ная

13 АВГУСТА 1941 Г:
СУББОТА
ры

№ 198 (852)

Цена 15 копеек

Младший команлир—
образем доблести и отваги

} ях против полчищ озверелых не-
„ит фашистов младшие командиры Во-
Морского Флота проявляют исключи-
„ам мужество и героизм. На море, в
зе п на суше эти славные сыны ©0-
ухо пафола умело и храбро дерутся с
‚ным врагом. ‘Стране известно имя
[ум Советского Союза т. Кислякова, ко-
зый бился против ста фалпистов. Совет-
ail парт знает имена млалжиих коман-
нуз тт. Гребенникова, Ващенко, Нерси-
ни, Петухова и многих других, которые,
1) 10M своих сил и жизни, высоко несут
эвлюцюнные тралиции моряков налией
quit. Лучшие младшие командиры на-
лены орденами Советского Союза.

2 ерели еще прелстоит упорная борь-
‹: льных и коварным врагом, Война
ии  Новые элементы как в тактику
‚так и в Методы использования боевой
миии и оружия, Все это требует вы-
а Мученных кадров бойцов и младших
пумлиров. Громить врага, и одновременно
уоотневно готовить и обучать младших
ризифов — этот костяк боевой органи-
зи флота — такова задача командиров
ypirell, частей, полразделений.

рака роль младших команлирюв на ко-
эй, Без хорошо знающего свое оружие,
ЕтИтиВного и смелого младшего коман-
у трудно достигнуть прочного успеха в
ми операции. Млардлиий командир яв-
шд первым помощником командира, под-
хосенил, его правой рукой.

(мыг боев показывает, что там, где ко-
пиры конкретно, путем живого руковод-
та Е СТОяННого личного общения помэ-
ви’ свом младшим командирам в их
урмзной боевой работе, там они успешно
аняют ве боевые задания и при-

уандир корабля т. Катунцевский ис-
зыыует каждую свободную минуту после
м, ты указать младшим командиру
п плущенные ими недостатки, популя-
упрует опыт лучших. Вот отбит налет
ушрлоких стервятников на корабль.
идир тотчас же в беседе с младшими
палдирами обобщает их действия, ука-
ит, какие приемы применил враг в
HNO конкретном случае, полеказывает,
т пужяо было бы сделать тому или ино-
п мышщеху командиру. Это помогает
ших команлирам корабля изо дня в
уть собршенотвовать свои военные зна-
iM, умело руковохить людьми в бою. В
эпиме корабль успешно выполняет
и пктавенные перед ним боевые за-
ВИТ,

Мащовать отделением в бою не про-
mt wom. Насыщенность ‘кораблей и
wil вым боевым оружием, коварные
уимы титдеровоких бандитов требуют от
шип командиров отлично знания
tol техники, сноровки, военной хит-
‚ил, уния действовать самостоятель-
 ) имваяя командирокую  тверлость,
  хотв, служа для подчиненных ‘образ-
и CORETCKOTO воина.

[в зышестоящие начальники воститы-
и у младших командиров бесстраиие,
тали, храбрость и отвагу, там это
иное замечательные плоды, ;

(0 лз полразлелений отряда моряков
T8310 B крупных боях с фашистами.
ша командиры этого подразделения
пизыи высокие боевые качества, воен-
и ‘метку и находчивость. Отаршина 2-й
‘ии кохмунист т. Егоров, получив при-
Ш призрыть отход напюй части, само-

отверженно бился с вратами и точно вы-
полнил приказ своего командира. Остав-
шись один с двумя рамеными. бойцами, он
сумел. их вынести из вражеского окруже-
ния и, сделав из бревен и JOCOK плот,
добрался с ними в расположение своей ча-
сти. Такие примеры мужества млалших
командиров воодушевляют подчиненных им
краснофлотцев. на славные боевые пол:
BATH,

Младший командир является непосред-
ственным начальником и воспитателем
бойцов. В бою кракнофлотцы под его ру-
ководотвом управляют техникой, перени-
муют у него навыки борьбы с врагом. Вот
почему кажлый начальник должен поето-
янно заботиться о воспитании своих млал-
их командиров, хорошо знать их боевые
качества, сплачивать 60евое ялро иладше-
г» начальствующего состава. Командир ко-
рабля, повседневно общающийся со своими
боевыми помощниками — млампими ко-
мапдирами,  пестующий их, всегда ло-
бъется лучших успехов в бою.

Млалший командир — это боевая опора
вышестоящих начальников. Начальник,
уделяющий обрьезное внимание воспита-
нию и подготовке младиего командного со-
става, всегла может рассчитывать на то,
что в. трулную минуту выбывающие из
строя командиры будут полноценно заме-
нены. Опыт боев показывает, что омель-
ные младшие командиры с успехом заме-
няли в боях выбывших средпих команди-
ров.

В современной войне болыпую роль
играет боевая техника. Уже в ходе войны
на корабли и в части прибывают вое но-
вые образцьь вооружения. Надо помогать
младшим команлирам быстро осваивать
новую боевую технику с тем, чтобы онн
в свою очередь смогли передать свой
знания бойцам. Чем быстрее освоена боевая
техника, тем крепче удар по врагу.

Надо всегда помнить, что плавание в
боевых условиях сопровождается  маогимя
трудностями и неожиданностями, что ус-
пелиное использование боевых средств про-
тив врага во иногом зависит от выучки
младших командиров. Эти люди должны
уметь быстро и четко устранять возник-
шие заедания или неисправности у меха-
низмов во время боя. Растерянность или
отсутотвие достаточных знаний у млалше-
го командира может привести к серьезным
последствиям. Кажподневно учить млал-
ших командиров, проверять их знания —
святой долг командира.

Война требует крепких, закаленных,
слюеобных выполнять любую задаму лю-
дей. В бою, как нигде, проверяются каче-
ствь и способности человека. Млалший
командир должен быть человеком диеци-
плинированным, требовательным в OTHO-
шении своих подчиненных. Он должен до-
биваться выполнения боевого приказа во
что бы то ни стало. Людям, которые про-
язляют растерянность, трусость, нельзя лу-
верять командование подразделениями. Та-
ким людям вообще не место в наших
рядах. Надо поощрять и воспитывать сме-
лых, решительных, волевых младших
командиров, четко.и самоотверженно вы
полняющих свой воинский долг.

Каждый командир корабля, части дол-
жен повседневно заботиться о подготовке
калров младшего начсостава: Это олна из
важнейших задач, ог успешного решения
которой во многом зависит успех всей
боевой деятельности корабля, части.

В последний час

ПОСЛАНИЕ РУЗВЕЛЬТА КОНГРЕССУ

1ЬЮ-ПОРК, 22 августа. (ТАСС). В
и со своей встречей с премьер-мини-
тих Англии Черчиллем президент США
(Rubr обратился к конгрессу с посла-
  ЩЕ,
№ зу послании Рузвельт заявляет:
“QM недели тому назах я имел с ан-
‚ких премьер-министромо несколько
Идтыт совещаний, состоявшихся на мо-
».   соображениям безопасности англий-
@, зчериканских и кападских кораблей
и томанд выступить ралыше с сообще-
чл 06 этих совещаниях не представ-
Ч» мооможным. После окончания сове-
ТИ ог имени английского премьер-ми-
та в президента США была опублико
& икдарация. Я посылаю эту декла-
у мя информации конгресса и для
Чимкода»,
`Вихиз 8 пунктов декларации, опуб-
Чиминой 14 августа, Рузвельт далее
‘као: «Еще раньше конгресс и пре-
1 , па основе закона о передаче взай-
Чат в аренду оружия, решили прово-
“Th аитику предоставления америкап-
a помощи демократическим странам,
РЩинся на востоке и на запале против
тиюреких стран. Состоявшиеся пере-
0H хежлу представителями армии и
18 Антлни и США и совещания пре-
“та США с английским премьер-мини-
‘ИН екрыли со всей очевидностью це-
°мзность увеличения и расширения
‚мощи. Более того, английский пре-
Риистр и я договорились ©. созыве

совещания с представителями Советского
Союза для обсуждения вопроса 06 оказа-
нии послелнему помощи в его обороне от
нападения, предпринятого главным агрес-
сором современного мира — Германией.

Принципы декларации в настоящее вре-
мя являются целью, достойной стремления
нашей современной цивилизации. Эти
принципы настолько ‘четко сформулирова-
пы, что всякое возражение против’ любой
части декларации автоматически прелпо-
лагает готовность пойти на компромисс с
нацизмом или согласие на заключение та-
кого мира, который обеспечил бы нациз-
му господство нах большим числом поко-
ренных народов. Такой мир неизбежно
явился бы даром для нацизма, предоста-
вляя ему возможность перелылики — во-
оруженной передышки — для подготовки
ко второй войне за. распространение ©во-
его господства после Европы и Азии на
американское полушарие.

Возможно, нет необходимости обращать
ваше внимание еще раз на абсолютное
отсутствие всякого доверия к устному и
письменному слову нацистского  прави-
тельства. Нет также нужды указывать,
что опубликованная декларация предусма-
тривает необходимость для всего мира сво-
болы вероисповедания и свободы слова.
Ни одно общество в мире, организованное
на основе об’явленных принципов, не мо-
жет сушествоваль без этих свобод, кото-
рые составляют часть тех идеалов, за ко-

торые мы боремся».

ПВЕТ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА АНГЛИЙСКИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ПОРТАЛА
НА ПРИВЕТСТВЕННУЮ ТЕЛЕГРАММУ СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ

‚ДОН, 22 августа. (ТАСС). Началь-
 ” Таба английских военно-воздупитьх
_ Мавный маршал азиации Портал в
Sic приветотвенную телеграмму вид-
, таких летчиков, опубликованную
ne «Тайм» 18 aprycra, прислал
у Щев письмо в лондонское отделение
т: «Разрешите мне через валие отделе-

Иитить на приветственную телеграм-
tn рая была опубликована вчера в
и «Таймс». Мы с уловольствием про-
„, МУ телеграмяу, так как она свиде-
THE? ь дружественных чувствах, ко-
„’ мохповляют наших героических то-
 № — советских летчиков. Пере-
“OL, чт мы © гордостью следим за
Чяотоецной и успешной борьбой про-,

тив врага, вторгшегося в вашу страну.
Мы знаем, что красная звезда, которую
они < такой гордостью носят, будет сиять
неугасимо до окончательной победьв.

Мы вместе боремся за СВО: НИИ

ем b врага еще © i
ee Seas Королевских  военно-
воздушных сил шлет личному составу Сю-
ветских военно-воздушных сил самые
теплью ответные приветствия. Мы восхи-
шаемся упорством, мастерством и муже-
CTROM советеких летчиков.

Мы имеем общее место вотречи — над
НАЗ пгтаба Королевских в0-
енню-вюздушных сил главный мар-
шал авиации Чарлз Портал».

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

:

С

Утреннее сообщение 22 августа

В течение ночи на 22 августа наши
войска вели бои с противником на воем
фоонте и особенно ожесточенные на Кин-
тисеппеском, Новгородском и Гомельском
направлениях.

# * *

Мощный удар по’ фаптистской переправе
нанесли мониторы и катеры энской речпой
флотилии в 15 километрах от города IL.
Немецкое командование несколько раз пы-
талось организовать переправу через реку,
но каждый раз неудачно. Налпи летчики
быстро находили места скопления протиз-
ника и громили его. 19 августа фашисты,
уаскируя переправу своих войск, устрои»
ли в разных местах реки несколько лож-
чых переправ. Наша разведка разоблачила
задуманный немцами маневр. Не успели
немецкие саперы закончить установку
понтонного моста и начать пропуск войск,
как из-за поворота реки показались совет-
ские мониторы и катеры. Первыми залпа-
ми артиллеристы разбили мост, на кото-
рый уже вступили 9 немецких танков и
несколько лесятков мотоциклистов. Танки
ни мотопиклисты оказались в реке. Затем
мониторы и катеры открыли огонь по
лодкам с пехотой противника. Потоплено
26 лодок, на которых нахолилось ло 500
соллат и офицеров. Две лодки бымл про-
таранень катерами. Разгромив мост, мони-
торы открыли огонь по подходам к реке.
К нашему берегу успели проскочить
шесть лодок, с которых высадилось” более
100 немецких солдат. Их встретила огнем
подоспевиая к месту боя наша мотопехота
и уничтожила. Двадцать немецких солдат
пытались вплавь достигнуть своих частей,
но были перебиты нашими стрелками. Бой
У переправы закончился полным разгро-
мом противника. Весь берег реки устлан
сотнями фаптистских трупов, разбитыхи
‘автомашинами, орудиями и мотоциклами.
Немцы потеряли 9 танков, 29 автомашин,
ле 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800.
солдат.

#  *

Батальон калитана Малина двое суток
сдерживал атаки противника. Узнав от
перебежчиков © предстоящем подходе к
противнику свежих резервов, капитан Ма-
лен решил атаковать немцев до прибытия
фашистских резервов. Атака ‘пачалась
ночью. Бойцы роты старшего лейтенанта
Китова атаковали

уларом прорвали линию обороны. Олновре-
менно с атакой на левом фланге Halla
танковая рота нанесла противнику л000-
вой улар, отвлекая на себя пулеметный я
орудийный огонь. Танкисть отлично вы-
пелнили залание. Разгромив 6 противотан-
ковых пушек, 4 миномета и несколько
пулеметных гнезд, танки устремились на-
ветречу подходящим резервам противника.
Бой завязался на всем участке фронта, за-
нимаемох врагом. Забрасывая фашистов
гранатами, уничтожая их штыком, бойцы
батальона отбросили немцев. Большие по-
тери от огня советских танков понесли
резервы фаптистов. Всего в ночном бою
было уничтожено около 400 немецких
солдат и офицеров. Захвачено 3 орудия.
13 минометов, 19 автоматов, 5 автомапеин
и 41 мотоцикл.
жж ах

В боях под городом Вюзнесенск (Украм-
на) захвачено в плен свыше ста немец-
ких солдат и офицеров. На допросе плен-
ные И. Кох, Б. Шредер и В. Райт рас-
сказали о том, что в германских войсках
за последнее время широко распространя-
ются слухи о крупных разногласиях ме-
жду Гитлером и генералитетом, о вол-

левый фланг группы.
германских войск и мощным штыковым.

нениях во многих городах Германии и
массовых арестах в тылу и на фронте.
Во многих полках изданы
борьбе прогив шептунов.и антигерманской
агитации».

приказы «0

+ #

В трехчасовом бою у деревни К. энская

красноармейская часть наголову разбила
один из батальонов немецкой 260 crpea-
ковой дивизии. На улицах деревни фаши-
сты оставили более 300 убитых солдат-и
офицеров, среди которых командир баталь-
она. Наши бойцы захватили 5 орудий,

4 миномета, 10 автоматов, несколько ты-

сяч снарядов, 25 велосипедов и 2 поход-

ных радиостанции.
&жя

Открытый грабеж населения оккупиро-
ванных стран немецко-итальянские фа-
шистские власти дополняют различными
воровскими махинациями. Фашисты выпу-
скают «оккупационцые марки», жульни-
чески приравнивая их ‘к полноценной Ba-
люте. Итальянские захватчики, например,
наводнили Грецию фальшивыми гречески-
ми банкнотами. Население быстро разобла-
чило фальсификаторов, Tak как отпеча-
танные фальшивомонетчиками банкноты
Ha 3 млн. драхм оказались с грубейпими
орфографическияи ошибками.

+ * *

На работу по восстановлению мо7та
через реку Синюха в 18 километрах юж-
нее Новоархангельска (Украмна) фашисты
еогнали из разных деревень около 200
жителей. Партизанский отряд под коман
дованием бывшего бойца первой конной
армии тов. Ф. напал на конвойный отрят
и перебил 12 пемецких солдат и ABYS
унтер-офицеров. Советские крестьяне бы-
ли освобождены. Больше ‘половины их
вступило в партизанский отряд. На же-

сеты заставили группу местных жителей
грузить на платформы бочки © авиацион-
ным бензином и боеприпасы. Вечером,
когд» закончилась погрузка, продавец
лавки Трансторгиита тов. Спирков  спря-
талея на одной из платформ между боч-
ками  бензином. Ночью. тов. Спирков
просверлил олну бочку и поджег вытек-
ший бензин. Начался гигантский пожар,
в результате которого было уничтожено
‘четыре эшелона © бензином и боеприпа-
eee

По-стахановоки работают советские ма-
шиностроители, укрепляя оборонную мощь
Советекого Союза. Стахановец автомобиль-
ного завода имени Сталина тов. Чавкин,
выполняя срочный заказ, выработал 500
процентов нормы. Слесари тт. Беренев,
Ильин и Ильичев отремонтировали два
сложных полуавтомата в три дня вместо
одиннадцати по норме. Два напарника
рабочего кузнечного цеха Сталинтрадекого
тракторного завод» т. Лебзак ушли в
Брасную Армию. Сейчас т. Лебзак один

две с половиной нормы в смену. Стахано-
вец автозавола имени Молотова т. Шубин,
правильно организовав свое рабочее место
й точно рассчитав каждую операцию, вы-
полнил одно задание на 1100 процентов.
Токари завола «Красный пролетарий» тт.
Радимов и Чаплин, работая над ответ-
ственным заданием, выиюлняют по две с
половиной нормы в смену. Рабогница, зу-
борезного участка т. Кулешова, обслужм-
вая три станка, выполняет дневные ‘зада-
пия на 400 процентов. Инструменталь-
щик завода «Манометр» т. Коломенский
наладил производство одной важной дета-
ли за 36 часов непрерывной работы.
В мирное время на это ухохило не менее
10—12 дней.

Вечернее сообщение 22 августа

„В течение 22 августа натии -войска
вели упорные бои с противником на всем
фронте.

По уточненным данным за 20 августа
в возлушных боях сбиты не 21 немецкий
самолет, как сообщалось ранее, & 32 само-
лета.

В Балтийском” море советские корабли
атаковали пять немецких транспортов,
шедших с охранением. В. результате боя
потоплены хва транспорта и два охранных
катера противника и три транспорта
выбросились на берег.

лезнодорожной станции Жмеринка фалши-

‘обслуживает две термические печи и дает

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

ОРГАН
НАРОДНОГО
КОМИССАРИАТА

ВОЕННО-МОРСКОГО
ФЛОТА СССР

4 a8 om

ДВУХМЕСЯЧНЫЕ

ИТОГИ ВОЙНЫ

МЕЖДУ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ
И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ

Два месяца боевых действий Красной
Армии против титлеровских орд, вероломпо
вторршихея в пределы нашей родины,
свидетельствуют 0 крахе  хвастливых
планов командования германской армии,
рассчитанных на «молниеносное уничто-
жение» Красной Армии.

Еще месяц назал германское команло-
вание на весь мир об’явило, что пути
на Москву, Ленинграх и Киев открыты.
Олнако налти войска закрыли эти пути п
уложили на них 3a это время несколько
хесятков германских дивизий.

Еще в первые дни: войны германекая
пропаганда об’явила уничтоженной  вею
советскую авиацию. Олнако наши летчики
рассеяли и эту легенду, ежедневно сбивая
многие десятки немецких . самолетов.
уничтожая тысячи германских солдат и
систематически подвергая бомбардировке
Берлин и pal других терманских городов.

Еще четыре недели назад берлинское
радио 0б’явило, что советская армия бр0-
сила в Oo свои последние резервы.
Охнако огромные потери германской армии
убитыми и ранеными, заполнившими Bee
госпитали и учреждения не только Гер-

мании, но и Чехословакии, Польши,
Румынии, Болгарии вскрывают всю емехо-
творность этой  хвастливой болтовни.
Спрашивается — какими же силами

Красная Армия продолжает наносить столь
огромные потери гитлеровским полчищам?

Не. достигнуе стратегических целей
войны, провалившиеь CO своими планами
захвата в «месячный срок» Москвы,
Ленинграда и Киева, командование rep-
манской армии сменило граммофонную
пластинку и стало заявлять, что целью
терманской армии является не захват го-
родов, а уничтожение живой силы и
материальных средств Красной Армии.
Олнако два месяца войны свилетельству-
ют, что Красная Армия He только не
уничтожена, но что с каждым днем войны
ее силы и сопротивление растут.

Противник захватил ряд наших обла-
стей ‘и ‘городов. Но это удалось ему осу-
ществить ценой огромных жертв людьми
и потерь материальной части. Только за
последние 3 недели наши войска разгро-
мили: Е Г

м ТО, ПТ о ТА EB:
18, 19, 20 танковые дивизии;

0) 5, 1124,26, 25, 30. 32.4% 50,
52, 62, 68, 71, 19, 86, 94, 95, 99,
101, 106, 1105 10) 121, “125, 137,
156,167, 161, 206, 253, 2602 263,
290,. 293, 297, 298, 299 пехотные ди-
вИЗИИ;

Bee 8. 141118 20,
MOTOTUBUGHE;

г) 3, 11, 30 и другие пехотные диви-
зии «СС», пехотные полки — «Германия»,
«Викинг»; ‘

д) 23,, 24, 35, .119.. 135, 253, °260,
268, 219, 307, ЗМ, 312; 462.. 480,
485, 486, 530 и pax других пехотных
полков разных дивизий. :

„В результате боев. многие- немецкие
хивизии сохранили лишь свои номера. В
составе POT таких дивизий, по. показаниям
пленных, насчитывается 10—12, человек.
_ За два месяца войны германская армия
потеряла убитыми, ранеными и. пленными
свыше двух миллионов человек. Столь же
тяжелы потери германской армии н в
материальной части. По уточненным дан-
ным за два месяца войны немцы: потеряли
около 8.000 танков, 10.000 орудий, свы-
ше 7.200 самолетов. ;

Немецкая пропаганда,
фантастические цифры
14.000 танков, 14.000 орулий, 11.000
самолетов, 5 миллионов солмат, из них
более миллиона пленных. Это такая глу-
пая брехня, в которую разумеется ни олин
человек, имеющий голову на плечах —
не поверит. Назначение этой брехни весь-
ма определенное: скрыть опромные потери
немецких войск, замазать крах хвастли-
вых планов о молниеносном уничтожении
Враеной Армии, любыми средствами обма-
нуть немецкий народ и’ ввести в ‘заблу-
ждение мировое общественное мнение.

Ha самом деле мы имели за истекший
период следующие потери:

25, 27

называет такие
наших потерь:

В ожесточенных и непрерывных двуу-
месячных боях Красная Армия потеряла
убитыми 150 тыс.. ранеными 440 тыс.,
пропавшими без вести 110 тыс. человек,
всего 700 тысяч человек. 5.500 танков,
7.500 орудий. 4.500 самолетов.

Героически сражаясь против коварного
и жестокого врага, Красная Армия развея-
ла логенду о непобелимости германских
войск и опрокинула все расчеты герман-
ского команловалия. Красная Атмия и ла-
лее пренсполнена неукротимой готовностью
и волей к упорной борьбе с врагом ло пол-
ного его уничтожения.

Советская авиация имела полную воз-
можность систематически бомбить Берлин
в начале и в ходе войны. Но командование
Красной Армии не делало этого, считая,
что Берлин является большим столичным
городом, © большим количеством трудяще-
гося населения. В Берлине расположены
иностранные. посольства, и миссии, и бом-
бежка такого города могла привести к
серьезным жертвам серели тражланското на-
селения. Мы полагали, что немты в. свою
очередь будут возлерживаться. от  бомбеж-
ки нашей столицы — Москвы. Но оказа-
лось, что для фашистских извергов зако-
ны не писаны и правила войны не суще-
ствуют. В течение месяца с. 22 июля по
22 августа немецкая авиашия 24 pasa
произвела налеты ‘на Мосжву. Жертвами
этих налетов явились не военные об’екты,
& жилые элания ‘в центре и на окраинах
Москвы, больница и две поликлиники, три
хетеких сала; театр им. Вахтангова, одно
из зданий Акалемии наук СССР, несколько
мелких предприятий местной промьиплен-
ности и несколько колхозов в окрестностях
Москвы. В результате бомбарлировки жи-
лых домов вражеской авиацией в Москве
youto 736, тяжело ранено 1.444, легко
ранено 2.069 человек.

Разумеется советское ° командование
не могло оставить безнаказанным эти
зверские ‘налеты немецкой авиации Ha
Москву. На бомбежку. мирного населения
Москвы советская авиация ответила систе-
матическими налетами на военные и про-
мышленные об’екты‘ Берлина и других
городов Германии. Так .будет и впредь.
Жертвы, понесенные трудящимися Москвы,
не останутся без возмездия.

В войне. против. Советского Союза тер-
манекая армия чинит нееслыханные в исто-
рии. войн преступления: пытает и зверски
избивает. пленных, раненых красноармей-
цев и командиров; систребляет тысячи
мирных советских жителей, не останав-
ливаясь перел массовыми убийствами жен-
щин и детей; дотла фазоряет советские
‘села ‘и города; занимается грабежом и
мародерством; насилует женщин и деву-
шек. Гитлеровские орды. предстали перед
всем миром в отвратительном виде убийц
и грабителей. Все это даром гитлеровским
бандитам не пройдет. За свои неслыхан-
ные кровавые преступления им придется
ответить. И они поплатятся кровью за
кровь, смертью за смерть.

Таким образом, два месяца военных
действий между фашистской Германией и
Советским Союзом показали:

1) что гитлеровский план покончить
¢ Красной Армией в 5—6 недель прева-
лился. Теперь уже очевидно, что преступ-
ная война, начатая кровавым фалтизмом,
будет длительной, а огромные потери гер-
ханской армии приближают гибель гитле-
ризма;

2) что потери нами ряда областей и
городов являются серьезными, но не име-
ющими решающего значения для дальней-
шей борьбы с противником до полного его
разгрома; -

3) что в то время, когда людекие рез
зервы Германии иссякают, ее междуна-
родное положение изо дня в день ухуд-
шается, силы Красной Армии неуклонно
возрастают, & Советский Союз’ приобретает
новых могущественных союзников ‘и дру-
зей.

История войн свидетельствует, что по-
беждали всегда государства и армии, силы
которых в ходе войны возрастали, а тер-
пели поражение те государства и армии,
силы которых в ходе войны иссякали и
уменьшались.

Боевым друзьям—старым рабочим и работницам города Ленина

Боевые старые друзья! Путиловцьь,
обуховцы, балтийцы, леснеровцы, TOpH-
тоновцы! Мы обращаемся к вам сегодня,
в грозные для родного ДЛенинграда дни,
чтобы выразить свое горячее чувство

братской любви к вам — мужественным’

защитникам великого торода Ленина, что-
бы вместе с вами еще раз напомнить
молодежи, как мы били врагов в труд-
нейших, тяжелейших условиях. Hama
враги не очень любят вспоминать об этом
времени, они «забывают» 0 нем, зато
наша память. крешка!

Помните, дорогие друзья, как мы гнали
немцев в восемнадцатом году из-под
Пскова, как через год та же позорная
участь постигла Юденича? C ралостью
шли мы, краснопресненские рабочие, за-
шищать по призыву партии нали красный
Питер. Не все из нас были вооружены
даже винтовками, не все были одеты и
обуты, HO мы знали: враг должен быть
разбит, его кровавые лапы не смеют
коснуться колыбели Великой пролетарской
революции.

И, сражаясь бок о бок с вами, питер-
скими рабочими, плечом к плечу с бой-
tamu Красной Армии, мы помогали вам
бить врага, гнать его с нашей священной
земли.

20 лет мирного труда обогатили торол
Ленина, как и нашу Москву, как и дру-
гие города страны, первоклассными заво-
лами и фабриками, украсили дворцами,
широкими магистралями и парками. 20 лет

мирного труда создали могущественную
Красную Армию, вооруженную новейшей
техникой. Выросли наши сыны и вну-
ки — молодое поколение страны советов,
сильное, ловкое, смелое, образованное.

И вот снова гнусный враг бросился, как
шакал, Ha wally землю, на наши горола и
села, неся с собой смерть и разорение.
Снова он рвется к стенам великого города
Ленина, где собраны огромные богатства,
созданные, накопленные многолетним сози-
дательным народным трудом.

С непередаваемым волнением читали MBE
обращение товарищей Ворошилова, Жданова
и Попкова ко всем ленинграхцам. В этом
обращении выражены мысли и чувства
всего советского народа, всей нашей вели-
кой родины. Это она, любимая родина-
мать, зовет славных сыновей великого го-
рола Ленина встать на защиту колыбели
революции, своих очагов, своих семей,
своей чести и свободы, выполнить свя-
щенный долг советских патриотов — быть
неукротимыми в борьбе с лютым и нена-
вистным врагом, биться с врагом, не жа-
лея жизни, разбить и уничтожить ero!

Огромная и почетная задача выпадает
сейчас на наши с вами плечи, на налпу
долю, долю стариков. Передать наш боевой
опыт молодежи, выступить организаторами
новых и повых отрядов народного ополче-
ния, самим взять оружие в руки — наш
священный долг. № этому зовут нас наши
славные  революпионные традиции! На
баррикалах Пресни и Обуховской обороны,

на площадях и ‘улицах Москвы и за, Нарв-
ской заставой, на славной Выборгской
стороне в*Питере мы,. старое поколение
русского пролетариата, бились с царскими.
жандариами, завоевывали власть советов—
штурмовали Зимний и Кремль‘ в октябре
1917 года, отстаивали молодую Советскую
республику на полях гражланокой войны.
И весь этот нали боевой опыт говорит:

— Враг бежит, если ты смело илешь
влеред, если ты полон презрения к смерти,
сли ты не знаешь никакой другой цели,
кроме одной: победить!

Пусть твердо запомнит это наша‘ моло-
дежь, пусть она, будет всегда готова к са-
мопожертвованию ради святого дела, защи-
ты отечества. Sree

Мы, старики, должны быть неутомимы-
ми агитаторами, пропагандистами, органи-
заторами противовозлушной и’ противохи-
мической обороны. Мы уже немало делали

це, мы уверены, что и вы, наши старые
боевые друзья, будете, не покладая рук,
трудиться для укрепления обороны своего
родного города, будете настойчиво попол-
нять свои военные знания и обучать дру-
THX. р

Напги силы — силы великого, своболно-
го советского народа — неисчислимы. Вся
страна — стар и млад — подымается BMe-
сте с вами, родные, на, защиту налиего до-
рогого Ленинграда от фашистского хищ-
ника,

Обрубим кровавые лапы, протянувшие-
ся к городу Ленина! Слелаем разбойнияий
похол фашистов на Ленинград началом их
полного разгрома! И в этом святом деле,
наши старые боевые друзья, будем впе-
реди, как молодые львы, будем драться
вместе ‘с нашими сынами и внуками.

С нами все передовое человечество. На-

и делаем здесь у себя, в красной столи-  ше дело правое. Победа будет за нами!
СТАРЫЕ РАБОЧИЕ КРАСНОЙ ПРЕСНИ, УЧАСТНИКИ БОЕВ 1905 и 1917 гг.:

Начальник дружины Красной Пресни

1905 года, участник гражданской
войны 1917—18 гг. — ЛИТВИН-СЕДОЙ.

Начальник Шмитовской дружины Красной Пресни 1905 г., участник граж-
данской войны 1917 г. — М. С. НИКОЛАЕВ.

Участник Декабрьского восстания на Пресне 1905 г.
Красной Гвардии Александровской железной дороги в Москве в

и начальник штаба
1917 г.
на Пресне —А. И.. САМАРИН.

Участник Декабрьского восстания 1905 г. на Красной Пресне и участник
гражданской войны 1917—19 гг. бывший рабочий-пекарь, ныне профессор

Г. Д. ДЕЕВ-ХОМЯКОВСКИЙ.

Участник Декабрьского вооруженного ‘восстания 1905 г. на Пресне и Октя-
брьской социалистической революции, ‚ныне ‘директор Историко-революцион-
ного музея Красной Пресни С. П. СИМОНОВ и др.