c= 13 mpm 191 г, М 60 (714)
—

Спустя рукава

„итого помолчал, обдумывая ответ,
vag хедленно произнес:

зы страшиваете, как обстоит дело с
пало! Хорошо. Наступил большой

Пол
ve итрук т. Новиков ничего этого не сде-

é таииоиая работа в боевой части еще
oi Maa оевого, наступательного харак-
аа итаторы тт. Рыльский, Васильев,
7 ко и многие другие читали бойцам
аториалы ХУШ Всесоюзной партийной

конференции, прово
дили 6
редко и мало еседы, но очень

ма.

п 6 Минуты должны быми начаться
‚ ржнофлотцев по специальности.
Г предложил пройти по кубрикам,
«му и котельному отделениям, по-

у 4еб0й подкреплял
„итькя © УЧе00и. К ретны и свои слова кон-
р ми фактами из
(иыеся в машинное отделение. 16  тов. Новиков не и боевой части,
„низов балатурят, ожихая руково-   испо. таторов умению

и льзовать мес
и, 0бы как-пибуль скоротать время, ; sae OS REE

деятельности
сии Решил «провернуть вопрос о со- бюрократизма. Из aia eee и
шик». Договор он уже затотовил. На-   включает в план РИ

-* Kar ea о
„има Лтовор так: «Обязуемея Иолно-   работы много И и

ay поанять 106 задачи боевой подго-  раний. Яя

‘р, Sate перечислены «конкретные»   весь Я i ‘baad i. B
чим: сдержать материальную часть в  нем значились: совещание МЕ Pate
нам и отличном состоянии, хорошо   старшин групп о планировании ве
сл струкции, наставления и т. д. В  времени, собрание личного Е А
poe MAT TO, что краспофлотец  стоянии дисциплины и боевой по topo
и IAT и без соревнования, в поряд- в подразделении совещание ain ma
x» gocetuenm oft службы, Увидев политру-   командиров о состоянии дисциплины во:
и лика протягивает ему договор, щание агитаторов, совещание pexaxro B
- № хе, правильно,—говорит т. Но-   «Боевых листков» (кстати, «Боевые eats
yo, Ue ие попытавшись критически   Ки» в подразделении долгов время не вы-

прочитанное, ходят) ит, д. В феврале
И vom лв дело н ши-
fsa одибочный договор, одобренный   10cb. 7 у aah Le

оч, принимается единогласно. Собрания и совещания, конечно, прино-
р 11) полчаса, но занятия не начина-   Сят пользу, но ограничиваться ими нельзя.
yo ааа был свет, но не было ру-  Успех дела решает кропотливая повседнев-
‘oye, потом пришел руководитель,   Ная работа в массах, с каждым бойцом. Но
p EOI свот, на это у т. Новикова почти не остается
-Т так и Энал, что это будет, — го-   времени. Он едва успевает один-два раза
и ллитрук. в день обойти кубрики, заведывания и
мишо, что заместитель командира лишь бегло ознакомиться с положением
ИГ ш политической части предваритель-   6 В подразделении. Вечерние же
чипбаселовал с руководителем занятий,   ‘А°Ы или послеободенное время, когда
иимизовал его и весь личный состав   ЛИЧНЫЙ состав свободен и можно поговорить
«ииокое качество учебы. Неужели оп ° ЛЮлЬМИи, ответить на их вопросы, полит-
пи, 10 слециальная подготовка AU dant о Gone tee Aaa себя.
pnduornen He ero Aero? дир босвой части ука-
[eq в котельное отделение, Мич- м ty TER tak ate eae
ит, Мелко раз’яепяет повую инетрук-  Политрук обычно о А нач
п. Шали пего два бойца разговаривают   прошелся по cc wt ide ah AO
snermponmion тему, Третий твердит мич-   точно. о
Ш, 910 он «никак не согласен с его A ‚
дешлием», Мичман терпеливо (в кото- tes nny Е whe
an ‚ не стал подлинным заме-
ui pal) повторяет порядок обслужива-   стителем командира боевой части? Причи-
wits. Beox этих нарушений дисцип-   на в том, что т. Новиков ленив и ИРА
гу шаитрук ие замечает, он, видимо,   линирован. 06 этом говорят многие факты
и: ® ним. В помещениях, где распо-  В конце февраля на корабле проходили
нлы маханизмы, заметны следы небреж- т о

ВЫ EX очередные политзанятия. Политруку свое-
рул. Фундамент одной из машин грязный,   временно напомнили о необходимости про-
 вумной яме масло, на труботровохах верить подготовку  группводов Олнако
сп Вдочья ветоши, на фундаменте тур- т. Новиков накануне этого не делал В
узмаяется пакдя, В общем баке вместе   лень политзанятяй он также не побеспо-
ито паклей лежит грязная, пропитан-   коилея организовать учебу — утром заме-
иазутом, лежит пружины клапанов мас- ститель командира безматёжно спал Bor И
ид насосов. Как видно, политрук рана   случилось, что групповоды тт. Локтев
sold cot TEM, что дисциплина высо-   Иорж и другие пришли неподготовленными,
, В сознании краспофлотцев и млад-  занятия прошли скучно
ткомаНндиров, которые обслуживают эти Нехавно т. Новиков, ‘отправивитись днем
OMB ATL, «перелома» еще нет. Они в город, совершил грубый проступок. В био-

изо относятся к своим обязанностям.   графии т. Новикова насчитывается несколь-
умчем, как выяснилось, т. Новиков   ко таких «эпизодов».

иго грязи в помещениях., В конце февраля
уадьная комиссия из штаба флота про-
им боевую подготовку пятой
ум и потребовала навести в помещениях,

ary,
№ымхы ко мпотому обязывали политру-

виков не может хорошо работать.

1 марта политрук получил приказание

выслать в отдел политической пропаганды
боевой   краснофлотца Наумова; но забыл об этом.
Он направил краснофлотца только
сих и трюмах образцовые порядок и три дня; после вторичного приказания.

через

Было бы неправильно думать, что т. Но-
Когда

и аи бы он проявил инициативу, то он захочет, то. умеет обеспечить выполне-

‘wor (ut много форм и методов; чтобы мо-

ние плана боевой подготовки.

Например,

‘шозать личный состав на устранение   недавно, когда личный состав решал две

питатков. Можно было, например, в про-
уз бед, запятий, через печать с00б-

задачи, политрук раз’яснил их краснофлот-
цам, побеседовал со многими, указал каж-

1 ему личному составу о нерадивых   дому на недостатки. И результаты сказа-

‘ах, судить их и этим показать осталь-
, как не следует относиться к слулебе.
было провести специальные беседы по

лись. Боевая часть решила обе задачи с

хорошими оценками.
Такое вдохновение, к сожалению, редко

ах комиссии. Следовало поработать с  находит на т. Новикова. Об’ясняется это

UUM командирами, добиться,
1 повысили требовательность к подчи-
NM, HO пропускали ни одного случая
шциилинированности бойцов.

чтобы   тем, что командир пятой боевой части и

заместитель командира корабля по полити-
ческой части мало требуют от политрука.
Политрук И. КРАВЦОВ.

ПЕРЕДОВАЯ ЛЕНИНСКАЯ КОМНАТА

Мздший политрук т. Сутырин много
пилия и времени уделяет организации
мы в лениножой комналю подразделе-
ц, ститающейся передовой в М-ской ча-
м (зерном флота; В уютном, ‘чисто
Полном помещении, укралценном плака-
1 и аозунгами, силами командиров и
Ищов сделано несколько витриш, отра-.
цицих историю Военно-Морского Флота,
ую учебу краснофлотцев, их веселый
Ми т. д,

(зет ленинокой комнаты проводит про-
цицистокую и культурно-массовую ра-

Законопроект Рузвельга © передаче
замы иди в аренду вооружений принят
3 жончательной редакции. американским
гроссох — палатой представителей и
ато — и стал законом. Но еще до при-
‘тия законопроекта Рузвельт, как 600б-
Цали телеграммы из Вашингтона, провел
Ат совещаний с представителями военных
и проуьииленных кругов, чтобы  обеспе-
чить быстрое выполнение ‘программы по-
щи Англии.

Помощь Апглий должна быть резко уве-
Чена — таков смыел, такова цель ново-
закона, конечно, далеко не единствен-
lat, Bon американская промышленность
хажна быть поставлена на службу ocy-
Цетвления программы помощи Англии в
ахых широких размерах и выполнения
а\риканской программы вооружений.

Цифры, иллюстрирующие заказы, пере-
цнные американской военной промышлен-
ти, показывают размах поставленной
дачи. Сумма этих заказов определяется
знутительной цифрой в 15 млрд. долла-
№ из них 12 млрд. приходятся на зака-
зы для американской армии, флота и авиа-
дни, 3 млрл.—на английские военные 3а-
зы. Американская военная, промышлен-
ность должна поставить 50 тыс. самоле-
тв, 9200 танков, 380 военных кораблей,
200 торговых пароходов, 130 тыс. авиа-
ционных моторов, 17 тыс. тяжелых ору-
дий, 25 тыс. легких орудий, 13 тыс. ми-
ftomeron, 300 тыс. пулеметов, 400 тыс.
автоматических винтовок и т, д.

По сообщению  «Уоллетрит джорнэл»,
английские представители в США уже пе-
редали соответствующим
властям спивок военных материалов, Ko-
торые они хотят получить в первую оче-
редь на основе нового закона. В этом спи-

Реко первое место занимают грузовые паро-
ходы, за ними следуют самолеты, танки,
винтовки. Вопрос © грузовых пароходах,
ъе, о тоннаже, поставлен на первое ме-

американским

боту. Члены совета распределены по уча-
сткам: один отвечает за художественную
самодеятельность, другой — за демонстра-
цию кинофильмов и- т. д. За последний
месяц здесь провели несколько бесед и
лекций — © подводных лодках, об устрой-
ство шлюпки, о пулемете. Пулемету и
снайперокой винтовке была посвящена
специальная техническая конференция.

Сейчас совет ленинской комнаты ак-
тивню готовится к осмотру краснофлотокой
художественной самодеятельности,
COCTOUTCA .B начале алтреля.

Американская помошь Англии

сто, конечню, не случайно. Необходимость
в дополнительном тоннаже  об’ясняется
резким нарастанием темпов морской войны
и предстоящим еще большим расшире-
нием ео масштабов. Как известно, Англия
уже приобрела в США 49 грузовых сулов
и получила разрешение па покупку 146.

На втором месте в английском списке
стоят самолеты. По данным «Юнайтед
стэйте ньюс», в январе Англия получила
от Соединенных Штатов 375 самолетов, в
феврале—425, в марте она предполагает
получить 500, в апреле-—600, в мае—
700, в июне—800 и т. д. При этом надо
отметить, что с начала войны по декабрь
1940 года Британская империя получила
от США 2.189 самолетов.

Все эти данные говорят о том, что аме-
риканская помощь Англии уже‘ осущебт-
влялась и осуществляется в довольно зна-
чительных размерах. И тем не менее пе-
чать США требует максимального расши-
рения этой помощи, бьет тревогу по пово-
ду медленных темпов развертывания аме-
риканской промышленности и призывает
правительство принять все меры к тому,
чтобы ускорить выполнение английских
военных заказов. Все чаще раздаются го-
лоса о необходимости передать Англии до-
полнительно еще 650 эсминцев и другие
предметы вооружения. В свою очередь,
английская печать с неменьшим рвением
и усердием требует расширения американ-
ской помощи.

Столь острая постановка вопроса про-
истекает из целого ряда причин, Из пих
основные следующие: расширение амери-
канской помощи необходимо Англии в свя-
зи с увеличением масштабов военных опе-
раций, в связи с предстоящей резкой ак-
тивизацией морской и воздушной войны;
увеличение американской помощи вызы-
вастся также тем положением, в котором
очутилась Англия в результате событий,
происшедших за последний год. Естествен-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

О роли заместителя секретаря
партийной организации

В деятельности партийной оргализация
значительную роль играет заместитель се-
кретаря. Если бюро как орган коллектив-
ного руководства отвечает перед коммупи-
стами за состояние всей организации, то
заместитель наравне с секретарем несет
полную ответственность 3& деятельность
членов бюро и каждого коммуниста в OT-
дельности.

Особенню значительна роль заместителя
секретаря в ‘организации, где нет бюро,
где руководство каждым коммунистом не-
посредственно осуществляют секретарь и
вго заместитель.

Задачи секретаря значительны и много-
образны. Он составляет планы, контроли-
рует выполнение их, & также решений
собраний, проверяет деятельность комму-
HACTOB, направляет пропаганхистскую ра-’
богу, следит за идейным ростом каждого
члена оргализации. Bee это он сможет
осуществлять лишь с помощью заместителя.

№ сожалению, нельзя сказать, что ра-
бота с заместителями всюду хорошо по
составлена. Не везде ещо поняли их роль
как партийных руководителей.

В некоторых частях и на кораблях за-
моститель секретаря ничем не выхелястея
среди членов бюро. Порою он получает
случайные задания, между тем как сам
секретарь разбрасывается, часто не успе-
вает решать все вопросы, своевременно
контролировать деятельность членов бюро,
выполнение заданий коммунистами. Это
приводит к тому, что проверка исполнения
начинает хромать. Интересное мероприя-
тие не всегда доводят до конца.

Некоторые секретари неправильно по-
ступают, полагая, что если они чего-либо
не сделают, то уж кроме них пикто этого
выполнить не сможет. У таких руковоли-
телей заместители обычно лишь числятся
в списках и исполняют свои обязанности
только в случае от’езда секретаря в коман-
дировку или в отпуск.

Секретарь падуорганизации т. Мирошкин
не привлекал к активной деятельности
своего заместителя т. Скобелева. Тот даже
не участвовал в подготовке и проведении
заседания бюро или партийного собрания.
Коммунисты не знают его как замести-
теля, к нему не обращаются. Тов. Скобе-
лев говорит, что секретарь все делает сам,
и только когла его нет, проводить собра-
ние приходится ему. Таким образом, заме-
ститель имеет возможность вступать в

свою роль только в случае отсутствия се-
кретаря, а в повседневной жизни органи-
зации участия He принимает,

Не случайно поэтому, что в тот период,
когда секретарь отсутствует, партийчая

работа ослабляется: заместитель не име-

ет достаточного опыта и часто не’ знает,
что и как делать, не может составить
плана работы, плохо готовит собрания, не
проводит заседаний бюро, оправдываяебь
тем, что нет секретаря.

Так было и в организации, где секре-
там бюро т. Чернов. На время его отпу-
ска заместителем секретаря остался член
бюро т. Поляков. Они не имел достаточного
опыта, не знал, какие мероприятия следует
включить в план. В результате он. наме-
чал экскурсии в музеи и посещения
театра. Других мероприятий в плане не бы-
ло, если не считать двух собралий.

Понятно, что заместитель, которого по-
вседневно пе учат, которому ив помогают,
не станет полноценным руководителем и
не сможет в случае необходимости заме-
нить секретаря.

Этот участок партийной работы требует
большого внимания. Заместители команди-
ров по политической части и работники
отдела. политической пропаганды должны
учить секретарей методам воспитания сво-
их заместителей.

Отдел политической пропаганды еще
очань мало вникал в деятельность заме-
стителей секретарей. Если на совещаниях,
семинарах мы учим руководителей парт-
организаций практике партийной работы,
то 0 заместителях так не заботимся.

Поднять роль заместителя секретаря, по-
мочь ему занять подобающее место в парт-
организации -— вот в чем‘ задача. Необхо-
димо заботливо выращивать партийные
кадры. Это прежде всего обязанность отде-
ла политической пропаганды. В настоя-
щее время мы обобщили опыт работы за-
местителей, наметили мероприятия, в част-
ности готовим семинар заместителей се-
кретарей, на котором они узнают 0 своих
задачах, ознакомятся с вопросами прак-
тики организационной работы.

Опыт таботы заместителей еще ‘незна-
чителен. Его следует увеличить, а это в03-
можно только в том случае, если каждый
заместитель вместе с сокротарем будет ру-
ководить партийной организаиией.

Батальонный комиссар
В. МИХАЙЛОВ.

В ВОЕННО-МОРСКОМ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

ЗАКОНЧИЛИСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
ПО ОСНОВАМ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

Несколько дней назад в Высшем воен-
но-морском инженерно-строительном учи-
лище закончились государственные экза-
мены по основам марксизма-ленинизма.

Несмотря на повышенные требования,
более 66 проц. курсантов сдало экзамены.
© хорошими и отличными оценками. 060-
бенно выделились своими глубокими зна-

=

Секретарь бюро ВЛКСМ ко

пиями и четкостью формулировок сталин-
ские стипенциаты тт. Стефанов и Ткачен-
ко, a также тт. Бернштейн, Слатинцев и
Винаров.

Сейчас выпускники приступили Ев ди-
пломному проектированию.

Старший политрук П. СОЛОВЬЕВ.

абля М А.А. Шакин (в центре) беседует об изучении

«Краткого курса истории ВКП(б)» с краснофлотцем Т. Г. Кубанковым и млад-

шим командиром Д. А. Полтановым,

но, что эти две причины тесно связаны
между собой.

Если. Англии хватает собственного угля
для удовлетворения своих потребностей, то
далеко но так обстоит дело в ‘отношении
железа и стали, тем более, что промыш-
ленные предприятия Англии всегда нахо-
дйтся под угрозой воздушной бомбархиров-
ки. Производство стали в Англии, которое
достигает максимальной цифры в 14 мли.
тонн в год, далеко не хостаточно для удо-
влетворения нужд промышленности. Отею-
да и вытекает необходимость в импорте,
из Соединенных Штатов в первую очередь.
Достаточно сказать, что за последнее вре-
мя этот импорт достигал 500 тыс. тонн
в месяп.

Само собой разумеется, что Англии при-
XOAHTCH ввозить почти все потребное ей
количество нефти, причем получение ee из
ряда источников стало сейчас довольно
трудной задачей. Известно также, что Аяг-
лия в деле снабжения продовольствием
также зависит почти целиком от импорта.

При таком положении вопрос 0 тонна-
же, естественно, приобретает первостепен-
ное значение. «Форейн полиси рипортбе»
пишет, что к моменту вступления в войну
Британская империя располагала торговым
флотом в 21 млн, тонн, из которых только
18,5 млн. приходилось на морские суда,
В течение первого года войны Англии уда-
лось увеличить этот тоннаж на 7.232,000
тонн. Потери Англии определяются, сле-
дующими цифрами: с сентября 1939 года
по август 1940 года тоннаж потопленных
кораблей составил 1.611.842 тонны; обыч-
ные потери—283.000 тонн; перевод из
торгового флота в военно-морской —
134,000 тонн; тоннаж, задержанный во
ранцузских портах,—70.000 тонн. Всего
.098.842 тонны.

Необходимо все же отметить, что потери
в тоннаже возрастают, особенно в послед-
нее время. По германским данным, потери
английского торгового флота только за фе-

Фото И. Драньшша.

враль составляют 740.000 тонн. Недавнее
выступление бывшего министра по кобрди-
нации обороны адмирала ‘лорда Чэтфильда
свидетельствует о том, что в Англии счи-
таются с неизбежным ростом этих потерь.
Вот почему английская печать с таких
напряженным вниманием следила за 0обсу-
ждением законопроекта Рузвельта.

Если глубоко вчитаться в текет приня-
того закона, то станет ясным, что речь
идет ве только о расширении ныне иду®
щей помощи Англии.

В самом деле, в чем основное содержа-
ниё нового закона? Он предоставляет пре-
зиденту право разрешать военному и мор-
скому министрам, равно как и любому
правительственному учреждению, произво-
дить на военных предприятиях США во-
оружение и военные материалы, необходи-
мые для любой страны, «оборона которой,
по мнению президента, имеет жизненно
важное значение для обороны США». 3a-
кон разрешает продавать, сдавать в арен-
ду, предоставлять взаймы или передавать
иным путем военные материалы любому
правительству, оборонные интересы кото-
рог совпадают с оборонными интересами
США. Закон разрешает экспорт всех этих
военных материалов в любых количествах.

Больше того, он предусматривает широ-
кий обмен военно-технической ‘информаци-
ей. Ели сопоставить этот пункт нового
закона © сообщениями о том, что в ряде
отраслей военной промышленности вводят-
ся единообразные стандарты для опреде-
ленных типов вооружения как англий-
ских, так и американских, то станет яс-
ным, что налицо тенденция к созданию
единой военной машины,

Принятие законопроекта Рузвельта,
срочные меры, принимаемые правитель-
ством США с целью всемерно ускорить
выполнение американской промышленно-
стью военных заказов, говорят о том, что
помощь США Англии будет увеличивать-
ся, что правительство США намерено при-
ложить вов усилия к максимальному ©
расширению.

Основным препятствием к выполнению
широких планов правительства США яв-

ИЗ ПРОШЛОГО

Корабельный врач в бою

Печатные изтериалы, касающиеся про-
блемы врачебно-санитарного обеспечения
боевых операций’ флота, крайне немного-
численны. банитарный отчет о русско-
японской войне, например, был издан
только в 1916 г. Сейчас он стал библио-
графической редкостью. Его богатое содер-
Manne едва ли и теперь стало достоянием
широкой флотокой врачебной массы. Вра-
чебно-санитарный опыт первой мировой
войны до сих пор очень слабо отражен да-
же в узко-специальной военно-санитарной
литературе. Интересная статья доктора
медицины Свечникова 06 опыте боевой
санитарной службы на линейном корабле
«Евстафий» и статья доктора медицины
Отарокадомекого о работе врача на корабле
во время боя были напечатаны в «Мор-
ском сборнике» лет 7—8 назад. Сейчао
врачу нелегко ознакомиться © ними.

Нам кажется полезным осветить еще
один исторический эпизод, интересное опи-
сание которого случайно сохранилось. Речь
илет о воздушном нападении на эсминец
«Поспешный», имевшем место 12 августа
1916 г. в районе между Варной и Сева-
стополем,

Германский адмирал Г. Дорей в своей
кните «Операции гермхано-турецких мор-
ских сил в 1914—1919 пт.» упоминает
(стр. 340), что 25 (12) августа три ги-
дросамолет» за 7 вылетов сбросили на
русские корабли 70 бомб, достигнув не-
скольких попаданий. В редакционной сно-
ске добавлено: «Один из германоких тидро-
самолетов, атаковав «Поспешный» в 65
милях от Варны и сбросив серию бомб,
достиг двойного попадания — непосред-
ственно в трубу с аварией котла и в па-
лубу (шесть убитых и 20 раненых)».

А теперь предоставим, слово фельдшеру
2-й статьи Филиппу Вухте, который был
корабельным лекарем «Поспешного» и 0б-
разцово справился с трудной и сложной
санитарно-боевой задачей, выпавшей на
ero долю. Перед нами пожелтевшие от вре-
мени листки докладной залиски Ф. 0. Ву-
хты, в которых говорится:

«12 августа (старого стиля. — Л. Л.)
миноносец был атакован неприятельским
гидропланом, сбросившим 6 бомб. Одна из
них попала в первую трубу, & вторая —
в средний мостик по левому борту и, про-
бив стоявший на рострах вельбот, упала
на палубу, где и разорвалась. Неожихан-
ная атака застала всех врасплох, & потому
й яв этот момент находился не на верх-
пей палубе, как обычно во время боевой
тревоги, а в аптечном помещении».

Услышав взрыв бомб, Ф. Кухта выбе-
жал наверх, захватив © собой мешки © пе-

ревязочным материалом. «И первое, что я

увидел, — пишет он, — это лежащих на
палубе обливающихся кровью людей. В
ближайшему от меня я бросился подать
помощь, но он был мертв. Это был коче-
тар — ученик Даниил Заболотный, кото-
Тому осколком бомбы пробило трудную
кость: осколок глубоко внедрилея в лет-
кие».

Внезапная атака гидроплана произошла
в полдень, в обеденное время. Матросы
толпились в очереди у камбуза, хожида-
Cb, пока кок раздаст обед. В ту пору сз-
молеты были еще, так сказать, в дико-
винку, и моряки, завидя низко детящую
машину, не торопились уйти под надежное
прикрытие. Оттого и были сравнительно
тяжелые потери.

Хотя Кухта на эсминце был единствен-
ным фельдшером, он в эти напряженные
часы боевого испытания не растерялся.
Спокойный, если вообще можно говорить
о спокойствии в Такие минуты, фельдшер
мужественно делал свое дело, спасая то-
варищей.

Характерными особенностями при мор-
ских сражениях являются множествен-
ность и обширность ‘ранений, которые в
большинстве своем относятся к ушиблен-
но-рваным ранам. 06 этом свидетельству-
ют: участник русско-японской войны, мор-
ской врач Августовский, старший врач
линейного крейсера «Зейллиц» фон Аме-
лунг, доктор. медицины Свечников, возгла-
влявший санитарную службу на ‚линейном
корабле «Евстафий». Аналогичную карти-
ну рисует и Кухта. Так, например, «у
рулевого Прокофия Власенко оказалась
рваная рана eho толени (в диаметре

около 21% вершка), проникающая в брюш-
ную полость рана бока с диаметром около

ляется состояние американской  промыш-
ленности. «Форейн полиси рипортс» в оче-
редном бюллетене подчеркивает, что аме-
риканская промышленность‘ приспособлена,
к производетву вооружений хуже, чем про-
мышленность любой другой страны, распо-
лагающей современной техникой, что за
последнее десятилетие американская про-
мышленность почти неё продвинулась впе-
ред. Важным препятствием к повышению
выпуска промышленной продукции явля-
ются недостаток станков, острая нехватка
калибров и точных измерительных ин-
струментов и т. д. Это говорит о том, что
для выполнения как программы помощи
Англии, так и программы непосредственно
американских вооружений потребуется зна-
чительное время. Американская печать
прямо указывает, что до. предельных мас-
штабов американская ‘промышленность бу-
дет мобилизована лишь в 1942 году.

* oe

Американский журнал «Форейн афферс»
пишет, что центральными пунктами аме-
риканской политики являются, во-первых,
экономическая и военная оборона Запад-
ного полушария и, во-вторых, поддержка
всеми средствами Британской империи.
Журнал поясняет, что «в сущности это
не две политические линии, а одна. Автар-
кия Западного полушария — это беспоч-
венная мечта». Журнал приходит к выво-
ду, что Соединенные Штаты заинтересо-
ваны в сохранении Британской империи
для того, чтобы «ее рынки были открыты
для наших экспортеров, а ее сырьевые ма-
териалы были доступны для наших импор-
теров».

Далее журнал указывает, что немалой
проблемой являются и европейские рынки,
потому что даже «комбинированный блок,
состоящий из Западного полушария и
Британской империи, также He сможет
быть организмом, который не нуждался бы
в рынках». Отсюда автор и делает вывод
о том, что Соединенные Штаты, оказывая
помощь Англии, защищают свои соботвен-

ные интересы,
Г. ЯКОВЛЕВ,

2 вершков, рана левого паха, рана на
носу и много мелких ранений всего тела
с внедрившимиея осколками бомбы».

«Следующим перевязал, — докладывает
Бухта, — инженер-механика, мичмана Ва-
силия Амелькина, которому осколок попал
в спину ниже лопатки и, как видно, BHC-
дрился в легкие; было кровохаркание. В
виду сильных болей, я впрыснул под во-
жу грамм морфия». Последовательно, одно-
го за другим, перевязывает Бухта раче-
ных, тут же на ходу он выделял для эва-
куации тех, кто нуждался в немедленной
‘хирургической врачебной помощи. («По-
спешный», получив повреждение, мог ит-
TH только малым ходом; между тем со-
стояние некоторых раненых требовало бы-
стрейшей доставки их Ha тгоститальное
судно или в Севастополь — в морской гос-
питаль). Кухта неутомимо продолжал свою
работу. «Затем, — сообщает  он,— подал
помощь кочегару Дорофею Пахечному, с
ранами на груди, животе, левой руке и
правом паху. Олин из осколков бомбы
внедрился в глазное яблоко, откуда удален
МНОЮ...>.

Четырех тяжело раненых (перечислен-
ных выше он не относил’ к этой катего-
рии) перевезли на миноносец «Дерзкий»,
где находился врач 1-го дивизиона. Фельд-
mep Кухта привлек к санитарно-боевой
работе артиллерийского кондуктора Бургу-
на, который под его руководством грамот-
но перевязал намеченного для эвакуации
‘минера Стахова. Деятельное участие в
оказании помощи ранбным принимали
старший офицер и многие другие.

«После уборки убитых и отправки ра-
неных на миноносец «Дерзкий», — с00б-
щает далее Кухта, — я занялся перевязы-
ванием остальных, которым была’ оказана
первоначальная помощь офицерами или
командой и которых раньше я не успел
‘детально осмотреть. У некоторых раны
кровоточили, и я принялся перевязывать
именно таких». Первым он перевязал
трюмного Андрея Карпуна — у том’ была
глубокая рана бедра, правого плеча и
множество мелких ранений. Осколки из

пинцета.
+

Зорабельный фельдшер Филипи Степа-
нович Кухта, вытолняя ответственную б0е-
вую задачу, проявил исключительную на-
ходчивость, медицинский опыт и знание
своего дела, крепкую выдержку военного
моряка и высокую заботу о людях своего
корабля. Ныне этот скромный человек и
замечательный медицинский
бывший «фельдшер 2-й статьи», отдавший
затем лучшие годы своей жизни подвод-
ному плаванию, занимает должность по-
мощника начальника М-ского военно-мор-
ского госпиталя.

В нашем флоте имеется немалое количе-
ство кораблей, где начальниками санитар-
ных служб молодые фельдшера. Для них
тов. Ф. С. Кухта может по справедливости
служить достойным примером.

Военврач 2-го. ранга
Л. ЛЮБОШИЦ.

. Черноморский флот.
ПО

НОВЫЕ КНИГИ

«Перекоп». Сборник воспоминаний. Con-
экгиз, 1941 г., стр. 260, ц. 4 руб.

В сборнике «Перокоп» помещены воспо-
минания участников одной из самых за-
мечательных победоносных операций Врас-
ной Армии в тражданской войне.

Десятки тысяч красноармейцев, коман-
диров и комиссаров благодаря величайше-
му героизму овладели первоклассными ук-
реплениями белых. Славную страницу в
эту борьбу вписали красные партизаны
Врыма.

Содержание книги: Введение. В. И. Ленип
и И. В. Сталин о разгроме Врангеля (до-
кументы). Каховка. В тылу у Вралгеля.
Фрунзе на Южном фронте. Разгром Вран-
теля Первой Конной в Северной Таврии.
Сиваш. Турецкий вал. Чонгар. Тиквида-
ция Врангеля,

Полковник В. М. Лозовой-Шевченко,
«Борьба с авиацией’ на ее аэродромах»:
Воениздат, 1941 г.,; стр. 136; ц. 2 руб.
75 коп.

«Успех борьбы за господство в воздухе
будет в значительной степени зависеть от
наличия в стране мощной’ авиационной
про ленности и многочисленного высо-
кокачественного воздушного флота, создан-
ных еще в мирное время...

...Борьбь с Авиацией противника на его
аэродромах и в последующих войнах бу-
дет иметь очень большое значение в 3а-
воевании господства в воздухе».

Такие основные выводы делает полков-
ник В. М. Дозовой-Шевченко в своей кни-
те «Борьба с авиацией на её аэродромах»,
выпущенной Воениздатом. Автор, исполь:
зовав большое количество литературы, под-
робно рассматривает действия ‘по аэродро-
мам во ‚время империалистической войны
1914—1918 гг. и последующих войн. On
разбирает цель и спюсобы борьбы за гос-
подство в воздухе.

В отдельной главе рассказывается о со-
временных условиях базирования военно-
воздушных сил.

Две последние главы книги посвящены
об’ектам нападения, средствам поражения
и воздушным операциям по уничтожению
военно-воздушных сил на аэродромах.
выросшей роли  бомбардировочной
авиации ярко. говорит ‘процентное соотяо-
шение видов авнации по странам (стр.
51). В некоторых. странах это соотноше-
ние возросло свыше чем в 5% раз no
сравнению с 1918 г:

0. Бисмарк. «Мысли и воспоминания».
Перевод с немецкого под редакцией проф.
А. С. Ерусалимского. Том Ш. Госполит-
издат, 1941 г., стр. 212; ц. 4 руб.

Третий том мемуаров. Бисмарка охваты-
вает последний пернод его деятельности до
увольнения в отставку в 1890 г.

Мемуары. Бисмарка в значительной стс-
пени освещают закулисные стороны евро-
пейской дипломатии и раскрывают тайну
того, как иной раз вырастали международ-
ные противоречия и возникали войны.
Бисмарк был не только свидетелем, но и
активным участником многих крупнейших
политических событий второй половины
ХХ столетия.

Приложенные к Ш- тому указатели ко
всем трем томам являются ценным добаз-

лением, облегчающим пользование этими
книгами.

тела удалялись посредством скальпеля и.

работник,

“