/ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ИМЕНА gm
И ‘AN? Le a

Выхолит пол редакцией В. Вашневского, А. Кулагина,
В. Лебедева-Кумача, М. Лифшипа, Е. Петрова,
Н. Погодина, А. @aneesa.
Воскресенье, 12 января 1941 г.
Советская страна 6 гордостью произно-

Фит имена своих лучших ученых и изоб-
Ретателей. Их творческий труд живо ин-

Сегодня в Молдавской, Литовской, Латвийской, Эстонской ССР,
Черновицкой и Изманльской областях УССР трудящиеся избирают депутатов
в Верховный Совет СССР.

Посылая лучших сыновей и дочерей народа в высшие органы
государственной власти, рабочие, крестьяне, интеллигенция новых республик

и областей демонстрируют несокрушимую мощь Страны Советов, силу
сталинского блока коммунистов и беспартийных.

ох

№2 (916) Цена 45 коп.

— В Совнаркоме СССР
0Б ИЗМЕНЕНИЯХ ПОРЯДКА ПРИСУЖДЕНИЯ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ.
ПО НАУКЕ, ИЗОБРЕТЕНИЯМ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ =

Встречи писателей .

с молодежью столицы
ВО ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ

магний, кальций и другие и т. д. Эту
тему помогает открыть, в частности, ро-
дившаяся в нашей стране новая наука —

Совет Народных Компесаров СССР 20 xe-

бногеохимия. Одного из id а 1

А О РОКИ MADOAMI  MACEEE   продседвытелой анал. АЕ К cas Творческие встречи писателей с моло-  Тысячная аудитория молодых читате-  табря 1940 тода постановил: 14) Е er

’ В советских условиях, когда наука   знали до сих пор как выдающегося уче-   Дежью столицы в ответ.на призыв комсо-  лей исключительно тепло принимала пи- т ; 15) театрально-драматическото — искуб

’ Всеми своими живыми корнями уходит в  ного и тонкого популяризатора. Не со-   мольцев автозавода имени Сталина ‘нача-   са елей,  познакомивших их co своими  1. Во изменение постановления СНЕ ства,
почву современности, когл® деятельность   Всем неожиданно мы узнали его сейчас   Лись © литературного вечера во Дворце   тв рческими планами и отрывками новых Союза CCP or 20 декабря 1939 года. для 16) оперного искусства,

исследователя и рядового мастера приоб- ui Ре gente «Воспоминаний о кам- А а т гости и Ем реа А. Новиков-Прибой расека- -1940 года. как итогового в отношении до-  17) балетного искусства,

ЕО новин оно лантливого писателя. цам приехали А. Фадеев, Н. Асеев, \ терое своего нового романа   ‘иений ‘предьдущих лет, Сталинские   18) кинематография:

стираться различие между умственным и
физическим трудом, — всеобщее массо-
вое стремление к науке становится же-
лезной закономерностью.

Так появляется органическая потреб-
ность в развитии принципиально новой
темы советской литературы — научной
темы. i

Тема эта не могла существовать в пол-
ном 0б’еме в литературе прошлого. Читая
талантливые научные очерки Поля де
Ерюн, мы не можем не видеть, что они
в какой-то иерё являются одинокой и по
существу безнадежной попыткой создания
в общественном мнении героического оре-
012 вокруг пасынков буржуазного обще-
ства — людей творческого труда, уче-
ных. Не случайно лейтмогивом известной
книги 1. Гумилевекого «Рудольф Дизель».
одной из немногих глубоких и серьезных
книг, посвященных научной теме. яв-
ляется IpaMa ученого, ставшего жертвой
противоречий империалистической эпохи,
в которой он творил.

Но в наших условиях не ограниченные
ничем возможности <... живого, плодотвор-
ного, истинного, могучего, ‘всесильного,
0б’ективного, абсолютного, человеческого
познания» (Ленин) открыты перед наукой.
Этой же возможностью обладает и худо-
жественная литература.

Велика новаторская роль книг М. Иль-
ина, проложившего новые пути науч-
ной теме в литературе. И недаром бо-
гатые содержанием его книги пе только
широко распространены у нае, но и жал-
но читаются за рубежом. Обогащая литг-
ратуру научным опытом человечества и
современным знанием, они являются до-
стойными прелставителями нашей моло-
лой и растущей социалистической куль-
туры. этой же трудной залачи — обога-
щения литературы наукой — He побоял-
ся проникновенный поэт живой природы
М. Пришвин, книги которого имеют ог-
ромный познавательный интерес. Из ли-
тературных явлений  нелавнего времени
обращает на себя вниманлё только что
вышелшая книжка мололого автора И. Не-
чаев» «Рассказы об элементах». В ней
нарушены каноны, установленные неуме-
лыми и некомпетентными литераторази,
полагающими, что можно рассказывать
только © TOM, как человек готовился к
трудовому подвигу и каковы были его
результаты. Нечаев привел читателя в

` лабораторию исслелователя и показал без
прикрас и ложного пафоса, кзк люди ра-
ботают. Эти повести о труде ученых, «от-
крывателей мира», читаютея © поллин-
ным увлечением. В научной теме пробу-
ют свои’ силы Геннадий Фиш, А. Попов-
ский, А. Югов и другие.

И все-таки у нас еще ничтожно ма-

49 простых, хороших, увлекательных на-

ves

учных книг, которые, оставаясь явлени-.

ями литературы, находились бы нё& уров-
не передовой современной науки.

Наша наука не только разрабатывает
законы, но и учится их применять. Фор-
мулы, расчеты. перестраивающие целые
области техники, эксперименты, застав-
ляющие пересматривать устоявшиеся тео-
рии, возбуждают вокруг себя пламенное
кипение страстей, — о, как давно нау-
ка перестала рядиться в Tory бесетра-
стия! — все это превращается в’ фак-
торы эмоциональные. Дочитав книгу. B
которой бьется пульс современной науки,
читатель не отложит ее © одним лишь

cp ЧУвством спокойной блатодарности, при-
_няв к сведению новые факты. Нет! (мы
продолжим эту мысль прекрасными сло-
`- вами Бориса Житкова) — если так, то
писателем не сделано главного. Значит, из
темы выпали «...борьба  и трагедия, победа
H торжество нового пути, что’ открылея
в проломе вековой стены», не поднято в
читателе «..чуветво, которое всего доро-
` же: желание сейчас же ввязаться в эту
борьбу и, если спор не закончен, стать
сейчас же на ту сторону, за которой ме-
решится‘ правда». a

Писатель должен явиться трибуном тех
прогрессивных идей; которые ежечасно
возникают в науке и технике и далеко
не осознаны еще: всеми участниками этих
процессов.

В ярких. запоминающихся образах мож-
но рассказать. например, о том, как со-
ветский человек вмешивается в кругово-
рот веществ в природе, меняя естествен-
но сложившиеся порядки на нашей пла-

„ нете. Меняется баланс выбираемого расте-
виями из почвы и возвращаемого туда
человеком из воздуха азота. Входят в
ЖИЗНЬ «Молодые» металлы, алюминий,

ЕЛЕВ. (Наш корр.). Президиум CCIE
УЁраины обсудил вопрос 0 подготовке в
50-1етию П, Г. Тычины, исполняющемуся
в январе 1941 тода. Информировал пре-
зидиум председатель юбилейной комиссия
M. Basan,

день юбилея — 28 января 1941 ro-

да —— в Биеве состоится большой‘ торже-

ствённый вечер, посвященный поэту. Юби-

лейные вечера состоятся также во Льво-

- Ве,  Одессе, Сталино, Черновицах и дру-
тих) областных центрах Украины.

рае соци

Юбилей ПГ. Яычикы

Увлекателен, может быть: рассказ о
соревновании химической лаборатории ©
природой.

& какое глубокое содержание ‘кроется
B борьбе за высокие «потенциалы» co-
временной техники, например, за скорость,
которая больше, чем тде бы то ни бы-
Jo, побеждает в воэлухе. Расширяя круг
примеров, можно было бы указать на тен-
денцию современной техники применять
все более высокие давления. Bee болеа
высокие механические и электрические
напряжения, высокие температуры —
тенденцию концентрации энергии, нахо-
хящую св06 наиболее законченное выра-
жение в мечте об использовании наибо-
лее «собранных» энергетических ресурсов
атомного ядра. нас еще нег книг о
технике будущего, основы которой закла-
дываются сегодня.

Создавая эту новую технику комму-
HE3Ma, наши ученые не только размыш-
ляют, но и действуют. Им не только `©о-
противляетея природа, но и мешают лю-
ди. Старое судорожно цепляется за жизнь.

В науке на каждом шагу происхолят
столкновения идей, за которыми легко
разглядеть борьбу различных научных ме-
тодов и даже способов мышления, На на-
тих глазах, например, косная система ге-
нетической науки, освободившей себя от
обязанности следить за какими-то случай-
ностями индивидуального существования
организмов, испытывает сейчас жестокие
ухары живой творческой науки. На раз-
валинах госной науки возникают новые,
прогрессивные учения, опирающиеся на
смелый эксперимент, властно бтбирающий
у природы дары, так скупо отпускаемые
тем, кто покорно соглашается ждать ее
иилостей. Происходящие в науке о жиз-
ни растений катаклизмы отражает взвол-
нованная и яркая повесть В. Сафонова. в
5-й, 6-Й и 7— 8-й книгах «Красной но-
ви». Эта тема привлекает других писате-
лей. ;

Наша творческая наука заслуживает
того, чтобы явиться темой многих. кник.
умных и страстных. увлекательных и
разнообразных.

Наконец, кому, как не писателям. надо
работать нал тем, чтобы изменить отно-
шение к научной теме в литературе со
стороны самих ученых? Перелома в этом
отношении нужно ждать от пивателей и
ученых, выдвинувиеих идею создания по-
пулярных чтений — серии лекций, про-
водимых наиболее вылающимися деятеля:
ми науки, исследователями и изобретате-
лями. Эти чтения, которым предполагает
ея присвоить имя величайшего русского
поэта-ученого Ломоносова, задуманные как
творческие отчеты работников науки пе-
ред. широкими массами, положат начало
созданию фундаментальной народной на-
учной библиотеки. Ее у нас нет, и она
должна быть! Но для того, чтобы сде-
лать свою науку доступной народу, уче-
ные должны научиться говорить о ней
простым и ясным языком. Вто, как, не
писатели, помогут им овладеть искусст-
вом слова?

Развитие работы вокруг новой науч-
ной темы должно иметь пол собой проч-
ную издательскую базу. До сих пор един-
ственной лабораторией и единственных ис-
точником распространения научно-хуложе-
ственной книги является Детиздат. Важ-
нейшее дело создания популярной науч-
но-художественной литературы для много-
миллионного массового читателя остается
почти целиком беспризорным. Такое по-
ложение дольше нетериимо!

Нельзя примприться также и с тем,
что научная тема в газете, за исключе-
нием тех редких елучаев, когда ее вдум-
чиво разрабатывают такие писатели, как
Б. Агапов и немногие другие энтузиасты
этой темы, отдается, как правило, на
растерзание малограмотным посредникам,

Писатели повсеместно должны взять
н% себя пропаганду новых научных идей,
которые, внедряясь в практику, зажигая
массы, становятся величайшей материаль-
ной силой. Это трудно, слов ‘нет, но в
какой области творчества может быть
терпим поверхностный = дилетантизм?
Учиться и дерзать — так ставится пе-
ред писателями задача овладения новой
научной темой, для которой готова ги
тантекая эудитория, стремящаяся соеди-
нить подлинное знание © неукротимой
дерзающей волей.

“Юбилейный комитет, организованный
при черниговском горкоме партии готовит
торжественные вечера на родине поэта —
в с. Писках (Черниг. обл.) и в Черни-
гове.

у i

В связи с исполняющимея в карте
1941 г. 70-летием со дня рождения вы-
дающейся украинской писательницы: Теси
Украинки, президиум утвердил состав юби-
лейного комитета” под председательством
И. Стебуна.

бань

А. Новиков-Прибой, Н. Незлобин. Е. Дол-
матовский, А. Раскин и М. Слободской.

Молодежь собралась во Дворце задолго
до начала. На ветречу с писателями при-
были бывшие литкружковцы завода. нахо-
дящиеся сейчае в рядах РККА.

Вечер открыл А. Фадеев. Он рассказал
© лучших творениях русекой  классиче-
ской и мировой литературы, которые при-
вивают молодежи чувство любви к родине
и народу, Говоря о достижениях  совет-
ских писателей, тов. Фадеев назвал луч-

„шие художественные произведения о граж-

данской войне, исторические романы. Ени-
ги на современные темы, познакомил е
творчеством советских поэтов и драмалур-
гов. В заключение он говорил о дальней-
ших задачах советской литературы и тре-
бованиях, пред’являемых к писателям.

— Только высокая идейность, тесная
связь с реальной жизнью, огромная лю-
бовь к слову и форме, — сказал он, об-
ращаясь к начинающим авторам-автоза-
водцам, — помогают писателям создавать
великие, подлинно художественные произ-
ведения.

У КОМСОМОЛЬЦЕВ

Встречу писателей с молодежью Ёрас-
нопресненского района, устроенную на
другой день в МГУ, открыл А. Сурков.
Он говорил о больших и почетных зада-
Чах, стоящих перед советскими писателя-
ми; в дни, когда мир охвачен войной, со-
ветская художественная литература долж-
на дать своему народу произведения, на-
писанные страстными словами, способными
воодушевить на подвиг, на борьбу за. ро-
дину. Общение писателей с широкими
масвами молодых читателей, от которых
они ждут прямой и умной критики, помо-
жет созданию подлинно художественной
советской литературы.

Выступившие затем писатели не огра-
ничилиесь чтением своих произведений. Они
сообщили, что сделано ими за истекший
год и что они намерены написать в бу-
ДУЩем,

Вс. Иванов” рассказал о своей‘ работе
над романом и сценарием о летендарном
герое гражданской войны Пархоменко и о
ньесе, посвященной ему, ксторую ставят
Театр Красной Армии и Малый театр. Вс.

В КЛУБЕ ЗАВОДА АВИАХИМА ,

На встрече советских литераторов и ра-
Gove заволской` молодежи в клубе заво-
Да ‘имени Авиахима писатели рассказывали
0 своем творчестве. Вечер открыл вступи-
тельным еловом М. Серебрянский.

На трибуне — П. Антокольский. Ero
стихи «Встреча нового года», «Последнее
известие» и цикл, посвященный памяти
В. Чкалова. находят живой отклик в пе-
реполненной ‘аудитории. Тема ‘стихов
близка и волнует всех присутствующих.
Стихи музыкальны и богаты яркими об-
разами.

Be. Вишневский готовит книгу о <лав-
ных героях-моряках Балтики, 0б их бес-

Писатели в Военно-политической академии им, Ленина

¢

Военно-политическая академия им.
Ленина совместно соборбнной комиссией
Союза писателей устроида недавно лихе-
ралурный вечер для профессоров, препода-
вателей и слушателей академии. Вечер
открыл, приветствуя писателей,  началь-
ник отдела политической пропаганды, пол-
ковой комиссар И. А. Долинин.

С большой речью ‘о работе журнала
«Знамя», отмечающего в 1941 г. 10 лет
своего существования, выступил Ве. Виш-
невский. Он говорил 0 живой традиции
боевой советской литературы. о ее твор-
цах—Дмитрии Фурманове, Матэ Залка,
Мих. Чумандрине, Б. Левине, С. Диков-
ском, людях неиссякаемой духовной силы
и бодрости-—оборонных советских писате-
лях, которые до конца выполнили свой
долг гражданина великой родины.

Ве. Вишневский рассказывал о работе
писателей на фронте в условиях войны,
0б их сотрудничестве в армейской печати.

С чтением произведений выступили за-

5 января на заводе
культуры автозавода,

имени Сталина (Москва) состоялась встреча писателей с заводской молодежью, На снимке: А. С,

!

«Капитан первого ранга», матросе, одатен-
ном человеке, который при советской вла-
сти стал капитаном первого ранга и ко-
мандиром одного из лучших линкоров.
Свой рассказ он иллюстрировал отрывком
из второй части этого романа. Поэт Н.:
Незлобин прочел стихотворение «Письмо»,
открывающее недавно законченную. им
книжку стихов «Оленья почта», отрывок
«Солнце всходит» из поэмы, посвященной
С. М. Кирову, отрывок из еказки «Влад»
и новую песню для писнеров «Наше солн-.
це», а выступивший велед за ним Е.
Долматовский — два отрывка из _ новой
незаконченной еще поэмы «Суровая зи-

премии присуждать не только за вылаю-
щиеся. работы 1940 года, но и за рабо-
ты последних 6—7 лет.

2. В соответствии с этим установить
следующее, количество Сталинских пре-
unit: i

a) по 3 премии первой степени за вы-
дающиеся работы в области науки и ис-
кусства в размере 100 тысяч рублей
каждая и по 65 премий второй степени
в размере 50 тысяч рублей каждая:

1) физико-математических наук,
)

ма» о командире Красной Армии, участ- 2) технических наук
нике боев с белофиннами. с 3) химических наук,
Долго не хотела аудитория отпустить 4) биологичееких наук,
е трибуны Н. Аееева, прочитавшего мо- 5) еельскохозяйственных наук,
лодежи две главы из повести  «Маяков- 6) медицинских наук,
ский начинается». Вечер закончился 7) философских наук,
‘имевшими большой успех веселыми сати- 8) экономических наук (включая ста-

рическими фельетонами Раскина. и Слобод-
ского «Из стен домика», «Русский язык»
и «У репродуктора», которые прочли ав-
торы.

КРАСНОЙ ПРЕСНИ

Иванов прочел третью картину из 9-го
действия пьесы.

Его. сменил на трибуне поэт К. Симо-
нов, рассказавший о написанной uM в
прошлом году книге стихов, посвященных
боям на Халхин-Голе, где поэт был в ка-
честве корреспондента. К. Симонов сейчас
пишет пьесу о человеке, влюбленном в
военное дело, пришедшем в Красную Ар-
мию и ставшем Героем Советского Союза.
Поэт прочел затем главу из поэмы «Пер-
вая любовь», которую он пишет уже не-
сколько лет.

0 работе. над пьесой, посвященной осво-
бодительному походу Красной Армии. в
Западную Украину, рассказал Б. Ромашов,
прочитавший затем сцены из только что
поставленной его комедии «Со всяким мо-
жет случиться»,

‚ Большой успех у аудитории имели фель-
тия Л: Яенча и пародип на советских
поэтов С. Васильева.

чтением. своих произведений высту-
пили также А. Жаров и А. Сурков, гото-
вящий к печати книгу стихов о советеко-
финской войне «Дело было на Севере».

тистику),
историко-филологических наук,
юридических наук,
МУЗЫКИ, _
живописи,

ОБРАЗ СОЗЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА
‚ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ

Партийная организация Союза писате-
лей решила созвать в конце января оче-
редное открытое партеобрание. В повестке
дня —— один вопрос; проблемы образа со-
ветского человека в современной прозе.
Доклал сделает П. Павленко.

Этому собранию предшествует большая
подготовительная работа.‘ Только за пос-
ледние годы вышло около ста художест-
венных произведений, героями которых
являютея советские люди. На собрании,
естественно, можно разобрать ‘лишь часть
этих произведений. Партбюро совместно с
президиумом ССШ составило и разослало
членам парторганизации и. беспартийным
литераторам список книг, рекомендуемых
к обсуждению. ‘

Среди произведений, о которых будет
итти речь. на собрании, — рассказы
Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика»,
повести и рассказы А. Тарасова, об’еди-
ненные в книгу «Крупный зверь», «Ди-
кая собака динго, или повесть о первой
любви» Р. Фраермана, две повести
Ю. Германа «Лапшин» и «Алексей Жма-
кин», реалистическая сказка Г. Фиша
«Вредная черепашка и Теленомус», ро-
ман Ю. Ерымова «Танкер «Дербент» и
его новая повесть «Инженеры», «Два ка:
питана» В. Ваверина, «Санаторий Арк-
тур» К. Федина.

Предполагается обсудить также произ-
ведения начинающих писателей —‘ роман
С. Крушинского «Теплые горы», повесть
Ф. Кнорре «Твоя болыная еудьба». «Буй:
ные травы» И. Егорова, рассказы В. Овеч-
кина и «В Уссурийской тайге» Н. Емелья-
новой.

В список вошли фронтовые рассказы и
очерки Р. Бершадского, Евг. Петрова и
В. Шкловского.

Нам кажется, что в этот список. сле-
довало добавить некоторые книги писате-
лей братских республик, переведенных ‘ на
русский язык. В частности, такое произ-
ведение, как «Гвади Бигва» Лео Киачели,
вполне отвечает теме разговора.

примерной отваге и патриотизме. Отры-
BOR ИЗ КНИГИ, где описана пловучая ка-
торга в дореволюционные ‘годы, произво-
дит большое впечатление на слушателей.

В. Лебедев-Кумач читает стихи и пес-
ни из трех книг, изданных B 1940 г.
Особенно понравились слушателям стихи,
посвященные балтийским морякам, и сз3-
тирические стихи.

Писатель Николай Бобров прочел от-
рывки из своей книги о Чкалове.

Фельетоны и стихи  поэтов-сатириков
Н. Адуева и В. Ардова не раз прерыва-
лись веселым смехом.

тем С. Вашенцев, А. Новиков-Прибой, Г.
Фиш, Е. Долматовский, С. Михалков, А.
Исбах, Н. Адуев, И. Френкель. Герой Со-
ветского Союза М. Слепнев прочел отры-
вок из «Трагедии в проливе Лонга», напе-
чатанной в 9-й книге «Знамени». Гене-
рал-майор А. А. Игнатьев рассказал о сво-
ей дальнейшей работе над мемуарами «50
лет в строю» и прочел главу из второй
части. :

Выступивший в заключение бригадный
комиссар т, Щербаков отметил, что жур-
нал «Знамя» завоевал себе прочную и хо-
рошую репутацию среди армейской ин-
теллитенции. Журнал освещает жизнь Крас-
ной Армии, но он должен делать это в
дальнейшем более углубленно, непрерывно
стремясь к строгому отбору  печатаемых
оборанных проиаведений и смелее привле-
кая в качестве авторов непосредственных
участников крупных событий в жизни
Красной Армии. 1

ТАЛЛИН. {Наш ‘корр.). Госиздат Эстон-
ской ОСР в плане нынешнего ‘тода  на-
метил перевести следующие произведения
современной советской русской литерату-
ры: «Как закалялась сталь» и «Рожден-
ные бурей» Н. Островекого, «Соленая ку-
пель»з и «Цусима» А. Новикова-Прибоя,
«Петр 1» и «Хлеб» А. Толстого, «Педьго-
гическая поэма» А. Макаренко, «Разгром»
А. Фадеева, «Тихий Дон» АУ тт и
«Поднятая целина» М. Шолохова, «Cena-
стопольекая страда» 1--ПШ тт. С: Сертее-
ва-Ценского, «Носледние мужики» В. Ку-
лашева, «Чатаев» Д.. Фурманова, «Капи-
тальный ремонт» Л. Соболева, «Железный
поток» А. Серафимовича, «Не переводя
дыхания» и «День второй» И. Эренбур-

‚ава

6) по 3 премии, в размере 100 reread
рублей каждая, за вылающиеся произве“ 4
дения в области литературы, ‘из них

_ три — по поэзии,
три — по прозе,
три — по драматургии,
три — по литературной критике

в) за выдающиеся изобретения (в ток
числе военные): двадцать пять премий
первой степени в размере 100 тыс. руб-
лей каждая, сорок премий второй степе-
ни в размере 50 тыс. рублей каждая,
шестьдесят премий третьей степени в раз=
мере 25 тыс. рублей каждая.

3. Предложить Комитету по Сталинским
премиям в области науки и изобретатель-
ства и Бомитету по Сталинским премиям
в области литературы и искусства пред-
ставить свои предложения на утверждение
Совнаркома СССР к 15 января 1941 года,
в соответствии с настоящими изменениями
порядка присуждения Сталинских премий.

ИТОГИ ГОДИЧНОЙ РАБОТЫ

ЛЕНИНГРАД. (0т наш. корр.). На-днях
бюро отделения литературы и языка Ака-
лемии наук CCCP полвело итоги работы
в 1940 г. Института литературы в
Ленинграде.

В институте закончена  10-томная
«История русской литературы», охватыва-
ющая огромный период. — от лревнейших
времен до Великой Октябрьской социали-
стической революции. Работа нал «Исто-
рией русской литературы» велась в тече-
ние нескольких лет. большим авторским
коллективом, который об’единял более 50
научных сотрудников инетитута, ученых
Москвы. Киева. Харькова и других науч-
ных центров Советского Союза. В 1941
толу выйлут в свет 1-Й. 3-Й и Б-Й томы,
остальные семь томов тотовятея к печати.

Институт заканчивает работу и над
курсом русской литературы лля выстих
учебных заведений (в 3 томах), который
выходит пот- общей тфедакцией В. Дес-
ницкого. Б. Мейлаха п Л. Плоткина. 1-й
том находится уже в печати.

В 1940 г. подготовлен к изданию боль-
шой сборник «Вопросы теории литерату-
ры», открывающий повую серию трудов
института. Первый сборник состоит из
статей, посвященных как общим пробле-
Мам ‘Теории литературы, так и вопросам
художественной формы. В книгу включены
статьи Л. Плоткина «Сталин и литера-
тура», Б. Бялика «Ленинская теория от-
ражения и проблема специфики иекусет-
ва», В. Жирмунекого «Стадиальные ана-
логии историко-литературного процесса»,
Б. Мейлаха «Метафора в системе худо-
жественного мышления», Г.  Гуковскоте
«Проблема поэтической лексики», Г. Ви-
нокура «Язык как предмет литературове-
дения» и др.

Наконеп. Институт титературы Акале-
мии наук СССР подготовил к печати ие=
сколько томов по истории немецкой и

франнузекой. литературы.

Переводы ‘на эстонский язык

та, «Разин Степан» А. Чалытина, «Це
мент» и «Энергия» Ф. Гладкова, «Пуш-
кин» Ю. Тынянова, «Время, вперед и
«Белеет парус одинокий» В. Катаева,
«Гидроцентраль» М. Шагинян, «Узважае-
мые граждане» М, Зощенко, «Города и
годы» К. Федина, «Страна ’Муравия»
А. Твардовското, «Рассказы» 9. Грина.
Большинство этих книг уже переводит-
ся. Кроме того, издается на эстонском
языке и русская классика: избранные
стихотворения Лермонтова, избранные
рассказы Пушкина и Гоголя, «Война и
мир» и «Анна Каренина» Л. Толстого и
полное собрание сочинений М. Горького:

П. КРУСТЕН.

Новиков-Прибой выступает во Дворце

Фото В. Лагина.