ge

ep aL,

== 5 омября 1941 г, № 295 (889):

Фронтовики вступают
в партию

На морском театре и сухопутном фрон-
18 наши моряки наносят врагу сокруши-
тальнью ударья.  Беззаветная преданность
рохине, большевистской партии и вождю
пзродов товарищу Сталину — вот источ-
пики массового героизма ‘краснофлотцев,
команхирюв и политработников, участвую-
щих в боях с рухыно-немецкими войсками.

Яркое доказательство горячей любви мо-
ков к большевистской партии — это
узссовый приток заявлений 9 приеме в ее
рады. Подавая заявления, моряки пишут:
«Хочу коммунистом драться ¢ врагом,
клянусь громить фашистов до полного их
уничтожения, не пожалею ни своей крови,
Ht жизни за дело партии Ленина—
(талина». Приток заявлений в партию от
рриепофлотцев и командиров настолько
мик, что партийная комиссия теперь
устраивает ежедневные заседания.

№Мо же идет в партию, какими боевы-
и делами отмечают моряки свое вступ-
ление в ряды большевиков?

Штуруан Бабаев имеет несколько деёсят-
ков боевых выметов. В тот день, когда он
паписал заявлетие в партию, эскахрилье
поручили нанести улар по скоплению
вок противника. Заявление Бабаева
парткохиссия разбирала за несколько ми-
YT до вылета и приняла его в партию.
(адяеь в самолет, штурман заверил чле-
нов парткомиссии, что боевую задачу вы-
полнит с честью. И действительно, он вел
бя в воздухе самоотверженно. Несмотря
14 жестокий огонь вражеских зениток и
пулеметов, Бабаев привел самолет точно
в цели и разгромил фалпистскую перепра-
ву через реку Н.

Младший командир Чуктуров — муже-
инный, храбрый и стойкий боец. Они
бщиан и пулеметчик одновременно. 0д-
MAI рядом с кораблем разорвалазь бом-
(i, Взрызная волна дважды отбрасывала
фуктурова от пулемета, но каждый раз он
снова возвращался к ‹воему оружию и
не прекралцал огня до тех пор, пока не
фил атаки противника, Партийная ко-
хисия приняла этого младшего командира
в кандидаты ВИАПКб).

Комендор краснофлотец Мосин всегда
первым обнаруживает вражеские самолеты
и первым открывает по ним огонь. Он
когда ни. при какой обстановке не те-
рястся. Мосин стоек, сметлив и инициа-
тивен в бою. Однажды при стрельбе по
фашистских самолетам стрелянные гильзы
пали в боезапас, лежащий рядом. Вре-
уни для переноски снарялов в другое ме-
(то не было — шел горячий бой. Чтобы не
допустить взрыва  боезапаса, красныфло-
тец Мосин, принимал падающие гильзы на

себя. Смелость и находчивость красно-
флотца позволили вести бесперерывный
огонь, ни на секунду не снижая темпа
стрельбы. Это не единственный пример нз-
XOATHBOCTH и инициативы  краснофлотца
Мосина. Партийная комиссия приняла, его
в ряды большевистекой партии.

Героически сражается с врагами нашей
рюдины недавно принятый в партию Gon-
ман катера Файман. Он неоднократно уча-
ствовал в отражении атак фашистских са
молетов; в одном бою он сбил два враже-
ских бомбардировщика.

Недавно принятый в кандилаты ВКП(б),
дальномерщик краснофлотец Колесник o6-
разцово несет службу. Однажды на зенит
ную батарею налетела группа вражеских
бомбардировщиков. Они сбросили несколь-
ко 0б0%б крупного калибра. Одна бомба
упала в пяти метрах от этого краснофлот-
ца. Взрызной волной его отброило от
дальномора. Но Колесник но растерялся:
он поднялся и снова встал к дальномеру,
продолжая наблюдать за противником. Че-
рез полминуты вторая бомба упала непо-
далеку. Снова Колесника отбросило взрыв-
ной волной, и снова он поднялся и кинул-
ся к дальномеру. Молодой коммунист ofe-
спечил почти беспрерывное наблюдение за
целью, проявил мужество и стойкость.

За последнее время приняты в партию
сотни краснофлотцев и командиров-моря-
ков — артиллеристов, летчиков, ‘зенитчи-
ков, связистов, которые героически отста-
ивают Одессу от румыно-немецких полчищ,
На кораблях, самолетах и в частях мор-
ской пехоты молодые коммунисты множат
революционные тралиции русских моряков
и вписывают новые славные страницы
в историю борьбы Красного флота, за, дело
партии Ленина-—Сталина.

Заявления 0 приеме в ряды ВКП(б)
парткомиссия рассматривает исключитель-
но на месте — на боевых 0б’ектах, часто
под грохот рвущихся 60мб и снарядов,
трескотню пулеметов. Нередко нам прихо-
дится по нескольку раз прерывать засе-
дание, и товарищ, вступающий в партию,
идет в бой. А когда обстановка позволяет,
мы продолжаем заседание.

Члены парткомиссии помогают также
парторганизациям планировать работу в
боевой обстановке, проводят беседы © ком-
мунистами, комсомольцами, беспартийными
бойцами, раз’ясняют международное поло-
жение, обстановку на фронте, рассказыва-
ют о героических подвигах бойцов и
командиров, призывают следовать их при-
меру. Aa
Секретарь партийной комиссии

батальонный комиссар
А. ДОЛЬНИКОВ.

Пс следам разгромленных румынских дивизий

Разгромив пополненные 13-ю и 15-ю
румьлокие дивизии, наши войска отбили
песколько населенных пунктов. Мы посе-
паи освобожденный от румыно-немецких
захватчиков поселок совхоза Ильичерка.
Лерех нами предстала жуткая картина.
Рольшинство крестьянских. хат и домов
рабочих совхоза разрушено, все население
oT мала до велика, которое не успело эва-
вуироваться, фашистские звери ‘угнали
злубь Ha тыловые работьь. Поселок вы-
vp, Нитдо ни эвука: не только птиц и
кот колхозников уничтожил враг, но и
бак и кошек. В полутора километрах от
nocerxa Ильичевка мы нашли полуразру-
пенный дом. Вокруг него валялось свыше
100 трупов, многие из них уже успели
разложиться. Это — трупы инвалидов,
хивших в ныне разрушенном доме. Около
200 стариков и старух имело здесь по
(талинской Конституции приют, OTABIX,
очение, Но вот пришли румыно-немецкие
аютоеды, и жионь их оборвалась, Несчаст-
THX калек ограбили, у них забрали по-
ицнюю одежлу и остатки запасов пищи.
109 обитателей дома инвалидов пали от
ук фашистских каннибалов. В живых
тались только прикованные ® постели.

Кровь стынет в жилах от рассказов
том оставшихся в живых.

Бывший  командир-пограничник, инва-

лид Константин Спиридонович Калашников
говорит:

— Слоз не нахожу, чтобы передать пе-
режитый нами ужас. Два солдЬта cxpa-
тили меня за парализованные ноги, ски-
нули © койки на пол, чтобы забрать ©
кровати простыню и подушки. Затем они
стянули с меня майку, не побрезговали
забрать пару грязного белья, уталцили две
последних пачки махорки, коробку зубно-
го порошка‘ и зубную щетку. Бандиты,
навощавитие нас в последние дни, без кон-
ца ругались, когда на вопрос: «Что у тебя
есть?» я отвечал: «Вы опоздали, меня
уже раньше ограбили». Не было дня, что-
бы кого-либо из наших жильцов румыно-
немецкие бандиты не закололи или не
пристрелили. Большинство жертв, трупы
воторых валяются вокруг дома, расстреля-
но по всякому’ породу и без повода.

По понятлым причинам мы ие назы-
ваем фамилий женция, подвергитихся на-
силию. Между том, женщины перотерлели
наибольшее горе.

Инвалиды просили нас передать бойцам
Красной Армии их призыв — беспощадно
уничтожать врага, метить ему.

Г. ОШАРОВСКИЙ.
Одесса, 4 октября. (Спецкорр. ТАСС).

КРАСНЫЙ  ФЛОТ

СТРАЖА НА НЕВЕ

В эти грозные дни чудесный город
Ленина словно сдвинулся co своего места.
Не на краю страны он, & будто в самом
ее центре. Он бесконечно приблизился ко
всем. нам. Мы не отрызаем глаз от его
широких улиц, от суровых домов, от хо-
лодной могучей Невы. Самая родная эта
наша река, птирокая и полноводная этз
река, она сммшивает ©вол воды © балтий-
окими волнами, морюкой ветер веет над
нею, и Кронштадт встает перед ней су-
ровым стражем русского народа; русской
культуры. Не вое советские люли бызали
в Kpommrarre, no Bee ero знают. Он встает
перех миллионами в образе героя и лю-
бимца фусского народа, — моряка-балтий-
ца.

Bee здесь сурово, величественяю, зна-
чительно. Два столетия отложили здесь
наследие тероического прошлого. Славные’
русские имена связаны здесь с каждым:
местом. Здесь были некогда дикие места,
топи, голые скалы. Ни о одному народу
не удавалось создать на Нево значитель-
ную кульгуру. Немцы приходили сюда
некогда как грабители, как морские раз-
бойники. Они но оставили тю себе памя-
ти. Только русский народ облюбовал эти
мкла, но остановилюя перед трудностями,
не отступил перед туманами и бурями
холодного моря. Фикокий залив —— это
русский залив, русский по труду, по
борьбе, по культуре. Русский народ про-
вратил морской тупик, балтийское 3a-
холустье в широкую мировую дорогу.
Здесь, на Неве, он воздвиг сказочный
город, воспетый поэтами мира. Русский
народ создал вюликий горох у моря, он
создал чудо этого города — моряка-бал-
тийца. Недаром прекрасное здание  адми-
ралтейства служит центром торода. В нему
сходятся широкие проспекты Ленинграда.
Ето знаменитая игла видна отовсюду, вен-
чакт морскую нашу столицу.

География нашей страны сухопутна ‘в
большей свозй части, но руюский нарот
всегда тянулся к морю и полюбил море.
Бескрайняя водная стихия сродни просто-
ру русской души. Объеянные жестоким
ветрох севера, выросли поколения рус-
ских моряков. Они верно несли службу
стражи на Неве, охраняли культурное
достоянию русского народа, крепость его
независимости и свободы.

В памятные тоды гражданской войны
весь советский ‘народ близко узнал бал-
тийского моряка. Он стал repoem народ-
ных сказаний. По воей стране пронес он
суровый ветер своего моря, & © ним свою
неукротимую любовь к свободе, свою без-
заветную преданность родной стране. Ка-
менная  тромада Кропиетадта, стальные

громады кораблей выросли неприступной:

стеной перед неприятелем. Балтийского
моряка не улалось ни испутать, ни ело-
мить, ни соблазнить обманными речами.

Балтийский флот был оплотом революции
и свободы. i

Краснофлотцы дрались на море и на
суше. Они были отборнейшей частью на-
Родной армии. Школа морской службы за-
калила их бесстратие. В борьбе < гроз-
ОЙ воднюй стихией они научились вы-
держке, спокойствию, Умению найтись в
самых трудных оботоятельмввах. Но слу-
чайню моряк стал любимцем народа. Море
Звало К себе людей смелых, прямых ду-
шой, любящих борьбу и тотовых ® борьбе.

Слазные традиции русского флота 060-
татились традициями героической борьбы

‘за свобоху народа. Большевики вплели

вовую золотую нить, самую яркую, самую
светлую в боевую летопись русекото фло-
та. Сышовья тотовились к тому, чтобы в
минуту трозной опасности быть достойны-
ми своих отцов и дедов.

Сзохм любимым сынам, отважным мо-
DRAM, русский народ дозерил важлейший
испорический пост — стражу на Неве.
‘Здесь некогда было открыто окно в Евро-
пу. Натлый враг, фаппистекий зверь, хочет
заюрыть эго окно, отрезать русский народ
от моря, превратить великую страну на-
шу в захолуствые зацворки фатгистской,
рабовладельческой Геюмаюии. Опвяневаний
от крови народов Гитлер Opocacrea в
остервенении на, город, на Краюный флот,
на Неву.

Созотекий народ оноза видит своих сы-
новой, героических моряков Балтики, на
боевой вахте. С торхостью передает он ‘из
Уст в уста вести о замечательных подви-
Tax. Защита Ханко войлет в новые былин-
ныю сказашия совотекого народа. Герман-
ORO информапионное бюро похвалялось,
будто Балтийский флют уже «не суща-
ствует». Разгрои ‘немецкого десанта на
острове Эзель был опровержением 6ез
слов. Десятки немощких транспортов,
военных кораблей, катеров, полвотных 10-
OK нашли свою могилу на дне советской
Балтики.

Черной тучей нависла угроза опасностя
над тородом Ленина. Рядом © частями
Красной Армии накелоние вышло на под-
ступы героической обороны. И здезь в
первых рядах — славные моряки. Привыч-
ное спокойствие на их обветренных лицах,
смелый огонек в глазах. Страна лю-
буется их крепкимя фигурами, их отвагой.
Без громких слов они делают сво дело,
Пох меткими ударами морских орудий, пот
бомбами и пулеметным огнем морской
авиации фалгисты тысячами трупов усти-
лают подступы в городу Ленина.

Страна тверда и спокойна. Оборона
Ленинтрала в крепких и мужествекных
руках. Отражаь на Неве до конца выпол-
нит свой святой долг перед  матерью-

охиной.
 i Д. ЗАСЛАВСНИЙ.

. Редколлегия М-ской части просматривает выпущенный ‘номер «Боевого листка».
Слева направо: редактор листка краснофлотец И. Дымшиц, член редколлегии крас-
нофлотец В. Захаров и комиссар политрук В. Иванов. (Действующий флот).

Фото Б. Шейниаа.

J
Немеикий солдат познает
правду о войне

В пологой госпиталь привезли раненых
пеуецних соллат. Несколько часов назай,
ити управляли талками, стрелиили из авто-
узлов. Тепюрь их улшины раебить, аето-
маты вырзаны из рук, а сами оли взяты
в плен. i

Paneroro exppotiropa Paiimrapya Френщеля

ммдут на чистую постель, нему И
зодит, мерилциянюжая сестра И заботливо
ревязывает рану. Френцель взволнован

и чуть слышно говорит:

— Зачем немцам эта война? Что она
принесла мой семье? Слезь» и страдание.
Брал Геприх убит во Фрапшльии, второй м
брат, Август, убит в Греции. Я ранен и
кахолуюь в плену. Вто будет кормить мою
coun? Mars numer: «Penn, литя moe:
Умижу ли я когда-вибудь Mut 06-
очены на голюд...». :

peers, no мог продолавать. OH yT-
Кпулся лицом в пюдушюу и заплажал. То-
варищи Фронцеля, услыхав плач солдата»
отвернулись и валохшули; ОНИ понимали,
чю у Френцеля иэрядно потрепалты иервы-
Только из дальнего ‘угла раздался гроз
НЫЙ Окрик:

— Чт это тажое? Немециий солдат ие
cveor mianars!..

9ю кричал ралютый уптер-офицер Вил-
аи-Пауль Циммерман, Ефрейтор Френцеть
16 выдержал. Превоэмогая боль, он при“
зотал на колени и закричал:

— Я плюю на твоего Гитлера! Буль
от проклят вю веки веков! Я ва тебя тоже
плюю, собака, вопючий фашист!

Коочще раздаются голоса пемещклах COT
дат:

— Молодец,
слова!

В пебольшом полевом тоспитале эти
‘лава, быть может, ваервые зазвучали
0) рееь голос. С той минуты Френцель
и Циммссман — соллаты номецкой ар-
ИИ — стали вратами, #50 они ааа
маи © преступной fie, затеян
Tumaeipcas.

Френцель! Это паши

Зпаменательный эпизод, разыправишийся
в полевом госпитале, не был олучай-
ностью. Он результат морального. опу-
слошения = фатиютоко-номоцкой — армии.

Военная история учит, что высокий
боевой дух возможен лишь в той армии,
которая воодушевлена велтхлими идеями.
Наполеон в свое время говорит, и

моральная сила так относитс -
pay Ma 3:1». Y питлеровской ар-
мии нет и но может быть великих идей.
Она держится только ложью и палкой, и
для того чтобы двигать вперед немепкото
солдата-зверя, германское . командова-
ие вынуждено развазывать и поотрять
в армии низкие ивютиыюты бандита —
трабеж, насилие, убийство. Германское
командование, насажиая мародерство, стре-
MATCH отвлечь солдат от «крамольных»
мыслей, упрожалощих самому существова-
нию армии фапшистеких головорезов. Но
правла о войне все больше проникает в
солдатекие массы.

Каждый день кровавой бойни оставляет
тлубокий след в умах и настроениях от-
дельных групи немецких солдат, Война
представляется им в обнаженном и непри-
тлядном виде. Под. уларами Красной Армии
и Военно-Морского Флота солдат не только
начинают познавать правду 0 войне, но
ищет выход и действует.

Ефрейтор Иогани Аноши, сын рурского
шахтера, до ‘войны работал сталеваром на
заводе Карла Кайзера. Он попал к нам в
плен и был счастлив, что ему таж легко
удалось ВЫЙТИ 13 войны. Немецкий ‹ф-
рейтор с горечью говорит © тяжелом поло-
жении трудящихся в Германии, © том, что
его жена и двое детей получают в неделю
всего полторь килограмма хлеба.

— Это слашком мало, чтобы жить, и
много, чтобы умереть, — говорит Иогани
Аноши.

Немецкий солдат Енно Горн был потря-
сен преступными злодеяниями фалгистских
морзавцев на всем пути ивижения немец-
кой армии. Пюсле того как он прочитал

советскую листовку, сброшенную с’ само-

лета, Енно Горн решил перейти на сторо-
ну Красной Армии. Вю вромя боя он бро-
силсл бежать. Фашистский офицер вы-
стрелил в него из пистолета. Краноармей-
цы подобрали раненого немецкого солдата-
перебежчика..

Енно Горн рассказывает, что советские
листовки, несущие правду о войне, нахо-
дят путь к сердцу честного немецкого
от труда

банды:
затеявшей бессмысленную войну с Совет-:
ским Союзом. Как утверждает Енно. Горн,
немецкие солдаты все больше убеждалотся,

солдата,
преступной волей

оторванного от семьи,
титлеровской

что Германия проиграет войну, ибо сопро-

тивление Красной Армии становится все
сильнее и сильнее, a для ‘немецкой армии

война становится все труднее.

Права о войне иногда доходит до сол-
дать кровавыми путями. И чем труднее и
мучительнее ев путь, тем крепче усваивает
эту правлу солдат. Германское командова-
ние за последнее время энергично приме-
солдат,
«начинающих думать». В некоторых пол-
ках германской армии изданы приказы «о
борьбе против шептунов и антигерманекой

няет репрессивные меры против

агитации». Издание подобных приказов,

устрапающих непослушных тяжелой ка-
рой, вызвано тем, что не только в тылу,
но и на фронте усилилась агитащия про-
тив войны, а кое-где имели место волне-

ния, за которыми последовали аресты и
расстрелы солдалт.

Немецкое команиование вынуждено при-
нять самые суровые меры, чтобы огра-
дить своего солдата от антивоенной
пропаганды. Солдату запрещено читать
тазеты и слушать радио. За солдатом op-
ганизована строжайшая слежка, и за каж-
дое слово против войны ему грозит распра-
ва вплоть до расстрела.

В деревне Старые Залитвинни; захва-
ченной немцами, недазно произошел такой
случай. Олин из солдат расквартирован-
ной в этой деревне немецкой части в воз-
pacre 40—45 лет бросил оружие и за-
явил:

— Надоела война. Ничего хорошего я
не вижу в этой войне. Мне чужой земли
не надо. У меня дома голодает семья. Рус-
ских нам всо равно не одолеть. Воевать я
больше но могу.

К нему присоединились девять других
солдат.

Немецкоо командование приняло бы-
стрые меры, чтобы предотвратить органи-
зовапный протест: десять солдат, выступив-
ших против войны, были тут же расстре-
ЛЯНЫ. о

ВБеспощадным террором гитлеровцы: хо-
тят заглушить думы фронтовиков. Однако
с каждым. новым днем войны дух немецко-
фашистского гойска — решающий фактор
победы — ке крепнет, & падает, и никакой
террор не в силах освободить солдата от
«крамольных» мыслей,  зарождающихея
под воздействием правды о войне,

Несколько дней ‘назад 489-й немецкий
пехотный полк под Ленинтрадом несколько
раз. отказывалея стрелять по советоким
тюйскам. 9т0 вынудило немецкое комалдо-
вание отдать ариказ, захваченный наши-
ми войсками, в котором оно угрожает ©во-
EM солдатам расправой” за ослушание и
невыполнение приказов офицеров. Там же
не так давно отказалея наступать против
советеких войск 220-й полк 58-й немецкой
пехотной дивизии. Он пошел в наступле-
ние только под дулами поставленных ¢3a-
ди пулеметов. %

Германское командование, чтобы отвлечь
солдат от «мыслей», рекомендует «воспи-
тывать у каждого офицера и солдата, гер-
манокой армии чувство личной материаль-
ной заинтересованности в войне». Иными
словами, офицеру и солдату разрешается
грабить и наживалься. По мнению коман-
дования, личная нажива и грабеж должны
отвлечь солдата от правлы о войне и сде-
лать его послушным автоматом-убийцей в
руках фашистских захватчиков.

Грабежом и мародеретвом нельзя спасти
немецкую армию от надвигающейся ка-
тастрофы. Грабеж никогда не воодушев-
лял солдата на подвиг, а лишь разлагал
ето. Только великие идеи рождают 06з-
заветную храбрость, неукротимое стремле-
ние к победе, великую боевую мощь. Эти
идФи укрепляют Красную Армию и увели-
чивают ее силу, необходимую для разгрома
фашистской грабьархии.

Правда о войне находит путь к отдель-
ным группам немецких солдат и даже
офицеров. Она найдет путь к целым пол-

зам и дивизиям,
В. КУДРЯВЦЕВ.

Чехословакия

Улицы Праги пустынны. Жители сто-
лиць, прежде  заполняюлие нарядные
площади города, предпочитают реже ипопа-
датыся Ha глаза гестаповцам, снующим по
городу. Все названия улиц и площадей
налихсаны на двух языках — по-немоции) и
по-чешеки. В автобусах, в магазинах и
кафе раздается  тортанная немецкая
речь,-— HA другом языке в официальных
местах не разрешено говорить. На mpe-
красной старинной городской площади
рядом с памятником Яну Гусу водружен
огромный белый обелиск, напоминающий
сахарную голову; на ‘нем уродливый прус-
окий opex и буквы KWH — «Kriegs-
winterhilie» («зимняя помощь»). Над
крышами чешских правительственньих зда,-

развеваются флали со свастикой.

Так въыимядит столица протеклюрата Че-

хии и Моравии. В первую минуту кажет-
ся, что чехов почти не осталось в горо-
де, & те, кого случайно видишь ва улице,
застыли в каком-то странном оцепенении.
Но это лишь впечатление случайчого про-
хожего. Достаточно повнимательнее при-
глядеться к лицам людей, прислушаться
к их приглушенной речи, чтобы понять’
чешокие патриоты не прекратили борьбы,
они лишь затаили ненависть глубоко в
сорцще, оскицая удобного момента для дей-
CTENTif,
_ До начала войны фапъеотекай Гермалити
прогив Советокого Союза сопротивление
чехов  фашистоюлм  схкупантам носило
скрытый характер. Чехи, где могли, сабо-
тировали подчинение немцам, проявляли
свою ненависть к ним. В дни терманских
национальных праздников местным  вла-
стям приходилось перобрасывзать немцев из
Суделеких областей в Прагу, чтобы с03-
дать вихимость «торжества». И это было
действительно необходимо, ибо ти OTN
чех не выходил на Улицу во время боль-
ших пафалов на 6. площади св. Вацлава,
ныше Велщелналац. Когда жителям при-
казывали украсить свои дома флатами со
свастикой, они ссылались на отсутствие
Jener для покупки их и не выпотняля
распоряжения. Накануне торжеетва, намец-
кие власти обычно сами развешивали
флаги; маленькие игрушечные домики в
старинном  пражеком кремле -— Градча-
нах — тонули в ких.

Праздники срывалиеь, несмотря на все
усилия немцев. На улицах маритировасти
фалтиотские тголоворезы, раздавались звуки
погромного гимна «Хорст Вессель». Гром-!
коговорители на ‘углах оглушительно ре-
вели военные марши. Вечером в реетера-
нах и кафе устраивались талщульки. В
уличных киосках бесплатно раздавали го-
роховый суп. Немцы стекались сюда со.
воех сторон и сдали свою порцию. Не-
 удивлтгельно: кусотки свинины в супе вы-
давались без отрыза талочов... Но чехи
оставались дома,

Чехи исключительно изобреталельны —
они «мастера саботажа», как писала о
них  америкалокая газет» «Нью-Йорк
тайме». Когда под открытым небом устра-
ивались концерты легкой немецкой музы-
KH, они заполняли все места за полчаса
ло начала. По как только раздавались
первые звуки, все слушатели демонстра-
тивно уходили. Леоунг «работай медлен-
нее»» — особая форма сопротивления гер-
манеким фашистам — был впервые выд-
винут в Чехии. Примеру чешеких патри-
отав последовали зв Норвегия, Польше, в
большинстве оккупированных стран Езо-
ПЫ.
С тех пор как началась война на Во-
стоке, сопротивление чехов  фашистеким
бандитам приняло иной хафажтер. Если
борьба до сих пор бурлила тлубоко пол
поверхностью, то теперь она все более от-
крыто прерывается наружу. Даже внепний
облик людей изменился — они стали гово-
рить громче и увереннее. Все чаще можно
услышать резкое замечание по адресу нем-
цев, все чаще разлается мелодия чешского
национального гимна. На заводах от за-
малленной работы рабочие переходят кот-
крытому проявлению своего недовольства—

поднимается

к забастовкам. Недаюно баслевали рабочие
заводов «Авиа» и «Вальтер» в Прате.
Теперь, когда германская военная машина
вынуждена снабжать оружием огромный
восточный фронт, снижение продукции
в& таких заводах, как Шкода, Ческа и
Янечек, прилнимает для гитлеровцев yrpo-
жающий характер.

Все больше военных поездов летит в
воздух: их взрывают чешекие патриоты.
Это воинские поезда, которыю следуют че-
рез Чехословакию на Восток.

Положение в Чехословажии приняло
особенно острый характер в последнюю
неделю. Страну захлестнула волна гит-
леровского террора. Фашистские оккупан-
ты нервничалют, они чувотвуют, что зем-
ля горит у них под тогами. Недавно был
отстранен протектор Чехии и Моравии
фон-Нейрат. Велец за этим на тот же пост
был назначен Гейприх, ближайший  по-
мощиник начальника гестапо Гиммлера,
мастер заллечных дел, прославиватийся
сРоими жестокостями в Норвегии. Гейдрих
не останавливается чи перед чем для pac-
правы с чешюеким народом. Неметленно по
ето прибытии на место во всей стране бы-
ло об’явлено чреовычайное положение.
важнейших промыпиленных районах етра-
ны —в Праге, ладно, Моравска-Острава,
Ольююц, Брно — ввецено осадное пооже-
ние. Казни и аресты чехов приняли мас-
совы хароктер: через шеють часов после
свосто появления Гейлрих казнил 6 чеш-
ских патриотов, на следующий день чис-
ло казненных достигло 5%.

Гейдрих  развесил по стенам” городов
приказ, сб’являющий о введении военных
судов. «Каждый гражданин, нарушающий
общественный порядок и экономическую
жизнь, прецается военному суду; — гласит
приказ. — Всякие собрания в закрытых
помецетиях и скопление людей пот от-
врытым небом запрещаются, & нарушив-
шие это предаются военному суду. Воя-
кий, знающий о подобных хлействиях и не
собщающий соответствующим властям,
тоже подлежит военному суду». Но опуб-
ликовалтие приказа не запугало чехов. Co-
бытия в стране проюлжают принимать
все более острый характер.

Фашистокие оккупанты произвели ape-
соты и среи руководства протекторатом.
На-лнях был арестован, а затем казнен
глава марионеточного правительства гене-
рал Элиа-отарый кадровый офицер че-
хословащкой армии, влияние которого тит-
леровцы хотели иклюльзовать для укреп-
ления своей власти зв стране. Герман-
ская печать сообщают 0 том, что при-
говорен к казни также доктор Клапка, —
бывший мэр Праги. Офипиальное об’яене-
ние, которое дает последним арестам и
казнях фаптистокая печать, заключается
в том, что руководители страны «совер-
шали вражеские действия и виновны в
государственной измене».

Кровавый террор в Чехословаюит яв-
ляется ярким свидетельством слабости и
непрочтюсти вюего гитлеровского режима в
окклятирстелиных странах. Достаточно бъло
фашистеким батщитам снять несколько
лишних  дивионй из Чехословакии  лля
переброски их ‘на восточный фронт, что-
бы ненависть народа, окрыленная repon-
ческой борьбой Красной Армии, вырвалахь
наружу. Не помогла ускусслвенная гер-
манизация страны, во имя которой после
онкупалии фалписты переселили в олну
только Прагу свыше 250.000 немцев. Не
помогло ‘увольнение чешожих служащих
со тбех должностей, затрет чешеких школ,
закрытие нащиональных музеев. Чехи вер-
ны своим тсторическим традициям и He-
примиримы в своей борьбе.

Чешюжий чалот не дает себя запугать.
Волна террора разбивается © стойкость и
упорство патриотов, которые понимают,
что их борьба тесно связана © борьбой
Советского Союза, отражающего натиск
фалпиютоких opt. Борьбы  чехословажкого
народа, укрепляет силы и мощь антигит-
леровской коалиции. $

А. БЕЛЬСКАЯ.

Расправа гитлеровиев с чешеким народом

НЬЮ-ЙОРЕ, 4 октября. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед Пресс, <ы-
лаясь на чехословацкие крути Лондона,
приводит новые данные о царящем в Че-
хии и Моравии гитлеровском терроре.

Тысячи чехов скитаются сейчаю по до-
рогам и прячутся в л@сах от гестапо,
агенты которого производят обыюки даже
в самых глухих деревушках страны. Сви-
репетвующие в Чехословакии германские
вознные суды вымосят смертные пригово-
ры еще до разбора дел обвиняемых. Гер-
манекий официальный бюллетень «Динст
aye Дейчланд» сообщает 06 аресте в Че-
хословакии еще 228 человек по обвине-
HH в «подготовке аклов экономического
саботажа». ‘

Как передает aresmrso Accommnofiner
Пресс, 80 процентов казненных нациста-
ми чехов принадлежат в интеллитенции,
командному составу чехословацкой армия
и руководителям спортивной организация
«Сокол».

Чехословацкий информатионный бюлале-
тень, издаваемый в Нью-Йорке, в номере
от 1 октября пишет, что немцы казнили
чешского эюслерта по артиллерии генерала
Горачека, доктора Войтека Вырек, туко-
водителя саюртивной оргалтизации «Сокол»
Августина Пехлат, трех граждан торода
Лоуны-—подрядчика, Ярослава, ЦПлолока, чи-
новника Вацлаза Цурихтера‘и фармащевта
Hosea  Мельцера, фабочих из города
Брно-—Алоиза Трнечек и Рудольфа Поспи-
шил, пражеких рабочих Лахиславу Кул-
жок и Вацлава Фратка, редактора Яна
Позтупа, булочника Франциска, Вунш, сто-
ляра Ярослава Седлачека и многих дру-
гих. Среди арестованных находятся ми-
нистр внутренних дел генерал Ежек и

бывший министр путей сообщения Гавел-
ка, а также поэт Гаслер.

Чехословалкий информационный бюлле-
тень отмечает, что, несмотря на кровавый
террор, чешский народ не ослабляет борь-
бу против гитлеровских оккупантов. Чеш-
ские рабочие продолжают замедлять вы-
пуск продукции на заводах Школа в
Пльзене, где обеспокоенные немецкие вла-
сти ©б’явили чрезсычайное положение.

Праге, Брно, Моравока-Острава п
Пльзене вывешены воззвалия ¢ призывом
к всеобщей стачке. Продетавители оккупи-
розанных стран в Лондоне полагают, пи-
ет корреспондент атентства Юнайтед
Пресс, что упорное сопротивление, оказы-
ваемое советокими войсками немцам, во-
одущщевляет народы Европы к попыткам
разрушить немецкие линии снабжения и
отвлечь крупные оккупационные армии в
европейских странах от советского фронта.

В чехословацких кругах сообщают, что
недавню низ лзух крупных заводах «про-
тектората» произошли взрывы.

Атентство Юнайтед Пресс сообщает о
росте саботажа на железных дорогах, боль-
шом пожаре в Влално и взрыве на товат-
ной станции в Меравока-Острава, кото-
рые причинили значительный ущего.

хх + *

СТАМБУЛ, 4 октября. (ТАСС). По полу-
ченным чехословацкими кругами Стамбула
сведениям, в результате саботажа, широко
проводимого рабочими военных предприя-
тий Чехословакии, выпуск продукции на
этих предприятиях уменьшилея с начала,
германо-советской войны на 40 процентов;
качество выпускаемой продукции резко
ухудшилось,

ОБРАЩЕНИЕ ЧЕКО ЛОВАЦКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЛОНДОН, 4 октября. (ТАСС). Атентство   ne могли поэтому принимать никакого ‘уча-

Рейтер передает, что чехословацкое пра-

стия в последних событиях. Гитлеровцы

вительство опубликовало 3 октября обра-  совершили кровавое преступление, убив

щение, когорое передавалось по радио че-
хословащкому народу. В нем говорится, что
правительство, выражая чувства народа,
заявтяет, что все чехосЛоваки клянутся
на могилах звероки казненных солдат,
рабочих, ремеслевтиков, крестьян и ин-
теллитентов отомстить 34 их смерть и про-
холжать борьбу пропив терманских yrne-
тателей до окончательной победы. Прави-
тельство обращает внимание цивилизован-

невинных заложников. Священный долг
всех народов мира——не забыть этой гнус-
ности, совершенной Германией.
Чехословацкое правительство <слеитает,
говорится далее в обралцении, но только
своей обязанностью, но также своим пра-
вом, предоставленным ему мученических
сопротивлением народа, напомнить миру,
что не может быть свободной Европь без

moro мира на то, что питлеровокию палачи   свободной Чехословакии и что новый @гир-
казнити людей, когорые были брошены   ный порядок должен быть построеш на
в германские тюрьмы и концеттрационные   основе законности и также строгого пра-
лагери ‘уже весколько месяцев назад и восудия в отношении Германии.