= 11 сентября 1941 г., № 214 (868)
————_ы

BO MMA PORMHBI

vgn Kum Гастелло, пе желая вы.

get BO Парашиоте из своего пылаю- рот бы рАспроотрален B

, смет» па территорию, зазятую воеобщий к oe

1, НАЛОЗВИЛ аппарат на колонну   тейник. и Ар С агур, весельчак, 3a-

etek танков, Произошел взрыв,   Он, вме she le взусловно отважчый,

43) СКОЛЬКО ЦИСТерИ © горючим, не-   проволочному, asics аи
‘ ) у

‚) талков. Погиб и сам герой. там о
„ сучилось в самох начало войны.   ный я acne ал колокольчик, сделан-

ok банки, привязы
.q WMA: армия принимает войну с   нему верев TOM, ae
P OTK

»ip¢Ko8 Е как героическую   собе в а ры a и ие
п Мины. вал у немцев :
’ переполох, -
Ш ПАЛАТЬ четыре TOLL строил и   бавой,—эта toe to st sai re mais
wi. Парод создал государство, Ha KO-  ero храбрецом Dimer ae eee
‚итремаены ne всего мира. Народ   ero подетрелил ериитедуский aes,
yy MYRECTAO, OOLPOCTh, YHOPCTBO, Be-  Tonya мы увидели. что м

‚та в мириом созидадщии. у р

HOIry 210
о полчища убийц и грабителей, xpsdiper a a ee Pree
„д: соматекую Форму, пришли от-   прикрывало преврешио к ик, $ и

‚р лого его лостояние, разрушать  и постылой жиэни

ye упорных и тяжких трудов, об-  не был нужен. Он а Mies pi
4   . a

„в в прах и развадины то, что ои   себе. Жизнь сделалась пустяком. К г ый
‚ №, что он любит и чем гордится.   раз хотелось играть в орел и. ay
ушая Армия в первых же дней вой-  ставить Ha кон эту ненужную eH iat
paula, ITO Olld— достойное. детище Совсех и п

Я ; м иное представляет собой гордая
„дихого поколения созилателей, С   и сознательная храбрость советского чело-
д хо Мей войны люли, которыю по-   века, Этот может сказать: «И жизнь хо
„ли (60я геромзмом в труде, стали   ша, и жить хорошо»; Советский воин “a
cith TepOHRY ath ; рожит своей жизнью, он знает ей цену, он
‘ди капитама Гастелло как бы по-  пе проиграет ее попусту, он не отдаст ве
п ситалом, образпом, примером.   дешево. рии

‘ol Ub приносит новые и новые   В суровый год отечественной войны его
завла высокого боевого под’ема, под-  жизнь — достояние его великой родины
‘то вдиЧИя уха. Тратить это достояние нужно осторолоно
‘ид’ бЫЧНЫм явлением, что наш лет-   осмотрительно, с расчетом и пользой для
« треляв патроны, таранит врага.   родины, но делать это: 6ез оглялки, когда,
‚ по зачит ити на огромный риск.   этого требуют родина, ее неприкосновен-
иди летчики не залумываются нал   ноеть и честь,

„ (ви MAT CROO дело до конца; Так и понимает это надиа армия, наш
jogo OH TARO летчик, спасшийся   нарол. Поэтому и можем мы гордиться
этаяжения таралного удара, расска-  славными подвигами наптих братьев, кото-
и: трише московских писателей: ‚рые чистой своей кровью вписывают самые

_1 июл, что победа близка, но и  славные стрмтиць в историю освобождения
oy близка. Тут я рассчитал: в «Хейн-   человечества,

„ слит человека чотыро фашистов.
.14 св9ём ястребке — один. Так разве
ит ЗАПЛАТИТЬ ‘своей жизнью за ги-
утех банлитов?

уозы лапши летчики.

коепофлотць Вот выдержка из
пля морском десанта, первая попав-
og пох руки;

фиспофлотиа Сивкова окружило око-
+ pearks пьяных ифмецких солдат, Они
ПИ

— Руж, рус, сдавайся!
№ (язкоз, У которою уже пе было па-
уу, выхватил последнюю гранату и
мы № в ГУЩУ врагов. Три солдата и
д Итор были упичтожены. Геройской
тью погиб и сам Сивков». ;
Гал бы немцы встретили краслофлотца
„ Месятеюх на одного, они бы сами
with, OW бы все сделали, чтобы сбе-
ъ оп полые шкуры. А краснофлотец
“a Мрдую смерть как истинный
и

ый день мы читаем, что, когда
уз изголяют из какого-нибудь захва-
equ пункта, там находят изуродован-
‹, пвузпазасмые трупы красноармейлев
 уаенофлотнев, попавших в плен,

Дихтно, почему их замучили. насмерть:
1 казались дать врагу нужные сведе-
и, ви предпочли умереть, чем стать
‚„уллеяуи. Оли презрели врага и през-
WE CWPTh OT ETO NOON руки и даже не
 , а наедине с ним, в мрачном за-
зар, лит против десятка, против сот-
и Маружные против вооруженных па-
ций совершали безымяпные герои свои
WIN OIE BO AMA родины, в0 Имя
yotexolt paactH, no aust Сталина.

A партизаны, эти люди, IM которых
муть в руки врага значит не только
ims Тб, 0 и зюрокя замучен-
ВИ! ‘

3 перотиелие полвиги падуписмми, кто
путитает акты их беззаветного героиз-
в м муопожертвования?

[упзх действительно стал массовым в
олёй армии в налием народе,

Микай народ всегла был храбр. Праз-
\ побреть проявляли и соллаты других
уз, Но храбрость храбрости роэнь.
‘ть грабрость — ухаретво, удаль, что на-
имя «пропахай моя телега». Этот вид \

войну
моей роте был солдат,

есть еще одна черта, которую нелишне
полчеркиуть.
  Фашисты считают, что славянские на-
роды должиы первыми быть низведены на
положение ‘рабов. Немцы уже давно разра-
ботали теорию унижения и’ уничтожения
славянства, «теорию» о трусости славян-
ских. народов. Но в 1941 г. перед немцами
всплыло грозное мужество славян. Оно
не только разбивает тупые и подлые голо-
вы, которые выдумывают  человеконена-
вистнические теории,—оно высоко над ми-
POM возносит облик воина-славянина.

боях со славянами немецкая армия
укладывает сотни, тысячи трупов своих
солдат Ha каждом километре совотской
земли. В боях с летчиками-славянами фа-
шистские стервятники удиралот от, страли-
ного тарана. Когда чистокровный арийский
убийца завидит штык красноармейца-сла-
вянина, он улепетывает без оглядки, 6po-
сая на поле битвы краденые дамские туф-
ли и портрет фюрера,

Что-то мы не слышали о бескорыстном,
героическом самопожертвовании немцев, о
том возвышенном благородстве души, когда
человек приносит в жертву свою един-
ственную - мололую жизнь на защиту
своего народа, его попранной независи-
мости; его оскорбленной чести.

Мы горазло чаще слыхали, что немец-
офицер стреляет в своих солдат, что оч
пристреливает своих же раненых, что он
ворует часы, деньги и дамское белье. Это
мы слыхали. =

Мы слыхали также от пленных горькие
жалобы: они не думали, что русский по-
ход окажется ‘столь труден. Они полагали,
что грабить жителей, насиловать девутек,
резать стариков им можно будет безнака-
замно, А тут, оказывается, бьют!.. Этого
они не думали, это не входило в расчеты.

Гитлер жаловался, что русские эвоюют
«ne по правилам»... Это значит; русские
дают по рукам, по башке, куда попало,
они не позволяют грабить, они не дают
разойтись «геройству» убийцы, они отни-
мают у него добычу и лишают его тажого
необходимого блага, как безнаказанность!..

Гитлер недоволен!.. Но мы будем бить
и будем отбирать добычу.

Виктор ФИНН.

Но в беззавотном тероизме палцих людей
рая ленинградокая осень. В 22 часа в 10-

роде тихо, совсем темно:
автомобильных фар изредка мерцают на
чи прожекторов, умолкли залцы зениток.

ролу на бюлышой выкоте, упал в парке с

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Заместитель секретаря парторганизации корабля М тов. Д. Забродин читает заявле-
ние краснофлотца Д. Сизова о вступлении в партию; (Действующий флот).

Ленинлрад сеюодня

Кончились белые ночи. Наступает хму-
синие пятачки

мокром асфальте;
..Отбой воздушной тревоги. Угасли лу-

Фашистский самолет, подкравшийся к го-

обрубленным хвостом. Отбита новая по-
пытка бомбить город, отбит 123-й грул-
повой налет фашистских бомбардировщи-
ков.

Даже в часы, когда трохочет зртилле-
рийсокая канонада, Ленинград стокоен и
величав, как воин, сурово глядящий в лицо
опасности. `

По дороге, ведущей с фронта, идут ат:
тобусы. Они движутся медленно. Они 52-
зут раненых. Тород принимает раненых
под заацитным покровом ночи.

В пять утра город-боец пробуждается.
Каждая витрина, каждое окно от земли хо
верхнего пояса наглухо зашиты от взрыв-
ного действия бомб. Бронзовая фигура
‘медного всадника, скачущего к Неве, сто-
ит, как глыба, укрытая сотнями мешков
с песком. При всей. занятости обороной и
борьбой люди находят силы и время,
чтобы подумать o6 этих сокровищах куль-
туры, памятниках старины, могущих
тать жертвой фашистского разбоя.

Дымка. Моросит. Старое mrocce люднои
оживленно. В дождливую даль уходит от-
ряд добровольцев. Следом за ним несется
малпина с дымящейся прицепкой: это кух-
nua. Ona останавливается за городом У
оборонительного рубежа. Трудящиеся горо-
да возвели мощное укрепление. На подету-
пах к городу враг найдет себе смерть.

Людям привезли горячую пищу. Лопаты
воткнуты в землю: Из открытого котла
пахнет вкусными свежими щами. Здесь
же у дороги останавливается фронтовая
малина. Бойцов, приглалиают, они тоже
закусывают у походной кухни, делясь по-
следними вестями. Они восторженно pac:
сказывают о моряках, разгромивинех фа-
шистекий отряд под селением №. Поднима-
ясь. в атаку, моряки сбрасывали © себя

Фото М. Покатило,

фланелевки и в одних тельняшках, ©
засученными по локоть рукавами, гроэной
лавой шли на врата. Взятыю в плен фа-
шисты призназались: когда моряки дви-
нулись на них, зарябило в глазах от

полосаток. Краснофлотцы ринулись в ата-
ку зловещих молчаливым валом.

И толь-
хо подойдя ‘вплотную к окопавшемуся
врагу, бросились вперед с криками «ура».
Враг дрогнул и, бросая оружие, в пани-
ке бежал.

Вести с фронты радуют людей, ободря-
ют их в трудной борьбе с ‘ненавистным

врагом.

Слышалхя тяжелые артиллерийские
залпы. По всему рубежу, как эхо, проно-
сится восторженная весть: бьют корабли,
тромя фашистские части. Удары кораблей
следуют размеренно, один за другим.

В верховьях реки влруг начинают бить
зенитки: пятерка фалтистоких бомбарди-
ровщиков, выскочив из облаков, кидает-
ca Ha Oapmy, буксируемую небольшим мо-
тоботом. Очень близка эта пловучая цель,
но точен огонь зенитчиков. Самолетье бро-
саются врассыпную, бомбы падают на го-
лый берег. Две из них вздымают огром-
‘ные каекады воды, От этого ударз по гла-
ди Невы разбегаются легкие волны и В
кругу падения бомб воплывает” оглушен-
ная рыба. Пыхтя, мотобот попрежнему тя-
нет баржу.

Beckops с противоположной стороны сов-
сем низко над землей с ответным визитом
% фашистам летит группа скоростных . со-
зетских бомбардировщиков. Проходит не-
иного времени. Река доносит глухие взры-
вы, от. которых вздрагивает берег. Шки-
пер нь перевозе, шестидесятилетний м9-
pax Никанор Полунин, вслущиваетя в
эту бомбежку и © удовлетворением гово-
par:

— Hama бомбы тглушат не рыбу,
фалпистов.

Таков сегодня Ленинград, тород-боец, к
которому - рвется ‘проклятый враг. Фаши-
сты найдут здесь могилу: Город Ленина
был, есть и будет советским.

Капитан-лейтенант И. АНАНЬИН.
Старший политрук М. НИКИТИН.

а

te ne
Dn ee

B OCBOBOOKAENHOM EIDE

ЕЛЬНЯ, 10 сентября. (ТАСС). Жители
Ельни вылили из землянок, где.они в те-
чение 6 недель скрывались от немцев. И
хотя город разрушен им разграблен фали-
стами, хотя дымятся еще остатки пожа-
рищ — у всех радостное, праздничное на-
строение. Красная Армия одержала круп-
ную побелу — Ельня снова стала совет-
ской. Рабочие Заречья говорят:

— В построим снова, да еще по-
лучще!..
(о всех концов на лошадях и пешком
возвращается население в свой родной

горох. Но многих уже’ нет в живых —

фашистские звери  Убивали мирных, ни В
чем неповинных траждан. Члены топтивоч-
ной кооперативной артели Х. и 9. Рома-
новские рассказывают:

— Мы были свилетелями, как пангих
родственников. К. Шарафан и Р. Иш —
глубоких стариков — фашисты вытащили
‘из землянки и расстреляли только за то,
что они евреи. Такая же участь постигла
и одну женщину, приехавшую из-под
Смоленска. Она была убить на глазах
своих детей. Двенадцатилетнюю Таню И.
фаптистские изверги сначала изнасиловали,
& потом застрелили.  Вочегар-стахановец
Турейкович был отведен в пггаб немецкого
полка и там зверски замучен.

¢

Немецкое офицерье разгромило одну из
школ и устронло в ней JOM терпимюсти.
По ночам из этого кошмарного очага
фацтистской «культуры» доносились хучие-
раздирающие крики женщин, гремели
выстрелы перепивиеихея озверевитих бан-
хитов.

Все больные были выброшены из мест-
ной больницы —— её превратили в ко-
HIOUTHH.

Сейчас в городе восстанавливается HOD-
мальная жизнь. Начали работать райкох
BRII(6), исполком райсовета депутатов
трудящихся. советские учреждения, обще-
отвелныю. организации. ‚

Состоялось собрание районного паргий-
ного и советского актива. Многие пришли
на это собрание прямо из партизанских
отрядов. Актив обсудил вопросы восстанов-
ления хозяйства и оказания помощи
фронту.

В районе заканчивается уборка урожая,
идет сев озимых. Первыми на освобожден-
ные поля выпили члены ‹.-х.. артелей
имени Сталина, имени Кирова, «Свободный
труд».

‘Сейчас в самом городе и его окрестно-
стях полный порядок. Части Красной
Армии далеко за пределами Ельни продол-
жают громить врага.

КАК БЫЛИ СБИТЫ ДВА ФАШИСТСКИХ САМОЛЕТА БЛИЗ МОСКВЫ

В. сводке Советского Информбюро за
9^ сентября сообщалось of ‘уничтожении
на воздушных подступах к Москве двух
фапвистских. самолетов-разведчиков,

Первый немецкий разведчик — двух-
моторный  пикирующий бомбардировщик
«Юнкерс-88» был замечен в 16 часов
50 минут на подступах к Москве, близ
города Н. В воздух быстро поднялось звено
советских истребителей под командой млал-
шего лейтенанта Чеснокова. Экипажи
истребителей в составе млалших лейтенан-
тов Чеснокова, Грунина и Кузьменко быст-
ро нагнали врага и на высоте около 7000
метров вступили с ним в бой.

Атаку начал Чесноков. On  потошел к
фалисту сзади и с дистанции в 25 Mer-
ров стал обстреливать его из пулеметов.
Грунин последовал примеру командира и
также открыл огонь по врагу. Изрещечен-

На киноэкраны в ближайшие дни вы-
пускаются новые журналы Союзкинохро-
ники, ‹ посвященные борьбе советского на-
рода против германского фашизма.

..Отолица Советской Украины — hres.
Слышны орудийные залпы. Вот уже много
дней врат пытается прорваться к цвету-
щему городу. Но киевляне свято чтут бое-
выо традиций  свободолюбивых сынов
украинского народа. Вместе ¢ частями
Красной Армии жители Киева создали из
своего города нетриступную крепость. Воз-
водятся проволочные затраждения, населе-
ние опоясывает город противотанковыми
рвами. ,

Не прекращается почтово-пассажирское
сообщение. Вот приземляется самолет Ге-
роя Советского Союза ‘Валентины Гризо-
дубовой, доставивший матрицы московских
тазет. У кинотеатров толпы народа.

Не бываль врагу в столице свободной
Украины! = у

..Фронт. Уходит на  бомбомотание
эскадрилья прославленного летчика капи-
‚лана Щербакова. Враг замаскировался, но
зоркий глаз сталинских соколов отышет
его повсюду. С ревом летят бомбы, внизу
появляются клубы дыма. Задание выпол-
нено.

Большой. интерес представляет вытуск
журнала № 87, заснятый кинооператора-
ми Т. Вуникович и П. Касаткиным и бле-
стяще смонтированный режиссером Дзита-
Вертовым. Называется этот выпуск: «Бой
за высоту «А».

На М№-хком направлении шли уюрные

ный фашистский самолет старался уйти
от советских летчиков. Когла у. Чеснокова
кончились патроны, Грунин  немелленео
пристроился в хвост «Юнкерсу» и BHATOM
своего истребителя отрубил у фашистского
самолета левую часть хвостового оперения.
Потеряв управление, немецкий самолет
рухнул на землю.

В момент падения «Юнкерса» третий
пилот звена Кузьменко ло самой земли
«провожал» врага, не переставая посылать”
влогонку дополнительные порции свинца.
Немецкие летчики были взять в плен.

Второй самолет был сбит, в тт 2
день в 18 часов 30 минут на подступах
к Москве близ города ЛД. летчиком-истре-
бителем тов. Ивановым. Остатки фапгист-.
ского «Юнкерса-88» упали об’ятые пламе-
нем. на землю. Экипаж погиб.

(ТАСС).

НОВЫЕ ЖУРНАЛЫ СОЮЗКИНОХРОНИКИ

бои. Части Красной Армии сосредоточива-
лись для решающего удара. Непрерывно
движутся артиллерия, пехота, конница,
ползут отромные танки. Артиллерийский
взвод орденоносца лейтенанта Азизова, как
всегда, занимает наиболее ответственный
участок. Задача ясна: ликвидировать го-
ловные танки фапгистов,

Прекрасно заснят момент атаки. Ровно
в назначенное время началась артиллерий-
ская подготовка. Для удара во фланг про-
тивника двинулись танки, прикрывая. на-
шу пехоту, Внезапная атака расстроила
замыслы фашистов. Враг окружен. Отхель-
ные танки пытаются вырваться, но наши
бойцы выводят их из строя связками гра-
нат. Из танков выскакивают фапистокие
толоворезы, Группы пленных уводят в
тыл. Санитарные самолеты увозят тяжело
раненых.

Наши доблестные части двитаются все
влерех и вперед, занимая новые рубежи,
отбитые у’противникз.

Перед зрителем — могила геройски по-
гибшего в этом бою комиссара полка Блед-
нова. Молча стоят бойцы, прощаютея с
героем уходящие в атаку кавалеристые.
Они дают клятву: отомстить 3& смерть
комиссара. Словно вихрь врываются в тым
врага красные конники, они преследуют
по пятам отходящие фаптистские чахти.

— В этот день У высоты «А» поспеш-
но отступивший враг понес большие по-
теря,— этими словами заканчивается
кинорепортаж ¢ фронтов отечественной
ВОЙНЫ.

Ш
Партийно-политическая работа
в боевой обстановке

боевой ‘участок важнейшие приказы и
директивы высшего командования. Но как
их довести до каждого политраюот ха?
Созвать совещание нельзя. Тогда, пере-
ползая от подразделения к подразделению,
под кустом или в блиндаже Морозов зна-
комил с директивами каждого комиссара
и политрука, помогал разрабатывать и осу-
ществлять необходимые политические ме-
роприятия.

Старший инструктор помог правильно
использовать коммунистов и комсомольцев,
проинструктировал их. Он нашел целе-
сообразным создать здесь вторую первич-
ную парторганизацию. Совместно с комис-
саром Морозов на месте организовал прием
сообщений Советского Информбюро и пе-
редачу их по’ телефону. Наладили также
доставку книг на Каждую огневую точку.

Каждый раз, выезжая на этот участок,
старший инструктор вез с собой газеты,
памятки, подарки бойцам. Обобщив боевой
опыт, подобрав факты © героизме_ личного
состава, Морозов подготовил доклад «Бой-
цы нашего соединения в боях за родину».
С исключительным вниманием слушают
краснофлотць беседы и доклады этого про-
пагандиста. Переползая из укрытия в
укрытие, Морозов беседует с бойцами по
всем интересующим их вопросам. Возвра-
тившись в политотдел, Морозов выполнил
десятки  <амых разнообразных просьб
краснофлотцев: разыскать семью, доставить
письма, переслать деньти, передать привет
родным. Морозов посещает раненых, бесе-
дует с ними, приносит подарки, рассказы-
вает о боевых успехах их товарищей.

— Политотдел о нас никогда не забы-
вает.— говорили краснофлотцы и команли-
ры о работе тов. Морозова.

Другой пример. В часть прибыл инструк-
тор политотдела Самойлов. Вместе с комис-
саром Ульяновым он обошел участок фрон-
та, занимаемый частью, беседовал с бой-
нами и комапдирами, расспрашивал 00 их
нуждах, рассказывал о последних собы-
THAX. Используя относительное затишье
после боя, Самойлов собрал редакторов
«Боевых листков» и провел с ними бесе-
ду, раз’яснил задачу, выполняемую частью,
наглялно показал, как надо редактировать
«Боевые листки».

№ хораблях и в частях флота уже в
лм усяцы отечественной войны про-
3 муманского фалцизма накопился чеко-
134 опыт партийно-политической ра6о-
Уз бозвой обстановке.

(льзо возросла сейчас роль. ‘политот-
№8 таз руководящих центров. партло-
илУоты. Между тем в одном соединении
‘able JM войны все руководящие ра-
Изшки политомелов раз’ехались по Ча-
‘и. Каждый выполнял свою задачу И,
* (пучи связатным с. другими, работал
‘уилолельно. Таким образом фактически
ЗАчилось, что политотдел на это время
“eT быть руководящим центром.
Му допускать пельзя. В политотделе
Ипа юлжен быть один из ето руково-
Ци работников (начальник, заместитель
Ч сшрший инструктор). Он должен
Чеценно решать наиболее важные вВ0-
Чиы, которые ве рсегда на месте может
MONT комиссар части, & также коорди-
‘Saath рабогу со штабом, своевременно
Утвать информацию сверху вниз И
 тво, руководить газетой и т. п.
_чальник политотдела, чередуясь CO
SM заместителем, прежде всего обя-
4 мбуать непосредственно в частях,
“тах примером на передовых линиях
ить учить политработников, секретарей
Чуишых и комсомольских. организаций.

‚В милных условиях, когла части разоб-
\Ы п вот возможности загружать связь
Хтеорахи, не относящимися к боевому
Пилелию, особыю требования пред’явае-
У к иктруктору политотдела. Он, как
Эдо, самостоятельно решает’ самые
нибразные вопросы. Следовательно, ин-
 RMD и должен быть лучшим, автори-
 ТЫ политработником, умеющим пра
‘чмо ориентироваться при любых 0б-
Тимльствах. Решительного, хладнокров-
\ и чуткого инструктора любят бойцы
oan, опи внимательно прислуши-
“Я к его слову.

‚телу несколько примеров. Отдаленный
ий участок оказался, одно время отор-
“MMM or namux частей. Для помощи и
низации партяйно-политической работы
74 быд командирован старший инструк-
 } поаитотдела Морозов. Он доставил Ha

Инструктор помог лучше организовать
слушание сообщений Советского Информ-
бюро, в частности ‘посоветовал проводить
читки на пунктах питания. Он привез ©
собой письма краснофлотцам. Некоторые из
этих писем с согласия адресатов были
прочитаны всем бойцам. Родные и знажо-
мые краснофлотцев призывали самоотвер-
женно сражаться за родину, бить врага
до полного его уничтожения. Бойцы на-
пряженно, < огромным вниманием слушали
письма, и можно сказать, что каждый’ вос-
принял эти призывы как налтравленные
непосредственно к нему.

По инициаливе инструктора были ©обра-
ны сведения © состоянии обмундирования
бойцов, что дало возможность впоследствии
пополнить недостающее и отремонтировать
износившееся обмундировачие.

Самойлов вместе с комиссаром части под-
тотовил материалы для представления к
правательственной натраде отличившихся в
боях командиров и краснофлотцев.

На другой день на этом участке про-
тивник неожиданно перешел в наступле-
ние. Подобрав винтовку убитого красно-
флотца, Самойлов пошел в бой. Взрывом
вражеской мины винтовка была разбита,
Он сменил ее и продолжал вести огонь. В
бою смертью храбрых пал комиссар части
Ульянов. Самойлов вступил в исполнение
обязанностей комиссара.

Отыт показывает, что инструктору по-
литотдела в Фронтовой обстановке прихо-
дится заниматься самыми азными
вопросами и оперативно их решать. Так, в
№-ской части групиа бойцов считалась без
вести пропавшей. Старший политрук Гу-
рин, направленный в тыловой тоспиталь,
установил, что полевые органы санитарной
службы быстро и образцово организовали
эвакуацию раненых в тыл, но н@ с00б-
щили в часть фамилии раненых. «Без
вести пропавшие» были найдены.

Политотдельцы популяризируют героев
отечественной войны, знажомят с ‘их опы-
том других бойцов, помогают команлова-
нию готовить материалы для представле-
ния к награде особо отличившихся бойцов
и командиров, пишут памятки, листовки,
разрабатывают доклады и беседы на осноге
местных материалов.

В боевой обстановке политработник дол-
жен решать главную задачу — обеспечи-
вать образцовое выполнение своим. кораб-
лем или частью боевого приказа командо-
вания, воспитывать у личного состава
непоколебимую стойкость и мужество, го-

. TOBHOCTh к самотюжертвованию, к защите

каждой пяди советской земли ценою своей
крови, а если потребуется, то и жизни.
В связи с этим п должен
уметь вести работу непрерывно, в любых
условиях, применяя наиболее гибкие фор-
мы и методы, доступные каждому бойцу.

Раньше всего  политработник должен
обеспечить. своему подразделению своевре-
менную и доходчивую информацию. Нужно
иметь в виду, что в бою но всегда удается
получать газеты во-время и в нужном ко-
личестве. Поэтому любыми средствами надо
добиваться ежедневного получения от
политоргана сообщений Советского Инфори-
‘бюро. Передача московских радиосводок для
областных газет позволила достигнуть это-
то. Как правило, бойцы и командиры узна-
ют сообщения Советского Информбюро в день
передачи их по радио. y 7

Очень редко политруку удается видеть
всех. бойцов подразделения вместе. Для
того же, чтобы проинформировать их, по-
литработник должен использовать кохууни-
стов и комсомольцев; конечно, их следует
своевременно и тщательно инструктиро-
вать.

Hama «Боевые листки» — действенное
средство печатной пропаганды в Частях.
Комиссары и политруки должны, как пра-
вило, писать для них передовую статью ‚и
вообще направлять их деятельность.
«Боевой листок» подразделения требует
постоянного внимания и руководства.
В этом случае он оправдает свое назначе-
ние и сыграет’ большую роль в достижении
победы над. врагом.

Наши «Боввые листки» — стандартной
формы и в условиях действий военных м0-
ряков на сухопутном фронте оказались
непригодными: они громоздки и демаски-
руют расположение части с воздуха. Вро-
ме того не все бойцы могут их прочитать.
Целесообразнее выпускать «Боевые лист-
ки» уменьшенного размера, в нескольких
экземплярах, под копирку, с таким расче-
том. чтобы их можно было передавать из
рук в руки.

Проведение собраний, совещалий, груп-
позых бесед в фронтовых условиях край-
не затруднено; все вопросы партийной и
политической работы главным образом ре-
шает бюро. Тем не менее этими формами
массовой работы пренебрегать нельзя: со-

брания  цементируют боевой коллектив,
дают каждому коммунисту и комсомольцу
ориентировку, воспитывают их. Поэтому
при первой возможности. в перерыве между
боями, при блатоприятных условиях мы
и во фронтовой обстановке правтикуем : с0-
зыв собраний. Их можно проводить с со-
блюлением следующих условий: получение
разрешения вышестоящего начальника,
тщательная подготовка повестки дня и до-
кладчиков и своевременное оповещение 06
этом членов организации, подбор места с
учётом возможного напаления противника,
немедленная готовность к боевым действиям.

В бобвой обстановке можно и нужно
организовать культурный досуг бойцов. В
условиях береговой обороны часто бывает,
что даже под ожесточенных обстрелом, ко-
гда надо скрыть свое расположение, нельзя
открывать огня. Политрук Бекетов в этих
условиях организовал книтоношество из
щели в щель. Бойцы с огромной радостью
встретили это мероприятие.

Передача» боевого опыта краснофлотцев
и командиров, рассказы о тероях отече-
ственной войны-важнейший элемент по-
литработь: в боевых условиях. 15 августа
в №-ском подразделении бойцы обсуждали
коллективное письмо к пероведенному в
другую: часть товарищу-—Василию Висля-
кову, Герою Советского Союза. Комсомолец
Лопухов при обсуждении” письма заявил:
Как и у товарища Кислякова, у нас
He лротнет рука в бою. Мы будем жестоко
истить врагу. В первом же бою я докажу
это.
16 августа Лопухов под отнем против-
ника очередью ив пулемета сбил фашист-
ский бомбардировщик «Ю-88».

Место комиссара и политработника в
бою, его личное поведение всегда имеют
решающее значение. В одном из боев, ког-
да неприятель особенно сильно обстрели-
вал одно из наших ‘подразделений, произо-
шло замешательство. Тогда комиссар Люби.
мов бросился в самую гущу боя и крик-
nya: «Только вперед, товарищи! Командир
и комиссар с вами!».

Бойцы ринулись на численно’ превосхо-
дившего прогивника и оттеснили его.

Герой комиссар Ульянов, павший смер-
тью храбрых, всегда был впереди своих
бойцов. Хорошо организовав партийно-лоли-
тическую работу в подразделении ”и пока-
зывая во всем личный пример, он. воспи:.
тывал отважных воинов. Имена его бойцов
и командиров-—Бодренкова, Черняева, Чер-
ноконь, Матвеева, Завьялова, Старцева, \
Беляева, Ермоленко, Колодницкого, Маслова !

и многих других — широко известны, их
знают уже и за пределами флота.

Личный пример комиссара, выносливость,
знание военного дела, теплое слово, во-вре-
мя брошенный празыв воодушевляли бой-
цев на новые подвиги. В одном из боев
нужно было форсировать реку и выбить
врага < высоты Н. Под огнем противника
Ульянов бросился в реку и переплыл ее.
За ним последовали краснофлотцы. Неболь-
шая группа бойцов с возгласами «Виеред,
за Сталина!» смелой атакой выбила про-
тивника с высоты. Не раз бесстрашный
комиссар лично водил бойцов в штыковые
атаки, и во всех случаях фыписты не вы-
держивали смелого натаска моряков.

Практика показывает, что в связи с рос-
том числа коммунистов и комсомольцев,
разобщенностью подразделений и частей
существование партийных и комсомольских
бюро в масштабе полка, дивизиона нецеле-
сообразно. Первичные организации должны
быть созданы в подразделениях, и тахим
образом они будут поставлены еще ближе
к массе бойцов,

Пример коммунистов и комсомольцев в
бою всегда подхватывают все бойцы. Чле-
ны партии Ленина — Сталина и непартий-
ные большевики, прошедшие школу боевой
выучки Красной Армии и Военно-Морского
Флота, скромные, незаметные люди, творят
героические дела и считают обыченным
делом то, что после войны надолго оста-
нелея примером беззаветного мужества и
отваги.

В одном из боев краснофлотец Бролюк,
пробравшись в тыл к врагу, уначтожил
свыше 70 фашистов, станковый пулемет
© расчетом. Он один на три часа задержал
подход подкреплений противника. В другом
случае Бродюк без потерь провел отрях
бойцов в тыл врага. Комсомолец Шинорин
уничтожил свыше 40 фалшистов, вынес
из-под носа у противника раненого коман-
дира и двух бойцов. Оба эти бойца дазвесне
доложили о своих боевых делах старшим
пачальнакам, считая это обыденным делом.

Основная особенность политработы в
военное время — это индивидуальная ра-
бота с каждым комсомольнем и коммуни-
стом, с каждым бойцом. От комиссара и
политработника требуется знать индиви-
дуальные особенности и личные качества,
калдого бойца, — только тогда он сможет
оказать действенную помощь командиру в
расстановке сил в бою.

Полковой комиссар С. СОСИНОВИЧ.
Действующий флот.