i
п

м
Я у
В

&

AEN

р
ту

Toy
hia
G0.
rend
TH
а
ах
то
38}

oy

am!
.
tet
May
раза
ол

и

ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

TIBIPA TY IPHIA

Орган правления
Выходит под реда
в.

союза советских писателей СССР.

кцией В. Вишнев ik
Лебедева-Кумача, М. Ли ского, А. Кулагива,

Фшица, Е. Петрова,

Н. Погодина, А. Фадеева.

№ 8 (922)

Воскресенье, 23 февраля 1941 г.

06 очепедном пленуме

21 февраля 1941 года состоялся очеред-

ной пленум ЦК ВКН(б).

Пленум утвердил резолюции ХМУШ Все-
’ союзной конференции ВКП(б) по докладу
т. Маленкова «О задачах партийных орга-
низаций в области промышленности и
транспорта» и по докладу т. Вознесенского
«Хозяйственные итоги 1940 года и план
развития народного хозяйства СССР

1941 год».

Пленум утвердил резолюцию по докладу
т. Молотова на Пленуме о внедрении си-
стемы премирования руководящих хозяйст-

венных и инженерно-технических работни-

ков в промышленности и на транспорте за

на   транспорта.

выполнение и перевыполнение государст-
венных планов.

Пленум признал необходимым выработку
конкретных предложений на основе приня-
той резолюции о премировании по каж-
дой отдельной отрасли промышленности и

Пленум пополнил -состав Политбюро ЦК

ВКП(б), избрав в состав кандидатов в чле-
ны Политбюро ‚т.т. Вознесенского Н. А.,
Щербакова А.

С. Маленкова Г. М.

В ЦК ВКП (6) и СНК СССР.

Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных
Комиссаров СССР, исходя из решения! ХУШ с’езда
ВКП(б), поручили Госплану СССР приступить к со-
ставлению генерального хозяйственного плана СССР

регнать главные

на 15 лет, рассчитанного на решение задачи — пе-

капиталистические страны в произ-

водстве на душу населения — чугуна, стали, топлива,
электроэнергии, машин и других средств производ-
ства и предметов потребления. ‘

Пламенный патриотизий — непобелимое орузкие

Подвиг живет там, где есть воодушев-
ление. Народы. как и отдельные - люди,
бывают способны на необыкновенные де-
ла, когда перед ними возникают увлека-
тельные идеалы, выкокие и благородные
цели. В такие периоды история идет
вперел ускоренным шатом, как бы на-
верстывая упущенные темпы.

„Иод’ем моральных сил. вызываемый co-
Циалистической революцией, ‘несравним ни
с какой другой прогрессивной эпохой, по-
тому что идеи и пели социализма ста-
ловятся жизненно необходимыми большин-
ству людей. Воодушевленные открываю-
щимея будущим, народные массы’ творят
чудеса героизма, делают возможным не

возможное.

А; М. Горький называл создание Крас-
ной Армии удивительнейшим достижением
Октябрьской революции. Действительно,
это было почти чуло. Наша армия роди-
лась в момент смертельной опасности, yr-
рожавшей советской власти, когда, каза-
лось, не было ни времени, ни условий
для организации настоящей армии. Но на-
pol, ве создавший, был воодушевлен ве
ликой целью освобождения и потому мог
творить небывалое. Опасность удесятери-
ла энергию. Утомленный четырехлетней
империалистической войной, изголодавший-
ся, как будто в конец обессиленный, со-
ветский народ оказался в состоянии в те-
чение ряда лет вести победоносную вой-
ну. Страшный в своем гневе. великий
в своей любви к родной земле и свободе,
он разгромил белых генералов, изгнал ар-
мии интервентов за пределы родины, Це-
ною неимоверных усилий и жертв народ
выковал, выпестовал свою армию — 3a-
щитницу сопиализма. Совершалея удиви-
тельный, бессмертный подвиг, равиого ко-
торому, пожалуй, не найти даже в ча-
шей богатой героизмом революционной ис-
тории.

Всякая война означает гигантское на-
пряжение физических и моральных сил
народных масс. Гражданская война 1918
—1921 годов потребовала исключитель-
вых усилий потому, что народам СССР
пришлось бороться в неравных условиях,
с противником, не только численно пре
восходившим, но и лучше вооруженным,
стоявшим на более высоком уровне воен-
но-технической культуры.

Ерасная Армия выдержала историческое
испытание благодаря тому. что была но*
вой армией, благодаря тому, что вела
справедливую войну «38 социализм, как
отечество» (Ленин). Самым сильным и
трозным, ‹амым страшным и сокруши-
тельным лля врага оружием в этой оте-
честволной войне был советский народный
патриотизм.

H ло социалистической революции У
различных народов были времена бурмо*
то под’ема патриотических чувств. У нас
до сих пор вызывает восхищение хоблесть
солдат революциомной Франции 1792—
9} годов. Мы преклоняемся перед па-
мятью наших предков, разгромивших B
1812 голу полумиллионную армию 34-
хватчикаБонапарта, перед благородным
мужеством  чудо-богатырей «Севастополь-
ской страды». Ho разве можно между
прошлым и настоящим ставить знак ра
венства? Гражданская война была отече-
ственной войной нового качества. Впер-
вые рабочие и крестьяне, как предска-
зывал Энгельс, боролись me 3& иллюзию,
& за реальную действительность. Социа-
листическая революция вернула народу
отечество, возвратила трудящимся право
без всяких оговорок называть себя пат-
риотами, а в самое понятие патриотизма
вдохнула  подлинно-высокое содержание.
Oma освободила чувство национальной
гордости от посторонней примеси шови-
низиз, & буржуазному космополитизму, ©

его безразличием и равнодушием Е судь-

бе своей страны и народа. противопоста“   хость. Патриотизм — это никогда He yra-

Била пролетарский, трудовой интернацио-
нализм, воспитывающий уважение к на-
родам всех наций.

В моральном . кодексе советского обще-
ства любовь к родине стала началом, оп-
ределяющим гражданские обязанности, нор-
мы общественного поведения, содержание
личной жизни. Это не умозрительное чув*
ство ленивого восхищения красотами род-
ного пейзажа, богатствами языка и с4-
мобытностью национального характера, ко-
торым кичилиеь народники разных тол-
ков и окрасок. Вак всякое искренное и
сильное чувство, любовь к родине у тру-
дящихся действенна, активна. Патриот
социалистической отчизны — тот, кто не
только желает могущества и пронветаная
своей стране, но и претворяет это жела’
ние в действительность. По-настоящему
любит родину тот, кто тотов служить ей
ло последней капли крови. Прекрасно это
качество советекого патриотизма подчерк-
нул М. И. Калинин, когда говорил о 38-
дачах коммунистического воспитания: «Н
товорю не 0б отвлеченной, — заявил он
в своей речи, — не о платонической люб-
BH, & 0 любви напористой, ‘активной,
страстной, неукротимой, о такой любви,
которая не знает никакой пощады к вра-
там, которая He остановится ни перед
какими жертвами во имя тодины».

Ни в чем так сильно и благородно не
проявляется действенный характер совет“
ского патриотизма, как в отношении на-
рода к Красной Армии и Воетно-Морскому
Флоту. Забота 0б армии приняла у нас
черты  естественного закона. без которого
немыслимо самое существование СССР как
независимого государства. Делать для
обороны отечества все, ‘что необходимо,
все. что в силах народа! Требование вре-
мени стало правилом нашей жизни. Ради
обороны страны советские люди жертву-
ют преходящими, сегодняшними интереса-
ми, зная, что завтрашний демь их роди-
ны. больше того — всего человечества,
зависит от военной моши социализма.

Десять лет назад товарищ Сталин, o6-
ращаясь к хозяйственникам, говорил: «В
прошлом у нас не было и не могло быть
отечества. Но теперь, когда мы свергли
капитализм, а власть У нас рабочая, —
У нас есть отечество и мы будем отетаи-
вать его независимость. Хотите ли, что-
бы наше социалистическое отечество было
побито и чтобы оно утеряло свою незави-
симость? Но если этого не хотите, вы дол-
жны в кратчайший срок ликвидировать
его отсталость и развить настоящие боль-
тевистекие темпы в деле строительства
его социалистического хозяйства. Других
путей нет».

С какой огромной ‘убедительностью наши
дни подтвердили суровую правду сталин-
ских слов! Мы сохранили нейтралитет,
остались в стороне от разразившейся вой-
вы потому, что успели ликвидировать тех-
ническую отсталость и благодаря достиг-
нутому военному могуществу не позволили
навязать себе чью бы то ни было во*
лю. И теперь мы гордимся своей родиной,
самостоятельностью внешней политики на-
лего правительства, возросшим автори-
тетом и влиянием советского государства
на развитие международных отношений.

Гордое чувство силы и независимости,
KoTOpce испьтывает советский человек,
думая о своей родине, вполне законно. Но
оно станет еще более законным, ‘если бу-
дет дополнено неустанной заботой всех
и каждого о дальнейшем росте могуще-
ства родной страны. Происходящие 4a
наших глазах события дают наглядные
уроки: вчерашние победители оказывают-
ся побежденными, если в упоении прош-
лыми ‘успехами забывают © жизненных
нуждах обороны и дают себя застигнуть
врасплох, Патриотизы =— не только гор-

сающая бдительность, никогда не умол-
кающая душевная тревога за судьбу ро-
Дины, 3& ее будущее, за ее честь в пред-
стоящих исторических испытаниях.

Веесторонняя — военная, хозяйствен-
ная, организационная, моральная готов»
пость к возможным, как говорил товарищ
Сталин, случайностям наиболее
высокий патриотический долг советских
людей. Только что закончившаяся ХУШ
партконференция утвердила цифры вло-
жений в социалистическую промышлен-
ность. За ними мы видим грозные колон-
ны танков, могучие корпуса боевых ко-
раблей, эскадрильи быстрокрылых самоле-
тов, тысячи дальнобойных орудий... Труд
народа превратит эти цифры’ в стальную
броню, защищающую социализм. Волей
народа техника’ Красной Армия и Флота
получит новое пополнение.

Но главное — подготовка самого че-
ловека. Техника — дело рук человече-
ских. Как бы она хороша ни была, победа
достигается стоящим за ней бойцом. Так
ще, как в хозяйстве, техника и на вой-
не обратится в хлам, если нет знаний,
нет воли овладеть ею. За каждой огне
вой точкой должно биться  пламенное
сердце патриота. Сложной техникой, ко-
торую создал народ, должен управлять ма-

стер войны, дисциплинированный, владе-  .

щий в. совершенстве доверенным ему
оружием, крепкий духом боеп-большевик.

В воспитании такого бойца может боль:
шую службу сослужить советскому наро-
ду наша литература. Культивировать и
развивать патриотизм -—— для писателя
значит проникновенно изображать жизнь
народа, любящего свою родину, душевный
мир пового человека, превыше всего на
свете ставящего ‚ интересы: своего отече-
ства. Патриотизм стал неот’емлемой чер-
той характера передовых людей нашей
страны, Он присущ им так же, как че-
стность или правдивость. (Образ совет-
ского патриота и есть образ современного
Героя, на поиски которого так много уси-
лий тратят. наши литераторы.

Нельзя сказать, что у писателей инет
желания изображать народную жизнь,
полную героизма и патриотических дел.
Появилось немало- рассказов и повестей
0 доблести участников освободительного
похода сентября 1939 тода и боев с 6бе-
лофиннами. Каждый из этих рассказов
читатель встречает с понятным иитере-
сом: жизнь людей армии стала примером,
человек с ружьем — любимым героем.
Не к чести нашей литературы — среди
этих произведений оказалось много ско-
роспелых, невыносимо надуманных. В 0д-
них случаях наши литераторы полдают-
ся соблазну лышной фразы, за которой
скрываются идейная пустота и бессодер-
жательность, в других — изображают
патриотический подвиг, как дело очень
легкое, в третьих — ограничиваются
виешне правдоподобным описанием поступ=
ков, забывая, что их совершил человек,
& не автомат, советский человек со все-
ми его ‹трастями и душевными пережи-
ваниями, © определенным характерм и
своим богатым внутренним миром чувств
и убеждений.

Прасная Армия — живое воплощение
народного патриотизма, носитель славных
боевых традиций революционных масс. Ее
прошлое и настоящее —` прекрасный ма-
териал для художника слова. Пусть два-
хцать третья годовщина Красной Армии и
Флота послужит еще одним напомилвалием
06 ответственности писателя перел роди-
ной, о патриотическом долге нашей ли-
тературы, , призванной воспевать марод-
ный подвиг, воодущевлять народ на ге-
роические дела во славу социалистиче“
ской родины»

ХУШ Всесоюзная конференция ВКП(б)
отмечает, что промыниленность и транс-
порт Советского Союза в 1940 roxy зна-
чительно продвинулись вперед в деле вы-
полнения третьего пятилетнего плана,
увеличили 0б’ем производства, обеспечили
в значительной степени дальнейший рост
народного хозяйства и укрепление оборон-
ной моши СССР.

Продукция социалистической промыш-
ленности в 1940 году увеличилась по
сравнению с 1939 годом на 11%, при-
чем темпы роста промышленного производ=
ства в 1940 году систематически нара-
етали.

Улучшилась, в особенности во втором
полугодии 1940 тола, работа ряда важ-
нейших отраслей промьниленности. Значи-
телеЧо выросла добыча угля. Выросли
выплавка чугуна, стали и производство

‘проката, причем особенно“ уведичилея вы--

пуск сталей специальных марок и каче-
ственного проката, идущих на пуждь хва-
лифипированного машиностроения и 060-
ронной промышленноети. Несколько улуч-
шила свою работу также цветная метал-
лургия, особенно по выпуску меди и алю-
миния. Малтиностроительная промышлен-
ность в 1940 тоду лобилась лальнейших
успехов в ‘деле освоения новых видов
сложных машин и станков новейших кон-
струкций. Темпы роста продукции оборон-
ных промышленных наркоматов в 1940
году были значительно выше темпов тоста
протукции всей промышленности.
результате успехов освоения новой
техники и роста оборонной промышленно-
ети значительно повысилась техническая
оснащенность Красной Армии и Военно-
Морского Флота новейшими видами и ти-
пами современного вооружения.
Несколько улучшили свою работу также

Народный Комиссар Обороны, Герой и Маршал Советского Союза
цами боевой задачи на тактических учениях в Западном Особом в
рисунка, выпущенного Воениздатом Наркомата Обороны

Союза ССР,

текстильная,
ленность.

Рост железнодорожных и водных пере-
возок обеспечил улучшение снабжения важ-
нейших отраслей народного хозяйства то-
пливом, рудой, металлом, лесом и другими
видами сырья и материалов.

В деле улучшения работы промьшплен-
ности и транспорта во втором полугодии
1940 года большую роль сыграли Mepo-
приятия партии и правительства по укре-
плению трудовой дисциплины и переход на
восьмичасовой рабочий день и семиднев-
ную рабочую неделю.

В результате этих мероприятий выросла
производительность труда, укрепилась тру-
довая дисциплина на предприятиях.

XVII Всесоюзная конференция ВКП(б)
считает, однако, что наряду © успехами
имеются также ‘серьезные недостатки в
работе промышленности и транспорта.

Ряд отраслей промышленности, в 060-
бенности паровозо- и вагоностроение, эле-
ктропромышленность, лесная, бумажная,
рыбная и промышленность стройматериа-
лов отстают и не выполняют производ-
ственных планов. Нефтяная промышлен-
ность, хотя и заметно улучшила в IV
квартале 1940 тода свою -работу, однако
все же не выполнила плана 1940 года.
Даже в тех отраслях промышленности, ко-
торые в целом улучшили свою работу,
имеется ряд предприятий, в том числе и
крупных, находящихся длительное время
в состоянии отставания.

Ряд отраслей промышленности’ несвое-
временно вводит в действие новые произ-
водственные мощности.

По ряду отраслей промышленности, в
результате допущенных — перерасходов
сырья, материалов, топлива, электроэнер-
гии, больших потерь от брака и других

легкая и пищевая промыш-

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТКОВ В РАБОТЕ НАРКОМАТОВ
В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

исполнения и не помогают ввиду этого   мер к тому. чтобы покончить с этим по-

ХУШ Всесоюзная конференция ВЕП(б)
считает, что неудовлетворительная работа
ряда отраслей промытилениости об’ясняется
прежде всего тем, что:

&) налкоматы ведут свою работу во мно-
гом бюрокралически, не добираются еще ло
каждого отдельного предприятия. «руко
пят» своими предприятиями на по вуще-
ству. а формально, путем бумажной mene-
писки: ect

6) наркоматы не проверяют исполнение
своих решений директорами предприятий и
ограничивают, таким образом, рамки своей
руководящей работы заседаниями коллегий
и принятием решений. не понимая, что ре-
шения поинималотся не для самих реше-
ний, алля их исполнения, не понимая, что
главную часть руководящей работы долж-
на составлять. не заселательская pabota и
не принятие репений, & повсехневная про-
верка исполнения этих решений;

в) многие местные партийные органи-
зации, вместо того, чтобы помочь пред-
приятиям своей области. города. района.
ослабили свою работу как в поомышлен-
ности, так и на транспорте, неправильно
полагая, что они не несут ответственности
за работу промышленности и транспорта»

г) местные парторганизации так же,
как и хозяйственные организации. не по-
нимают смысла и значения проверки

наркоматам и главкам наладить повседнев-
ную проверку исполнения решений нар-
коматов директорами подчиненных им
предприятий.

Многие обкомы партии, занимаясь сель-
ским хозяйством, делами заготовок сель-
скохозяйственных продуктов, забросили ра-
боту в промышленности и на транспорте.
забыли о своей ответственности за работу
заводов, фабрик, шахт, рудников, желез-
ных дорог своей области, города, района,
& горкомы партии, которые обязаны глаз-
ное свое внимание уделять’ промышлен-
ности и транспорту, не занимаются этим
делом и не принимают мер к улучшению
работы отстающих предприятий и желез-
ных дорог.

Горкомы и обкомы партии вместо Toro,
чтобы влезать в дела фабрик, заводов, же-
лезных дорог, нередко стоят в стороне от
промышленности и транспорта, не контоо-
лируют. работу предприятий, не проверяют
руководящих людей на фабриках. заволах
и железных лорогах, не вскрывают нело-
отатков в их работе и тем самым попусти-
тельствуют этим недостаткам.

Торкомы и обкомы партии свыклись ©
тем положением, что ряд предприятий у
них длительное время находится в глубо-
ком прорыве и не принимают лейственных

$

С. К. Тимошенко проверяет знание красноармей-
оенном округе 31 августа 1940 г. (Репродукция с

работы художника А. Лаврова).

0 ЗАЛАЧАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАТИЙ В ОБЛАСТИ
ПРОМЫИНЛЕНИОСТИ И ТРАНСПОРТА

Резолюция по докладу тов. Маленкова,
принятая ХУП! Всесоюзной конференцией ВКП(б)

УСПЕХИ И НЕДОСТАТКИ В РАБОТЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

бесхозяйственных расходов, не выполнен
план по снижению себестоимости промыш-
ленной продукции. - Особенно это относит-
ся к таким отраслям промышленности, как
нефтяная, лесная, бумажная и строймате-
риалов.

Несмотря на улучшениев 1940 году
в работе электростанций, на электростан-
циях и особенно в электросетях имеет ме-
сто все еще большое количество аварий,
вследствие расхлябанности технического
персонала и несоблюдения правил техни-
ческой эксплоатации. Внедрение новой
техники: переход на высокое давление и
высокую температуру пара, автоматизация
управления агрегатами, применение совре-
менной быстродействующей  электрозащи-
ты — происходит медленно и в недоста-
точных размерах.

В работе транспорта’ также имеются
серьезные недостатки, На железнодорожном
транепорте не выполняются установленные
нормы оборота вагонов и все еще велико
количество аварий. Ряд железных дорог
плохо справляется с перевозками важней-
их грузов, не организовали как следует
пассажирское движение и не ликвидирова-
Ли опозданий поездов.

В морском и речном транспорте плохо
организована погрузо-разгрузочная работа
в портах и на пристанях, имеются нело-
статки в организации движения судови
рсе еще велико количество нарушений
правил технической  эксплоатации флота,
вследствие чего суда часто выходят из
строя и становятся на ремонт во время
навигации,

В работе железнодорожных станций,
портов и пристаней нет надлежащей увяз-
EH, что приводит к большим простоям
тоннажа и подвижного состава, к большой
задержке грузов в пунктах перевалки.

И ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ

зорным явлением.

_ Особенно плохо гоокомы и обкомы пзр-
тии занимаются предприятиями и промыш-
ленными стройками. подчиненными ¢0103-
ным наркоматам, ошибочно полагая, что
за состояние дел на этих предприятиях и
стройках отвечают исключительно нарко-
маты.

Крупным недостатком-в работе горкомов
и обкомов партии является то. что они не
вникают в существо работы предприятий,
не изучают экономику прелприятий и. вме-
CTO этого, отлелываются часто поверхноет-
ными обследованиями и. верхоглядекими
решениями.

считает, что горкомы, обкомы, крайкомы,
ЦЕ компартий союзных республик обяза-
ны. наряду с наркоматами. нести ответ-
ственность 323 работу всех промышленных
и тванспортных предприятий горола. об-
ласти. Именно горкомы. обкомы. крайкомы,
ЦЕ компартий союзных республик имеют
возможность непосредственно на месте наи-
более об’ективно, не считаясь ‚с узковедом-
ственными интересами, разобраться в по-
ложении дел на предприятии, определить,
в чем кроются недостатки в его работе
И Помочь руководящим работникам пред-
приятий и наркоматам устранить их.

ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПАРТОРГАНИЗАЦИЙ

Какие меры нужно принять по линии
хозяйственно-политических задач партор-
ганизаций, чтобы ликвидировать недостат-
ки в работе промышленности и  транс-
порта?

1. Прежде всего необходимо безусловно
ликвидировать  безучастное — отношение
парторганизаций к состоянию промышлен-
ности и транспорта и решительно повер-
нуть внимание парторганизаций в сторону
максимальной заботы о нуждах и интере-
сах промышленности и транспорта.

Необходимо, чтобы партийные  органи-
зации систематически влезали в дела про-
мышленных предприятий, железных дорот,
пароходств и портов, выясняли их нужды
и запросы и помогали хозяйственным ор-
ганизацияи в их повседневной работе по

руководству промышленностью и транс-
портом.

Партийные организации до сих пор
главное внимание ‘уделяли руководству
сельским. хозяйством. И это. было правиль-
но, пока зерновая проблема не была еще
разрешена. Но теперь, когда в основном
уже решены зерновая проблема и задача
ежегодного получения урожая зерна в
1—8 миллиардов пудов,— необходимо по-
вернуть партийные организации в сторо-
ну промышленности и транспорта. Это не
значит, что надо ослабить внимание к
сельскому хозяйству. Но это значит, что
партийные организации настолько выро-
сли, что они могут заняться в равной
мере и промышленностью и сельским хо-
зяйством.

2. Необходимо, далее, чтобы парторга-
низации помогали наркоматам и главкам
проверять работу директоров предприятий,
проверять исполнение решений наркоматов
предприятиями.

Царторганизации должны уяснить себе,
что одни лишь наркоматы не в COCTOA-
нии контролировать работу предприятий,
проверять исполнение решений наркома-
тов. Поэтому  парторганизации должны
помочь наркоматам в деле проверки ис-
полнения директив наркоматов предприя“
тиями, то-есть в деле контролирования ра-
боты директоров предприятий. ;

ОКОНЧАНИЕ РЕЗОЛЮЦИИ СМ. НА 2 стр.