a
—

10 одтябрл 1941 г., № 239 (893)

КОМСОМОЛЬШЫ ФОРТА

С первых же дней великой оточествюн-
ИИ войны комсомольцы форта Н. прояви-
и высокие патриотические  чуветва.
тая газеты, слушая апитаторов, члены

отважные
часть.

Это было первое боевое крещение лич-

разведчики возвратились в

миского комсомола мысленно пероносн- a состава форта. Через несколько дней
иеь в 10 места, пю кипел жестокий в и форта опять показали, что
‹ фашистокими полчищами, тле бойцы.  1  Обопредельно преданы: своей родине и
командиры и политработники Красной Ар- AIL CG защиты не жалеют пи своей кро-
хк И Воепню-Морожого Флота стойко и ви, по самой жизни,

Овязисту  Цоповецкому командование
форта поручило ответственное задание —
поддерживать непрерызную связь с частя-
ми Красной Армии. Выбрав место, Цоло-
Роцкий установил станцию и постоянно
сооущал координаты расположения фин-
ских батарей, скопления живой силы, мо-
токолони. Олнажль белофикны повели ар-
тиллерийский огонь по налим войскам.
Несколько снарядов перебили кабель.
Связь форта с частями Красной Армия

иулественно разили ненавистных врагов.

Каждый хотел оыть там, где решается
(WIbOd CTO ЛЮБИМОЙ POTWHEE,

Шли дии, недели. Грозные жерла, opy-
ий форта еще молчали. В один из таких
дней комсомольцы услыкпали голое дикто-
р: «Над городом Ленина нависла ceppea-
тая опасность. Враг приближаются к ко.
тыфели пролетарокой революции, Все па
зищиту Ленинграда». Вскоре на эту тему

по полразделениямх провели политинформа -

ции, Бойцам подробно а Orr ne прекратилаеь. Пот урагавным огнем зра-
ли и задачах. 0б историческом значении зо ИИ. ОИС НИИ
Тенинграда. Все насторожились. Ситналь- кий брозидоя икать о, ПО
щики и наблюдатели, стоязиние в эти дни   PY Кадет Sa nbn ah ena
нь постах, были особенно бдительны.   ТИХ ® Юустику, от одной кочки ® дру-

гой, `Перобитая в трох местах линия
была восстановлена. Форт получил связь
$ частями Красной Армии. И снова saro-
ворили его мощные орудия.

Комссмолюц т. Зыков прибыл на форт
недавно, по мобилизации: В писымах ero
отец советует следовать примеру старшего
поколения, добросовестно изучать боевую
технику, мужественно и самоотверженно
драться с фашистскими бандитами. Ком-
сомолец Зыков чутко прислушивается к
наставлениям отца. Он в течение пят-
падцати дней отлично 0свопл  специаль-
ность пулемотчика, па предельной дистая-
ции безошибочно уснает типы самолетов
по силуэтам, точно определяет. расстояние.
Недавно Зыков был ‘назначен командиром

Комендоры и дальномерщики еще раз про-
зоряли свои знания. Неутомимо работали
в эту пору комсомольцы форта. Они были
первыми во всех начинаниях.

Первого сентября в заливе, иепалеко от
мощных стен форта, поднялся огромный
столб волы. Шо форту била белофинская
батарея. Нужно быхто установить ее место
п уничтожить. Командир части решает по-
слать разведку из охотников. Первыми на
призыв командира откликнулись комсо-
Months. УВелающих было так много, что
пришлось отбирать наиболее достойных,
паиболее смзлых и подготовленных людей.

Катер © приглушенныме ‘мотором мед-
ленно продвигалея вперед. «Bor он достиг

отделения зенитного расчета, он ‘умело
берега. Первым вс з кеску! я

eer: WER TY Me BPAKCCKYO   Sopanaser боевой деятельностью своих
TePPHTOPHO ROMAMINP разведки мичмая   подчиненных.

snore:

КРАСНЫЙ ФЛОТ

] сторону реки тянутся пущи, овраги,

т. Свистунов. За ним, стараясь не пару-
шить тишины, осторожно шли секретарь
комсомольской оргамизации одного из под-
раэделений т. Леонов, комсоомольць тт. Цо-
повецкий, Baparos, Стефанов, Евдокимов
и пругие.

Напрягая слух, зорко осматривая каж-
дый бугорок, лощинку, кустик, советские
развейчики осторожно продвигались тию-
ред. Влрут фаздались выстрелы из автома-
TB и пулеметов. Белофипны, обнаружив
разведчиков, открыли по пим огонь. Про-
тив восьми смельчаков действовало около
роты белофиннюв. Но, несмотря на превос-
ходетвю сил врата, разведчики-комеомольцы
приняли бой, Под натиском mpenoc-
ходящего врага разведчики шачали отхо-
дить. Команлир отделения сипнальщиков
комсомолец Баранов остался ‘и продолжал
наблюдать за местностью. Осторожно раз-
хвинув кусты, он увидел белофинскую
минометнутю баларею. Врат был обнару-
жен. 00 этом шужно пемедленно сообщить
на форт. Не раздумывая, Баранов шустил
ракету в сторону, тде расположилась

батарея белофиннов. Наблюдатели форта“

уловили этот сигнал, засекли координаты,
определили дистанцию. А ‘Через несколько
минут  завращались орудийные башни
форта, длинные стволы их пушек модлен-
но поднялись вверх и замерли.

После сигнала прошло всего несколько
минут. Но людях. находившимся на бе-
регу, они показались вечностью. Шоома-
тривая друг на друга, они уже стали
сомневаться: замегили на форту сигнал
или Чет? Неужели придется уходить,
не достигнув цели? А враги все нахеда-
ли. Их огонь из пудеметов и автоматов
становился все яростнее. Но отважные
помсомольцы продолжали стойко отражать
напор белофиннов. В это время до слуха
донесся глухой звук выстрела, за WAM
второй: А через несколько секунд Ha ме-
сте. тдо притаилась вражесжая миномет-
ная батарея, раздались два оглушитель-
ных вэрыза. В воздух поднялись черные
столбы пыли. Вскоре взрывы снарядов
начали поражать белофиннов, сея в их
рядах смерть и разрушение,

Не выдержав мощного огня, белофинны
откатилиеь, оставив на поле боя несколь-
ко убитых. Не потеряв ни одного бойца,

Комсомольцы форта — это отличные

слециалиоты. Они в совершенстве звладе-
ют своей боевой специальностью. Машеи-
нист т. Старостин все свободное от вахты
время отдает рационализалтии. Недавно он
приглюособил электролампочку, которая по-

дает сигналы в тот момент, когда в баках
остается ‘немного горючего, и звонок, из-
вецажищий © том, что требуется добавить
воды. Сейчас т. Старостин работает нах
другими изобретениями. Член президиума
oro из ортанизажий комендор комеомо-
лец Бредников заменил команиира орудия,
‘ушерпего сражаться © фашистами на
сухопутный фронт.

Таких комсомольцев на форту десятки.
Й все они не только примерные в боях,
но и ведут среди краснофлотцев большую
воспитательную работу, оказывая полиг-
работникам м партийным организациям
огромную помощь в воспитании в личном
составе высоких. боевых качеств, готовно-
сти к самопожертвованию и презрения к
смерти.

Комкомольцы тт. Храбрый, Сулин и
Erepes с лозунгами «За родину! За
Сталина!» первыми открыли огонь по
белофинской батарее. Они же мелом на
снарядах делали надписи: «За Ленин-
трад!»,_ «За социатистическую отчизну!».
Коменлор член ВЛЕСМ Муромцев не толь-
ко отлотный специалист, но и активный
общественник. Котла многие комсомольцьь
просились на фронт, он по ©воей инициа-
тиве провел среди бойцов своего похразде-
ления беседу на тому «Оборона города
Ленина», увязав ее с задачами, стоящими
перед личным составом форта. Член бюро
одной комсомольской организации под-
разделения т. Антипов ежедневно вы-
пускает фрадиогазету. Недавно он’ провел
по радио. беседы на темы: «Борьба моло-
дежи демократических стран против фа-
шизма», «Героические будни комгомольцев
306-го орденоносного полка».

Такие комсомольцы-активисты имеются
в каждом подразделении форта. Комисса-
ры, политработники ‘и руководители пар-
тийных организаций отзываются о вх
как о лучших своих помощниках.

Батальонный комиссар Д. ГУЛЯЕВ.
Действующий флот, (От наш, спец. корр.).

Краснофлотец В. Замятин (слева) перед боем подает секретарю парторганизации

А. Сторохину заявление о приеме в кандидаты ВКП(б).

Фото П, Савченко.

«НЕ ОТДАДИМЪ

Сборник стихов и очерков о Ленинграде

Ленинградское отделение издательства

Они не отдадут Ленинграда. Они гово-

«Искусство» выпустило составленный По-   рят:

литических управлением  Краснознамен-
ного Балтийского флота сборник «Не отда-
дим!». В нем напечатаны песни, стихи,
рассказы и очерки о великом городе
Ленина, о людях, героически залцищающих
подступы к Ленинграду, —красноармейцах,
моряках, трудящихся,

Поэт Николай Тихонов вспоминает о
Петрограде 1919 года. Тогда тоже была
осень и стужа, тоже «в ночь уходили
мужчины с коротким приказом «Вперед!»-
Цетроградские рабочие, вышедшие защи-
щать свой город, отстояли ето от враже-
ского натиска.

И снова идут люди этого города, «ено-
в& сверкает оружье в твоих августовских
ночах».

«Умрем, но врага не пропустим

В наи город, в родимый наш дом».

В сборнике напечатаны стихи В. Лебе-
дева-Кумача, Н. Тихонова, Демьяна Бедно-
го, А. Хактиля, А. Чуркина, Л. Ирон-
фельда, Н. Верховского. В каждой строке
этих стихотворений-—жгучая ненависть к
фапгистским ордам, готовность ‘защищать
Ленинград всей силой советоких людей,
всей мощью советского оружия.

Ярко выражены эти чувства и
мысли в стихах А. Чуркина и Л. Крон-
фельда, написанных на мотив известной
песни «Тучи над городом встали»:

«Мы идем с тобою рядом

За любимый город в бой,

Не увидеть врагам Ленинграда,
Мой товарищ дорогой».

БОЕВЫЕ ПЕСНИ КРАСНОФЛОТЦЕВ

Музгиз выпускает в ближайшее время
оборник боевых антифалиистских KpacHo-
флотских песен. В этот сборник входят
лучшие произведения советских поэтов и
композиторов, посвященные боевым буд-
ням ‘краснофлотцев, героическим подвигам
бойцов и командиров на море и на сухо-
путном фронте, Многие песни уже вошли
в репертуар ансамблей и концертных
бригад. Таковы, например, песни «Гло-
тай!» (музыка №. Листова, текст В. За-
мятина), «Возле города Кронштадта» (му-

зыка 10. Милютина, текст В. Винникова,)
и др.
Боевым комиссарам посвятили евою

песню «Наш товарищ комиссар» В. Лебе-
дев-Кумач и композитор А. Новиков. Слав-
ной морской пехоте посвящена песня
композитор» Б. Мокроусова на текст
В. Крахта «Руку дай, боец-товаращ».
Песви «Капитан Коробицын» (музыка
Ю. Слонова, стихи А. Баковикова), «Ана-
толий Крохалев» (музыка А. Новикова,
стихи Н. Флерова) и другие рассказывают
о тероических эпизодах на море, о кон-
кретных ° героях великой отечественной
войны.

Музгизом уже сдан в печать ряд новых

боевых  антифапгистских песен. Среди
них—«Песня мщения» (музыка М. Блан-
тера, стахи В. Винникова), «Отец и сын»
(музыка В. Мурадели, стихи А. Твардов-
ского), «Сердце воина» (музыка 3. Ком-
панеец, стихи И. Доронина), «Юный пар-
тизан» (музыка -В. Белого, стихи Я. Шве-
дова). Печатается также оратория хомпо-
зитор» М. Коваля ‘«Народная священная
война».

Одновремению Музгиз подготавливает к
выпуску песни, написанные поэтами и ком-
позиторами в самое последнее время.
Композитор И. Дунаевский написал на
текст А. Жарова новую песню «Ирасно-
флотцы уходят в 2030»; композитор
С. Кац и поэт М. Рудерман-—«Казачью
фронтовую». Славным летчикам  беспре-
станно громящим врага, посвятили свою
песню «Наши соколы» композитор
Ю. Милютин и поэт В. Замятин. В изда-
тельстве выходит также ставшая уже
общеизвестной песня композитор» С. Кац
на текст В. Дыховичного «Два Максима».

Помимо отдельных изданий Музгиз то-
TOBUT ряд сборников музыкальных произ-
ведений.

ПАРТИЗАНСКИЙ УДАР

Есть старая белорусская легенда 9б от-
ступлении Налолеона из России в 1812
тоду. Преследуемый по пятам авангардами
русской армии, давыдовскими партизанами
и белорусскими крестьянами, на переправе
через Березину император уронил. в по-
лынью свою знаменитую трехугольную
шляпу и рукавицы. Говорили, что в буду-
щем столетии снова пройдет пю следам
покойного завоевателя новый неугомонный
захватчик. Он сновау остановится на пере-
праве у старой реки. Вепомнит © шляпе
ци рукавицах покойного императора, на-
клонится 3& ними, попытается достать их
со дна реки и туда же уронит, только ужо
не шляпу, & голову.

Знает или не знает кровавый Гитлер
старую болорусскую сказку, но только
мысли © Наполеоне вызывают в нем не-
приятные ассоциации. Наполеоновским
путем он прошел уже немало километров.
Немало тородов, как и Наполеон, сжег
Гитлер. А за спиной все так же лежит
холодная, серая Березина, по ту и по эту
бо-
лота. В оврагах, в лесах, в тылу у фа-
шистов притаилась молодая Белорусская
республика.

Захватчикам удалось пройти большую
часть дорог моей страны. Свободолюбивые
белоруссы от мала до велика. способные
держать в руках оружие, давно уже
или в рядах Красной Армии, или в крас-
ных партпизаноких отрядах. Их тысячи, и
в них многие сотни тысяч вооруженных
смелых, отважных людей. Свободная Бела-
русь, которую немцы думали поработить
одной из первых, поднялась, как один че-
ловек, на борьбу. Советская республика
живет у немцев в тыму.

Военные сводки коротко говорят о ро-
сте повстанческото, партизанского движе-
ния в тылах немецкой армии, о героизме
парода, поднявшегося на борьбу с немец-
кими оккупантами. В немецком тылу бой
не прекращается ни на минуту. Партизан-
ские отряды ведут борьбу по неписаным
правилам тактики и стратегии. Летят под
откосы немецкие поезда, вэрываютея ци-
стерны с горючим, грузовики и повозки с
артиллерийскими снарядами.

Однажды порядком уставшее немецкое
командование обратилось к одному из
командиров крупнейших партизанских 6e-
лорусских отрядов т. М. co своеобразной
декларацией:

«Давайте воевать по правилам, — писа-
ли немцы.— Будем воевать днем, ночью
спать».

Партизан ответил немцам коротко и не
совсем удобопечатаемо. Ответ. его, размно-
женный на гектографе и разбросанный в
первую же ночь по немецким тылам, кон-
чалеся ‘словами:

«Воюю, когда хочу».

В ту же ночь на воздух взлетел огром-
ный артиллерийский склад, на аэродромах
были уничтожены самолеты, в одной из
деревень был захвачен штаб немецкого
батальона.

Фашистакие газеты пишут о том, что
большевики, «эти коварные, дикие люди»,
Бедут войну так, как ве никто никогда не
Бел. Варвары возмущаются «дикарскими»
методами партизанской войны. Ну, что ж,
кое-что от наших прадедов, может быть,
и осталось в белорусском народе. Котда
славянина трогают, он не разбирает, чем
защищаться: мечом — так мечом, дуби-
ной — так дубиной.

Слова тов. В. М. Молотова, сказанные
им на заключительном заседании конфе-
ренции представителей СССР, Великобри-
тании и США, белорусский народ уже
проводит в жизнь:

«Всех этих Гитлеров, Герингов, Риббен-
тропов мало ненавидеть, мало желать им
гибели, но надо научиться бить и громить
их везде, где они нападают и насильни-
чают, чтобы навсегда покончить с властью
этой преступной шайки насильников-3а-
хватчиков, Ha голову которых пало про-
влятие народов». .

Примеры героической борьбы моего на-
рода прекрасны и величавы. Народная
война родила героев.

В одном из городков Белоруссии, больше
похожих на болыпую деревню, чем на го-
род, жила семья Олеси Шевцовой. Эту де-
вушку командир наступавшей части Крас-
ной Армии увидел издалека. Около дере-
венской околицы росла старая вишня. На
этой вишне качалось тело девушки. Когда
часть поднялась для атажи, все увидели

этот страшный, зловещий символ порабо-
щения фалпистами родной земли.

Командовалие дало задание — занять
деревню через два часа тюсле начала на-
ступления. Деревня была взята через пят-
надцать минут. Бойцов словно буря тнала
вперед. Они ворвались, и командир части
быстро освободил из петли Олесю Шевцо-
пу. Через час ей удалось вернуть жизнь.
Кругом еще шел бой. Бойцы докалывали
озверелых немцев. А около девушки уже
стояла толпа людей и внимательно слу-
шала страшную и вместо с тем торжест-
венную повесть о борьбе семый Шевцовой
против немцев.

Ее отец дал пощечину немецкому офи-
перу, когда тот попробовал эскорбить ее
мать. Отца застрелили. Мать бросилась на
немецкого офицера. Ес убили. Маленький
братишка спрятался в крапиве. Ночью,
бог знает где, ему удалось найти обыкно-
венную. русскую транату. Он дождался,
когда мимо стала проходить немецкая ба-
тарея, и бросил гранату. под орудие. Маль-
чику было девять лет. Он даже не знал,
как нужно бросать гранату — гранала не
взорвалась, но мальчик был буквально ра-
стерзан фашистами. Потом нашли Олесю...

Недавно на одном из западных участков
фронта погибла отважная белорусская пал-
тизанка Марымля. Не раз эта смелая де-
вушка переходила фронт. Она работала,
связной между партизанскими отрядами и.
регулярными частями Красной Армии. Не
раз по ее указанию взлетали на воздух
немецкие склады. Не раз уничтожались
крупные немецкие группы.

Однажды она пробиралась к своим, к
партизанам. Марыля выиила из леса, ей
оставалось пройти по чистой поляне
200—300 шагов, далыше начиналея ов-
рат, за ним в лесу стояли первые парти-
занские посты. Было темно, но как только
Марыля ступила по открытому месту
30—40 шагов, луна вышла из-за, облаков,
и немцы увидели бегущую по полю де-
вупшку.

Ей удалось укрыться от обстрела, 38 од-.
ной из складок местности. Но, когда
смюлкла стрельба, она услышала шелест.
В ней ползли враги, желая захватить ее
живьем. Три гранаты было у Марыли: две
она бросила, уничтожив пять немцев, тре-
тью подорвала в руке, когда ее уже схва-
тили. Еще троими немцами стало меньше
Ha свете, но погибла и сама Марыля.

белорусского местечка Чирковичи
немцы пытались форсировать реку. Толь-
ко один человек в это время находилея у
переправы. Это был комсомолец-белорусе
Андрей Устинович Кулаков. Он встретил
немецкое подразделение метким и точным
огнем, ранил офицера и унес его © собой,
доставив в петаб отряда.

Десятки раз упоминались уже в печати
имена славных белорусских партизан —
Героя Советского Союза Бумажкова, Дико-
го, «Деда» и других. Неудивительно, что
так героически воюют эти люди. Они ви-
дели, что дала советская власть Белорух-
сии, и никому не позволят отнять завое=
ванное.

Но не только взрослые и старики ведут
борьбу с оккупантами. Даже дети нена-
видят немцев, даже дети мстят им, вея-
чески помогая Красной Армии и парти-
занским отрядам. В указе о награждении
орденами за борьбу с немецкими оккупан-
тами названы важно по имени и отчеству
Евгений Тимофеевич Зелинский и Павел
Павлович Стропко. Одному из них 12 лет,
другому — 13. Это настоящие белорусские
боевые ребята. Целый день, прячась в ле-
су, они наблюдали 3a передвижением не-
мецких войск, подечитывали танки, авто-
машины, офицеров. В пионерских отрядах
их научили тому, как важно быть еледо-
пытами. Ребята, заметили, что фалтистекая
часть входила в район, выход из которого,
по условиям местности, мог быть сравни-
тельно легко отрезан.

Два друга к вечеру добрались к HAMM
красноармейским частям‘ с точными дан-
ными о расположении, численности и во-
оружении фашистского отряда. Они ‘же
проводили подразделения Красной Армии к
занятому фаптистами району. Немцы были
уничтожены полностью.

Так идет борьба, борьба, которая только
началась, которая сулит немцам гибель.

Кровожадный эверь разинул пасть слить
ком широко. И ему в горло вбивают. креп-

кий осиновый кол. :
Янка КУПАЛА.

Ресурсы Британской империи
и их стратегическое размещение

«Молниеносная» война, начатая гитле-
ровокой бандой и продолжающаяся третий
TOI, приняла все черты затяжной войны,
войны на истощение. Гигантские масшта-
бы военных действий требуют. максималь”
ного напряжения всех ресурсов воюющих
стран, всех их резервов. В то время как
ресурсы гитлеровской Германии в резуль-
тате огромных потерь Ha восточном фронте
‘и английской блокады начинают постепен-
но истощаться, антифаигистская коалиция
накапливает силы, проводит мобилизацию
людоких`и материальных резервов. В этом
процессе видлая роль приналлежит Бри-
танской империи с ее огромными экономи“
ческими ресурсами.

По разнообразию и насыщенности стра-
тегическими вилами сырья Британская
империя стоит на одном из первых мест
среди мировых держав. Метрополия вполие
обеспечена углем, играющим важнейшую
толь в развитии промьшиленности, —добы-
ча угля в Англии составляет 232 млн.
тонн в гол, что не только полностью YAOB-
летворяет нужлы английской промышлен
ности и транспорта, но и создает излишек
в 50 млп. тонн для экопорта. :

Бритачекие ломиниопы-—Канада, Австра”
лия, Южно-Африканский Союз и Ипхия
обеспечены собственными ‘ресурсами угля.
Располагая к тому же большими запасами
железной рулы, эти страны сумели создать
собственные металлургические

и развить
базы, i
Британская империя исключительно 60

легирующими металлами.

ат: т
тата цветными 1 металлов она,

Ло нокоторым видам этих
нат НОЖОМ: Так, бриталокий
Jounnmon Канала дает проц. EY
добычи никеля. В бритапских влалдег 34
& именно в Малайе, сосредоточены наи ‘
лев крупные в мире запасы олова. т

приходится

ликобритании их ihe
Ste эпой Голландской

вместе с с0ю

долю
50 проц., &

Индией-——две трети мировой добычи этого
металла.

Медная руда добывается в Канаде, Се-
верной Родезии, ии, на острове
Кипр, в Бирме. Индии, Южной Африке и
других владениях Британской империи.
Общая добыча и выплавка меди. достигает
30 проц. мировой и вдвое превышает по-
требность самой Англии в этом металле.
Так же велики запасы других цветных ме-
таллов. Страны Британской империи по-
ставляют до 40 проц. мировой добычи
овинца и 30 проц. цинка.

Великобритания является монополистом в
производстве такого важного вида страте-
гического сырья, как каучук. В странах
Британской империи добывается свыше
50 проц., а вместе с Голландской Инди-
ей-—более 85 проц. мировой добычи кау-
чука.

Огромны продовольственные ресурсы им-
перии. Австралийская и каналекая тнпени-
ца. мясо, бэкон, новозеланиекое масло, ин-
дийский чай, какао, фрукты — все это
произэволится в количествах, далеко пре-
вышающих спрос в самой империи и
оставляющих значительныю излишки для
экспорта.

Свою потребность в нефтепродуктах Ве-
ликобритания покрывает за счет импорта.
В самих британских владениях добывается
всего около 7 млн. тонн нефти в год, Ан-
тлийский капитал контролирует почти пол-
ностью добычу нефти в`Иране, в Ирахе и
Голландской Индии. Эти источники нефте-
спабжения лают свыше 22 млн, тонн неф-
ти в год. Гитлеровские бандиты пытались
протянуть свою лапу к этим странам. Пла-
ны фашистских захватчиков, как известно,
провалились: мятежи в Ираке и Сирии бы-
ли подавлены, совместные действия анг®-
советских войск положили кощец гитлеров-
ским интригам в Иране.

Таким образом, английские военно-мор-
ские и воздушные силы на Средиземном
море и в бассейне Индийского океана, a
также английские сухопутные силы, раз-
мещенные в тех же районах, снабжаются
нефтью, добываемой на Ближнем Востоке
и в Голландской Индии.

* * *&

Военный потенциал Британекой империи
определяют не только ее людские и сырье-
вые резервы, но и промышыенные ресур-
сы, сосредоточенные главным образом в
метрополии.

Англия—родина промьылиленной револю-
ЦИИ-—Д0 самого последнего времени остава-
лась ведущей страной во многих областях
промышленности. Английская металлургия,
английское тяжелое и среднее машино-
строение, самолето- и моторостроение, су-
достроение, химическая и текстильная про-
мыипленность по своим качественным при-
знакам и насыщенности квалифицирован-
ными кадрами представляли прекрасную
базу для развития военной промышлен-
ности и обслуживания военных нужд
страны.

Правда, Англия приступила к мобилиза-
ции своих военно-промышленных ресурсов
значительно позднее, чем гитлеровская Гер-
мания, которая все расчеты строила на
том, чтобы опередить своих противников в
развертывании военной промышленности
для начавиейся войны, Однако провал
гитлеровских планов «молниеносной» вой-
ны, превращение ее в затяжную создают
предпосылки для успешного использования
сил той стороны, чьи резервы. больше‘ и ко-
торая выиграла время для их разверты-
вания.

За два года, истекшие с начала войны,
Англия сумела мобилизовать все свои про-
мышленные ресурсы и усилить производ-
ство вооружений. Абсолютные цифры, по

понятным соображениям, не публикуются.
По данным «Нейе Цюрхер Цейтунг», за
первые шесть месяцев нынешнего года
производство пушек в Англии выросло в
полтора раза, а производство танков—
вдвов против уровня последнего квартала
прошлого года.

В Англии производится теперь в шесть
раз больше станков, чем перед войной. Чи-
сло рабочих на государственных военных
заводах только за последние полгода вы-
росло больше, чем вдвое, а количество вы-
пускаемой продукции увеличилось в значи-
тельно большей мере. По официальным
даниым, производство военных самолетов
на английских заводах уже достигло раз-
меров выпуска машин германской авиа-
промышленностью.

* ok &

Важнейшей проблемой британского на-
ролнопо хозяйства в условиях войны про-
должает  оставатья проблема торгового
тоннажа. Острота этой проблемы опреде-
ляется тем, что основные промышленные
центры Великобритании находятся в Евро-
пе, на Британских островах, в то время
как ее сырьевые ресурсы разбросаны в им-
перских владениях.

Английское правительство избрало, на-
ряду с возмещением убыли в торговом
тоннаже, еще один эффективный путь для
разренения проблемы морских. перевозок—
рассредоточение военной промышленности
в доминионах и колониях. Канада, Индия,
Австралия, Южная Африка превращены в
английские вспомогательные  адженалы,
значение которых в борьбе против гитле-
ризма трудно переоценить. Промышлен-
ность этих стран достигла такого уровня
развития, который не сравним с периодом
первой мировой войны 1914—1918 гг.

Британская армия на Ближнем Востоке
не только состоит сейчас в основном из
австралийских, новозеландских, иидий-
ских и южно-африканских войск, но
и снабжается орудиями, танками, амуни-
цией, изготовляемыми на военных заводах
этих стран.

То же относится к британским силам,

расположенным на Дальнем Востоке — в
Британской Малайе, Сингапуре, Гонконге.
Пополнение, боевое и продовольственное
снабжение этих сил производятся не из
метрополии, & из Австралии, Индии и дру-
тих близлежащих британских владений.
Это позволяет использовать промышлен-
ность метрополии для защиты Британских
островов и снабжения сил, борющихся
против гитлеризма по ту сторону Ла-Ман-
ша.

Канада имеет исключительное значение
для снабжения военными материалами ме-
трополии. В Канаде пгифоко развернуты
авиапромышленность, производство танков
и судостроение. В настоящее время по за-
казу Великобритании в Канаде изготовля-
ются четыре тысячи 265-тонных тавков,
помимо 18-тонных ‘и легких танков. На
канадеких верфях строятся 120 малых
военных кораблей для Англии—70 корве-
тов и 50 минных тральциков. Производ-
ство самолетов в первой половине нынеш-
него года достигло 125 штук в месяц; к
концу года было запланировано увеличе-
ние производства самолетов до 360 в ие-
cart.

Мобилизация военных ресурсов Аветра-
лии также производится ускоренными тем-
пами. В одной лишь военной промышлен-
ности число рабочих выросло за два, года
в 35 раз—с 6Б тысяч в сентябре 1939 ro-
да до 175 тысяч в настоящее время.
Австралийская военная промышленность
производит все виды современного воору-
жения— винтовки, пушки, снаряды, броне-
малпины, танки, самолеты-—в количествах,
достаточных для снабжения целой армии.
Если в прошлую мировую войну аветра-
лийскиз экспедиционные войска экипиро-
вались Англией, то ныне Австралия сама
обеспечивает оружием и всем необходимым
свою заморскую 120-тысячную армию.

Больших успехов добилась Австралия в
самолетостроении и судостроении. Авиа-
пионная промышленность Австралии
освоила производство ‘учебных самолетов,
истребителей и ‘бомбардировщиков—торпе-
доносцев дальнего действия типа «Бристоль
Бофор». В настоящее время в Австралии

выпускаелхя около 200 самолетов всех
трех типов в месяц. a
Быстрыми темпами растет база аветра-
лийского судостроения. Вместо одной вер-
фи к началу войны через год работали
семь верфей и в постройке находилось еще
весколько. На военных верфях Авет
строятся корабли разных классов—эсмин-
цы, тралыцики, патрульные корабли,
истребители подводных лодок и другие.

Индийская промышленность выполняет
сейчас военные зажазы более десятка
стран, входящих в состав Британской им-
перии, в том числе большие заказы метро-
полии. Тяжелая промышленность Индии
освоила производство выкококачественной
стали и броневых плит для танков и
военных кораблей. На этой базе в Индии
начинает развиваться собственное судо-
строение, & также производство танков и
бронемалнин. В 1941 г. было намечено
выпустить 3 тысячи бронемашин, В’ горо*
де Бангалоре под руководством американ-
ских специалистов начато строительство
первого в Индии авиационного завода, ко-
торый будет выпускать бомбардировщики п
учебные машины.

Южно-Африканский Союз, который по-
чти не имел своей военной промышален-
ности, по словам тазеты «Таймс», «снаб-
лил нильскую армию значительным числом
бронемашин собственного производства,
изготовленных = из южно-аифриканской
стали, а также большим количеством лру-
гих видов оружия и амуниции высокого
качества, выдержавших испытанию в труд
ных условиях войны в пустыне».

жж *

«История войн свидетельствует, что
побеждали всегда государства и армии, си-
лы которых в ходе войны возрастали, а
терпели поражение те государства и ар-
мии, силы которых в ходе войны исся-
кали и умоньшались». Мощные, все воз-
растающие резервы Британской империи—
людские и  материальны», — несомненно,
сыграют важнейшую роль в ходе войны.

М. ЛАЗАРЕВ.