——=—= 12 марта 1941 г, №

Инструктор no

59 (713)

организационно-

партийной работе.

(В порядке

’ артяйные организации кораблей и ча-
ей флота за последние годы значительно
super. OHM пополнились лучшими крас-
кблотщами и команлирами — передови-
иуи боевой и политической подготовки.
} руховодству пришли новые, мололые
тиарищи. Более 70 проц. секретарей парт-
цанизаций находится на руководящей
то меныше года. Это в больпинстве
вии способные люди, стремящиеся как
юхно лучше организовать партийную ра-
(иу, Олнако у них еще нет достаточного
тыта, и ПОЭТОМУ они не всегда умеют пра-
заьно решить поставленные задачи, со-
зшаю ошибки.

еустанно учить этих товарищей, а
  ткхе командиров и политработников, _по-
  yorath их овладевать опытом партийного
руюзоства, предупреждать ошибки — отна
3 хиозных залач инструкторов по орга-
изционно-партийной работе.

фонечно, для того чтобы учить других,

зао облалать большими познаниями. Ин-
(укор по организационно-партийной ра-
в лажен быть марксистски образован-
рых, знать основы военно-морского дела,
шить достаточный практический опыт.

На Черноморском Флоте есть немало ин-
cpystopoB, отвечающих этим требованиям.
} прихеру, старший инструктор отдела
рлтической пропаганды т. Прошенков.
[№ ела можно видеть в частях и `под-
ризлениях. Тщательно и глубоко он
п1зот состояние парторганизаций, векры-
yet недочеты и непосредственно на месте
рлогает их устранить. Тесное общение с
пинофлотской массой — его характерная
уз, Тов. Мюшенков систематически с0-
рупенствует свои общенолитические и
уено-хорские знания,

(нако еще нё все инструкторы по орг-
пиуаботе как следует выполняют свои
цанности, Начальник оргпартчасти отде-
д политической пропаганды батальонный
укр т. Раппопорт на кораблях и в
ция — редкий гость. Излюбленный его
1101 — работа в кабинете. Хотя в своих
ииах батальонный комиссар в намечает
туузать в той или другой части, но все
у) ктается лишь благим пожеланием. В
„ие он намечал посетить ряд частей,
ув был ни в одной. Никакой помощи ру-
пэмителях парторганизаций он не ока-
БМ. °
Лепосредственно в подразделениях среди
ов т. Раппопорг не бывает. Считается
(HY событием, если он с краснофлот-
ри проведет беседу. Батальонный комис-
) охотно расширяет свой идейно-теоре-
ккяй и военно-морской кругозор. Даже
зийно-политяческие журналы  («Пар-
10° строительство» и др.) OH читает
вугулярно.
правильно поступает и ’ инструктор
 раэв. Правда, в частях он бывзет, но
п еёщения кратковременны; Если`ин-
фтор приходит в часть только для того,
mix бегло просмотреть план, протоколы
Шзний (а именно так работает т. Краев),
WLM OT этого мало.

Тему. жо многие инструкторы. по орг-
зурабте ие освободились от старых,
и кужденных методов руководства?
чина этого в большинстве случаев —
 тво опыта и организационных на-
из, Это, кстати сказать, в полной мере
пися и к т. Враеву.

Нотрукторы, как правило, предоставле-
Чахны себо. Когда они находятся в под-
даениях, начальники отделов политиче-
И шопаганды на это время выпускают
18 виду, не руководят ими непосред-
зано на местах, гле они выполняют ка-
vaio задание. Вместо того чтобы на
ухность инструкторов выдвитать наибо-
% пытных. политработников (лучших
иктителей командиров по политчасти),
ии нередко назначали слабых товарищей.

Meno отражается на состоянии пар-
тынлолитической работы текучесть ин-
ухторов. Не успеет человек как. сле-
1  изучить корабль, часть, его перебра-
OWT, & на его место назначают другого,
рый сызнова начинает изучать обета-
lary,

—- 4

} военно-морской слитературе очень
№ книг по истории Флотов различных
 рарств и времен. Особенно это отно-
а к литературе по истории корабле-
туения. Со времени появления «Истории
чая» Боголюбова, выпущенной шесть-
“am дет назад (1880 т.), не было издано
И много солидного труда на эту тему.

Vx no одному этому книгу инженер-
ипу-алиирала проф. А. П. Шершова нахо
‘атть необходимой. Автор поставил пе:
М бой залачу дать первый обширный
ЗИ 0 такому сложному и весьма инте-
мну предмету, как история военного
Урублестроения.

} процессе работы автору пришлось
ить большое количество весьма ред-
\, аже уникальных, сочинений на рус-
и и иностраммых языках, & также мно-
Миденныех архивные документы. Благо-
Wt эюму сравнительно небольшая по
 Wy клига даст ‘ясную картину разви-
м мраблестроения, от постройки прими-
пиых плотов, гребвых и ларусных су-
№ евних народов до создания современ-
№ линкоров, крейсеров и других корад-
и, явдяющихея образцами новейшей тех-
Ure,

Маличные периоды из истории корайле-
aNd нельзя рассматривать изолиро-
зо от уровня развития производитель-
миа и производственных отношений
М иди другой общественной формация.
 омяческое соперничество капиталистл-
ит государств, борьба за захват чужих
Ишзь, сначала раздел, а потом и передел
1% для обеспечения себе рынков сбыта

иаись и решаются вооруженной силой,
“HAMA

hopnsa wa море являлась одной из CO-
‘ипых частей этих войн. В интересах
ты роело и совершенствовалось воелное
аблестроеняю. Оно постепенно превпа-
‘Woes m3 кустарного, практического Те-
аа, навыки которого передавались из
“Olena в поколение кораблестронгелей,
  чожную и точную науку на математя-
\юй и физической основе.

БИБЛИОГРАФИЯ

История военного кора

него мира 10

обсуждения)

Не всегда учитываются m *еклонности
работников. Есть случаи, когда людей,
любящих пропагандистскую работу, ставят
на организационно-партийную и наоборот,

Бывает и так, что инетруктор по орг-
партработо используется не по назначе-
нию, а для всякого pola поручений, Напри-
мер, инструктор т. Вовк составляет различ-
ные донесения, сводки, выполняет и другие
поручения. Все это ничего общего не имеет
с его основной: работой.

Инструктор по оргпартработе должен по-
могать партийным организациям непосред-
ственно на кораблях и в частях. Среди ра-
ботников отлелов политической пропаганлы
в ходу такое выражение: «пробыл в ча-
CTH», выражение в некоторой степени
‘соответствует методам работы отдельных
инструкторов. Инструктор же должен не
гастролировать, & жить на корабле продол-
жительное время, с пол’ема до отбоя бы-
вать вместе © коммунистами, комсомоль-
пами у боевых машин, в кубриках, ленин-
ских каютах — везде и всюду, где нахо-
дится личный состав.

Как надо воспитывать коммунистов, как
лучше подготовить и провеети партийное
собрание, организовать проверку исполне-
ния, учебу каждого коммуниста — по этим
и многим другим вопросам секротари пар-
тийных организаций ждут от инструктора
делового совета, помощи.

Начальник отдела политической пропа-
танды обязан лично руководить партийно-
политической работой на кораблях, в ча-
стях и направлять инструктора туда, где
его помощь наиболее необходима, причем
инструктор должен знать конкретно, что
именно он там должен сделать.

Часто бывает, что, направляясь на ко-
рабль, инструктор не знает, зачем он идет.
Й, наоборот, некоторые фаботники, перед
тем Kak итти на корабль в парторганиза-
цию, составляют в. кабинете план работы,
хотя и не знают недочетов этой организа-
ции. Перед тем как итти на корабль, ин-
структор по оргпартработе должен наметить
в плане лишь узловые вопросы, И только
изучив положение на месте, можно соста-
вить практический план работы. Тогда он
будет жизненным и конкретным.

В море, на аэродроме, на батарее — вот
тде место инструктора. Здесь он должен
Учить руководителя партийной‘ организа-
ции. № сожалению, многие инструкторы не
понимают этого. Тот же т. Краев с июня
прошлого года еще ни разу не выходил на
корабле в море.

Будучи на корабле, инструктор должен
все время находиться под руководством
начальника отдела политической пропатан-
ды. Начальник отдела, систематически по-
лучая от инструктора информацию о рабо-
те, должен оперативно вмепгиваться в его
деятельность, во-время ему подсказывать,
как лучше выполнить то или иное .меро-
приятие. Однако многие начальники отде-
лов этого не делают.

У некоторых инструкторов выработался
свовобразный стиль-—-поработает несколько
дней на корабле, затем соберет. актив, до-.
‘ложит свои выводы и уедет. Больше сюда
он ‘не возвращается. Через некоторое время
его указания забываются, и недостатки,
вскрытыю им, не изживаются.

Нужно взять за правило, что инструктор
вдет на корабль или в часть не на день или
два, а на более продолжительное время, в
зависимости от об’ема ‘работы, от особен-
ностей того-или другого корабля. Началь-
пик отдела, заслушав доклад инструктора,
должен, если находит нужным, вновь вер-
путь его на этот же корабль. Инструктор
обязан оставаться в части до тех пор, пока,
но хобьется ощутительных результатов. Пе-
риодически он должен снова возвращаться
в эту часть, чтобы лично убедиться в
устранении всех выявленных им недочетов.

Желательно, чтобы после возвращения
инструктора в отделе политической пропа-
танды критически обсудили его работу, отме-
тили положительные и отрицательные сто-
роны, посоветовали, как лучше выполнять
свои обязанности, ‘

Полковой комиссар Н. ФАРБИТНИН.

Проф. __ инженер-контр-адмирал

А. П. ШЕРНЮВ. «История воен-

ного кораблестроения с древней- ›

ших времен и до наших дней».

Военмориздат, 1940 г., стр. 360,
ц. Эр. 25 к.

>

Автору‘ удалось па протяжении всей
книги показать TOT историко-экономиче-
ский фон, на котором развивалось и совер-
шенствовалось военное кораблестроенпе,

Книга состоит. из введения и пяти глав;
1. Boonnoe кораблестроение ‘народов трев-
века нашей ‘эры. И. Воен-
ное Кораблестроение в средние века.
Ш. Военное кораблестроение нового вре-
мени, IV. Развитие военного корабле-
строения в. России. У. Влияние первой ми-
ровой империалистической войны на раз-
витие военного кораблестроения.

Таков построение книги дает читателю
паиболее полное и стройное представление
об истории. военного кораблестроения.

Многочисленные иллюстрации дополняют
текст. Книга доступна HO только морскому
читателю, но и всем интересующимся
военно-морской историей. Упоминая на-
звания кораблей, автор дает каждому из
пих тактико-техническую характеристику
и приводит цифровые данные.

Профессор A. If. ЛШершов подробно рас-
сказывает о судостроении © древнейших
Читатель знакомится .с судами

времен,
ВН персов, финикийцев, римлян, нор-
Manos, венецианцев; узнает, Kak посте-

пенно совершенствуется судостроительная
техника, как Пюявляются новые ВИДЫ
вооружения, как теория кораблестроения
получает научное обоснование.

Но наибольший интерес представляет та
часть книги, где говоритея © паровом и
броненосном кораблестроении.

В 1784 году Джемс Уалт изобрел уни-
версальную паровую машину. дало

`

блестроения

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Практические дела

В дни работы ХУШ Всесоюзной пар-
тийной конференции и сейчас, изучая ее
решения, личный состав ‘миноносца №
е большим под’емом борется за сжатые
сроки окончания судоремонта, з» отличное
освоение сложной техники.

Ежелневно в свободное время атитаторы
знакомят бойцов < материалами конферен-
ции, на живых примерах из повседневной
жизни корабля рассказывают © задачах,
которые поставлены конференцией. В куб-
риках проводятся беседы ‘о необходимости
борьбы з& идеальную чистоту, повышение
культуры в работе, о сбережении и эконо-
мни материалов.

Беседы и читки. проводят политрук
т. Смирнов, канлилаты в члены ВВИ(б)
краснофлотцы тт. Мосин, Комаров и дру-
тие. Обстоятельную беседу с коммуниета-
ми и комсомольцами провел недавно заме-
ститель командира корабля по политиче-
ской части. Он приготовил несколько диа-
трамм — нагляхные иллюстрации в гран-
хпозному плану социалистического строи-
тельства на 1941 год. Сейчас этв диаграм-
мы украшают ленинскую каюту, с ними
знакомятся бойцы и командиры.

Читая и изучая доклады тт. Маленкова
й Вознесенского, резолюции, принятые
ХУШ Всесоюзной партийной конференци-
сй, многие коммунисты и комсомольцы по-
ставили перед. собой конкретные залачи
применительно К условиям своего корабля.

Канхидат в члены партии старшина
2-й статьи т. Скандалов со своим отдело-
нием добился высоких результатов. Сейчас
он поставил перед подчиненными задачу—
усилить борьбу за экономное расходование
рабочего времени, за строгое соблюдение
трафика ремонта. В отделении своевре-
менно. планируют работу на завтра, суточ-
ный план доводят до каждого бойца. Уста-
новлен строгий контроль над выполнением
заданий. Это обеспечивает систематическое
перевыполнение. нормативов.

Периох` ремонта благоприятствует  де-
тальному изучению техники. Поэтому ком-
муниест т. Скандалов проводит боевую
учебу непосредственно у механизмов, и
каждый: раз при разборе или сборке вее-
стороние ‘знакомит бойцов с. устройством
механизма, рассказывает о причинах тех

или иных неисправностей. Тов. Скандалов,
имеющий большой опыт работы» на кора-
бельных механизмах, передает его бойцам,
индивидуально обучая каждого.

В машинной групие по инициативе ком-
муниста т. Грачева энергично взялись за
наведение чистоты на боевых постах, за
экономию смазочного материала и топлива.
Хороших результалов в борьбе за экономию
достигли комсомольцы.

Банхидат в члены партии т; Комаров
навел порядок в инструментальной кладо-
вой. Установлен контроль над приемом и
выдачей инструментов, отмечается, кто и
в каком состоянии принял и слал янстру-
мент. Тов. Комаров как атитатор ‘це раз в
беседах с бойцами отмечал добросовестное
отношение к инструменту краснофлотцев,
из отделения т, Скандалова.. Иначе исполь-
зует инструмент краснофлотец т. Ступин:
он неоднократно сдавал его грязным.

Агитируя конкретными фактами, т. Ro-
маров сам показывает пример бережного
отношения к корабельному имуществу. Для
того чтобы в инструментальной кладовой
было сухо, он по своей инициативе 0бло-
жил стены пробкой. К токарному станку
он сделал приспособление, позволяющее
производить и фрезерные работы. Это зна-
чительно сокращает расход: по ремонту. °

Для повышения технической грамотно-
сти и культуры в работе краснофлотцев
т. Комаров обязалея составить специаль-
ную таблицу, которая помогала бы бойцам
выбирать нужный инструмент.

Правильно понял свои задачи и комму-
нист т. Сутягин. Вместе с кандидатом
в члены партии т. Мальневым он навел
порядок в продовольственной и камбузной
кладовых. В прошлом году подразделение
вдвое перерасходовало обтирочный  мате-
риал, а сейчас укладывается в норму.
Кандидат в члены ВКП(б) старшина 1-й
статьи т. Тимошенко организовал трюмыв-
Бу и просушку ветопги.

В подразделении широко проводятся со-
беседования по материалам ХУШ Всесоюз-
ной партийной конференции, Сам т. Сутя-
тин прочитал все материалы конференции
и дает подробные ответы Ha вошщюсы

бойцов.
Политрук В. АНАНЬИН.

ОБМЕН ОПЫТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ. УЧЕБЫ

Командиры и политработники кораблей и
частей Тихоокеанского флота, закончившие
в прошлом голу изучение «Краткого курса
истории ВКП(б)», по приглашению  Упра-
вления политической пропаганды’ флота co-
брались в Доме партийного просвещения.
На совещании они обменялись опытом своей
работы, рассказали, как изучают произве-
дения Маркса, Энтельса, Ленина, Сталина.

— Чтобы изучить «Диалектику приро-
Хы» Энгельса, — говорят иладший полит“
руЕ т. Юлин,— Я в личном . плане само-
образования предусмотрел занятия по фи-
зике, химин и математике.

Старщий лейтенант т. Вишняков расска-
зал о, том, ‘как он работал нал прюизвехе-
нием Ленина «Империализм, как высшая
стадия капитализиа». Тов. Вишняков изу-
чил и законспектировал прочитанное, затем
пришел к замостителю командира по поли-
тической части и предложил прочитать
командному составу лекцию на эту тему.

На совещании выстунили майор т. Синь-
ков, капитан т. Бурцев, стариий лейте-
нант т. Хадученко. Они, указывали, что
отделы политической пропаганды не всегда
помогают учебе начальствующего состава.

.

повод американцу Роберту Фультону -
ставить проект колесного парохода. Но за-
мена дерева железом, & парусов —= mapo-
вой машиной происходила пока лишь на
торговых судах. Военные корабли остава-
лись попрежнему парусными, деревянны-
ми. Лебединой песнью парусного флота
явилось морское сражение при Синопе в
1853 г. В течение 20 минут турецкий
флот был уничтожен разрывными грана-
тами с русских кораблей, вооруженных
пушками Пэксана.

Начавшаяся вскоре Восточная война по-
казала полную непригодность деревянных
кораблей, поражаемых ‘даже несовершен-
ными пушками береговых батарей. Было
также установлено бесспорное преимуще-
©тво паровых винтовых кораблей перед па-
русными. 3

Впервые в этой войне было доказано
преимущество бронированных кораблей, И
уже в 1859 году во Франции был по-
строен первый броненосный ‘ корабль
«La Gloire» водоизмещенивм в 5.600 т. Де-
ревянный борт корабля был покрыт же-
лезными  ковапыми плитами. На. год
позже в Англии строится первый  желез-
ный винтовой броненосец «\’агиог» водо-
измещением в  9.360 т и скоростью хода
в 14,3 узла. Этот корабль положил начало
строительству броненосца так называемого
казематного типа. Одновременно с этим
происходит улучшение конструкции ко-
раблей.

Бой при острове Лисса в Адриатическом
море (1866 г.) межлу австрийским и
итальянским флотами был первым боем
броненосцев. Уроки этого боя послужили
для дальнейшего строительства казематных
броненосцев, пока на смену им не пришли
броненосцы мониторного типа, а затем—ба-
шанные, родоначальниками которых были
знглийские <«МПе» и «Ттайеат».

Рассказывая 0 броненосном корабле-
строении нового времени, А. П. Шершов
делает краткий 0бзор развития. корабле-
строения во всех важне морских

странах. 1

ОРИОН ЕН

Секретарь партбюро крейсера «Красный Крым» политрук И. Г.

Квашнин проводит
инструктаж агитаторов по материалам УП! Сессия Верховного Совета. СССР.
Фото Б. Шейпина.

Одновременно с броненосным развивался
и крейсерский флот. Толчком к развитию
618сса крейсеров люслужила гражданская
война в США. После ее окончания появи-

’ лась ‘необходимость постройки кораблей,

предназначенных специально для YHHITO-
жения торговых судов противника.

Русско-японская война существенно из-
менила взгляды на строительство этого
класса кораблей. Бой при Цусиме пред’явил
к крейсерам новые ‘требования, которым
существовавшие корабли но! удовлетворяли.
Назрела необходимость в создании. линей-
ного крейсера. Первые три. корабля этого
класса были построены в 1906 году в
Англин. Дальнейшая ‘эволюция линейных
крейсеров продолжалась всего. 12 лети
достигла своего предела в английском
линейном крейсере «Ноой».

Появление и развитие класса минонос-
цев были вызваны изобретением в 1866
году торпеды. Первые корабли, вооружен-
ные торпедными аппаратами, назывались
миноносками и имели небольшое водоиз-
мещение. Переход от миноносок & более
крупным единицам — миноносцам -—— был
вызван необходимостью придать им море-
ходные качества. Появление торпеды внес-
ло также изменение и в конструкцию кэр-
пуса линейных кораблей. _

Идея подводного плавания уже давно
занимала умы изобретателей. Первую л0л-
ку, способную погружаться, построил аме-
риканец Давид Бушнель. На заре’ своего
развития подводные лодки были очень при-
митивными, погружались Ha небольшую
глубину, само погружение и воплытие про-
ходили очень медленно. Но постепенно
конструкция лодок совершенствуется, и
подводные корабли начинают приобретать
BC6 более важное значение. Строительство
подводного флота стало особенно прогрес-
сировать 60 времени первой империали-
стической войны.

$ *ж

Начало, русского кораблестроения отно-
сия к далекому шюшлому. Русская
летопись рассказывает о морских походах
древних славян, которые. на своих ладьях
доходили до Византии. Однако лишь
Петр 1, который прекрасно понимал значе-
ние могучего флота, начал планомерное
строительство военных кораблей. Умело
используя достижения иностранного кораб-

По ‘стфаницам зарубежной печати

Береговая оборона СИД

В программе морских вооружений США
значительное внимание уделяется усиле-
нию береговой обороньь. До начала вой-
ны в Европо центр тяжести береговых
укреплений прихохился на тихоокеанскоо
побережь США. Теперь, наряду © увели-
чением численности атлантического флота
и постройкой военно-морских баз. на во-
точном. побережье, предпринят ряд мер
по созданию ‘мощных береговых батарей и
в этих районах,

Американский журнал «Арми Opj-
нанс» помещает статью  тенерал-майора
американской армин Xeryya, посвящен-
ную организации береговой обороны.

Автор проводит мысль, что оборону 6е-
рега ‘должен осуществлять не PLOT, a ap-
тиллерия, действующая в тесном взаимо-
действии © сухопутной армией. Военно-
морокой флот, по инению автора, в ©лу-
чае возникновения конфликта должен
находиться в открытом море и ¢ Hero
должна быть снята ответственность 3a
местную оборону. Даже оборону баз дол-
HHA осуществлять армия.

Хегуд полразделяет всё восточное 1п0бе-
режье США на три оборонительных райо-
на: район Новой Антлии © базами Порт-
ленд, Портемут и Бостон; средне-атлан-
тический район с пятью бухтами — На-
рагансет, Лонг-Айленд, Нью-Йорк, Дела-
вэр и Чизапик; тожный район с несколь-
RM небольшими гаванями и военно-мор-
скими базами в Чарльстоне (Южная Ка-
ролина) и Пенсакола.

«Все американские военно-морские ба-
зы на атлантическом побережье, за,  ис-
хлючением базы Гуантанамо на острове
Куба, — пишет азвтор,— находятся в пре-
делах этих трех укрепленных районов.
Существенным их недостатком, однако,
является то, что почти всем портам на во-
сточном побережье США нехватает орудий,
подводных лодок, самолетов и кораблей
для постановки мин».

По мнению автора, оборону баз и га-
ваней следует организовать следующим
образом: укрепленный район должен воз-
главлять компетентный офицер армии или
флота, которого будет  непосредетвенно
назначать на эту должность’ президент.
Должен быть точно ‘установлен поряхок
преемственности, чтобы при воэникнове-
нии какой-либо случайности командова-
ние не могло перейти в руки. какого-ни-
будь некомпетентного лица, непригодного
для выолнения столь ответственных 32-
дач.

Командующий фортом (в пределах ’ук-
репленного района, на, суше и море) должен
распоряжатьея определенными и постоян-
ными укреплениями и иметь в своем ве-
дении мины, самолеты, подводные лодки
и береговые моторные катера (небольшие
торпедные хатера, предназначенные для
береговой обороны). В’ его распоряжении
холжны также быть мобильные Части,
‘известные под названием частей поддерж-
ки артиллерии, в. задачу которых входит

залцита тыла фортов от вторгнувшихся
частей. противника.

Побережье между укрепленными райо-
нами, по мысли. Хегуда, должно -охранять-
ся. мобильньхеи частями, организованными
так, чтобы иметь возможность отразить
противника, пытающегося высадиться в
мелких водах или начавшего операции на
суше. Беремвая и полевая артиллерия
должна быть ‘06’единена. Хегуд предлагает
направить 30 тыс. человек‘ из состава
регулярной армии в части береговой 00-
роны для обслуживания тяжелых орудий
и зенитной артиллерии всех районов С0е-
диненных Штатов Амеряки, исключая Па-
намский канал и Гавайские острова.

В случае вступления США в войну бе-
ретовая оборона’ должна быть укреплена
частями национальной  гвархии, известны-
ми сейчас под названием артиллерийских
резервов и проходящими сбответетвую-
шую подготовку. Одновременно © этим не-
обхохимо создать части артиллерийской
поддержки, т. в. пехоту и артиллерию.

Хегуд считает, что численность самоле-
тов береговой артиллерии должна опреде-
ляться из. расчета один самолет Ha два
крупнокалиберных орудия, Авиация po
взуимодействии. с артиллерией должна
разработать практическую систему. наблю-
дения и  опредедения = дальнобойности
крупных орудий фортов. Это позволит зна-
чительно повысить эффективность bow-
барлитювки ‘флота противника путем ис-
пользования авиации во взаимодействии
с береговой артиллерией.

Автор статьи предлагает в первую оче=
редь провести ряд мероприятий по укфре-
Tern береговой ‘ обороны США: прежде
всего снести все ‘устаревшие ‘батареи и
заменить их башенными орудиями, способ-
ными ‘противостоять снарядам большой
разрывной силы, реконструировать ряд
фортов, в том числе форты в бухте Чи-
запик, построить дополнительные форты
в районе Хустон — Бемонт в Техасе, rie
расположены крупные нефтяные . источ-
ники. Шо мнению Хегуда, необходимо
заменить устаревшие дальномерные по-
сеты современными, снабженными aBTo-
матическими вычислительными  прибо-
рами, наподобие приборов, имеющихся при
зенитных батареях; создать противобомбо-
вые и противохимические убежища для
гарнизонов, обеспечить ‚форты соответет-
вующим береговых вооружением,  заме-
нить все минные кабели и предусмотреть
более современные средства для контроля
минных полей, в особенности для п9-
становки мин ‘и ремонта кабеля в ночное
время. Следует предусмотреть возможность
переоборудования ‘беротовых катеров в мин-
ные затрадители ва случай чрезвытайтых
обетоятельств; обеспечить достаточное. ко-
личество портовых катеров, барж и букеи-
ров; снабдить базы подводными лодками,
способными оперировать на мелководье, и
новыми береговыми моторными катерами,
недавно принятыми на вооружение военно-,
морского флота США,

ГЕРМАНСКАЯ ДАЛЬНОБОЙНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ
НА ПОБЕРЕЖЬЕ ЛА-МАНША

Газета «Дейче  Альтемейне  Цейтунг»
приводит ‘некоторые данные о дальнобой-
ных орудиях, установленных на берегу
Ла-Манша для обстрела побережья  Юго-
Восточной Антлии. Эти большие орудия
установлены на бетонных площадках, по-
етроенных в определенных пунктах побе-
режья, либо поставлены на железнодорож-
ные платформы и могут передвигаться вдоль
береговой линии.

Траектория полета снаряда проходит че-
рез стратосферу. Максимальная высота

траектории снаряда, выпускаемого 280-ми
орудием, ‘стреляющим через. самое узкое
место Канала (38, км), достигает 13.000
метров. Орудие же 210-мм калибра, стре-
ляющее на 120 км, выбрасывает свой сна-
ряд на высоту до 40 тыс, метров:

Продолжительность полета снаряда вееь-
ма велика. Для указанных’ расстояний она
составляет у 280-мм орудия 105 секунд
ит 210-мм орудия — 180 секунд. (боб.
инф,).

г

Сокращение судоходства в Нанамском канале

Английский журнал «Док энд’ Харбор
Озсорити» приводит отчет губернатора
зоны Панамского канала за 1939-1940
финансовый год. Судя по данным отчета,
за этот период (с 1 июля 1939 по 30 июня
1940 г.) ‘через канал прошло 5.370 окван-

лестроения, Петр I быстрыми темпами co-
здал многочисленные верфи, на которых
строились корабли различных классов.

После смерти Петра Г флот приходит в
упалок и снова возрождается только при
Екатерине- Ц. Старые корабли заменяются
новыми, улучшается подготовка личного
состава. ом : ¥

Корабли строились по определенным чер-
тежам. Конструктивные новшества вводили
редко и нербшительно:
война, показавшая полную непригодность
парусных и деревянных кораблей для
дальнейшей боевой службы, наметила но-
вые пути развития русского’ кораблестрое-
ния. Начинается ‘постройка винтовых  ко-
раблей. Деревянная обшивка корпуса за-
меняется железной.  Решив строить только
железные ‘суда, русское правительство
принимает одновременно энергичные меры
к расширению и капитальному‘ переобору-
дованию казенных верфей и созданию но-
вых судостроительных ‘и механических
заводов, Первым железным броненосным
кораблем, построенным в России, была
пловучая батарея «Не тронь меня».

Дальнейшее развитие русского корабле-
строения идет по линии постройки мног-
численных кораблей различных классов и
типов, преимущественно по английским и
французским образцам. Тем He менее в
развитии кораблестроительной науки pyc-
ким ученым принадлежит почетное место.
Особенно следует отметить. выдающиеся
заслуги адмирала С. 0. Макарова, профес-
сора И. Г. Бубнова и академика ‘
Врылова. Их труды вошли в золотой фонд
не только русской, но и мировой корабле-
строительной науки.

Первая империалистическая война ока-
зала огромное влияние на развитие флотов
всех государств. Весь огромный опыт вой-
ны был тщательно изучен и использован в
кораблестроении послевоенных годов.

Книга подробно и широко освещает этот
периол, давая характеристику строитель-
ства кораблей различных классов во всех
тосуларствах. Читатель наглядно видит,
с какими морскими силами воюющие ныне
страны вступили во вторую империалисти-
ческую войну.

В конце книти дан краткий 0б3юр co-
ветского военного кораблестроения, от
первых дней восстановления флота до

Только Восточная:

ских судов — на 9 проц: меныше, чем в
предыдущем ‘году, когда канал’ пропустил
5.903 океанских парохода.

Как указывает журнал, итоги 1939—-
1940 г.— самые низкие 33 последние
5 лет. (06. `инф.). +

строительства могучемю морского и океан-
ского флота СССР.

К сожалению, в книге нет хронологиче-
ской. таблицы. развития военного корабле-
строения, что значительно облегчило бы
чтение материала.

Профессор А. П. Шершов написал хо-
рошую, полезную книгу. Она могла быть
еще лучше, еёли бы ее редактор т. Яков-
лев с достаточной серьезностью выполнил
порученную ему работу. 48

Внита, претендующая ‘на значение
исторического труда, должна быть безу-
пречной тю части дат, цитат и названий.
Между том в ней перепутаны и хронологи-
ческие даты. и фактические данные, Обид-
нее всего, что большинство ошибок. касдет-
ся истории Военно-Морского Флота СССР.
Tar, Ha странице 339 указано, что лин-
кор «Республика»— бывший «Цесаревич»,
хотя известно, что «Цесаревич» был пере-
именован в «Гражданин», 2 название
«Республика» получил линкор «Павел Г».

Неверно утверждение, что крейсер «Ас-
кольд» приобретен в Японии (стр. 337).
Неправильно, что английский флот поте-
pad при налете на Кронштадт 7 катеров.
‚ Нельзя циеать так:; «Создание решением
сессии Верховного. Совета СССР в 1937 г.
наркомата ‹ Военно-Морского Флота...». Эта
фраза неграмотна; & содержание ее истори-
чески . неверно. Наркомат. создан по поста-
новлению Президиума ЦИК СССР’ 30 дека-
бря 1937 г., & 1-я сессия Верховного  Сове-
та была в январе: 1938 т.

Или. еще; «С восстановлением народного
хозяйства, проводя политику мира, Совет-
ская страна поставила условием его уси-
ление боевой моши Ерасной Армии и Rpac-
ного Военно-Морского флота. Возрождение
последнего было постановлено IX С’ездом
Советов осенью 1921 г.» (стр. 344).

Начало возрождения флота было положе-
но но на IX С’езде Советов (кстати, этот
с’езд был но осенью, & в конце декабря),
3 воще весною ‘1921 г., на Х с’езде РЕП(б).

Перечисление других ошибок, появив-
шихся в результале неряшливой работы
редактора, °можлю ‘было бы продолжить.
Такие искажения снижают ценность этого
большого. труда. ;

Ю. ДНЕПРОВ.