Опыт учета течения и дрейфа

Обеспечение безопасности кораблевожде-
ния в условиях плохой видимости, когда
нет возможности ‘контролировать свои
счислимые места визуальными пеленгами
Ha береговые предметы или астрономиче-
скимн наблюдениями, является  ответ-
ственнейшей задачей штурмана.

В настоящей статье мы хотим поде-
литься опытом определения дрейфа и уче-
та влияния течения,

Практика показывает, YO способы
определения величины дрейфа, изложенные
в существующих ‘пособиях, не всегда
удаются использовать, особенно ночью и в
тумане. ;

‚Занимаясь ° определением величины
дрейфа, мы с успехом применяли следую-
щий с1060б. При подходе к берегу выбира-
лись в створе хорошо. видимые с моря и
нанесенные на карту приметные пункты
или брались существующие входные ство-
ры. Зная истинное направление их, ко-
табль удерживался точно’ по створу маяков
или навигационных. энаков., При этом. че-
рез определенные промежутки времени  за-
мечалея курс го компасу.

Очевидно, что при наличии дрейфа ко-
табль не перемещается вдоль своей линии
курса, а идет под каким-то углом к чей,
зависящих от величины дрейфа. Накотив
данные при различной‘ силе ветра и раз-
личных курсовых углах ветра к диаме-
тральной плоскости корабля, мы состав-
ляли таблицу углов дрейфа в зависимости
от силы ветра, волны и курсового угла
ветра к диаметральной плоскости корабля.

Эта таблица вытлядела так:

ЗЕ ЕН рой
3   3   Ра   4   32  .
Sf   585%   522   68   58   ЕЕ
о eget eye?
бр ба: Зорь  8
О м
Ааа
1309 нод безе: +08

В дальнейшем при плавании, когда
невозможно было определить величину
дрейфа для данного случая, такая таблица
приносила исключительно большую пользу.

Переходя к вопросу 0б учете течения,
надо прежде всего сказать, что во многих
морях наблюдаются непостоянные течения,
изменяющиеся в зависимости ‘от налрав-
ления и CHAR ветра. Учитывать такое
течение гораздо сложнее, нежели постоян-
ное. Ем скорость и направление зависят
не только от ветра, действующего в дан-
ный момент, но также и от того, какой
ветер дуя в данном районо несколько
дней назад. Значит, схем» течения спра-
ведлива только как некоторая ‘средняя
реличина. Чтобы более ‘правильно его
учитывать, мы перед выходом в море за-
пасались сведениями о метеообстановке на
театре и при подготовке к пюходу тща-
тельно их анализировали. После этого
производилась корректура схемы течения.

Но ограничивалъея только данными, по-
лученными перед выходом, было бы лег-
комысленно. Поэтому, находясь в море, мы
обращали внимание на качество
метеорологических ‘наблюдений на корабле
и на регулярное получение сведений о`ме-
теообстановко по другим районам. Это да-
вало возмюжность судить © дальнейших
изменениях течения вследствие. изменения
ветра. Такой анализ схемы течения полно-
стью себя оправдал.

Однако штурман ни при каких. условиях
плавания не может полагаться только на
одно счисление. С какой бы точностью ни
учитывались все факторы, влияющие на
курс и скорость, некоторая ошибка в счи-
слении остается неизбежной вследствие
несовершенства навигационных и электро-
навигационных приборов, отклонения ру-
левого от заданного курса, переменного
действия ветра, волны и течения. Поэтому
при любых условиях. плавания штурман
должен при первой возможности опреде-
лить место корабля наиболее точным <по-
с0бом и проанализировать причину
невязки.

Для определения места корабля ‘при
плавании ‘в плохую видимость необходимо
широкое применять  радиопеленгаторы ‘и
эхолоты. Лейтенант т. Калитиевский и
старший лейтенант т.Ларкин, повседневно
занимаясь * радиопеленгованием, добились
хороших результатов. Подходя к радиусу
действия грутиты радиомаяков, они всегда
имели надежное обсервованное место по
пеленгам радиомаяков, полностью obecne-
чивающее безопасный подход к побережью
в любую погоду. Началом их В
этой облаюти было детальное изученив ра-
диопеленгаторной установки. Для получе-
ния правильных радиопеленгов они прежде
всего своевременно производили компенса-
цию и определяли остаточную радиоде-

виацию. Лично занимаясь радиопеленгова-
‘нием, эти товарищи. за сравнительно `ко-

роткий срок приобрели большюй опыт.
При современных  эхолотах, дающих
возможность, получать глубину непрерывно
и с достаточной ‘точностью, определение
места ‘по глубинам (применяя изобаты’ как
линии положения) приобрело важное зна-

‘чение. Для получения места по глубинам

надо в’ каждом отдельном случае выби-
рать курс по отношению изобат так, чтобы
он пересекал ‘или отличительную банку
или «язык» отличительных глубин.
нельзя воспользоваться ‘ни одним  Из этих
случаев, надо использовать глубину, взя-
тую эхолотом одновременно с радиопелен-
TOM.

В заключение необходимо сказать, что
штурман может обеспечить ‘безопасность
кораблевождения в любую погоду только
при ‘детальном о энаний навигационных
приборов H AX ‘поправок; при знании рай-
она плавания и’ ‘мореходных качеств <во-
его корабля и при правильном выборе
©пюсоба/` определения места корабля в каж-
дом отдельном случае. . :

Капитан-лейтенант В; ПАРШИН.

УЧЕБНИК «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ»

Управление боевой подготовки ВМФ
выпускает ‘иллюстрированный учебник
«Военно-Морской Флот», общим об’емом в
25—97 авторских листов. On составлен
применительно к программам по боевой
подготовке флота и предназначается в 0с-
новном для учебной сети наркоматов: мор-
ского флота, речного флота, рыбной про-
хышленности, судостроительной премыш-
ленности и Главсевморпути. ‘

Содержание ‘учебника охватывает все

вопросы военно-морского дела: основы
военно-морской — организации,  корабле-
устройство, составные элементы флота,

боевую и повседневную организацию ко-

рабля, соединений флота, морской авиации,
береговой обороны т т. д,

Отдельные фазделы посвящены шлюпке,
средствам” наблюдения ‘и связи, химиче-
свим ‘средствам “и корабельной авиации.

KHUTé приводятся также краткие
сведения ‘по тактике флота, понятие о б0е
в море, в прибрежном райойе‘ и во’ взаи-
модействии с сухопутными войсками.

Учебник можно рекомендовать как’ посо-
био начальствующему составу, не имеющея
му военно-морского образования, и млад-
шим командирам, состоящим на действи-
тельной службе, а также находящимся в
запасе ВМФ.

=

УСПЕХИ ОДНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 11 марта. Под-
разделение торпедных катеров’ старшего
лейтенанта т. Гурьева завоевало первен-
ство по флоту. Сейчас подразделение про-
холжает настойчивую боевую учебу, доби-
ваясь успехов в решении поставленных 3а-
дач.

Ответственную торпедную стрельбу пред-
стояло провести командиру катера лейте-
нанту т. Орлову. Вышли в море, По сиг-
налу флагмана катер начал атаку. Про-
рвав густую полосу дымовой завесы, лей-
тенант т. Орлов выпустил торпеду. Вско-
ре подняли сигнал: «Торнеда прошла хо-

.

рошю, задача выполнена отлично». Катер,
которым командует‘ лейтенант т. Opion,
соревнуется < катером младшего лейтенан-
та т. Коновалова. В соревновании, заклю-
ченном на день стрельбы, победителем ова-
зался лейтенант т, Орлов. Ум

В подразделении старшего лейтенанта
т. Гурьева много и настойчиво работают.
над повышением знаний, над приобрете-
нием практического опыта. Доказательством
этому служит’ последнее учение: т

Капитан-лейтенант А. Никонов,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Отличники корабля М (Краснознаменный Балтийский флот) за учебой. Слева на-
право: командир отделения Н. А. Егоров, краснофлотцы В. Д. Полосин и Г.В.

Дорогавцев.

Фото И. Драпыша,

Что мешает самостоятельной
учебе курсантов

Oxno из главнейших звеньев ‘учебного
процесса — самостоятельная работи. кур-
сантов над материалом. От того, как ис-
пользует курсант часы самостоятельных
замятий, в значительной мере зависит ка-
чество учебы.

Отличники кораблестроительного факуль-
тета Высшего Военно-морского ордена Ленина
инженерного училища им. Дзержинского
сталинский стипендиат т. Сокол, курсан-
ты ‘тт. Виленский, Тупицып, Воронин и
другие так организуют свою учебу, чтобы
не оставлять ни одного неясного вопроса,
Они четко планируют ‘работу, занимаются
систематически и таким образом мзбега-
ют той «горячки», которую испытывает
обычно часть курсантов во время экзаме-
HOB.

Ho не только умение курсанта ©пособ-

ствует ‘успеху самостоятельной  фаботы.
При всем желании он не сможет полно-
стью усвоить материал, если не будет
хорошего учебника, если не сможет рабо-
тать в оборудованном кабинете или лабо-
ратории. В этой области еще далеко не
все благополучно.
. На кораблестроительном факультете учи-
лища им. Дзержинского до сих пор нет
стабильных учебников тю ряду спепиаль-
ных дисциплин. Отсутствует учебник по
архитектуре корабля. При изучении этой
дисциплины курсанты пользуются только
конспектом, написанным со слов препода-
вателя. Частичные сведения, которые они
берут из книги Эверса, «Военное корабле-
строение» (ona, кстати, издана в
1935 г.) и из «Справочника по судострое-
нию», ни в какой степени не могут удо-
влетворить запросов будущих ‘инженеров-
кораблестроителей. Если к этому добавить,
что в училище до сих пор нет кабинета
архитектуры корабля, TO станет ясным,
что знания курсантов в этой области не
совсем’ отвечают современным  требова-
ЕИЯМ. .

Не лучше обстоит дело со. строительной
механикой корабля, Шо теории упругости
курсанты. пользуются книгой профессора
П. Ф. Папковича. отнюдь не рассчитанной

щий курс строительной механики того же
автора, написанный в 1929 г., уже знз-
чительно устарел. Нет стабильного’ учеб-
ника и по спепиальной части строитель-
ной механики корабля.

Несколько лучше положение на, кафедре
теории корабля. По этому предмету есть
хоропеие учебники академика А. Н. Кры-
лова и. профессора В. Г. Власова. Недавно
издана книга И. В. Гире по сопротивле-
нию воды движению корабля, Но с на-
глядными пособиями и здесь плохо. На-
пример, И. В. Гирс вынужден был прино-
сить на лекцию в портфеле модели греб-
HOTO BUHTS и’ водомета, так каков учили-
ще их не оказалось..

Нужно восстановить кабинет архитек-
туры корабля, пополнить его моделями и
чертежами, чтобы курсанты Ha лекции
представляли 0666 конструкцию не с9
слов  преподавалеля и не по устаревшим
картинкам, х видели ее перед собой во
всех проекциях. Только тогда они смогут
понять эту конструкцию до конца, Лишь
после такого изучения материала  моло-
дые инженеры, придя на корабль или на
завод, не растеряются, будут в курсе до-
стижений современной военно-морской тех-
ники, Истати, в этом отношении много да-
дут оргамизация и проведение летней
практики, курсантов Ha кораблях и заво-
дах. Здесь, к сожалению, тоже еще много
недостатков,

Большое значение придается сейчас
кинофикации учебного процесса. Кроме
имеющихся ‘учебно-технических фильмов
(«Испытание модели корабля в бассейне»
и «Построение диатраммы Рида»), по
иницизтиве кафедры теорни. корабля гото-
вится к постановке вще ‘один  кину-
фильм — «Изготовление модели корабля».
Разработана тематика ряда других учебно-
техничеоких фильмов.

Осуществление всех’ этих мероприятий
даст возможность лучше организовать
учебный процес, повыюить качество и ре-
зультаты самостоятельных занятий, по-
требовать от курсантов более точных и

полных знаний.
В. АЛЕКСАНДРОВ.

на программу инженерного училища. 06-

МИЧМАН-ОТЛИЧНИК

В №-ском соединении недавно получил
звание мичмана ‘один. из опытнейших
младших командиров коммунист Фомин.

. Будучи еще краснофлотцем-торпедистом,
он выделялся на, корабле прекрасным зна-
нием дела, сообразительностью. Став млад-

лением, не выполнила’ огневой задачи
вследствие плохого” приготовления торпед.

Тов. Фомин воспитал’ за свою службу
немало отличников боевой и политической
учебы. Сейчас он уделяет большое внима-
ние подготовке своего ° заместителя —

щим командиром, Фомин продолжал упорно младшего командира Бобуха. Повседневно

заниматься.
г Мичман Фомин хорошо организовал ра-
боту свонх бойцов, заставляет их много
учиться, подробно разбирает их ошибки.

‚  Не было случая, чтобы какая-нибудь из
›  подводных лодок, обслуживаемых подразде-

Текущий ремонт вооружения
производить своими силами

Огромный рост техники современного
артиллерийского оружия пред’являет к лич-
ному составу БЧ-П, и в первую очередь к
командиру-артиллеристу, все большие и
большие требования. Насыщенность артил-
лерийского заведывания новейшими слож-
ными механизмами требует высокой техни-
ческой грамотности обслуживающего пер-
сонала. Четкость и безотказность  дей-
ствия новой артиллерийской техники obe-
спечиваются не только конструкцией ме-
ханизмов, но и правильной постановкой
технической эксплоатации их, тщательной
организацией  планово-предупредительного
ремонта.

Все эти вопросы имеют непосредетвен-
ное отношение к состоянию боеготовности
артиллерии. Однако до сего времени среди
некоторых артиллеристов утвердилось мне-
ние, что вопросы организации  планово-
предупредительного ремонта, проводимого
силами личного состава, касаются больше
пятой боевой части. Это вредное мнение
приводит к тому, что вопросами планово-
предупредительного ремонта отдельные
командиры БЧ-П занимаются от случая в
случаю, обращаясь за каждым небольшим,
буквально минутным, ремонтом в артот-
дел и артиллерийские мастерские. Вместо
того чтобы на опыте ремонта наглядно
учить личный состав, приучать его к раз-
личным исправлениям механизмов, исполь-
зуя разборку одновременно для учения, эти
артиялериеты предпочитают мириться ©
неисправностями в пушке. нли в приборах
на протяжении нескольких дней в ожнида-
нии мастера, в то время Kak неисправ-
ность можно легко устранить собственны-
ми силами. В этом отношении артиллери-
стам многому еще надо учиться у личного
состава БЧ-У. (. .

Каждый командир-артиллерист обязан
не ‘только в совершенстве знать свое за-
ведывание с точки зрения использования
его при стрельбе, но и освоить до’ деталей
всею технику механизмов, находящихся в
его подразделении, ее конструктивные,
эксплоатационные особенности, возможные
неисправности и методы их устранения.

Непосредственное участие и руководство
планово-предупредительным ремонтом ар-
тиллерийского оружия обязательны для
командира и должны служить одним из
критериев оценки его работы. Планово-пре-
дупредительный ремонт в’ сочетании с
правильной, технически грамотной  экс-
плоатацией артиллерии—это тот комплекс
профилактических мероприятий, которые
обеспечивают исправное состояние оружия
и его боевую тотовность в любое ‘время и
в любых условиях.

Опыт. второй мнровой войны показывает,
что нередко корабли действуют в хлитель-
ном отрыве от своих баз (особенно это
видно на опыте германских рейдеров), и
тем не менее материальная часть содер-
жится в боеспособном состоянии.

Лозунг «В морг—дома» надо понимать
не только как способность личного соста-
ва переносить длительное пребывание в
море, но и прежде всего как способность
корабля и его экипажа обеспечивать пол-
ностью свои боевые действия как с мате-
риальной, так и технической сторфны в
условиях длительного отрыва от баз.

Вот здесь умение артиллеристов произ-
водить текущий ремонт вооружения сво-
ими силами приобретает первостепенное
значение, и не только для самих артилле-
ристов, но и для ‘корабля в целом, пото-

му что при длительных крейсерствах в ет, что там, где

алаках конвоев и т. д., в период боевых
действий и столкновений возможны по-
вреждения артиллерии корабля, выход от-
дельных механизмов из строя. Умение ca-
мим производить возможные исправления
артиллерийских систем, приборов, быстро
приводить их в боеспособное состояние в
условиях боевых действий без захода в 0а-
зу будет иметь почти решающее значение
хля обеспечения успешности операций,
Этому и надо учить артиллеристов. Поэто-
му производетво планово-предупредитель-
ного ремонта артиллерийского вооружения
силами личного состава даже при нахож-
дении в базе— это лучшая тренировка и
в то же время лучшая учеба для овладе-
ния техникой.

Кроме того, необходимо помнить, что
планово-предупредительный ремонт, при
стройной и продуманной организации, на-
много удлиняет сроки службы механиз-
мов, & это не может не иметь значения
для боевых кораблей, Наша страна осна-
щает свои корабли всем необходимым. В
вистеме боевой подготовки артиллерийских
частей надо широко практиковать учебу
по устранению возможных неисправностей
в орудиях, приборах, причем надо доби-
ваться не только хорошего качества испол-
нения работы, но и ее быстроты, так как
нередко отдельные исправления придется
производить в условиях боя.

Для планово-предупредительного  ремон-
та отводится специальное время, когда
должны производиться проверка. меха-
низмов, контрольные вскрытия, перобор-
ки и небольшой ремонт, ‘допустимый в ко-
рабельных условиях. Практика показыва-
это время’ используют

условиях ‘борьбы на коммуникациях, при 1 полностью, там и техника в хорошем со-

наблюхая за работой т. Бобуха, мичман по-
ручает ему все более сложные задания,
приучает к правильному учету занятий,
привлекает к составлению плана боевой
подготовки,

Младший политрук И. КОЛОТОВКИН.

стоянии. Так, командир БЧ-П старший
лейтенант т. Бабанин уделяет большое
внимание планово-предупредительному ре-
монту, и неудивительно, что личный co-
став части прекрасно овладел техникой,
отлично знает механизмы, научилея сам
перебирать и ремонтировать механизмы
орудий (раньше этот ремонт всегда пере-
давался мастерским). Артэлектрики этого
корабля научились выполнять текущий ре-
монт и регулировку приборов. И вся ар-
тиллерийская техника на этом корабле в
результате заботы о ней, постоянного ухо-
да и наблюдения содержится в исключи-
тельной чистоте и всегда готова к немед-
ленному боевому использованию.

Иначе, видимо, смотрит H& это дело
лейтенант т. Владыкин. Из-за полного от-
сутетвия какой-либо организации плано-
возпредупредительного ремонта и ‘осмотра
механизмов в его боевой части было об-
наружено нарушение правил содержания
вооружения, Не было надзора и своевре-
менной переборки механизмов; в. соедини-
тельных ящиках находилась вода, внутри
отдельных приборов — грязная смазка.

Практика показывает далее, что там,
где уделяют внимание техническому со-
‘стоянию вооружения, гле о планово-преду-
предительном ремонте постоянно заботится
командный состав, там бойцы не только
быстро овладевают техникой боевого
использования артиллерии, но и Гумело
производят даже большой и подчас слож-
ный ремонт. Так, в подразделении капита-
на т. Пташникова ремонт материальной
части артиллерии был запланирован сила-
ми заводских бригад. Однако командова-
ние поставило задачу—выполнить ремонт
силами подразделения. Весь личный состав
был привлечен к работе; и благодаря пра-
вильной организации дела весь ремонт
удалось закончить значительно раньше за-
планированного срока. Во время ремонт-
ных работ бойцы детально и полностью

Пример высокой

Каждую субботу, через несколько часов
после того, как  лейтенатт Горожаниин
получит план боевой подготовки подраз-
деления на следующую неделю, в его каю-
те собираются младшие командиры БЧ-Ш.
Они садятся, достают затионые книжки и
карандати-— разговор предстоит длительный
и серьеоный.

Командир боевой часли успел уже де-
 талыно распланировать время, отведенное
в ето распоряжение. Теперь ен рассказы-
 рают младшим командирам, чем будут за-
ниматься торпедисты подводной лодки B
течение недели. Мичииан Савельев, старити-
ны 2-й статьи Мамонтов и Никитин точ-
но узнают, какие занятия, учения, рабо-
ты они должны провести в понедельник, во
вторник и в следующие дни,

Беседа продолжаются часа полтора. He
ограничиваясь перечислением подлелалцих
отработке тем, лейтенант об’ясняет, чего
нужно добиться на, кажиюом залаятии; товто-
ряет OCHOBHENS методическию  указашия, a,-
поминают о недостатках прюшединих ‘уче-
ний. Потом он отвечают. на, вопросы: Млад-
шие командиры расходятся, тюлучив ясное
прелставление © своих задалих Wa BCI но-
делю.

Команлир БЧ-Ш придают большое эначе-
ние таким  еженедельным совещаниях
по плану боевой подтотовки, воетда тща-
тельно к ним готовится. Но этим далеко
не ограничиваются ето габоть с младшими
комануирами,

И Савельев, и Мамонтов неизменно по-
лучают высокие оценюи” на. специальных
занятиях младшего начальствующего со-
става, проводимых в маспггабе подразде-
ления. Там они ‘обстоятельно изучают и
повторяют вопросы, которые потом долж-
ны раз’яонять бойцам; Ню для лейтеналита
Горожанкина, этого недостаточно. Он не до-
пустит младшего команинра в занятиям
с красноюфлотцами, пока сам ею убедится,
что тот хорошо подготовлен по данной

Подготовка к любому, пусть даже са-
мому mpocromy, занятию -—— болыпое и
серьезное дело. Горожанкину но сразу и
не без трула удалось добиться, чтобы эту
истишу поняли вое эсладлиие комалидиры. Но
сейчас они усвоили ее крепко. Не исполь-
эовать по назначению отведенное на под-
готовку время стало для любого из них
равносилыным TOMY, чтобы ню провести
в срок само занятио. Такое сравнегие вы-
текает из оргалиизалиии этого дела, в боевой
части т. Горожанкина. Млаллиие коматли-
ры готовятся эдесь к занятиям © бойцами.
Но межулу делом, не. урывками, как это
во6-пде ещю бывает, а в рабочее время—

‘в часы боевой подготовки. Найти доста-

точное количество таких ‘часов для подго-
товки к каждому занятию оказалось
не такой уже трудной задачей. Мичман
Савельев, например, получают полдня на
самостоятельную ‘учебу, котдь краснофлот-
цы заняты какой-нибудь работой под ру-
ководетвом стадипины 2-й статыи Мамон-
това. А Мамонтову, в свою очередь, отво-
дится время, когда Савельев проводит с
торпедистали занятие, не требующее обя-
залелыного присутствия командира  отдо-
ления.

За несколько дней хо занятия лейтенант
просматривают ‘конепежл младшего коман-
yp. OH проверяет его эна-
ния 10 темю занятия. Конепект и план
каждого занятия ‘утверждаются подписью
комалилира боевой части. Вот тетрадь кюн-
спектов старшины 2-й статьи Мамонтова,
заледелиная © ‘того дня, когда он ‘принял
комаядованию отделением ‘торпедистов. В
этой тетради пока еще не очень много за-
полнезтных стразиц-—Мамонтов стал млад-
шим командиром  воёто ‘два месяща назад.
Но лейтенант сумел ужо научить ero ‘так
составлять конспекты, чтобы они дейстеи-
телыно облегчали проведение занятий. По-
правки Komanyupa боерюй чаюти вое режю
ветрочатются. в затисях Мамонтова. План
последнего подготовленного ‘им занятия
на тему «Отделение ‘пюдогревалелыного ‘аат-
парата» отличается хорошо продуманным
распределением времени на изложение
отдельных вопросов. Не забыто и мапе-
риальное обеспечение: к плану приложена
заявка на разборные экспонаты из тортед-
ного склада, которые понадобятся на этом
зазятии. }

Нроверка. конопекта-—ню пустая’ фоо-
мальность. Именню поэтому лейтенаят Го-
рожанкн назначает eo за несколько лней.

до соответствующего занятия, чтобы хва-

тило времени дополнительно поработать

изучили все механизмы, способы их регу-
лировки и получили солидные навыки в
исправлении материальной части, не гово-
ря уже о том, что сэкономили большие
государственные средства. В процессе те-
монта личный состав дал много рацио-
нализаторских предложений. В частности,
предложения лейтенанта Шамрай и красно-
флотца Меновщикова сэкономили время ре-
монта и значительно улучшили действия
механизмов,

Опыт ремонта в подразделении капита-
на т. Пташникова еще раз’ подчеркивает,
что при правильной организации дела хо-
рошо подготовленный личный состав в
иных случаях может выполнять серьезные
ремонтные работы без участия баз, & это
имеет громадное значение в условиях во-
енного времени,

Постоянный надзор за механизмами ар-
тиллерийских систем и приборов, регуляр-
ные просмотры, контрольные векрытяя и
переборки дают возможность тщательно
изучить механизмы и знать все их дефек-
ты, возникшие в процессе’ эксплоатации,
правильно’ планировать ероки ремонта ‘в
мастерских. Знание‘ механизмов облегчает
составление дефектных ведомостей.

Между тем ряд представленных дефект-
ных ведомостей показывает, что подчас
эти документы составляются технически
неграмотно. Есть даже стремление перело-
жить н& мастерские не ремонт, а просто
уход, например; «оптические приборы тре-
буют осушки», «сменить лампу» или «ра-
зобрать и смазать замок».

Задача каждой командира БЧ-П-—по-
большевистски овладеть процессом само-
стоятельного  планово-предупрехительного
ремонта артиллерийского оружия. Нужно
помнить, что успех дела решают прежде
всего организация и безупречное знание
техники. Важные разборки и исправления
надо поручать только проверенным, хо-
рошо знающим бойцам. Командир обяза-
тельно должен контролировать работу и
лично присутствовать при серьезных раз-

12 марта 1941 г.,

№. 59 (113) =

организованности

нац томой, если младигий командир oxy.
чайно окалжетоя  недосталочно п ,
ным. Благодаря такому порядку в бухой
части занятия, намеченные по плану, вп.
котла. не срываются и не

если только это не происходит по не зз.
висящим ют. командира зтричтинам, На вы.
соте и качество ‘учебы. Чтобы бой
но пропускали отдельных занятий, reine,
Mant договорился © помощником комат.
дирз © том, что торнедиоты назначаются
в суточный наряд вое вместе.

Умение тпродхумаяшю, толково органих.
вать действия своих подчиненных характер-
но для всей работы ‘лейтенанта Горожан.
кина. Давая для выполнения Kamora.
‘будь задания срок, он во»
гда проверяет его реальность, чтобы пом
иметь возможность жестко потребовать те.
полнения. Если случаются отдавать кла-
шему команииру несколько ттриказаний с
разными сроками ‘исполнения, лейтеват.
заставляет записать эти строки и сам за.
писывают их.для себя. Это приучает пот
чиненных к точности, способствует ал.
ралитому въитолнетию задания в указах
время.

Лейтенант Горожанкин проявляет боль.
шую заботу о том, чтобы молодые млад.
Ime команииры быстро «остановились па
нопи», сразу брали верную линию во взал-
моотноттаниях с подчиненными. Отрого тре.
буя © них, он вместе с тем воеща тот
паночь им преодолеть трудности.

Кандидатура торпедиста Мамонтова. ка
полжвюсть команухира отделения вызывала
в свое время ряд возражений. Команиру
лодки ‘казалось, что этот
нэ справится ¢ вовьшми обязанностями, №
Горожамкин,  хоропго Свт
подчяонениютго, тверлю заявил;

— Беру. на себя полную ответетвенеюсть
з& то, что Мамонтов будет отличным итад-
шим комавуиром!

И он не оптибся. Вся обстановка, дисцет.
лины и организованности, которюй провях-
нута жизнь боевой части, помогла Мамон-
тову быгтро стать’ полноценным . воспит-
телем‘ бойцов. Его’ заведытание неизменно
содераюится в образцовом порядке. Неся ле-
журотво или. руководя занятиями, он в
допускают ни малейлких нарушеяий хк-
циилины, :

Алексанир Горожканкття nowatngyer Goenoii
частью трепий тол. @налительную чаоть
этого времени еху приходилось савмещать
свою основную работу с исполнением 0бя-
залиностей то помощника комануира Orn,
то `минера подразкелевия. Но’ приходится
доказывать, насколько возрастала от. этого
нагрузк молодого комантира. Олнако уме
ние организовать личную работу к учебу:
помогало хорошо справляться и © тем, п.
в ‚другим.

— Мне стало теперь легко служить,
я всегда ‘уверен, что все намечентюе 0-
дет выполнено в срок, — говорит лейте-
нант, рассказывая о своей работе.

В устах гомандира, безгранично знобя-
щего свою дело и умеющето то-большевает-
оки работать, опти слова говорят © зногом.
‚ Но еще большего мог бы  добитья
Алексанир Горожанкин © его умения
BROCHTS ‘ порямюк ‘и’ орпалнизованесть в)
всякое дело, если бы ему не приходить
порой тратить эремя на явню бестолезлы»
занятия.

Имея двухлетний стаж управления
огнем и прекраюно эная правила, артилле-
рийской стрельбы, т, Горожанкин вынужхя
подчас ‘присутствовать на занятиях флз-
гарта по элементатив вопросам `61е-
сте: со всеми молодыми управляющими
отнем; толыко что вылшедитими из УчЕли-
‘ща. Им’ эти занятия, конезню; необхат-
MH, HO для него ‘они означают кенух-
пу потерю дорогого времени, То же хх-
ню сказать ю некоторых занятиях флатузя-
ского минера, посвященных общим э01-
сам методики или правилам зведеняя жур
нала боевой подготовки. Между тем т. [о
рожанкинту действительно нехватают врёш-
ни для самостоятельной ‘учебы ‘по кого-
торым вопросам, в которых он’ чувствует
свою отсталость.

Обидно, что командиру, привьклисуу 32
ботиться © рациональной загрузке каждо-
TO часа своих подчиненных, самому прихо-
дится терять много дорогих часов 1333
MOYO штаба соединония дифферосттио-
ванно сотанизовать командирскую учу,

_Н. ЛАНИН,

борках. Нужно тщательно инструктировать
младший начальствующий состав пер
каждой такой работой.

Надо также твердо знать, какие меха-
низмы можно разбирать и ремонтировать
самим, в корабельных условиях, и какие
нельзя.

Нам кажется, что в свете этих 33134,
возлагаемых на командира-артиллериста,
уместно поставить вопрос и © подготовке
курсантов в училищах. При изучении Ма-
териальной части артиллерии в училищах
надо разбирать механизмы с точки зрения
возможных неисправностей в них и №10-
дов их устранения. Неплохо организовать
хотя бы инструктивные занятия по тех-
нологии металлов, технологии орудийвог
производства и т. д., знакомить курсантов
с некоторыми общими вопросами ремонта.

Это приобретает особо важное значение
потому, что. з& последнее время в Учили-
ще пошла молодежь не от станка, от вер’
стака, т.е. не с производства, & со школв-
ной скамьи — из десятилелок, Отсутсть
какого бы то ни было производственного
опыта может отразиться на деятельной
курсанта-—будущего командира. М0л010й
командир может не знать самых олемен-
тарных технических вопросов, с которым
он неминуемо встретится в практической
деятельности, например, не сумеет поль
зоваться штангелем, щупом, измерить 91°
сло оборотов и т. д. Конечно, в корабель
ных условиях молодой командир-артилле“
рист приобретет со временем необходимые
навыки, но основные знания для этого, 10
нашему мнению, он должен получать }
училищах.

Бороться ‘за полноценного  командиг,
овладевшего в совершенстве боевой артял
лерийской техникой, начиная от ee fot
вого использования и кончая тёхническя’
ми вопросами ee содержания и грамиий
эксплоатации, вопросами ремонта и 70°
да,—такова задача сегодняшнего дия,

Старший лейтенант В. ЕГОРОВ.