_—
ee

14 марта 1941 г. №

торпедной

Использование торпедного оружия с
надводных кораблей в условиях современ-.
ного морского боя резко усложнилось.
Увеличилась дальность артиллерийской
стрельбы, возросла скорость хода главных

об’ектов торпеднюй атаки—линкоров и
хрейсеров, Широкое развитие получило
применение дымовых завес, усилились

противоминная защита и охранение глав-
ных сил.

Пепригодными оказались старые методы
гыподнения атак времен войны 1914—
1918 тг. Они были рассчитажы в основ-
пох Ha глазомерное определение  эле-
CNTR движения цели и на табличные
расчеты в уме иди карандашом на клочке
бумаги. Успешность торпедной стрельбы
при использовании этих методов невелика,
так как командир корабля должен cocpe-
доточивать все свое внимание только на
зак, упуская из виду уничтожение ко-
рабей охраны, отражение авиации. При
старых методах торпедной стрельбъ коман-
дру чрезвычайно трудно было правильно
оценить обстановку. Совместные атаки
были почти невозможны.

Современный уровень развития науки
к техники позволил создать специальные
приборы управления торнедной стрельбой.
(ки освобождают командира от производ-
(тва многочисленных расчетов, дают ему
возможность свободно оценить обстановку
и принять решение по применению осталь-
лого оружия корабля, упрощают управле-
ни и выполнение совместных атак.

Наши корабли, построенные на отече-
венных заводах, вооружены прекрасной
буевой тохникой, в том числе и хороши-
yi приборами управления  торпехной
стрельбой. Задача командиров и красно-
блотцев-торпехистов: ках зеницу окз, бе-
мочь эти приборы, в совершенстве изу-
циь их и уметь правильно ими пользо-
ваться.

В прошлом году многие корабли прове-
11 в08 торпедные стрельбы с отличными
оценками, потому что сами командиры и
пичиненный им личный состав детально
изучали приборы управления, научились
(речь их, ухаживать за ними, правильно
пользовать в боевой обстановке.

Несмотря на сложность устройства, при-
(ры управления торпедной стрельбой
хожно глубоко изучить за короткие cpo-
ки. Например, торпедные электрики под-
разделения лейтенанта т. Виселя хорошо
квоили работу на сложном автомате; При
эмм надо учесть, что командир отделения
т. Зинченко и его подчиненные не имеля
специальной подготовки в Учебном отряде.
Им пришлось непосредственно на корабле

кваивать электротехнику, материальную
чать и практическую работу на прибо-
pax.

Однако сам командир подразделения

т. Кисель, несмотря на достаточную тео-
мтическую подготовку, не сумел освоить
приборы так же хорошо, как его подчи-
пенные, и это, конечно, мешает ему пол-

ноценно руководить боевой учебой красно-

флогцев.

Дружный боевой коллектив

Экиталь командира, звепа, стадипего лей-
теналига т. Шишина завимают в части ве-
ущео место по боевой подготовке. ‚ Сам
MAMIE отлично летает днем и почью.
чества прекрасного летчика, сочеталотся
у него с хорошими командирокими завы-
hur, Знание техники, высокая требова-
мльтость, заботы о своих подчиненных
пролили ему завоевать больной автори-
RT в подразделении.

(тарший лейтенант Шиштин сумел при-
вить своим подчиненным любовь к знани-
ям, высокую ответственность за выполне-
не плана боевой подготовки. Штурман
звена лейтенант Гусев—отличник боевой и

61 (715)

Умело управлать

стрельбой

Одновременно с хорошими примерами
изучения приборов управления торпедной
стрельбой имеются факты и леткомыслен-
ного отношения к этому делу. На некото-
рых кораблях нарушали инструкции по
повседневному уходу за приборами. Это
снижало их готовность к использованию и
не давало полной уверенности в четкой и
бесперебойной работе.

Отдельные командиры самостоятельно
не изучали приборов, ссылаясь на все-
возможные трудности, Ясно, что сложный
прибор изучить нелегко. Для этого надо и
самому много учиться и проконсультиро-
ваться у более опытных товарищей, ко-
торые помогут быстрее освоить приборы.
Кстати, о консультациях. Их можно полу-
чить иногда и у младших командиров, ко-
торые непосредственно участвовали в уста-
норке и монтаже приборов совместно с за-
водскими специалистами, и в этом ничего
зазорного не будет. Например, т. Седель-
ников, который 3 корогкое время прекрас-
но овладел приборами управления торпедной
стрельбой, получал в некоторых случаях
консультащию у младхиего командира. Одна
из форм глубокого изучения приборов упраз-
ления — теоретические конференции. В
прошлом году было проведено‘ несколько
таких конференций, в том числе одна для
начальствующего ‘состава. Готовились к
ней долго и тщательно. После специаль-
ного доклада командиры поделились своим
опытом эксплоатации приборов, внесли
много ценных предложений; Все участни-
ки хорошо усвоили устройство материаль-
ной части, поняли, как надо использовать
приборы при торпедных атаках.

Несколько теоретических конференций
было организовано и для краснофлотцев.
На одном из кораблей конференцию провел
военинженер 2-го ранга т. Проничев.
ней приняли живое участие также бойцы
соседних кораблей. Ё сожалению, такие
конференции проводятся крайне редко, а
за последнее время о пих и вовсе забыли.

Командир БЧ-ЛГ т. Артемьев в. течение
прошлого года провел немало торпедных
атак, но показаний приборов нигде не
записывал. В результате он не смог дать
выводов. Цо существу весь тодовой опыт
боевой подготовки и работы приборов
т. Артемьев свел на-нет: Для того чтобы
судить о приборах, надо знать, с какой
точностью вырабатывают они данные при
разнообразных элементах движения своего
корабля и цели, а также при различных
метеорологических условиях. Эти данные
необходимо фиксировать в документах,
чтобы лучше использовать приборы в той
или иной обстановке.

Несмотря на всю свою сложность, при
умелом применении приборы обеспечивают
управление. торпедными стрельбами и ата-
ками в любых условиях. Для изучения
приборов надо использовать любую воз-
можность-—занятия, учения, теоретические
конференции, выходы кораблей в море
ит. Хх.

Старший лейтенант И. ЕФРЕМЕННО.

политической подготовки, один из лучших
иигурманов части.

Не ототает от старших товарищей и
третий член  экипалюа, — стрелок-радист
т. Калесникюов, Он также стреляет на «хо-
ро» и «отлично», надежно держит
Связь. )

Успехи в воздухе хоропю обеспечивает
технический состав. Прекрасно готовит ма-
териатыную часть к полетам старший тех-
ник звена воентехник 2-го ранга т. Хари-
тонов. Самолет этото экипажа всегда B
боевой тотовности; за все время пе было
ни одного случая опоздания с вылетом.

А. ХРАМОВ.

И. М. Чеботарева.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ити

Инструктор по работе
срели комсомольцев

Основа деятельности старшего инструк-
тора отдела политической пропаганды по
работе среди комсомольцев — помощь в по-
становке политического воспитания членов
ВЛЕСМ. Он должен детально знать работу
каждой организации, своевременно устра-
вять недочеты и передавать лучший опыт.

В соединении, тде старшим инструктором

ний ещо не имели тезисов. Вся подготовка
в этих организациях ограничилась тем, что ~
за два дня до собраний, оповестили комсо-
мольцев,

Детальное ознакомление показало, что в
организации, где секретарем т. Слюсарь, за
четыре месяца не состоялось около полови-
ны собраний, предусмотренных планом.

Капитан 9-го ранга Г. Г. Громов (справа) проверяет нормативные показатели

передового на Черноморском флоте подразделения

воентехника 1-го ранта
Фото Б. Шейнина,

Качество подготовки летного состава
в значительной степени определяется ето
умением действовать на большой высоте,
с большой скоростью.

Полеты на высоте, связанные < зако-
нами изменения атмосферных условий,
имеют свою специфику и требуют натре-
нированности и физической выносливости.
Известно, что с высотой температура в03-
духа постепенно понижается. Изменяется
такжо и давление. На высоте 5.500 мет-
ров, например, давление вдвое меньше, чем
на поверхности земли, & на высоте
10.500 метров оно равняется лишь чет-
верти атмосферного давления у земли. Сло-
вом, экипаж самолета, взлетев в жаркий
летний день, через десять минут встре-
чается с морозом в 40—50. градусов.

Резкие изменения атмосферных условий
при под’еме самолета на высоту заста-
вляют по-новому решать и вопросы экс-
плоатации материальной части..

При низких температурах детали само-
лета начинают сжиматься. Величина сжа-
тия зависит от степени понижения темие-
ралуры и свойств материала.

Прк наборе-выюоты летчик должен 0со-
бенно внимательно следить, чтобы мотор
получал определенную смесь, сохраняю-
щую топливный режим. Моторы, имеющие
недостаточное количество масляных радиа-
торов, при наборе высоты зачастую  гре-
ются. В случае, если’ температура масла
достигает максимально допустимого треде-
ла, следует перейти на горизонтальный
полет. Даже небольшая «площадка» дает
возможноеть маслу быстро. охладиться,

Немалое значение для безопасности  по-
лета имеет сохранение температуры и при
потере высоты. Моторы, особенно воздуш-
ного охлаждения, стынут при быстром
снижении. Чтобы предупредить переохлаж-
дение, необходимо‘ юсле- пикированияиля
тланирования делать горизонтальную пло-
щадку для протрева мотора. После сниже-
ния ‘сразу итти на посадку не следует,
На круге или в зоне на высоте 600—800
метров нужно прогреть мотор.

При полете на высоту необходимо поль-
зоваться подогревом воздуха, входящего
в карбюратор и высотный корректор. Пра-
вильный подогрев’ дает возможность лучше
использовать мощность мотора, добиться
экономного расходования бензина. Перед
высотным полетом следует специально
просмотреть и подготовить некоторые де-
тали самолета, так как из-за разности
коэфициента сжатия материалов может
наруниться работа отдельных атрегатов,
Особое внимание при проверке нужно 00-
ращать на натяжение тросов, расчалок,

Советы молодому летчику

лент, чтобы в воздухе не
натяжения.

Готовя машину к высотному полету,
техник и весь экипаж обязаны следить

произошло пере-

не только з& количеством залитото масла,

но и за качеством смазки. Некоторые copra
авиамаслаь при низких температурах сильно
туствют, ‘и управление секторами rasa,
триммерами и т. д. становится тугим,  &
в отдельных случаях может произойти

и заедание. Поэтому надо внимательно’

проверить ‘наличие и величину зазоров всех
шарнирных соединений; особенно если они
Из материалов с различным. коэфициентом
расширения. Кроме того эти ‘соединения
необходимо тщательно промыть и смазать
незамерзающей смазкой. }

При низких температурах не исключено
нарушение работы системы под’ема и вы-
пуска шасси. Гидросистема может застыть,
& тросовая система, если она обильно ©ма-
зана тавотом, потребует от летчика боль-
ших усилий для вращения ручки под’ем-
ного механизма. После высотного полета,
прежде чем выпустить шасси, всю систе-
му выпуска следует отогреть полетом на
малой высоте.

Успех и безопасность высотного по-
лета зависят даже от того, как су-
MeeT летчик выбрать направление взле-
та. Если он производится с сырого aapo-
дрома, то на колесах остается грязь, и они
зюгут примерзнуть к куполам, в которые
упираются. В сырую потоду надо взлетать
© травяного или песчаного покрова.

Во время производства высотных поле-
тов CO стрельбфй необходимо специально
осмотреть и подготовить также и вооруже-
ние, ибо при низкой температуре плохо
подготовленные пулеметы обычно отказы-
вают. Подвижные части вооружения после
‘пребывания на высоте при темлературе
40? через 30—40 минут настолько застые
вают; что`их трудно, а иногда невозможно
слвинуть с места.. Поэтому для стрельбы
на высоте необходимо особенно тщательно
готовить пулеметы, патроны, ленты, туре-
ли, прицелы и т. д. Наиболее. ответствен-
ные детали вооружения следует разобрать
и промыть обезвоженным ‚керосином, & за-
тем насухо протереть. Некоторые части
нужно смазать очень тонким слоем транс-
форматорного масла.

Во время. стрельбы на высоте после
короткой очереди от замерзающего порохо-
вого нагара, особенно если стрельба ведется
¢ большими перерывами, может произойти
заклинение подвижных
предупредить это, экипаж должен тщательно
проверить качество подготовки всего

оружия.
Капитан Н. СПЕСИВОВ.

частей. Чтобы)

по работе среди комсомола политрук т. Ка-
занцев, больше 35 проц. всех комсомоль-
цев — активисты, секретари, члены
президиумов, пропагандисты и агитаторы,
члены редколлегий, советов ленинских
кают, комнат и клубов, актив библиотек,
общеобразовательной подготовки, интерна-
циональной и спортивно-массовой работы
ит. д. Злесь, например, 18 комсомоль-
цев-групповоды политзанятий и их по-
мощники, несколько десятков комсомоль-
цев— атитаторы.

Групповоды -политзанятий тт. Новиков и
Давыдов добились отличной успеваемости
слушателей. В группе т. Новикова несколь-
ко комсомольцев невнимательно относилось
к занятиям, оценки были не выше удов-
летворительных. После тщательной подго-
товки комсомольцы заслушали на своем ‘со-
брании доклад групповода. С помощью об-
щественного мнения Удалось воздейство-
вать на ‘отстававших бойцов. В групне
значительно окрепла дисциплина.  .

За последние месяцы в соединении вы-
росло число комсомольцев — отличников
боевой подготовки. Так, комсомольцы отде-
ления младшего командира т. Куярова Ha
полтора месяца раньше срока закончили
ремонт механизмов. Комсомольцы отделений
младших командиров тт. Гунченко и Федо-
ряк выполняют норму на 200—300 проц.
В соревновании в честь ХУП Всесоюзной
партийной конференции комсомольцы’ до-
стигли новых ‘успехов. Они активно помо-
тали командирам. успешно решать. задачи
‚боевой. подготовки.

В кружках краснофлотской художествен-
ной самодеятельности при клубе участвует
больше `55 комеомольцев. Недавно группа
комеомольцев во главе с политруком: т. Ёа-
занцевым совершила’ пеше-льзжюный переход
на 80 километров.

Для дальнейшего укрепления комсомоль-
ских организаций старший инструктор по-
литрук т. Казанцев должен еще теснее свя-
заться с массами. Он должен хорошо знать,
кто как работает, кому необходимо по-
мочь, какие недостатки свойственны тому
или иному руководителю. Это необходимо
‘потому, что в деятельности некоторых пер-
вичных организаций есть еще существен-
ные недочеты.

Например, ‚ бюро, где секретарем т. Воче-
рыгин, не является органом коллективного
руководства. В октябре прошлого года рас-
пределили обязанности срехи семи членов
бюро, и с тех пор. ни один из них не’ от-
читывалея. Ba это время проведено 18 за-
‹еданий бюро, причем на 16 разбирз-
лись только вопросы внутрисоюзной жиз-
ни. Актив Ленинской комнаты во главе с

бирался. В работе библиотеки комсомольцы
участвовали недостаточно.

В организации— 10 секретарей прези-
диумов, но их никто пи разу не собирал,
не беседовал с ними, скажем, о роли худо-
жественной ‘литературы во коммунистиче-
ском воспитании личного состава. Даже
секретарь комсомольского президиума т. Во-
ротников за четыре месяца не прочитал ни
одной книги.

‚В друтой первичной организации выбыл
на учебу секретарь бюро. В течение меся-
ца его никем не заменили, и. организация
осталась без руководства.

Эти факты были известны т. Казанце-
ву, и только из-за Неорганизованности и
нетребовательноети он своевременно He
устранил недочетов. Тов. Вазанцев не при-
давал значения тому, что некоторые секре-
тари не имели опыта проведения собраний,
заседаний бюро. Например, в одной части
секретари. бюро тт. Слюсарь и Магдалинов,
которые должны были сделать, доклады, 3&
несколько часов до комсомольских собра-

членом бюро т. Шумовым ни разу не со-

Тов. Казанцев успокаивал себя тем, что
собрания все же прошли. Он не интересо-
валея, как к ним готовились, какие во-

просы обсуждались. Между тем из месяца

в месяц в повестку дия включались одни
и те же общие вопросы, принимались не-
конкретные решения, о выполнении их сек-

ретари не докладывали комсомольцам. На-

пример, в. организации ВЛКСМ; где секре-
тарем т. Кочерыгин, при проверке решения
собрания 0  культурно-массовой работе
выяснилось, что из семи пунктов выполнен
Только один.

Старший инструктор должен добиваться,
чтобы секретарь бюро и активисты, осуще-
ствляя какое-либо мероприятие, раз’ясняли
комсомольцам его значение, заинтересовы-
вали их. В механической мастерской, где
работает около 40 комсомольцев, была не-
пролазная грязь, отсутствовал уход 3% 060-

‘рудованием. Тов. Казанцев не раз посещал

мастерскую и беседовал с секретарем
т. КВудрявцевым, но положение He меня-
лось. Когда же старший инструктор KOH-
кретно помог активу и секретарю, TO B Op-
танизации начался поход за чистоту. Ре-
зультаты работы, проведенной комсомоль-
цами, были высоко оценены командиром.

Инструкторы по комсомолу, обнаружив
недостатки, не всегда добивалются их устра-
нения. Например, старший инструктор т.
Коротвев установил, что секретарь низовой
организации т. Гнусарев неоднократно на-
рушал дисциплину. Он дал секретарю бю-
ро т. Епифанцеву указание— разобрать по-
ведение Гнусарева и наладить работу ор-
танизации. С тех пор прошло два месяца,
а дело Гнусарева, не обсуждалось. За это
время еще три секретаря нарушили дис-
циплину, но и тогда выводов не сделали.
Об’ясняется это тем, что т. Коротеев редко
бывает в организациях, не проверяет вы-
полнения данных им ‘указаний.

Некоторые инструкторы по комсомолу
еще не понимают значения личного при-
мера, редко’ бывают в клубе, на стадионах.
Проведенный недавно сбор старших ин-
отрукторов по комсомолу Тихоокеанского
флота показал, что многие из них даже не
умеют кататься на коньках и ходить на
лыжах:

Главное в деятельности “старших ин-
структоров ‘по руководству ‘первичными
организациями— перенести Центр тяжести
работы в бюро, президиум, группу.

По инициативе старших инструкторов в
конце каждого месяца в некоторых местах
организуют семинары секретарей ‘первич-
ных организаций. Здесь обычно разбирают
опыт работы комсомольских  ортанизаций
за месяц, и это приносит немалую пользу.

Для поднятия теоретического ‘уровня
старших инструкторов по комсомолу, для
обобщения и передачи опыта в декабре
прошлого года и в феврале 1941 т. Уп-
равление политической пропаганды Флота
провело декадные и недельные сборы. Ha
‘последнем сборе 0с0б08 ‘внимание ‘уделили
вопросам о коммунистического воспитания
комсомольцев и обобщению опыта. Были
заслушаны лекции: «Ленин и Сталино
коммунистическом воспитании молодежи»,
«Роль художественной литературы в вос-
питании молодежи», обсуждены  практиче-
ские вопросы работы, как, например, «Бю-
рю-——коллективный орган руководства»,
«Практика работы старших инструкторов»,
«Спортивно-физкультурная работа во ком-
сомоле». : wee :

Перед комсомольскими организациями
стоят ответственные задачи. Нужно, чтобы
инструкторами повседневно и’ конкретно
руководили начальники ‘отделов `политиче-
ской пропаганды. Это будет способство-
вать оживлению комсомольской работы. .

’ (Старший. политрук Н. МАКАРОВ.

Ne ee eee ee mE

Dy Ay wan

морская

война

П. Оборонительная кампания“)

Прежде чем делать выводы 0б оборони-
заьной войне на двух океанах, необходи-
\% изучить ее условия. В такой кампании
WIMAX численность наших сил может
ыть возмещена тем, что мы заставим 0бо-
IX противников нести все трудности
трансокеанской войны. Возникает пробле-.
№, какие меры надо принять и какими
мраблями пополнить наш Флот, чтобы
‹едать ого слюсобным нанести такое ‘с0-
крушительное поражение обоим противни-
ау, чтобы они никогда не могли попы-
татья предпринять новое наступление.

Первой мерой будет обеспечение отда-

денных баз от опасности захвата их про-

тивником, В соответствии 6 ЭТИМ мы
должны собрать в кулак наши силы и 1п9-
‘тавить их между флотом противника И
первым об’ектом его действий. Для этого
\ы нуждаемся в соответственно располо-
женных базах не только для флота, но
также для максимального применения бе-
еговой авиации, торпедных катеров, мин-
UX загродителей и прибрежных подвод“
НЫх лодок...

Возможность кампании против более
ильной коалиции подчеркивает ценность
вех видов оружия и кораблей, которые мо-
тут строиться в короткие сроки. Следует
пугомвитья к массовому производству
‘молетов, торпедных калеров, мин, мин-
ных заградителей и подводных лодок при-
режного действия. То же самое надо сде-
ить и в отношении  оборовительных
ств: истребителей подводных лодок,
патрульных сил и тральщиков. В подготов-
18 всех имеющихся в нашем распоряжении
‘из нельзя забывать авиации. Она может
начительно увеличить нашу мощь, если
58 в мирное время будет обучаться <©0-
вместным действиям с флотом и если бу-
Л  приняты подготовительные меры ко
еменному вв переходу под морское K0-
Manjonarne в будущей войне на море. Ис-
рия доказала слишком ясто безрассуд-
ство двоеначалия в любой области 060-
POET,

——=—

*) Продолжение статьи
лейтенанта Франклина Персиваля,
вм, «Красный Флот», № 58.

американского
Начало

Рассмотрим новые требования к воен-
ным кораблям в оборонительной кампании,
в первую очередь — к линкорам.

Предположим, что более сильный флот
начал пересекать океан. Когда он прибли-
зитея к наацему побережью, сведения 0.его
передвижении будут настолько точно пе-
редаваться нашими подводными лодками и
дозорными самолетами, что. американским
надводным кораблям не понадобится пре-
восходящая скорость, чтобы избежать не-
ожилажного сражения в невыгодных усло-
виях или занять позицию между врагом и
его целью. Нашему флоту не потребуется
проявить и особенно большую подвижность,

чтобы вступить в бой, потому что наша,

позиция между противником и его целью
автоматически заставляет принять Goll.
Вольше Toro, сам наступающий флот
вынужден будет вступить в бой либо для
того, чтобы избежать захвата у выдвину-
той базы, либо чтобы прекратить, воздуш-
ные налеты на него. Таким образом, боль-
шая, чем у противника, скорость нашего
флота не сделает его способным отклады-
вать операцию до выбранного им момента.
Важно, что сражение не будет случайным
или неожидалным столкновением; оно бу-
дет скорее результатом создавшейся обста-
новки, в которой обе стороны ищут реше-
пия. Столкновения без окончательного ре-
зультать и уклонения войны 1914—
1918 гг. будут заменены решающим сра-
жением до конца.

В этом сражении наш флот с самого
начала может вотретиться © превосходя-
щим артиллерийским огнем. Ни один ра-
зумный противник не начнет трансатлан-
тической кампачии, не имея первоначаль-
ного количественного превосходства. По-
этому наши линкоры должны быть спроек-
тированы так, чтобы их достаточно на-
дежная защита позволила им перенести
первые удары артиллерийского огня етоль-
во времени, сколько нужно будет, пока они
пе наладят свою стрельбу. Более толстая
броня и равная либо превосходящая удар-
ная мощь дадут нам возможность нанести
противнику повреждения раньше, чем on
это сделает. Это значительно поможет уст-

ранить первоначальное количественное
превосходетво противника. Из этого ‹сле-
‘дует, что мы должны предусмотреть в’ на-
ших проектах максимальную мощь артил-
лерийского огня; чем больше тяжелых ору-
дий будет в нашем флоте, тем меньше ве-
роятности, что такого рода кампания про-
тив нас будет когда-либо предпринята.

Другое соображение, которое необходи-
мо учитывать в бою,— это боезапас. Если,
к примеру, каждым трем нашим кораблям
придется иметь дело с четырьмя неприя-
тельскими, то запаю на каждом из наших
кораблей должен быть на одну треть боль-
ше, чем это необходимо при поединке двух
кораблей. В мировую войну этот запас у
обеих. воюющих сторон оказался несоот-
ветствующим. В Ютландеком 6010  веду-
щие линкоры Шеера израсходовали в опас-
ной пропорции свои тяжелые снаряды еще
до начала главной операции. Они имели
по 90 залпов на орудие, поэтому 135 зал-
пов в среднем на орудие следует считать
минимумом, а 180 залпов — желатель-
ным запасом. Мероприятия ‘по увеличению
точности огня и живучести орудий также
приобретают новый интерес.

Будущие морские сражен вероятно,
покажут дальнейшее развитие тенденции,
проявившейся у Цусимы и в Ютландском
бою. Она заключалась в перемежении боя
определенными промежутками. затишья,
вызванными временным отходом стороны,
подвергшейся тяжелым ударам. Эти коле-
бания, зависящие от количества попада-
ний, будут гораздо сильнее в будущем бла-
годаря влиянию происходящего одновремен-
но боя в воздухе. Всякий раз, как авиа-
ции одной из сторон удастся отогнать кор-
ректировочные самолеты противника, 3a-
щищая собственные  корректировщики,
флот этой стороны получит временное, на-
столько сильное превосходство, что кораб-
лям противника придется поставить дымо-
вую завесу и прекратить сражение до тех
пор, пока его корректировщики снова не
займут позиции в воздухе. В сражении на
близких дистанциях превосходство в возду-
хе будет, вероятно, несколько раз перехо-
дить из рук в руки, делая более часты-
ми затишья в бою надводных кораблей.

Эта тенденция к более коротким перио-
дам боя пред’являет двоякого рода требо-
вания в конструкции кораблей, Во-первых,
увеличивается значение нанесения макси-
мальных повреждений во время этих более
коротких периодов ‘артиллерийского боя.
Другими словами, это ‘подчеркивает необ-
ходимоеть установки наиболее мощных ба-
тарей главного калибра, которую пражги-
чески возможно ‘осуществить. Во-вторых,
более. частые промежутки затишья исклю-
чит использование большей скорости для
выигрыша некоторых преимуществ в `от-
ношении ветра ‘и освещения. Относитель-
ные курсы обоих флотов будут определять-
ся отходом одной стороны’ и попытками
поддерживаь = соприкосновение —— другой
стороны, а He длительным тактическим
маневрированием. С

Короче говоря, тенденция к более ча-
стым перерывам в бою переносит ударе-
ние со скорости на мощь ‘артиллерийско-
го огня.

Хотя мы уже видели, что превосхо-
дащая скорость не является , необходи-
мой для доведения боя до репгительного
конца, немногие понимают уменьшивше-
вея значение скорости также и для разви-
тия успеха. Если адмирал противной сто-
роны во что бы то ни стало захочет ук-
лониться от сражения, он может ислюль-
зовать дымовые завесы, эсминцы, легкие
затрадители и подводные лодки и. сде-
лать прямое преследование очень рискован-
ным; Вследствие этого преследование
побежденного флот» падает в первую
очередь на долю наших легких сил и авиа-
ции, Линкоры, независимо от их скоро-
CTH, вряд ли могут сделать в данном слу-
чае больше, чем следовать вдоль фланга,
оперируя против выведенных из строя
единиц противника.

Другая характерная черта такого сра-
жения заключается во времени, необходи-
мом для развития успеха. Любой флот, ко-
торому придется пересекать Атлантику в
обратном налравлении для достижения сво-
ей базьь будет беззащитен в течение неде-
ли или даже болыпе против дальнейших
алак.. В этом случае действительность
преследования будет скорее зависеть ог. за-
пасов горючего, чем’ от проектной скорости.
Если наши легкие силы будут построены
так, чтобы нанобить жестокие удары и в
свою очередь противостоять им, то они
смогут превратить победу в уничтожение—
илеал Нельсона. Слёдовалельно, не только
самое сражение, но и полное развитие ус-

пеха требуют подчеркивания в конструк-
циях всех типов военных кораблей элемен-
тов вооружения, защиты, снабжения боеза-
пасом, горючим и торпедами.

Флот надо расомалривать как соедине-
ние, составленное из взаимозависимых
классов, каждый ‘из которых играет важ-
ную роль в успешном функционировании
целого. Действенность линкоров в главном
бою будет, вероятно, зависеть от способно-
сти морской авиации поддерживать в возду-
хе свои корректировщики и удалить корре-
ктировщики врага. Линия боя будет нару-
шена серьезными помехами, если наши лег-
‘кие Филы не сумеют сохранить господство
из’ пространстве, в котором ‘он’ должен про-
ходить. Сила и длительность преследования
будут определяться состоянием после глав-
ного. боя Hallux эсминцев, крейсеров и
авианосцев. Состояние авианосцев будет за-
висеть от того, в какой мере они были за-
щищены зенитными батареями друтих ко-
раблей. Это в свою очередь будет частич-
но зависеть от того, в какой мере сниже-
ние. скорости позволило усилить зенитное
вооружение и боезаласе у всех составных
частей флота.

Взаимодействие различных классов ко-
раблей приобретает специфический харак-
тер веледетвие той небывалой свободы, с
которой ‘авиация блатодаря своей исклю-
чительной подвижности может избирать
себе цель. Вследствие этого, посжольку 60-
лее крупные единицы флота практически
неуязвимы для воздушных атак, неприя-
тельские самолеты перенесут овое внима-
ние на более уязвимые корабли. Уязви-
мость эсминцев и незащищенность пози-
ции, которую занимают они обычно при
сближении в бою, превращают их в 050-
бенно привлекательные мишени. И хотя
они и имеют зенитное вооружение, тем не
менее вес и 06’ем не позволяют им иметь
достаточное количество боезаласа, чтобы
поддерживать действие своих орудий дли-
тельное время, как это требуется в CO-
временных условиях. Отметим, что’ не-
давние тяжелые потери, понесенные анг-
лийскими флотилиями эсминцев, безоши-
бочно диктуют необходимость изменений.
Если эсминцы не получат защиты против
авиации пропорционально. их значению, то
многие из ших могут быть потеряны для
поддержки операщий флота. Эти новые эле-
менты в тактике требуют пересмотра стрю-
ев кораблей при сближении м бое, а таж-
же конструкций всех классов кораблей и
самого состава флота.

Реальность. предположений о. характере

будущей войны может быть подкреплена
наброском того, какую линию боя придет-
ся встретить нашему флоту в подобной
кампании. Налример, какие линкоры по-
строила бы Германия для трансатлантиче-
ской войны? Существующие германские
линкоры ничего нам не говорят, потому
что они были сконструированы в. качест-
ве кораблей для рейлерства, а не в каче-
стве линейных сил. Лучшим ключом бу-
дет, вероятно, конструкция их линкоров
1917 года, на которой они остановились
после изучения опыта Ютландского боя.
Елинственная информация,  оброненная
Шеером в его книге «Флот открытого мд-
ря»,— это беседа, в которой он убедил
императора, что в новых линкорах долж-
ны быть подчеркнуты традиционные ка-
чества этого класса, а не попытка достиг-
нуть скорости линейного крейсера.

По словам Байустера, обладавшего до-
стоверными источниками информации, они
наморовалиеь создать дивизион «дредноут-
ных истребителей». Это должны были быть
корабли с низким надводным бортом, ©
максимальным вооружением и массивной
броней, чтобы полностью диоклассифици-
ровать все существующие линейные кораб-
ли. Несколько времени спустя они все же
остановились на неограниченной подводной
войне и отказались от этого замысла. Тем
не менее. некоторый намек на возрожде-
ние этой довольно интересной концепции
можно видеть в решенни немцев, приня-
тох в 1939 году, удвоить нынешнюю
135-Футовую ширину Кильского канала.
Вряд ли они предприняли. бы такой круп-
ный проект в ‘момент налряжения всех
нервов для перевооружения и. в. момент
острой нехватки рабочих рук, если’ бы рас-
ширение этого канала не являлось жиз-
ненным звеном их военных планов.

Предположим, что флот, состоящий из
дивизионов ЭТИХ «дредноутных истребите-
лей», начнет пересекаль Атлантический
океан. Прелположим, что это ядро флота
состоит из кораблей со скоростью 18—21
узел, вооруженных 16—18-дм орудия-
ми и защищенных 18-—20-дм броней.
Не лучше ли встретить их кораблями,
имеющими равное или превосходящее во-
оружение и защиту, чем кораблями, в ко-
торых эти качества принесены в жертву
более высокой скорости хода? Ввиду воз-
растающего сотрудничества тоталитарных
держав Япония, вероятно, последует гер-
манскому почину в области проектирова-
ния кораблей.

(Окончание следует),