Литературный календарв

П. А. ПЛЕТНЕВ
К 75-ЛЕТИЮ 60 ДНЯ ОМЕРТИ

Видный критик пушкинской и после-
пушкинской эпохи Петр Александрович
Плетнев (1792—1566) вступил на литера-
TypHoe поприще в 20-х годах как поэт.
Перейдя затем в область литературной
критики Плетнев скоро сделался вырази-
телем теоретических воззрений пушкин-
ского круга.

Одной из главных заслуг Плетнева надо
считать утверждение и обоснование на-
ционального элемента в литературе, его
пламенную защиту народного творчества,
в котором он видел не только большие
художественные достоинства, но и прояв-
ление высокого патриотизма. В своих кри-
тических оценках Плетнев неизменно про-
являл свойственную ето характеру мяг-
кость. стремясь отмечать только, достоин-
ства и замалчивать недостатки. «Брат
Плетнев! — писал ему Пушкин, не
пиши добрых критик! Будь зубаст и 6б0й-
ся приторности!». И. С. Тургенев, слушав-
ший в Петербургском университете куро
лекций Плетнева, вспоминал: «для кри-
тика ему недоставало энергии, огня, на-
стойчивости; прямо говоря,   мужества. Он
не был рожден бойцом... Оживленное со-
зерцание, участие искреннее, незыблемая
твердость дружеских чувств и радостное
поклонение поэтическому—вот весь Плет-
нев».

Это «поклонение поэтическому», его тон-
кий вкус, свобода от литературного «ота-
роверства» помогли Плетневу своевремен-
но оценить появление на литературном
торизонте Тургенева и Достоевского, Ост-
ровского и Писемского, Аполлона Майко-
ва и Полонского... Только Белинского,
столь противоположного ему и по миро-
воззрению и по темпераменту, Плетнев не
понял и через всю свою жизнь пронес к
нему враждебность, которую, будучи пред-
седателем цензурного комитета, распро-
странил и на журнал «Отечественные за-
писки».

Познакомившись с Пушкиным
1817 г. Плетнев неизменно оставался его
близким и верным другом, принимая на
себя хлопоты по изданию произведений
великого поэта. По собственному признА-
нию Плетнева, он являлся для Пушкина
всем: и родственником, и другом, и из-
дателем, и кассиром.

Из переписки Плетнева и Пушкина до
нас дошли 31 письмо Пушкина и 23 писБ-
ма его друга. Четвертую и пятую главы
«Онегина» поэт, «вниманье дружбы в03-
любя», посвятил Плетневу, а позднее, при
3-м издании 1837 г. распространил этв
посвящение на весь роман.

Заняв в 18332 г. кафедру русской сло-
зесности, Плетнев с 1840 г. в течение
20 лет состоял ректором Петербургского
университета, а с 1841 г. — членом Ака-
демии наук по отделению русского языка
и словесности. Административная карьера
окончательно привела Плетнева к пропо-
веди консервативных идей, заставлявших
его с энтузиазмом относиться к гоголев-
ской «Переписке с друзьями», а враж-
дебное отношение к Белинскому распро-
странить на творчество Некрасова и даже
Лермонтова.

В 1885 г в издании Академии наук
под редакцией Я. К. Грота вышло трех-
томное издание сочинений Плетнева, в ко-
торое, кроме его критических статей и
стихотворений, вошла и обширная пере-

писка.
И. БУКМЗН.

еще в

ДЖЕК ЛОНДОН
К 65-ЛЕТИЮ 00 ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Трудно назвать другого иностранного
писателя, который пользовался бы в
СССР таким огромным успехом у читате-
лей, как Джек Лондон. Его произведения
неоднократно переводились у нас и выш-
ли почти в 500 отдельных изданиях ти-
ражом свыше 10 млн. экземпляров.

За два дня до смерти Ленина Н. К.
Крупская читала ему рассказ Лондона

«Любовь к жизни». «Ильичу, — пи-
шет Надежда Константиновна в своих вос-
поминаниях, — рассказ этот понравился
чрезвычайно». Однако, котда Ленин «Ha

другой день просил читать рассказы Лон-
дбна дальше», и попался рассказ «совер-
шенно другого типа — пропитанный бур-
жуазной моралью», «засмеялся Ильич и
махнул рукой».

Эти воспоминания Н. К. Крупской весь-
ма показательны для оценки Лондона. На-
ряду с вещами, исполненными глубочай-
шего напряжения, рисующими сильного,
смелого человека, к которому в читателе
не могут не пробудиться благородные чув-
ства и стремления, у Д. Лондона можно
найти и произведения, написанные в
фальшивых тонах, ‘ибо они проникнуты
буржуазной моралью, от которой Д. Лон-
дон до конца избавиться не мог.

Несмотря на большие художественные
срывы в творчестве Лондона (романы

рдца трех», «Маленькая хозяйка боль-
ого дома» и др.), Лондон является заме-
чалельным художником-реалистом, и при
его оценке надо прежде всего иметь в
виду такие его классические произведения,
как «Мартин Иден», «Железная пята»,
«Морской волк», «Дочь снегов», «Рассказы
© дальнем Севере? и др., не товоря уже

© замечательном анималистском цикле
(«Белый клык», «Джерри» и пр.).
В. НАГЕЛЬ.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
‚ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА

Интересную работу провел преподава-
тель полтавского педагогического инети-
тута А, Е. Батмет, составивший синони-
мический словарь украинского литератур-
ного языка ХГХ—ХХ веков. В этом сло-
Bape глагол «ходить» имеет около пяти-
сот синонимов и троп, зафиксированных
в украинской литературе и фольклоре.

Недавно т. Батмет читал на конферен-
ции литературоведов при Институте ли-
тературы Академии наук УССР подготов-
ленную им к печати рукопись «Синони-
мического словаря». Пока этот словарь
издается для школ и педатотов. Об’ем
словаря — 35 листов, содержит он 7100
тнезд. Рукопись подготовлена очень тщэ-
тельно: в каждом гнезде перечисляются в
алфавитном порядке синонимы, потом
каждый синоним подан в контексте, взя-
том ‘из классической и современной ли-
тературы или фольклора. Автор обработал
для словаря около 500 литературных про-
изведений.

Положительную оценку словаря -Bar-
мета дал ряд присутствующих. Академик
П. Тычина, поэт М. Рыльский примут
участие в издании  «Синонимического
словаря>.

Тов. Багмет окончил также работу над
составлением «Толкового словаря укра»
инского языка», об’емом в 20 листов.

Г. НАЗАРЕНКО

Киев.

eee

Литературная газета
№2

ПОСЛЕ СЕЗДА

ПЕТРОЗАВОДСК, (Наш корр.). Первый
с’езд писателей Карело-Финской республи-
ки ‘избрал новое правление союза, внес
освежающую струю в ту атмосферу зам-
кнутости и инертности, которая наблюда-
лась не только в работе многих писате-
лей, но прежде всего у самого правления
с0ю03а»

Много интересных творческих вопросов
выдвинуто сейчас новым правлением,
Вновь образованы при союзе две секции:
фольклора и переводов. В плане — цикл
лекций по истории финской литературы,
обсуждение творческой работы переводчи-
ков. Перед ними поставлена болыная и
блатородная задача — донести до совет-
ского читателя лучшие произведения фин-
ской классической и революционной лите-
ратуры, сделать достоянием финского чи-
тателя произведения фусских классиков И
наиболее значительные произведения сов-
ременной советской литературы.

На вечерах писателей в январе-марте
будут обсуждаться творчество поэта Эрва-
сти, книги для детей Ю. Никоновой, наме-
ченный к переизданию роман старейшей
финской писательницы Хильды Тихля
«Лист переворачивается», творчество выда-
ющейся народной сказительницы респуб-
лики т. Пашковой, новые работы русских
поэтов и прозаиков. Для литераторов бу-
дет прочитан цикл лекций по основам
марксизма-ленинизма, намечено провести
творческие встречи с писателями Ленин-
града, дискуссию 06 «образе положитель-
ного героя».

Однако в работе с молодыми писателя-
ми новое. правление повторяет старые
ошибки. Новое поколение литераторов, oO
котором так страстно говорилось на с’ез-
де, требует прежде всего большой воспи-
тательной, идейно-творческой помощи.

Госиздат Карело-Финской ССР вынес ре-
шение о ликвидации единственного в рес-
публике авторского кабинета, в котором
сосредоточивалась вся работа с начинаю-
щими`писателями: Творческие об`единения
при редакциях литературно-художествен-
ных журналов не созданы. Правление
союза, редколлегии журналов до сегодняш-
него дня даже не имеют ясного представ-
ления, как они будут работать с молоды-
ми писателями. Здесь пока все остается

И С. НОРИН

en

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

АШХАБАД. (Наш корр.). Союз писате-
лей Туркмении уделяет сейчас основное
внимание обсуждению рукописей и новых
выпускаемых книг. ‘

В последнее время коллектив писателей
обсудил стихи Я. Насырли, исторический
роман Берды Кербабаева «Решающие ша-
ти», сказки молодого русского — поэта
Б. Шувалова, стихи А. Аламышева и
Казак.

Горячие споры и резкую критику выз-
вала книга Кербабаева, обсуждение кото-
рой заняло два дня. Роман  «Решающие
шаги», по мнению почти всех высту-
павших писателей, научных работников и
журналистов, изобилует грубыми ошибка-
ми идейного порядка. Искажен образ 6ac-
Mata Эзиз-хана, которого автор превратил
в народного вождя и покровителя угне-
тенных. Искажены и причины восстания
дехкан в 1916 году.

Поэты Насыоли и Аламышев, известный
туркменским читателям по поэме «Сона»,
подготовили к изданию сборники своих
стихов. Наряду с хорошими стихотворени-
ями в книгах много стихов чрезвычайно
низкого качества. В результате обсужде-
ния решено издать сборник в меньшем

размере, чем это\ предполагалось  рань-
ше.

%
НОВОСИБИРСК. (Наш корр.). —Неболь-
шая литературная организация  Новоси-

бирска была раньше разделена Ha сек-
ции, и это приводило к разобщенности
писателей. Теперь вместо собраний сек-
ций решено устраивать по, субботам твор-
ческие вечера «Сибирс огней». «Суб-
боты» охотно посещают и поэты, и про-
ваики, и фольклористы. Обсуждения про-
изведений стали оживленнее. Особенно
много полезного и интересного находят
для себя литкружковцы.

Последние две «субботы» были ‘посвя-
щены прозе. Александр Смердов прочи-
тал очерки о Горной Шории — «Страна
Темирз. С. Ламакин, приехавший на
«субботу» из Томска, прочел главы из по-
вести «В добрый час» — о ‚колхозниках,
призванных в Красную Армию.

После исправлений очерки Смердова и
повесть Ламакина будут напечатаны в
«Сибирских огнях».

Вечер памяти М. А, Фромана

ЛЕНИНГРАД, (От наш. корр.). О скром-
ности и требовательности советского пи-
сателя, о любви к литературе, о горячем
и искреннем желании служить `своим ма-
стерством литератора советскому народу
товорили поэты, прозаики, переводчики Ha
вечере памяти М, А. Фромана, состояв-
шемся в Доме писателя им. Маяковского.

Вечер от имени президиума Ленинграл-
ского союза советских писателей открыл
Б. Лавренев, рассказавший о многогран-
ной литературной и общественной дея-
тельности М. А. ‚Фромана. С речами вы-
ступили Инн. Оксенов, М. Л. Лозинский,
Ф. С. Князев, Н. Я. Рыкова и другие
товарищи и друзья писателя. Стихи М.А.
Фромана прочли на вечере артист Антон
Шварц, а также Николай Браун, Сергей
Спасский и Евгений Шварц.

На вечере читались. и стихи Е. Г. По-
лонской и Ве. Рождественского, посвя-
щенные Михаилу Александровичу.

Красноармейцы знакомятся
книгами В, Василевекой

Красноармейцы, командиры и политра-
ботники Н-ского гарнизона любят и вы-
соко ценят произведения польской писа-
тельницы Ванды Василевской. Недавно в
Доме Красной Армии состоялся литера-
турный вечер. Доклад о жизни и твор-
ческом пути Ванды Василевской сделал
тов. Колос.

Послё\ доклада выступили читатели би-
блиотеки и поделились своими впечатле-

ниями 0 произведениях писательницы.
Младший командир тов. Домбровский
рассказал о сюжете «Земли в ярме», а
заместитель политрука тов. Скалин —

0б образах и героях произведения.

Подобные вечера с обсуждением книг
В. Василевекой прошли во многих дру-
тих подразделениях.

Политрук А. ТИМОФЕЕВ,

Yi

Киргизский государственный ордена Ленина музыкальный
г. Фрунзе новую оперу «Токтогул» из жизни киргизского акына Токтогула Ca-

театр поставил в

тылганова. На снимках (сверху): сцена из 3-й картины — жена Токтогула
ожидает его возвращения домой. Внизу: сцена из 2-й нартины оперы — арест
Токтогула (в центре) и его друга Сары. Фото А. Бахвалова (ТАСС).

Рекомендательная библиография
художественной литературы

Последнее заседание Ученого совета Ин-
ститута мировой литературы им. А. М.
Горького было в значительной мере посвя-

ской литературы. Его задача — внима-
тельно следить за всеми новыми литера-
турными явлениями и обсуждать их в

Из писем читателей =
и. от наших корреспондентов

АРХАНГЕЛЬСК. В вале Дома учителя
художник-сказочник С. Г. Писахов еже-
дневно во время каникул раосказывает
учащимся средней школы свои сказки и
дает пояснения к своим арктическим по-
лотнам, выставленным там же.

БАКУ. В Дотиадате ЦК ЛКОМ Азер-
байджана вышел сборник рассказов крун-
нейшего азербайджанского прозаика и
драматурга Абдурагима  Ахвердова. В
сборнике 13 маленьких рассказов, недавно
обнаруженных в личном архиве писателя
и нигде до сих пор не печатавшихся. Не-
которые из них были написаны Ахвердо-
вым незадолго ло его смерти. В этих но-
веллах описывается борьба за советскую
власть в Азербайджане.

ИОШКАР-ОЛА, Закрылась BTOpad KOU-
ференция писателей Марийской АССР.
Отчетный доклад сделал секретарь орг-
комитета Союза писателей С. Николаев.

Конференция ‘избрала новое правление
Союза писателей республики. Секретарем
утвержден т. Николаев. При с0юзе обра-
зованы секции прозы, поэзии, драматур-
тии, народного творчества и секция рус-
ских писателей.

КИРОВСК. Собрание литературной ор-
танизации города заслушало доклад о го-
дичной деятельности кировсвого литера-
турного кружка. По мнению  выступав-
ших товарищей, основным недостатком
было слабое политическое воспитание мо-
лодых. писателей.

КОЛОМНА. На предприятиях торода, в
техникуме и ремесленном училище COCTO-
ялись встречи писателя А. С. Серафимо-
вича с читателями. Кроме того в редак-
ции «Коломенский рабочий» А. ©. Cepa-
фимович провел беседу с работниками
печатн и начинающими писателями.

ОМСН. В Ханты-Мансийске образована
окружная комиссия ‘по созданию единого
литературного хантыйского языка. Автор-
ско-переводческая труппа под  руковод-
ством т. Макушина подготавливает к из-
данию учебники, политико-массовую и ху-
дожественную литературу на хантыйском
языке. Готовится также сборник стихо-

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ!  Газеты сообщают,

ция создана при Союзе com

сек
Русская лей Армении, («КоммуниеТ»е

ветских писате
Ереван).

В Майкопе закончилясь. областная cn
ференция ашутгов и сказителей, р t
Адытейским паучно-исследовательским хх
ститутом и отделением Союза советск
писателей. («Большевин», Краснодар).

Северо-осетинское издательство Tororo
вило к печати сборник революционных, г6-
роических, плясовых, бытовых и шуточных
осетинских народных песен, («Социали“
стичесная Осетия»).

«Фольклор социалистического Киргизста-
на» — сборник пословиц, сказок, песен.
слал в печать Киргизский научно-исследо-
вательский институт языка и литературы.
(«Советская Киргизия»).

з
Туркменский институт языка, литерату-
ры и истории совместно с Союзом созвет-
ских писателей готовит к изданию первую
антологию туркменской поэзии. («Туркмен-
ская искра»).

По инициативе одесского Дома ученых,
к 150-летию с0 дня основания Одессы на-
мечено издать сборник «Одесса в восиоми»_
наниях знатных людей науки. литератур
и искусства». («Большевистское знамя»):

аж

ans,
a

ИЩИ 9

Г. ВЕЧОР

Е оси
Умер драматург Герман Юльевич Вечо-

ра. Он писал медленно и оставил немно“
то законченных произведений, но то, что
им написано, отмечено хорошим вкусом.
Театральная Москва знала его, тлавным
образом, по ет переработкам западноев-
ропейской драматургии. Переработанные
им пьесы всегда носили отпечаток его
творческой индивидуальности, по сути бы-
ли ‘как бы заново рассказаны, своеобраз-
но идейно освещены. К таким пъесам,
пользующимся = несомненным успехом,
можно отнести «Всегда в Пять» 0 Co-
мерсету Могаму, «Президенты и бананы»
по сюжету романа 0. Генри «Короли и
калтуста», «Вольпонэ» по
му ряду пьес можно отнести и сам; 0

шено обсуждению новых задач, вытекаю-

щих из постановления ЦК ВКП(б) о ли-№

тературной критике и библиографии. Ин-
ститут становится центром рекомендатель-
ной библиографии по художественной ли-
тературе. Переданный ему журнал «Ли-
тературное обозрение» приблизит литера-
туроведов к живой художественной прак-
тике, укрепит связь науки с жизнью,

Тем значительнее ответственность ин-
ститута за руководство журналом, за то,
чтобы он своевременно сообщал читате-
лю о лучших произведениях советской ли-
тературы, проникнутых большевистской
идейностью, художественно полноценных,
служащих коммунистическому воспитанию
масс.

В прениях подчеркивалось, что критиче-
ские оценки «Литературного обозрения»
должны быть подлинно об’ективны, на-
учны и лишены каких-либо элементов
случайности и вкусовщины. Мимо внима-
ния журнала нё может пройти ни одна
книга из области художественной лите-
ратуры, критики и литературоведения.

Через журнал и путем удовлетворения
непосредственных читательских запросов
институт обязан фуководить литератур-
ным чтением. Для этого он ‘будет co-
ставлять «круги чтения» по отдельным
разделам литературы, темам и авторам и
рекомендательные списки на специальные
темы, например, на тему «История России
и художественные произведения». г

Чтобы перестроить работу института в
этом новом направлении, Ученый совет
принял следующие решения. При дирек-
ции создается руководящее критико-биб-
лнографическое бюро. Всем отделам, сек-
циям и труппам предлагается расширить
свою программу за счет включения кри-
тико-библиографических работ. Они, в ча-
стности, обязаны ‚обсуждать наиболее зна-
чительные из выходящих книг по своим
разделам литературы.

Значительно расширяется отдел совет-

тесном контакте с Союзом писателей.

На этом же заседании Ученый совет
заслушал доклад и. 0. директора инети-
тута проф. Л. Пономарева об итогах ра-
боты института в 1940 г.

Он отметил как крупные достижения
подготовку учебников по древнегреческой
и римской литературе, по древнерусской
литературе («Воинская повесть» и «Ле-
тописный рассказ»), разработку маркеист-
ской схемы истории американской лите-
ратуры, создание ряда ценных монографий
и сборников новых критико-биографиче-
ских материалов по Пушкину, Лермонто-
ву, Н. Толстому, Салтыкову-Щедрину
и сборника теоретических статей, посвя-
щенных проблемам образа.

В работе института имеются, однако, и
срывы плана. Не выполнено одно из важ-
нейших обязательств прошлогоднего пла-
на — подготовка первого тома Истории
советской литературы. Л. Пономарев пред-
полагает, что том будет готов к концу пер-
вого квартала. Не удается до сих пор
закончить редакционную работу по перво-
му тому Исторни антлийской литературы
из-за непредставления проф. Алексеевым
заказанных ему глав.

Особенно резкой критике
проф. Л. Пономарев работу  горьковской
секции. Она совершенно He занималась
изучением творчества Горького, а огра-
ничилась подтотовкою полного собрания
ето сочинений. Но и эта единственная ра-
бота была организована из рук вон пло-
хо. В основу был положен никем не ут-
вержденный проект инструкции. Текето-
логическая работа не была достаточно
компетентной. В итоге подготовленные за
два года томы можно считать лишь чер-
новым вариантом. _ 5

Ученый совет предложил дирекции уде-
лить 060б0е внимание работам отдела co-
ветской литературы и горьковской секции.

подвергает

«В степях Украины»

В Малом театре начались работы над
подготовкой новой пьесы А. Корнейчука,
комедии «В степях Украины». Ставит
спектакль И. Судаков, режиссер — В. Цы-
танков, художник — Я. Штоффер.

Спектакль тотовится одновременно дву-
мя актерскими составами. В первом. со-
ставе заняты: И. Ильинский (Чеснок),
В. Рыжова (Палалшка), М. Климов {Галуш-
ка), В, Массалитинова (Параська), Н. Свет-
ловидов (Долтоносик), С. Фадеева (Кате-
рина), М, Жаров (Алексей) и др. Во вто-
ром составе будут играть: Н. Светлови-
дов, А. Сальникова A. Зражевский,
Н, Григоровская, Н. Китаев и др. Спек-
такль будет показан московскому зрителю
весною текущего года.

Приветствие Г, Н, Петникову

Доротой Григорий Николаевич!

Двадцать пять лет тому назад вышла
заша первая книга стихов «Леторей>.
(совместно © Н. Н. Асеевым). Эта дата
памятна нам, как начало вашей поэтиче-
ской работы. Мы помним и ценим ваши
книги стихов «Поросль солнца», «Быт пс-
бегов», «Юнига Мария Зажти СЁега». Мы
считаем выдающимися ваши переводы
украинских поэтов, а также «Сказок бра-
тьев Гримм», i

От всей души поздравляем Bac с два-
дцатипятилетием вашей литературной дея-
тельности, желаем здоровья и новых ус-
пехов.

Н. Асвев, Л. Квитко, Ю. Олеша,
Б. Пастернак, В, Перцов, В. Шклов-
ский, К. Чуковский.

ВЗАИМНЫЕ

Девятая и, главным образом, десятая
книги альманаха «Волжская новъ» были
темой обсуждения на заседании Бюро`об-
ластных комиссий ССП СССР (8 января).
В последней книге напечатаны две пове-
сти: Н. Борисова «Березанские ветречи» и
В. Баныкина «Игнат Дубин», лирико-эпи-
ческие сцены Н. Нилли «Дмитрий Дон-
ской», рассказы Н. Тиханова, В. Алферо-
ва-Волжанина, Е. Шаповалова, цикл но-
велл И. Горюнова, стихи, статьи, воспо-
минания. Почти ‘вся проза и стихи аль-
манаха подверглись суровой критике. 0со-
бенно подробно остановились писатели на
двух повестях, которым уделено в книге
много места. На серьезные идейно-худо-
жественные ошибки их авторов указывали
Л. Шапиро, ‘0. Резник, Н. Богданов,
М. Эгарт и другие, подкрепляя свою кри-
тику конкретным анализом этих произ-
ведений и цитатами из них,

Центральной фигурой повести «Березан-
ские встречи» является кулак Абрамцев.
Процесс ето «перестройки» автор НН.
вает с необычайным умилением: он ва-

ставляет всех своих персонажей окружать,

Абрамцева вниманием и усиленной забо-
той, ограждать его от всяческих неприят-
ностей, В. конце повести Абрамцева уби-
вает ето старый друг, оставшийся вра-
TOM советской власти, и тут уж бывший
кулак предстает перед читателем в орео-
ле великомученика. :

Положительные repog этой повести, к
которым ‘должны быть направлены симпа-
тии Читателей — лица бездумные,  по-
верхностные. Ничем, кроме пошлых ряз-
говоров и довольно частых попок, они не
занимаются. Поражает бедность их фило-
софии, вульгарность отношения к жеён-
щине, примитивность представлений ‘о мо-
рали, любви, дружбе. Последним недостат-
ком отмечены не только повесть Н. Бори-
сова, i
наха, в том числе и неплохой в общем
рассказ Н. Тиханова «Горе».

Оченв. слабы, по общему признанию,
лирико-эпические сцены Н. Нилли, Они
не оригинальны и сильно напоминают вс9

но и другие произведения альма-

АМНИСТИИ.

написанное на эту тему, в частности сце-
нарий «Александр Невский» П. Павленко.

— Беден, банален язык произведений,
напечатанных в альманахе, — подчерки-
вает 0. Резник, приводя в подтверждение
длинный ряд безграмотных цитат.

— Как могло случиться, — спраши:
вает Л. Шапиро, — что эти сырые и
серые произведения печатаются зв альма-
нахе, выпускаемом всего два раза в год?
Неужели редколлегия не видит их недо-
статков..

Ответ на STOT вопрос очень прост, В
редколлегии альманаха — пять человек.
Четверо из них — авторы налечатанных
в книге произведений.

Не способно помочь редколлегии разо-
браться в качестве произведений и Куй-
бышевское издательство — его руководи-
тель т. Гурвич интересуется в первую
очередь количеством, & нё качеством вы-
пускаемых изданий.

Одна из бед куйбышевских писателей—
это их преждевременная тяга к большой
литературной форме: во что бы то ни ста-
ло надо писать роман или по меньшей
мере повесть. Рассказ или очерк — это,
по их мнению, недостойно серьезното пи-
сателя, Дурные результаты такой «тео-
рии» налицо: В. Баныкина—автора удач-
ных рассказов, как подчеркивает М. Эгарт,
в повести постигла большая художествен-
ная неудача. :

Сравнительно немногочисленная куйбы-
шевская литературная организация не мо-
жет похвастать крепкой дружеской атмос-
ферой. Здесь не хотят учиться, не любят
критики — ‘всякое высказывание против
‘художественного произведения принимает-
ся как личный выпад. Творческие разто-
воры частенько сводятся к личным  сче-
там и взаимным обидам. :

Обсудив доклад т.’ Шапиро 5 поездке
в Куйбышев ин подведя итоги зысказы-
ваниям, Бюро областных комиссий реши-
ло предложить редколлегии куйбышевского
альманаха свою помощь, которая звыра-
зится в окончательном редактировании
материалов, одобренных редколлегией,

`отделах библиографии в газете. Обсужде-

творений хантыйских поэтов Лазарева,
Вахрушевой, Войветкина и других.

ТАШКЕНТ. Институтом языка, литера-
туры и истории. Узбекского филиала Ака-
демии наук подтотовлена и сдана в пе- советские темы. Среди
чать монография 0 жизни и деятельно-
сти Алишера Навои. Об’ем книги — 25
печатных листов. {

Этим же институтом подтотавливаются к
печати избранные произведения Навои в
10 томах, сборник афоризмов Навои, тол-
ковый Словарь к произведениям Навои и
ряд других работ.

ХАРЬНОВ, Областные газеты «СошалЕ
стична. Харювщина» и «Красное знамя»
вместе с писателями, критиками, литера-
туроведами и работниками библиотек про-
вели недавно совещание по вопросу об

драму «Войчек», написанную по бюхн
ровским фрагментам.

совместно с П. Жаткиным.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Учреждениям. товарищам, друзьям

ты, — моя сердечная благодарность.
Н. Гудзий

ны планы отделов библиографии,

ЧЕБОКСАРЫ. Два вечера обсуждались
новые произведения чувашских писате-
лей П. Хузангая, С. Шавлы и пьеса
А. Тальвира «Степан Паладай».

Редакционная коллегия: В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редактор),
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ.

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
ВЫПУСКАЕТСЯ ;
НА ЭКРАНЫ

В МОСКОВСКОМ
ГОСУД АРСТВЕННО М
ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ,
ФИЛОСОФИИ и ЛИТЕРАТУРЫ
имени Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

(Сокольники, Ростокинский пр., 13-а)

.17 ЯНВАРЯ 1941 г., в 6 ЧАС. ВЕЧ.

КИНОТЕАТРОВ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
ПГ ‘гл Фе т

„СЕЛА“

СОСТОИТСЯ

Г. ГРЕБНЕРА
Золотовского.
«КАПИТАН ЛАЦЕ»

Сценарий
по рассказу К.

ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

Производство студии
«СО ЮЗДЕТФХФ ИЛЬ М

ВЫПУСК

СКОРО на ЭКРА
КИНОТЕАТРОВ ВЫПУСКА
БОЛЬШОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ

СУВОРОВ

Производства . Московской ордена
Ленина киностудни «МОСФИЛЬМ»

Азтор сценатлия Г. ГРЕБНЕР.
Режиссеры — засл. деят, иск м

«ГЛАВКИНОПРОКАТ»

Режиссер В. ЖУРАВЛЕВ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
Оператор Ю. ФОГЕЛЬМАН КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Художник Ю. ШВЕЦ тов. ЯКОБСОН Л. Г.
Композитор Be MY PARE НА ТЕМУ: «Образность в поэзии».
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ:   ОППОНЕНТЫ: проф. Нусинов И. М.
Капитан Чистяков — ро Famopere, sh
засл. арт, респ. Н. АННЕНКОВ С диссертацией можно ознакомить-
Капитан Груздев В. ГРОМОВ ся в литературном кабинете МИФЛИ,
Федор Чистяков С. СТОЛЯРОВ
Пыльнов П. СОБОЛЕВСКИЙ
х +e oa : ТТТ ТТТ ТТТ

КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ

ИЗДАТЕЛЬСТВА

«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»

МООКВА, Кузнецкий мост, 18
ТЕЛЕФОН К 4- 42-39.

В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ

КНИЖНОЙ ЛАВКИ ая
о ee ee
_ И СЛИЯНИЕМ EE ей р
С МАГАЗИНОМ ИЗДАТЕЛЬСТВА, Звукооператор Н. ТИМАРЦЕВ

ПРИ МАГАЗИНЕ
ОБОРУДОВАНА КОМНАТА

ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЗАКАЗОВ ПИСАТЕЛЕЙ.

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ:

Суворов Н. ЧЕРКАСОВ
Павел Т А. ЯЧНИЦКИЙ
Аракчеев — засл, арт. РОФСР

М. АСТАНГОВ

СЫ

ЗАКАЗЫ ПРИНИМАЮТСЯ УСТНО, iiemeeoen но
ПИСЬМЕННО И ПО ТЕЛЕФОНУ, Платоныч А. ХАНОВ

Прохор — засл. арт. РСФОР
орденоносец Г, КОВРОВ
Tropa орденоносец А. АНТОНОВ

oC eee

ВЫПУСК «ГЛАВКИНОПРОКАТ»`

В ПРОДАЖЕ ИМЕЮТСЯ КНИГИ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИСКУССТВУ,

ФИЛОСОФИИ и др.
Магазин открыт с 9 ч. до 20 ч,

когиз
«Политкнига»

ВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТ
И ПОСТУПИЛА В ПРОДАЖУ
СЛЕДУЮЩАЯ КНИГА

НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

МАЯКОВСКИЙ, В.
ПОЭМЫ: «Владимир Ильич
Ленин», «Хорошо. Перевод и
комментарии Гуго Гупперта.
Изд-во «Международная кнн-
га». 1940 г. 186 стр. Т. 4.000.

Ц. в пер. 10 рублей.

ПРОДАЖА В КНИЖНЫХ
МАГАЗИНАХ КОГИЗА.
Почтовые заказы направляйте в

ближайшее областное (краевое) от-
деление Когиза, а также по адресу:

МООКВА, Кузнецкий мост. 18, книжный
магазин «Интернациональная книга».

дитФонд СССР

ДОВОДИТ ДО СВЕДЕНИЯ
ПИСАТЕЛЕЙ, ЧТО
ПОДМОСКОВНЫЕ ДОМА
ТВОРЧЕСТВА

MASEEBHA,

TORURBEINO nu
ПЕРЕДЕЛНИНО

ПРОДОЛЖАЮТ НОРМАЛЬНО
ФУНКЦИОНИРОВАТЬ.

ЦЕНЫ на ПУТЕВКИ
ПРЕЖНИЕ.

поно она ноно нисан иона вона ван анна ион вовне ночи Rees

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер., д, 26, телефоны отделов: современной литературы и критики, писем, искусств и публицистики, иностранного — К 4-46-19; информации — К 4-34-60; иллюстраций и секретариата — К 2-20-95.

,

Типография издательства «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30.

Джонсону. К, это-
удачную работу Германа Юльевича —

Помимо иноценировок ‘и пересказов у
Германа Юльевича имеется ряд пьес на
них — «Вторая
юность» и «Сильнее смерти», написанная

Секция драматургов Союза писателей,

ученикам, приветствовавшим меня в свя*
зи с тридцатилетием моей научной рабо-

НЫ
ЕТСЯ

ЕТ И

ТТТ ТУ

— Зе