АА
—_

11 марта 1941 г, № 58 (712)

‚ Помочь инструктору

организовать

Полковой комиссар т. Кривицкий в сво-
й статье «Инструктор пропаганды»
(«Красный Флот» от 15 декабря 1940 №.)
‘вовременно и в основном правильно по-
извил вопрос о методах и стиле работы
уиструктора пропатанды.

Общеизвестно, что перестройка работы
ERTPYSTOPOB по пропаганде идет чрезвы-
чайно медленно. Они все еще отсиживают-
в отделе политической пропаганды: пи-
уг донесения, составляют сводки, участ-
уют в0 всяческих  обеледовательских
бритадах и комиссиях. ь

Вместо того чтобы читать лекции и до-
клады, вести групповые и индивидуальные
беды, личным показом учить на местах
полнтработников, постоянно совершенство-
вать свои политические и военные знания,
иструкор пропаганды превращается в
снезменимого» работника по составлению
ичетов и донесений.

Подобные Факты сплошь и рядом ветре-
иютя в практике работы инструкторов
идедов политической. пропаганды военно-
уроких учебных заведений.

Батальонный комиссар т. Амелин, стар-
mit инструктор по пропаганде отдела по-
итической пропаганды училища им. Дзер-
хинского, ряд лет был преподавателем со-
циально-экономических дисциплин. По от-
зывам многих товарищей, работавших. вме-
ие с ним или слушавших его выступле-
я, хокции т, Амелина отличались высо-
ких илейно-теоретическим уровнем. Сам он
‘истоматически совершенствовалея. С на-
уачениех же па должность старшего ин-
сруктора для т. Амелина настали «тяже-
1ые› дни. Он без конца тнплет донесения,
yuersyer в работе комиссий, редактирует
уоготиражную газету, составляет тексты
приветствий и резолюций ит. д. ити.
Пропагандой он по существу не занимается.
} узультате т. Амелин постепенно теряет
0ю квалификацию,

Примеры, когда инструктор по пропа-
иде занимается всякими «побочными» де-
IW и заданиями, а лично в пропатанде
принимает лишь косвенное участие, можно
(ы1о бы значительно умножить. Но в этом
т необходимости, ибо и так ясно’ что
иклы политической пропаганды должны
мыть в свои руки дело перестройки’ рабо-
ты инструкторов.

В связи с этим надо сказать и 06 oco-
ностях деятельности инструкторов по
пропаганде в военно-морских учебных заве-
\пиях, так как в этом вопросе существу-
уг неправильные толкования,

Известно, что преподавание  социально-
зиномических дисциплин в училищах
eT основным видом партийной про-
aan. В связи с этим кое-где были
ирытки привлечь инетруктора к участию
зооставлении программ, контролю за, каче-
вом преподавания, Такой подход, по-мое-
ij, является ошибочным. Здесь прежде все-
\ надо отметить, что по своей квалифика-
ши инструктор пропаганды, как правило,
иже преподавателей социально-экономиче-
цих дисциплин. Он сам должен постоянно
ибогать к помощи преподавателей и
улться у них, а не выступать в роли

‚ Иководителя преподавательским коллекти-
ИУ,

Руководить преподаванием  социально-
мномических дисциплин в училище дол-
и, на мой взгляд, непосредственно сам
цальник отдела политической пропаган-
и. Организацией действенного контроля
гпомощи преподавателям, личным при-
м и показом он должен 0бес-
звать высокий  идейно-теоретический
овень преподавания и не передоверять
10 важнейшее дело кому-либо из инструк-
пив. Руководить преподаванием социаль-
п-экономических дисциплин—это значит
пить преподавателей, давать им квалифи-
Щюванные указания как по методике
тепохавании, так и по содержанию. Пре-
\уаватель должен видеть в своем руко-
Изтеле опытного и высокоподготовленно-
пропагандиста, умеющего не только за-
итить недостатки, но и лично показать,
иг их устранить. Понятно, что ‘такая ра-
3 по плечу только самому начальнику
да политической пропаганды.

свою работу

bs Начальник отдела политической пропа-
нды училища им. Фрунзе бригадный ко-
миссар т. Ефименко лично входит во вез
детали работы кафедры и преподавателей
основ марксизма-ленинизма. Он активно
участвует в работе кафедры, посещает лек-
ции и семинарские занятия, проверяет вы-
полнение личных планов преподавателей,
руководит партийными и комсомольскими
организациями в их борьбе за авангардную
роль коммунистов и комсомольцев. Кроме
того он готовится к чтению курса партий-
но-политической работы. Надо отметить,
что т. Ефименко добился значительного
повышения качества преподавания co-
циально-экономических дисциплин-—основ-
ного вида партийной пропаганды в учи-
лищах.

Примеры того, что начальники отделов
политической пропатанды перестраивают
свою работу в сторону личного участия
в организации преподавания  социально-
экономических ‘дисциплин, сегодня уже не
вдиничны. Сама жизнь подтверждает пра-
вильноеть и необходимость личного руко-
водства начальника отдела политической
пропаганды преподаванием социально-эхо-
номических дисциплин.

Таким образом, выясняется, что ин-
структору пропатанды училища надо cocpe-
доточить свое внимание на организации
марксистско-ленинской учебы начальству-
ющего состава, политических занятий с
обслуживающим персоналом, Ha постановке
пропагандистской работы с вольнонаем-
ными. Для этого ему большую часть
своего рабочего времени надо проводить на
учебных кораблях, среди
кадровых и караульных команд, в пар-
тийных и комсомольских организациях
курсов и.рот. Инструктор должен также
учить групповодов организации полити-
ческих занятий с краснофлотцами и млад-
шими командирами, готовить трупповодов,
проводить показательные занятия, органи-
зовать высококачественную политинформа-
ЦИЮ,

жж * !

Некоторые товарищи, выступавшие в
газете, в частности старший политрук
т. Валюжный, считают, что работа ин-
структора по пропаганде в частях и под-
разделениях отнимет инициативу У мест-
ных политработников. А отсюда они ниче?
го не видят предосудительного в том, что
инструктор проводит значительную часть
своего рабочего времени в отделе полити-
ческой пропаганды, rye и осуществляет
руководство делом пропаганды. Мнение это
ошибочное и вредное.

Укоренившаяся система, когда началь-
ник отдела политической пропаганды
лишь осуществляет общее руководство,
инструктор направляет и обобщает, за-
меститель командира корабля, части или
подразделения инструктирует, & вся тя-
жесть пропаганды  перекладывается на
плечи рядовых, подчас малоквалифици-
рованных пропагандистов,—порочная си-
стема. Она не должна иметь места.

Чувство нового— прекрасное качество
политработника. Это чувство должно под-
сказывать политработникам, что  пере-
стройка политической пропаганды требует,
чтобы все политработники и прежде всего
инструкторы основную часть своего рабо-
чего времени проводили в частях и под-
разделениях и вели там лично политиче-
скую пропаганду. Разговорами о зажиме
инициативы на местах, о подмене заме-
стителей командиров по политической ча-
сти инструкторы по пропаганде лишь
прикрывают нежелание расстаться © на-
сижепным местом в аппарате, отталкивают
от себя трудоемкое дело пропатанды.

Чтобы использовать инструктора по
пролаганде с большим успехом, надо
помочь ему правильно организовать свой
труд, предоставить ему реальную возмож-
ность для систематического совериштенетво-
вания, освободить от побочных заданий.
Высокая требовательность и действенная
помощь начальника отдела политической
пропаганды помогут инструктору понять
свою роль и найти свое место в системе
политической пропаганды.

Батальонный комиссар А. КОМАРОВ.

краснофлотцев

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Старший политрук В. 3. Мотузко проверяет конспекты у руководителей полит-
занятий по истории ВКП(б) — старшего военфельдшера П. И. Лукьянченко и
младшего политрука К. С. Бурма.

Фото Г. Борисова.

Инициативные молодые коммунисты

Руководитель труппы  политзанятий
уехал в командировку. Его стал замещаль
помощник групповода кандидат партии
т. Казак. Вместе с другим групповодом
кандидатом ВЬП(б) т. Лившицем они ре-
шили развернуть социалистическое сорев-
нование между группами и оказывать друг
другу взаимную помощь.

В дополнение к основным занятиям ве-
чером, в свободное время, они стали прово-
дить совместные конференции по’ изучае-
мым темам. На конференциях коллективно
устанавливается, какая из групп лучше
подготовилась к групповому занятию по
истории народов СССР. Совместные встре-
чи помогают повышать качество политза-
нятий, лучше усваивать программу. Груп-
па т. Казака — одна из передовых в
части.

Тов. Лившиц в кандидаты партии при-
нят недавно. Он хорошо руководит своей
труппой, проявляет инициативу. С отстаю-
щими он частенько в вечерние часы про-
водит занятия, добиваясь полного усвоения
темы.

Групповод т. Лившиц осуществил полез-
ное мероприятие. Свою труппу он разбил
на звенья по 3—4 человека. В каждом
звене обязательно имеется отличник поли-
тической подготовки. Во время самостоя-
тельной работы отличник помогает своим
товарищам, раз’ясняет непонятные вопро-
сы, следит за тем, чтобы все бойцы звена
рационально использовали время и пра-
вильно конспектировали и усваивали про-
читанное.

Результаты такой организации самостоя-
тельных занятий сказывалотся на успевае-
мости, В течение года группа т. Лившица
занимается на «отлично».

Так соревнуются и добиваются успехов
групповоды молодые коммунисты тт. Казак
и Лившиц,

В парторганизаций части, где секретарем
партийного бюро т. Палейчик, кандидатов
в члены ВЕП(б) воспитывают индивиду-
ально на практической работе. Им создают
все ‘условия для роста, проявления ини-
циативы в партийной деятельности.

Тов. Казак, кроме. работы в труппе по-
литзанятий, читает доклады среди граж-
данского населения. Молодой комиунист
младший командир т. Попов — член агит-
коллектива. Он проводил беседы на темы
9 создании трудовых резервов, сбережении
обмундирования, новом  Дисциплинарном
уставе и др.

По боевой подготовке у т. Попова or-
личные показатели. Он подготавливает ма-

шину лучше и раньше всех. Все регла-
ментные работы выполняет без вывода са-
молета из строя, поэтому его машина ле-
тает больше других.

Лейтенант т. Шумилин — также член
агитколлектива и редактор фотогазеты. Та-
кие газеты он выпустил к открытию ХУШ
Всесоюзной партийной конференции и к
ХХШ годовщине РЕКА и Военно-Морского
Флота. Сейчас он готовит обстоятельный
доклад для младших командиров о значе-
нии авиации в современной войне.

Кандидаты партии воентехник 2-го ран-
ra т. Лесняк и старший  военфельдшер
т. Веретенников работают среди жен на-
чальствующего состава. Первый руководит
стрелковым кружком, а второй — кружком

.

Молодые коммунисты тт. Мозговой, Зверь-
ков, Голубев и Курьянов работают в агит-
коллективе, тт. Шаганенко и Шуть прово-
дят беседы среди гражданского населения,
т. Финтисов — групповод политзанятий,
т. Лихачев — секретарь президиума ком-
сомола и т. д.

Партийное бюро применяет различные
методы воспитания молодых коммунистов.
Каждое нарушение или невыполнение: пар-
тийного поручения оно. использует в в0с-
питательных целях.

Однажды т. Лесняк не явился на .за-
нятие стрелкового кружка. Его вызвали
на заседание бюро, раскритиковали и ука-
зали, как коммунист должен относиться
к своим партийным обязанностям.

Кандидат партии т. Курьянов грубо от-
носился к подчиненным. Ero поведение
также обсудили на заседании партийного
бюро и предупредили. После этого он стал
более вежливым.

Так партийное бюро сочетает методы
воспитания кандидатов на практической
работе с методами партийного воздействия.

Молодые коммунисты части повседневно
обогащают свои знания основ марксизма-
ленинизма. Тт. Попов, Шаганенко, Вязни-
ков, Хряпа — отличники политической
учебы. Тт. Мозговой, Курьянов . самостоя-
тельно изучают «Враткий курс истории
ВЕП(б)». Они имеют личные планы уче-
бы. Тов. Куроедов отлично изучил восемь
глав, Голубев и Зверьков — по шести, Шу-
милин — семь.

Кандидаты в члены BRII(6) N-croit ya-
сти на деле осуществляют авангардную
роль в боевой и политической подготовке.

Д. МИХАЙЛОВ.

Критика u

библиорафия

«Морской

Вышел второй’ том «Морского словаря»,
которого с таким нетерпением ждали воен-
ные и торговые моряки.

Словарь охватывает целый комплекс
отраслей военно-морского, морского и реч-
ного дела. В нем помещены не только мор-
ские и военно-морские термины, но и
многие слова, имеющие приклажное зна-
чение («пороки дерева», «электродвижу-
шая сила», «электронная лампа», «само-
индукция», «центробежная и центростре-
мительная сила» и др.). Значения’ некото-
рых слов изложены в виде небольших ста-
тей (например: «узлы морские», «суда реч-
ные», «суда военные» и лр.), что дает
иногда исчерпывающую справку и безус-
ловно увеличивает ценность книги.

В ней также встречается много морских
слов, употреблявшихея в старом русском
военном флоте («шестовая мина», «цейх-
вахтер», «цейхмейстер»,  «шаутбейнахт»
и p.).

На отдельных листах напечатаны флаги
международного и военно-морского свода,
румбы компаеные на разных языках, ран-
гоут и такелаж. парусных судов.

К сожалению, в словаре можно найти
небольшие. пропуски, незначительные
ошибки и неточности, что, возможно, об’яс-
няется большим 0б’емом и сложностью ра-
боты.

Пропущены некоторые слова и термины,
например: «противоминная защита», «про-
тивохимическая защита», «оперативный
режим», «сигнальный прожектор», «рей-
дер» и др.

Улеляя большое внимание слову «румб»
(хотя деление компаса на румбы отмира-
ет), автор в то же время скупится на 0б’-
яснения некоторых часто употребляемых
мороких слов: например, значение слова
«яхта» об’яснено весьма. кратко и неясно,
причем автор указал, что «установить
значение этого термина не представляется
возможным». Едва ли это верно: можно
было бы привести историческую справку
и дать исчерпывающую классификацию
яхт. «Погружение подводной лодки» изло-
жено в двух строчках.

Говоря о «судах военных», автор ука-
зывает одно деление подводных лодок на
классы, в в термине «подводные лодки»—
другое. Правильнее было бы дать класси-
фикацию подводных лодок полностью в од-
ном месте, сделав в друтом соответствую-
щую ссылку.

06’ясняя слова «эскадренные минонос-
цы» и «сторожевые корабли», автор огра-
‘ничивается лишь перечислением основного
и дополнительного назначения этих клас-
сов кораблей, а для торпедных калеров он
дает ще и основные тактико-технические
элементы и основы их боевого использо-
вания. Кстати, современные торпедные ка-
тера имеют водоизмещение не от 12 до
18 тонн, а от 12 до 63 тонн (например,
немецкие катера 96——525-—по 62. тонны,
итальянские «Уедейе» и «УюПаще»—по
63); район действия катеров равен не пя-
ти часам хода, как указано в словаре, &
5—10. }

В об’яснении термина «поворот через
форлевинд» указано: «При повороте через
фордевинд судно описывает дугу круга от
20 до 28 румбов». Это не так. В парус-
ном деле поворотом называется изменение
курса, сопровождающееся переменой галеа.
Следовательно, при повороте через форде-
ВИНд судно может описать дугу круга, на-
чиная с одного румба и даже меньше (т. е.,
идя полным бакиегат одного галеа, перейти
на полный бакштаг другого галса).

Неудачно сказано о повороте оверштаг.
«Поворот судна или шлюпки, идущих под
падусами, против. ветра...». Правильнее
было бы повторить, как указано в словаре
про «поворот».

Иранский ученый и поэт Омар Хейам
упомянут в словаре, повидимому, случай-

+) Контр-адмирал К. И. Самойлов. «Мор-
ской словарь». Том П (0—Я). Военмор-
издат, 1941 г. стр. 644 (322). Цена
7 р. 15 к.

словарь>»”)

но, иначе чем об’яснить, что даже извест“
ные русские флотоводцы и мореплаватели
в ‘книге не названы.

В словаре подробно описаны «огни ры-
боловных судов» и слишком ‚сжато дано
понятие 06 основных «отнях паровых су-
дов на ходу» и «огнях судов, стоящих на
якоре». Изображение судовых огней лучше
было бы дать на отдельной таблине;

Печатая две таблицы семафорной азбу-
ки (русской и латинской), казалось бы,
следовало поместить и третью таблицу:
«Служебные знаки семафорной азбуки»
(знаки вызова, ответа, ошибки и пр.).

Автор не привел слов «Цусима» и <«Па-
нама», которые стали почти нарицатель-
ными. Нельзя согласитья с трактовкой
термина: «Посадка судна на мель, камни,
рифы и пр. — касание подводной частью
судна мели и пр., не вызывающее необхо-
димости у судна в посторонней помощи
для выхода на чистую воду». Полагаю, что
правильнее было бы определить так: «По-
садка судна на мель, камни и пр.—случай,
когда судно по тем или иным причинам
сядет частью своего корпуса ‘на мель, кам-
ни и пр. независимо от того, сможет ли
оно сняться © мели своими средетвами;
или при помощи посторонних средств, или
даже если оно © мели не будет снято».

В словаре слабо освещен парусный
спорт. Пропущены слова ‘«швертбот мор-
ской», «швертбот речной», «парашютный
спиннакер»,  «патент-риф», «откренива-
ние», «огибание знака» и др. В термине
«шверты» указано: «ем. шверц». Это не
вполне верно, тАк как швертом пазывает-
ся выдвижной киль в виде металлического
листа, убираемого в колодец у морских и’
речных швертботов, a шверцы — более
примитивное устройство, представляющее
собой щиты, опускаемые с борта, судна для
противодействия дрейфу. ‘

При описании «опортивных парусных
судов» автор не привел их классифика-
ции, утвержденной Всесоюзным комитетом
по делам физкультуры и спорта (Б, Ш,
Р-10, Р-20, Р-30, M-20, М-30, 1-45,
1-60 и пр.), тогда как по гребным судам
приведена довольно подробная классифика-
ция. Не дано «парусное вооружение яхт»
как по форме, и способу постановки паруса
(ryapu, бермудское, скандинавекое и др.),
так и по числу и расстановке парусов и
мачт (шлюп, тендер, иол, кеч, шхуна’
и 1р.).

«Парусное вооружение бермудское» уже
давно употребляется за границей, а с не-
давних пор—и у нас. В словаре же ука-
зано, что это вооружение недавно стали
применять на гоночных яхтах. «Перкаль»,
судя по словарю, служит как материал для
самолетов, но не указано, что гоночные,
особенно добавочные, паруса у яхт шьют из
перкаля. ;

В обширном указателе (148 книг), при-
поженном к словарю, не названо ни одного
труда по парусному спорту, &а ведь у нас
он в настоящее время сильно развивается
в морских, речных и приозерных портах.
Необходимо было бы просмотреть книги
Н. 0. Людевига «Парусный спорт», ФИС,
1930 г., «Парусный спорт» Н.И. Микла-
шевского, Гос. ‘изд. «Физкультура и
спорт», 1940 г., или иностранные журна-
лы и книги по этим вопросам.

Морской словарь имеет некоторые недо-
четы и в части иллюстраций. Например,
рисунок «торпеды» ничего не об’ясняет
читателю. Лучше было бы даль разрез тор-
педы с показом главнейших частей. «Тор-
цедный катер» дан явно устарелым, мно-
гие рисунки не ясны. Нет ни одного ри-
сунка или чертежа парусных яхт.

Отмечая все эти недочеты словаря, мы
вовсе не’ хотим снизить или уменьшить
бесспорную ценность работы.

Надо полагать, что «Морской словарь» в
недалеком будущем превратится в «Мор-
ской энциклопедический словарь». Такую
«Морскую энциклопедию» моряки встрети-
ли бы с радостью.

Капитан 3-го ранга
В. ХВОЩИНСКИЙ.

Будуная морская война

Поз таким заголовком в американском
уапно-морском журнале «Юнайтед стейте
вл инститют просидингс», органе мор-
Што института США, напечатана статья
vinenanra Франклина Персиваля. В 060-
Я% примечании ‘редакция указывает, что
а статья открывает. на страницах жур-
lula обсуждение характера операций в бу-
Тущей хорекой войне.

Франклин Персиваль дает набросок на-
‘упательой и оборонительной кампаний
3 Тихом океане и Атлантике в новых
Узовиях войны на море, созданных про-
Треом техники и появлением новых ви-
8 оружия, в частности авиации, Он од-
временно анализируег основные элемен-
TH конструкций кораблей, отвечающих
ловых условиям. Красной нитью в фас-
‘Ужениях Персиваля проходит категори-
‘ekoo требование одностороннего увеличе-
ия вооружения и брони за счет абсолют-
100 отказа от скорости, Подобная край-
№еть этой основной концепции приводит
10 к ряду противоречий. Тем не менее
атья представляет несомленный интерес,
Wk как отражает тактические взгляды
ределенной группы американских  мор-
Ц теоретиков и представляет собой по-
Пытку обобщить опыт нынешних морских
операций,

Ниже мы даем сокращенный перевод.
№рзоЙ части статьи лейтенанта Ф. Перси-
Ml, поовященной наступательной кампа-
И,

* *

TPAHCOHEAHCHAA НАСТУПАТЕЛЬНАЯ
КАМПАНИЯ

«Американский флот должен разрешить
Ти определенные проблемы. Первая —
иЙна на двух океанах против мощной
®иции, которая может быть образована
Потив нас уже в 1941—1942 гг. Вторая
1блема — эта же война, но нескольки-
У\ тодами позже, В обоих случаях в03-
Южное превосходство сил противника за-
Иавит нас придерживаться оборонительной
хтики на обоих океанах. Нашей третьей
Цоблемой является строительство Флота,

*

способного осуществить быстрое и успеш-
ное наступление. Только такое наступление
может дать нужные результаты без чрез-
мерных затрат ‘и нежелательных осложне-
ний.

Для упрощения мы начинаем наше об-
суждение в первую очередь с линейных
кораблей, так как они представляют собой
‘наиболее важные единицы флота, от ко-
TOPIX прямо пли косвенно зависят KOH-
струкции всех других классов кораблей.

Цачальными операциями зв наступатель-
ной кампании явятся преимущественно
совместные  лействия против удаленных
пунктов, которые так расположены, что не
только будут ‘иметь ценность для нас в ка-
честве выдвинутых баз, но и дадут гаран-
тию того, что любая попытка флота про-
тивника вторгнуться в налги воды не смо-
жет быть поддержана его многочисленной

береговой авиацивй или другим видом
береговой обороны.
Первый вопросе, относящийся к кон-

струкции линкор%— какие изменения не-
обходимы, чтобы эти корабли были способ-
ны действовать в прибрежных водах? Один
из уроков Дарданельской кампании-——труд-
ность подавления подвижной береговой
артиллерии и пулеметов. Корабли поддерж-
ки лолжны были стоять на якоре или мед-
ленно итти в непосредственной близости
от берега, используя орудия средних и ма-
лых калибров лля очищения мест высадки
десантов. Незащищенные корабли оказыва-
лись под градом пуль и мелких снарядов,
Без зашиты личного состава, приборов
управления, боезапаса и проводов связи от
этого ливня металла огонь нельзя пюдлер-
живать в Течение времени, достаточного
для уничтожения или выведения из строя
береговых орудий. Требование легкой бро-
ни для всех незащищенных орудий и при-
боров управления огнем подкреплено не-
давними серьезными потерями личного г0-
става английского крейсера от снарялов
германского линкора «Адмирал граф
Шиее», падавших на палубу или близ. нее.
Подобная броня защитила бы личный со-
став также от пулеметного огня алакую+

щих самолетов и осколков больших внаря-
дов и упростила бы противохимическую
оборону.

Этот град малых снарядов береговых
батарей может также причинить значи-
тельные повреждения небронированным
частям корабля, потому что большие
пробоины у ватерлинии создадут угрозу его
остойчивости и пловучести. Так как по-
добные пробоины могут быть нанесены
также воздушной бомбардировкой, то необ-
ходимо отказаться от теории, что броней
следует покрывать весь корабль или
не защищать его вовсе. Если нецелесооб-
разно вести главный броневой пояс от од-
ной оконечности до другой, то легкий бро-
невой пояс следовало бы распространить
вперед’ от нынешнего главного пояса,
с увеличением его по высоте по мере при-
ближения к носу. Отверстия в поясе дол-
жны быть небольшими и легко заделывае-
мыми, чтобы тюврежления в носовой части
были менее опасны в случае плохой пого-
ды на обратном пути в базу. Соответелвен-
ный броневой пояс на корме желателен, но
не обязателен. Эти пояса следовало бы ли-
бо установить между двумя рядами крепле-
ний, либо специально ‘закрепить таким
образом, чтобы предупредить случаи, когла
тяжелый снаряд или бомба, взорвавшаяся
внутри корабля, приводит Е отпадению
целых секций брони.

Три следующих пункта завершают этот
краткий перечень элементов совместных
операций у берегов противника. _ Во-пер-
вых, скорость не ‘представляет в данном
случае никакой ценности, так как корабли
должны стоять на якоре или двигаться
медленно, чтобы не пройти‘ мимо цели
слишком быстро. Во-вторых, перечиелен-
ные конструктивные изменения ‘необходи-
мы в различной степени не только лля
линкоров. В-третьих, эти операции тре-
буют очень Хрошей защиты от авиации
п подводных лодок, в частности быстрой
установки противолодочных сетевых за-
траждений на больших пространствах.
Соответственно повышается ценность ко-
раблей специального назначения: кораблей
ПВО, охотников за подводными лодками И
сетевых заградителей.

Если эти совместные операции не вы-
нудят флот противника принять сражение,
TO должны быть предприняты воздушные
налеты на его главные базы и другие
об’екты. Сила такого воздействия зависит в
большой степени от числа и вместимости
наших авианосцев так же, как от ©поеоб-
ности флота в целом защитить авианосцы
и себя от воздушных контратак и других
опасностей, связанных с операциями в во-
лах противника.

Условия большого рейда воздушных сил
чашего флота заслуживают изучения. Опыт
показывает, что последовательные бомбар-
дировки позволяют обнаружить слабые
места в оборонительной системе противни-
ка; однако эти слабые звенья обороны мо-
гут быть усилены противником в интер-
валах между налетами и это может вы-
звать растущие потери атакующих сил.
Поэтому бомбардировка должна продол-
жаться непрерывно до того, как об’ект 9у-
дет настолько разрушен, что не потребует
больше атак. В соответствин с этим флот
должен настолько приблизиться к цели,
чтобы снизить время, потребное самолетам
для полетов к цели и обратно, и одновре-
менно позволить действовать прикрытию’
истребителей. Это даст авиации больше
шансов достичь цели, сделает возможным
большее число рейдов в заданное время и
кроме того позволит брать меньше горю-
чего и больше бомб в каждом рейде. Авиа-
носцы должны оставаться на позиции по
крайней мере один день, чтобы обеспечить
своим самолетам проведение нескольких
циклов налетов. ‘

Тесное сближение и систематические
атаки имеют еще то преимущество, что
дают время кораблям поддержки и охране-
ния развернуться и завязать бой. Решаю-
щее сражение может произойти на слелу-
ющий день. Все корабли, вероятно, будут
об’ектом воздушных атак за 1—2 дня до
прибытия на указанные позиции и в те-
чение такого же срока позже. Эти атаки
заставят зенитную артиллерию флота тей-
ствоваль 3—6 дней. Так как будущие
корабли должны быть слюсобны встретить-
ся с авиацией гораздо более мощной, чем
современная, то в корабельных конструк-
циях следует предусмотреть боезапас зе-
нитных снарядов для действий по крайней

‘наступать,

мере в течение недели. Растущие числен-
ность и неуязвимость самолетов вызовут
необходимость значительно‘ увеличить ко-
личество зенитных орудий. Удвоение их
числа на будущих линкорах с обеспечением
соответствующим новым требованиям б96-
запасом означает увеличение веса зенит-
ного вооружения корабля в 7—14 раз
против прежнего. Если взять среднюю
цифру — увеличение части тоннажа для
этого вооружения в 10 раз, то совершенно
яена необходимость резкого изменения
конструкции корабля.

Это неприятный вывод, однако его
нельзя игнорировать, потому что нет более
верного пути к бедствию, чем попытка
He имея соответствующих
средств. Когда все доводы, говорят в пользу
затрат на зенитное вооружение в пред-
слоящем морском наступлении, то — хотя
это так же беспрецедентно, как требования
более высоковзрывчатых веществ для ена-
рядов в сухопутную кампанию 1914—
1918 rr.,— гибельно было бы принимать
расчеты прошлого как полноценные. Либо
требования трансокеанского наступления
должны быть подечитаны с неуклонным
реализмом и обеспечены непоколебимо и
решительно, или самая идея должна быть
отброшена. :

Следующая. трудность — полная неиз-
вестность того, насколько будут пригодны
нынешние методы управления огнем, когда
тысяча или более самолетов подвергнутся
одновременному огню сотен, прютивовоз-
душных батарей. Только определенные
ответы на перечисленные вопреы могут
быть реальной основой для планов войны
и проектов кораблей,

Хотя всякому понятно, что для насту-
пательной кампании абсолютно обязатель-
на соответствующая защита корабля про-
тив авиации противника, но это лишь не-
гативная сторона дела. Позитивная его. сто-
рона в том, что такая защита явится
средством для сведения ‘на-нет воздушной
мощи противника и подрыва морального
состояния ег личного состава. Это будет
способствовать разрешению наступалель-
ных задач морской авиации и увели-
чит вероятность завоевания TOCHOACTBA B
воздухе ко времени встречи главных сил.
Если техника управления огнем, орудий-
ные конструкции, количество %боезапаса и
обученность личного состава позволят на-

править одновременно и действительно
всю артиллерийскую мощь новейшего фло-
та против авиации противника, то его по-
тери будут возрастать слишком быстро,
чтобы он мог их выдержать.

Заслуживает внимания, YTO этот вид
кампании автоматически порождает поло-
жение, в котором обороняющийся флот вы-
нужден не просто сражаться, но и искать
решающего ‘исхода. Следовательно, превос-
ходящая скорость хода ‘не является боль-
ше необходимой ни для того, чтобы при-
нудить противника к действиям, ни тля
того, чтобы довести эти действия до опре-
деленного конца. Исход будет зависеть толь-
ко от силы удара и сопротивления. Значе-
ние вооружения возрастает в пределах про-
странства и времени, которые необхохимы
для преследования разбитого флота и раз-
вития успеха. Все должно быть сделано
для уничтожения противника в главном
сражении. Однако добиться этого стано-
BUTCH BCG TPyAHee, так как прогресс в
технике дымовых зазес облегчает против-
нику возможность прекратить заведомо
проигранный бой. Очевидное средство про-
тив этого — достаточное число орудий,
чтобы первыми залпами сильно повредить
возможно больше ценных кораблей против-
ника и заставить его их выручать. Зна-
чение защиты подчеркивается также тем,
что требованиям действий в водах против-
пика явно не соответствует боевая линия
кораблей, имеющих броню, достаточную
лишь для боя на предельных дальностях.
Эти действия могут быть выполнены лишь
флотом, который подготовлен в бою в лю-
бое время, независимо от видимости.

Характер боя ставит несколько новых
проблем, главная из которых — оборона
авианосцев. После развертывания они не
смогут быть под защитой зенитных батарей
сил флота. Авианосцы не могут быть
спрятаны от воздушных атак, так же, как
слон не может скрыться в бальном зале,
Поэтому логически они должны находить-
ся там, где их можно лучше использовать
и легче защитить, — 3a флангами боевой
линии. Наиболее вероятно, что классом
корабля, который сможет охранять их
здесь от воздушных атак, будет крейсер
ПВО. Авианосцы также особо уязвимы для

Продолжение см. на 4-й стр.