а 0

72-й ПКраснознамени!

Эскадрилья капитана Туманова

По всему северному фронту гремит бое-
вая слава 0 эскадрильи капитана Тума-
нова. В составе ео экипажей— 22 ордено-
ноеца. Много теронческих страниц вииеашя
люди эскадрилня в историю Краснознамен-

ного полка.
В ожесточенных Воздушных

противника, громили аэродромы

летов.

Воеобщей любовью и уважением поль-
Константинович
Туманов, ‘участник трех войн. Он прояв-
ляет большой организаторский талант, лю-
бовь к своему делу летчика-истребителя,
умение стьлотить личный состав, вохлитать
в нем отвату, презрение в смерти в борьбе

зуется коммунист Hee

с озверелым вратом.

«Bor Туманов застегнул параиютные
лямки, занял мосто в кабинке своето бы-
строходного ястребка и через несколько

минут его самолет исчез #з вилу.

Капитан Туманов повел евоих крыла-
тых товарищей на разгром врага. Он пре-
дусматривает все мелочи. Вот правый ве-
домый, заметив фапистекий самолет, не-
много вырвался вперед. Туманов предупре-.
дил молодого летчика орденоносца Адонки-
на. Группа дружно зтакует врага и обра-

щает его в бегство.

На земле. Туманов подробно разбирает
полет, останавливается на отдельных эта-

пах боя, дает указания. Туманов чреэвы-

чайно скромен и на вопрос: «Rak on com

самолет врага», обычно отвечает:

— Встрегились, * пошел в атаку, вижу

стервец отворачивает, дотоняю, стреляю,

атакую еще. Враг сорвался в штопор и

из него не вышел. Вот и все».
Советское празительство высоко оцени-
ло личное бесстралпие и отвагу Туманова,
_ умение звоститать у подчиненных боевой
дух и непреклонную волю к победе, на-
градив ето орденом Красного Знамени.
Воспитанник Туманова, его заместитель
коммунист Василий Родин имеет более 150
боевых вылетов. Однажды оз патрулировал
в море, охраняя наши транспорты. Детали
звеном. Летчики зорко воматривались в
безоблачную синеву северного неба. Оно
было прозрачно и толныко со стороны солн-
ца торизонт затягивало молочной пеленой.
«Вот откуда могут подкрасться фаши-
сты» — подумат Родин. Патрулирование
подходило ® концу. Задание было уже вы-
полнено, но дымка CO стороны солнца
явно тревожила командира звена. «Как
оставить транспорты ‘и уйти? Ведь враг
может быть поблизости и, заметив ная
уход, нападет на корабли...». Родин pas-
вернулея, прошел еще один круги на сле-
дующем развероте заметил четыре точки.
Они быстро приближалиеь. Это были «Юн-
керсы», летевшие в морю.

схватках
летчики этой эскадрильи уничтолуили 36
фашистских самолетов. Более 45 гитлеров-
цев налили ©бе могилу на сопхах и вморе.

Сталинские соколы ‘пгрурмовали войска
и авиа-
цию врага, уничтожали механизированные
колонны. топили транспорты. Каждый тз
летчиков сделал по 100—150 боевых вы-

vith И

Фашиостские бомбардировщики начали
заходить на цель, Родин ринулея сзади на
вражеские самолеты. Те, но ‘успев перейти’
в пикирование, только теперь заметили на-
ших летчиков. Так и не освободившись от
бомбовой нагрузки, фашисты тяжело пере-
вели свои машины в горизонтальный по-
лет и с «прижимом», не принимая боя, на-
чали отходить, Родин дал полный газ и на
предельной скорости вырвался вперед. В
прицеле. он отчетливо видел уходящий фа-
шистекий самолет. Времени терять было
нельзя. Родин нажал гашетки всех своих
пулеметов. Враг ответил огнем, но совет-
ский летчик неумолимо преследовал фа-
шиста, покь он не врезался в скалу. i

Умело атакуя врага, Родин неизменно
выходит из схватки победителем. Он имеет
более 20 штурмовых вылетов по наземным
войскам противника. Это он разгромил
штаб  фамтистокой дивизии, Отважный
сталинский сокол Родин натражден орде-
Hom Красного Знамени. р

Воспитанники Туманова и Родина лет-
чики коммунисты Амосов, Хрусталь, ком-
сомолец Кравченко, Верховский и многие
другио удостоены высокой правительствен-
ной награды, ©

Говоря о летчиках Туманове, Родине и
других, ‘нельзя не отметить техника cep-
НТ, Гордеева, награжденного медалью
«За боевые заслуги». Гордеев вкладывает
в свое скромное дело все силы, знания,
всю душу. — Пулеметы, подготовленные
старшим мастером по вооружению Гордее-,
вым и его помощниками комсомольцами
Бурмачиным и Новоселовым, не знают от-
каза в воздушном бою. Мы смело идем в
лобовые атаки, зная, что каждый винтик
на самолете проверен Гордеевым, — тах
заявляют  летчики-орденоносцы Амосов,
Пллотко и другие.

Большое количество сбитых вражеских
самолетов—это но только личная победа
летчиков, но и результат напряженной, са-
моотверженной работы техников, мотори-
стов, оружейников, Это бессонные ночи, в
которые чистятся, ремонтируются боевые
самолеты, устанавливается вооружение для
новых славных дел.

Сержант Гордеев, являясь членом ком-.
сомольского бюро, личным примером вооду-
пювляет евоих товарищей.

Провозившись всю ночь © пулеметом,
утром Гордеев спокойно выпускает летчи-
ков в 00й, а сам подготовляет свой назем-
ный пулемет и поджидает появление врага.

Вот вражеский самолет переходит в пи-
кирование, Гордеев направляет огонь пу-
лемета в пикирующий бомбардировщик.
Фаптистокий летчик стремится отвернуться
от метких пулеметных очередей, и бомбы
ложатся беспорядочно, где попало.

На слезы налгих матерей, жен и детей,
на, нечеловеческие зверства фашистских
каннибалов личный состав эскадрильи Ту-

Г. Губанов, стар:

А. Задворников.

жеских самолетов.
Губанов стал команд

именно там, где труднее,
Боспитывать характер,
томцев, растить из них

КРАСНЫЙ ФЛОТ

2 авеи

Недавно Президиум Верховного Совета СССР за выс
кими захватчиками, наградил 72-й авиационный полк.
Первый ряд (слева направо): капитан И. Туманов, Герой Советского . Союза

ипий лейтенант И. Авдеев, старший лейтенант
Е. Васильев, младший лейтенант В. Кравченко, лейтенант В.

м полка. Мас-
штабы ‘работы выросли, ответственность
перед страной стала еще больше. Новые
его подчиненные еще не имели боевой .за-
калки. Что же, Губанов любит. работать
де приходится
волю у своих пи-

мехколоннам.
Старший политрук Л. ФЕДОРОВ.

Сержанты

Дружба их началась эще в училище и
0с0бенно укрепилась теперь, в части, в
эти боевые дни.

Летчик сержант Петр Семененко бест-
щадно бьет фашистов в воздухе. Механик
сержант Викентий Хохрин отлично гото-
вит к полетам самолет Семененко на зем-
ле. 06а они ‘уверены друг в друге.

Каждый день по нескольку раз прово-
жает Викентий Хохрин в боевой полет
своего друта.

Как-то самолеты долто He Фозвраща-
лись. Хохрин, забравшиеь на крышу ка-
понира, онимательно осматривал в би-
нокль участок неба, откуда должны были
появиться наши ястребки.

Но вот долгожданные самолеты появи-
лись. Мехакик быстро нашел в строю
эскадрильи свой самолет.

Пробежав тю ровной дорожке аэродрома,
самолет Семененко пошел к месту стоян-
ки. Механик Хохрин бежал за машиной,
держась за ее плоскость.

— Еще одному фашисту крышка. Сра-
жались более чем с пятьюдесятью фалшиет-
скими стервятниками,— рассказывал Ce-

маненко, выбираясь из кабины и снимая`

паралиют.

— А как работала
ли перебоев в моторе, нормально ли BEE
пускалось. и убиралось шасси, как дей-
ствовали пулеметы? — расспралшивахл ме-
ханик летчика.

— Вке в порядке! И мотор действовал
хорошо, и вооружение не подкачало.

Хохрин кропотливо пранялея за про-
верку самолета. Он внимательно проема-
тривал каждую деталь, проверял, нет ли
пробоин, каковы узлы крепления шасси,
действуют ли все агрегаты самолета. И
только убедившись в полной исправности
каждого винтика, механик доложил лет-
чику © тотовности к новому боевому вы-
лету. :
. — Викентий Хохрин — мой боевой то-
вари. Когда я лечу в 60й, то уверен,
что машина не подведет, и занят одной
мыслью — уничтожить врата,— так тово-
рит летчик Семененко.

Боевая дружба, уверенность друг в
друге помогают успещею тромить фангист-
ских налетчиков.

Младший сержант К. ЗАРОДОВ.

манова отвечает сокрушительными удара-
ми по тылам врага, по его пехоте и мото-

машина? Не было

ноценных бойцов.

Сафонова уничтожали живую силу, смело
принимали бой с противником. Губанов
не энал и не знает отдыха. На командном
пункте он разрабатывает смелые и дерзкие
операции, бывает в каждой эскадрилью,
поднимает боевой дух летчиков, подбадри-
вает техников и мотористов, бессменно
проводящих дни и ночи у машин.

...Бой происходил над вражеской терри-
торией. Бомбардировщики громили скопле-
ние живой силы в глубоком тылу про-
тивника. В то же время истребители уда-
рили по вражескому аэродрому, заставив
«Мессершмиттов» принять бой, отвлекли
их на себя и таким образом дали возмож-
ность нашим бомбардировщикам ‘без помех
выполнить задачу. На обратном пути их
встретили наши ‘истребители. Самолет” Гу-
банова взмым вверх. Команаир полка стал
пересчитывать свои машины, Все, даже
как будто один лишний! Еще раз персечи-
тал. Присмотрелся. Действительно лишний.
«Хеншель-126» пристроилея к нашим
бомбархировщикам, служа как бы ориен-
тиром для ©воих истребителей.

Словно ястреб ринулся самолет Губано-
ва на «Хеншеля». Напрасно тот пытался
уйти в облака. Ничто не могло спасти фа-
шистов от смертельного губановокого уда-
ра. Одна пулеметная ‘очередь, и стрелок-
радист «Хеншеля», сраженный насмерть,

бесстрашных, тюл-

Первые же удары губановских эскадри-
лий ошеломили врага. Бомбардировщики
Осокина и Недригайлова громили враже-
ские аэродромы, истребители Туманова и

Командир полка

`Когда Губанова назначили командиром
полка, это был уже опытный, закаленный
в боях летчик, прославившийся в прошлой
войне с белофиннами. С летчиками своего
подразделения Губанов бомбил и обетре-
ливал аэродромы противника, его войска,
портовые сооружения, топил пюцкоровские
корабли. В ту войну Губанов сбил. 5 вра-

прекратил огонь. Вторая! «Хеншель» зады-
мил. И вдруг кто-то со стороны открыл

на гашетку пулемета. Хвост «Хеншеля»,
словно отсеченный ‘исполинской бритвой,

бо — то, что было недавно самолетом, —
кувыркаясь, полетел вниз.

Губанов не успел разглядеть, кто добил
«Хеншеля», но это был его стиль. Внизу
н& земле командир полка узнал — Сафо-
нов! Он поздравил своего ученика с побе-
дой.

Однажды свыше десяти «Юнкерсов»
пытались нанести удар по аэродрому. Гу-
банов поднял своих истребителей в воздух,
Бой происходил у него на глазах. Он
стоял на комамдном пункте. «Юнкерсы»,
атакованные нашими истребителями, беепо-
рядочно сбрасывали бомбы. Выстрелом из
ракетницы Губанов дал знать еще одной
группе своих летчиков 9 вылете. Один из
вражеских самолетов заметил это и спи-
кировал прямо на командный пункт. Бом-
бы разорвались в нескольких десятках
метров от Губанова. А командир, но от-
влекаясь, следил за происходящим боем.
Вс шло пока хорошо. Но вот на’ одного
из его летчиков, видимо, израсходовавшего
все патроны, сразу набросились три «Мес-
сершмитта». Летчик маневрирует, заходит
в лобовые ‘атаки.

Движение руки Губанова, и стартерист
его самолета ‘завел мотор. Очитанные доли
минуты — и `Тубанов в воздухе. Он на-
стигает «Мессершмитта», атакующего наш
истребитель. Выстрелом из пушки Губа-
нов повредил хвостовое ‘оперение враже-
ской машины, Еще выстрел, и. рассы-
паясь на части, «Мессершмитт». рухнул
на скалы.

Два; других ‹амолета набросились Ha
Губанова. Каскадом молниеноеных фигур
Губанов вывел свой самолет из окружения
и снова занял положение атакующего...

Опт вернулся после боя возбужденный и
довольный.

— Дали мы сегодня фалпистах пер-
цу,—говорил он, обращаясь к начальнику
Tada. — Заготовьте сегодня донесение:
сбили пять самолетов. У нас потерь нет.

Младший политрук А, МАЦЕВИЧ.

Как завоевывается победа

Говорят, что нашей эскадрилье везет,
Действительно, за первые три месяца вой-
ны мы сбили 48 вражеских самолетов.
Hamu потери по сравнению с потерями
противника весьма незначительны. Но дело
тут, конечно, не в «военном счастье».

. С нашей первоклассной техникой, на на-

ших машинах, придерживаясь тактики еме-
лых и внезапных ударов, всегда можно
добиться аюбедь. Я применяю в бою обыч-
но такие приемы: строго захожу в хвост
Еражеекому самолету и не открываю огня
до тех пор, пока не сближаюсь с ним до
200 метров, то-есть, когда наверняка
знаю, что мои Iya не пропадут даром:

В бою каждый летчик нашей эскадрильи
внимательно наблюдает за своим товари:
щем, чтобы притти-ему на помощь в труд-
ную минуту:

Парализуя одну из попыток фашистов
ударить по налшему аэродрому, мое звено
первым поднялось навстречу врагу. Мы
приняли бой с превосходящими силами
‘противника. Мне долго пришлось бороться
© бомбардировщикох «Юнкерс-88», пока я
emo сбил. Во еромя схватки у меня кончи-

‘лись патроны. Осматриваюсь и вижу, как
летчик Максимович атакует «Юнкерс»,
но но замечает, что сверху Ha Hero Hacer
другой пикировщик. Секунды решали жизнь
товарища. Как выручить ›его? Патронов
нет. Я решил применить своеобразную пеи-
хическую атаку: врагу-то неведомо, есть
У меня патроны или нет. Пошел в пике на
«Юнкерс». Бомбардировщик немедленно
отвалил в сторону. Это мне и нужно было.
Максимович сам расправилея со своим про-
тивником ‘и остался цел.

Взаимная выручка — замечательное ка-
чество советских летчиков. Меня не раз
выручал в бою Маконмович, Он таким же
способом спас жизнь своего друга секретаря
помеомольского бюро Покровского, а По-
кровский выручил Максимовича; Коваленко

отбил самолет, атаковавший летчика Семе-
ненко.

Часто мы сбиваем вражеские самолеты
одновременной атакой. таком случаю
трудно сказать, кто сбил: ведущий или зве-
домый, я или мои товарищи. Самолет, сби-
тый звеном, присуждается тому летчику,
который проявил наибольшую отвагу.

Как правило, мы возвращаемся из боя
без потерь, а в нашей эскаприлье нет почти
ни одного летчика, который не сбил бы
хоть один самолет. Молодой летчик сержант
Семененко сбил уже шесть самолетов, мой
заместитель старший лейтенант Ковален-
ко — семь самолетов, летчик Покровский—
пять самолетов, Максимович — четыре.

Взаимодействие между звеньями, сла-
женность в бою имеют решающее значе-
ние. Когда мое ведущее звено врезается в
строй бомбардировщиков, мы абсолютно
спокойны: если нас попытаются атаковать
вражеские истребители, то звено Ковален-
ко не допустит этого. Потому так и полу-
чается, что на мою долю в основном при-
ходятся сбитые вражеские бомбардировщи-
ки, & Wa долю 0 — преимуще-
ственно ‘истребители.

Находчивость, разумная инициатива,
‘военная хитрость, внезапноеть удара— это
такие же непременные Условия победы,
как смелость и отвага. Приведу такой слу-
чай. Мое звено неожиданно встретило в
воздухе 30 вражеских бомбардировщиков.
Броситься в открытую атаку на них было
бы тероизмом, но вряд ли принесло бы
пользу, так как, обнаружив себя, мы пока-
зали бы, что у нас всего три самолета. По-
этому мы пошли на хитрость, чтобы за-
ставить врага сойти © боевого курса.

Была низкая облачность. Прикрываясь
вю, мы неожиданно с разных сторон ата-
ковали противника. Затем так же внезаино
ушли в облака. Снова вынырнули в другом
районе, атаковали и снова спрятались. Та-

KUM образом, у противника создалось впе-
чатление, что он окружен. И хотя в этом
бою мы не сбили ни одного <амолета, но
все же бомбардировщики отвернули от на-
меченной цели. В этих условиях большего
от нас и не требовалось.

Внезалность ‹ действует на врага оше-
ломляюще. Пятерка истребителей во главе
с Коваленко; штурмуя наземные скопления
противника и атакуя из-за облаков, на-
ткнулась на 40 самолетов врага. Враже-
ские бомбардировщики в сопровождении
истребителей шли бомбить наши сухопут-
ные части. Ястребки молниеносно атакова-
ли бомбардировщики. Фаписты, He ожи-
давшие столь внезапного удара, шарахну-
лись в сторону, беспорядочно сбросили
бомбы и пустились наутек,

Не давая врагу опомниться, столь же
угновенно группа Коваленко ударила по
«Мессершмиттам», имевшим тройной пере-
Bec. Летчики Плотников и Романов сбили
по одному «Ме-109». Кстати сказать, в
этом бою ‘участвовали молодые ‘летчики,
пришедшие ‘на смену товарищам, павшим
в боях. У летчикь Плотникова это был
пятый боевой вылет. ‘

В нашей эскадрилье существует прави-
л0: из боя возвращаться только победите-
лем. Молодые товарищи следуют примеру
старших. Дорого досталась Плотникову пер-
вая победа: свыше двухсот пробоин было
в его самолете. И надо обладать болыпим
искусством, силой воли, чтобы изрешечен-
ный в такой степени самолет посадить на
вой аэродром.

Если ты, презирая опасность, смело
идешь на врала, то он обычно проигрывает
сражение. Это можно доказать нь примере
двух боев, которые нам пришлось вести
15 сентября. Для эскадрильи это был горя-
чий день. Силы, с которыми нам пришлось
встретиться, оказались далеко не равными,
Вражеских машин было столько, что под-
считать их точно не представлялось в0з-
можным.

В утреннем бою нас было девять. Мы
Удартили сверху одновременной молниенс”-

ной атакой. Врат был ошеломлен. В обра-
зовавшемся никто не мог точно
учесть, сколько машин на той или другой
стороне. Во время этой охвалки мы сбили
пять вражеских истребителей. Остальные
бежали. А «Юнкерсы», шедшие ‘бомбить
наши части, видя, что их «защитники»
покинули поле боя, сбросили бомбы на свои
же позиции. Таким образом, мы гфаботали
одновременно за истребителей и за бомбар-
дировщиков.

Вечером история аювторилась. Теперь на
выполнение задания вышла семерка наших
истребителей. Нам опять-таки удалось вне-
залтно атаковать противника. Фашисты до
того растерялись, что’ дали открытую pa-
диограмму: «Окружены  советекими само-
летами». } alk

Таким образом в этих последних успехах
основными приемами, которые сыграли ре-
шающую фоль, были внезатный и стреми-
тельный удар, правильное использование
метеорологических условий.

Победа куется и на земле; Я, например,
уюловину сбитых мной самолетов отношу
з&-счет своего техника Семенова, мотори-
ста Колпакова, стартериста Кривихина,.
Сколько бы пробоин ни было в моем само-
лето после боя, к следующему вылету он
пеизменню в полной исправности.

Инженер эскадрильи Белосохов, техники
Демьяненко, Кирьяков, мотористы Антонов,
Вривошеев, Просужих, Гусев, оружейники
Минин, Залюрожец, Попов — все они на-
стоящие боевые товарищи летчиков. Ни
разу не было случая, чтобы по вине тех-
нического состава самолет отказывал в
воздухе. Недаром мы называем их своими
телохранителями.

Многие летчики нашей эскадрильи на-
граждены орденами и медалями, День, ко-
гда я ‘узнал о присвоении мне эвания Героя
Советского Союза, был самым счастливым
в моей жизни. Я поклялся перед родиной
защищать ее, как зенищу ока, не щадя сво-
ей крови и самой жизни.

Герой Советского Союза
капитан Б, САФОНОВ.

Б. Сафонов
В. Алагуров, лейтенант Е. Джикаев. Второй ряд: лейтенант
Воловиков, старший лейтенант А. Самарин, старший лейтенант

огонь раньше, чем Губанов успел нажать

отекочил в сторону. Бесформенный обру-

окую воинскую доблесть и отвагу, проявленную в боях с немец-
орденом Красного Знамени. На снимке:

группа летчиков-орденоносцев.
Герой Советского Союза

Песия о капитане

Сафонове

Залевайть песню славой озаренной
Отан соколиной северных морей!
Пойте, как бесстрашный. капитан
i Сафонов
Бьет врагов во славу родины своей.
Если враг замечен, — сыграна тревога,
Омело режут воздух крылья ястребка,
один — хозяин голубой дороги,
Он один выходит против сорока,
Одного ужалит жалом пули острой, `
Очередью меткой двух других
«прошьет».
Винт вэревег — и третий курицей
бесхвостой
На седые скалы с ‘лету ‘упадет!
Если в. час сраженья кончался
патроны,
Не уйхет из боя смелый геркулес.
На таран! И в росвсыпь черные вороны
Винутся трусливо ©. голубых небес.
Пусть свистят осколки, пусть пробиты
крылья,
Но пока у сокола сердце есть в груди,
Он один сильнее вражьей эскадрильи,
° Он один десятку тибелью трозит.
Ё№то не знает страха, тот всегда, как
в броне,
Кто отвале дерзкой первый друг и брат,
Враг того ‘не ‘сломит, смерть того не
тронет,
Не ужалит пуля, не возьмет снаряд!

Л. ПОЛЯРНЫЙ.

10 октября 1941 г., № 239 (893)

—
—_—_—_

аполк в боях за родину

kak

‚ ЦИФРЫ И ФАКТЫ

‚Итоги боев

Летчики 72-го авиаполка за три меся-
ца войны уничтожили в воздухе и на
земле свышю 160 фаинстеких самолетов,
Потери полка по сравнению с потерями
противника весьма незначительны. К при-
меру, потери немцев в двадцать р83 пре-
вышают потери’ летного состава эскат.
рильи, которой командует Герой Советского
Союза Сафонов. 72-й авиаполк не только
участвует в воздушных боях, но и зх-
тивно действует на морских комхуникапи-
ях, нанося удары по кораблям, бомбит
аэродромы, портовые сооружения, батарен,
скопления войск противника. В результато
всех этих операций было  потоплено не-
сколько транспортов, нанесены тяжелы
повреждения  миноносцам, разгромлены
крупные вражеские части, в том числе
3 отборных батальона дивизии «Об». (-
крушительными бомбовыми ‘ударами выбро-
шены в воздух 5 батарей, разрушены порто
вые сооружения и причалы в портах К.
П. и В., уничтожено много мапгин, mop
зок © боезапасом, переправы и т. п.

Лобовая атака

Самое неприятное для летчика — эю
когда кончаются патронья. ось бы,
конец патронов означает и конец боя, Но
летчики 72-го авиаполка, даже кота у
них кончаются патроны, не выхолят из

& продолжают громить врата, Bop
один из таких примеров.

После штурмовки скоплений противниха
у истребителя Васильева вышли патроны,
В этот момент на него’ наскочили два
«Мессершмитта». Васильев, но дазая
опомниться врату, взял инициативу боя в
свои руки и пювел самолет в лобовую
зтаку. Фашист поднырнул под советский
самолет. Но и это Васильев ‘учел. Вой
происходил на небольших выкотах, и враг
< полного газа врезался в скалу. Вюрй
«Мессершмитт» не только не выручил
первого, но и CaM пустилея наутек op

DYRHONO советското истребителя,

Один против пяти

Во время воздушной схватки летчик
коммунист Плотко отстал от своей групы,
На него набросилось пять «Meccepmun-
тов». Плотко не ‘ушел от них, а принял
бой и в <вою очередь атаковал населал-
щих врагов. ,

Два, поврежденных «Моссершиигта» зы-
шли из боя. Плотко продолжал дратья
с остальными. Один самолет он прижал к
земле, и TOT врезалея в скалу. Дь
оставшихся повернули волять.

На горящем самолете

Летчик Воловиков сбил пять фашист.
ских машин. В последнем бою его самолет
был похбит и загорелся в воздухе. Мною
осколков втилось в тело летчика. Rowy-
ист Воловиков решил Bo что бы то ни
стало довести свою машину до аэродром,

Вровь залила глаза, Воловиков выс:
нулся из кабины, подставил окроваваен-
ное лицо под струю воздуха. Он с труки
BCI очертания аэродрома. Сапоги дыхи-
лись, ноги жгло, руки немели. Летчих
пыталея снять левую руку с управления
тазом, чтобы выпуститв шасси. Рука ва
повиновалась. Тогда Воловиков, согнуг-
шись, захватил зубами pyKaB m оттянух
руку © газа. С трудом найдя управление
maccn, Воловиков посадил  пылающай
самюлет на свой аэродром.

Боевые друзья летчиков

В первы» дни войны непрестанными
Ударами по аэродрому враг пытался унич-
тожить авиацию на нашем участке фрон-
та. Тридцать раз фашисты совершали на-
леты, иногда в них участвовало по 40—
65 самолетов. И всякий раз наши летчики
отражали нападения. Прорывались лишь
одиночные самолеты.

Вот когда секунды имели решающее зна-
чение! Сумеет летчик вылететь во-время—
значит победа. Не‘ сумеет-—он подвергает
опасности на аэродроме и себя и самолеты.

Мне хочется сказать о незаметных те-
роях, от которых во многом зависит победа
летчика. i

Краснофлотец Еривихин-—один из таких
незаметных героев. Не ‘успеет командир
самолета получить приказание, только он
взмахнет рукой, как сидящий в машине
стартерист Еривихин мгновенно запускает
мотор. Часами просилинвает он в машине,
весь в напряжении: исполнение сигнала
нельзя задержать ни в коем случае.

А мотористы! А оружейники! А техни-
ки! Наж видеть, с какой любовью они
осматривают, опупывают каждую деталь
самолета, как бережно готовят материаль-
ную часть к полету, с ‘каким трепетом они
ждут возвращения летчиков. Пусть люди
не спали по двое, по трое суток, они не
будут отдыхать до тех пор, пока не узна-
ют, что летчик вернулся после боя и все
винтики, все, что они готовили на земле,
действовало безотказно.

Самолеты эскадрильи ‘уходят на выпол-
нение задания, «Люди земли» стоят у ка-
пониров, провожая летчиков глазами. И
так стоят они, пока снова не появятся
знакомыю силуэты машин. И если летчик
победил, уничтожил врага, сколько радости
это приносит их наземным боевым товари-
mam. Раз мотор работает безотказно, — a
только так действуют наши моторы—
летчик уверенно ведет бой,

Я часто видел Сафонова и техника его
самолета Семенова перед полетом и после
полета. Как-то командир эскадрильи при-
летел в настолько изрешеченной малиине,
чо все мы ‘удивились, как он ухитрилея
посадить ее на аэродром. Лонжероны пло-
скостей перебиты, тяга управления рулем
высоты вышла из строя.

— Как вы сели?—спросил его техник.

— своем «самолюбии»,— шутливо
ответил  летчик—И еще,— добавил он,

кладя руку на плечо своего друга,—на  !

твоей работе.

Летчик возвратилея из боя утром, a ве-
чером его машина была снова тотова к
полету.

В каком бы состоянии ни пришла ма-
шина на аэродром, мы введем ее в строй.
Еели пали летчики принимают бой с Irpo-
тивником, превосходящим их втрое и 6б0-

лее, и при этом все-таки побеждают, то
разве техники могут оставаться в долгу!
Недавно летчик Плотников вернулся из
полета. В самолете— свыше 200 пробу,
Винт, плоскость, фюзеляж, маслобажи, бен-
зобаки —воо перебито; повреждено. А м
посадил машину. И мы эту машину ввелех
в строй, и летчик Плотников снова будет
летать на ней и громить врага, так 5
как летает Сафонов, как летает Котов. Ни-
чего, что маапина требует большого ремоч-
Та, что опять придется не спать, напрячь
все свои силы. знания, Все, что надо, ч®
ется от технического состава —2%
будет сделано.

Мотор отслужил свое, надо of cx
нить. В мирных ‘условиях уго бы дли:
тельный процесс. Сейчас старые норы
не подходят. Нельзя, чтобы столько вре
мени самолет бездействовал. Младший воен“
техник Мельников, младшие сержанты
Колпаков и Кривошеев заменили №т0,
перекрыв нормы в три раза.

В условиях войны наши люди не забы-
вают и об учебе, В начале войны воентел-
ник 1-го ранга Семенов был технхмх
звена, теперь ON помощник инженер
эскадрильи. выдвижение — результат
учебы Семенова. Он настолько знает ма-
териальную часть, так хорошю организовал
работу в звене и подготовил младших спе-
циалистов на техников, что иного и Me
следовало ожидать. Его ученик — мото-
рист младший сержант Колпаков сейчас
работает техником самолета.  Моторит
младший сержант Кривошеев также вполне
подготовлен для исполнения обязанностей
техника.

Когда нужно, наши люди тотовы отдать
жизнь, только бы сохранить самолет, №
териальную часть. Однажды во время 016-
редного налета врага несколько бомб упаю
на аэродром. Осколком ранило мотора
Просужих. Но он не ушел с поста, 3а№-
тив, что вспыхнула плоскость самолета,
Просужих бросился к нему, хотя сам исте-
кал кровью, хотя другими осколками ет
могло поразить насмерть. Не 06 этом думы
моторист в эту минуту, Глазное— спасти
машину. Просужих вместе ©  летчигох
Покровским загасил пламя и только побле
этого по настоянию комапдира отправился
в госпиталь.

Наступает зима. Теперь от технического
состава в еще болышей степени будет 34
висеть успешная работа летчика, Пусть
налии боевые товарищи не сомневаются:
мы обеспечим все, что потребуется, для
разгрома врага.

Воентехник 1-го ранга
П. БЕЛОСОХОВ.

i