Планирование боевой подготовки
в подразделении

Правильный план сам по себе еще не
решает успеха. дела. Командир подразделе-
ния должен настойчиво бороться за его
выполнение, уважать свой план и приви-
вать такое же отношение подчиненным.

Командир составляет перечень задач,
содержание которых последовательно
усложняется. На их основе планируется
боевая подготовка на определенный пе-
ряод. В соответствии с перечнем командир
подразделения составляет свой план боевой
подготовки.

Коротко расскажу о ‘некотором опыте
планирования в подразделении.

Командир корабля, исходя из задач
боевой подготовки на год, ставил перед
подразделением конкретные задачи. Тут же
командир корабля определял, какую зада-
чу и за какой срок должно вышюхлнить TO
пли иное подразделение. При этом учиты-
вались уровень одиночной подготовки
краснофлотцев, степень сколоченности 6ое-
вых постов. Хох подготовки контролировал
старший помощник командира корабля. Он
следил за выполнением плана каждый
день. В конце недели ему представляли
итоги выполнения -нормативов и оценки.
командиров всех подразделений.

Командиры подразделений, руководствуясь
недельным планом старшего помощника,
нацеливали бойцов на решение основных
вопросов, не разбрасываясь по мелочам.
Отсюда воспитывалась привычка ценить
фактор времени. В первую очередь обра-
щали внималие на глубокое изучение тех-
ники. Когда достигали хороших результа-
тов, переходили к отшлифовке организации
и только побле этого тренировали красно-
флотцев на механизмах, добивались aBTO-
матизма действий.

Такая последовательность учебы с крас-
нофлотцами выбрана неспроста. Если боец
будет плохо знать устройство данного ме-
ханизма, принципы его работы, не научит-
ся самостоятельно ‘устранять неисправно-
сти, то он неизбежно будет нарушать ор-
танизацию. А в этом случае боец никогда
не уложится в существующие нормативы
времени. Командир подразделения не мо-
жет требовать от подчиненных выполнения`
нормативов, автоматизма действий, если
люди не натренированы в отношении ор-
ганизации.

Составленный командиром подразделения
план доводилея до личного состава. Kpac-
нофлотцы и младшие командиры всегда
знали, с кажой целью проводятся охиноч-
пые и частные учения.

После очередного учения командир со-
бирал личный состав на разбор. Он ука-
зывал на недостатки отдельных краено-
флотцев, анализировал причины и давал
указания, kak их. устранить. Тут
же он говорил о лучших отделениях и
краснофлотцах, действовавших наиболее
организованно и перевыполнявигих норма-
тивы. В конце разбора командир сообщал
подчиненным задачи на дальнейшее время.

Большое внимание уделяли планирова-
нию одиночной  пюдготовки на каждый
день. Основная цель — выработать BO
всех звеньях подразделения точность, чет-
кость и быстроту исполнения боевых ин-
струкций. Мы долгое время обдумывали,
как лучше и методически правильнее с9-
ставлять план одиночных и частных уче-
ний. Этот вопрос остро встал перед нами
потому, что боевая подготовка малого под-
разделения и боевой части в целом плани-
руетея, исходя из реальных возможностей
корабля в период ero боевых действий.
Пришли ® выводу, что для кораблей с оди-
наковой системой вооружения можно зара-
пее продумать и нанисать планы частных
и общих учений. Важдый такой план-ва-
риант должен содержать данные об обста-
попке и цели и указание, в каком порядке
выполнять задачу.

Классификация планов, их содержание
и составление требуют от командира серь-
езного, вдумчивого отношения. В нашем
подразделении мы составили три типа пла-
нов. Первый предусматривал дневной бой
корабля © надводным противником; вто-
рой — действие корабля против береговых
целей днем; третий — бой корабля ночью.
Важлый из этих планов разрабатывалея
более подробно. Например, в дневном бою

Активизация действий авиации на мо-
ре, увеличение дальности полетов застави-
ли воюющие страны организовать специ-
альную  аварийно-спасательную службу.
Задача этой службы — обеспечивать бое-
вую работу авиации над морскими райо-
нами, помогать экипажам самолетов, сби-
тых в воздушном бою или севших в море.

Развитие системы воздушного наблю-
дения, оповещения и связи; уси-
ление противовоздушной обороны
‘значительно увеличили потери
авиации при налетах на военно-
морские базы и укрепленные
пункты противника. Так, в пе-
риод наиболее напряженных воз-
душных боев английская авиация
в августе— сентябре прошлого го-
да в среднем за день (по данным
германской печати) теряла по 73
самолета. С августа по 10 октяб-
ря было сбито около 4 тыю. ан-
тлийских самолетов. В свою оче-
редь английская противовоздуш-
ная оборона и авиация, пб с00б-
шению агентства Рейтер, сбивала
в день по 76 самолетов; В боль-
шинстве случаев воздушные бои
происходили над южным п0бе-
режьем Англии, проливом Ла-
Манш п южной частью Северного моря,
т. 6, над водной поверхностью. Естествен-
HO, что болышое количество сбитых и по-
врежденных самолетов падало в воду. Эки-
пажи самолетов, спасаясь на паралиютах,
не могли долго держаться на водо и по-
гибали.

Для сокраацения потерь в личном соста-
ве военно-воздушных сил. и Германия и
Англия в короткий срок ‘создали широкую
сеть специальных отрядов для спасения
летного состава, разработали новые ин-
дивилуальные средства, позволяющие лет-
чикам продолжительное время держаться
na воле. Все английские летчики морской
и сухопутной авиации снабженьь спе-
ппальной резиновой жилеткой, плотно 0б-
логающей тело. От жилетки отходит ре-
зиновый шланг с наконечником, облегчаю-
щий быстрое наполнение ее воздухом.

цель может быть видимой, невидимой или
временно скрывающейся. В действиях про-
тив берега могут быть предусмотрены пла-
ны учений для видимой и невидимой це-
лей, с корректировкой и без, корректиров-
ки. Таким же ‘образом для боя ночью мож-
‚но иметь плам для действия по надводной
и тю беретовой целям. При этом ках в
одном, так и в другом варианте тренировок
5 ночному бою необходихо предусмотреть
освещение. Все это мы учитывали и по-
дробно развивали в своих планах. По каж-

дому из этих вариантов проводились систе-

матические тренировки личного состава,
Пели же организация в некоторых случаях
не изменялась, то мы ограничивались
одним вариантом плана.

Как же конкретно составлялся план
частного учения отдельных подразделений?
Приведу несколько примероз. Bor, допу-
стим, один вариант плана. Вначале ука-
зана обстановка: ночь, видимость  10—
15 кабельтовых; затем сообщено, что в
данном районе предполагается наличие
большого корабля противника.’ Пишется
цель учения, например: привить личному
составу навыки быстро и правильно бе-
тать по верхней пзлубе; добиться полного
и правильного приготовления боевого по-
ста к бою. Затем указывается организация,
например: сигнал «корабль к бою изгото-
вить»; доклады поступают в ГКП; мате-
риальная часть готовится без противогаза;
произвотится ряд упражнений в горизон-
тальном наведении на заданный курсовой
угол правого и левого борта; вводные, от-
бой боевой тревоги и т. д..

Мне кажется, ‘что составленные по та-
кому принципу планы могут © успехом
применяться на всех однотипных кораб-
лях. Усложняя обстановку или вводные,
мы добивались слаженных, четких и бы-
стрых действий личного состава в любой
обстановке. к

В приведенном нами плане должен быть
порядковый перечень команд и докладов
того командира, который будет руководить
учением. По такому плану приходилось

‘тренировать личный состав до тех пор,

пока достигались четкость, точность и бы-\
строта исполнения сигнала или команды.

Периодически следует проверять степень
обученности личного состава, особенно при
смене боевых номеров и при готовности
всех трех смен.

В плане бозвой подготовки на день мы
после каждого учения предусматривали
15—20-минутные разборы действий лич-
ного состава. Они имеют большое эначе-
ние для устранения недостатков, и такие
разборы надо обязательно практиковать.

»

На некоторых учениях на. больших ко-
раблях есть ‘отделения, загруженные мень-
ше других. Для таких отделений необхо-
димо составлять дополнительный план,
рассчитанный в основном на работу отде-
ления и отдельного краснофлотца. Соста-
вляют его в расчете, что занятиями будет
руководить старшина. Тем самым млад-
ший командир может проявить больше
инициативы в обучении подчиненных.

Предположим, одно отделение оказалось
менее загруженным, чем другие. Команхир
такого отделения может дать команды «та-
зы», «пожар», может «вывести» отдель-
ные механизмы и краснофлотцев из строя
ит.д. ив боответствии с этим проводить
тренировку. Такая учеба, заранее сплани-
рованная, мобилизует весь личный состав
п делает боевую подготовку живой и целе-
устремленной. Тем самым сокращается об-
mee время, необходимое XIAN подготовки
всего артиллерийского подразделения.

Таковы некоторые вошюсы планирова-
ния боевой подготовки, о которых мне хо-
телось рассказать. Соблюдая строгую по-
следовательность, систематически повторяя
пройдениое, мы добились того, что боль-
шинство краснофлотцев научилось быстро,
четко и организованно обслуживать меха-
низмы и выполнять нормативы.

Старший лейтенант А. ФИЛИМОНОВ.

Кроме того на всех боевых самолетах
есть надувная резиновая шлюпка, храня-
щаяся в крыле или фюзеляже самолета.
Она находится в таком месте, что в слу-
чае необходимости ее очень легко достать.
Шлюпка надувается автоматически. Она
спабжена цилиндром с сильно сжатым га-
зом 00.. На» цилиндре имеется удлинение
для пломбы, закрывающей выходное от-

Рис. 1.

верстие. От этого приспособления отходят
две трубки, —— они составляют часть авто-
матического прибора, надувающего лодку.
Английская резиновая шлюпка снабжена
также насосом, которым можно подкачаль
воздух вручную.

Kpome того английское командование
еще в начале войны решило использовать
для аварийно-спасательной службы боль-
шое количество рыбацких шхун, торговых
судов, быстроходных катеров и специаль-
ных самолетов. Все эти средства снабже-
ны радиоустановками. Получив по радио
сигнал бедствия, ближайший самолет или.
корабль направляется в район гибели
транспорта или самолета и оказывают лю-
IAM помощь.

собенно большое значение в спасении
личного состава кораблей и самолетов

‚командиров.

ede т. И
Е

Старшина 2-Й статьи Е. К.

ll. К. Банных стрельбе по уходящему самолету.

флотилия).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ty

he 4

Ар.

ый. rf

Лесков обучает краснофлотцев Н. П. Савенко и

(Амурская Краснознаменная
Фото И. Русакова. (ТАСС).

$

Зимнее траление

„Траление в осенне-зимних условиях —
задача весьма трудная. Для успешного ее
решения требуются тщательная подготовка
людей и материальной части, хорошая
организация всей службы на тралящем
корабле.

Перед выходом на траление в зимних
условиях слелует в первую очередь про-
верить и подготовить к безотказному дей-
ствию механизмы трального поста. Oco-
бенно это относится в механизмам, имею-
щим  вращающиея части: лебедки,
краны, выюшки и др. Если, например,
лобедка не будет приведена в надлежащее
состояние, то зв процессе работы с ее. ба-
рабана может соскользнуть «восьмерка», и
это приведет к срыву выполнения всего
задания.

При плохой пюгоде, & особенно при 60-
ковой качке в открыом море, подготовка,
параванов K действию очень затрудни-
тельна. Практика показала, что еще до
выхода из базы следует перекатить пара-
ваньй на ют, приготовить их к постановке
и затем закрепить. После этого протяги-
вают на юте добавочные штормовые леерз.
Располагают их таким образом: один от
трапа до ростров, а второй — от ростров
до кормового мостика.

Очень важную роль играет умелая ор-
танизация спуска паравана за борт. Здесь
имеет значение каждое движение бойцов и
Обычно спуском руководит
команлир отделения. Он правым пред-
плечьем упирается в ферму крана и пра-
вой рукой лержит оттяжку пентер-гака.

Это дает ему возможность хорошо укре-

питься во время качки.

Младшему команлиру помогает его по-
мощник. Он направляет рогаткой параван
зз борт. Делает это он одной рукой, & вто-
рой держится за леерные стойки. Если
в это врёмя очень сильно качает корабль,
то этого специалиста удерживают из палу-
66 еше один-два бойца.

С болышими трудностями приходится
сталкизаться при выбирании тралов. Xo-
лодные волны перекатываются по палубе,
обдают ледяными брызгами людей. Палуба
превращается в сплошной каток. Приборы
и оружие покрываются коркой льда.

Зимнее траление требует четкой орга-
низации дела, наличня большой сноровки
и умения, отработанных систематическими
упражнениями. На нашем “корабле этим
вопросам придается первостепенное значе-
ние.

Личный состав подразделения лейтенан-
та т. Барсева заранее, перед каждым
выходом на траление, обсуждает, как луч-
ше и быстрее. выполнить предстоящее
задание. Проверяется знание каждым
бойцом своих обязанностей при постанов-
ке и уборке тралов. На основании глубо-
кого анализа ошибок, допущенных во

Аварийно-спасательная служба на море

придается летающим лодкам. Только за
ноябрь и декабрь прошлого года англий-
ские гидросамолеты спасли в Атлантиче-
ском океане свыше 500 чел. 0 методе ра-
боты отрядов аварийно-спасательной служ-
бы можно судить по рассказу, помещенно-
му в английском журнале «Фляйт».

Патрулируя в Северном море, два анг-
лийских самолета получили по радио сиг-
нал бедствия и быстро направи-
лись к месту гибели судна. При
приближении к этому району
экипаж одного из самолетов 38-
метил германскую подводную лод-
ку, быстро уходившую на глуби-
ну. Самолеты не стали преследо-
вать лодку, & сразу пошли к ме-
сту, где затонул транспорт. При
этом, пока один из самолетов под-
бирал людей на воде, второй с
воздуха охранял его от наладе-
ния подводной @одки или авиа-
ции противника. После того как
первая машина поднялась в в03-
дух, вторая совершила посадку и
в свою очередь подобрала моря-
ков. Таким образом, два гидроса-
молета сумели спасти 34 матро-
; с» погибшего корабля.

В тех случаях, когда самолет не может
принять всех териящих бедствие из-за
состояния моря, которое не позволяет со-
верпгить посадку, он наводит к месту ги-
бели парохода один из кораблей или ка-
теров, входящих в состав ‘отояда спаса-
тельной службы. Журнал «Фляйт» при-
водит такой пример: один из летчиков за-
метил на море два связапных вместе пло-
та. Огромные волны перекатывалиеь ч6-
рез них, грозя каждую минуту смыть лю-
дей. Самолет был колесный, но при такой
волне даже летающая лодка не могла бы
безопасно произвести посадку. ‹ Поэтому
летчик, набрав высоту, стал искать на
горизонте корабль, который мог бы ока-
зать помощь терпевшим бедствие. Заметив
пароход, он связался с ним и, пролетев
по курсу к плотам, навел корабль.

время предыдущего траления, определяют-
ся методы безотказной работы механизмов
и людей.

Обращаясь в.своим подчиненным, лей-
тенант т. Барсев указывает:

— В прошлый фаз правый параван по-
шел в воду не сразу, потому что красно-
флотец Заика в момент спуска паравана в
воду задержал  стравливание тралящей
части © вьюшки. Левый параван сразу
  «забрал», пошел на глубину. Он был сбро-
шен с корабля под правильным углом.
Тралящая часть была стравлена своевре-
менно и в достаточном количестве,

Далее командир учит, как надо дей-
ствовать на обледеневшей палубе, дает ряд
‘увазаний по поддержанию, непрерывной
связи © главным командным пунктом.

Перед выполнением задания тщательно
проверяется, в порядке ли. одежда и обувь
бойцов, все ли. имеют рукавицы, предо-
храняющие руки от накалов и ударов ©
материальную часть,

Минеры соревнуются с личным составом
пятой боевой части. Старшина группы
электриков т. Шалаев умело руководит
своими подчиненными, обеспечивающими
безотказную работу механизмов по поста-
новке н уборке тралов. Ни один механизм
HO остается неопробованным перед выхо-
дом корабля в море.

Хоропю работают также рулевые, сиг-
нальщики, радисты. Штюрмовая погоха и
плохая видимость требуют от них глубо-
кого знания дела. Штурман лейтенант
т. Гордеев повседневно занимается с фу-
левыми, учит их, как лучше управлять
кораблем во время траления, как опреде-
лить, куда и в какой мере катится корабль.
Особенно сложна работа рулевого, если
корабль тралит в паре с другим. Трал тя-
вет корму в сторону. Быстрая ориентация
и принятие правильного решения в этом
случае обеспечивают общий успех выпол-
нения задачи. Все эти момёнты первона-
чально отрабатываются еще до выхода из
базы и затем — практически, в реальной
обстановке,

Ситнальщики должны быть очень бди-
тельными и. дальнозоркими. Впереди иду-
щий корабль подсек мину. Она может вы-
скочить прямо на курсе твоего корабля. Чем
раныше заметишь ее, тем больше времени
булет у командира для правильного ма-
невра, задержка которого может кораблю
дорого стоить. и

Прахтика показала, что в таком вопро-
се. как подготовка личного состава к тра-
лению в усложненных условиях, нет мело-
чей. Услешное выполнение задач возмюж-
не лишь при условии постоянной  трени-
ровки, доведения практических навыков

каждого бойца ло совершенства.
Старший лейтенант Б. НУДЬГА.

Примерно такая же схема организации
аварийно-спасательной службы принята и
Германией. Немецкое командование моби-
лизовало для этой цели вое спасательные
суда в портах Норвегии, Дании, Германии,
Бельгии, Голландии и Франции. Эти суда
0б’единены в отряды, которые прикрепле-
ны к. определенным районам. Обычно ко-
рабли расставляются по вероятным на-
правлениям полета самолетов. Bee герман-.
ские спасательные корабли, как и анг-
лийские, снабжены радиостанциями. Они
поддерживают связь с командным пунктом
противовоздушной обороны берега и дей-
ствующими в этом районе спасательными
самолетами. Между прочим, как подчерки-
вают английские и американские газеты,
экипажи этих кораблей ведут одновремен-.
но разведку и наблюдение з& воздушным и!
морским противником, сообщая о его появ-
лении ИВО берега.

Немцы широко используют для спасе-
ния летного состава поплавковые и л0-
дочные самолеты. Германское информаци-
онное бюро, сообщая о деятельности спа-
салельных самолетов, отмечает, что они
вполне себя оправдали. Метод работы гер-.
манских спасательных самолетов схож с
английским. Заметив на водо летчика, са-
молет производит посадку где-нибудь вбли-
зи, затем, подруливая к пловцу, бросает
ему спасательный конец и подтягивает
летчика & самолету (рис. № 2). Спе-
циальнал куртка, наполненная сжатым
воздухом (такой курткой снабжен весь
летный состав германских ВВС), позволя-
ег летчику долго держаться на воде.

В последнее время для облегчения по-
иска экипажей самолетов, погибших в мо-
ре, стали применять специальные дымо-
образующие пакоты. При соприкосновении
с водой состав, которым наполнен пакет,
разлатается и образует дым, видимый на
большом расстоянии (рис. № 1). Вроме
того, спасательные куртки немецких лет-
чиков снабжены мешочками с веществом,
которое окрашивает воду. в зеленый цвет.
На воде осталотся крупныю зеленые пятна,
хорошо заметные с воздуха.

Немецкое командование в период мас-
совых действий ВВС над морем устанавли-
вало вдоль своего побережья Северного’

13 марта 1941 г, № 60 (714)

—
—-

Образцовый командир

Капитан Кондратенко неожиданно при-
был на командный пункт одного подразде-
ления. Дав управляющему огнем и его по-
мощнику тактическую обстановку и времл,
чтобьё ев осмыслить, он приказал подгото-
вить предварительные данные для откры-
тия огня. Старший лейтенант Ошеверов
сёрьезно отнесся к задаче и решил ев пра-

‘ вильно. Иначе поступил ero помощник

лейтенант Власов. Готовя исходные данные
в 23 часа, оп взял метеосводку на 17 час.
Между тем имелась сводка и на 3 часа.

Капитан ^ внимательно ‘следил за хей-
ствиями командиров и потом сделал разбор.
Оценив работу каждого, он указал, что
лейтенант Власов по существу формально
решал задачу и это привело его к грубой
опгибке.

Капитан Кондратенко, стремясь научить
подчиненных метко стрелять, всячески вне-
дряет в их сознание, что достигнуть вы-
сокого мастерства можно лишь при усло-
вии, если артиллерийская практика будет
дополняться систематической и правильно
организованной командирской учебой. Твер-
дое планирование работы, строгая требова-
тельность, забота о подчиненных и личный
показ — характерные черты командира
Кондратенко.

Чтобы занятия были наиболее продук-
тивными, часть снабжена световыми ми-
ниатюр-полигонами. Имеется хороший по-
лигон,

Большое внимание ‘уделено теории
стрельбы. Капитан практически показыва-
ет, что тренировка без знания ‘теории дает
немного. Он прочитал  пачальствующему
составу несколько лекций: «Оборона Порт-
Артура», «Дарданельская операция», «Раз-
гром линии Маннергейма». Сейчас готовит
доклад «Борьба за Осовец».

На каждого управляющего огпем и его
заместителя т. Кондратенко ведет журнал.
Носле тренировок он производит разбор, во
время которого каждому управляющему
отнем и его помощнику дается возможность
самим находить ошибки. После этого капи-
тан делает выводы с таким расчетом, что-
бы ни у кого не оставалось неясных во-
просов, полностью были осознаны ошибки
и их последствия.

Чтобы натренировать командиров в Ha-
блюдении знаков, научить правильно оце-
нивать последние, т. Кондратенко имеет
специальную карточку всплесков для раз-
личных вариантов решения огневых задач.

Посылая управляющих огнем и их по-
мощников на стрельбы других подразделе-
ний, капитан требует, чтобы они не были
там посторонними зрителями. Он дает за-
дания по наблюдению. Для залиси на
каждого управляющего огнем заведена ин-
дивидуальная карточка. Это мероприятие
имеет большое значение: присутствующий
не только следит за, действиями, но и сам
принимает решение, заносит его в кар-
точку. После стрельбы делается разбор.

Тов. Кондратенко постоянно заботится о
том, чтобы каждый управляющий огнем и
его помощник имел все нужные пособия.
Он специально разрабатывает задания, ука-
зывает источники, назначает сроки вышол-
нения, затем проверяет и делает свои за-
мечания. Командир требует последователь-
ных и повседневных тренировок -7- в лю-
бое время, при любой погоде, в противога-
зах и 063 них. .

Капитан не только учит отлично стре-
лять, но и развивает в каждом бойце ини-
циативу. На стрельбе, проходившей в усло-
виях «заражения» отравляющими вещест-
вами, был такой случай: при заряжании

произошло заедание трубки. Казалось,
пуск неминуем. Краснофлотец Скиба иги.
венно сбросил резиновую перчатку и уст-
ранил задержку. Боец «нарушил» тиц
ческую дисциплину, но в данном лу
выполнение боевой задачи было важнеь,

В прошлые годы на стрельбах отиета.
лись случаи пропусков. Тов. Конхратенн
установил, что за работой задвижки злу.
ка не было постоянного контроля. Она вы.
падала, и пюэтому парушалось взаимоей.
ствие частей замка. Он потребовал от зах.
ковых, чтобы они следили 34 задвижкой,
Она болыше не выпадала.

Как-то при стрельбе одно орудие иуел
пропуск. Капитан приказал обеспечить
тщательную калибровку боевого запаса,
регулировку стреляющего приспособления,
измерение зазоров, проверку выхода. кат.
сульной втулки, бойка и т, д. От млаулит
командиров и краснофлотцев: он потребовал
слаженности, внимательности и четкости,
Bee . aro способствовало выполнения
стрельб в 1940 roxy без задержек и про
‚пусков.

Как только вышел новый Дисциплина
пый ‘устав, капитан провел беседы. 01
рассказывал молодьюю бойцам, почему пух-
на стротая дисциплина, об’яснял, чт
только хорошо натренированный, не 69я-
щийся лишений боец может успешино вы-
полнить задачу в любой обстановке. а.
питан предложил начальствующему состезу
обучать. молодых бойцов непосредотвенто
у орудий, невзирая па стужу, дожль т
снег. Ноэтому многие молодые краснофлт-
цы в короткий срок достигли высоких 10-
казателей и сейчас ше отстают от crap.
служащих.

Тов. Кондратенко много занимается г
младшими командирами, Он воспитывает
в. них сознание, что самые большие дела
строятся из так называемых мелочей, тре-

‘бует пунктуального выполнения инструх-

ций, наставлений и уставов. Однажлы
младший комапдир Сурков без разрешенля
открыл дверь кабинета. Капитан остановил
его и приказал войти по уставу. Сурков а
этот раз уже попросил разрешения войти.
Капитан об’яснил младшему командиру,
что и он должен так требовать с подчи:
HOHHEIX.

Капитан учит всех нижестоящих вз-
чальников, что поощрения могут только
тогда играть роль, когда они применяют-
ся обдуманно, со строгим учетом достихе-
ний бойцов и командиров. Сам т. Конхра-
тенко поошряет лишь тех, кто добросове-
стно относится в делу и имеет успехи в
боевой и политической учебе.

Так, при приеме ‘одной из задач красно-
флотец Мырзин действительно блеснул
знанием дела. Здесь же командир прика-
зал выстроить молодых бойцов подразде-
ления и об’явил т. Мырзину благодарность.

В прошлом у одного из командиров бы-
ли недостатки в работе. Вапитан наложа
на него взыскание. Затем этот команде
стал заметно исправляться и вывел своих
бойцов ‘на одно из первых мест. За выч-
кие ‘успехи в босвой подготовке взыскание
было ©нято,

Капитан Кондратенко ne терпит само-
мнения, ему присущи простота, cKpoy-
ность, упорный труд. Он создает все усло-
вия для того, чтобы сделать часть пере
довой.

Старший политрук П. СИНЬКОВ.

ЦЕННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

В Военно-морском авиационном  учили-
ще им. Йеваневского разработан ценный
учебный прибор. «тренажер», paccunran-
ный для занятия целого классного отде-
ления одновременно,

Прибор создает полную иллюзию поле-
та. Находясь в кабинах «тренажера», кур-
сапты могут решать задачи по самолето-

‘моря специальные плоты, расочитанные
на 3—4 человека каждый. Подробного
описания этих плотов печать не дает.

Для спасения личного состава немцы
используют также специально сконструи-
рованные буи. Их устанавливают с таким
расчетом, чтобы поврежденный над побе-
режьем Англии самолет мог спланировать
к французекому побережью. С установкой
этих буев немецкое командование, как ут-
верждает печать, запретило своим лотчи-
кам производить посадку Ha территории
Англии, что бы ни случилось с самоле-
том. Имея карту расположения буев, лет-
чик обязан сделать все возможное, чтобы
произвести посадку около этого пловучего
убежища *). uit,

Бромо всех этих средств, каждый тер-
манский самолет, участвующий в полетах
над морем, снабжен резиновой шлюпкой. В
случае посадки самолета на, воду, экипаж,
нажав кнопку специального прибора, вы-
брасывает шлюпку. Одновременно шлюпка
автоматически надувается, Если автомат

; —

испорчен, экипаж может надуть шлюпку
при помощи баллона со сжатым воздухом
или даже ручным насосом. Такими же
шлюпками снабжены и некоторыю корабли,

*) Подробное описание пловучего буя-
та см. в газете «Красный Флот»
49, от 28 февраля 1941 г.

вождению, морской тактике, тренироваться

на точность бомбометания и т. д.
Разработал «тренажер» т. Волченко,

который сконструировал уже два прибора.

`Первый—«по визуальной ориентировке—

принят в массовое производство. ,
Сейчас т. Волченко работает над треть
им, весьма ценным, учебным пособием,

Воонинженер 3-го ранга П. ОСТАНИН,

Таким образом, судя по данных пе
странной печати, английское и немецк
командование ставит перед аварийно-сла-
сательной службой три основные задачи:
оказание помощи личному составу Kopal-
лей и самолетов, терпящих бедствие в MO
ре; подбор и доставка личного состава нз
берег, & такжо доставка на свою базу са-
молетов, находящихся на плаву; выполие-
ние разведки у побережья противника. (р-
ганизация аварийно-спасательной службы,
судя по данным иностранной печати, 1
вольно несложная. Все средства сведены
в отряды и, повидимому, подчинены NOP
скому командованию определенного рай0н3.

Во всех воюющих странах сейчас идет
напряженная работа над конструнровани-

‘ем новых и усовершенствованием суще

ствующих средств спасения — и индиви-
дуального и коллективного пользования,
Можно предполагать также, ‚что на вых
ленных для спасательной службы самоле-
тах имеются небольшие усовершенствова-
ния, позволяющие им производить посадку
при сильном волнении и увеличивающие
время полета. В Англии для спасательной
службы чаще всего используются летаю“
щие лодки Шорт «Сандерленд», & в [4
мании — самолеты типа «Хейнкель-5Ф
и др. Обычно машины имеют специальный
набор спасательных кругов, концов и пре
способлений, позволяющих положить по
терпевших бедствие в удобные носилки.
Экипажи, повидимому, обучены методах
оказания первой медицинской помощи.
Воюющие страны придают аварий
спасательной службе большое значение,
так как она позволяет сохранить значи-
тельное число летного состава авиации Х
личного состава кораблей, а в ряде случа
ев дает возможность спасти также и #-
териальную часть. За период второй пе
периалистической войны средства аварий“
но-спасательной службы значительно 0%
гатились, и над их совершенствованиех,
повидимому, работают специальные 64
низации. Во всяком случае, за коротко
время от простых спасательных поясов и
надувной лодки воюющие державы стат
переходить к автоматам, специально 08
рудованному плавающему стальному Oy
убежищу и другим более надежным с

мы С. ПАВЛОВ.

мм. Ц. ор