ХИШ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКИ(б)

О задачах партийных организаций
в области промьииленности и транспорта
Доклад тов. МАЛЕНКОВА

Ho xa Toro, чтобы своевременно ва-
менять негодных работников, лля того,
чтобы во-время вылвигать новых людей,
знатоков своего дела, надо, товарищи, ис-
править положение лел с изучением, пол-
бором и вылвижением кадров как в пар-
тийных. так и в хозяйственных органл-
зациях.

В частности, надо решительно улуз-
шить работу заместителей  наркомов тю
кадрам, которые работают уже давно,
однако, ло сих пор проявили себя очень
п очень слабо.

Несколько слов. товарищи, о политот-
делах железнодорожного и водного тране-
порта.

Тут следует сказать одно — пора по-
кончить с отрывом политотделов железно-
дорожного и водного транспорта от тер-
риториальных партийных организаций и
сделать политотделы подотчетными обно-
мам и горкомам партии. °

Нужно прямо и открыто ‘сказать, что
политотделы Ha транспорте, особенно Aa
железнодорожном, работают крайне неудов-
летворительно. Политотделы работают по-
канцелярски, вместо работы занимаются
сбором многочисленных сводок с мест,
посылают огромное количество телеграф-
ных и письменных директив.

Многие политотделы превратились в
плохой придаток ведомственных учрежде-
ний транспорта, они замазывают  ведом-
ственные недостатки и не выполняют да-
же такой элементарной обязанности, как
сигнализация парторганам о недостатках в
работе транспорта.

Находятся такие работники политотде-
лов, которые забыли о своих  больше-
вистских обязанностях перед партией и
страной, обрели себе спокойную жизнь 3&
счет государства и стоят в стороне от ра-
боты по под’ему транспорта.

Товарищи, из организационных вопросов
следует остановиться далее на вопросе о
хозяйетвенно-производственных активах.

Надо сказать, что у нас за последнее
время ослабла работа с активом. Во мно-
гих наркоматах вовсе забровили эту ра-
боту и не созывают активов.

Это не в малой стелени  об’ясняется
en некоторых наших руководи-
телей.

Такие руководители считают, что они
сами все знают и не нуждаются в TOM,
чтобы посоветоваться © активом, чтобы
учесть опыт низовых работников, инже-
неров, техников, стахановцев.

Такие руководители боятся развернуть
критику и самокритику.

Такие руководители забывают то, чему
учит нас товарищ Сталин.

Вы помните, как тов. Сталин на сове-
шакии стахановцев благодарил участников
совещания за помощь, которую они ока-
зали своими выступлениями и советами.
Тов. Сталин на этом совещании говорил:
«Разве можно сомневаться в том, что ру-
ководители, пренебрегающие этим опытом,
не могут считаться настоящими руково-
дителями? »

Необходимо восстановить значение про-

изведственно-хозяйственных антивово на
предприятиях и в наркоматах.
Активы должны играть значительную

роль в деле лучшего использования опы-
та низовых хозяйственных и партийных
работников, инженеров, техников, стаха-
новпев. Активы должны играть  значи-
тельную роль в раз’яснении работникам
промышленности значения важнейших ме-
реприятий в области промышленности ий
транспорта. Активы надо собирать как с
прнвлечением на них работников различ-
ных отраслей промышленности, так и 10
отдельным отраслям промышленности п
транспорта. Хозяйственные руководители
и партийные организации обязаны тща-

ОКОНЧАНИЕ

тельно готовить собрания активов © тем,
чтобы обеспечить на них серьезное и де-
ловое обсуждение поставленных — вопро-
сов.

Теперь о соцеоревновании и стаханов-
ском движении. 0 значении его говорить
нечего. Я хочу отметить только, что у
нас на многих предприятиях партийные
и профсоюзные организации неудовлетво-
рительно руководят делом соцсоревнования
и стахановским движением.

Только формальным отношением к руко-
водству стахановским движением можно
об’яснить, что на предприятиях могут
уживаться такие факты, как охват ста-
хановским движением на предприятии по-
ловины и более всех рабочих и наличие в
то же время на этом предприятии грязи
и захламленности в цехах, наличие боль-
ого количества рабочих, He выполняю-
щих нормы, и даже невыполнение этим
предприятием своих производетвенных пла-
HOB.

Необходимо всемерно развивать стаха-
HOBCKOe движение, направлять инициати-
ву стахановцев на повышение производи-
тельности труда, на разрешение важней-
ших вопросов производства, на подтягива-
ние отстающих участков производетва.

Наконец, товарищи, последний вопрос.
Речь идет о том, Что на предприятиях
все еще продолжается неправильная прак-
тика проведения в рабочее время собра-
ний, заседаний, совещаний общественных
организаций.

Вот почему в проекте резолюции, роз-
данной вам, предлагается безусловно вос-
претить партийным, советским, профсоюз-
ным и другим общественным организациям:

а) созыв на предприятиях и в учреж-
дениях в рабочее время собраний, заседа-
ний и всякого рода совещаний;

0) вызов в рабочее время рабочих и
служащих;

в) снятие рабочих и служащих пред-
приятий и учреждений для посылки их
на проведение текущих кампаний или В
командировки по шефским и т. п, делам;

г) отвлечение в рабочее время Табочих
п служащих предприятий и учреждений
от их непосредственной работы для уча-
стия по поручению общественных органи-
заций в обеледовательских комиссиях и
бригадах.

Нужно раз навсегда установить, что
рабочие и служащие предприятий и уч-
реждений выполняют поручения общест-
венных организаций только в нерабочее
время.

Таковы меры, которые нужно принять
пе линии организационных задач партор-
ганизаций, чтобы ликвидировать недостат-
ди в работе промышленности и транспорта.

Товарищи, наша промышленность была
и есть база развития всего народного хо-
зяйства. Промышленность была и есть
руководящее начало во всей системе на-
родного хозяйства. Промышленность ведет
вперед все наше социалистическое хозяй-
ство, включая сельское хозяйство и транс-
порт. Промышаенность была и есть база
оборонной мощи страны.

Задача заключается в том, чтобы He-
устанно двигать вперед дело развития с0-
пиалистической промышленности.

Новые и большие задачи стоят перед
нашей промышленностью и транспортом в
1941 году. Необходимо дело организовать
так, чтобы уже в этом году ни в одной
области, ни в одном городе и промышлен-
ном центре не осталось ни одного отстаю-
щего предприятия.

В нашей промышленности не должно
быть отстающих предприятий, Все заво-
лы, фабрики, шахты, железные дороги
обязаны выполнять план.

дартов и по установленной планом себе-

Бороться за выполнение плана, обеспе-
чить выполнение плана. работать по пла-
HY, это звачит:

а) выполнять годовой, квартальный и
месячный планы по выработке продукции
не в среднем, как это было до сих пор,
& равномерно, по плану, по заранее раз-
работанному трафику производства готовой
продукции;

6) выполнять план не только в среднем
по отрасли промышленности, как это было
до сих пор, а выполнять его по каждому
предприятию в отдельности;

в) выполнять план не только в сред-
нем по предприятию, как это было до сих
пор. но выполнять план ежедневно, в каж-
дом цехе. в каждой бригаде, на каждом
станке и в каждой смене;

г) выполнять план не только по’ коли-
чественным показателям, но обязательно и
качественно, комплектно, по ассортимен-
ту, с соблюдением установленных стан-

стоимости.

Мы должны п можем добиться уже В
ближайшее время дальнейшего под’ема на-
шей промышленности и транспорта.

Нало только, чтобы все наши партий-
ные организации, все руководящие работ-
ники промышленности и транспорта со
всей большевистской настойчивостью взя-
лись за немедленную ликвидацию недо-
статков в работе промышленности и транс-
порта, коренным образом улучшили свою
работу в этой облаети.

Мы не можем удовлетворитьея уже до
стигнутых и не видеть крупных недостат-
ков в работе промьипленности и транспор-
та. Терпимость к этим недостаткам чрез-
вычайно опасна и вредна.

Нельзя терпеть, чтобы у нас где-либо
жили и процветали настроения благоду-
шия и довольетва достигнутым. Такие на-
строения делают работников  нетребова-
тельными и слепыми в отношении к не-
достаткам. Такие настроения не к лицу
большевикам. у

Большевик должен отличаться непря-
миримостью к недостаткам,  требователь-
ностью к себе, ко всей своей работе. Это-
му учит нас товарищ Сталин. (Бурные
аплодисменты).

Для большевика интересы государства,
интересы своей родины должны быть пре-
выше всего. Большевик должен быть дис-
циплинированных в выполнении решений
партии и правительства. Закон есть за-
кон для всех. Мы все слуги государства.
Этому учит нае’ товарищ Сталин. (Апло-
дисменты). ,

Большевик должен быть подлинным
борцом против рутины в вопросах новой
техники, новой продукции, новых мето-
дов производства. Надо воспитывать У
наших работников вкуе к тому, чтобы
овладеть техникой, выдвигать таких лю-
дей, которые способны оседлать технику,
ибо техника без людей есть хлам. Боль-
шевик — революционер в технике, в ход-
зяйстве — тот, кто умеет ломать уста-
ревшие традиции, заменять их новыми и
итти вперед. Этому учит нас товарищ
Сталин. (Аплодисменты).

Нет сомнения в том, что наша партия,
свято выполняя указания товарища
Сталина, мобилизуя всю массу рабочих,
служащих, инженеров и техников, в крат-
чайшие сроки добьется исключительной
организованности, максимальной произво-
длительности в работе промышленности и
транспорта. Промышленность и транспорт
должны и будут работать значительно
лучше. будут давать продукции по всем
отраслям гораздо больше и более высо-
кого качества.

Под испытанным и мудрым  руковод-
ством вождя народов товарища Сталина
наша великая родина пойдет вперед к
новым, рептительным победам коммунизма.
(Бурные аплодисменты. Все встают).

НИЗАМИ ГАНДЖЕВИ

*

«Хосров. и Ширин» — вторая из
пяти поэм, составляющих прослав-
ленную «Пятерицу» («Хамсэ>) гени-
ального азербайджанского поэта ХИ
века — Низами Ганджеви.

Поэма повествует о любви иран-
ского царевича Хосрова к армянской
царевне Ширин. Мх любовь кончает-
ся трагической гибелью обоих: Ши-
рин закалывается над телом Хосрова,

Серебряный кумир, что был исполнен гнева,
Подобная пери, в шелках шуршащих дева,

Там, где меж хмурых гор раскинулась тоска,

Не знала ничего приятней молокЗ.

Хотя бы сто сортов халвы пред нею было,

И то бы молоко ей пищею служило.

Но далеко паслись ей нужные стада,

Й путь к нии требовал не малого труда.

Вкруг логова тоски, по скатам гор разлитый,
Желчь источающий, рос Лютик Ядовитый.

И гнал стада пастух, провелавший про ях,

Туда, где пастбища отравы не таят.

..Ночь ¢yMpak локонов широко ‘разметала,
В ушко продев кольцо из лунного металла.

В кольце тоски Луна, что жжет, тоской ноя,
Кольцом, до самых зорь, свивалась, как змея.

Пред ней сидел Шапур; готовясь вновь к торогам,
Он с трустною Луной беседу вел © многом.

В заботы, что несла Услада Рая, он

Ве» измерения он разрешает вмиг,

И мастером одним нам знания даны.

Тот мастер ведал все;

..День зеркало свое подвесил, и закрыла
Ночь многоокая все очи, все светила.

И начал розыски Шапур, и разлобыл

Того строителя, что так прославлен был.

И ликовал Шапур, к Ширин его направя,
Ему в шатре Ширин седалише поставя.

Вошел, © горою схож и всех ввергая в страх,
Фархад, что груды скал раскилывал в горах.

Был высотой Фархад, что мощный ©лон; почила
сила.

В Фархаде двух слонов чудовищная

Прилельца обласкав и чтя дворцовый, чин,
Хранители Ширин склонились, как один.

Он засучил рукав. Как должен был по званью,
Он, препоясанный, встал пред широкой тканью.

Он был в смущении: рок на своем пиру

Вел за завесою какую-то игру.

И вот — ночной набег! Внезапное злодейство!
Рок развернул свое за тканью лицедейство.

С улыбкой, что в себя весь сахар собрала,
Вся сладость Сладостной свой голос вознесла.

Два сахарных замка сняла Ширин © жемчужин.
Стал сахар с жемчугом в одном звучанье дружен.

Й сахар услыхал: мир сахарный возник,

И отряхнул полу от Хузистана вмиг.

Ее ведь Сладкою назвали, и надиво
Беседу Сладкая вела сладкоречиво.

Вникал, и 060 всем он был осведомлен.

Узнав, что пастбища в такой дали от стана,
Внимающий расцвел, как лепесток тюльпана.

Как индус, ветретивший пери, он клонит Лик.
Как пред Юпитером — Меркурий, он поник.

«Есть мастер-юноша, — сказал он, — будешь рада
Ты встретить мудрого строителя Фархада.

Евклида он познал и Меджистэ постиг.

С искусною киркой склоняеь к кремнистой rane,
Начертит птицу он, силящую на рыбе.

Он розе пурпурной даст пурпур и меж гор
Железом он скале китайский даст узор.

Прех ним поник весь Рум, и, сделав камень плоским,
На нем рисует он, им пользуясь, как воском.

Помочь твоей беде, я знаю, он бы смог:
Вблизи сего ключа шип обращен в цветок.

Без мастера ни в чем нельзя достичь предела.
Но мастера найдешь, — и завершится дело.

Мы е ним — ровесники; в Китае рождены.

как лучшую награду,
Мне бросил он — калям, кирку вручил —

Когда умолк Шапур, с души Сладчайшей гнет
Рыл снят, — докучный гнет хозяйственных забот,

«Хосров и Ширин»

ххх
убитого по наущению его сына от
другой жены — Мариям, так же влю-
бившегося в Ширин.

Значительное место в поэме зани-
мает эпизод о могучем каменотесе и
строителе Фархаде, пораженном
страстью к Ширин и умершем при

ложной вести о смерти Ширин, —
вести, посланной ему ревнующим
Хосровом.

Едва на сборище

У всех, ей внемлящих,

Мы помещаем главу поэмы: «Нача-

ло любви Фархада».

Ширин, стремясь быть ближе к
Хосрову, поселяется В замке среди
выжженных солнцем гор. Хосров,
женившийся по требованию своего
союзника, византийского императора,
на его дочери Мариям, тайно посы-
лает за Ширин своего друга и при-
ближенного — ХУДОЖНИКА Шапура.
Ширин в гневе отвергает предложе-

ние Хосрова.

Что вымолвить еще? Дз все, что хочешь, друг!
Пленял и птяц и рыб ее речений звук.

Влевал и Леденец, пьян сладким зельем ae
Кольцо в свое УШКО, ей рек служить готовый.

слова,

Ширин откроет рот, —~
сердца она берет.

Сразила речью всех! От Слалкой оборона,

Клянусь, не найдена была б и для Платона. 4

В Фархала слух вошла речь Сладостной, и жар
В нем запымал, и дух в нем стал килуч и яр.

Смятенная душа вздох извергает жгучий,
Й на земь пал Фархад, как падают в падучее.

По темени Фархад ударен был, и он
Брутился, как змея, ударом оглушен.

Ширин, увидевши, что сердце у Фархада,
Бак птица, трепеща, свой плен покинуть радо,

Взялась его лечить, да ЛИШЬ сумела сеть,
Рассыпав зерна слов. вновь Ha него надеть.

«0, мастер опытный, — речь раздается Сладкой, —

Ты разрешенной нас обрадуешь затадкой.

Телание мое, строитель, таково,
Чтоб мой сломили гнет твой ум и мастерство.

Ты. зная мудоый труд и замыслами смелый,
Сей заверши лворец своей рукой умелой. A

Вель стадо — далеко, а в молоке — нужда,
Дай талисман, чтоб нам иметь его всегда.

Отеле до овец фарсанга два; преграда —

Уступы скал, и
Чтоб пастухи в

в них проток устроить надо,
Hero EAWBaIH Молоко,

Чтоб здесь прислужницы вкушали молоко».

И сладкоречия журчанию внимая,

Впал в немошность Фархад, речей не понимая.

В свой жадный слух вбирать еще он мог слова,
Но что в них значилось,

Хотел заговорить, — да нет! — умолк он 6733.
Он перст - беспомощно прикладывает к глазу.

не знала голоБ&.

Он вопрошает слуг: «Что приключилось тут?
Я пьян, 3 пьяные, как ощупью бредут.

Что товорила мне, мне говорите CHOSa,

Что просит у меня, о том просите снова».

Фархаду».

’ Jlorymas: тонкое

И слуги речь ее пересказали вновь,
По приказанрю слозг связали BHOBB.

Когла постиг Фархад красавицы веленье,
Его запечатлел в душе он во мгновенье,

И в мыслях приступил он к сложному труду,

решение найду.

От вышел, ежав КИОБУ; «за ремесло он снова

Взялея; служить

Проетерлиеь бы

любви рука его готова. aes

Так яростно дробил он. мускулы земли,
Цто скалы BOCKOM стать от ЗУБ его смогли,

Был каждый взмах кирки, когла ломал он камень,
Достоин тэх камней, чей драгоценен пламень.

Он вырезал гранит киркою, чтоб русло,
Что он вытесывал, по скалам пролегло.

Лишь месяц миновал, и путь, киркой пробитый,.
Вместить бы омог поток в раз’ятые граниты,

От пастбища овец, до замковых ворот,
Он камни разместил, укладывая ход.

Когла он все свершил, те волоемьё рая

пред ним, ступни его лобзая. —

Так слитно плитами он выложил проток,

Что между плитамя не лег бы волосок,

Ложбиной, созданной рукой творца умелой,

Рука преодолеть

Сумели етруи течь, гонимы дланью смелой.
Пусть кажется порой: безмерного труда

He сможет никогда.

Но cto булатных гоу, воздригнутых OT века,
Сумеют разметать лалони человека,

Гле то, чего 6 не смял всесильный рол людской?

Jum смерти не

сразить невечною рукой.
Перевел Ненст. Липскеров.

=

Эффенди КАПИЕВ

Образ героя

Заметки се героическом
эпосе горцев

Есть в горах Кавказа старинная, пре-
красная легенда. В ней рассказывается о
том, как в трудные для народа дни из-за
гор являлся певец со своим чунгуром и
обогашал людские сердца мужеством и от-
вагой. Он пел на языке, доступном лишь
для героев. С его песней поселялась в на-
роде всепобеждающая честность. Слушая
эту песню, безоружные  обретали мечи,
терои — коней, старики — зрение. Народ
0б’елинялся. осознавал свою силу. Но тот,
У кого совесть была не чиста, говорит
легенда. бледнел перед лицом этой песни,
и тогла презрение народа обращало его в
камень.

Песня певца была испытанием совести,
и говорила она на языке, доступном лишь
для героев. потому что в глазах народа
терой есть воплощение беззаветной прямо-
ты, отваги и благородства. Герой — это
носитель лучших качеств своего народа.
Он наделен волей и полномочиями родины
и верен ей кажлым делом своим. и сло-
вом, и горе ему, если когда-нибудь слово
его разойдется с делом.

Образ героя. подлинного сына и защит-
ника народа, `— любимейший образ гор-
ской поэзии. На протяжении всей своей
истории утнетаемые и предаваемые. но
несгибаемые народы гор взрастили не од-
но поколение таких героев и. как славу
свою. сберегли их имена...

В семналцатом веке в горах Аварии вос-

стал против могущественного хана Нуца-
er арии ЗЕРЕН

Литературная газета
№7

ла отважный покровитель бедноты гидат-
линецд  Хочбар. В блестящей и вдохно-
венной песне о нем поется о его непод-
купной честности, 0 TOM, как много раз
справедливо карал он хунзахского деепо-
та за его произвол Над крестьянами, как
держал он в страхе всю его стражу и как,
наконец, коварством завлеченный в кре-
пость, погиб на костре за свой народ.

Замечателен лопрое Хочбара палачами,
прислужниками Нуцал-хана:

..Окажи-ка. скажи, гидатдинский
Xoudap,
Ты много ль увел у Нуцала быков?

— Вы сами считайте, как много увел, ,

Но ими дарил я одиннадцать сел.
Скажи-ка, скажи, гидатлинский
Хочбар,
Ты много ль угнал у хунзахцев овец?
— Вы сами считайте, как много угнал,
Но я беднякам их без счета давал!..

Но даже бесславную гибель свою от
рук предателей, а He на поле битвы,
Хочбар превращает в славу свою, ибо,
умирая, увлекает с собой в огонь и двух
сыновей, наследников  Нуцал-хана. Эта
песня, исключительная по силе социаль-
ного протеста, бытует и по сей день поч-
ти у всех народностей Дагестана. У yap-
гинцев «Холчвар», у  лакцев «Балыр-
Хучилау» — одинаково любимые и незаб-
венные имена этого героя.

Братом Хочбара по духу является воль-
нолюбивый чеченец Ади-Сурхо. В сказа-
нии 0 нем говорится, как,  доведенные
непосильными налогами хо отчаяния и ра-
зоренные князем Мусостом, крестьяне по-
сылают к терою почетных стариков с
просьбой о помощи. Опоясавшиеь оружием,
Сурхо тотчае же илет в Мусосту требо-
вать правды, но разгневанный князь от-
вечает ему бранью. Тогда:

Старцев возглавив, Сурхо их повел
В землям Мусоста. Там рыли канавы,
Там, измеряя веревкой, делили

Тучные земли надменного князя...
Прежде чем знойный полдень настал,
Земли Сурхо справедливый раздал.

В дележе этом, как насмешливо добав-
ляет песня, не был обойден и князь, ко-
торому старики «божески выделили вдовий
надел». Так земли Мусоста перешли 0б-
ратно к законным хозяевам их — кре-
стьянам, а герой Сурхо с тех пор бдитель-
но охранял народ от новых покушений
KHA39, охотясь CO своими соколами на
«вольных землях крестьян».

С окончательным  покорением Кавказа
царским самодержавием к песням, воспе-
вающим героев, борющихся против «сво-
их» насильников -—— феодалов, присоеди-
няютея новые песни о храбрецах, выету-
пающих против «белого» царя и его по-
рядков. Порою эти песни звучат, как
безутешный плач по героям, гибнущим в
неравной борьбе с царизмом:

Ой, как львы, неустралпимым,
Чьи сердца стремились вшить,
На спине связали руки —
Гонят в дальнюю Сибирь.

Но зато сколько и таких, которые пол-
ны гордости и восторга перед железной
решимостью и отвагой храбрецов.

Ни одна из песен, упоминаемых здесь
(несмотря на широкую их распространен-
ность), разумеется, не пелась в свое вре-
мя полным голосом, Больше TOTO, OHH бы-
ли под запретом. Так, например, песня 0
Хочбаре всегда быль преследуема в те-
зиденции аварекого Xana Хунзахе, песня
о  Сурхо имела несколько вариантов, доз-
воленных и не дозволенных к исполне-
нию, ит. д. Сочинители этих песен не-
редко платились за них своей головой,
тернели гонения и ссылку. Табасаранско-
му певцу Саиду Кочхорскому по. приказа-
нию хана выкололи глаза, гениальный пе-
вец кумыкского народа Казак был брошен
на многие годы в Сибирь, лакский поэт
Будун был убит, даргинский певец Бз-

тельно скрываемые от недобрых
самоцветы, украдкой передавались в на-
следство из поколения в поколение,
и не часто в той глухой ночи свободно
и с полным блеском сверкали их кри-

тырай умер в нищете, забитый и затрав-
ленный аульской знатью.

Однако веками их песни, точно тща-
воров

хоть

стальные грани. А между тем время кова-
ло НОВЫЙ, резко отличный ‘от фигуры
прежнего одинокого бунтаря, метителя за
народ, образ героя-водителя и организато-
ра массе. Его создали возросший гнев и ве-
ликая, до конца осознанная ненависть на-
рода к своим палачам. Гражданская война,
поднявшая на подвиги широчайшие массы,
выдвинула тысячи имен, закзленных и
решительных, смелых и беззаветных ге-
роев. Они становились под боевые знамена
большевистской партии, они руководили в
горах отрядами красных партизан, и 0
лучших из них, как всегда, складывались
в народе песни и сказания.

же самое слово «партизан» станови-
лось синонимом героя. Существует множе-
ство песен, посвященных именно этому
собирательному образу партизана, наделен-
ному лучшими качествами воина и храб-
peta:

Сколько ласточек в Чечне,
Столько буйных скакунов
Ты об’ездил, партизан,
Сколько листьев на айве,
Столько воинских одежд
Износил ты, партизан.
Сколько молний по весне,
Столько сабельных клинков
Иступил ты, партизан.
Если надо, TH, Kak лев,
Выйдешь подвиг совершить!

Новым революционным песням о героях
органически чужды то мотивы скорбной
обреченности, которые нередко пронизыва-
ли даже самые прекрасные и воинетвен-
ные из песен прошлого. Герои отныне пе-
рекликаются друг с другом и служат од-

ному, уже воочию победившему делу наро-
да, а на место павших станут другие,
готовые ко всему богатыри. В песне о да-
гестанском большевике. руководителе пар-
тизанских отрядов Махаче  Дахадаеве,
сложенной в горах еще в 1920 г., так
выражена эт& мысль:

Орлиные крылья твои опустились,
Орлиные очи твои не глядят,
Орлы-партизаны вперел устремились,
Они победят, все равно победят!

Боевые навыки и традиции, в течение
долгого времени культивировавииеся в го-
рах, отныне нашли себе новое, достойное
применение. Вооруженные не только вин-
товкой и саблей, но и непобедимым
оружием идей пролетарской революции,
люди отличались небывалой сплоченностью
и отвагой. Герой гражданской войны были
героями подлинно общенародными. Эта
подлинная народность и организованность
революционного героя и была тем прин-
ципиально новым, что дал Октябрь гор-
скому эпосу. Ярко и наглядно сказались
эти новые качества в песнях о Серго
Орджоникидзе. Великий полководец  ре-
волюции, непосредственный организатор
и руководитель гражданской войны на
Кавказе, Серго вошел в песни всех
народов гор, как лучшее воплощение ре-
волюционного героя. Величавым встает его
образ в народной поэзии. Самыми дороги-
ми чертами знаменитых героев прошлого
наделяют его певцы, подчеркивая тем са-
мым его кровное родство с историей сво-
его народа, со своими столетними думами
и чаяниями. Серго — вождь и водитель
масс. Более того, он — водитель героев,
и без их окружения немыслим, «как
немыслима луна, не окруженная звезда-
\и>... 5

Взв гордый лев собирает своих

детенышей,
Вогда на верщинат горных

поднимется буря,

Так и ты пришел к нам,
Орджоникидзе,

Когда по нашей земле -
Разлилея огонь войны...

В отличие от песен прошлого, которые
в большинстве своем . повествовали @
судьбах отдельных героев иля ограничява“
лись романтически приподнятым перечие“
лением и восхвалением их подвигов и 10-
стоинств, новые, обогащенные революце
онной идеологией песни звучат, как при
зывы к победе, и мобилизуют волю #3
рода. С великой любовью и горлостью
воспеты в этих песнях Ленин и СталЕя,
чьи имена с первых же дней революция
навеки вошли в творчество народов. Ска“
зители и певцы, которых советская влзеть
впервые наделила «достоинством и праву
петь 0 чем угодно» !, создают монумен
тальные произведения большой социазьной
остроты и мастерства. Используя лучшие,
бессмертные традиции поэзии прошлоге,
используя богатейший опыт братских Ba
родов, развивается новый, советский г
роический эпос горцев Кавказа.

И, пожалуй, не найти ни олной песяи
из этого цикла, посвященной OBL
героям, большевистским  революциониыя
полководцам, Красной Армии и reponse
наших будней, где бы не звучала готов
ность всего народа в нужный Mur oT Ma
ла до велика стать на защиту своей ет
чизны, Это и понятно, ибо наша страз
— родина героев. Каждый день мы елыту
новые имена, каждый день мы узнаем о
новых подвигах, и, подобно песне тг
великого певца из горской легенды, п
Сталина вдохновляет наш народ.

* Из горской песни о ецдее, =

#
Be]

po)
ll!

Я,

mp!
a
mE
110!

Yu
TOL
mm
eR
ТИ
cnt

9 мы