взаимодействия с авиацией.

Норвежская  десантная операция яв-
ляется примером многообразного и  мас-
сового использования всех родов авиа-
ции. Немецкие самолеты производили
непрерывную разведку Северного  мо-
ря, обеспечили морской десант от воз-
душных ударов противника, во взаимодей-
ствии с флотом охраняли десант от напа-
дения его кораблей. Высадкой тактиче-
ских парапиотных десантов авиация 0бес-
печивала действия морского десанта и,
наконец, ударами по кораблям и транс-
портам союзников содействовала своим на-
земным войскам.

Очень характерной с точки зрения. со-
вместных действий авиации с флотом яв-
ляется Дюнкеркская операция. По своему
размаху это была крупнейшая  военно-
морская операция. Для эвакуации окру-
женных союзных войск было использова-
но более 1.000 военных и транспортных
судов. Под прикрытием 500 боевых само-
летов войска союзников на транспортах
и других судах, конвоируемые боевыми
кораблями, переправлялись из Дюнкерка
на Британские острова.

Для уничтожения союзных войск не-
мецкое командование выделило около
600 пикирующих бомбардировщиков. Не-
смотря на исключительно сильное при-
крытие истребителями района посадки
англо-французских войск, немецкие пики-
рующие бомбардировщики, с боем проры-
ваясь к Дюнкерку, многократно атаковали
союзников. В этй операции немецкая
авиация, хотя и имела превосходство в
воздухе, но, не получая помощи со стороны
морского флота, оказалась не в состоянии
обеспечить уничтожение войск противника.

Применение авиации против Флота
очень разнообразно. Германские военно-
воздушные силы, например, наиболее ча-
сто для атаки соединения кораблей или
конвоя выделяют группу в 50 и более
самолетов. Над целью они появляются с
нескольких направлений и на различных

биться уверенной работы личного <остава
с надетыми приборами в сложных условиях:
в темноте, дыму, при высокой температу-
ре, в тесных помещениях и т. д.

При этом следует соблюдать строжай-
шую последовательность в обучении. Нель-
зя допускать к следующим упражнениям
бойцов, не овладевших пройденным. После
упражнения нужно приводить приборы в
порядок, и таким образом каждый боец
будет лучше усваивать правила экоплоа-
тации и ухода за ними. На кралком разбо-
ре упражнения указываются ошибки от-
дельных бойцов, & также методы преду-
преждения таких ошибок.

Зачетное упражнение проводится во вре-
мя боевого учения, решения сложной ава-
рийной задачи при полной уверенности в
овладении личным составом приборами. Пос-
ле этого химисты получают право обучать
личный состав других специальностей
практическому пользованию приборами.

Мы взяли для примера одну тему, но
по тому же методу можно организовать за-
нятия и по другим темам. Изучение аппа-
ратур, например, должно сопровождаться
практической набивкой сальников, поста-
новкой прокладок, устранением отдельных
неисправностей с соблюдением всех мер
предосторожности и т. д. Лишь после
практического усвоения алттаратурь: мож-
но дотускать обучаемого к самостоятель-
ной работе.

Такие темы занятий, как дегазация па-
лубы, вооружения, местности и т. п., по-
лезно отрабатывать © рядовыми краено-
флотцами-химистами, прежде чем  допу-
сжать их к обучению дегазационных отде-
лений. При этом следует давать вводные о
нехватке дегазирующих веществ, обрыве
шлангов, повреждении защитных. салюг,
перчаток и т. п. Такие вводные способст-
вуют развитию организационных навыков
и усвоению правил безопасности при обра-
щении © боевыми химическими вещества-
ми.

Для прохождения отдельных тем, заня-
тий и упражнений личный состав хими-
ческой специальности нескольких кораб-
лей может сводиться в одну группу под
общим руководством специалиста, подразде-
ления. ’

Для того чтобы глубоко овладеть техни-
кой, следует всемерно использовать, по-
мимо самых приборов, установленных Ha
данном корабле или в части, всякого рода
наглядные пособия: чертежи, макеты, схе-
мы ит. п. В отдельных случаях полезно
воспользоваться кабинетами школ учеб-
ных отрядов. При изучении той или иной
темы ее необходимо иллюстрировать исто-
рическими фажтами, примерами из боевой
деятельности и боевой подготовки данного
корабля, соединения или флота. Так, при
прохождении «Устройства и правил экс-
плоатащии. дымоалитаратур» полезно приве-
сти случаи применения дымюв в морских
боях второй империалистической войны,
Например, можно рассказать о неудачной
постановке завесы немецким «карманным»
линкором «Адмирал граф Шиее» в dow y
Лз-Плата.

Обучая краснофлотцев правилам эксплоа-
тации техники, нужно разбирать случам
аварий и поломок, происшедигих из-за не-
соблюдения этих правил и мер предосто-
рожности. Нужно особенно строго требо-
вать от обучаемых, чтобы они тщательно
соблюдали меры предосторожности.

В данной статье разбиралась подготовка,
личного состава лишь в учебное время, от-
веденное расписанием. Эта подтотовка не
исключает, & предполагает изучение лич-
ным составом во внеучебное время военно-
химической литературы, развитие в нем
любознательности, инициативы, натравлен-
ной на усовершенствование техники, про-
цессов обучения и боевой организации. В
этом деле личному <оставу должно быть
оказано всемерное содействие.

М. ПЕТРОВ.

авиации по

высотах, имея па каждом направлении
две — три группы, эшелонированные в
глубину. Специальных ударов, рассчитан-
ных на парализацию зенитной артилле-
рии кораблей, как правило, не произво-
дится. :

Тактическое взаимодействие внутри
атакующих групп заключается в TOM,
что на высоте 5.000—6.000 метров идет
группа бомбардировщиков и производит
бомбометание с горизонтального полета.
Зенитная артиллерия атакуемых кораблей
концентрирует свой огонь на этой груп-
пе. В это время с другого направления
на высоте 4.000-—4.500 метров подходят
группы пикирующих бомбардировщиков и
звеньями или парами, в строю пеленга,
с 500—600 метров производят залповое
сбрасывание бомб и глубоким разворотом
с набором высоты уходят от цели.

Иногда в качестве сковывающей rpyn-
пы применялись дымзавесчики, которые,
внезапно появляясь в районе цели, ста-
вили вертикальные дымовые завесы, пол
прикрытием которых крупные силы бом-
бардировщиков атаковали корабли.

С точки зрения оперативного и такти-
ческого взаимодействия авиации с флотом
интересен бой между английским и италь-
янским флотом 9 июля 1940 года. 8 ию-
ля итальянские разведывательные само-
леты, находясь. в дозоре в районе остро-
ва Крит, донесли о движении английской
эскадры, состоящей из 3 линкоров. типа
«Ваташ», авианосца «Еае», 5 легких
крейсеров типа «Southampton» и 15 эс-
минцев. Эскадра вышла из Александрии
курсом. на запад. Итальянские самолеты,
действуя с аэродромов Эгейских островов
и Ливии, произвели 10 последовательных
атак на английские корабли в районе
острова Ёрит. Атаки производились как
самостоятельно, так и во взаимодействии
с подводными лодками, находящимися на
пути движения английской эскадры.

Несмотря на довольно большое количе-
ство прямых попаданий, особенно серьез-
ных повреждений кораблям итальянская
авиация не нанесла, и английская эскад-
ра продолжала свой путь. Это, в частно-
сти, показывает недостаточную мощность
бомб, применяемых итальянской авиацией
при действиях по кораблям флота.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Кому нужны такие занятия?

В вубрике собрались младшие команди-
ры одного’ из артиллерийских подразделе-
ний. За длинным столом представители
разнообразных специальностей: командиры
орудий, младшие командиры-лальномерщи-
ки и других специальностей, т. ©. люди,
уже получившие богатый практический
опыт за долголетнюю службу во флоте.

Сегодня день командирекой учебы по
материальной части. Эта дежурная тема пе-
реходит из месяца в месяц, из года в год
в корабельный план подготовки младших
командиров.

Здесь при составлении плана не думают
о том, что дальномер и пушка—не одно и
та же и что дальномерщика интересует не
замок орудия и не погреб.

Так было и сегодня. Пришел руководи-
тель занятий лейтенант т. Иванов. Он оки-
нул взглядом небольшую аудиторию,
раскрыл блокнот и начал:

Итах, товарищи, у нас сегодня тю
плану изучение материальной части, По-
HATHO?

— Понятно,— ответили хором младшие
команлиры.

Да и как не понять: ведь уже не в пер-
‚вый раз они слушают подобные лекции по
материальной части, на которой они рабо-
тают не первый год.

Два часа лейтенант т. Иванов вел беседу
по устройству заведываний, взаимодей-
ствию чаетёй орудий, рассказывал © воз-
можных поломках. При этом он не имел ни
конспекта, ни плана, ни чертежей. Отвечая
на вопросы руководителя, младшие коман-
диры добросовестно рассказывали © своих
заведываниях. Дальномерщики внимательно
слушали 0б устройстве орудия, а артилле-
ристы дремали. На этих «занятиях» успе-
ли решить еще ряд второстепенных вопро-
сов, касающихся жизни подразделения. Под-
воля итоги, лейтенант самодовольно ска-
зал:

— Вот и хорошо, товарищи, и я кое-что
У вас почерпнул.

Ни один из командиров этого пюдразделе-
ния не’ ответит на вопрос: какую програм-
му должны в текущем году пройти младигие
командиры? Здесь никто не 3: 0 po-
сте младших командиров, от подготовки
которых зависит воспитание личного со-
става. Вот факты.

После отбоя лейтенант т. Иванов вы-
звал к себе млалшего командира т. Доль-
ник и предупредил:

— Завтра занятия с личным составом
по специальности.

— Что будем
младший командир.
В прошлый раз изучали материаль-
ную часть. Сделайте проверку, поставьте
отметки. Я потом проемотрю.

Не имея времени составить подробный
план ‘занятий, младший командир добросо-
вестно набросал конспект. Утром он начал
проверку: Но каково было’ его удивление,
когда бойцы не смогли ответить. ни Ha
один вопрос! Оказалось, что эту тему во-
обще не проходили. Вот к чему приводит
отсутствие учета подготовки личного со-
‘става. Пришлось на ходу «перестраивать-
ся», дорогое учебное время пропало даром.

Второй факт: Утром младшие командиры
этого подразделения собрались на учебу.
Они долго ждали руководителя. Наконец,
пришел лейтенант т. Корытов. Он предупре-
лил, что сегодня состоятся инструктивные
занятия для млалших командиров на тему
«Как организовать учебу». Несколько часов
подряд лейтенант говорил общие слова 0
том, что занятия должны проходить орга-
низованно, насыщенно и т. д. Но лейтенант
ни слова не сказал, как это надо сделать.
Такое занятие ничего не дало младшим
командирам.

Тов. Корытов, конечно, не виноват. В
суточном расписании значилось: «Инструк-
паж младших командиров», а кто будет
проводить — неизвестно. Утром, за He-
сколько минут до начала занятий, спохва-
‘тились, нашли т. Корытова и поручили
ему «инструктировать».

В этом подразделении немало молодых
младших командиров, которые‘ недавно вы-
явинуты на эту должность. Но ‘их подготов-
ке уделяется мало внимания. Чего стоит
‘тот факт, что за последние два месяца
здесь проведено только четыре занятия,
причем почти все по изучению матерналь-
ной части!

Совершенно справедливо заявляют млад-
шие командиры тт. Дольник, Морозов,
Мартынов и многие другие, что в подразде-
лении крепко вкоренилось такое мнение,
будто младшие командиры знают все и, что
им ни поручи, все ‹делают. Значит, с ни-
MH можно не заниматься и не’ совершен-
ствовать их знаний.

проходить? — спросил

—

Батальонный комиссар
Н. ДОБУШЕВ.

АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ЧАС

В М-ской части береговой обороны введен
ежедневный артиллерийский час. Трени-
ровка производится непосредственно B
боевой рубке. Первые занятия показали,
910 многие командиры привыкли к каби-
нетной «стрельбе» и, оказавшись в руб-
ке, несколько терялись. ;
Тренировка в боевой рубке заставляет
управляющего отнем действовать реши-
тельно, в полной взаимосвязи с подчинен-
ными. Здесь же он изучает, как нужно
пользоваться приборами, контролировать
свои команды и т. д. .

В подразделении старшего лейтенанта
т. Лещенко для приближения тренировки
к условиям действительного боя, перед
перископом снаружи рубки сделан тренер,
дающий всплески падений и силуэты ко-
раблей «противника». Таким образом ар-
тиллерист перед открытием «огня» обязан
определить его тактические элементы, вы-
брать род боезапасов, & затем подавать
команды.

Старший лейтенант В. НИКУЛЬШИН.

В ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ ин. К. Е. ВОРОШИЛОВА

Итоги первого семестра

ЛЕНИНГРАД, 10 марта. В Военно-мор-
ской академии им. Ворошилова после зим-
них каникул возобновились занятия. \

Перед их началом состоялось общее `со-
брание профессоров, преподавателей и
слушателей. С докладом об итогах перво-
го семестра и задачах на второй высту-
пил начальник учебного отдела академии
бригинтендант т. В. Сапожников.

Докладчик указал, что в истекшем пер-
вом семестре 1940—41 учебного года
удалось закрепить ряд достижений в учеб-
ной и научно-исследовательской работе.
Улучшилось качество лекций. На всех фа-
культетах увеличились контрольные посе-
щения лекций начальниками кафедр и фа-
культета. Но еще имеются и недочеты,
которые необходимо устранить в дальней-

кораблям

Утром 9 июля английская эскадра на-
ходилась в южной части Ионического мо-
ря. Навстречу ей из  Таранто вышла
итальянская эскадра в составе 2 линко-
pos Tuna «Cavour» nm «Cesare», 4 крейсе-
ров, 6 легких крейсеров и нескольких эс-
минцев. В 15 ‘часов 40 минут в цент-
ральной Части Ионического моря между
эскадрами начался бой. К этому времени
на место сражения © острова Я
были вызваны итальянские самолеты.
Около 300 машин, следуя эшелонами друг
за другом, с высоты 2.000 метров сбра-
сывали бомбы. Английские бомбардиров-
щики с авианосца «Еае» также атако-
вали итальянские корабли.

Этот морской бой мог дать больший
результат итальянцам, если бы они пред-
варительными воздушными ударами суме-
ли расстроить боевой порядок и ослабить
английскую эскадру, что обеспечило бы
успех сосредоточенного главного удара.
Показательным в этом бою является так-
тическое взаимодействие больших Macc
итальянской авиации с флотом в мор-
ском бою. Авиация действовала по вызо-
ву командующего эскадрой.

Интересным примером самостоятельных
операций авиации на море являются дей-
ствия итальянцев по английской эскадре,
вышедшей 8 июля из Гибралтара в на-
правлении Балеарских островов. В пол-
день 9 июля эта эскадра, состоящая из

линкора «Valiant», линейного крейсера
«Hood», авианосца «Атк Royal» wn не-
скольких более мелких судов, была в

районе Балеарских островов. Итальянские
бомбардировщики с аэродромов острова
Сицилия внезапно произвели массирован-
ный удар по кораблям англичан. Прямым
попаданием трех 0б0мб был поврежден
«Hood» и попаданием олной бомбы-— «АК
Royal», Ha котором повреждены верхняя
палуба и 17 самолетов. Английская
эскадра вынуждена была повернуть ob-
ратно и малым ходом итти в Гибралтар.

Только, повидимому, малая мощность
итальянских авиабомб и отсутствие пов-
торных мощных бомбовых ударов по ко-

раблям на отходе позволили англичанам

уйти без потери кораблей, хотя этот пе-
риод был наиболее удачным для их унич-
тожения,

шем. Так, при выполнении учебных» пла-
нов обычно вначале курс растягивается,
а в конце начинается гонка, сопровождаю-
щаяся резким сокращением количества
учебных часов.

Как показали экзамены, лучшими в ака-
демии являются группы, где командирами
отделений старший лейтенант т. Крячок,
воентехник 1-го ранга т. Матвеев, капи-
тан-лейтенант т. Скородумов и капитан-
лейтенант т. Матвеев.

Значительно улучшилась связь акаде-
мии с флотами. В течение первого семест-
ра был выполнен ряд важных работ,
имеющих большое значение для боевой и
политической подготовки флотов.

Особого же внимания заслуживает ноч-
ной налет английской авиации на италь-
янский флот, находящийся в базе Таран-

‚ то. По своим результатам этот налет яв-

ляется самым мощным за всю историю
применения авиации в борьбе на море.
До этого налета многие считали, что при
современном состоянии противовоздушной
обороны успех и осуществление внезап-
ного воздушного удара по кораблям, нахо-
дящимся в военно-морской базе, малове-
роятны. Налет на корабли у Таранто по-
казал несостоятельность подобных утвер-
ждений.

Эта итальянская база безусловно име-
ла все современные средства противовоз-
душной обороны. Однако итальянский
флот был все же застигнут внезапно.
Эскадра в составе нескольких линкоров,
крейсеров и других кораблей в почь па
12 ноября 1940 тода стояла на якорях
на внешнем рейде. Во второй половине
ночи английская эскадра, оставив авиа-
носцы «Eagle» u_ «Illustrious» y rpeyecko-
го укрепленного побережья, направилась
в район Таранто, где и крейсировала,
преграждая возможный выход итальянеко-
го флота. В это время английские торпе-
доносцы тина «Кайшеу» с авианосцев и
бомбардировщики с аэродромов Греции
нанесли комбинированный ‘удар по италь-
янскому флоту. В первом эшелоне на вы-
cote 2:000—3.000 метров шла небольшая
группа бомбардировщиков-осветителей. За
ней— более крупный эшелон, состоящий
из торпедоносцев и бомбардировщиков, ко-
торые наносили главный удар по флоту.
В налете участвовало около 80—90 само-
летов. Однако, несмотря на небольшое
число участвующих машин (при потере
3—5 самолетов), было выведено из строя
3 итальянских ‘линкора и 2 крейсера.

Такой результат был достигнут в
итого тщательно продуманной  органи-
зации налета. Английское командование
предварительной ‘разведкой сумело уста-
новить пребывание итальянских  кораб-
лей в базе и векрыть вею. систему про-
тивовоздушной обороны. Это позволило
выбрать наиболее выгодное время и опре-
делить наименее защищенные направле-
ния для’ атаки. Удачным в организации
налета английских самолетов нужно счи-
тать и сочетание применяемого оружия.
Торпедоносная авиация была выделена
длл нанесения главного удара, & бомбар-
дировщики, идущие в первом и втором

. тт ип ини
a

11 maprs

1941 г, № 58 (712)

Se,
—

В ЗАРУБЕЖНЫХ ФЛОТАХ
диод

Строительство быстроходных бронированных
торпедных катеров в США

Как сообщает швейцарская — газета
«Нейе Цюрхер Цейтунг», в американском
флоте начато широкое строительство бро-
нированных торпедных катеров. Дли-
на корпуса «москитных кораблей», как
они официально называются в строитель-
ных планах, 21 метр; осадка их очень
незначительна. По данным  атентетва
Юнайтед Пресс, фирма Электрик Бот Ком-
пани в Нью-Лондоне (штат Коннектикут)
строит сейчас 24 таких корабля. В их
конструкции много общего с катерами, ис-
пользуемыми в Англии для обороны Кана-
ла и побережья,

Американский — «москитный корабль»
имеет. на вооружении две 533-мм или че-
тыре 450-мым торпедных трубы (палубная
установка); на корме ero — бомбосбрасы-
ватель и запас из 6 тлубинных бомб;
кроме того Ha нем ‘установлены два
зенитных орудия и дымаппаратура. Агент-
ство Юнайтед Пресс указывает, что при
скорости хода в 44 узла радиус действия
корабля равен 700 милям, при скорости в
20 узлов — 1.200 милям, а при 9-узло-
вом ходе-—2.000 милям. Остойчивость и
маневренность нового корабля настолько
значительны, что в течение оекунд
он делает поворот и берет противополож-
ный курс. В продолжение 8 сек. OH MO-
жет набрать ходе 8 до 40 узлов, а в
течение 3 сек.—сбавить ход с 40 до 3 уз-
лов.
«Нейе Цюрхер Цейтунг» пишет, что в
официальном морском бюллетене США уде-

лено много внимания этим новым хора.
лям. «Новые единицы флота,— говорите
в ‘бюллетене, — обладают ударной силой,
совершенно несравлимой ¢ их размерами
Стоимость их во много, раз меньше стот.
мости более крупных единиц вроде эсмит.
цев, Кроме того их боевая ценность пов.
шается блатодаря очень незначительно
осадке, позволяющей им беспрепятствент
проходить над минными полями; незналу-
тельная обадка лишает противника в.
можности избрать эти корабли o6’exny
торпедной атаки. Их также чрезвычайн
трудно обнаружить».

Интерес представляет тактическое хе.
пользование этих новых единиц флота, }
бюллетене указывается, что «москитные
корабли» предполатаются выпускать вала.
ку на линию боя противника, последователь.
ными волнами, отряд за отрядом, прич
каждый отряд ставит дымовую завесу +
целью прикрытия следующих 34 пим ко
раблей. Американцы считают, что в врут.
ных морских операциях будущего с узз.
стием новых кораблей потери в личном х
судовом составе окажутся  значительн
меныпе, чем при действиях эсминцев, Эт
катера могут быть использованы так ха,
как истребители тюдводных лодок,

Судя по данным, приведенным газетой,
можно предположить, что новые змеривая-
ские корабли представляют собой по с.
ществу бронированные торпедные катера,
оборудованные дизелями особой конструг-
ции. (Соб. инф.).

Пневматическая защита

Известно, что. если при мелком волне-
нии на море водолаз выпускает под. водой
воздух, то на поверхносги воды можно
увидеть спокойное место. Опыты. практи-
ческого использования  стлаживающего
действия воздуха начаты были еще в
1907 году. В США они производились при
под’еме затонувших судов в различных
пунктах открытого моря,

Как сообщает иностранная печать,
устройство пневматического волнолома в
основном сводится к следующему. В море
или на реке на глубине около 10 м рас-
полагаются трубки, имеющие по всей дли-
не отверстия диаметром 4 мм на расстоя-
нии около 100 мм одно от другого. По
трубкам под значительным давлением пу-
скается воздух. Он выходит через отвер-
стия и поднимается в виде пузырьков со
скоростью около метра в секунду. Пузырь-
ки образуют как бы завесу (воздушную
стену), о которую разбивается волнение.
Испытание такого пневматического волно-
лома при штормовой погоде и волнении до
2 м высоты дало очень хорошие резуль-
таты.

Пневматический способ устранения вол-
нения на море может быть использован и
для борьбы с льдообразованием. Если по-

Гидросамолет минного

Как сообщает швейцарский журнал
«Интеравиа», германский универсальный
двухмоторный поплавковый  тидросамолет
«Не-115» предназначен для дальней мор-
ской разведки, торпедирования и постанов-
ки минных заграждений. Он отличается от
первого военного варианта удлиненной но-
совой частью, где вместо конического крон-
штейна для крепления переднего пулемета
поставлена новая экранированная пуле-
метная установка сферически выпуклой
формы.

Вся передняя часть фюзеляжа“ значи-
тельно тоньше и имеег сходетво с перво-
начальным гражданским типом «Не-115».
Как и на всех военных самолетах фирмы
Хейнкель, Носовая часть  гидросамолета
полностью остеклена, плексигласом, который
обеспечивает хороший 0бзор штурмаму.
Кабина летчика также остеклена плекси-

®
эшелонах, имели задачу отвлечь все сред-
ства противовоздушной обороны на себя и
тем самым обеспечить внезаиность атак
торпедоносцев.

Характерным примером недостаточного
использования авиации в морском бою мо-
гут служить дёйствия итальянской авиации
в сражении южнее острова Сардиния.

Итальянское командование, получив 25
ноября данные воздушной разведки © дви-
жении английских кораблей, не подготови-
ло ВВС к своевременному вступлению в
бой, не организовало предварительных
ударов по английским кораблям и истреби-
тельного прикрытия своей эскадры. В мо-
мент огневого соприкосновения крейсеров
обеих эскадр английские бомбардировщики
и низкие торпедоносцы c «Ark Royal»,
пользуясь отсутствием истребительного при-
крытия у итальянской эскадры, торпедно-
бомбовым ударом сковали действия италь-
янеких линкоров.

Английская же авиация продолжала
производить последовательные  торпедно-
бомбовые удары по отходящим кораблям
итальянской эскадры. Атаки производи-
лись небольшими группами бомбардиров-
щиков (3—5 самолетов) и торпедоносцев
(6—9 самолетов), причем первыми, как
правило, появлялись бомбардировщики н
сбрасывали бомбы с высоты 3.000 метров,
вслед за тем с другого направления появ-
лялись  низкие торпедоносцы и на малой
высоте с дистанции 800—1.000 метров
сбрасывали торпеды,

В этой операции обращает на себя
внимание почти полное отсутствие дей-
ствий итальянской авиации. Правда, в
менее напряженный и ответственный мо-
мент, когда бой был уже окончен, не-
большие труппы итальянских бомбарди-
ровщиков произвели две атаки на англий-
ские корабли. Но ввиду малочисленности
участвующих в атаках самолетов и силь-
ного противодействия со стороны англий-
ских истребителей с авианосца «Ark
Воуа]» итальянцы, потеряв в воздушном
бою 3 бомбардировщика, не нанеели ни-
какого ущерба английским кораблям,

Характерно отметить, что в этом бою
английская авиация применила те же
приемы тактического взаимодействия, что
и при налете на корабли в Таранто.

Начало 1941 года в войне на Среди-
земном море было ознаменовано успеш-
ными действиями — германо-итальянской
авиации по кораблям английской эскадры,

от воли, льда и огня

местить трубки на глубине 3—4 и, п
пропускаемый воздух будет с достаточной
скоробтью поднимать вместе с собой вит
из глубоких, более теплых слоев. 910 we.
шает образованию льда Y поверхности т
позволяет создать вокруг судна достаточи
широкую «прорубь», или майну. Таких
же-сп0с0бом можно защитить от поврехуе-
ний льдом молы, волнорезы и все тир
технические сооружения. Установку сла-
того воздуха’ при этом необходимо имеъ
на судне, на берегу или на специальнуи
пловучем сооружении.

В нефтяных гаванях на поверхности of-
разуется слой нефти, чрезвычайно опас-
ный в пожарном отношении. Опыты поха-
зали, что, ограничивая место пожара воз
душными трубками и постепенно сухая
кольцо окружения, можно быстро’ загасить
огонь.

Пневматический метод защиты от pom
испытывается во многих странах. В Шв-
ции поставлены были испытания на м01е-
лях. Оказалось, что коэфициент полезном
действия пневматического волнолома Tey
ниже, чем полнее его поглощающее дей:
ствие на волнение. Полное уничтожени
волнения становится экономически невн-
годным. (боб. инф.).

заграждения «Не-115»

тласом. Кормовая огневая точка в пей
может закрываться прозрачным сдвиждых
колпаком.

Наиболее интересное изменение внесено
в конструкцию несущей плоскости и рулей
управления. Эллиптическая форма плоск-
сти, которой обычно отличаются самолеты
Хейнкель, на «Не-115» заменена прям
линейной; ее площадь ‘увеличена, & 1пло-
щадь элеронов уменьшена.

Гидросамолет «Не-115» имеет два мотор
BMW-132Dc мощностью по 845 1, 6
Экипаж состоит из трех человек. Дальность
полета — 3.000 км, практический пот
лок — 6.500 м, максимальная скорость —
более 400 км/час., вооружение — 4 пуле
мета, 1 торпеда или 2 мины, Ториеда 2
мины расположены внутри фюзеляжа,
(Соб. инф.).

Утром 10 января воздушная разведка 0б-
наружила в центральной части Средизех-
ного ‘моря группу ‘английских кораблей в
составе 2 линкоров, авианосца, нескольких
крейсеров и эсминцев. Немецкие пикирую-
щие бомбардировщики во взаимодействии
с итальянскими ториедоносцами произвели
комбинированную атаку на эти корабли.
Первый вылет был произведен в 9 ч360
30 минут. Судя по имеющимся сведениях,
удар был организован в следующем по-
рядке: германские пикирующие бомбарди-
ровщики подходили к району цели rpyl-
пами в 12—15 самолетов на высот
5.000—6.000 метров, затем звеньями пе
реходили в крутое пикирование Ha fo
рабли, сбрасывали бомбы и на вы
250 метров выходили из пикирования.
Одновременно с этим группы итальянских
торпедоносцев с высоты 30 метров прож:
водили торпедные атаки. В результат
этого комбинированного удара, по немед-
ким данным, был потоплен крейсер «Sotl-
hampton» Hw поврежден авианосец «Пи.
strious»,

Через некоторое время, установив ди
жение ‚ английских кораблей в паправто-
НИИ Ha Мальту, немецкие пикирующие
бомбардировщики вновь произвели атаку,
в результате которой на трех кораблях
возникли пожары.

По итальянским данным, 10 января 1
результате действий германо-итальянеких
самолетов, кроме уже указанных потерь
были повреждены линкор «Ма]ауа» m oul
эсминец.

Англичане,
линкора

умалчивая o повреждений
«Malaya», в остальном г
твердили.  термано-итальянские 00000
ния 0 потерях, причем было указа,
uro «Southampton» noronaen ввиду 1230
можности ликвидировать возникший 2
нем пожар. Относительно  авианоста
«Ilustrious» англичане писали, 910
поврежден попаданием 500-кг бомбы и
что на нем было убито 80 челов
команды и уничтожено 20 самолетов.

Действия немецко-итальянских сам016-
тов по английским кораблям 10 snsapt
еще pas подчеркивают исключительно
большую роль и значение авиации 54%
средства борьбы на море. Особенно нужи
отметить эффективность действия торе
доносцев и пикирующих бомбардировщи-
ков.

Майо» И. САФРОНОВ,

oo

amok,

С a ба  Зак мы она

ар ваты