——
—

4 октября 1941 г, № 234 (888)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
Оо ТЕЧ В ственно и Воины

Морской десант в румынский тыл

лова, наносивший ‘удары по румынам с
левого фланга, забирал богатые трофол,
Четыре тяжелых орудия оказались в ру-
ках моряков. С этой минуты Одессе и пор-
ту перестала угрожать опасность артил-
лерийского . обстрела © правого  фланта,
Рядом с батареей противника оказались
автобус, мотоцикл и тягач. Бойцы быстр
приспособили их для нужд батальона,

С ФРОНТОВ
НА ПОДСТУПАХ К ЛЕНИНГРАДУ

Для нанесения мощного удара 13-Й и
15-й румынским пехотным дивизиями В
целях ликвидации непосредственной угро-
зы городу командование одесского 960р0-
илтельного района разработало план ком-
бинированной наступательной операции.
В составе частей, принявших участие в
разгроме фашистских ‹ войск, действовал

«С нами балтийцы»

шел в разведку, по пути ему встретилось
несколько «кукушек». Матросов уничто-
жил их, подобрался к расположению двух
батарей врата, подробно там вое разведал
м благополучно вернулся. По его данным,

В окопы, блиндажи, на батареи пришла
красноармейская газета «К бою. готовы».
Ее читали ве. Рядом © фронтовыми з8-
мотками выделялась большая статья «С
пами балтийцы». Соседи справа, были мо-

ряки. Через чаю из окопов слева передали.

записку; в которой Значилось: «Вручить
соседям-балтийцам». Бойцы части т. Кюнь-
кова пишут своим соседям:

«Дорогие браточки! Из. нашей газеты
узнахи, -чтю соседи справа — это вы
моряки Краснознаменной Баттики. И
вам и ‘нам, братьям по классу, выпала
честь © оружием в руках заприщать
любимый Ленинград. Будем же изо всех
сил громить фашистеких  людоедов.

Жизни своей не пожалеем, но не допу-  :

стим враг» к нашим очатам, к нашему

городу! ».

Здесь, на одном из важнейших участков
Ленинградского фронта, еще больше вы-
росла, окрепла и, закалилаеь в кровопро-
литных битвах. дружба балтийских моря-
ков.с воинами Красной Армии.

Фашисты бешено фвутся к городу
Ленина, бросают сюда все новые и новые
пополнения. Они не оставляют попытки.
пробиться в Ленинград. Моряки и крахно-
армейцы части-т. Вонькова не только отра-
жают яростный натиек фалгистов, но и
сами овладевают инициативой, переходят
в контратакл, нанюся врагу непоправи-
мый урон.

Бой длится уже несколько дней. Артил-
лерийский м пулеметный огонь не ути-
хает. Автоматы и минометы, авиация и’
танки, — в в ходу. Фашисты укрети-
лись в ряде населенных пунктов. Враг
каждый дом превратил в огневую точку,
бомбит -вюе близлежащие деревни. Вчера,
над деревней Н. появилюсь около сорока
фашистских бомбардировщиков. Они с©де-
лали два захола и буквально засыпали
деревню бомбами. Три раза в этот день
налетали сюда коричневые мерзавцы, раз-
рушая крестьянские ‘избы,  истребляя
мирное население. Бомбардировки не при-
чинили вреда нашим частям, умело за-
маккировавшимея. Ожесточенные атаки с
воздуха и артиллерийский огонь свиде-
тельствовали 9 том, что фашисты к чему-
то усиленно готовятся. 7

Так оно и получилось. С рассветом
немцы поднялись и, следуя за несколь-
кими танками, пошли в атаку. Шли они
пьяные, во весь рост, © диким улюлю-
каньем. Налпи бойцы выжидали. Из око-
пов и засал, из пулеметных и минюмет-
ных гнезд не раздалось ни одного вы-
стрела. И только когда немцы подошли
метров на 40—50, раздалаеь команда

— Бей фашистских гадов!

Ha вратов обрушился сплопгной свин-
NOBEL ливень. Вак скошенныю умелой ру-
кой снопы, падали вражеские цепи.

Вктупили в делю и артиллеристы. Рас-
четы Карих и Афанасьева открыли
шквальный огонь по путям отхода врата.
Затоворила батарея Мотавкина. Прямой
наводкой советские артиллеристы расстре-
ливали живую силу врата. Фашисты ме-
тались, как ошалелыю. Три танка, за ко-
торыми пытались упрятаться враги, на-

всегда, замолчали от метких залпов артил-  ^

лериктов. Потеряв танки и отборную фз-
шистекую часть, специально подбирав-
шуюся для «петербургского плацтарма»,

наши артиллеристы дали всего три залпа
и от фашистоких батарей ничего не оста-
лось.

Там же раксказали нам о командире от-
деления моряков Нарыюном, который ©
двумя  краснюфлотцами наткнулея на
огневую точку, расположенную в кресть-
янокой избе. Бросили бойцы туда несколь-
ко гранат. Все замолкло. Н& своем пути
отважная тройка уничтожила немало фа-
шиитов.

— А чем не терой вержант Петр Собо-
лев? — говорит один товарищ.— Вместе с
труппой краснофлотцев, ночью, он уни-
чтожил расчет станкового пулемета, за-
брал этот и чётыре ручных пулемета,
ПЯТЬ автоматов и © шестью «языками»
блатополучню вернулся из разведки.

Утром, котд» мы были в окопах у крас-
нофлотцев, они так же © восхищением и
любовью говорили ю своих соседях слева,
© боевых делах красноармейцев. Да и как
‘не восхищаться! 1

`Красоноармейцы Тихонов и Титар—люв-
кие истребители танков. На раюсвете из
‚леса двинулиюь три танка. Машины уже
совсем близко, Ha ходу они открыли
огонь. Но бойцы лежали и выжидали. Вот
Уже первый танк copeem рядом. Титар
Opocaer olny бутылку 3a другой. Танк
загорелся. В To же время Тихонов забро-
сал бутылками другую машину. вот
уже горит второй танк.

Славой отважно и смелого воина
пользуется политрук Черный. 0 нем с
исключительной теплотой и гордостью го-
ворят краснофлотцы и красноармейцы. На-
днях он с 18 бойцами отразил четыре
атаки противника, в несколько раз пре-
восходящего по силам. Воспользовавшись
растерянностью немцев, бойцы во главе
< храбрым политруком перешли в контр-
атаку, нанесли фашистам большие потери
и захватили пять станковых пулеметов.
Вчера, политрук третий раз водил в атаку
своих бойцов и овладел мостом. При этом
были захвачены пюсть автоматов, два
ручных пулемета, винтовки, боеприпасы.

С душевнюй теплотой  краонофлотцы
вспоминают  неустрапгимото комсомольца
лейтенанта, Ивана Павленко. У могучего
столетнего дерева покоится прах этом
отважного командира, павшего смертью
храбрых. Дело было так. Немцы пюдтя-
нули к деревне около двадцати танков и
больше роты пехоты. Лейтенант © крыши
двухэтажного дома корректировал огонь
наших минометов. Были уничюжены два
вражеских артиллерийских наблюдатель-
ных пункта, три пулеметных гнезда, ми-
нометная и артиллерийская батареи ш до
вавюда пехоты. ;

Враг ненстовствовал. On бросал ma
этот, юбагренный его кровью, учаклок но-
вые пополнения танками и людьми. Фа-
шесты обнаружили смелого наблюдателя и
стали ‘из Пушки @трелять по нему. Герой
He ‘уходил с боевимо поста до последней
минуты. На ключке бумаги юн записал:

«Вражеские снаряды изрешетиили лом.
Я с поста не уйду. Вперед за победу!
Подлый враг будет разбит!».

`Вакорев

Капитан П. Жилин (у трубы) и батальонный комиссар Л. Чесноков корректируют

стрельбу батареи по вражескому берегу.

(Дейслвующий флот). Фото П. Савченко.

i

Летчики-черноморцы громят врага

На подступах к Врыму идут ожесточен-
вые бои. Враг подтягивает сюда все новые
и новые силы. Большую помощь назехным
войскам Красной Армии оказывают летчи-
ки-черноморцы. Каждый день эскадрильи
бомбардировщиков капитана Цурцумия, ка-
питана Морковкина и др. делают по два-
три вылета. Они наносят чувствительные
удары по мотомехколоннам неприятеля,
тромят. скопления войск, упорно рвущихся
`® советокому Ерыму.

На-днях фалмистекие бомбардировщики
появились над одним из наших аэродромов.
Они сбросили около 40 крупных бомб. Лет-
нов поле не пострадало. Сбросив тонны бое-
запаса, фашистские летчики отправились
в0-свояси, но здесь их ожидала эскадрилья
капитана Цурцумия. Когда вражеские ma-
шины пошли на посадку, капитан Цурцу-
мия неожиданно обрушился на них. Он не
дал приземлиться ни одному стервятнику,
уничтожил и повредил свыше десяти вра-
жеских машин.

Эскадрилья капитана Морковкина совер-
шила десятки рейдов в тыл врага, унич-
тожила не одну мотоколонну. Обычно пос-
ле бомбежки летчики эскадрильи пикиру-
ют на скопления немецких войск и унич-
тожают их пулеметным огнем. Образцы му-
жества. и отваги показывают летчики-
истребители, сопровождающие наши боу-
бардировщики.

29 ‘сентября летчик эскадрильи истре-
бителей капитана Щербакова лейтенант
сбил два вражеских самолета
«Хейнкель-113». На следующий день он
уничтожил «Мессершиитт». В этом же бою
другой летчик-—старший лейтенант Федор
Степанович Дмитриенко сбил «Хейнкель-’
113». Четыре стервятника за Ba дня
уничтожили летчики капитана Щербакова.

Вот что рассказывает об этом воздупном
бое лейтенант Вакорев:

— Мы сопровождали эскадрилью капи-
тана Цурцумия. Бомбардировщики наноси-
ли очередной удар по мотомехколонне вра-
та. Подлетели к цети. Была облачность.
Слева, немного выше нае, я заметил три
«Хейнкеля»: они охраняли мотомехколонну.
Я пошел в атаку. На встречных курсах
ударил всей силой огня по ведущему: пу-
леметные очереди прошлись по ‘всему жи-
BOTY фашистокого самолета. Он задымился.

Hamu бомбардировщики сделали свое
дело. Это было утром, & в обед мы снова
полетели в тот же район, добивать враже-
скую колонну. У самой цели я снова заме-
Tua «Хейнкеля» и опять бросился на не-
то, дав длинную  пулеметную очередь.
Когда после этого короткого боя подстроил-
ся к своим, стрелки-радисты бомбардиров-
щиков показали мне большой палец:
дескать, рубанул врага отлично. Второго
фашиста не стало. Третьего я отправил к
его праотцам сегодня, 30 сентября, утром.
Четвертый пытался сбить меня,—выручил
летчик Дмитриенко, который ловко п09-
строчил пулеметной очередью фашиста.
Этот четвертый полетел следом за сбитыми
мною.

’—. У нас крепкая дружба, — рассказын-
вает старший лейтенант Дмитриенко. —
Мы выручаем и помогаем друг другу. Враг
нам не страшен.

На подступах к советскому Крыму уже
нашли себе могилу ‘тысячи фашистских
бандитов. Они вооружены до зубов, но это
‘Не спасет их от сокрушительного разгрома.

Летчики Вакорев и Дмитриенко — ком-
‚мунисты, они молоды, но уже обладают
высоким летным мастерством. Вакорев
Участвовал в боях с белофиннами и был

награжден орденом Красного Знамени.
ро Политрук М. ВЕЛИЧКО.
‚ Действующий флот. (От наш. корр.).

=!

десантный отряд военных моряков, выса-
жонный в тыл противника < кораблей
Черноморского флота.

Ночью корабли пришли в назначенный
район. Когда барказы © краснофлотцами
бесшумно приближались к берегу, кора-
бельная артиллерия открыла  шквальный
огонь по глубине расположения румынских
частей, лишая их возможности отразить
высадку десанта. Еще на переходе коман-
дир стрелковой роты коммуниет Чарупа
обратился к командиру десанта с просьбой
разрепкить его подразделению высадиться
первым броском. Просьба т. Чарупы была
удовлетворена. Перед ним поставили зада-
Чу: обеспечить плацдарм для высадки всэ-
ro десанта. Первая группа барказов оста-
новилась в ста метрах от берега. Подняв
над головами винтовки, пулеметы, патро-
ны, бойцы прыгали за борт и по пояс, &
местами по грудь в 8в0де вышли Ha
землю, временно занятую румынами.

Неожиданное появление краснофлотцев
в тылу у врага вызвало панику среди ру-
мынских солдат. Они открыли беспорядоч-
ный ружейно-пулеметный огонь. Младший
лейтенант Чарупа и комиссар батальона
политрук Прохоров развернули роту. Про-
лвигаясь с боем к деревне Г., наши бой-
цы подавили огневые точки врата, проче-
сывая весь участок пулеметным огнем.
Стремительным ударом деревня была заня-
та. Румыны бежали, путь для десанта
расчищалея успешно. Когда на берегу уже
действовал целый батальон, рота Чарупы
продвинулаюь дальше на полтора-два ки-
лометра и заняла оборону в ожидании
подхода своего. батальона.

Батальон старшего лейтенанта Малве-
енко, очищая деревню Г. от остатков ру-
мын, захватил в плен 30 солдат, пулемет
и два мотоцикла. Бойцы находили солдат
в подвалах, извлекали их из ящиков ©
трязным бельем, стаскивали © чердаков.
Рюкзажи офицеров и солдат были напол-
нены  награбленной одеждой,  летскими
игрушками, остатками недоеденных кур и
гусей. Голодная румынская армия спешила
здесь подкормиться, не рассчитывая Ha
долгое пребывание в советском селе.

Эшелон за эшелоном продолжал выса-
живаться на берег. До деревни Ч. моряки
двигались, почти не встречая сопротивле-
ния. В предутреннем небе неожиданно по-
явились шесть вражеских бомбардировщи-
ков, в сопровождении истребителей. Са-
молеты снизились, готовясь к бомбомета-
нию. Командиры батальонов и рот умело
расположили свои подразделения, приме-
няясь в местности. В течение нескольких
секунд бойцы залегли в кустах, канавах,
выбоинах. Ни одна вражеская бомба, сбро-
шенная с самолетов, не причинила моря-
кам Вреда. Неприятельские истребители
снизились и на бреющем полете начали
обстреливать площадь из пушек и пулеме-
тов. Но фашистам не удалось нанести урон
морякам. Залпы корабельных зениток за-
ставили их очистить небо.

Вновь поднялись бойцы десантного от-
ряда и вновь ринулись вперед, отбивая у
румын пядь за пядью родную советскую
землю. У деревни Ч. десантники встрети-
ли сильное сопротивление. Румыны пыта-

машину,

горячо

‚ны растерялись.

Автобус был превращен в санитарную
мотоцикл использовали для свя-
зи. Краснофлотец-миномотчик Горбунов за

короткий срок отремонтировал тюврежден-

ный мотор тягача. Теперь можно было
буксировать захваченные орудия в свой

THI.

Радостно вздохнули жители деревни 1.
Колхозники помогли старшему лейтенанту
Петриченко, и он организовал доставку
боеприпасов на колхозных подводах, Жен-
щины и дети, вернувшиеся в родное село,
встречали своих освободителей,
Краснофлотцы продолжали наступление,
Рота связи, которой командует воентехних
2-го ранга Беспалов, уничтожила конную
разведку румын.

На одной из захваченных лошадей mp.
водник Козьмин был послан для устано-
вления связи с батальоном. По пути вл
попал в окружение целого взвода румын.
ских солдат. Краснофлотец быстро спв-
шился, залег в ближайший окоп и, подлу-
crus врагов на 15 метров, бросил в них
транату. Несколько солдат было унити-
жено. Выстрелом из автомата Козьмин
убил офицера. Оставшиеся в живых рухн-
Воспользовавшись этим,
боец вскочил на коня и ‘скакал выюл-
нять задание.

На подступах к селу Н. батальон Мн-
хайлова был встречен сильным мино-
метным огнем. Находчивый, сообразитель-
ный командир быстро принял правильно.
решение: бойцы залегли в канавах и вы-
ждали, пока истощится активность врага,
Вогда огонь утих, моряки, искусно маски-
руясь в обочинах дороги, ползком по ска-
ту выбрались из зоны  минометного 05-
стрела. В продолжение 5 часов шел охд-
сточенный бой за село Н. Отчаянно сопро-
тивлявииеся румыны не смогли устоять
перед стремительной атакой воепных моря-
ков. Ватальон Михайлова занял и 90
село.

Овладению селами Ч. и Н. батальнох
Михайлова содействовало успешное пу-
движение бойцов подразделения  старшег
лейтенанта Матвеенко. 16 часов вел fol
его батальон, выбивая румын © занимае-
мых ими позиций. С левого фланга пол
разделение Матвеенко поддерживал баталь-
он, руководимый начальником пегаба де-
санта майором Харичевым. В трудный мо-
мент, когда румыны пытались окружить
батальон Матвеенко, майор Харичев смею
повел бойцов в атаку. Совместными jel-
ствиями оба батальона разбили и обратили
в бехтво румынских солдат.

Десантный отряд моряков продолжал на.
ступление. Целые сутки отважно сраха-
лись черноморцы, стойко преодолевая ©-
противление румынских частей.

Жраснофлотцы и командиры впервые
действовали в боях на сухопутье. Нонна
берегу они дрались со свойственной Mops-
кам смелостью, выносливостью, упорством,
Приученные на боевых кораблях делать
все, что потребуется в бою, моряки быля
способны выполнять на земле любую 00.
вую задачу. Краснофлотцы Нечипоренко,
Федин, Чернилевский и Масалов оказались
ловкими, наблюдательными разведчиками.

Эту предомертную клятву нашли в кар- “ лись артиллерийским и  ружейно-пуле- 5

немцы отошли на исходные позиции.   wane repos, убитого оскоаком вражеском Одесская ‚морская метныхм огнем задержать продвижение Cea URE SEG MeGeae ibis aaa. +
В это время бойцы и краснофлотцы,   снаряда. и on ыы ce Завязался жаркий бой. В  противнике.

которыми командует т. Седых, перереза-  Бой, упорные и ожесточенные, на этом   ПОДНЯЛИСЬ над городом зори, Batyr краснозвездные птицы, нерольшом украинском селе стояли халь-  Ца следующий день после высадки мо-

TH ООБОВНЫЮ Коммуникации врата У M0-  saxo ^ участке  фровта промолажаютва Гремит орудийный раскат. г   Ветают у стальных батарей нобойные. орудия, из которых румынские ee ОН

селка Д. и навязали противняюу бой. Це-
лый день не прекращалась ожесточенная
схватка. Сотни убитых и раненых юфице-
ров ши солдат, танки, автомашины, &тан-
ковые пулеметы, автоматы, большое ко-
личество винтовок, ручных гранат оста-
вили фашисты на поль боя. Захватив
трофет, наши бойцы укрепились на HO-
вом рубеже:

Сразу же после боя весть о героях сра-
жения — моряках, вышедших на сушу, о
танкистах и минометчиках — разнеслась
по всему участку фронта. В одной части ©
тордостью рассказывали нам © младшем
вомандире Сергее Матросове.

— Ну, и парень! Морская хватка. По-

Военный Совет фронта об’явил благодат-
ность всему личному составу подразделе-
ний, действующих на левом берегу. реки.
Блатодарнюсть команиования вызвала но-
вый могучий подем среди бойцов п
командиров. С еще большей силой креп-
нет дружба балтийских моряков и лично-
то состава части т. Конькова. Они покля-
лиюь отстоять город Ленина, разгрометь
гитлеровских головорезов. И клятву ©в0ю
верные патриоты родины сдержат.
Политрук Е. КАМЕНЕЦКИЙ.

Ленинград, 3 октября. (От наш. спец,
корр.).

Е Одессе по Черному морю
Идет за отрядом отряд.

Одесса, Одесса, морские края,
Одесса, Одесса, родная моя.

Здесь, силой могучи и волей кренки,
В сраженья идут моряки.

Прощаясь с волною зеленой, `
За, грозным кольцом баррикад
Проходят вперед батальоны,
И ленты на солнце торят.

Разносят врага исполины,
И меч поднимает рука.

Бегут без оглядки румыны
При виде морского штыка.

Бойцы черноморекой границы,
Питомцы советеких морей.

Могучая песня моторов
Сливается © громом станков.

Наш солнечный, радостный город
Сейчас необычно суров.

Не быть никогда мракобесу
‚За грозным кольцом баррикад.
За ‘нашу родную Одессу
Встает за отрядом отряд.

Одесса, Одесса, морские края,
Одесса, Одесса, родная моя.

Здесь, силой могучи и волей крепки,
В сраженья идут моряки.

Николай ФЛЕРОВ.

изверги расстреливали мирных жителей.
Черноморцы представили себе картину
разрушений, нанесенных тороду фашиет-
скими снарядами. Бойцы словно слышали
стоны раненных, изувеченных людей, взын
вающих к мщению.

— Вперед, товарищи, вперед!

Не было такой силы, которая могла бы
остановить боевой порыв черноморских мо-
ряков. Неукротимой лавиной двинулись
они вперед, прокладывая себе путь пуле
метным и минометным огнем, штыком и
гранатой. Румыны не выдержали красно-
флотского натиска, Оставляя орудия, во-
енное снаряжение, сотни убитых и ране-
ных, противник бежал из деревни 1.
Еще одно село снова стало советским!

Батальон старшего лейтенант» Михай-

ского десанта 70 румынских солдат Ip-
сочились к Ч. Майору Харичеву” было по-
ручено с 40 краснофлотцами выбить пу-
тирника. Бегом вдоль берега бойцы до
стигля участка, где находился противник,
и стремительным броском обрушились Ha
врата. Всего лишь несколько человек
осталось от группы румын. Только одном
краснофлотца потеряли советские моряки.
Десантный отряд моряков Черноморского
флота, руководимый капитаном Корень и
батальонным комиссаром Слесаревым, вы-
полнил поставленную перед ним задачу.
Соединившись с частями Ёрасной Армии п
„морской пехотой, отряд успешно содейст-
вовал разгрому румынских дивизий.

Старший политрук А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.
Действующий флот. (От наш. корр.).

Операиия у озера Н.

Вконец. изолгавшееся финское ра-
AYO недавно хвастливо возвестило о
том, что крупная часть Нрасной Ар-
мии, которой командует полковник
Бондарев, была прижата финскими
войсками к озеру, раздроблена и пол-
ностью уничтожена, Но вот что про-
изошло. на самом деле.

В течение 45 суток вела непрерывные
бои часть полковника Бондарева. 45 дней
и ночей, сдерживая бетеный натиск
втрое превосходящих сил противника,

сильный огонь врага, транспорты уверен-
HO вползали в узкие бухточки, протискива-
лись между скал и, приняв на борт бой-
цов, уходили на ту сторону озера. В этой
операции особенно отличился отряд кате-
ров под командой старшего политрук» Фв-
дотова. Артиллеристы и пулеметчики этих
небольших кораблей мощным огнем подав-
ляли огневые точки врата, обеспечивая по.
грузку бойцов на, суда. с

Во время отход» кораблей от пристаней
и при следовании озером самолеты  про-

вражеских батарей открывался урагтанный
огонь ‘из главного калибра. Не было ни од-
ного случая, чтобы после обстрела берега
сторожевиком какая-нибудь из расположен-
ных здесь вражеских батарей вновь пода-
вала признаки жизни. `В том месте, Tie
еще недавно вспыхивали залпы финоких
пушек, оставались груды  развороченной
земли, металла, сожженного и расщеплен-
ного леса.

При выходе из мелководной бухты одна
баржа села на мель. Финны немедленно

цев из пунктов В. и С., над озером опу-
стилея туман. Чтобы не сорвать вытолне-
ние операции, капитан-лейтенант Матав-
кин взобрался на салинг бизань-мачты и
оттуда командовал кораблем. Высадив
красноармейцев, шхуна направилась к
острову С. Весь курс простреливалея про-
тивником. В течение двадцати минут па-
русник пробивалея сквозь огненный кори.
дор и все же благополучно вошел в бухту.
Снова приняв на борт красноармейцев,
шхуна опять прорвалась сквозь отневой

заслон. `0б опасвости, которой подвергался П

ее’ малочисленный экипаж, можно судить
по бесчисленным пробоинам в бортах.

вперед. В конце бухты была обнаружена
пристань, около которой шел ожесточенный
бой. Небольшая группа. красноармейщев от-
ряда прикрытия отбивалась от наседаю-
щих, чибленно превосходящих финских
отрядов. Когда красноармейцы увидели ка_
тера, в рядах бойцов послышались кри-
ки: «Братишки, моряки идут!». Прогреме-
10 могучее красноармейское «ура».

Огонь < катёров стал еще ‘интенсивнее.
Особенно мужественно вели себя в ети
минуты рулевой crapmuna 2-й статьи
рошутинский, пулеметчики— старшина
2-й статьи Журавлев и краснофлотец Во-

мейцев. Из-за мелководья подойти впдот-
ную нельзя было. Выручить товарищей
вызвалея краснофлотец Сизов, Он быти
спустил тузик и, невзирая на то, что во-
да вокруг рябила от вражеских пуль, 13°
правился к гряде.

Огонь с берега все усиливалея, стоять
на месте катеру стало рискованно, и 01
стал маневрировать по бухте, стараясь ‹50-
HM огнем помочь отважному краснофлотщу.
Подойдя к каменной гряде, Сизов потрузил
пять раненых красноармейцев и на тузике,
сидящем в воде по самый планширь, с\-
ло направился к катеру. Когдь шлюпм

В6ТНЫ 5 ронцов, наводчик носового орудия красное   подошла к борту, все ‘находившиеся 1
вЫ ОЕ aa Ono Mapopnars.   Тивника неоднократно пыгались атаковать   сосредоточили по ней сильный огонь из В этих героических Ма Е флотец’ Олесов. т, палубе бросились к ней п вытянули &
Aas, EOYs   TRIO = их. И тут на выручку приходили катера.   пушек, автоматов и минометов. Тогда сто-   ОТЛИчилея краснофлотец Серый. Самоотвер-

ную часть и живую силу. Свыше 18 ты-
сяч финских вояк нашли себе здесь мо-
rary. Красноармейцы дрались _ самоотвер-
женно, проявляя образцы изумительного
героизм» и мужества. На отдельных уча-
стках фронта наши. роты сдерживали и
жестоко били целые полки противника,
В этих боях особенно  отличилея от-
ряд пограничников, Ведя непрерывные бои
на отходе, наши войска отодвинулись Е
берегу Энского озера. Таким образом, по-
зади лежало огромное водное пространство,
фланти же противника уперлись в берего-
вую черту, создав угрозу окружения.

Кораблям соединения № было приказано
доставить части Бондарева на другой берег
озера. Моряки немедленно приступили к
этой сложной и ответственной операции.
В течение трех суток наши канонерские
лодки, катера, транспорты, буксиры и
баржи под нешерывным минометным, ap-
тиллерийским и ружейным огнем уводили
из-под носа остервенело напирающих фин-
ских полков подразделения бондаревцев и
их материальную часть.

Узнав о приближении кораблей, красно-
армейцы соорудили вдоль побережья, во
всех удобных для этого бухточках и зали-
вах, своеобразные пристани. Невзирая нё

Не один стервятник во время этой опера-
ции нашел себе могилу на дне озера от
меткого огня моряков-зенитчиков.

Канонерские лодки огнем своих орудий
обеспечили сосредоточение у пристаней на-
ших войск и безопасность их погрузки на
суда. Неоднократно вражеские самолеты
пытались сорвать действия советских ко-
раблей. На одну из канонерских лодок на-
бросилось пять «Юнкерсов-88», Они кру-
жились над кораблем на большой высоге
и временами, прорвавшись сквозь силь-
ный заградительный огонь, забрасывали
его бомбами. Лишь после того, как один из
«Юнкерсов» во время цикирования полу-
чил прямое попадание ‘и затонул, атака
прекратилась.

Приходилось отражать по 3—4 раза в
день воздушные налеты, Невзирая на бом-
бежку и сильный огонь © берега, моря-
ки выполнили поставленные перед ними
задачи по уничтожению огневых точек
врага и прикрылию барж ий буксиров с
красноармейцами.

Дерзко и эффективно действовал сторо-
жевой корабль №. Он подходил на близкие
дистанции к балареям противника и 06-
стреливал их сперва из малокалиберных

рожевой корабль вошел в бухту, ловко
развернулся и, взяв баржу на буксир, вы-
вел ее на чистую воду.

Самоотверженно. работали команды бук-
сиров, барж и транспортов. Шо 5—6 раз
з& день они входили в простреливаемые
бухты. Мины фвались на палубах, но со-
ветские люди неуклонно выполняли свой
долг. Маленькие, юркие суденышки—бук-
сиры творили чудеса. Даже когда на O1-
ном из них разорвалея снаряд и было сби-
то несколько лопастей винта, он неутомимо
продолжал вытаскивать баржи.

В этой операции принимала также уча-
стие одна из моторно-парусных шхун ©-
ряд» учебных кораблей. Под бешеным 0б-
стрелом финнов экипаж шхуны принял нз
борт группу бойцов ‘и вышел в озеро. Ha
переходе маленькое суденышко подверглось
нападению пикирующего бомбардировщика.
На двух заходах фашист сбросил 5 бомб.
Они разорвались невдалеке, но не причи-
нили шхуне никакого ущерба. Тогда озлоб-
ленный фашист с пикирования стал стро-
чить по паруснику из пулемета. Команда
шхуны ответила на это дружными залпа-
ми из винтовок и пулеметными очередями.
Немецкий летчик набрал высоту и быютро

пушек, вынуждая открывать ответный   скрылся.
огонь; затем по ^засеченных вспышкам! Когда шхуна овакуировала красногрмей-

женно работали также краснофлотец Ива-
нов и рулевой Скворцов, старшина 2-й
статьи Низамов и другие. Исключительно
четко действовало подразделение Ново-
жилова. В течение длительного времени
несло оно боевую вахту, обеспечивая ход
кораблю.

К концу третьего дня основные силы
части Бондарева были вне опасности.
Однако в районе бухты П. еще находились
некоторые подразделения красноармейцев.
Снятие их было поручено двум катерам-
охотникам и одному транспорту. Командо-
вание отрядом принял балальонный комис-
сар Комаров, В полдень катера лейтенан-
тов Мантурова и Петролай вышли нё вы-
полнение задачи.

Противник встретил катера сильным
минометным, артиллерийским и пулемет-
ным огнем. Вся бухта буквально кипела
от всплесков.

Когда катер входил в бухту, из-за при-
брежных валунов выскочили два человека
и, бросившись в воду, поплыли ему на-
встречу. Это были два артиллериста. Они
спешили, чтобы рассказать морякам о
создавшейся обстановке. Получив от них
исчерпывающие данные о расположении
финских частей, катера открыли мощный
артиллерийский огонь и так продвигались

Батальонный комиссар Комаров прика-
зал катеру лейтенанта Петролай остаться
в бухте и поддерживать своим огнем крас-
ноармейцев, 4 катеру лейтенант» Манту-
рова итти полным ходом к транспорту и
ввести его в бухту.

Через некоторое время транспорт уверен_
но подошел к пристани. Команд немед-
ленно приступила к приемке бойцов. Бы-
стро поднимаясь на пароход, красноармей-
цы сразу же залегали пю бортам и открын
вали огонь из винтовок и пулеметов. Ра-
неных бойцов моряки тут же увели в
укрытые места. Один „из катеров стал
обеспечивать выход транспорта из бухты,
& второй, медленно проходя берегом, под-
бирал оставшихся еще кое-где на отдель-

ных островках и каменных грядах бой-
цов.

Богда транспорт выходил из бухты,
белофинны, снова открыли ожесточенный
огонь. Чтобы‘ дать судну возможность
уйти, катер Мантурова весь огонь принял
на себя. Вскоре транспорт благополучно
покинул бухту и взял курс к советскому
берегу. В это время в бухте все еще ма-
неврировал катер т. Петролай. Маленький
бесстрашный корабль, подавляя огневые

наверх. Катер стал отходить из бухты по
непрерывный визг пуль и Bol мин. У 74
тер» были прострелены борта, руби
вокруг него пулеметные очереди вопенивз-
ли воду...

В самом узком месте бухты краснофки-
цы заметили еще одного бойца. Он 912-
зался тяжело раненным в голову, грудьй
ногу. Катер немедленно натравился 5 Е
му, и краснофлотцы мигом внесли рее
ного на палубу.

Операщия была закончена. Теперь 1
вражеском берегу больше никого из  Чатих
не оставалось.

Через несколько дней, сохранив всю У.
Ттериальную часть, часть полковника
Бондарева в полном составе была пех
брошена на новый участок фронта. Теперь
она успешно громит немецкие банды в
подступах к Ленинграду.

Опозорились, как всегда, брехливые 11
диовещатели из Хельсинки. Их ложь bo
ла опровергнута героическими действиями
и новыми мощными ударами част
полковника Бондарева, нанесенными 9
последние дни немецко-финским op
на северо-западных рубежах нашей ро
ДИНЫ.

точки противника, обнаружил на одной из!

Капитан-лей et ЬИН,
каменных гряд группу раненых красногр! ейтенант И. ‘ АНАН

Действующий флот.

Vu

wa

ий