Пушкинские чтения

Сто четвертая тодовщина со дня емер-
ти А. С. Пушкина отмечена в клубе пи-
сателей двумя открытыми научными 34-
седаниями Института мировой литералу-
ры им. Горького Академии наук СССР. и
пушкинской комиссии.

Мастерству великого русското поэта по-
свящается ряд новых трудов, подготовля-
емых коллективом научных работников
Института им. Горькото.

«Слов немного, но они так точны, что
обозначают все», — это определение Н. В.
Гоголя одной из  характернейших черт
пушкинского творчества послужило темой
доклада проф. Д. Д. Блатото. Сравнивая
классические произведения многих писа-
телей и приводя примеры из всех обла-
стей творчества поэта, проф. Блатой по-
хазал изумительное умение Пушкина вкла-
дывать в предельно сжатую форму исклю-
зительно большое ` содержание,

Обстоятельный 0бзор «Пушкинианы» 8a
1940 г. сделал проф. М. А. Цявловекий,
‘напомнивший, что в нынешнем году ис-
полняется 100-летие со дня выхода в свет
первого посмертного собрания сочинений
 А, С Пушкина, подготовленного Жуков-
ским и Вяземским и положившего начало
пушкиноведению. Кроме вновь опублико-
ванных в периодической печати текстов и
рисунков Пушкина, значительным событи-
ем истекшего года явился выпуск альбо-
ма — рабочей тетради поэта, черновые
тексты которой раскрывают его  творче-
скую лабораторию и УШ и [СХ томов
академического издания, впервые знакомя-
щих с черновиками пушкинской художе-
ственной прозы и обильными материала-
ми, собранными поэтом по истории Пуга-
чева. Проф. Цявловский сделал обзор всей
исследовательской и художественной лите-
ратуры о Пушкине за истекший год. Пе-
реводы Пушкина в национальных респуб-
ликах свидетельствуют о том, как COBI-
ваются слова поэта: «И назовет меня всяк
сущий в ней язык...

С интересным докладом о стихб Пуш-
кина, выступил С. М. Бонди. Вопреки
распространявшемуся ранее мнению 06
увлечении поэта разнообразием формы
стиха и решением технических задач,
С. Бонди утверждает, что экоперимента-
торекие тенденции были чужды поэту. Сам
Пушкин называл это «игрушками младен-
чества». Девяносто процентов всех его сти-
хов написаны всего четырьмя излюблен-
ными размерами (четырех, пяти, ° шести-
стопным ямбом и четырехотопным хоре-
ем). Анализируя отдельные произведения,
С. Бонди показал особую чуткость поэта
х соответствию формы и содержания.

О словаре языка Пушкина, подготовляе-
мого Институтом им. Горького, сделал со-
общение проф. Г. 0. Винокур. Неодно-
кратные попытки к изданию такото сло-
варя в дореволюционное время ни к чему
не приводили. Сейчас близится к концу
составление картотеки словоуказателя, ко-
торая насчитывает уже свыше 200 тысяч
карточек. Предстоит научная  обработкл
этого материала.

На заседании было сделано сообщение
старшего научного сотрудника, Музея Пуш-
кина 0. И. Поповой о новых рукописных
материалах. поступивших за истеклпгий год
в Пушкинский музей. И. Л. Андроников
прочел первую песню. поэмы «Вадим? ©
присоединением вновь обнаруженных сти-
хотворных строк. И. А. Новиков позна-
комил аудиторию © двумя отрывками из
своего нового романа, «Пушкин на юге»,
Н. Н. Асеев прочел наиболее любимые им
стихи А. С. Пушкина. В пушкинских чте-
ниях приняли участие композитор В. Крю-
ков, романсы и арии которого на слова
Пушкина исполнили артистки Е, Остров-
ская и М. Капиное и заслуженная арти-
стка Азербайджанской ССР Кнарик Гри-
торян, продемонстрировавшая  ‘разнообраз-
ное творчество советских композиторов на
тексты Пушкина.

Литературный календарь
о О

Генрих ГЕЙНЕ

85 ЛЕТ С0 ДНЯ СМЕРТИ

Юноша Гейне начал творческую дея-
нельность с освоения романтических тра-
диций, От своих учителей он заимствовал
любовь к народной балладе и народной
песне. Но в то время как большинство
романтиков отворачивалось от живой дей-
ствительности, предаваясь идеализации и
славословию далекой старины и КУлЬТИ-
вируя экзотические сюжеты, Гейне с пер-
вых шагов проявил себя, Kak человек,
остро реагирующий на события окружаю-
щей жизни. И уже в ранних стихах он
сумел выразить свое отвращение к у30-
сти и косности того торгашески-мещанско-
то мирка, в котором ему приходилозь
жить и творить.

Незадолго до налечатания его первой
книги стихов Гейне сблизилея с кружком
писателя-дипломата Фарнгалена фон-Энзе,
салон которого посещали крупнейшие
представители передовой литературы #
философии. Поэтический дар Гейне сра-
ву получил признание. К этому же вре-
мени относится первое знакомство Гейне
с философией Гегеля. Трезвый ум поэта
помог ему проникнуть в тениальную суп
ность готелевской системы сквозь BCC
идеалистические покровы, окутавшие ее.
Впоследствни Энтельс писал, что в 30-Х
тодах Гейне был единственным человеком
в Германии, правильно понимавшим Ге-
геля.

С 1822 т. творчество Гейне вступает
в период бурного расцвета. Один за дру-
тим создает он свои знаменитые циклы:
«Лирическое интермеццо», «Возвращение»,
«Северное море», «Новая весна» — верши-
ны мировой лирики. Ирония, присущая
уже ранним стихотворениям Гейне, ста-
новится в ето руках великолепным ору-
дием в борьбе за новое миросозерцани®,
ва новое поэтическое ощущение мира. Эта
ирония и была в творчестве Гейне тем
элементом, который как бы взорвал из-
нутри привычные романтические формы.

Лирические циклы Гейне, при всем их
глубоком внутреннем единстве, чрезвычай-
но пестры и разнообразны по содержа-
нию. Здесь и пейзажи, и жанровые сце-
ны, и любовные признания, и шутливые
миниатюры. Построение циклов так орга-
нично, что даже второстепенные, более
слабые стихотворения в контексте приоб-
ретают вначительность подлинных шедев-
ров. При этом каждый цикл, взятый в це-
лом, обнаруживает удивительное стилисти-
ческое сходство © прозой Гейне и с его
большими поэмами. И там мы видим Ta-
кую же пестроту и мозаичность, такой же
сплав лирики и жанра, романтики и са-
тиры, ту же неожиданность переходов, ка-
Baloch Ob, противоречащую всяким компо-
виционным принципам, — пестроту, в ко-
торой единственным связующим элемен-
том, придающим ей глубокую цельность,
является лишь яркая индивидуальность
поэта. ,

Первые крупные опыты Гейне в области
художественной прозы и публицистики от-
носятся к середине 20-х годов. К 1830 г.
он уже является автором чефырех томов
«Путевых картин», где его политические
и социальные убеждения выражены с та-
кой остротой и ясностью, что цензура и
полиция начинают усиленно следить 8a
опасным поэтом. Последний вынужден
эмигрировать в Париж.’ В Париже широ-
хо развертывается деятельность Гейне, как
прозанка-публициста. В его поэтическом
творчестве начинают преобладать полити-
ческие и социальные темы («Современные
стихотворения»). Впоследствии Гейне. от-
дает дань также историческим сюжетам.
(«Романсеро»).

Находясь в эмиграции, Гейне продол-
жает зоркф следить за всеми’ событиями
общественной и политической жизни свое-
то отечества, откликаясь на них и прозой
и стихами. До конца дней своих Гейне
поддерживает связь с крупнейшими пред-
ставителями немецкой и французской ли-
тературы. Дружба с Марксом способствует
его ознакомлению с идеями научного со0-
циализма. И несмотря Ha противоречи-
вость своего отношения к Массовому ра-
бочему движению, несмотря на весь свой
душевный склад, достаточно чуждый
принципам нового учения, Гейне целиком
признает его правоту и железную логи-
ку. В период дружбы с Марксом Гейне
создает. «Германию», эту гениальную, по-
луромантическую, полулирическую сатиру,
убийственные ‘сарказмы которой  беспо-
Taino разят мещанство и буржуазию,
аристократию, церковь и королей совре-
менной поэту Германии.

Последние восемь лет жизни Гейне про-
вел в постели, разбитый параличом. Но
его творческие силы не утасали. Он и
больной оставался страшным врагом
реакции, и ето перо продолжало „нано-
сить сокрушительные удары  феодально-
буржуазному строю. Ник. ПЕРОВ,

Литературная газета
№7

——°

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д, 26, телефоны отделов: современной литературы и критики, писем, искусств и публицистики, пностранного — К, 4-46-19; анформацаи — К 4-34-60; иллюстраций и секретариата K

История полков
и дивизий

КИЕВ. (Наш корр.). Оборонная комиссия
при ССП Украины включилась в развер-
нувшееся в красноармейских частях дви-
жение за создание боевых историй полков
и дивизий. Пока намечены к написанию
истории нескольких дивизий, куда с этой
целью выехали группы писателей Украи-
ны.

Писатели, работающие над созданием
историй полков и дивизий, недавно были
приняты заместителем начальника упра-
вления политической пропаганды  Виев-
ского Особого военного округа т. Кащее-

BEIM.
%

ИРКУТСК. (Наш корр.). Бюро отделе-
ния ССП выделило группу писателей для
оказания практической помощи команди-
рам и политработникам в создании бое-
вых историй ‚воинских частей. В состав
труппы вошли: Ив. Молчанов (Сибирский),
Г. Марков, А. Ольхон, Г. Кунгуров, К. Се-
дых, Ин. Луговский.

Недавно писатели были приняты на-
чальником управления политической про-
паганды б’абайкальского военного округа,
дивизионным комиссаром т. Шманенко.

Тов. Шманенко провел с ними беседу
о том, как собирать материал. Он 06060
подчеркнул, что история части должна
представлять с0бой образцовый рассказ,
соединяющий точность с яркостью и жи-
востью изложения, ‘доступный каждому

красноармейцу.
. . Ал. ГАЙДАЙ

—

ВСТРЕЧИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

А. С. СЕРАФИМОВИЧ
В ЯРОСЛАВЛЕ
Недавно в Ярославль приезжал А. С.

Серафимович. Писатель встретился © ра-
бочими, красноармейцами, интеллигенцией

города.
В военно-хозяйственном училище 6с0-
стоялся большой литературный вечер.

Критик Г. Нерадов рассказал о творческом
пути писателя и о ето работе над новым
романом «Колхозные поля». А. С. Серафи-
мович рассказал курсантам о своих ветре-
чах с Максимом Горьким.

Е. САВИНОВ.

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
А. А. ФАДЕЕВА
В Орехово-Зуеве (Московская область)

состоялся большой литературный вечер,
посвященный творчеству А. А, Фадеева.

Во Дворец культуры пришло свыше ты-
сячи молодых  рабочих-текстильщиков,
учителей, врачей, журналистов.

Доклад о творческом пути писателя сде-
лал М. Серебрянский.

В заключение на вечере выступил А. А.
Фадеев, который поделился своими твор-

ческими планами.
А, БРЫЗГАЛИН,

‚

На пушкинских чтениях в
кпубе Союза советских
писателей в Москве, На
снимне: Д. Благой читает
свой доклад, справа от не-
го — М. Цявловский, на
снимив слева — в зале
во время заседания.
Фото В. Лягина.

План Детиздата Грузии

ТБИЛИСИ. (Наш корр.). В текущем ro-
ду Детиздатом Грузии будут выпущены
134 названия книг тиражом в 900 тысяч
экземпляров.

Из  массово-политической — литературы
для детей будут изданы: Сталин — 0
Ленине; Молотов — о молодежи; Андреев
— о детской литературе; Марке, Энтельс,
Ленин, Сталин — 0 морали (сборник);
статьи А. М. Горького о молодежи и о
детях; оборник о героях гражданской вой-
ны,

Из грузинской классической и современ-
ной литературы выйдут: «Детокие расска-

зы» — Тедо Разикашвили, «Свиньи Ба-
кулы» — Давида Клдиашвили, «Каджа-
на» — Н. Ломоури, «Матданас Лурджа»

Ек. Габашвили, «Серый волк» — Г.
Церетели, «Преследуемый друг» — Я. Го-
тебашвили, «Детские стихи и поэмы» —
Акакия Церетели, «Стихи и песни 0
Сталине», «Стихи и песни о Л. Берия»,
рассказ К. Лордкипанидзе — «Встреча»,
«Детские рассказы» — Лео Кначели,
«Приключения дворянина Лахундарели»—
С. Клдиашвили. Помимо этого выйдут от-
дельными сборниками стихи Галактиона
Табидзе, С. Чиковани, Г. Кучишвили, Ир.
Абапгидзе- и др.

По разделу русской и иностранной ли-
тературы намечены к изданию: Л. Тол-
стой — «Кавказский пленник», А. Нуш-
хин — «Оказка о царе Салтане», В. Ка-
таев — «Белеет парус одинокий», И. Бер-
ман -— «Дзержинский», Р. Киплинг —
«Маутлн» и «Рики-Тики-Тави», сборник
«Как отдыхал Ленин», А. Толотой —
«Золотой ключик»,

Для дошкольного возраста планом пред-
усмотрены: Г. Байдуков — «Встречи ©
товарищем Сталиным», А. Церетели —
«Подарок», А. Машашвили — «Первое
мая», К, Лордкипанидае — «Елка»,
И. Гришашвили — «Старый и новый
Тбилиси», его же — «Анбант-кеба» («За-
нимательная азбука»), И. Мосашвили —
«Приключения мышонка», его же — «Два
охотника», И. Сихарулидзе — «Стихи и
поэмы», Л. Мегрелидзе — «Мзия и ко-
тенок», Марики Бараташвили — «Hany-
ли», Н. Ломоури — «Мороз и малень-
кий ученик», Н. Накашидзе — <Наша ре-

ка», Карло, Каладзе — «Цветущие карта»
линские сады». и др.

Помимо названных книг, план Детизла-
та предусматривает выпуск серии школь-

ной ‘библиотеки. В этой серни будут из-

даны: рассказы А. Казбека, комедии
Г. Эристави, рассказы И. Евдошвили, В.
Барнова — «Разрушение Армаза», стихи
Шио Мтвимели, «Мамелюки» — Унарахо,
«Бата Кекиа» — Демна Шенгелая, стихи
Ир. Абашидзе и др.

Русская литература в серии представле-
на: «Евгением Онегиным» Пушкина, сти-
хами и поэмами Лермонтова, избранными
баснями Крылова, «Детством» Горького и
другими, а также произведениями клас-
сиков иностранной литературы (Байрон,
iat Твэн, Шиллер, A. Додэ, Мопассан
и др.).

lo разделу критики в серии школьной
бяблиотеки выйдут: «Критические статьи»
— Белинского, «Грузинские писатели» —
И. Меунаргия, «История грузинской лите-
ратуры ХХ века» — Ш. Радиани, а по
разделу геотрафической и исторической
литературы: «В снежных горах» — H.
Кецховели, «Путешествия» — Т. Сахокия,
«Очерки из истории Грузии» — С. Кака-
бадзе и др.

Серия «Жизнь замечательных людей»
состоит из таких книг: «Наполеон» —
акад. Тарле, «Сервантес» — Н. Аглашви-
ли, «Леонардо да Винчи» — Муджири,
«Акакий Церетели» — Левана Асатиани,
«Седов» — Островского, сборник «Покори-
тели пространств» (Колумб, Магелан,
Пржевальский, Козлов, Баренц, Беринт,
папанинцы).

Кроме’ того, будут изданы «Грузинские
народные сказки», «Грузинокая народная
лирика».

Таков в общих чертах план. Детиздата
Грузии wa текущий rox, Недавно этот
план обсуждался на совещании писателей,

критиков, педагогов, работников дошколь-.

ного образования.

Выступившие товарищи, одобрив в 0с-
новном план, высказали пожелания 0б из-
дании альманахов для дошкольного 303-
раста, рассказов из истории грузинского

карода и т. п.
Л. АСАТИАНИ.

ПО СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ

Из писем читателей и от
АЛМА-АТА. 28 февраля общественность

Казахстана отмечает 95-летие со дня рож-

дения Джамбула. При Союзе писателей
создана юбилейная комиссия.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Вечер встречи 0
начальствующим составом гарнизона про-
вели недавно писатели Днепропетровска.
После доклада об’ оборонной литературе,
сделанного А. Бейлиновым, с чтением сво-
их произведений выступили поэты и про-
заики.

КАЗАНЬ. Правление ССП Татарии co-
звало специальное совещание писателей,
на котором подробно обсуждался вопрос
о подготовке к предстоящей в этом году
в Москве декаде татарското искусства,

МАХАЧ-КАЛА. Cons писателей Дате-
стана организует ряд вечеров, посвящен-
ных творчеству классиков и современных
писателей Дагестана. В ближайшие меся-
цы состоятся доклады о творчестве клас-
сиков: Этим Эмина, Махмуда из Бетль Ка-
хаб-Россо, Батырая, Абдуллы Матамедова.

Два вечера посвящаются произведениям
современных кумыкских писателей.

наших корреспондентов

СИМФЕРОПОЛЬ. В обкоме ВКП(б) со-
стоялось совещание писателей, критиков,
журналистов и научных работников по
вопросу о работе трех крымских журна-
лов.
СТАЛИНГРАД. Литературное об’едине-
ние организует ряд лекций, способствую-
щих творческому росту писателей. Тема
лекций: «А. М. Горький — основополож-
ник социалистического реализма», «Чехов
как мастер короткого рассказа», «Работа
Л. Н. Толстого над своими произведения“
ми» и др.

ТАШКЕНТ, Состоялся вечер, посвящен-
ный Алишеру Навои. Доклад на тему
«Навои и наша современность» сделал
поэт Шейхзаде. Отрывки из произведений
Навои прочитал поэт Гафур Гулям. С
чтением новых переводов поэмы «Лейли и
Меджнун» выступил переводчик Семен
ипкин. 3

ЭЛИСТА. Переведенные на калмыцкий
язык Нна-днях выходят из печати «Пове-
сти Белкина» и все сказки А. С. Пуш-
кина, «Я. сын трудового народа» В, Ка-
таева и сборник рассказов Матэ Залка-

Писатель и книо

19 февраля 1832 г, по случаю переезда
книжной лавки Смирдина в новое поме-
щение на Невском проспекте, было вышу-
щено два тома «Новоселья». Тонкая игла
Галактионова выгравировала по рисункам
Брюллова на фоне книжных полок, за
обеденным столом Крылова, Пушкина, Вя-
земского, Фаддея Булгарина и других го-
стей Смирдина. На другой картинке среди
покупателей книжной лавки изображен
Пушкин. Одна из предсмертных фраз
Пушкина обращена к друзъям-книгам. С
именами писателей была связана деятель-
ность просвещенных издателей: Глазунова,
Сласюлевича, Павленкова, Сабашниковых.
Издательство «Знание» возглавлял Максим
Горький.

В 1920 г. в Москве открылось несколь-
ко писательских лавок. Sa прилавками
стояли писатели. Под стеклом витрин ле-
жали тоненькие и разукрашенные рукопис-
ные книжечки. В дни стотысячных тира-
жей Гослитиздата своевременно вспомнить
этих робких предшественников советской
литературы. Когда не было бумаги и ти-
пографских возможностей, писатели выпу-
скали рукописные книжечки, старательно
перёписанные в одном-двух экземплярах
и даже снабженные авторскими иллюстра-
циями. Книжные лавки писателей были в
те годы, по существу; собирателями лите-
ратуры. Некоторые литературные начина-
ния возникали зачастую в глубине этих
тесных и полухолодных помещений. Бы-
вали дни, когда книжная лавка «Содру-
жество писателей» (на Тверской, рядом со
зданием Моссовета) напоминала писатель-
ский клуб.

Первые писательские библиотеки созда-
вались именно в этих книжных лавках, и
сюда же обратным потоком шли книги, с

которыми по тем или иным причинам пи-
сатели расставались.

В писательской среде никогда не осты-
зала потребность в своей книжной лав-
ке. В 1931 г. Союзом писателей была от-
крыта на Моховой, в доме, который ныЕ®
снесен, «Книжная лавка писателей». В
этом низеньком помещении, на стародавнем
тнНездилище московских букинистов писа-
тель снова встретился с книгой. Сюда
стекались книги из распродаваемых част-
ных собраний. Примечательнее всего было
то,. что книга преемственно шла от. писа-
теля к писателю. Библиотеки. покойных
собирателя книг Бирюкова, историка Ще-
голева, профессора Готье, издателя «Pyc-
ского архива» Бартенева, собрание при-
жизненных изданий пушкинской, эпохи
московского врача Савельева и десятки
других библиотек прошли через писатель-
скую книжную лавку. Лучшее и наибо-
лее ценное шло в библиотеку имени
Ленина, в библиотеку Института Маркса и
Энтельса, в Литературный музей:. черно-
вая тетрадь Некрасова, список ‚ комедии
Тургенева «Нахлебник» .с поправками ав-
тора и ‘посвящением Чаадаеву, рукопись
собирателя: сказок ‘Афанасьева «Русские
народные сказки», из которых 100 сказок
не были никогда напечатаны, наконец, эк-
земпляр «Нвгения  Онегина» с поправками
и пометками. Пушкина,

Во главе книжной лавки стоят писате-
ли. Это определяет характер лавки. . Ее
назначение — приблизить книгу к писа-
телю, пропагандируя советом и помощью
любовь и понимание книги. Свыше деся-
ти лет работает в книжной лавке писате-
лей коллектив ее продавцов и специали-
стов. по книге. Многие из них выросли из!

подручных и даже из уборщиц при лав-
ке. Писатели по справедливости считают
этих людей спутниками своей писатель-
ской профессии. Нужная книга попадает
на книжную нолку писателя. С писатель-
скими пометками она зачастую  возвра-
щается в лавку. Умирающий Горький за
несколько дней до своей смерти прислал
В книжную лавку писателей список книг,
которые он просил подобрать. Это при-
страстие к книге, пронесенное Горьким
через всю его жизнь, — одно из самых
поучительных и нужных пристрастий. Лю-
бовью ‘к книге одержимы многие  совет-
ские литераторы,

Недавно президиум ССП СССР. принял
решение, что реорганизованная книжная
лавка писателей не должна преследовать
коммерческих целей. Это разумное и свое-
временное решение. В его основе прежде
всего ‘лежит то, что лавка должна ориен-
тироваться не на ходовой ширпотреб, а. на
книгу редкую, нужную для работы писа-
теля. Не беда, если какие-нибудь книги
задержатся некоторое время на полках.
Хорошая книга места не  пролежит даже у
самого рачительного хозяина. Книга,
нужная писателю, должна быть  подоб-
рана для него в первую очередь. Свои
витрины книжная лавка использует для
устройства выставок, связанных с- теми
или иными юбилейными или литератур-
ными датами. Книжная лавка писателей
должна стать своего рода местом писа-
тельских встреч.

Именно такая живая, лишенная коммер-
Ческих  тенденций, книжная лавка нужна
литераторам. Писательская комиссия, соз-
данная при книжной лавке, в этом напра-
влении и будет вести свою работу.

Вп. ЛИДИН.

ЗАСЕДАНИЕ ЛЕРМОНТОВСКОГО

КОМИТЕТА
ЛЕНИНГРАД. (0т наш, корр.). В Ленин-
градском отделении Союза советских

писателей состоялось заседание Лермонтов-
ского комитета.

— В Ленинграде, — сообщил секретарь
комитета В. Мануйлов, — ведется  боль-
шая научно-исследовательская работа по
Лермонтову, в том числе и подготовка ака-
демических изданий произведений велико-
го поэта. Пушкинское общество начало
уже организацию вечеров, докладов и лек-
ций, посвященных Лермонтову. В школах
до конца учебного года будут проведены
два конкурса: Ha лучшее сочинение 0
Лермонтове и на лучшего чтеца произ-
ведений поэта.

В проведении лермонтовских дней боль-
ое участие примут дома культуры и клу-
бы, парки и сады.

На заседании Лермонтовекого комитета
было заслушано также‘ сообщение дирек-
тора Ленгослитиздата т. Герасимова об
изданиях, выпускаемых к столетию`со дня
тибели поэта. Всего будет издано 13 книг,
из них 8 выходят в иллюстрированной се-
рии; 7 книг сдано уже в производство.
Дополнительным массовым тиражом из-
дается четырехтомник Лермонтова.

Лермонтовский комитет высказался за
включение в издательский план Ленгос-
литиздата и юбилейной памятки. Призна-
но необходимым организовать в Ленин-
траде лермонтовскую выставку из фондов
Института Литературы Академии наук
СССР, Русского музея и Публичной биб-
лиотеки им. Салтыкова-Щедрина. В Доме
писателя им. Маяковского намечено про-
вести дискуссию на тему «Лермонтов и
современная Поэзия и проза», a также
встречу с творческим коллективом, осуще-
ствляющим сейчас в киностудии JleH-
фильм постановку «Маскарада>. Ha сле-
дующих заседаниях комитета решено за-
слушать сообщения о подготовке к лер-
монтовским дням редакций журналов,
Центрального лектория, сектора пропаган-
ды художественной литературы JlenCCll
и Пушкинского общества.

В Ленинграде, помимо комитета при
Союзе писателей, подготовкой к лермон-
товским дням руководит и комиссия, со-
зданная при Управлении по делам ис-
кусств. Ленинградские писатели сочли
необходимым поставить вопрос о создании
Общегородского лермонтовекого комитета.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ
КРИТИКИ
ЛЕНИНГРАД. (Or наш. корр.). Инсти-

тут литературы Академии наук СССР
приступает в 1941 г. к большому коллек-

тивному труду — «Истории русской кри-
тихи».
— Задачей- нашей новой работы, — co-

общил корреспонденту «Литературной га-
зеты» заведующий Отделом новой литера-

Литературный Ленинград.

туры Б. С. Мейлах, — является исследб-
вание развития эстетической мысли В
России, начиная с ХУШ в. и до эпохи
Великой Октябрьской социалистической
еволюции.

. aware будет состоять из пяти то“
мов. В первую часть каждого тома войдет
историческая характеристика периода, ко-
торый охватит том, общий обзор крити*
ки B связи © общественно-литературной
борьбой, a также разделы, посвященные
обзору критики омежных областей ис-
кусств, теории и истории литературы,
фольклористики и Т. A. Во вторую часть
тома включаются главы, дающие анализ
эстетической концепции и литературной
деятельности отдельных KPHTUKOB.

В этом ‘году Отдел новой литературы
института подготовит к печати один из
томов издания. Выпуск в свет всей «Ис-
тории ‘русской критики» должен быть
закончен в течение трех лет.

_ ФЕВРАЛЬСКАЯ КНИГА
«ЛИТЕРАТУРНОГО СОВРЕМЕННИКАв

ЛЕНИНГРАД. (От наш. норр.). «Литера-
турный современник» — единственный #*
трех ленинградских журналов, выпускаю-
щий свои номера в 1941 г. 6063 опозданий.
В ближайшие дни подписчики получат
уже февральскую книжку журнала. Выхо-
дящий номер открывается рассказом
М. Зощенко «Когда я был маленьким».
Центральное место в этом номере зани-
мают повесть С. Марвича «Африканский
переулок» и написанные Г. Мирошничен-
ко биографические очерки о знаменитом
танкисте. Герое Советского Союза Федоре
Дудко. В поэтическом разделе — стихи
П. Антокольского, В. Шефнера, А. Лебе-
дева и С. Бытового, а также новые пере“
воды ленинградских поэтов изо Гете, Кип
линга, Рембо и Ив. Франко.

В февральской книжке «Литературном
современника» напечатано много критиче»
ских статей и рецензий.

ВЕЧЕРА ПАМЯТИ.
Мих. ЧУМАНДРИНА

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр,). Год тому
назад в боях с финской белогвардейшя!
ной смертью храбрых пал писатель-боль-
шевик Михаил Чумандрин. Годовщину его
смерти ленинтрадекие писатели отметиля
вечером в Доме им. Маяковского. Большой
доклад ю жизни и творчестве Михаила
Чумандрина сделал А. Штейн. Воспоми-
наниями о писателе поделились Б. Лавре-
нев, Л. Карасев, П- Капица и М. А. Чу-
мандрина.

В Доме писателя открыта выставка,
посвященная жизни и творчеству М. 4.
Чумандрина. В отдельной витрине выста-
влены письма к писателю Алексея Мак-
симовича Горького. На выставке собраны
и материалы, иллюстрирующие фронтовую
работу М. Чумандрина. ‘

В Союзе советских
‘писателей СССР

Литературное наследство Фурманова до
сих пор еще недостаточно изучено, Для
подробного изучения и разработки лите-
ратурного наследства писателя президиум
ССП. создал комиссию, в составе которой:
А. Исбах (руководитель), Г, Корабельни-
ков, И. Нович, Г. Бровман и Н. Стешен-
Ко.
сосредоточено в Институте мировой лите-
ратуры имени Горького, где будет образо-
вана фурмановская группа.

В текущем году исполняется 50 лет
во дня рождения и 15 лет со дня смерти
Д. Фурманова. Годовщина смерти писателя
(15 марта) будет отмечена большим ли-
тературным вечером и циклом статей в
газетах и журналах.

%

На последнем заседании президиума
ССП СССР (31 января) было рассмотрено
12 кандидатур писателей, принимаемых в
члены ССП. Приняты в ччены союза
следующие товарищи: 0. П. Холмекая —
автор переводов романа Синклера «Малая
сталь», пьесы Б. Шоу, рассказов 9. По,
В. Ирвинга и др. Переводчица М. Ф. Ло-
рие, редактировавшая и ‘Частично пере-
ведшая двухтомную «Cary о Форсайтах»
И работающая сейчас над переводами из
Маркса и Энгельса. Х. Херсонский-—автор
работ о Вахтангове и о Чаплине, единет-
венный драматург цыган И. Ром-Лебедев,
написавший 9 пьес, в том числе «Свадь-
бу в таборе» и «Песнь 06 Урсаре», дра-
матург М. Улицкий, поэт А. Пришелец и
поэт-переводчик Е. Садовский.

Переведены из кандидатов в члены
Союза писателей театральный критик
А. Февральский, драматурги В. Любимова.
В. Зак, Ю. Болотов и критик Г. Колесни-
о:

Новые члены ОСП БОСР

МИНСК. (Наш корр.). Правление Союза
советских писателей приняло в члены
ССП грунпу литераторов Западных обла-
стей БССР. Среди них — молодая бело-
русская поэтесса Нина Тарас, первая
книга которой «На усход 1дучы» недавно
выпущена Белгосиздатом, белорусский поэт
В. Тавлай, польский поэт Т. Гловацкий,
польская новеллистка Е. Сельм и еврей-
ский поэт Х. Моргентой. :

«Дружба народов»

Подготовлен к печати седьмой
зльманаха «Дружба народов». Альманах
открывается повестью азербайджанского
писателя ‘Мир Джалала «Манифест моло-
дото человека» из эпохи революционной
борьбы народных масс Азербайджана про-
тив муссаватистских правителей.

Кроме того, в альманахе помещаются по-
весть «Начало жизни» чувашского писа-
теля И. Тукташа, рассказ «Санджи» моло-
дого калмыцкого писателя М. Нормаева и
рассказ <«Идиллия» еврейского писателя
Н. Блиаца.

В разделе классики печатаются фраг-
менты из поэмы Низами «Хосров и Ши-
рин» и из поэмы Навои «Фархад и Ши-
рин», лирика, Важа Пшавела и тазеллы
азербайджанской поэтессы Натазан,

В том же номере альманаха печатаются
таджикские пословицы и афоризмы, цы-
танские народные сказки и аварское пре-
дание «Красный человек»,

Разнообразно представлена современная
поэзия, Помещены переводы стихов Симо-
на Чиковани, Миколы Бажана,  Сулеймя-
на Рустама, Л. Корнфельда,  М. Пригары,
балкарского поэта’ Кайсын Кулиева, ев-
рейских поэтов С. Росина и Моргентоя
и мордовского поэта М. Безбородова.

номер

Изучение творчества Фурманова будет.

К юбилею
Леси Украинки

КИЕВ. (Haw корр.). 70-летие со дня
рождения Леси Украинки будет отмечено
в столице Украины общетородским Top-
жественным вечером. Теато русской лра-
мы покажет в этот лень пьесу Л. Укрз-
инки «Каменный властелин».

В прелюбилейные дни Институт литё-
ратуры украинской Академии наук про“
водит научную сессию. посвященную Je-
се Украинке.

Вечера, ’ посвященные писательнице,
состоятся Также в Киевском государет-
венном университете и в других учебных
заведениях и предприятиях столицы УССР.

НОВЫЕ КНИГИ

СБОРНИК ФЕЛЬЕТОНОВ М. ГОРЬКОГО
издает отдельной книгой Куйбышевское
областное издательство. Этот сборник под
названием «Между ` прочим» состоит из
фельетонов М. Горького, печатавигихся в
«Самарской газете» в 1895—1896 тг. под
псевдонимом Иегудиила Хламиды.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!». Сборник новых сти*
хов Л. Квитко вышел в Детиздате.

В книжке собрано 18 детских стихотво-
рений. Девять из них — новые произве-
дения писателя. Переводы сделаны
Т. Спендиаровой, Е. Благининой, 0. Гурь-
ян, Н. Найденовой и В. Донниковой.

Недавно в Детиздате вышли еще лве
книжки стихов Л. Квитко: «Красная Ар*
мия» и «‹Ахахи>.

«ЗВЕНО» № 2. Литературная консуль-
тация при издательстве «Советский писа»
тель» выпускает в феврале второй номер
сборника «Звено», составленный из про-
изведений молодых авторов.  Некоторые из
них выступают с первыми своими веща-
ми. Почти все произведения сборника по-
священы советской действительности.

ИЗБРАННОЕ МАЯКОВСНОГО. В «Малой
серии» библиотеки поэта, излаваемой «Со-
ветским писателем», в ближайшее время
выходит первая книга двухтомника из
бранных стихотворений и поэм В. В
Маяковского. В первый томик вошли про-
изведения, дающие представления 0б 06-
новных этапах творческого пути поэта
1912 по 1924 г. Вступительная статья —
Н. Степанова.

К 20-летию Советской Грузии и Абха-
зии абхазский филиал Института им. ака
демика Марра грузинском филнала Ака-
демии наук СССР издает сборники «На
родные песни» и «20 лет. Абхазии».

ИИ ИЕ TE ES

Редакционная ноппегия: В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редактор),
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М, ЛИФШИЦ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ,

SMA AUAGUNSUGRESSEUAEGOUSUSRSaBESEEERESEROR EERE SEEEEEER

КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ

ПЕРЕВЕДЕНА
с УЛ. ГОРЬКОГО, 13.

НА НУЗНЕЦНИИ МОСТ, 18

в магазин издательства „СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
ТЕЛЕФОН К 4-42-39. 2

ПРИ КНИЖНОЙ ЛАВКЕ
ОБОРУДОВАНА КОМНАТА
для обслуживания
ПИСАТЕЛЕЙ
a
ЗАКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ НА ЛИТЕ-

РАТУРУ ПРИНИМАЮТСЯ УСТНО,
ПИСЬМЕННО и по ТЕЛЕФОНУ.

Oooo
В ПРОДАЖЕ ИМЕЮТСЯ КНИГИ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВУ,
ФИЛОСОФИИ. `ТЕАТРУ и OP.

Se оо ивовенаниааноаааниион

оао свое нони во нина ново ии ор овосониоони оион ини и Юнион нанннни и,

Заоооавановано нии оао ноя ван инанинававаовоанивиювы.

2-20-95.

Е о В io
30,

Б16561

Типография издательства «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар,

^^

ee ee

neat eet tend ‘neh Shes а я

=
eee! eet er ees a

eo