©

= септабря 1941 т.,. № 206 (860)

Летчики-коммунисты
«ЧИН ВАСИЛИЯ КУФТИНА

иегат Василий Васильевич Куфтин
ул На своем ястребке, охраняя
гв транспорты. Неожсиханно появи-
«о вражеских бомбардировщиков.
«д аЗОмЕНуТым строем на цель.
смело гоезалея в середину вра-
“mena HM, но обращая внимания на
`иеирующих пуль, тяпувшихея к
‚тех сторон, стал поливать врагов
wyeTos.
fj empatct бить по застекленной
‚ иуодета, чтобы сразить командира,
Гышт сумел удрать.
wo BOAT Под смелым патиском
„3 Иратилиеь в бегство — трое от
‘—yo chpocrs Gow), & охраняемый
‚ оватских судов не подвергся на-
‘ay техак не успокаивало Куфтина.
„ил пробоины в капоте и винте
отуиченный встречей с воздушными
‘т трмия одно: «Валь, ушли га-

корпгуна на высоте 40
так и не выше

Уч ee метров. Фаптиет
J ке, врезался в мор -
скую пучину в трехста: :
и, ре х метрах от наших

— Мой ведомый в

этот моме
второго. «Юнкерсл». нт атаковал

Фашист тах и
спугал-
ral что, как только завидел А, по-
tts бомбы в море и стал удирать на
толном газу. Но мы еще ero поймаем,

Когда бой ‘коячился, Куфтин близко под-
строился к своему ведомому, показал ему
два пальца, затем один и ткнул им вниз
что означало: было два, остался один а
один ушел «ловить рыбу». Тем же спосо-
бом он’ об’яснил ведомому, чтобы тот оста-
вался на барраже один и смотрел в оба.

Tene Pb я напишу
ма boa ok
сделан. тери Почин

ВЗАИМНАЯ ВЫРУЧКА В БОЮ

Аэродром эскадриль

и, в состав которой
входит лейтенант Куфтин, находится на
«бойком» месте. Здесь — перекресток воз-

душных дорог. Целый день кипит
работа. : oe

Эскадрилья ° бдительно, мужественно и
самоотверженно работает на этом «бойком»
месте. Летчики неустанно несут свою вах-
ту, бесстрышно, как лейтенант Куфтин,
идут в бой с врагом. Быстро, точно и
упорно выполняют они порученное им за-
Mauve. Здесь весь коллектив спаян единым
стремлением уничтожать врага, где бы он
ни появился, очилцать советское небо от
фалтистской саранчи.

Примеры самоотверженной, творческой
работы во всем показывают коммунисты.
Вот, ‘например, младший воентехник Ан-
дрей Герасимович Дрищев. Все свое зна-
ние, сноровку, энтузиазм и умение прило-
жил он к тому, чтобы ястребки работали в
воздухе четко, чтобы нымпи летчики чув-
ствовали себя в кабине истребителя сло
войно, чтобы материальная часть не под-
водила их. После каждого вылета он
тщательно, осматривает, выслушивает ма-.
шину. Во время войны он стал рациона-
лизатором и изобретателем. Чтобы снять’ и
поставить цилинлр, раньше. требовалось не
меньше дня. Сейчас, переделав кое-какие
детали, коммунист Дрищев выполняет эту
работу за полтора-два часа.

Влагородная ‘чеоть дружбы, взаимной
похощи и выручки в бою ярко подчерки-
BACT характер сталинских летчиков. Она
сплачивает их, ‘делает грозными, непобе-
димыми. Был такой случай. Однажды фа-
шиИетские самолеты, вынырнув из-за обла-
ков, пытались обетрелять аэродром,
Ястребки мгновенно поднялись навстречу
врагам, Те, выпустив еще по одной пуле-
метной очереди, стали уходить. Орденоно-
сец Евгений Ларионов погнался за одним
воздушным разбойником. Шустив в него
несколько очередей, он подбил вражескую
машину, но она еще держалась в воздухе.
Тогда т. Ларионов решил таранить фатшги-
ста, До Вражеской* машины осталось под-
тора-два метра. Ларионов ясно видел ‘все
детали, но в этот момент вражеский стре-
лок вывел из строя мотор ястребка. Истре-
битель сильно рвануло, и Ларионова вы-
бросило из машины. Это заметили това-
рищи. Кохмунист-летчик Мальцев на своем
истребителе ‘бросился на помощь товари-
my. On сопровождал его ло воды (дело
происхолило в 20—30 километрах от бе-
pera), сделана бреющем полете, несколько
кругов над упавитим, показал ему направ-
ление к берегу, быстро вернулся на аэро-
дром и организовал помощь товарищу.

Yepe3s час Ларионов уже был на своем
аэродроме, крепко пожал руку Мальцеву и
сразу же обратился к командиру:

— На какую машину прикажете сесть,
товарищ капитан?

Калтитан только рукой. махнул— дескать,
что с вами делать: человека только что
вытащили из воды, а он опять просится в
воздух, — п сказал:

— Отдохнуть надо.
— Ну, нет, товарищ капитан, я им это-

го не прощу,
Политрук М. ВЕЛИЧКО.

Ат
ple

‘yy pulop’a командиру мы с `лейте-
“/\уфтилых забрались в ero Maram,
gal. Летчик успокоился. Приминая
’. и снова вопомнил удравших фа-
our ©10008%.
Ичшит выпул из кармана листок
’ врожно развернул его. Это было
и м матери. Прасковья Петровна
“1, оменоносец, депутат Талдомского
„то совета, работает в деревне Леб-
(миром опытной льноводческой
„.ц, (общая о делах в колхозе, о
‘ох хороший лен вырос на полях,
зыючает све письмо материнским
‘у «рей, Вася, фашистов, не жадей
ул 18 жалею себл па работе».
„ууевнуюзь с мамашей, — пояснил дей-
‚—/на обязалась лучше убирать код-
Чен, з я— беспощадно бить врага...
‘т, видите -— дела мои пока плохи.
‚оуешоноец, участвовала цз Всесо-
ольскохозяйственной выставке, по-
сш сребряную медаль, а что сделал
Циз отвечу матери на письмо?
и Прасковьи Петровны сделал около
рых вылетов. Он He pas отгонял
зешх летчиков от родных берегов. В
сети и отваге отказать ему нельзя.
 усойный сыт своей: матери, своей
ни партии, Но написать Лисьмо в
i Ry такое, чтобы и мать т все
ey почувствовали, что Василий
iy i Добзино достойно защищает
мииу, что он бьет врага, посягнув-
эй гашу прекрасную жизнь.
рух лень лейтенаят Куфтии‘ снова
vel ma барраж. Командир, провожая
urd, KAR I вчера, пошутил;
- (мире Куфтин, не подходите
‚зто опять продырявят капот,
— Тим продырявлю...
у» нах зародромом показался ястре-
‹уитла. Он шел на посадку раньше
oo, Kowaaup мчался на своей машине
иску и думал:
— То-нибуль случилось... Никогда Куф-
яв розращалея раныше времени, да
зил, без товарища.
флибок ловко подрулид к своему ме-
13 кабины выскочил сияющий лей-
bn

Разрешите доложить, товарелц. каци-
\  №№ время барража на охраняемый на-
аырмван напали два фашистских бом-
ющика. Один сбит, другой, сбросив
(Гы в хоре; удрал.

[8 отдыха, когда мы снова встрети-
1 с зойтенантом в его шалаше, на фа-
jal стенке ужо красовалась краткая
: ©. августа, 13 ч. 10 м. Одних
ло меньше». И Куфтин рассказал
ищо, как он «загнал врага в воду».
листский бохблрдировщик начал пи-
тумть на цель. Вуфтин стал тоже’ пи-
тать прямо в 106 вражеской машине.
Лит, сходясь в пике с врагом; триж-
сазызалея ниже фашистского бомбар-
а, и трижды враг проходил че-
и имущениую ястребкох длинную оче-
ъ Пюлыний раз ястребок прострочиа

ТАСС). Величественный, прекрасный ro-
род, готовый отразить насевшего на него
врага, в эти дни напоминает передовые
позиции, В его садах и парках такие же,
как и в чащах карельских лесов, земля-
ныю укрытия. По ем ‘улицам проходят
такио же,
автомашины с военным снаряжением. Ма-
скирующая ето ночная темнота столь же
непронищаема, как на фронте. И
ленинградцы — корожане ожидают лишъ  ‘
боевого
врага.

В эти суровые дни одним именем можно
назвать всех ленинградцев, которые стоят
на защите родного города так же,
бойцы переднего края обороны, Имя каж-
дото из них — гражданин. города Ленина.

альность — буровые работы. Вместе со

отношении чердачные перекрытия, восила
на чердак песок, строила в подвале газо-

iy

Ay

en

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ОРУДИЕ ТЕ.

ия

ИГ

ae,

PALA IATL
EXT LIY

Фотоплакат, выпущенный»Главным Политическим Управлением ВМФ СССР.

Гражданин пород Ленина

ЛЕНИНГРАД, 1 септября. (Спецкорр.

как на фронтовых дорогах,

сами

сигнала, чтобы ‘ринуться на

Не будем называть людей по именам.
как

Молодая женщина, инженер. Ее спепи-

всеми женщинами дома, в котором она
живет, она убрала опасные в пожарном

убежище, рыла далеко за городом проти-
вотанковые рвы и окопы. А затем посту-
пила на курсы шоферов и сейчас, pas’es-
жая по улицам в учебном грузовике, го-
това пересесть в кабину любой иашины,
гружениой снарядами или заполненной
бойцами, натравлякацимиея на фронт.
Другая женщина, не имеющая никакой
специальности, —домохозяйка. Все родные
ee Ha фронте... Она, быстро научилась ра-
ботать на пишущей машинке. Узнав, что
штабу одной из частей под Ленинградом
нужна машинистка, она немедленно отпра-
вилась туда и была зачислена в штат, В
ту же ночь часть выступила в похох. Ма-
шинистка в шинели, в воинском снаряже-

профессор. Его огрохный опыт

нии вместе с двумя другими женщинами,
одновременно с ней поступившими на, рабо-
ту, отправилась на фронт, была в самой
горячей боевой обстановке. Не боялась ни
бомбежки, ни артиллерийских обстрелов,
грузила и разгружала, когда это было нуж-
но, машину штаба, перевязывала и сопро-
вождала на медпункты раненых и верну-
лась в Ленинград лишь тогда, когла заболе-
ла сама. Поправившиеь, она снова работает
машинисткой в военной организации,
Доктор технических наук, 65-летний
строителя
крепко служит делу обороны. Его проекты
принимаются военным командованием. Не
зная отдыха, с шести часов утра до глу-
‘бокой ночи работает советский ученый,
всю свою энергию отдавая защите родного
города.

Домработница. Пришла на оборонитель-

ные сооружения. Носит бревна, работает с
таким упорством, что старые квалифици-
рованные строитейи удивляются ее ловко-
CTH, сметливости, сноровке.
‚’ Девушка-искусствовед, знаток живопи-
(и, сотрудница одного из музеев, в котором
сосредоточены мировые культурные ценно-
сти. Она переселилась в музей, заявляя,
что в эти дни должна быть «на казармен-
‚ном положении». И здесь в свободные часы
она изучает пулемет и винтовку. Ни тени
сомнения не вызывают ве уверенные сло-
ва, что, если будет нужно, она выпустит
по врагу все патроны, которые окажутся
пох ‘рукой;

Личное ‘забыто. У каждого’ одно’ общее де-
ло, роднящее ‚всех, священное, великое де-
ло: защита родного города от наглого, ко-
варного ‘врага, борьба с ним. до полной ги-

бели фашизма.
П. ЛУКНИЦКИЙ.

‘сокрушительнее. в самое их подлое серд-

——
ee

НАЛЕТ СОВЕТСКИХ САМОЛЕТОВ
НА РАЙОН БЕРЛИНА, НА КЕНИГСЬБЕРГ,
ДАНЦИГ И МЕМЕЛЬ

В ночь на 1 сентября имёл место налет   сброшены зажигательные и фугасные бом-
советских самолетов на район Берлина, на бы. Во всех названных городах наблюда-

Кенигсберг, Данциг и Мемель.
На военные и промышленные об’екты

лись пожары и взрывы.
Bee наши самюлеты, кроме одного, вер-

Берлина, Кенигсберга, Данцига и Мемеля  нулись на свои базы.

10 страницам краснофлотской печати

Пропаганла боевого опыта

Славные имена мужественных сёверо-
морцев, их отвага и доблесть в боях с за-
KIATHIME врагами нашей родины стали
широко известны, Немалая заслуга в этом
принадлежит газете «Краснофлотец». Еже-
дневно пох рубрикой «Герои отечественной
войны» она помещает очерки и статьи о
славных людях Северного флота, передает
их боевой опыт.

Газета обстоятельно рассказала © подл-
виге отважного экипажа катера, которым
командует орденоносец старший лейтенант
т. Кроль. Личный состав этого катера от-
разил несколько атак трех лесятков не-
мецких пикирующих бомбардировщиков.
сбил при атом лве вражеские мапины и
без потерь вернулся на свою базу.

Рулевой т. Векшин, командир орудия
т. Рулев, сигнальщик Михайленко и дру-
тие участники боя простыми словами рас-
сказывают в газете об этом отважном де-
ле. Вот что писал рулевой Векшин:

«Дружно действовали все люди нашего
катера. Мы чувствовали неограниченное
ловерие друг к другу. знали, что, кажлый
из нас готов честно выполнить свой долг
воина советской земли».

Ha эти же условия, обеспечивавшие
успех в бою, указывает в своей статье и
командир корабля старший лейтенант
Кроль.

«Только благодаря коллективной сла-
женности, — пишет он, — благодаря от-
личному взаимодействию всех боевых ча-
стей мы смогли выйти победителями из
этого неравного боя».

Бдительно охраняет свой сектор моря
береговая батарея старшего лейтенанта
Космачева. Неоднократно фашистские ко-
рабли пытались прорваться сквозь завесу
ве точного огня. но каждый раз поверты-
вали обратко. Советскую батарею враги
беспрестанно обстреливали с воздуха И
моря. но их не удалось подавить ее ак-
тивность. Недавно старший лейтенант
т. Космачев награжден орденом Красного
Знамени.

Действиям героической батарен тазета
посвящазт передовую, которая призывает
краснофлотцев:

«Североморцы! Вот пример,  лостойный
подражания. Бульте беспощалны к’ врагам.
Разите фашистских гадов еще метче, еще

це. Сражаясь за честь и свобоху социа-
листической ролйны, громить врата до
полного уничтожения. Бейте врага по-
космачевски!» И

Тепло и красочно описывается в очерке
«Олин против ста» нераввый бой старше-
го сержанта Василия Кислякова, ныне Ге-
роя Советского Союза. Орленоносцам капи-
тану  Сафонову, лейтенанту Леоненко,
младшему лейтенанту Алонкину. лейте-
панту Гущину, . стрелку-радисту Богаты-
ренко и другим газета посвящает статьи,
очерки н стихи. ;

В номере 9т 9 июля рассказывается 0
поступке комсомольца-комендора т, Мель-
НЯКОВА:

«Во время боя у замка орулия, у кото-
рого стояз Мельников, вылетел шплинт
спусковой рукоятки. Это грозило срывом
стрельбы. Но инициативный комсомолец
не растерялся. Он быстро поставил вместо
шплинта под руки попавший карандали и
успешно продолжал стрельбу».

В номере от 23 июля описан подвиг
младшего сержанта Анисима Сумина, ко-
торый в трудную минуту не растерялся и
вышел победителем из схватки с врагами:

«Несколько лней назал Анисим Сумин,
лежа у подножья маленькой возвышенно-
сти, подвергся нападению немцев. Немцы
нападали сверху, с гребня возвышенности,
и перевес был на их стороне. У Су-
мина осталась одна граната. В критиче-
скую минуту боя он израсхоловал и ев.

Укрытый так, что пуля врага не хогла
его достать. Сумин увидел, что немпы ре-
шили донять его гранатами. Вскоре пер-
вая немецкая граната упала к его ногам.
долго лумая. Сумин схватил ее и бро-
сил обратно. Граната разорвалась срели
немцев. Удачный опыт оболрил бойца. Он
внимательно следил за полетом Kamo
новой гранаты и, бросаясь к месту ее па-
дения, в TY же секунлу возвралцал нем-
цам их «гостинец». Так, благодаря муже-
ству, смекалке и ловкости, Сумин не
только спас свою жизнь, но и отбил на-
падение врага, нанеся ему большой урон».

Изо дня в лень газета неустанно и по-
следовательно пропагантирует. в массах
краснофлотцев непреложный закон совет-
ского воина — взаимопомощь и товарище-
скую выручку в бою. В передовой «Взаи-
мопомощь и выручка в бою» газета пра-
зильно ставит вопрсс:

«Каждый боец, в каких бы условиях он
ни Ннаходилея, должен проявлять всегда
максимум энергии, сноровки. военной хит-
рости. Умелым, добросовестным выполне-
нием своего боевого долга он помогает
товарищу, бойцам всей части в успешном
разгроме врага».

Газета показывает. сержанта Теличко,
который пол огнем врага, рискуя жизнью,
спас раненого командира; летчика Хмелева,
‘выручившего из беды стрелка-радиста Кор-
буева, и др.

«Краснофлотец» придает серьезное зна-
чение делу изучения. обобщения и pac-
пространения боевого опыта и требует
этого от командиров, комиссаров и парт-
организаций.

«Многие североморцы, — пишет газета
в номере от 8 августа, — накопили значи-
тельный боевой опыт. Они познали такти-
ку врага, приемы его борьбы. Чтобы еще
успешнее громить фашистских людоедов,
необходимое пропагандировать боевой опыт
наших бойцов и командиров. Нажно, что-
бы командиры, комиссары, партийные
организации обобщали итоги боев, прово-
лили там. где это возможно, совещания
отличившихся в O010>.

Изучение, обобщение и пропаганда бое-
вого опыта — лело жизненно необхотимое,
и каждая краснофлотекая газета должна
серьезно заняться этим.

Военно-промьииленные ресурсы

Соединенных Мтатов

мичелная тигавтская битва прогрес-   обеспеченности углем и нефтью и по их
зат народов против злейшего врага   добыче США тоже находятся на первом
‘Mec. — гитлеризма более, чем   месте в. мире. В 1940 г. добыча угля в
чб другая война в прушлом, яв- США лостигла 457 млн. тонн, а нефти—
“te войной ресурсов и резервов. ПШреоб-  182,9 мли. тонн по сравнению ¢ 138 млн.
116 материальных и технических ресур-   тонн в 1929 г. Нефтеперегонные заводы
уу с огромными людскими резервами \ США обладают пропускной способностью
1 за10г пюаной победы антифалист-   в 300 млн. тонн нефти в гот. Большое
1 мазиции над гитлеровской Герма-   военное значение имеет налаженноо в
1. В антифашистскую коалицию вхо-  широких размерах производство спецналь-
2 Founefinae державы Mupa — Co-  Horo авиационного (высокооктанювого) го-
‘tinh Coa и Британская империя, опи-   рючето.
АНЦиеся на saat и те по- США полностью обеспечены такими
3 Сидинонных Штатов Америки. 06’-   цветными металлами, как медь, свинец и
минные и взаимно дополняющие друг  цинк. Страна имеет также запасы неко-
QT суры атих трех мировых держав   торых редких металлов, без которых не-
ыую такой огромный материальный   возмюжно производство специальных ши
 уже, пд тяжестью которого гитлеров-   16й. В США хлобывается 90 проц. ипрово
\ Германия будет раздавлена. О ere den ee
щей -  ваннадия. Вольфрама
ПОЙ сумо и eon err ee ane проц. потребности страны,
В We   остальное ввозится из-за границы. Нике-
реки ооо О ТА ля в США почти нет, но снабжение про-
ыы ЧАЯИКЯ те SRTTHOBNIES о мыиленности никелем происходит беспере-
me CeO СВЕ С М богатейших залежей никелевой
Ц в мире промьмиленнюй базой, но бойно из богатеи ae
18 су пеуязв и этой базы для   РУЛЫ Канады, обеспечиваюню проц.
Чаи т <   мирового производства этого чрезвычайно
а а мед ene важного для военной промышленности
i мвышение американского BOCHHO- ЯЗЬ
‘io США имеют запасы сырья для произ-
„®щый потенциал каждой страны 83   клетва легких металлов — алюминия и
и, обеспеченности €6 стратеги че” магния и их сплавов, применяеньх в са.
м ‘ырум, особению металлами и ТоП-   кодетостроении и других отраслях про-
re США, как известно, занималот пер-   уьишиленности. Магний производится цели-
№ чето в мире по добыню железной   гоу из сырья, лобываемого в США, & бок-
ТИ и выплавке стайи — ЭТОЙ ОСНОВЫ   ситов для производства алюминия хва-
hn промышленного! развития СТРаны   тает лишь на 55 проц. продукции, осталь-
ще и военной индустрии в частности.   но» количество ввозится из Южной Аме-
(илдитейные заволы США’ загружены   рики — Голлаздекой и Бритачокой Гвиа-
бота  сейчас на 99,9 проц. своей   ны. Попутно следует отметить быстрый
Уззетвениой мощности. Головую про-  рост алюминиевой промышленности В
Пууительность атих предприятий, наме-   США, вызываемый большим размахом са-
Тю на 1941 г. в размере 84 мли.   молетостроения. Производство алюминия
М, предполагают” повысить К КОПЩУ   поднялось с 325 млн. английских фунтов
 № Уровня 91 ‘млн. тонн. Это более  в 1939 г. хо 690 млн. Фунтов по плану
М зшемеро превышает уровень выплав-   1941 г. В 1942 г. запланировано даль-
у сан в Андии и пот втрое про-   reflmee повышение Прана ЗА
 ит производство стали в Германии   ния до млн. фунтов.
о © вины ею странами. В сырьевом балансе США ощущается
№ других видов сырья, необходимых некоторый недостаток в ат хромо-
м дения зойны, после железной руды   вой руде, олово и каучуке. однако ве
‘‘aeppow месте стоят уголь и нефть. По! ати три виде руд, столь вавных для мю-

Америки

таллургии и военного хозяйства, США
ввозят из-за границы, главным образом
из британских владений в Азии и Афри-
ке, из CCCP (марганец, хром), в Кубы
и из некоторых республик Южной Амери-
ки. Так военно-трюмьииленные ресурсы
СССР и Англии дополняют ресурсы США.
обеспечивая полностью все нужды воен-
ной промьниленности антифашистской коз-
лиЦии.

учук также импортируется в США.
Вебь сырой каучук, потребление которого
американской промышленностью в 1939 г;
достигло 600 тыю. тонн, ввозится с Даль-
него Востока — из Британской Малайн.
Цейлона, Голландской Инлии, Индо-Ки-
тая. Производство синтетического каучука
в США дает пока менее 1 проц. потреб-
‘ного количества, но химические концерны
Америки строят сейчас ряд новых завю-
дов для производства этого продукта.

Правительство США разрешает пробле-
му дефицитного сырья путем накопления
запасов. Оно создало широко финансируе-
мые специальные организации, на которыю
были возложены закупка и создание ре-
зервов из недостающих видов сырья. Эта
политика уже принесла свои плодь: каб
сообщает американская печать, по неко-
торым видам сырья удалось создать годич-
ный и даже двухгодичный запас сверх те-
кущей потребности. 4

Таковы в кратких чертах Te ресурсы
стратегического сырья, тот фундамент, на
котором построена крупнейшая в мире ин-
дустриальная база и быстро развертывает-
ся ныше мощная военная промышилен-
ность.

* *

Мощь всякой ‘индустриальной базы за-
висит в значительной мере не только от
сырьевых ресурсов, но и от энерговоору-
женности страны ‘и состояния железнодо-
рожного транспорта.

Производство электроэнергии в США в
1940 г. достигло 144,6 млрд. киловатт-
часов против 95,9 млрл. в 1929 г. Ho
это не предел. Обследование электроре-

зерв в размере около 40 проц. максималь-
ной нагрузки мирного времени. Железные

сурсов США показало, что они ‘имеют ре-,

дороги США не только вполне справля-
WMA с обслуживанием возросших нужл
Народного хозяйства, но и обладают до-
статочными резервами пропускной способ-
HOCTH,

Собственно военная промышленность,
т. е. промышленность, производящая прел-
меты вооружения, была слабо развита в
США. До начала нынешней войны она
производила в среднем на 500 млн. дол-
ладюв оружия в год и, само собой по-
нятно, не могла справиться с новой про-
граммой и требованиями, рассчитанными
на производство вооружений на сумму ©
15 млрт. долларов. Чтобы осуществить
такую грандиозную программу вооруже-
кий, прарительство США начало раеши-
рять действующие военные заводы, арее-
налы и верфи, финансировать строитель-
ство новых заводов и привлекать к вы-
полнению ‘военных заказов  невоенные
предприятия.

Широко развернулось в США и продви-
гаются быстрыми темпами строительство
новых военных заводов. По заявлению
Рузвельта, сделанному в’ январе нынеш
него года, заключены контракты на по-
стройку 125 новых предприятий. Общая
стоимость этого нового строительства пре-
вышает 3 млрд. додларов, из которых око-
10 2 млрд. дает правительство, остальные
средства — Частные компании. В число
строящихся предприятий вхолят заводы
по производству танков, орудийные, авиа-
ционные, химические и другие заводы.
По данным журнала «Инжиниринг ньюе
рекорд», рят вновь выстроенных заволов
уже вступил в строй, в том числе заво-
ды, производящие 12-и 28-тонныз танки.

С начала войны особенно серьезное вни-
мание уделяется в США самолетостроению.
Производственная мощность авиациониюй
промышленности растет быстрыми темпа-
ми. 06 этом говорят следующие цифры:
рабочая площадь авиазаводов, в том числе
авиамоторных и пропеллерных. увеличи-
лась с 9.123 тыс. кв. футов в сентябре
1939 г. x0 22.531 тыс. кв. футов на
1 января 1941 г., причех и эта площаль
побло введения в строй вновь залроекти-
рованных предприятий должна  удво-
итУСЯ.

Производетво самолетов в США только
за олин год выросло более чем втрое:
1.427 машин в апреле пыпешнего гола
против 450 в апреле прошлого года.
веслю 1942 т. намечен выпуск 3.000 са-

молотов в месяц, а к началу 1943 г.
уровень производства самолетов должен
достичь об’явленной Рузвельтом програм-
мы — 50.000 в год.

Выкюлнение значительной доли про-
граммы самолетостроения возложено на
автомобильную промьшленность — самую
мощную ветвь американского иашино-
строения и самую богатую отрасль на-
родного хозяйства США. Концерн. «Дже-
нерал моторс», например,  изготоваяет
мощные авиамоторы жидкостного охлаж-
дения для американского и британского
правительств на, сумму 190 млн. долла-
ров. Таких моторов концери в настоящее
время выпускает 350 в месяц, но их
производство вскоре будет увеличено 2
1.000 в месяц. Помимо этого «Дженерал
моторс» строит новый завод для произ-
водетва авиационных моторов «Пратт п
Уитней», мощностью в 500 моторов в
месяц. Тот же концерн изготовляет на
собственных заводах 70.000 авиационных
пулеметов на сумму 61 млн. долларов.

Не отстают и другие крупные автомо-
бильные концерны. ‘Форд получил заказ
на авиационные моторы на сумму 122
млн. лолларов. Все три автомобильных
концерна — «Дженерал моторс», «Форд»
и «Крейслер» — получили недавно от
военного министерства США заказ на из-
готоваение деталей и частей для 16.000
новейших бомбарлировщиков четырех ти-
пов («Дуглас», «Мартин», «Консолидей-
тед» и «Норт Америкен»). Для сборки
этих самолетов военное министерство стро-
ит специальные заводы.

Автомобильные концерны ке только
выпускают самолеты и части к ним, они
производят также дизельмоторы для су-
дов, военные грузовики, снарядные труб-
ки, контрольные приборы, бюсприпасы,
танки и разное другое военное снаряже-
ние.

Химическая промжьылилениость занимает
видное мосто в военном потенциале США.
По 0б’ему химической продукции США
еще ло войны были на первом месте в ми-
ре. В 1940 г. производство химикалий
увеличилось на 15 проц. по сравнению
© предыдущим годом. В строительстве на-
ходится 13 новых военно-химических за-
волов по изготовлению безлымного пороха,
азота, нитрата амония, толуола из неф-
ти, снаряжения, боеприпасов и др, Хи-
мическая промышленность не только пол-
ностью удовлетворяет военные нужды
США, но и вырабатывает достаточно про-

дукции для экспорта, выросшего вдвое с
начала войны.

В условиях современной войны против
гитлеровской Германии, претендующей на
мировое господство и ведущей неограни-
ченную войну на море, чрезвычайно важ-
ную роль играют ресурсы судостроения.
Морское судостроение США перед войной
принадлежало в отсталым отраслям про-
мышленности и столло позади уровня су-
достроения Англии, Германии и других
стран. Война и программа строительства
«флота двух океанов» дали мощный тол-
чок американскому судостроению. На вер-
фях США в 1940 г., по данным «Нью-
Йорк таймс», строилось 10 линкоров,
5 авианосцев. 21 крейсер, 60 эсминцев.
40 подводных лодок, не считая десятков
разных вспомогательных судов для воен-
ного флота.

Общий индексе продукции  судострои-
тельной промышленности, по данным Фе-
дерального резервного управления, вырос
за одип год более чем в-три раза — co
103 единиц в апреле 1940 г. до 337 в
апреле текущего года. В США персанли
к систеуе сборки торговых судов из стан-
дартных частей, изготовленных на разных
заводах. Сборка происходит на специаль-
HO построенных верфях. Эта система, ши-
роко применялась в прошлую мировую
войну и лала большой производственный
эффект. Полпая стандартизация примс-
няетея в настоящее время при поетрой-
ке 200 новых. торговых судов общим во-
доизмещением в полтора миллиона топн
для американского торгового флота, co-
гласво плану Руэвельта, и при вышюлне-
нии английского заказа на 60 парохолов
по 10.000 тонн каждый. Ч

За недостатком места мы не косну-
лись таких важных в военном хозяйстве
ресурсов, ‚как лес, хлопок,  продоволь-
ствие, легкая промышленность. Можно
лишь сказать, что этими ресурсами США
обеспечены, в достаточной мере из cob-
ственных источников и могут пе только
покрывать нужды своего хозяйства и ар-
мии, но и выделять большой излишек для
экспорта.

* * *

Таковы BOCHHO-IPOMBMIICHAEIe ресурсы
США, удельный вес которых, в сосаине-
нии с ресурсами и боевой силой Совет-
ского Союза и Англии, сыграет важней-
шую роль в рАзпроме гитлеровокой Гер-

‘мании.
М. ЛАЗАРЕВ.