`ПРОЛЕТАРИИ  ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬР

ПОЕТ АУ

Орган правления союза советских писателей СССР.
Выходит под релакцней В. Вишневского, А. Кулагина,
В. МЛебедева-Кумаяа, М. Лифшица, Е. Петрова,

Сегодня

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Театры и пьесы. ИНФОРМАЦИЯ.
Академическое . издание сочинений Маяковского. Новые
книги писателей Украины. Письма А. М.`Горького в Си-
бирь: Творческая конференция поэтов `Белоруссии. ЗА
НЕДЕЛЮ. wen

2 стр. В. ЕРМИЛОВ.. Тема Достоевского. В. НЕЧАЕВА.
Неопубликованные рукописи. Эмиль ‚Верхарн о Достоев-
ском. В. ГУРВИЧ. История команды «Кап Финистерра».

3 стр. Л. СУБОЦКИИ. На задворках. В. ШКЛОВСКИЙ.
Трудовое воспитание. БИБЛИОГРАФИЯ.

4 стр. ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕ-

в номере:

5 стр. ОБРАЗ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В COBPE«
МЕННОЙ ПРОЗЕ. Заключительное слово Ф. “Левина.
Дневник собрания. В. ПОТАПОВ, Отказ от выдумки.

6 стр. Ц. ПЛОТКИН. ‘Архив Диитрия Фурманова,
Т. ВЕСЕЛОВСКИЙ. Литературный календарь. Г. ХАЛИ+
ЛЕЦКИЙ. Вечера на кораблях. А. КИРЕЕВ. Встреча ©
красноармейцами. Б. РЕСТ. С. ВАРШАВСКИЙ. Редактор
и поэт. А. ГУМЕРОВ. Сводный текст татарского народ-
ного эпоса. Е. МЕЛИКОВА. Монография об истории
армянской грамоты. ИНФОРМАЦИЯ. По советской стра-

Н. Погодина, А. Фадеева.

№6 (920) -

Воскресенье, 9 февраля 1941 г.

Цена 45 коп.

МЕННОЙ ПРОЗЕ. Выступления П. Скосырева, Ю. Кры-

не. Новые книги. Памяти В. Гаприндашвили, 60’ лет слу“
жения науке. ..

_ Театры

С непостижимым равнодушием состав-
лялись в этом сезоне репертуары  боль-
шинства наших театров. Для того. чтобы
В этом убедиться,
на любую сводную афишу. Возьмем для
примера несколько московских театров.

В Московском драматическом тезтре играют

пьесы Гольдемита, Гюго, Бисон Бер-де-Тю-
рик, Байзера, Ирвина Шоу, В penepryape
Театра только одна советская Mbeca—<«Top-

- цы» Фатуева, да и та солидной. давности,

Примерно та же картина в театре им. Ер-
моловой. Здесь ставится Островский, Баль-

Зак. Современность представлена только...

пьесой Пристли. В репертуаре Театра ре-
волюции на семь классических пьес при-

ходятся две советские — «Таня» и почти

сошедшгий со сцены «Павел Греков». Ни
одной советской пьесы нет в Театре Мос-
совета. i

_ Театры обычно oof acHawr Bee. своя
белы тем. что нет хороших пьее. Против
очевидности этого утверждения спорить
не приходится. У нас действительно мздо
хороших пьес, способных увлечь актера
и зрителя. Драматурги наши словно за-
бывают, что искусство — великий вос-
mutates Macc. Много было споров © том,
каким должен быть герой в произведениях
искусства, будь то повесть, драма‘ или

фильм. Но можем ли мы, не задумываясь,

назвать хотя бы три-четыре пьесы из
поставленных за последний год, в кото-
рых действовали бы люди сильного, волё-
вого, героического характера, чей пример
способствовал бы развитию в людях тех
качеств, какие необходимы для успеха В
борьбе? Булем надеяться, что в ближай-
шее время мы увидим на сцене напгих

театров именно такие произведения. Но
пока их нет, следует ли мириться ©
Фоздавшимся положением и становиться в

позу заказчиков, которых обманывают не-

радивые поставщики. Художественные ру-
ководители иных театров, применяясь к
особую

обстоятельствам, сочинили даже

теорию: театры, мол, только истолкова-

тели  драматургического творчества, и
большего с них спрашивать нечего. С

достаточно взглянуть

И ПЬЕСЫ

справедливо забыты театрами и сохранили
только литературно-исторический интерес,
может быть, является одним из самых
характерных признаков растерянности
руководителей театров.

06 отсутетвии принципиальности и нев
достаточно ясном понимании театрами
своих задач можно сулить еще по олному

месяц сводный план новых
менялся несколько раз. Пьесы. упоминаР-
шиеея в одном варианте плана, бесследно

вряд ли были бы возможны, если бы тезт-

венному направлению и
труппы,

Существует немало театров. которые
строят свой репертуат. основываясь. на
старых законах ‘театральной антоепризы
и вместе с тем в своих программных дек-
ларациях пышно себя именуют в отличие
от других — театрами героико-романтиче-
скими. Если верить таким ‘декларациям,
то и Малый театр, и Камерный, и Театр
революции — все это театры «героико-1о-
мантического плана». Но о лице театров
судят прежде Beero TO pelepryapy, a pe-
пертуар почти повеюлу олин и тот же—
эклектический, случайный.

Характерным примером может служить
программа московекого Театра Ленсовета.
Злееь готовится «Бабий бунт» (монтаж из
двух комедий Аристофана), инсценировка
повести Мериме «Коломба», «современ-
ная» пьеса о шуте Балакиреве. Извольте
судить по этому списку о симпатиях и
пристрастиях театра!

Говоря о современности B TeaTDe, мы
имеем в виду не только пьесы на совре-
менпые темы, но и современное, наше от-
ношение к пьесе, воспитание людей в
духе времени. Если же мы обратимся к
большинству поставленных за последнее
время классических спектаклей, то прежде
всего нас поразит фактический отказ те-
атров от критического’ отношения к клас-

растространенному явлению. За последний
постановок

исчезали в последующих. Такие колебания

ры ‘действительно вдумчиво составляли
свои репертуарные планы, если бы они
искали пьесы, отвечающие их художест-
возможностям

сике. Ез ставят либо е вульгарной ‘упро-
щенностью (kak «Доктора  Штокмана>
в ленинградском Большом драматическом
театре). либо просто теставрируют, Kak
музейную ценность. Нам очень трухно бы-
10 бы найти пример такого же проникно-
венного приближения к современности, Езк
в «Трех сестрах», поставленных МХАТ.

Несколько замечаний 0 современном
западном репертуаре. Театры  почему-тэ
останавливают евей ° выбор. главных
образом на новых переволных пьесах.
легкомысленных и беспечных. 910 н9-
правильно. Врях ли бездумная. комедия мо-
жет лать нашему зрителю представление
© времени, эпохе, © том, что думает и
чувствует современный ‹ человек, хвиде-
тель второй империалистической войны:
Да и не так уж веселы эти комедии. Те-
атры обращаются к нам из ложного
пиэтета к их внешиему «мастерству»,
прельщенные технической ловкостью срзд-
Hero западного драмодела.

Между. тем, существуют настоящие
серьезные произведения передовых. писа-
телей Запада, затрагивающие самые осно-

этим мнением нельзя согласиться. История
дает немало примеров сотрудничества те-
атра и драматурга. Даже больше. Многие
и притом замечательные пьесы возникали
в атмосфере творческих поисков театрами
своего репертуара, своего автора.

Что же Halo делать для того, чтобы
исправить ошибки в составлении репер-
туарных планов? Театры очень плохо
знают литературу, без достаточного до-
верия относятся к молодым талантливых
писателям, которые сами к ним обраша-
юлхя. Театры боятся иска и релко от-
важиваются на «эксперимент» -—— заказ
пьесы новому автору. А между тем даже
сырые, недоработанные. HO . талантливо
задуманные пьесы можно превратить в
настоящие серьезные произведения искус-
ства. Опыт лучших наших театров сви-
детельствует о TOM, что такой процессе
созлания спектаклей вполне возможен п
приволит к хорошим результатам. Лэ-
статочно вспомнить историю постановки
«Земли» Н. Вирты в Художественном те-
атре.

Речь. конечно. нв идет о каком бы то

‚ ни было снижении требований к лрама-
тургии: хороших пьес нет, значит, можно
ставить похуже. Так могут рассуждать

заинтересованные. в

обеу-

дить совместно тему, театрально проверить
каждый эпизод, кажлую сцену вовсе не
заново коллективно

пьесу. Таким путем театр. беря лучшез

. из пьесыь давая ей законную

только люди, He
судьбе искусства. Помочь  звтору.

означает написать

сцениче-

скую форму, добиваются того. что даже

средние драматические произведения пре-

вращаются в большйе спектакли. 0б этом

приходится еще раз напоминать потому,

что практика некоторых театров подчас
свидетельствует об ином: тщательно гото-
BATCH классические пьесы, роли в них
расписываются между лучшими актерами,
в то время как пьесы советского репертуа-

фа ставятся как «проходные», в которых

обычно занят второй состав. Думается,
что этим нарушаются интересы как зри-
теля, так и актера.

Отношение к советским пьесам, как к

«проходным», имеет и тот порок. что да-

=е произведения, которые могут сыграть
немаловажную роль в ихейном и художе-
ственном звоепитании зрителя, быстро
сходят со сцены, преждевременно устаре-

вают. Можно назвать немало таких вот

рано выбывших из строя пьес, Это ин-
сценировка  «Разгрома», — «Бронепоезд»,
«Петр Первый», «Шторм», «Мстислав
Улалой» и другие. Значение их далеко еще
не исчерпано, и они слособны были бы
И по ceil день вызывать самый живой
наш интерес. и ;
Увлечение второстепеняой, так сказать,
периферийной  полуклассикой, = пъесами.
которые даже у себя на родине давно

социально-критическая литература, — зна-
‘комящая нас ‘с тем, что происходит в
действительности, может занять cboe
место в ренертуаре советских театров.
Без исканий. . без новаторства в ‘искус-
стве жить очень трудно. На нелавно е0-
стоявшемся в Комитете, по делам искусств
совещании, посвященном обсуждению ре-
пертуара московских театров, говори-
ли 0 0M, что ‘TeaTp, который не
отваживается на искания, не дерзает, об-
речен на ‘жалкое прозябание. Мы имеем
все основания полагать, что запрещение
нескольких политически вредных, анти-
художественных пьес. привело некоторые
театры в практике тнилой перестраховки.
Растерянность иных руководителей те-

ших наших театров

скоро покажет. две большие

«Вице-адиирал Корнилов»  Сергеева-Цен-

coro.

искусство правильного построения репет-
‘туара есть главное условие
роста театра, в котором современная
ющее место. Советский народ судит 0 те-
атре по тому;

ответить этим требованиям времени. руко-
волству наших театров надо пересмотреть

туара.

EEE

Академическое иЗлание сочинений Маяковского

Заканчивается работа пад 12-томным
изданием Маяковского. Теперь перед Глав-
ной редакцией сочинений Маяковского сто-
ит задача подготовить к печати полное
академическое собрание произведений та-
лантливейшего поэта нашей эпохи. Это
едва ли не первый случай в истории ли-
тературы, кота академическое издание
подготовляется всего через 10 лет после
смерти автора.

Разработанный С. Бонди. по поручению
Главной редакции, план академического
издания обсуждался на совещании, со0сто-
явшемся 7 февраля в клубе писателей.

Предполагаемое издание должно дать
читателю полный и точный текст Маяков-
ского с вариантами рукописей и перво-
пачальных изданий, © необходимыми ком-

ментариями, & также комментированный
текстологический материал для иселедова-
телей творчества поэта, статьи, избранные
письымаи“ стенограммы, записи устных вы-
ступлений, манифесты, все сохранившиеся
рисунки поэта и другие материалы.

Сочинения Маяковского будут печатать-
ся по последним прижизненным текстам,
в тех случаях, когда эти тексты резко
отличаются от первоначальных, будут да-
вы 06бе редакции.

В. композиционном отношении издание
строится по  жанрово-хронологическому
принципу. т. ©. все произвеления будут
разбиты на жанры, распределены в хро-
нологическом порядке и изданы в несколь-
ких сериях томов.

et ;

BH 6ypmyasHoro общества. Такая вот

атров — признак потери чувства - ответ-
ственности. А зритель вправе от пих тре-
бовать подлинной ответственности. У’ луч-
она сохранена, и
практические тезультаты их деятельности
‘He плохи. Лля примера укажем хотя бы
на Театр Ёрасной Армии, который нам
советские
пьесы — «Пархоменко» Ве. Иванова и

Сейчас важно еще раз подчеркнуть, что
успешного
‘советская пьеса должна занять господству-
как показывает он жизнь.

чему учит, куда зовет. И для того. чтобы

принципы и методику составления репер-

НОВЫЕ КНИГИ ПИСАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ:

Организованное в прошлом году при
ССП Украины’ издательство «Радянський
письменник» за сравнительно короткое
время выпустило новые книги стихов:
« be винограду» М. Рыльского, «Ямби»
М. Бажана, «Журавл: прилейли» В. Co-
сюры, «Жайворонки» А. . Малышко, и
ряд других новых книг украинских поэ-
тов.

Из прозаических произведений, выпу-
щенных издательством, ‘можно назвать
новеллы Ю. Яновокого «КоротьЁ юторИ»,
повесть Ю. Смолича «Театр невдомого

актора», роман Л. Смилянского «Михай-.

ло Коцюбинський», юмористическую по-

весть Ю. Мартича «С1мнадцята професя».

и др.
Много поработало ‘издательство и над
выпуском ранее не знакомых советскому

читателю произведений писателей новых

областей Украины. Уже изданы книги
новелл молодых львовских писателей
И. Карницкого и В. Ткачука. В ближай-
шее время выходят книги новых стихов
П. Карманского, 0. Гаврилюка, А. Bowo-
щака, Ю. Шкрумелюка, проза Ирины
Вильде, П. Козланюка, Б. Нижанкивского,
С. Тудора и др. К юбилею Ольги Кобы-
AAHCKOH издательство выпустило в рос-
кошном оформлении два тома_ полного
собрания ее сочинений.

В текущем году издательство по разде-
лу прозы наметило выпустить новый ро-
ман. П. Панча