а ФРОНТОВ

Новый боевой успех
зашлитников Одессы -

(По радио от нашего специального корреспондента)

Неоднюкратные

обороны окончились

ветская пехота.“

Налпе контрнаступление застало румын
врасплох. Но, опомнившикь, они оказали
упорное сопротивление. Завязалея ожесто-
ченный бой. При нанесении удара по пер-
вой пограничной дивизии румын, состоя-
щей из 1-го, 2-го и 6Б-то пограничных
полков, особенно проявили себя части под
командованием  тенерал-майора Петрова.

„ Весь день продолжались артиллерийская
канонала и ружейно-пулеметная переетрел-

ка. Пядь в& пядью, метр за метром тес-
нили наши части румынскую дивизию,
которая постепенно откатывалась назай.

Ожесточенные бои происходили у пер-
вой линии  фашистоких окопов, затем
У второй и третьей. В результате успеш-
ного натиска наших войск румыны отка-
тились назад Ha несколько километров,
усеяв поле.боя множеством трупов.

Наими частями взято в плен около
300 румынских солдат и офицеров и за-
хвачены ‘большие трофеи: 44 орудия (из
них 4 тяжелых), много пулеметов и 606-
припасов. Подочет трофеев еще не закон-
eH.

попытки румыно-фа-
пЕистеких войск прорваль линию нашей
полным провалом.
2 октября на одном из участков против-
ник снова решил начать наступление. Но
наше командование опередило врага. Рано’
утром советская артиллерия начала уси-
ленную артиллерийскую подготовку. Вслед
3» огневым валом двинулась” вперед, co-

боях показали героические

лутора часов

из их же орудий.
Большое

командира.

ковника Захарова.

тельно показала себя наша авиация. В ре-
зультате штурмовых налетов советских
самолетов выведено из строя 4 румыЕеких
дальнобойных орудия. Hama истребители
успешно рассемвали и уничтожали скоп-
ления пехоты противтика. Кроме того они
полавили две батареи вражеской зенитной
артиллерии и одну пулеметную звнитную
установку.

Звено старшего лейтенанта Полоз в
воздушном бою сбило вражеский самолет.
Летчики взяты в плен. Старший  лейте-
нант Полоз и лейтенант Сероготукий сбили
«Мескершмитт-109».

Младший политрук С. ЛИВШИЦ.
Одесса, 4 октября.

На огневой позиции

Этот участок Фронта находится на под-
ступах к Ленинграду. Узкими лентами
убегают вдаль шоссейные дороги, изуро-
дованные огромными воронками от снаря-
дов. Краснофлотцы и командиры Балтики
несут здесь боевую вахту.

На командном пункте залребезжал поле-
вой телефон. Команлир батареи старший
лейтенант Михайлов взял трубку:

— Слушаю.

— У леревни Н. скопилось больше 15
таков противника и батальон пехоты, —
сообщили с передового поста. — Рассейте
ИХ. р

Старший лейтенакт передал приказание
на орудия. Рассеять скопление врага бы-
ло поручено лейтенанту т. Дельнику. После
первых залпов получено сообщение:

Бьете хорошо!

Лейтенант Дельник методически бил по
фашистам, простреливая каждый квадрат-
ный мэтр. Это был большой успех артил-
леристов. За несколько минут былю уни-
чтожено и выведено из строя 13 враже-
ских танков. Фашистское скопление раз-
громлено. Вскоре на батарею передали:

— Благодарим за работу.

...Несколько дней назад находившееся
на, правом фланге батареи небольшое под-
разделение ‘красноармейцев отходило под
сильным нажимом превосходящих сил про-

Корабль охра

Сторожевой корабль вышел в море. Он
сопровождал караван судов, состоявший
из нескольких единиц.

Ночью © корабля заметили осветитель-
ную ракету. Личный состав насторожился.
Все знали, что если караван будет обна-
ружен, то днем надо ждать нападения са-
молетов врага.

Опасения подтвердились: в 11 часов
утра Ha наш караван напали два фашист-
ских бомбардировщика. Метким огнем ко-
рабельных пушек и пулеметов’ зенитчики
заставили фашистов. сбросить бомбы в от-
крытое море и поспешно удрать. Вскоре
наблюдатели заметили на горизонте ‘три

_  МЩАЛЬНИЕ ПОЛЕТЫ В ТЫЛ ВРАГА

Советские летчики, птурманы, стрелки-
радисты, не щадя крови и самой жизни,
защищают ‘свою’ любимую землю. беспо-
щадно бьют врага на земле, Ha море и
в воздухе. Стремление нанести врагу. воз-
можно большие потери, обессилить его так
велико, что многие экипажи, совершив по
два-три вылета в день, снова просились
в воздух.

Чтобы поднять наступательный дух у
армии и у населения, теббельсовекие лгу-
ны придумывают одну небылицу за дру-
гой. Еще 30 июля германское радио гро-
могласно оповестило весь мир O TOM, что
вся советская авиация уничтожена. Пока
говорил диктор, «уничтоженные»  совет-
ские самолеты громили мотомехчасти в
районе В. Наша эскадрилья именно в этот
день разбомбила целую колонну танков п
мотомехтехоту, не потеряв при этом ни
одного самолета.

Вскоре нашей эскадрилье пришловь 6о-`
верпгить полет в глубокий тыл врата.

яла лунная августовокая ночь, лишь
на горизонте виднелась небольшая’ дым-
ка. Люди давно’находились на своих ме-
стах, с нетерпением ожидая ‘сигнала вы-
лота. Наконец, разрезав ночную темноту,
взвилакь ракета. Запущены моторы. Один
34 другим советские дальние бомбардиров-
щики рулят нё старт. Отартер махнул 66-
лым фонарем. Еще минута, и самолеты
один за другим поднялись в воздух.

Набираем высоту. ка высотометра,
перешла цифру 4.000, 5.000 метров и
неуклонно ползет выше. Надели кислород-
ные маски. Отановится все холоднее. Тер-
мометр показывает —38°. Я сосредоточил
все внимание на пилотировании малины.
Штурман дважды орденоносец т. Серебря--
Ков занимается CRON  вычислениями,
стрелок-радист наблюдает 3a воздухом и
соселними самолетами.

Серебряков докладывает местонахожде-
ние. Услышав гул наших моторов, фатии-
сты заметались. Зенитные прожекторы за-
шарили пю небу, пытаясь нащупать нашу
группу. Но так и не достав советских само-
летов, фашисты выключили свои светиль
НИКИ.

В полной темноте. продолжаем ‘иттивие-
ред. Далеко внизу и сзади остались аэро-

‘драку было бы неразумно.

тивника. Лейтенанты Кодолов и.Иванов по-
лучили приказание оказать помощь бой-
цам. Отрял краснофлотцев ринулея к ме-
сту боя. В несколько минут отход был
приостановлен. ‘

Стремительным ударом противпик был
выбит из деревни Н. В этом скоротечном
бою он оставил на поле боя много воору-
жения. и боеприпасов.

...Нз враг не успокоился, ол пытается
перейти в наступление. Вот.и сегодня фа-
шисты бросили в расположение наших
Частей автоматчиков. № вечеру им п не-
которых местах улалось просочиться. 15—
20 фашистов пробрались в расположение
нашей батареи. Группа краснофлотцев по-
шла навстречу и уничтожила врагов.

..В огромном напряжении проходят бое-
ВЫв ДНИ.

Олнаждь» под. сильных минометным от-
HOM краснофлотцы перевозили боезапа»е.

зи упала мина, и машина загорелась.
Несмотря на сильный огонь, команлир от-
деления Лесной вместе с бойцами раэгру-
жал боезапас. Загорелось несколько заря-
дов пороха. Отважная работ» младшего
командира и его боевых. друзей предупре-
дила взрыв. боезатаса.

Батальонный комиссар Н. ДОБУШЕВ.
Ленинград, 4 октября. (От наш. корр.).

няет караван

новых бомбардировщика. Зенитчики снова
открыли заградительный огонь. На этот.
раз фашисты повернули назад, не сбросив
ни одной бомбы. Один самолет’ был подбит
зенитчиками и, об’ятый дымом и пламе-
нем, пошел на снижение;

Бараван продолжал свой путь. В начале
третьего дня пути налетели еще пять
бомбардировщиков. И в третий раз наши
зенитчики заставили фалпистов отказаться
от бомбежки.

В назначенное время караван прибыл в
порт.
Капитан-лейтенант Т. ЛЫСОВ.

статы заграждения. В лунную ночь хо-
роПю видна их система, форма. Попреж-
нему спокойно и ровно гудят моторы.
Кратчайшим путем мы идем к об’екту. До
города осталось 25 минут полета. Ярост-
но захлопали яркими вспышками разры-
вов крупнокалиберные зенитки, пытаясь
преградить нам путь. Но разве это мо-
жет остановить советского летчика?! На-
ши самолеты уверенно идут вперед. Уже
на подходах к окраике города замечаю в
районе, где’ находятся военные об’екты,
сильные. пожары. Это поработали наши
друзья, шедшие впереди. Блестяще ‹ про-
шел весь маршрут полковник Преображен-
ский, точно сбросил бомбы капитан Хох-
лов.

Ложимся на боевой курс. Штурман дав-
но подготовил все расчеты и, поймав в
прицел военный об’ект, сбросил бомбы.

Проходим немного вперед. Пролетев ты-
сячи метров, бомбы ложался точно на
цель. Молодец штурман! Прекрасная рабо-
та! Огромные вэрывы разносят об’ёкты.
Фашисты усилили зенитный огонь. Пусть
стреляют. Мы свое дело на сегодня закон-
чили. А теперь’ пора’ домой. С небольшим
совияонием Ha полной скорости ложимся
на обратный курс.

В воздухе ночные истребители про-
тивника! — докладывает стрелок-радиет.

Действительно. то там, то здесь вепы-
хивают прожекторы воздушных  стервят-
ников. Их довольно много. Ввязываться в
Приказываю
стрелку He открывать огня. Маневрирую,
чтобы не попасть в полосу света, и спо-
койно ухожу к родным берегам.

Бесцельно покружившиюь, фашистские
коршуны скрылись в ночной темноте.
Облегченные от бомб, краснозвездные бом-
бардировщики на полной скорости идут к

—

родному аэродрому.

Неожиданно погода» испортилась. Внизу
появилась облачность. Пропали все вазем-
ныю ориентиры. Слепой. полет ночью—
дело довольно сложное, особенно после та-
кого напряженного полета на большой
выюоте. Будем надеяться, что это не нз-
долго. Действительно, через час появились
вебольшие. просветы, Меняем курс и по
лунной дорожке выходим из. облахов. Но’ и

Много примеров исключительного муже-
ства, самоотверженнбсти и отваги в этих
защитники
родной Одессы. Особенно отличилея коман-
дир батальона старший лейтенант Капри-
щенко. Захватив ‘вражескую батарею, он
из румынских орудий начал вести огонь
по отступающим фашистам. В течение по-
велся. непрокращающийся
шквальный огонь по румынским солдатам

самообладание и выдержку
проявил боец Стукалов. Во время атаки он
был ранен в голову озколком мины. Но
Стукалов но ушел с поля боя. Истекая
кровью, он продолжал выполнять задания

Наиболеь услешию действовали в этом
бою части полковника Аксенова и подпол-

Во взаимодействии © пехотой замеча-

КРАСНЫЙ ‚ФЛОТ

я ыы

флот. Моряки очищают занятый остров от остатков
Фото П. Савченко.

Краснознаменный Балтийский
вражеских войск,

——

БОЕВЫЕ ИТОГИ

Имена многих наших летчиков, их дела
знает уже вся страна. С именем капита-
на Цурцумия связаны блестящие бомбар-
дировки румынского нефтяного района
Плоешти, могучие удары по переправам
противника через Днепр. Летчики Ковалев,
Большаков и Лобозов разрушили Черновод-
ский мост, имевший важное стратегичестое
значение. Надолго запомнятея Bpary co-
крушительные удары по Бухаресту, Кон-
станце, Сулину, Тульче, Галацу, по ча-
стям противника, обложившим Одессу. Эти
удары нанесли Герой Советского Союза
т. Токарев, тт. Морковкин,  Скориков,
Острошапкин, Беликов, Чупров, Cxyraps,
Ващенков, Галкин, Осипов. Корзунов и
другие. Многие из них насчитывают до
40—60 боевых вылетов. i

За прошедшие три месяца летчики ча-
сти обрушили на голову врагов 1,5 мил-
лиона килограммов бомб. За это время’
нами потоплены 3 вражеских монитора,
2 транспорта, вооруженная баржа, по-
вреждены и выведены из строя эсминеп и
10 транспортов. В результате налпих бом-
бовых . ударов причинены непоправимые
разрушения военным об’ектам в тылу про-
тивника, В румынской военно-морской
базе Бонетанца разгромлены военный мол
6. сосружениями, элеватор, нефтебаки, жё-
лезнодорожные мастерские, склады. В дру-
гой базе — Сулине взорваны два крупных.
склада боеприпасов. Вся база врата превра-
щена в руины. В порту Тульча также
взорваны два склада боеприпасов и разру-
шен железнодорожный узет.

Особенно чувствительными для врага
были наши удары по основному нефтяно-
му району Румынии — Плоешеги. Здесь
нами сожжены крупнейшие нефтеперегон-

ные заводы «Норрис», «Орион», «Астра ро-
мана» и нефтебаки большой емкости.

Черноморские летчики оказывают су-
щественную помощь частям Красной Ap-
мии на подступах к Одессе. Разгромлены
полки. румынской пехоты, кавалерии,
рассеяна, одна дивизия, уничтожены тан-
ковые колонны,  балареи  пропивника
и т, д. 1

Вот показательные успехи отлельных

капитана т.

конницы, 12 взводов‘ пехоты.

Один экипаж выполняет работу десяти.

НЫ.

лерии. В большинстве случаев фашист-
ские истребители не осмеливаются атахо:
вать сомкнутый, железный строй совет-

своих огневых точек.

‘Война явилась серьезной проверкой
боевой организации нашей части. Многое.
что в мирных условиях казалось пра
вильным, устоявшимся, сейчас пересмо-
трено. Войн» потребовала более тесной
связи, более слаженного взаимодействия
всех родов воздушного оружия, большей
гибкости в управлении. И все же боевая
практика пред’являет оо новые, повы-
шенные требования, особенно во взаимо
действии между бомбардировщиками и
истребителями.

Зарвавшийся врат несет большие по
тери. Он будет разгромлен и уничтожен
`Залог нашей победы — могучая сила со.
ветского народа, несокрупимая стойкость
‚воинов страны социализма, их бесстрашие
и торячая вера в торжество великого,
шравого дела. Сталинские соколы-черно-
летчиков в боях с наземными частями морцы © честью выполнят свой дог. перед
фашистов. Экипаж лейтенанта т. Галкина   Родиной.
уничтожил 53 танка, 35 автомашин,  *-

автоцистерны, 16 орудий, 4 самолета  .
H& аэродроме, эскадрона конницы,

Полковник Г. ХАТИАШВИЛИ.
Действующий флот.

удачными. 06 этом можно судить хотя бы
по усиленным поискам фашистской авиа-
цией аэродромов, с которых мы поднима-
HCE,

Полеты далеко в глубь вражеской тер-
ритории, насыщенной зенитной артилле-
рией и истребительной авиацией, имеют
ряд специфических особенностей, требуют
OT летного состава предварительной под-
готовки. Прежде всего экипаж заранее
должен быть готов ко всем случайностям,
Нь огромном протяжении маршрута, по
которому даже <коростной самолет идет
несколько часов, трудно надеяться на бла-
гоприятные метеоусловия. Даже в хорошие
августовские ночи нам приходилось не
только пробивать себе дорогу сквозь до-
жди и облака, но и попадать в полосы
града. Поэтому летчик должен быть вс6-
гда готов к длительному слепому полету,
который возможен лишь при серьезной
тренировке и абсолютлой веро в показа-
ния приборов.

Пилотирование тяжелого самолета на
высоте требует от летчика значительных
усилий и максимальной предусмотритель-
ности. Надо экономить буквально каждое
движение, сразу садиться так, чтобы не
было напряжения, & самое гларное-—вее
делать своевременно. В‘ одном из рейдов
на вражеский город я, увлекигись пило-
тированием, с опозданием надел кислород-
ную маску и к тому же забыл открыть
вентиль баллона. Я имею выхотную тро-
нировку и поэтому сразу не замогил своей
оплошности. На большой выкоте почув-
ствовал, что нехватает кислорода. Перод
глазами пошли красные полосы. Появи-
лась апатия. Чувствую. что теряю созна-
ние. Пришлось папряжением воли заста-
вить работать мозг, руки, с трудом от-
крывшие кран. Получив в легкие живи-
тельтый кислород, сразу пришел в себя
и продолжал полет. Так, малейшая забыв-
чивость могла привести к неприятным для
всего экипажа последстриям,

Взлет и посадка в темноте всегда явля-
ются решающими этапами ночного поле-
та. Чтобы хорошо взлететь на перегружен-
ной машине, надо до точноети изучить
BOO индизилуальные особенности самолета.
Прнучив. себя к взлету © нормальной на-
грузкой, после определенного пробега и
скорости хочется «подорвать» машину.
Эго ни в коем случаю нельзя делать.

она вскоре скрылась. Темнота, словно шат-
кой накрыла самолет. Сверху плыли ry-
стые облака, внизу плескалось море.
Снова пришлось всо внимание сосредото-
чить на приборах. Чувствуется усталость.
Bee напряженно вематриваемея вдаль.
Скорее бы аэродром, только бы не ошибся
штурман. Ho чет, я верю штурману.
Серебряков нодаром пользуется в части
всеобщей любовью. И на этот раз мой
навигатор точно рассчитал и проложил
курс. Вот показался аародром. Самолет
легко касается колесами родной земли...

Высокое доверие командования, по-,
ручившего вам, балтийским летчикам,
нанести удары по расположенным в
тлубоком тылу военно-промьнпаленным
центрам врага, каждый командир, крас-
нофлотец и политработник нашей ча-
сти старалоя оправдать отличной работой
на своем посту. Летчики не раз © бла-
годарностью вспоминали техников и мого-
ристов, отлично готовящих самолеты и
всю аппаратуру к длительным высотным
полетам; разведчиков, первыми побывав-
ших в тылу врата; метеорологов и связи-
тов. обеспечивающих нас точными дан-
ными © погоде на маршруте и в районе
цели. Подготовленная воентехником 9-го
ранта Михайловым, моя машина ни разу
но подвела. А уверенность в надежности
моторов имеет исключительное значение.

Напги летчики с каждым полетом все
успепенюе громили вражеские гнезда. Убе-
дивигись в бессилии и беспомощности ста-
рых средств и мотодов защиты, фашисты
изменили тактику. Они перестали вклю-
чать в районе своих городов прожекторы,
не открывали огня из зениток. Ве это
было сделано в расчете на то, что без
таких ориентиров советские летчики не
смогут найти объектов и откажутся от
ночных налетов. Но и на этот раз враги
просчитались. Хотя искаль цель, особен-
но в темную, безлунную ночь, стало труд-.
ее, чем раньше, когдь зенитки вели
огонь, но мы преодолели и эти ик
нашли новые ориентиры. Советские лет-
чики и штурманы еще раз доказали
BLIGOKO® летное мастерство.

Немецкий огонн «в хвост» мало нас
беспокоил. Налеты становились все более

36 взводов пехоты. Экипаж лейтенанта
т. Окугарь — 44 ланка, 42 автомапины,
4 автоцистерны, 26 орудий, 3 эскапрона
конницы, 4 батальона пехоты. Экипаж
Ващенкова уничтожил 13
танков, 44 автомашины, броневик, 4 ав-
тоцистерны, 4 орудия, около 2 эскадронов

В воздушных боях наши бомбардиров:
щики сбили 83 вражеских самолета. боль-
шей частью типа «Мессеригмитт». Наши
летчики далеко превзошли общепризнан-
ные нормы ‘бомбардировочных расчетов.

Мы ведем борьбу ¢ сильным, хорошо
вооруженных врагом. В воздухе мы встре-
Чаем подготовленного противника. Но за
три месяца мы уже хорошо изучили
приемы врага, узнали его слабые сторо-
Для нас теперь не являются неожи-
данными ни коварные ухватки вражеских
истребителей, ни приемы зенитной артил-

ских бомбардировщиков. Зенитная артил-
лерия врага, как правило, не открывает
огня, пока наши бомбардировщики не сбро-
сят первые бомбы по цели. Очевидно, враг
при этом рассчитывает остаться незамечен-
ным, сохранить свой об’ект и не выдать

БОЙ ЗА СТАНЦИЮ К.

Вместе ¢ подразделением  ордечоносца
Красницкого мы пришли на передовую ли-
нию. Здесь, в районе В., второй день шел
жестокий бой. Небольшая группа краено-
флотцев-саперов героически  сдерживала
свирепый натиск белофулокого стрелкового
полка. Противник, усиленно подтягивая
резервы, стремился разгромить саткров и
расчистить себе путь. Но все попытки
врага. прорваться разбиваликь о стойкость
балтийцев. На помощь саперам притили
разведчики во главе с Иракницким, при-
шла морокая часть под командованием
Углова.

№ тому времени белофиннам удалось
захватить станцию №. и обосноваться на
более выгодных рубежах. Со всех высот,
прилегающих к пролизу, они открыли
Ураганный  мигометный и пулеметный
огонь. Медлить нельзя! Подразделения лзи-
нулись на указачные им позиции. Бой
разгорелся с новой силой.

Теснимьй недпими бойцами, враг отхо-
дил, остервенело поливая огнем ряды ата-
кующих. На какую-то долю минуты три
краснофлотца припали к земле. Они бе-
реалуню отнесли к кусту бездыханное тело
секретаря парторгажизация политрука Бе-
леныкого, Краснофлотец вытул из кармана,
сралженного героя партийный билет.

— Прощай, товарищ, прощай, наш 60е-
вой друг!

Еще крепче сжаз винтовки в Фуках,
сомкнутым строем бойцы двинулись впе-
ред. Станция В. в жестоком сражении бы-
ла вырвана у врага.

А в это время на друтом участке фа-
шихты зашли в тыл группе крабнофлот-
цев. Тогда командир репгил перегруникиро-
вать силы и пойти навстречу своему под-
разделению. Прикрывать отход вызвалиеь
коммунисты Беляев и Кудрин, комеомоль-
цы Лисянский и Осадчий. На сояку, от-
куда нужно было сдерживать неприятеля,
они взяли два станковых пулемета и связ-
ку пранат:

Группа отходила. Численно превосходив-
ший противник пустил в хот. пулеметы,
автоматы и минометы. Врат двигался
к высоте. Вот ‘уже образовалось кольшо,
Четьре отважных краснофлотца усеивали
подступы к сошке трупами белофиниов. Но
боезапас иссякал. С каждой минутой все
реже раздавались выстрелы с нашей сто-
роны. Затем они ©молкли. Наконец, по-
слышались два оглушительных варыва,—
и все стихо...

Через несколько часов на выюоте H., co
всех сторон окруженной лесох и болотами,
нашли два взорванных станковых пуле-
мета. Возле них — тела четырех коммуни-
остов и комсомольцев. Успешно выполнив
боевую задачу, четыре патриота предпочли
теройскую смерть от своих же гранат, чем
Фаптистокий плен. Олной гранатой они
ззорзали пулеметы, от другой погибли
вами.

ГУТЧЕНКО РВЕТ
ВРАЖЕСКОЕ КОЛЬЦО

Младший сержант Гутченко во главе
труппы краснофлотцев стправилея в глу-
бокую разведку в тыл врага.

Бойцы полэли лесом. Моросил дождь.
Они двигались бесшумно, используя ка-
УЖдДЫЙ кустик, каждый холм, чтобы остать-
©я незамеченными. Вот и территория рас-
положения врата: кругом валяются обрыв-
ки финских газет, жестянки из-под консер-
вов, какое-то тряпье.

В кажой-нибудь сотне метров Гутченко
обнаружил финскую часть. Почти одновре-
менно врати заметили дереких разведчиков
и открыли по ним беспорядочный огонь.
 Младигий сержант решил принять бой.
Против небольшой группы наших бойнов
плотной стеной поднялась часть противни-
ка. Так действовать белофинны решаются
Только тогда, когда видят полнейшее свое
превосходство. Зловещей тучей надвигались
автоматчики. В это время кто-то из
краснофлотцев крикнул:

— С фланта идут наши...

_ И действительно, так могло быть, ибо

Когда машина поднимает хвост, надо про-
должать набирать скорость, и самолет сво-
бодно оторвется от земли.

Так же внимательно надо отнестись к
набору выюоты. У каждого самолета есть
своя, наивыгоднейшая скорость под’ема,
при которой, не перегревая моторов, мож-
но довольно быстро набирать необходимый
потолок. При этом меньшая скорость да-
леко не всегда наиболее выгодна, особен-
но для самолетов с моторами воздупнтого
охлаждения и винтами изменяемого шага.
Выгодной будет та скорость, при которой
моторы ‘работают на нормальном режиме.

На опыте многих десятков боевых вы-
летов, в том числе значительного количе-
ства ночных, могу утверждать, что ‘успех
ночного полета на большой выкоте в зна-
чительной степени зависит от наземной
подготовки экипажа. Из всех известных в
авиации методов навигации при полетах
в глубь вражеской территории можно
пользоваться только одним — приборным.
Радиоориентировка отпадает, так как нем-
цы вочью выключают не только широко-
вещательные, но и все известные корот-
коволновыю станции. Ненадежной sn-
ляется также визуальная и астроорленти-
ровка, ибо на большом маршруте часто
приходится длительное время итти в 05-
лаках или над районами, где нот никаких
ориентиров (море). Следовалельно, можно
вести мапгину, лишь пользуясь указания-
ин компаса, с нешрюрывным учетом ско-
рости и времени полета.

Огромное значение имеют точность и
своевременность сведений о силе и напра-
влении ветра. Надежность всей
аппаратуры, агрегатов и приборов-—необ-
ходимейшее условие наилучшего выполне-
ния боевого задания. Вот почему командир
экипажа обязан перед вылетом, как бы
ни доверял технику, лично проверить весь
самолет. Штурман также должен лично
выверить все  навигационно-пилотажное
оборудование, ни на кого не надеясь. Толь-
ко такая проверка дает уверенность в б6а-
укоризненной работе приборов. Без. такой
‚уверенности ночью лететь нельзя.

Во время одного из полетов был такой
случай: сбросив бомбы, идем обычным
Фуроом ... градусов. Выкота — значитель-
ная, видимость — хорошая. Район был
детально изучен, и мы знали, что в бли-

5 одтября 1941 г, № 235 (889) ——

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ‘ воины
ОТЕЧЕСТВЕННОИ ВОИНЫ

Беалтийщы сражаются ма суше

там действовала паша часть. Но в наст.
пивией тишине краснофлотцы усльллаля
© той стороны финокий говор, хотя уно
гие из приближавшихся были в краело-
флотских бушлатах.

Младший сержант Гутченко мтаозенно
разгадал коварную уловку врага и пр.
казал без команды He открывать ОТНЯ,
держаться до. поелелней капли крови.

С трех сторон краснофлотцев окружили
враги, Озверелые бандиты бешено волиди,
предлагали сдаваться в плен, метались jp
стороны в сторону, подняли уратанную
стрельбу, чтобы внести панику и создать
видимость полного ‘окружения,

Гутченко прильнул к пулемету и ждал,
А когда враги были ужев 30—40 ет.
рах, он крикнул:

— По фаипистокой банде огонь

Залпы балтийцер были сокрушительты,
Ряды белофинноз редели. Моряки подня-
лись в контратажу. Враг дрогнул, в ет
боевюм порядке образовалась брышь, В уют
миг бойцы заметили, как пошатнуя
командир. Весь окровавленный, Гутченко
со своим верным другом — ручным пуде-
метом—шел, одлако, вперел. Раненный раз-
рыоной пулей в житот, оц ‘услел еще уни-
чтожить немало’ врагов.

Штьхом, гранатой, прикладом растав:
лялись краснофлотцы с белофиннами. Но
силы покидали их командира, и он упал,
Не прекращая огня, краснофлотцы полхеа-
TRIM его и вынесли © поля боя. Вот
были отогнаньы, расположение финской ч4-
сти разведано.

БЕССТРАШНЫЕ СВЯЗИСТЫ

Мы зидели этого высокого и стройного
парня в самый разгаф боя жизнералость
ным, увлекающимся до самозайвения свом
очень интересным и важным делом, Он тю-
являлся в самых опасных местах, В пр-
шлем сельский учитель, теперь отважный,
не. знающий устали и страха младший
командир связист, Василий Кожанов по-
спеваег всюду. Вся тяжесть установления
связи на небольшом участке фронта дежа-
ла на нем и его боевых друзьях.

..Минометный, артиллерийский и пуде-
метный огонь бушевал. В это время ye-
Жду подразделениями прервалаюь срязь, Не
медля ни минуты, в глушь леса. пы 0
стрелом поползли краснофлотцы Яковлев и
Паштецкий.

Где разрыв?

Установить это ночью в лесу ке пох
легко, Нужно быть настоящим мастеух
своего дела, чтобы быстро найти‘ место
повреждения и восстановить связь. Яковлев
и Паштецкий буквально через несколько
минут обнаружили повреждение прозола,
Разрывов было много, концы проводов в3-
лялись в разных местах. Пришлось раб-
тать наощупь. Все было сделано бысть
и четко. Вокоре связь была восстановаена,

000б0е  товарищеское чувство питуот
Пожанов к своему другу Василию Школе.
Дружба двух моряков скреплена боевыут
походами, смелыми подвигами во. имя [-
XHHBI,

..Белофинны устремились к штабу пу
разделения, оборвали всю связь с пе.
довой линией. Краснофлотец Школа прото-
дил мимо всех белофиноких засад. Он 0-
маньзвал десятки «кукушек», то падал,
то поднимался, шел все дальше и дальше,
Наконец, Василий добралея до поля 604,
протянул связь, залег в самом центре сра-
жения. Установив аппарат, он передавал
сообщения командованию, а в промехут-
ках бил по врагам.

В это время сообщили, что оборвала
связь, проходившая по столбам. Не моя
ни минуты, пронебрегая слаюностью, Ва-
силий Школа отправился туда, взобрался
на столб и устранил повреждение, Немного
спустя с командного пункта сообщили, что
связь на всех линиях работает безотказно.
Траснофлотец-связист вернулся на передо-
вую позицию, чтобы винтовкой и гранатой
помочь товарищам. И когда подразделелие
бросилось в атаку, впереди шел отважный
‘связист Василий Школа.

Политрук Е. КАМЕНЕЦЧИЙ.

жайшее время никаких характерных
ориентиров не. будет. Но неожиданно втт-
зу перпендикулярно курсу показалась бэ
реговая черта. Этого не могло быть, во
черта ` была так хоропю видна, что штур-
ман дает курс в три раза больший, чем
держали, по береговой черте. Прошли не-
ного этим курсом, а затем штурман сго-
Ва дает старый курс, ибо «береговая ч6-
та», точно схожая своим очертаниех ©
фактической, оказалась... облаками, фор-
ма которых случайно была удивателью
похожа на берег. Отсюда вывод: что бы
глаза ни говорили, верь прибору и штур-
манским расчетам.

Я не случайно указывал ва особую
осмотрительность, повьипенное винмалио х
«мелочам», которых требуст длительный
ночной полет. Пустяковая вещь — обыч
ный карманный электрический фонарь.
Но какую пользу он может сослужить в
полете! Олнажлы у пас отказало освеще-
ние компака, Без него вести самолет
DAIS, можно уйти куда угодно. Вкаю-
чить свет в кабине — значит демаскиро-
вать самолет и поставить его под угрозу
атаки ночных истребителей. Выруты
карманный фонарь. Пользуясь его свето»,
мы спокойно дошЯи до аэродрома,

Зная, что территория врага сильно #з*
съицена зенитной артиллерией и аэростата-
ми заграждения, Haro соответствующих
00 разом строить и график полета

Взлетев с аэродрома, мы тегда уверены,
что боевое задание будет выполнено. TH
сячи килограммов напгих «TOCTIMIMICB»,
сброшенных в глубоком тылу врага, дам
почувствовать фашистским бандитам стлу
И мощь сталинской авиации, заставили 16
ЭДну тыкячу жителей Германии, еще с4е-
по верящих Теббельсовокой брехне, ycow-
ниться в правтивости сводок фоацистекого
верховного командования. Если роди
скажет, летчики сумеют еще по раз Ba
нести визит в любой город Германии и
© крупгительным ударом © воздуха смести
любые военные об’екты. Наши силы креп-
нут. Напм, промышленность дает нам от
личную материальную часть, а уж MB,
летчики, сумеем ее полностью использо
вать для завоования победы, для разгрома
ненавистных фалристских орд.

Герой Советского Союза
папитан А. ЕФРЕМОВ,

~~