——_—
Дт

„СЛАВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ЕЕ ПЕРЕДОВЫМ ЛЮДЯМ!

КРАСНЫЙ ФЛОТ

14 марта 1941 г, № 61 (715) =

СЛАВА ВДОХНОВИТЕЛЮ ВСЕХ НАШИХ ПОБЕД ВЕЛИКОМ У СТАЛИНУ!

ТОРЖЕСТ

Беседа с президентом

В связи с решением правительства ©
присуждении наиболее выдающимся’ уче-
ным страны Сталинских премий наш’ со-
трудник был принят членом Комитета по
Сталинским премиям в области науки и
изобретательства президентом Академии
наук СССР акздемиком В.Л. Вомаровым.

—- Социалистическое общество, — 3a-
явил академик В. 1. Комаров; — создает
исключительные условия для расцвета на-
уки. Могучая армия работников науки,
ученых-исследовалелей, профессоров и
преподавателей составляет ‘у ‘нас о около
80.000 человек. О богатстве материально-
‘экспериментальной базы нашей науки го-
ворит сильно разросшаяся сеть хорошо
оборудованных институтов, лабораторий и
филиалов Всесоюзной Академии наук, на-
лаженная работа Украинской и Белорус-
ской академий, организация Грузинской
‚академии, Всесоюзной сельскоховяйствен-
ной академии им. Ленина, ВИЭМ,  много-
численные, отлично поставленные, Tak
пазываемые «головные» институты  про-
мышленности и сельского хозяйства, чрез-
вычайно большое количество великолепно
оснащенных отраслевых институтов, за-
водских и колхозных лабораторий. В СССР
имеется свыше 1.500 научных институ-
тов, в 781 высшем учебном заведении
учится около 600 тысяч студентов. Пра-
тительством отпускаются огромные. сред-
ства на научную работу и народное  обра-
зование.

Советские ученые — счастливые люди,
Ни предоставлены все условия для  ра-
достного творческого . служения жизнен-
ным интересам народа; Они пользуются
всенародным признанием и почетом, они
окружены неутомимой заботой партии и
государства. Величайший человек совре-
мэнности, Корифей передовой науки
товарищ Сталин внимательно и любовно
следит за всеми успехами советских уче-
ных.

Социалистический общественный строй
тесно связан с развитием науки и техни-
ки. Нет такой области налиего строитель-
ства, к которой была бы непричастна на-
ука. Переустройство общества, перестрой-
ка техники, переделка природы осущест-’
вляются нами на основах науки. Истори-
ческие победы социализма в нашей
стране являются торжеством тениальной
научной теории Maprea — Энгельса—
Ленина— Сталина.

С именем. товарища Сталина ближай-
шим образом связано: развитие ‘обществен-
ных наук в СССР; Классические работы
товарища Сталина по дальнейшему разви-
тию науки марксизма-ленинизма являют-
ся прямым продолжением трудов Маркса,
Энгельса, Ленина. Научным событием все-
мирно-исторического ‘значения явилея вы“
ход в 1938 году «Ераткого курса исто-
рии ВКП(б)», теоретические идей которо-
то имеют исключительное значение для
разработки вопросов истории партии, фи-
лософии, политической экономии, — всеоб-
шей истории, а также для естественных и
других наук. В настоящее время совет-
ские ученые создают. фундаментальные
труды по истории народов. СССР, истории
гражданской войны, всеобщей истории,
истории культуры и т. д, Есть все осно-
вания податать, что уже в будущем году
авторы некоторых из этих работ’ явятся
Дании сонскателями Сталинских ‘пре-
мий,

Грандиозность народнохозяйственных 3а-
дач третьей’ сталинской пятилетки под-
держивает и’ стимулирует  соответствую-
щий теоретический размах работ  совет-
ских ученых -— естествоиспытателей, ма-
тематиков и.техников. Вместе с тем круп-
пейшие ученые уделяют все больше вни-
мания вопросам практики нашего строи-
тельства. Это дает им’ большое творческое
удовлетворение потому, что они имеют
возможность быстро внедрять в производ-
ство результаты своих исследований. Для
работников науки широко открыты двери
заводов, цехов, лабораторий прохышален-
ности и сельского хозяйства.

Наша научно-техническая мысль в по-
следние годы переживает полосу большого
под’ема. Свидетельство тому — выдаю-
щиеся успехи ряда научных учреждений,
замечательные достижения многих — ста-
рых и молодых — ученых.

Учреждение премий за выдающиеся ра-
боты в области науки и изобретательства
в ознаменование 60-летия’ со дня рождения
товарища Сталина послужило ‘прекрасным
и радостным поводом для подведения итогов
развития советской науки 3a последние
6—7 лет. Академия наук СССР, различные
паучные общества, научно-исследователь-
ские институты, высшие учебные заведе-
ния, технические советы наркоматов и 0б-
щественные организации рассмотрели боль-
шое количество научных трудов и изобре-
тений, выполненных за последние годы
видными учеными, инженерами, техниками,
мастерами и рабочими-стахановцами. В Ко-
митет по Сталинским премиям в’ области
науки и изобретательства поступило свыше
1.000 работ по всем отраслям знания.

Улостоенные премий труды представляют
теоретические и научно-прикладные иссле-
дования весьма большого значения. Народ-
нохозяйственный эффект от некоторых ра-
бот исчисляется в значительных суммах.
Это новое непререкаемое свидетельство мо-
щи и ‘расцвета социалистической науки.
Ученые-—лауреать: Сталинской премии ра-
ботают с подлинно большевистской страст-
ностью. Они двигают науку вперед, с бла-
городной смелостью прокладывают новые’
пути в мировой науке,

В нашей беседе я, к сожалению, не могу
назвать все достойные имена, коснуться
‘всех заслуживающих упоминания работ.

Фундаментальное значение имеют труды
советских математиков. Эта группа ученых
стоит в первых рядах мировой математиче-
ской мысли. Около 200 лет назад — в
1742 тоду — Гольдбах. поставил одну из
труднейших проблем теории чисел. В 1937
тоду академику И. М. Виноградову удалось
дать блестящее решение этой проблемы.
Велико значение работ акад. С. Л. Соболева
по теории распространения колебаний и‘тео-
рии нелинейных гиперболических уравне-
ний. Труды акад. А. Н, Колмогорова и чле-

ВО

СОВЕТСКОЙ НАУ

и

Академии наук СССР ‘академиком В. Л. Комаровым.

на-корреспондента Академии наук СССР
А. Я. Хинчина определили пути развития
современной теории вероятностей. Выдаю-
щееся значение имеют также исследования
члена-корреспондента Академии наук Л. С.
Понтрягина по’ топологической злгебре.
Много блестящих работ выполнили совет-
ские физики и техники. Замечательный ‹о-
ветский. ученый акад. П..Л. Калица, в ре-
зультате исключительно тонких ‘экспери-
ментальных работ, открыл новое свойство
жидкого гелия вблизи абсолютного нуля—
сверхтекучесть. Оказалось, что впечатление
чрезвычайно болыной теплопроводности. ге-
лия при близких к абсолютному нулю тем-
пературах создается быстрыми потоками в
нем, переносящими тегло. Акад, П. 1. Ба-
пицей созданьЕ оригинальные и весыма про-
стые машины: для ожижения воздуха (с
турбодетандером) и для фракционирования
жидкого. воздуха» на газообразный азот и
жидкий кислород с возможностью в даль-
нейшем получения газообразного кислорода.

Эти машины весьма компактны, они во

много раз меньше применявшихся ранее
машин равной производительности. Полу-
чение дешевого газообразного кислорода
‘имеет большюе значение для холодильного
дела, кислородного дутья, газификации
и т; д.

Экспериментальные исследования радио-
активности, выполненные сотрудниками
Физико-технического института членами-
корреспондентами Академии наук СССР
А. И. Алихаповым, А. И. Алиханьяном,
являются ‘крупнейшими достижениями со-
ветской физики.

Техника в нашей стране идет новыми
путями, Часто недоступными технике ка-
питалистических стран. Развитие народно-
то’ хозяйства, успехи естествознания со-
здают необходимые предпосылки для реше-
ния сложнейших технических проблем, для
невиданного технического прогресса. Среди
достижений в ‘области технических наук
заслуженно отмечен труд профессора Воен-
но-инженерной ‘академии им. Куйбышева
В. 3. Власова, создавшего новую обобщаю-
щую теорию расчета тонкостенных упру-
гих стержней металлических конструкций
на прочность, устойчивость и колебания.
Труд этот имеет не только выдающееся те-
оретическое значение. Он чрезвычайно ва-
жен для проектирования элементов кон-
струкций, применяемых в мостостроении,
судостроении, авиастроении, машинострое-
нии, гидротехническом строительстве ит. д.

Создатель советской биохимии акад.
А. Н. Бах сочетает в своей работе разре-
шение глубоких теоретических проблем и
важных задач производетва.

Акад. А. Н. Бахом и его школой иссле-
дованы биохимические, так называемые
ферментативные процессы, играющие боль-
шую роль в хлебопекарном и чайном про-
изводствзх, виноделии и пр. Эти работы
открыли возможность управления указан-
ными процессами в интересах человека.
Установлены рациональные режимы сушки
зерна комбайновой уборки. Изучение дей-
ствия ферментов в живых организмах
открывает перспективы управления совер-
шающимися в них биохимическими про-
цессами, что дает возможность значительно
повысить качество сельскохозяйственного
сырья, & также способствует. выведению
сельскохозяйственных о культур, более
устойчивых к засухе и морозу.

Блестящие труды дали замечательные
советские химики академики Н. С. Курна-
ков; Н. Н. Семенов, А. Н. Фрумкин.

Значение исследований акад. Н. С. Вур-
накова в области развития физико-химиче-
ского анализа не ограничивается их мето-
дической ‘ролью в научно-исследователь-
ской работе по химии. Они чрезвычайно
важны также для современной технологии
солей и металлических сплавов. На основе
работ Н. С. Курнакова в СССР в послед-
ние годы обнаружены новые, имеющие
большое ‘народнохозяйственное значение
калийные ‹ месторождения ‘(сульфаты) в
Урало-Эмбенеком районе.

Всеобщее признание получили работы
акад. Н. Н. Семенова по созданию теорни
цепных реакций и тепловой теории торе-
ния и взрывов. и исследования акад. А. Н.
Фрумкина в области теоретической эле-
ктрохимии и поверхностных явлений, ока-
завшие большое влияние на развитие ми-
ровой электрохимии. i с

Крупные успехи колхозного земледелия
на’обширных полях нашей,родинь весьма
стюсобствовали под’ему отечественной агро-
биологии. Ярким примером тесной связи
передовой научной мыюли с колхозной
практикой   может. служить деятельность
замечательного ‘народного ученого ажаде
Т. Д. Лысенко. Большое распрострамение
получил разработанный им способ летних
посадок картофеля. Примененный на более
чем 150.000 га на лоте СССР и на свыше
чем 4.000 га в Московской области, этот
©1060б лал стране десятки тысяч тонн до-
бавочной продукции. Предложенный акад.
Т. Д. Лысенко способ посадки картофеля
свежеубранными клубнями оказался весь-
ма эффективным при практической про-
верке на колхозных полях.

Советская биологическая и медицинская
наука недавно еще ‘раз продемонстриро-
вала свой исключительно высокий ypo-
вень. Коллектив ученых под руководетвом
акад. В. Н, Павловского и проф. А. А. Смо-
родинцова (Е. Н. Левкович, М. П. Чума-
ков, А. К. Шабладзе, В. Д. Соловьев, П.А.
Петрищева) на далеких окраинах нашего
Союза открыл новое для медицины тяже-
10е заболевание — весенне-летний (клеще-
вой)’ энцефалит. Бым   обнаружен вирус —
возбудитель заболевания, установлены пе-
реносчики, резервуары вируса, природная
очаговость заболевания и выработаны па-
разитологический и серологический методы
предупреждения болезни. Это первое от-
Брытие возбудителя инфекционного заболе-
вания человека в истории отечественной
млкробиологии. Одновременно удалось рас-
крыть и другую форму нейро-инфекции —
так ‘называемый осенний энцефалит. Раз-
работанные методы  предохранительных
прививок против весенне-летнего и осен-
него энцефалитов дали прекрасные резуль-
таты: в 1940 году среди привитых не бы-
ло ни одного случая заболевания. р

Общественность широко осведомлена о
выдающихся трудах акад. Н. Н. Бурденко

по теоретической и практической хирургии
центральной и периферической нервной си-
стемы. Этот ученый разработал и ввел в
практику ряд блестящих операций на ro-
ловном мозге. Важное значение для воен-
но-санитарного  дела, имеет работа акад,
Н. Н. Бурденко по’ созданию методов и
выяснению показаний в отношении пер-
вичной обработки ран и первичного‘ глу-
хого шва, а также открытого. лечения ран
черопа и мозга. Вроме того им предложен
оригинальный метод восстановления нерв-.
ных стволов, решающий вопросе пластики
нервных дефектов без натяжения. Разра-
ботаны также методы, предупреждающие
образование нейром в ампутационных
культях и методы ранней ‘диагностики
опухолей центральной нервной системы.

Большие ‘теоретические обобщения co-
ветской теологии всегда основываются на
обширных работах по поискам полезных
ископаемых, ведущихся у нас в Союзе. В
области геологических дисциплин в пер-
вую очередь должны быть отмечены вы-
дающиеся труды одного из корифеев с0-
ветской геологической науки акад. В. А.
Обручева; создавшего великолепный свод-
ный труд по геологии Сибири в трех то-
мах.

Больше трех четвертей территории Co-
ветского Союза сложено осадочными гор-
ными породами, содержащими богатейшие
минеральные ресурсы. До последнего вре-
мени один из основных разделов учения о
полезных ископаемых — петрография ова-
дочных порох — являлся чисто описатель-
ной эмпирической наукой. Молодому со-
ветскому ученому проф. Л. В. Пустовало-
ву удалось обосновать законы и дать яс-
ную картину развития осадочных пород на
протяжении всей геологической истории
земли. :

Наша страна находится среди бушую-
щего пламени второй империалистической
войны. Мир и пропветание Советского
Союза обеспечиваются мощью и совершен:
ством нашей военной техники, мужествен-
ной готовностью советских ‘людей к защи-
те своей родины. В этих условиях свя-
щенной обязанностью ученых, как и всех
граждан; является укрепление обороны.

Больше половины изобретений, представ-

ленных на соискание Сталинских премий,
касается именно вопросов, связанных с
обороной. Ряд важных оборонных работ
выполнен крупнейшими учеными академи-
ками А. Н. Крыловым, Л. А. Орбели, чле-
ном-корреспондентом Академии наук СССР
Ю.`А. Шиманским и другими. Однако co-
вершенно ясно, что в этой области зна-
ния, и особенно по военно-морским нау-
кам, еще предстоит огромная и неотлож-
ная работа.

Исследования лауреата Сталинской пре-
мии акад. А. Н. Крылова по теории ко-
рабля, баллибтике, приближенным вычис-
лениям давно. выдвинули его во первые
ряды найболее уважаемых деятелей нау-
ки. В последнее время акад. А. Н. Кры-
лов выполнил ряд работ по теории ком-
паса, представляющих большой интерес
для кораблевождения и боевого примене-
ния в Военно-Морском Флоте. Речь идет о
‘его трудах по теории’ девиации компаса,
вызываемой влиянием судового железа: по
теории возмущения‘ показаний компаса,
происходящих от качки корабля от волне-
ний; наконец, по теории гирокомпаса, учи-
тывающей, в частности, погрешности по-
казаний этого гирокомпаса.

Член-корреспондент Академии наук

„А. Шиманский далеко продвинул впе-
ред вопросы методики динамических рас-
четов судовых конструкций, связанных с
вибрацией и прочностью, а также paspa-
ботал практические применения этой ме-
тодики к многообразным случаям работы
при эксплоатации различных судовых кон-
струкций в условиях их динамической на-
грузки. Работа Ю. А. Шиманского обес-
печивает высокую культуру инженерно-
технических расчетов и приемов оценки
различных качеств корабля во время его
проектирования, столь необходимую при
современных весьма сложных оператив-
но-тактических требованиях к качеству
военных кораблей.

Академиком Л. А. Орбели, ближайшим
учеником и продолжателем трудов вели-
кого русского физиолога И. П. Павлова, в
последнее время выполнена чрезвычайно
интересная работа по физиологии мозжеч-
ка — весьма важного отдела т головного
мозга. Акад. Орбели установил, что моз-
жечок является не только центром, обла-
дающим локомоторными функциями, но и
центром адаптации растительных функций
организма (связанных с вегетативной
нервной системой). И одновременно, среди
других своих трудов, акад. Л. А. Орбели
сделал работу, весьма интересную для
Военно-Морского Флота. Им разработан
режим ускоренного выхода людей из-под
водолазного колокола на значительной глу-
бине. и

Чрезвычайную ценность при проекти-
ровании’ автоматического оружия имеют
работы тенерал-майора артиллерии проф.
А, А. Благонравова, давшего систематиче-
ский труд, с исчерпывающей глубиной
рассматривающий основания проектирова-
ния всех видов автоматического оружия.

Работы, удостоенные Сталинских mpe-
мнй, наглядно свидетельствуют, что нау-
ка у нас в стране имеет неограниченные
возможности для своего развития, для. слу-
жения идеалам социалистического обнов-
ления человечества.

Присуждение Сталинских. премий за. вые
дающиеся работы в области науки явится
важной вехой на пути развития советской
пауки.   Присуждение премий — велико-
лепное поощрение для наших ученых,
констатация их несомненных заслуг пе-
ред социалистическим отечеством и вместе
с тем призыв в ‘научному новаторству, к
смелым дерзаниям, к беспредельному раз-
вертыванию научного творчества.

Заканчиваю выражением уверенности,
что советские ученые под руководством
нашего великого учителя, вдохновителя
всех наших побед товарища Сталина,
добьются в ближайшее время новых коуп-
ных открытий, решат многие сложнейшие

`Имя академика Алексея Николаевича
Крылова хорошо известно всем военным
морякам Советского Союза. Это имя чело-
‚века, воспитавшего целую плеяду  воен-
‘ных кораблестроителей, человека, работы
‘которого составили эпоху и вывели рус-
ское кораблестроение на одно из первых
мест. в мире.

Под руководством Алексея Николаевича
строились линкоры типа «Севастополь»,
(«Парижская Коммуна»). Известно, что
эти корабли, которым ужб более 25 лет,
еще и сейчас являются в некоторых от-
ношениях более современными, чем лин-
коры ряда, европейских стран.

Академик Крылов и теперь» несмотря
на свой преклонный возраст, принимает
самое близкое участве в создании большо-

‚го флота Советской страны, Нет, пожалуй,

такой кораблестроительной проектной ор-
ганизации, такой кафедры  кораблестрое-
ния, где не работали бы ученики Алексея
Николаевича, его бывшие помощники,
последователи его теории. Он  и сейчас по-
могает им Так же, как в свое время в
институтах и в Военно-морской академии
помогал этим людям овладевать знаниями.

Научные труды академика Крылова, —
& их больше 250,—уже давно принесли
ему заслуженную мировую славу. Они за-
нимают виднейшее место. среди теорий
военного кораблестроения и в самых раз-
нообразных отраслях  физико-малематиче-
ских дисциплин.

В 1888 году, через четыре года пос-
ле окончания Морского корпуса, Н.
Врылов опубликовал свою первую науч-
ную работу по  кораблестроению-— расчет
подкреплений башни броненосца «Нико-
лай 1». В последующие годы его имя ста-
ло все чаще появляться в «Морском сбор-
нике» и в ряде других научных журна-
лов.

‚ Алексей Николаевич первым в России
применил методы математического анализа
к решению pala технических ‘проблем.
В конце прошлого века он создал ставшую
уже классической теорию качки кораблей.
За этот трул он получил в 1898 roxy 30-
лотую медаль Английского общества кора-
бельных инженеров, шестую золотую ме-
даль за 35 лет существования общества,
первую и единственную медаль, присуж-
ленную ‘иностранцу.

Перу Алексея Николаевича принадлежит
первый в мировой литературе курс лекций
о приближенных вычислениях. Этот курс,
законченный в 1905 году, впервыв был
прочитан автором в Вольном университете
в Петербурге.

Выдающимися являются работы А. Н.
Крылов» по обеспечению боевой пловуче-
сти и остойчивости военных кораблей рус-
ского флота. Алексей Николаевич еще в
1902 году предложил составлять ‘спе-
циально для каждого корабля так назы-
ваемые «таблицы непотопляемости». (Из-
вестно, что’ в английском флоте ‘такие
таблицы были применены лишь в 1926
году. °

Алексей Николаевич провел ряд важ-
пейших оригинальных исследований по
выявлению влияния качки Ha Моткость
артиллерийской стрельбы и по определе-
нию вибрации судов. Под. его ‘руковод-
ством была в корне пересмотрена система
конструкции корпуса корабля и выработа-

СССР профессор Юлиан Александрович
Шияманский окончил Морское инженерное
училище в’ Кронштадте в 1905 г. Сью
практическую деятельность он начал в (е-
вастопольском порту, где боле трех’ лет
активно участвовал в постройке крейсера
«Очаков» и в ремонте ряда кораблей Чер-
номорского флота. 4

В 1908 г. он поступил слушателем в
Военно-морокую академию. Здесь он’ про-
слушал лекции. столь выдающихся уче-
ных, как академик А. Н. Крылов, труды
которого в области теории корабля созда-
ли автору их мировую известность, как
талантливейший ученик А. Н. Крылова —
профессор И. Г. Бубнов, проиэведший под-
ный. переворот в учении о прочности ко-
рабля. Богатый запас знаний, полученных
Ю. А. Шиманским у этих корифеев рус-
ской морокой технической мысли, способ-
ствозал успеху его научной и практиче-
ской‘ деятельности. } \

По окончании Военно-морской академии
в 1910 г. Юлиан Алексаядрович был на-
значен на Балтийский завод старшим по-
мощником строителя линейных кораблей
«Севастополь» и «Петропавловск». Строи-
тель корабля отвечал тогда не только за
качество работ и сроки готовности, но н
за проект. В число прочих обязанностей
помощников строителя входили не только
проверка чертежей, но и самостоятельное
выполнение многих расчетов. В качестве
такого помощника строителя корабля н
принимал участие Ю. А. Шиманский в по-
стройке первых дредноутов назиего флота.
Это была великолепная практическая
школа.

В 1912 г. Юлиан Александрович был
переведен в Морское’ инженерное училище,
необходимость реформы которого ощуща-
лась тогда очень сильно.

В то время во флот начинали посту-
пать первые пополнения из числа питом-
цев кораблестроительного отлеления Петер-
бургского политехнического института, с0з-
данного незадолго перед Tew по мыели и
пря участии А. Н. Крылова и ‘нмевшего
в своем составе ряд выдающихся специа-
листов, непосредственно связанных с про-
мьыипленностью. Училище же, раслоложен-
ное в Кронштадте, где флот тольке ремон-
тировалея, но не строился, не раслолата-
ло достаточным числом преподавателей, и
штатным педагогам приходилось читать
поочередно самые разнообразные пред-
меты.

Ю. А. Шиманский в первое время ис-
полнял обязанности именно такого штал-

вопросы теореи, получат результаты, важ-   ного преподавателя кораблестроительного
ные для практики нашего народнохозяй-   отдела. Он читал, смотря по обстоятель-

ственного и оборонного строительства.

ствам,

чуть не все специальные дисци-

А. Н. Крылов.

на новая система, которая ныне известна
под названием «русской».

На положениях, разработанных Алексеем
Николаевичем, базируются наши современ-
ные методы динамического расчета  под-
креплений пол орудия. За годы ‹ долгой,
почти полувековой, педагогической  дея-
тельности в Военно-морской академии
А. Н. Крылов написал ряд ‘учебников.
‚Большая часть их относится к теории ко-
рабля, но среди них имеются также «Ру-
ководетво по земному . матнегизму для
гурманов и гидрографов», «Курс лекций
по математической физике» ит. д.

В. трудах А. Н. Крылова дано не только
научное, но и практическое решение ряда,
крупнейших вопросов.

Сейчас, когда вторая  империалистиче-
ская война выдвинула перед военным ко-
раблестроением ряд новых вопросов, Алек-
сей Николаевич заново ‘разрабатывает од-
ну из наиболее сложных теорий, приобре-
тающую колоссальное значение для точно-
сти стрельбы; особенно стрельбы. цовой
морской дальнобойной артиллерии.

Разрабатывая большие теоретические
вопросы, он находит время для того, что-
бы откликаться на самые разнообразные
‚запросьг”строителей флота, & также инже-
неров и научных работников других от-
раслей народного хозяйства. И всегла он
указывает решение, основанное не только
на теории, но и на богатейшем личном
опыте.

Строительство мостов—не его специаль-
ность, HO ин в этой области он является
одним из выдающихся консультантов. Он
не артиллерист, но по просьбе артиллери-
стов занимался вопросами баллистики.
А. Н.. Крылов-— кораблестроитель, но сов-
ременная теория гирокомпаса в значитель-‹
ной мере разработана им. По просьбе за-
водов он дает ряд расчетов для производ-
ства гирокомпаеа. Он, конечно же, не та-
келажмейстер, но когда в одном из’ ино-
странных портов академику Графтио надо
было разместить на советском пароходе
ценное оборудование, тот обратился с
просьбой о помощи к случайно оказавше-
муся в этом порту Крылову. Алексей Ни-

Инженер, педагог, теоретик.

Ю. А. Шиманский.

плины, пока сам же не добился более ди-
ференцированной постановки преподавания
в училище. И тогда он занялся препода-
ванием строительной механики корабля,
т. е. науки 9 прочности корабля.

В эти годы работы в ‘училище Ю. A.
Шиманский в соавторстве с инженером
Гарденинь написал «Соравочник по су-
достроению». Этот справочник принёс
Ю. А. Шиманскому большую известноеть.
Раздел о прочности корабля, написанный
им, явился первой попыткой призести в
систему и сделать достоянием инженеров
даже невысокой квалификации новые ме-
тоды расчета прочности корабля, тогда
только осваивавшиеся нашим судострое-
нием. Эта часть справочника, была, преми-
рована Морским техническим комитетом
как полезнейшее практическое пособие. В
несколько переработанном и дололненном
виде она составила в советском .спразоч-
нике, уже ‘многотомном, второй и третий
томы последнего.

В 1916 т. Ю. А. Шиманский перешел на
основанную незадолго перед тем Путилов-
скую верфь (ныне верфь им. тов. жданова).
Здесь он в должности пачальника техни-
ческой конторы участвовал в проектирова-
нии и постройке крейсеров типа «Бута-
ков» и миноносцев типа «Новик». В
1925 г. Ю. А. Шиманский, покинув служ-
бу на верфи, занял в техническом упраз-
лении флота должность начальника кораб-
лестроительного отдела. В 1932 г. он был
назначен начальником отдела прочности в
Научно-исследовательском институте во-

‚войны, собрал ряд своих бывших уче

Старейший ученый Военно-Морского Флота
т ‘

колаювич сделал точный расчет, потом в,
резал кубики и наглядно показал, ках р.
до разместить оборудование в триуи
чтобы его легко было погрузить и зыт.
зить. Уложенные по расчету A. H. pian,
машины были доставлены на мкм в
единой поломки.

Одно из наших торгиредетв обратил
к Алексею Николаевичу с просьбой ть.
ветовать, как лучше’ погрузить ua +)
закупленные паровозы. Он указал Метод
по которому на одно судно стали тру
11 паровозов вместо намечавшихея тит

Занимаясь той или иной практачети
задачей, Алексей Николаевич но оградит.
Рается разработкой решения пряменитет,
но только к данному случаю. Его пах ›
память человека, который об’ездил тут
весь мир и накопил много наблюдений, п.
медленно подсказывает ряд’ аналогий, {и
вой ‘ум ученого, тесно связанном,
жизнью, подсказывает, в каких другии.
ластях может пригодиться. решение пох.
ной задачи, и он создает новый трут, н.
торый превращается в пособие для пи»
ликов-инженеров самых разнообразны
специальностей.

Закончив новое теоретическо несла,
вание, ‘он сам разрабатывает методы в
применения на практике в ряде отрасли
техники. Новыю труды А. Н. Крылв
стро становятся о широко известных ;
стране. Их знают  кораблестроители, т.
тейцы, энергетики, строители граждан
сооружений, ‹° конструкторы самолета,
астрономы, гидрографы и т. д. итх

Алексей Николазвич не боялся отр
указывать морскому министерству царя
России на недостатки в его ‘работе. [з%
стны его доклады, написанные для map
ской думы, его. смелыю ‹ выступления
старом адмнралтействе, его борьбу с иль
вой рутиной дореволюционных мох
канцелярий,

Когда в 1920. году советское правит
ство постановило возродить  Военно-ип
скую академию, именно Алексею Николе.
вичу было поручено разработать прут
реформы образования в ней. В 1921 пт
Академия наук командировала Алехсвя т.
колаевича Крылова за границу для ву.
становлення научных связей. Там ох пре.
нимал близкое участие в работах наши
предетавителей и в переговорах по зале:
чению. нового торгового договора в \1..
лней, Во время этих. переговоров А. 1.)
Крылов пе’ раз поражал английских ну
стов своей убедительной аргументацией,
силой своих доводов. Они еще, более у
вились, когда узнали, что Алексей Ни
льевич—не профессор права, а учены:
математик, специалист в области колбе
строительных паук.

Огромной любовью пользуется Алехо
Николаевич у командиров и научных р
ботников Военно-Морского Флота. За
академии во время его выступлений п?
цолнены доотказа. Когда этот реш
крепкий человек с оклалистой бороду ‹
живыми, горящими огнем юности гаи
ми, вхолит в зал, все  присутетвуюле
встают. Встают не только потому, чо
77 лет, что он  орденоносец,  акадет
знатный ученый. А. Н. Крылова почте
тельно приветствуют потому, что жизнь!
научное творчество его—это служ
народу, служение родной стране,

Инженгр-нонтр-адмирал А. ШЕРШОВ,

ee

енного кораблестроения, где и поныне 2?)
ляется председателем научно-техниехи
совета.

Проводя большую м плодотворную 1
боту по строительству флота, 10. A. Ш!
манский возобновляет в 1920 г. при
вательскую деятельность — сначала в №
енно-морской академии, а затем ив
рожденном тогда уже в Ленинтраде №1
ском инженерном училище (ныне узи
им. Дзержинского).

В 1920 г. академик А. Н. Крышв, ®*
торому тогда правительство поручило 2
рохить работу Военно-морской кадет
закрытой в конце  империзлистичеези

ков на совещание и просил их выскаи”.
мнение о том, как и чему учили м!)
академии, чему «переучили», & чех] <
доучили».

С этого совещания, на’ которох в
кажется, впервые близко встретилиь ‘.
Ю. А. Шиманским, началась наша ло”
летняя совместная работ» в Вобнио-и
ской академии. До 1934 г. Ю, А, №
манский был в академии начальтикох =.
Фелры строительной механики к0р2бзч.
работал тотда в академии в качестве 1”
посредетвенного его помощника. {

В 1934 г. Ю. А. Шиманский клеи
по собственному желанию работу в 2х4
мии и эначительно сократил свою пе
гическую нагрузку в училище, почти 1
ликом Занявииеь работой в Центральм
чаучно-исследовалельском институте 9:
строительной промьлиленности. Дело в 1%
что Ю. А. Шиманский воетда больше т”.
мился к непосредственно практической 1
ооте по военному судостровнию. И он
ствительно очень много сделал в этой 001
сти. Как один из ев руководящих 2295
ников он много способствовал разрешая
ряда практически важных вопрос
ветокого судостроения, особощно вот
прочности корабля,

За время своей долголетней иже”
ной деятельности Юлиан Алексанкуои
нзписал большое число разнообразных г’
учных работ, в том числе несколью 5
и учебников, посвященных различных *
просам строительной механики орал.

Свою большую педатогическую и 17
тическую работу, которая,  несожно
займет видное место в истории советы”
кораблестроения, Ю. А. Шиманский с
тает ©. активной деятельностью во 5
союзном обществе судостроителей. 3 @
состоит членом президиума, члевух
дакционной коллегии, & в последние 1
и председателем секции железобетотии ,
судостроения. т

Член-корреспондент Академии наук co?
инженер-контр-адмирал П. ПАПКОВИ*