Военное воспитание
и детская литература

Военное воспитание детей, воспитание
мужества, стойкости, любви к труду, Е
суровой и деятельной жизни является в
любых условиях важнейшим фактором
формирования человека, Военное воспита-
ние не есть нечто такое, что вызывается
временными условиями обстановки, а H4
самом деле будто бы противоречит прин-
пппам коммунистичеекого воспитания, Че-
ловек-воин, если OH воюет за спра-
велливое дело, за счастье людей, всегда
будет образцом для трудового человечества.

Нам, работникам литературного дела,
меньше, чем кому бы то ни было, можно
забывать о наших военных задачах, так
как роль литературы в системе военного
воспитания детей очень велика, а сделано
литераторами ло сих пор еще не много.

Книги © войне были всегла любимый
чтением детей, в особенности мальчиков.
Нет надобности забираться в глубь веков,
чтобы найти доказательства того, kak
ЕНИГИ 0 войне, написанные для взрослых,
становились любимым чтением тетей. Так,
Чапаев стал любимым героем ребят за-
долго до появления фильма,  блатоларя
книге Фурманова. Так. летской книгой
стал роман Островского «Как закалялась
сталь», Воспитательное значение этих
книг, Так же, как «Школы» Гайдара,
трулно переоценить. Между тем, если их
сейчас перечитать, выяснится, Что эти
книги очень просто и, можно сказать,
бесхитростно написаны.

В чем же сила этих произведений, В
чем важность их для целей военного вос-
питания? Может быть, в теме? Нет, злесь
дело — не в теме, 8 в направлении, в
отношении художника в действительности.

Сила лучших книг о гражданской вой-
не в том, что они показывают, как еуро-
вая боевая действительность формировала
людей. Название «Школа» не случайно,
как не случайно название «Как закаля-
лась сталь». «Чапаев» Фурманова и
«Разгром» Фадеева — все это тоже кни-
гп о становлении человека.

Воспитательное значение таких произ-
ведений огромно, потому что их герои ре-
шают свои жизненные задачи при реаль-
ном воотпошении сил. А как соблазна-
тельна перспектива решить задачу облег-
ченным сисеобом! Ведь герой — в руках
автора. он булет делать все, что ему при-
кажут, автор может дать ему слабых
противников. а самого наделить чудовищ-
ной силой. Настоящий художник, однако,
не имеет права Ha такое облегченное ре-
шение задачи. Условная борьба с услов-
ным противником раньше проходила, да
и сейчас часто проходит, под флагом «ро-
мантики». Уж очень легко, просто уда-
Baloch во многих рассказах неопытвым,
безоружным мальчикам и девочкам задер-
живать опытных нарушителей травицы,
матерых шпионов. вооруженных 10 зу-
бов. Это создавало впечатление, что охрз-
на границы — дело очень простое. Так,
еше совсем недавно был переиздан для I6-
тей рассказ украинского’ писателя П. Пан-
ча «Маленький партизан», гле восьмилет-
ний (в первых изданиях шестилетний)

‘мальчик с легкостью вынихает и _забра-.

ЬЧИЕ. Bu Г
сывает замок артиллерийского орулия бе-
лых. отчего белые, конечно, терпят пол-
ное поражение.

Создавать впечатление легкости борьбы
— это вреднейшее ‘дело. Мы должны
воспитывать сильных людей, которые
твердо отлают себе отчет в трудностях.
какие им встретятся, и идут в бой, что-
бы победить.

Вомандир-воспитатель, получив в Н0-
вом пополнении разпородный человеческий
материал и более смелых, и менее сме-
лых людей, и трусоватых, не имеет пра-
ва оставить у себя одних только смель-
чаков, он всех обязан сделать смелыми.
отважнымп й самобтверженными ` люльми.
Жизнь, окружающая писателя, предостав-
ляет его наблюдению разных люлей, и за-
дача его — показать не ‘только итога.
но и самый ход воспитательного процес-
ва в его естественных, & не облегченных
условиях. Тогда его работа, его книга
станет и сама сильнейшим оружием в0с-
питания смелых и сильных ‚ людей,

Выполнять задачу военного воспитания
необязательно только книгами на во0ен-
ные темы. Мы не должны рассматривать
свою задачу арифметически, по количе-
ству военных терминов или действующих
лип в военной форме. Поэтому и школь-
ную повесть, и приключенческий роман,
и историческую книгу мы вправе рас-
сматривать с точки зрения военного BOC-
питания. Но даже с этой поправкой еле-
дует признать, что пополнение нашего
воспитательного арсенала за эти годы не
велико. Детская беллетристика носит He-
сколько безмятежный характер. Так по-
лучилось. что писатели наши сконцевтри-
ровали внимание детей главным образом
па проблемах любви и дружбы между
мальчиками и девочками, на этих туман-
ных и еше не определенных чувствах,
воторые возникают в 14—15 лет.

Эта тема была центром многих книг:
«Первой любви» Фраермана, «В лагере»
Шатилова, «Очень хорошо»  Копыленко,
«Судьбы товарища» Немировой. Произве-
дения эти различны и по своему художе-
ственному метолу и по мастерству. По-
явление их интересно для нас, как одна
из тенденций в развитии детской литера-
туры. Это все попытки разными  срел-
ствами решить. проблему школьной по-
вести. Школьная повесть может сыграть
огромную роль в воспитании характера.
Но срели школьных повестей  послел-
них лет. пожалуй. только «Черемыш, ‘брат
repos» Касеиля имеет ценность в этом
именно отношений. Остальные, к сожале-
Бию. бьют в другую цель.

Было бы нелепо ечитать запретной Te-
му любви и лружбы, конечно, нужно лать
хорошую книжку на эту тему, и не оста-
влять без ответа эти «проклятые» во-
просы. Но мы вель знаем, что. в конце
вонпов, не эти чувства определяют буду-
щее детей, не это — самое главное в их
воспитании, Нельзя этот подчиненный во-
прое лелать решающим лля такого трулно-
ro возраста, как 14—15 лет, Мы же, кон-
пентрируя внимание детей на смутных
еще чувствах, заставляя ребят слишком
рано останавливаться на Вих, разбираться
EE IE TLE

Литературная газета

©

Se с

_манность,

‚ди подчас и ошибаются и спотыкаются.

<

Б. ИВАНТЕР
©

в них, отвлекаем их от естественных пн-
тересов, которые сосредоточены B этом
возрасте скорее на проявлениях’ героизма,
мужества. Дружба трех мушкетеров зани-
мает их больше, чем дружба Поля и Вир-
rang.

Другая тенденция, о которой нужно
было бы поговорить, — это так называе-
мая романтическая тенденция, илущая от
Грана и припагающая & описанию нашей
действительной жизни литературные при-
емы, которыми создавалась вымышленная
жизнь героев Грина.

Горький говорил 0 Том, что литерату-
ра существует’ для того, чтобы говорить
людям правду 06 их жизни. Чего стоит
та литература. которая, пусть из самых
хороших побуждений, отворачивается от
теневых явлений жизни и боится их. Ес-
ли она боится этих теней, значит, она
плохо верит в жизнь п не любит ее.

Й вот у автора такой книги, как «Ба-
ра-Бугаз», как  «Мещерская сторона»,
книг, порожленных большой любовью К
нашей стране, мы то и дело встречаем
это стремление приукрасить. действитель-
ность. как будто такая. как есть, она
покажется скучной, унылой и уродливой:

В сборнике рассказов Паустовского, из-
данном в 1940 г.. напечатан рассказ «По-
водырь», Командарм летел на юг к флоту,
который ждал его, чтобы выйти в учеб-
ное плавание. Но в воздухе  испортился
мотор, летчик посадил машину на озеро,
в глухой лесной стороне. В избе лесника,
пока чинился мотор. командарм увидел
слеппа-лирника. У него двадцать лет то-
му назад пропала дочь. Теперь она. ва-
шлаеь. старик узнал ее адрес, он идет
к ней. только боится. что не дойдет. И
командарм берет его на самолет, делает
крюк в триста километров, привозит ста-
рика к дочери. Флот выходит в осеннее
плавание с опозданием на два часа.

Вез очень трогательно. Й на первый
взглял поступок командарма кажется про-
явлением высокого гуманизма, как бы ил-
люстрацией тезиса о том, «что человек—
самая большая драгоценность в нашей
стране». Тезис верный, но иллюстрация
неверная. Неверная прежде, всего потому,
что это — иллюстрация к тезису, а не
обобщение жизненных явлений. В этом —
главный порок рассказа. Не было такоге
командарма и не могло быть. Это видно
даже по сюжету рассказа, командарму не-
зачем было делать крюк в триста кило-
метров и опаздывать к выходу флота в
море. Он мот бы взять старика на само-
лет, прилететь во-время и затем доставить
его к дочери. Гуманность этого рассказ»
— не настоящая’ социалистическая гу-
и вовсе не потому, что наши
команлармы не должны сочувствовать сле-
пым старикам, потерявшим дочерей, а по-
TOMY, что для командарма исполнение во-
‘инского долга есть более высокое прояв-
ление гуманносги. чем такая сентимен-
лальная экскурсия 3A счет воинской дис-
циплины. Й дело здесь че только в том,
что такие рассказы не помогают военно-
му воспитанию молодежи, но и в том,
что отношение художника к действитель-
ности неверно. неверен самый творческий
метод, и это обрекает на ошибки такого
талантливого писателя. как Паустовский.

И не в том только дело, что это вы-
мысел. Без вымысла нет литературы,
а в том, что это утверждение вымысла
впротивовес шершавой и грубой, но му-
жественной и суровой жизни, в которой
приходится много ечищать, скрести, за-
ниматься черной работой, в которой лю-

но упрямо идут вперед,
жизнь и самих себя.

Для описания этого труда. этой повсе-
лневной работы 193 миллионов лютей, тля
того, чтобы показать величие этой повсе-
лневности, нужна илейная романтика. ро-
мантика, которая опирается на жизнь ий
исхолит из Нее. а не из абстрактных илей
ий абстрактных чуветв великого и пре-
красного.

«Овол». Войнича — тоже. книга роман-
тическая. и в «Школе» Гайдара есть po-
мантика, для этого вовсе не нужно пре-
ступать законы естественности.

Между тем, влияние ложного романтиз-
ма, если Можно так сказать по аналогии
с ложноклассипизмом, мы видим в дет-
ской литературе не только нз примере
Паустовского, но и в произвелениях Фра-
ермана, Кассиля. и. Гайдара. Я не хочу
сказать, что этим характеризуется все
творчество писателей, о которых я упо-
мянул. Но эта тенденция проявляется @
} них: в одном произведении сильней, в
другом слабей.

Нужно отметить эту тенденцию, что-
бы она не разрослась в ущерб. литературе,
воспитывающей ‘настоящее мужество и
настоящие. не книжные чувства, — HP
кабинетных мечтателей, а энергичных хе-
ятелей и воинов,

Мы говорили уж о том, что содейст-
вовать военному воспитанию может и та-
кая книга. в которой нет военных собы-
тий, а есть, скажем, такое мирное чув-
ство. как любовь к девушке. С другой
стороны, авантюрный. сюжет и события,
самые необыкновенные и романтические,
могут не противоречить жизненной правде
и естественности изображаемых людей, их
чувств и характеров. Поэтому повесть
«Два капитана» Каверина, несмотря Ha
некоторые ее недостатки, можно отнести
к Числу таких книг, которые полезны де-
лу воспитания мужества, настойчивости,
делу воспитания сильного, волевого харак-
тера. Саня Григорьев, герой повести, ста-
новитея военным летчиком, = капитаном
Красной Армии. и можно верить тому,
что‘ он вел бы себя, как должно, на Xaca-
He или Финской кампании. хотя действие
повести Каверина’ кончается за несколько
лет до этих событий. В этом — ценность
книги для дела военного воспитания. Вчи-
га эта намечает один из путей для раз-
вития сюжетной повести для детей,

И, наконец, в этой связи, нужно ска-
зать подробнее о Гайдаре.

Гайдар пришел в литературу как’ воен-
ный человек, и он остался «военным че-
ловеком» в литературе ло сих пор. «Шко-
ла». «РВС», «Военная тайна», «Судьба
барабанщика», «Тимур и его ‚команда»—
все это книги на военную тему даже Tor-

перестраивая

‘сколько’ иначе,

ла, когла речь в них илет о мирной жиз-
ни. Hep сомнения в том, что со времен
«Школы» писатель poc и развивался, от
книжки к книжке набирался опыта и ма-
стерства. Но развитие писателя редко бы-
вает однолинейным, оно идет сложным
путем. «Школу» писал человек талант-
ливый, но еще молодой, еще не очень
опытный, но это — книга цельная, на-
писанная одним дыханием... «Судьба ба-
рабанщика» — это книга опытного пи-
сателя, который много знает и много уме-
ет. Но если в первой части книги мы ви-
дим правдивые отношения людей, собы-
тия. волнующие своей жизненностью, тэ
во второй части — романтически окрз-
шенный, но довольно заурядный детектив,
Так, в первой части Гайдар подчеркивает
романтичный характер отношений между
сыном п отцом в диалоге о песне «Гор-
ные вершины».

«— Папа! — сказал я, когда последний
отзвук его голоса тихо замер над прекрас-
ной рекой Истрой. — Это хорошая пес-
ня. но ведь это же не соллатская.

Он нахмурился.

— Как не солдатская? Ну, вот: это
горы. Сумерки. Идет отряд. Он устал, ит-
ти трудно. За плечами выкладка шесть-
десят фунтов... винтовка... патроны. А на
перевале белые. «Погодите, — говорит
командир, — еще немного, дойдем, со-
бъем... тогда и отдохнем. Вто до утра, a
кто и навеки...» — Вак не солдатекая?
Очень даже солдатская!».

Это романтика, конечно, но эта роман-
тика не противоречит жизненной правде
и не оторвана от нее. Это та романтика,
которой пронизано все лучшее в творчест-
ве Гайдара. Bo второй части Гайдар ув-
лекается дешевым детективом, нежизнен-
пым и неправдоподобным, и главное: беда
здесь в том, что в угоду детективному
сюжету изменяется характер героя; живой
мальчишка, втиснутый в мертвую схему
детектива, бледнеет, мертвеет, и вместо
живой романтики остаются только  0ез-
жизненные и пустые слова 0б отрядном
барабане.

«Тимур и его команда» — явление,
чрезвычайно интересное в нашей  дет-
ской литературе. Здесь как раз очень яр-
ко проявилось умение Гайдара прочуветво-
вать то, что назрело в жизни наших де-
тей, то. что, хотя еще не осуществилось,
HO носится в воздухе, то, что наступит
завтра. Гайдар первоначально нашел пре-
красную форму для того, чтобы выразить
это. свое обобщение завтрашнего дня на-
ших детей, — это форма киносценария.
Гайлар чутьем художника угадал жанр. в
котором его илея примет наиболее яркое и
убелительное воплощение.

Но наброски образов мальчиков, дево-
чек, взрослых, естественные на двухмер-
HOM пространстве киноэкрана, стали аб-
страктными в трехмерном пространстве
повести. Для повести нужно было больше
жизненного материала. Заслуга Гайдара в
том. что он угадал то, чего тогда, когда
он писал, еще не было, но то, что теперь,
уже есть. Теперь сотни тысяч детей 2уй-
вут практически тем, чем жили Тимур и
его ‘команда. правла, это выглядит не-
но все же, когда мы
встречали на улицах школьников © само-
лельными петлицами ефрейторов и ‘сер-
жантов, не казалось ли нам, что это ка-
кие-то ребята из команды Тимура?!

Задача заключается теперь в том, что-
бы обобщить эти новые явления жизни.
Естественно наше желание поближе pac-
смотреть и Тимура и Квакина, их борь-
бу, которая в той или иной форме про-
исходит в каждой школе, в кажлом дворе
и. наконец, просто в сознании многих
детей, которые’ соединяют B cede и Ти-
мура и Квакина. Для этого нужны уси-
лия не одного Гайдара, а многих писате-
лей. Мы можем, конечно, выполнить это
залание, потому что наша страна никог-
да не имела такого сильного коллектива
работников детской литературы, какой
она имеет сейчас.

Военное воспитание детская литература
начинает с первой книги для читателя,
еще даже не умеющего читать. Здесь, как
в букварях, для малышей нарисованы
танки, пушки, самолеты и подписано: это
танк, это пушка, это самолет. Цели воен-
ного воспитания осуществляют и научно-
фантастическая и деловая научная книж-
ка лля юннатов, которая учит выращивать
нужный для дела обороны кок-сагыз, и
песни лля пионеров, и стихи для малень-
ких детей. Внедрение методов военно-фи-
зического воспитания не есть нечто вре-
менное, не кампания, & наша постоянная
и насущная забота, о которой нельзя з3-
бывать ни на минуту.

Итак, перед детской литературой стоят
три задачи: первая и тлавная — вос-
питать дух и чувства будущего бойца,
закалить его характер, психологически
подготовить его к встрече с будущими
трудностями и опасностями. Эту задачу
выполняет преимущественно художествен-
ная литература. Здесь важнее - всего. внут-
реннее осознание каждым писателем необ-
ходимости в таких книгах, внутренняя
мобилизованность писателя, подобная той.
какая была у Маяковского, для которого
государственная необходимость была его
насущнейшей внутренней необходимостью.

Если первая задача — преимуществен-
но воспитание духа будущего бойца, то
вторая, также чрезвычайно важная, —
дать ему военные знания, дать представ-
ление о том, что такое военная техника,
познакомить его с боевой маптиной, при-
вить ему любовь & военной технике 4
желание овладеть ею.

Наконец, третья задача, на которую до
сих пор мы почти не. обращали внимания,
— это создание литературы для дела,
для практики, для работы перестраивае.
мой пионерской организации.

До самого последнего времени эта задача
не стояла, как задача детской литературы
и летского издательства, В результате на-
ша пионерская организация не имеет до
сих пор ни одной книги, которая практи-
чески помогала бы работать самим пио-
нерам. Мы обязаны не только воспитать
дух будущих бойцов, но сделать умелыми
его руки, тренированным его тело. В по-
нятие воспитания характера входит 0бяз3-
тельно воспитание практическим делом.

Выполнение этих задач является граж-
ланским долгом, или, еще точнее, воен-
ным долгом работников детской литера-
туры, писателей, скурналистов, редакто-
ров.

В издательстве Академии наук СССР

На снимке: иллюстрации из книги

М. СЕМЕНОВ

Трудную задачу взял на себя украин-
ский драматург Юрий Мокреев — воплэ:
тить в сценическом действии великое
счастье, пережитое гуцульским народом в
исторические дни сентября 1939 г., когда
Красная Армия принесла ему освобожде-
ние от векового панского гнета. Трудность
заключалась не только в том, что дра-
матург должен был воспроизвести всю ле-
тендарную необычайность недавних собы-
тий и эпизодов, так реально запечатлен-
ных в памяти. Наряду с этими  пере-
живаниями  гуцульского народа нужно
было передать все своеобразие жизни и
быта людей, воспитанных среди поэтиче-
ской природы Карпатских гор, закаленных
суровой жизнью в снежных горах, ве-
ками несших ярмо панской неволи, но не
сгибавшихся, не перестававших стремить-
ся в свободе, бороться за нее. Задача ос-
ложнялась, наконец, и тем, что Мокрезв
писал для юных зрителей, которым нуж-
но было просто и ясно, средствами на-
родного поэтического языка показать И
ужас вчерашнего гнета и величие сего-
дняшней радости.

Можно, конечно, © высоты критической
взыскательности сказать, что автор не
вполне справился co своей задачей, ни
этим замечанием ограничиться. Но, пожа-
луй, справедливее будет посмотреть, что-
же все-таки удалось в этой пьесе драма-
тургу, почему при всей своей недоработан-
ности она волнует не только юного, но
и взрослого зрителя, в затем уж говорить
о недостатках, которые, безусловно, ис-
правимы.

В пьесе «Скрипка гуцула» Ю. Мокреева
прежде всего подкупает то, что он нашел
сказочную канву для своего драматиче-
ского повествования и теплые лирические
тона.

Скрипка старого туцпула Ярослава, на
которой всю свою долтую жизнь из ве-
чера в вечер играл он лесорубам песни,
рожденные его народом, встает, как сим-

4 age
eres

готсвится к печати книга академика ‚В. А. Обручев
— гравюры китайских художников,

ООО

Скрипка гуцула

вол поэтической души горцев. Слепой, как
Гомер, старый Ярослав эпически вопло-
щает непреклонность и гордое свободолю-
бие гуцульского народа. Автор показывает,
что чувства эти, воспитанные веками,
идут из поколения в поколение; от своего
отца и деда унаследовал их старый Яро-
слав, от Ярослава перешли они к внуку
его Яремке, чтобы вдохновить его к борь-
бе за правду, свободу и счастье.

Скрипку Ярослава хотят похитить ве-
ковые угнетатели гуцульского народа; они
хотят убить в нем поэтическую душу, вы-
сокие порывы; они хотят повесить ста-
рика на фонаре, под которым он играл
лесорубам песни, рожденные его народом;
хотят лишить народ той великой силы
чувств и деяний, которая неминуемо дол-
жна привести его к победе над врагами.

У Юлия Словацкого есть трагедия «Лил-
ла Венеда»; в ней польский поэт расска-
зывает, как злые лехиты похитили У
поэтического народа венедов чудодейст-
венную арфу, дававшую им силы для
борьбы и побед; тщетны попытки гор-
дого царя венедов и его кроткой дочери
вернуть арфу. Народ погибает от жесто-
кой руки лехитов. Иная судьба у гуцу-
лов. Тщетными оказались попытки шляхты
похитить заветную скрипку. Красная
Армия освободила  угнетенные народы
Западной Украины, и гуцулы получили
возможность сыграть на своей скрипке
новые радостные песни 0 счастливой
жизни под солнцем Сталинской Конститу-
ЦИИ.

Цельной и единой получилась вся ли-
рическая тема пьесы, и в этом — наи-
большая заслуга автора. Именно в лири-
ческих сценах проявилось драматургиче-
ское дарование Ю. Мокреева. Жизненными
оказались поэтому и Ярослав, и его’ внук
Яремка, рассказывающий своим сверст-
никам о скрипке деда и о тех, от кого
она ему досталась, — о Довбуше, народ-
ном герое, боровшемся за свободу гуцуль-
ского народа. Жизненна поэтому и пре-

а «От Кяхты Ao Кульдми».

ay

лестная девушка Маринка, пытающаяся
защитить скрипку от посягательства поль»
ских панов. Жизненны и правдивы 06-
разы капитана  Зарудного и младшего
командира Горбенко и в то же-время так
легендарно-сказочны, как образы чудо»
богатырей народных легенд и сказаний,

К сожалению, не во всех  остальвых
сценах автору удалось сочетать сказоч»
ность с реальностью, и в этом-то и 06
новзой порок произведения, главный ем
недостаток. Привлекательность «Сказки»
Мих. Светлова в TOM, что сказочное в
ней реально, а реальность  сказочна. у
Мокреева сказочность тоже реальна, HO
вот реальность — скучна, сера. В самом
деле, что может быть тривиальнее сцев
в польском штабе. Дежурный ксенда, де»
журный офицер с «панским гонором» #
даже очередная «Марина Мнишек» по-
следнего варшавского покроя. Малоинтере»
сен и член сейма, твердящий, что он не
метр-д’отель, а владелец ресторана. Здес
автор не проявил ни художественной The
бретательности, ни художественного вку*
са. Между тем, в других сценах O08
обнаружил способность искусно вплетать
живую жизнь в канву своего сказочного
повествования. Образ ‚разбитной вдовы ни
чуть не шокирует, а ее ссора и примнре-
ние с соседкой — приятный эпизод, про“
никнутый подлинным народным юмором.
Нет смысла спорить о том, что перевеши»
вает в пьесе, — ее достоинства или нело
статки. Но несомненно, достоинства ее та-
ковы, что было бы неправильно отбро-
сить ее как неудавшееся произведение. И
было бы прискорбно, если бы пьеса была
оставлена в таком виде, в каком она бы
ла показана на последнем смотре детских
театров в Москве. При серьезной дальней-
шей работе над ней автора и театра пъе-
са это может стать ярким художественным
свидетельством самых радостных дней в
жизни гордого и свободолюбивого гу
цульското народа.

С. БОНДАРИН

Енигу Станислава Вольского «Завоева-
тели», изданную  Детиздатом, нельзя не
‘созоставить с первым ее вариантом, из-
данных В серии“«Жизнь замечательных
людей». Там книга Вольского называлась
«Пизарро»., и она по ‘этраведливости была
отнесена к числу лучшие изданий серии.

Не новая, но всегда поучительная исто-
рия. Как будто немногое измезена в кни-
ге: кое-что убрано, кое-что добавлено, не-
которые сцены, видимо, пох. влиянием лож-
ных представлений о вкусах юного чита-
теля, стилистически приукрашены, ¢10-
вом, проделано то, что называется беллет-
ризацией материала, — и прежнюю книгу
теперь уже почти не узнать. Сравниваешь
«Завоевателей» с их предшественником
«Пизарро», и неизбежно напрашивается
мысль 06 обреченности всякой Попытки
механически переделать одну книгу в
якобы иную книгу.

Как же можно беллетристически «облег-
чать» уже сложившуюся, уже написанную
и притом удавшуюся книгу!

Вот она облегчена, приукрашена, но ли-
тературные качества книги изменились не
в пользу нового ее варианта. Книга каЕ
бы ушла от самой себя.

И все-таки история великого конкви-
стадора Франциска Пизарро, несомненно,
будет иметь у детей успех. Ёроме романов
Хаггарта, сразу и не вспомнишь другие
книги для юношества, рассказывающие 06
открытии, завоеваниях и освоенни европей-
цами Южной Америки. Книга же Ст. Воль-
ского способна увлечь читателя силою
самого материала. При всех слабых сторо-
нах книги в ней сохранены стройность и
логичность композиции, благодаря чему
достигается сравнительная полнота кар-
ТИНЫ.

Познавательные качества книги бес-
спорны.

Не интересно ли узнать, что огромные
страны и целые материки были покорены
кучкой европейцев потому, что завоева-
тели были бесстрашны, умны, хитры, a
главное — владели порохом, лошадьми и
броней лат, чего не знали туземцы. А
картины из жизни заокеанских государств!
Величественная страна инков, могучая,
неведомая природа! Отряды в 100—150
испанцев проникают через тропические
малярийные леса и болота, переходят ка-
менные перевалы горных цепей, выдержи-
вают сражения с многотысячными войска-
ми туземцев, покоряют дворцы, города,
страны... Участь побежденных печальна
и трагична.

«Ни перед чем не отступать, давать
Блятву, когда это нужно, нарушать ee,
когда это выгодно, — формулирует Ст.
Вольский жестокий кодекс конквистадора,
— изменять другу, чтобы заполучить друго-
го, более сильного союзника, говорить ла-
сковые слова, держа наготове нож, при-
влекать врагов хитростью и потом истреб-
лять их беспощадно, — только так ий за-
воевывались государства».

В изображении и толковании своих ге-
роев Ст. Вольский следует этой формуле
беспрекословно.

Вот настойчивый, лютый, честолюби-
вый и отважный Франциско Пизарро; тут
и его товарищи по походам, начальники,
солдаты и моряки; тут и сам великий ад-
мирал Христофор Колумб; испанские ко-
роли и вожди туземных народов; испан-
ские ростовщики и духовная знать. Но
если центральная фигура кяиги лишь пов-
торяет литературно испытанный,  тради-

ционный. образ людей такого склада, каким
мог быть Пизарро, то что же сказать о
других многочисленных персонажах книги?
Тут еше меньше художественной новизны,
еще больше инерции, злоупотребления об-
щей фразой и шаблоном.

«— Я принес вам’ печальные вести,
синьор наместник,

ту перед тем надменное и величавое, срз-
зу изменило выражение. Губы обвисли и
слегка дрожали. Неуверенным, срывающим-
ся голосом он спросил:

— Что же у вас? Бунт?»

Этот пример с интонацией, с шаблон-

ным выражением быстрой смены чувств,
типичен для стиля книги.

Этот стиль — результат неудачного
опыта выращивания беллетристики 43
книги публицистического жанра. Ст. Воль-
скому, по всей вилимости, не свойственны
способности художественного выражения
симпатий и антипатий, Его Пизарро, как
он изображен в «Завоевателях»,  полно-
стью укладывается в приведенную выше
формулу. Но верно ли это? Достаточно ли
этого для жанра, претендующего на худо-
жественную полноту?

Человек, который мог после долгождан-
ной победы подставить свою руку под
опускающийся меч потому, что ему важно
сохранить жизнь королю инков, должен
быть в духовном отношении гораздо бога-
че, чем тот литературный тип, с которым
готов мириться Вольский и которого он

В выставочном зале оргкомитета Сою-
за советских художников СССР (Мо-
сква) отнрылась выставка работ ху-
дожника-баталиста Н. С. Самокиша.
На снимке: одна из картин выстав-

КН — «Охота с сокопом»,
Фото В. Латина.

Насилие над жанром

способна разжечь воображение и разогреть
чувства истинного хуложника. Художест
венное чутье могло бы подсказать, что
книга выиграет и в педагогическом - от*
ношении; ‘еели в’ ней -удастся--изображение:-
положительных черт не только главного;:
но и второстепенных героев, всех тех
людей, которые окружали Пизарро; еледо-
вали за ним, и, наконец, Tex, y Koro Of

у Wuryors wotzernen. Лицо ето, за мину-   сам учился. Христофор Колумб, о котором

TRUVEO BRCKUARED общих фраз, проходит
по начальным страницам книги смутной
и неясной тенью. потом о нем сказано,
что великий адмирал умер — и все, тог-
да как влияние этого гения на его после-
дователей не может не стать мотивом кни-
ги, подобной «Завоевателям».

`Не мало мужества, доблести и отвати
раскрывается по ходу самого повествова-
ния Ст. Вольского.

Именно поэтому недостаточно  толко-
вать образы и историю конквистадоров в
TOM духе, что только жажда наживы 1

власти в самом обнаженном. элементарнох
виде вела людей к неведомым опасным бе-

регам, за перевалы Анд и Кордильеров.
Таких самоотверженных  «раскрывателей
земных тайн», каким был современник

Пизарро, прославленный Нуньес де Баль“
боа, было, надо полагать, не мало среди
рядовых, оставшихся безвестными, участ“
ников испанских походов к новым землям.

Влияние великих открытий на общую
историю культуры и цивилизации — pase
ве эта тема лежит за пределами книги

снова преподносит нам. Одна эта деталь   Ст. Вольского? Известно, например, какую
оо

роль сыграли сведения о государственном
устройстве инков в просветительной лик.
тературе ХУП и ХУШ столетий, и 06
этом в первоначальном варианте книги —
«Пизарро» — сказано хорошо, в меру не-
обходимости. .

«Но Новый Свет дал Европе не одно
только золото и серебро. Растоптанная,
уничтоженная империя Атавуальпы всё же
приковывала к себе внимание наиболее
вдумчивых мыслителей эпохи и указывала
им на возможность создания другого строя,
не похожего на существующий... Золото
Перу Испании не укрепило, а папекую
власть расшатало так, как не могли бы ее
расшатать никакие проповеди Лютера...
Франциско Пизарро верил только в старые
идеи, а между тем открытая им страна
рождала в людях целый мир новых идей,
расчищала путь к новым буржуазно-обще-
ственным отношениям. Так перерастала за-
тея Пизарро свои первомачальные гранк-
цы и, перерастая их, приводила к Hes

предвиденным и противоположным послед»
CTBHAM>».

pei

Этими словами заканчивал Ст. Вольский
свой «взрослый вариант» книги, и напрас-
но он устранился от этой темы в детском
варианте. Думается, что книга лишь вы-
играла бы, если бы вместо попытки бел»
летризовать ее была бы другая попытка —
дальнейшего развития
жанра в юношеской зитературе,

Не плохой иллюстратавный материал
дополняет и украшает книгу «Завоевате-
ли», Но, к сожалению, она лишена карт,
которые безусловно помогли бы и молодо»
му и немолодому читателю гораздо боль»
ше, чем поверхностная тривиальная бел-
летризация материала. Кстати говоря, ив
этом отношении первое «взрослое» изда-

ние было более предусмотрительно:
0: OHO
карты имело, = т

публицистического ‚

ми льна,

> ——

к.
и
Г

ent!