ДВА НОМЕРА
«РАШТАЙ»

КАУНАС, (Наш корр.). В буржуазной
Литве прогрессивные литературные жур:
налы отличались недолговечностью. Обыч-
но их закрывали после появления одното-
двух номеров.

Когда освобожденная республика всту-
пила на путь строительства новой жиз-
ни, литовская литература впервые полу-
чила возможность свободного развития. С
большим интересом встретили широкие
круги литовской общественности появле-
ние журнала «Раштай» («Творчество»), pe-
дактируемого Петрасом Цвиркой. В ред-
коллегию журнала вошли: Саломея Нерис,
Антанас Венцлова, Теофилис Тильвитис,
Костас Кореакас.

В редакционной статье первого номера
«Раштай» были намечены основные зада-
чи журнала: «Сплотить лучшие силы ли-
товской литературы, перевоспитать их в
деятелей литературы  социалистического
советского типа...»

В первом номере «Раштай» помещены
стихи Миколайтиса, Рукаса, Руткунаса,
Мишкинаса. Круминаса о заре новой жиз-
ни, встающей над Литвой, и «Письмо гос-
подину  Вайлокайтису»  поэта-сатирика
Тильвитиса. В этом письме поэт расска-
зывает одному из крупнейших хищников
и грабителей литовского народа, ростовщи-
ку-фабриканту Вайлокайтису, бежавшему
от народного правосудия, о новых оби-
тателях его дома, переданного советской
властью писателям...

Проза представлена главным образом
отрывками из романов и повестей. Писа-
тель Юозас Балтушис, пришедший в ли-
тературу от наборных касс типографии,
в отрывке «Первый выбор» показал кар-
тину старой литовской деревни. Отрывки
из своих новых произведений дали писа-
тельницы Симонайтите и Чурлионене. Но-
велла Грушаса «Умер в 1940 году» рас-
сказывает о духовной и` физической смер-
TH самодура-помещика. Еврейский писа-
тель Левин в рассказе «Два мальчика»
описал вступление Красной Армии в
Вильнюс.

Помимо этого, в журнале приведены
мысли Ленина и Горького 0 сх
Толстом, переводы из Маяковского, Шо-
лохова, статьи и переводы латышских,
эстонских и башкирских авторов и лите-
ратурно-художественная хроника советских
республик «Созвездие шестнадцати».

Недавно вышедший из печати второй
номер журнала значительно содержатель-
нее и богаче первого.

Юнига открывается интересным циклом
стихотворений Саломеи Нерис, навеянных
картинами Чурляниса. Стихи Инчуры,
Руткунаса и Брадунаса говорят 0 жизни
освобожденного литовского народа. С са-
тирой на мещанствующего интеллигента
выступает поэт Монтвила.

В рассказе «Дуб свободы» Петрас Цвир-
ха рисует образ литовского крестьянина
Ионаса Безземельногм, получившего землю
‘только от советской власти. В новелле-ре-
портаже И. Марцинкявичюса «Журналист»
показан перелом, происходящий в душе
исковерканного буржуазным режимом ра-
ботника печати. Отрывок из романа «Па-
харь» Паукштялиса — зарисовка сельского
быта прежней Литвы. На ту же тему
написаны сцены из драмы «Сумерки»
драматурга Виенуолиса.

Ряд интересных сведений о преследова-
ниях литературы в сметоновской Литве
приводятся в статье Чибираса, использо-
вавшего неопубликованные ценные архив-
ные данные. Антанас Венцлова напечатал
литературно-исследовательскую статью «Че-
хов о литературе». Затем следуют пере-
воды высказываний Энгельса о литературе
и доклада Горького на Первом воебоюзном
С’езде советских писателей, статья о Миц-
кевиче, о Янке Купале.

Тщательно сделаны переводы из Горь-
кого, Джамбула и Сулеймана Стальского.

Номер заканчивается хроникой творче-
ства народов Советского Союза и инфор-
мацией о художественной жизни в капи-
талистическом мире в условиях империд-
листической войны. И. КАПЛАН.

Литературная дискуссия _
молодых читателей

Московский городской Комитет ВЛКСМ
начал подготовку большой творческой
дискуссии на тему  «Социалистическое
строительство и 0браз советского чело-
века в произведениях молодых писате-
лей». На дискуссии, которую намечено
провести в марте 1941 года, будут обсуж-
дены произведения прозаиков Ю. Кры-
мова «Танкер «Дербент», И. Егорова
«Буйные травы», А. Ноздрина «Городок
на Яузе», И. Меньшикова «Друзья из
далекого стойбища», В. Кетлинской «Му-
жество», С. Крушинского «Теплые горы»,
книги поэтов. М. Алигер «Камни и тра-
BH, Е. Долматовского «Три времени го-
да» и пьеса К. Симонова «История одной
юбви». ‘

МГК ВЛКСМ начал запись читателей,
зкелающих выступить на творческой кон-
ференции. у

Ленинская библиотека и московская го-

родская библиотека организуют специаль-.

ные консультации по обсуждаемым про-
изведениям.

До начала дискуссии книги молодых
писателей будут обсуждаться читателями
на страницах газеты «Московский комсо-
молец».

«Бои в Финляндии»

К 23-й годовщине Красной Армии Во-
ениздат выпускает большой оборник, свы-
ше 50 печатных листов—«Бои в Финлян-
дии». Два тома сборника содержат цен-
ный и интересный материал по истории
войны © белофиннами. Свыше трехсот ав-
торов различных военных специальностей
правдиво рассказывают в заметках, CTa-
тьях, страницах из дневников и очерках
о боях и отдельных фронтовых эпизодах, о
боевом опыте и опыте партийно-политиче-
ской работы. о подвитах бойцов, коман-
диров и политработников.

Первый том сборника «Бои в Финлян-
‚ дии» открывается статьей Героя Советского
Союза генерал-майора инженерных войск:
А. Хренова «Линия Маннертейма». В ста-
тье рассказано об особенностях этого уча-
стка фронта — читатель получает полное
представление о сооружениях линии Ман-
нергейма и тех трудностях, какие преодо-
лела Красная Армия в борьбе с белофин-
нами.

Материал первого тома разделен на две
части: «Первый месяц войны» и «Подго-
товка штурма линии Маннергейма». Вто-
рой том об’единяет  расоказы 0 самом
штурме и тероических подвигах бойцов,
командиров и политработников победонос-
ной Красной Армии,

Литературная газета
Ne 8

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д, 26, телефоны отделов: современной литературы и критики, писем, искусств в публицистики, иностранного — К 4-46-19; информации — К 4-34-60; ОД ——

Библиотечное дело в СССР

Центральный методический ‹ кабинет
библнотечной работы Наркомпроса РСФСР
ортанизовал интересную выставку «Биб-
лиотечное дело в ОССР». Выставка де-
монстрирует размах библиотечной сети в
стране за годы существования советской
власти и грандиозный рост книжных
фондов.

В 1904 т. в царской России было все-
го 2555 библиотек и чятален. Через пять
лет после Октябрьской революции в стра-
не уже насчитывалось более 17 тысяч
одних лишь массовых библиотек, с 45 мил-
лионами книг. К концу 1939 г. сеть, мас-
совых библиотек выросла до 77 тысяч со
150-миллионным книжным фондом, не
очитая 95 тысяч школьных библиотек
почти 40 миллионами книг по одной толь-
ко РОФСР. :

Особенного расцвета библиотечное дело
доститло в национальных республиках. В
Таджикской ССР в 1922 г. библиотек не
было вовсе, но уже в 1939 г, здесь су-
ществовало 425 библиотек, из них 321
сельская со 135-тысячным книжным фон-
дом. В Узбекистане в 1922 г. из 22 биб-
лиотек ни одной не было на селе; а уже
в 1939 г. библиотек насчитывается 1441,
в том числе 975 сельских.

Лобовно сделан большой, хорошо
оформленный щит «Ленин о библиоте-
ках». Здесь показано, как много вни-

мания уделял Владимир Ильич библио-
течному делу. На большой тесграфической
карте отмечены те города, в библиотеках
которых занимался Вл. Ильич. Иллюстра-
ции и интересные документы показывают,
как заботился В. И. Ленин о библиотеках,
оказывая им всемерную помощь.

Отдельные разделы выставки показыва-
ют кадры библиотечных работников, ко-
торые к началу 1940 г. составляли целую
армию почти в 48000 человек только по
массовым библиотекам. Ряд стендов и
разделов показывает формы и методы ра-
боты © читателями. Тут и циклы лекций
по западной, русской классической и со-
ветской литературе, листовки, выставки,
стенные газеты, консультации, беседы, —

все эти разнообразные формы пропатан-.

ды художественной литературы прочно во-
шли в практику работы лучших библио-
тек, опыт которых показывает выставка.

Интересны  рекомендатейьные списки
юным читателям. «Книги 0 детях счаст-
ливой страны и о детях за границей»,
«Знаешь ли ты, что в книге можно най-
ти ответ на любой вопрос?», «Выбирай се-
бе книгу»—под такими названиями с ори-
тинальным оформлением составляются ре-
комендательные списки по отдельным про-
изведениям и ло всем отраслям знания.

‚Десятилетие
журнала «Знамя»

«Локаф» — орган литературного об’еди-
нения Красной Армии и Флота — вот
как назывался первоначально нынешний
журнал «Знамя», выходящий с 1931 г.

В связи с ликвидацией в 1932 г. ли-
тературной организации Красной Армии и
Флота, журнал «Локаф» переименовывает-
ся в «Знамя». С каждым годом крепнет
и расширяется ето авторский актив, и
постепенно «Знамя» превращается в под-
линный творческий центр оборонных пи-
сателей. Лучшие произведения прозы,
поэзии, драматургии о Красной Армии, о
гражданской войне, о войнах капитали-
стических государств, о талантливых пол-
ководцах печатаются здесь.

За десять ‘лет существования журнал
завоевал себе прочное место и хорошую
репутацию в среде военной интеллиген-
ции. Этому немало способствовало по-
стоянное общение журнала с читателями,
его тесная связь © красноармейскими ча-
стями, с Военно-политической академией

им. Ленина, с Академией им. Фрунзе,
где устраиваются литературные вечера,
выступления оборонных писалелей И

военные читатели знают и ценят работу
своего журнала. Лучшим доказательством
этого может служить приказ народного
комиссара обороны Союза ССР тов. С. К.
Тимошенко, в котором говорится, что
«Знамя» все 10 ‘лет возглавлял оборон-
ную работу советских писателей, печатал
лучшие патриотические произведения и
организовал живую связь писателей с
Красной Армией.

Сотрудники журнала «Знамя» неодно-
кратно выезжали в действующую армию,
принимали участие в работе фронтовых и
армейских тазет.

Народный комиссар обороны выразил

`блатодарность всему коллективу авторов и

сотрудников журнала «Знамя» и наградил
ценными подарками Вс. Вишневского, А.
Исбаха, А. Новикова-Прибоя, В. Лугов-
ского, С. Вашенцева, А. Тарасенкова, Л.
Коган и Ю. Севрука. Приказ этот был
оглашен на-днях на торжественном вече-
ре, посвященном десятилетию журнала
«Знамя».

На вечере еврейских писателей Западной Украины в Московском клубе писа-
телей. Читает стихи Г. Вебер, сидят — А. Нацизна и Р. Норн.

соо:

Фото В. Лягина

Приветствие Союза советских писателей СССР

боюзу советских

Дорогие товарищи!

Президиум и грузинская комиссия Сою-
за писателей СССР приветствуют вас и
горячо поздравляют с большим всенародным
праздником—двадцатилетием установления
советской власти в Гоузии. За эти 20 лет
под руководством великой и непобедимой
партии Ленина—“Сталина Грузия добилась
замечательных побед буквально во всех
областях жизни. Из отсталой. заброшенной
при ненавистном цафизме страны она пре-
вратилась в наше время в страну передо-
вую, цветущую. Мы вилим небывалый
KYIBTYDHEM расцвет Грузии, о котором
мечтали. во имя которого бесстрашно 60-
ролись лучшие сыны грузинекого народа.

Лучшие представители русского народа—
Пушкин, Грибоедов. Лермонтов и другие—
всегда проявляли огромный интерес и лю-
бовь к вашей прекрасной родине. Проесла-
вленный кобзарь Украины Тарас Шевчен- !

писателей Грузии

ко тоже полюбил Грузию. подружился с
Акакием Церетели. Замечательный армян-
ский писатель Ованее Туманян  всегла
протягивал братскую руку писателям ва-
щей страны.

Мы, советские писатели, бережно и
свято храним эти священные тралиции. В
наши лни самая подлинная дружба уже
не является. как прежде. улелом отдель-
ных представителей разных нажионально-
стей. Незыблемая лружба  народов—вот
что Написано на знамени СССР, вдохно-
вляемото гением великого Слалина. В сво-
ей любви к Грузии мы никогла не забыва-
ли о том. что опа лала нам и всему чело-
вечеству этого замечательного человека.
Да здравствует орденоносная Грузия! Да
здравствует братство налолов СССР! Да
здравствует наш любимый Сталин!

ПРЕЗИДИУМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

Пеопубликованный Горький

В настоящее время «Архив А. М. Горь-
кого» обработал в основном ‘все оставав-
шееся неопубликованным художественное
наследие великого писателя. Оно состоит
из 200 оригиналов стихов, прозы и твор-
ческих планов.

Опубликование этото художественного на-
следства начинается выходом в ближай-
шие дни второго тома «Архива А. М.
Горького». Содержание этого тома. — не-
законченные пьесы и сценарии, в том чи-
сле доведенная почти до конца пьеса «Со-
мов и другие».

По своему обему и степени завер-
шенности выделяются также повесть
«Зоя», написанная Горьким, по всей ве-
роятности, в 1925 г. и рассказ из. жизни
деревни «Оврат».

Сохранились автографы двух небпубли-
кованных сказок молодого Горького —
«Комары» и «Мудрая редька». Рукопись
«Мудрой редьки» является тем более цен-
ной находкой, что, судя по переписке
Алексея Максимовича с Груздевым,  по-
следний тщетно разыскивал ее в комплек-
тах старых волжских газет. Дважды В
своих письмах, адресованных Горькому,
Груздев сообщает, что сказка эта им не
разыскана,

Громадный историко-литературный инте-
рес представляют наброски и этюды, при-
мыкающие к определенным творческим
циклам А. М. Горького и являющиеся как
бы «затотовками» и черновыми варнанта-
ми крупных его произведений.

Сохранился набросок первоначального
варианта «Клима Самгина», озатлавленный
«Кирик Полканов», и план романа
«Жизнь Платона Ильича Пенкина» на ту
жо тему о моральном крахе буржуазной
интеллигенции. \

В один цикл с «Городком Окуровым» и
«Жизнью Матвея Кожемякина» об’единяют-
ся ненапечатанные до сих пор рассказы
«Казначей Марушкин», «Записки доктора
Ряхина» и один незаконченный рассказ
без заглавия.

Известен интерес молодотб Горького к
скандинавским сагам и хроникам. Об этом
свидетельствуют его ранние романтические

произведения — «Возвралцение норманнов
из Англии» и «Сказание о графе Этельву-
де де Комин и монахе Tome Эшере».
Оказывается, чхо творческий интерес Горь-
кого к героическому эпосу скандинавских
народов He Фслабевал и в дальнейшем.
Уже в 20-х годах им был написан белым
стихом драматический отрывок «Нор-
манны».

Научной экспертизой «Архива А. М.
Горького» выявлен ряд неопубликованных

очерков Алексея Максимовича, относящих-

ся отчасти к «Заметкам из дневника», от-
части к «Запискам из дневника»,

Под рубрикой «Записок ‘из дневника»
были напечатаны рассказы «Проводник»,
«Мамаша Кемских» и один очерк без за-
тлавия. Сейчас к ним прибавляются еще
четыре обнаруженных в архиве очерка.

По разделу «Заметки из дневника» при-
бавляются некоторые очерки на тему «0
войне и революции», Сохранились также
воспоминания о докторе Алексине, Савве
Морозове и др.

Особенный интерес представляет очерк
о Савве Морозове. Он предназначался для
берлинского издания «Моих университе-
тов», но был снят в верстке. Впоследствии
только отдельные эпизоды этих воспоми-
наний были использованы Горьким.

В двух. вариантах — реалистическом и
фантастическом — был разработан А. М.
Горьким сюжет о почтмейстере Павлове и
чорте. Оба варианта сохранились в архи-
ве: первый — в виде отрывка из «Запи-
сок в дневнике» и второй — как фанта-
стический рассказ «Правдивое изложение
случая с почтмейстером Павловым». Най-
ден также неопубликованный фантастиче-
ский пролог к пьесе «Фальшивая моне-
та» — «Любительский спектакль».

Из письма к А. С. Щербакову от22 мая
1935 г. известно, что Горький в этот пе-
риод был увлечен мыслью написать пьесу
о кулаке. Документальным свидетельством
этого неосуществленного замысла являет-
ся хранящаяся в архиве обложка с над-
— «Пьеса о кулаке» и 60 заметок к
не

Сергей ГОРОДЕЦКИЙ

Писательские бригады Союза писателей
вот уже второй год работают в литера-
турных кружках Красной Армии. В на-
стоящей заметке я хочу поделиться `опы-
том одной бригады.

Подбирая бригаду, я решил, что в нее
должны войти прозаик, драматург и
поэт. Из прозаиков я остановился Ha
Н. Н. Боброве, из драматургов — на Г. Д.
Мдивани, из поэтов выбрал песенника
Якова Шведова.

Первый вывод, которым я хочу поде-
литься с бригадирами, заключается в том,
что такой состав бригады, т. е. прозаик,
драматург, поэт, вполне оправдался в на-
шей работе. -

Вот несколько примеров того, как приго-
дился разнообразный по жанру состав
бригады.

На одном из первых прошлогодних соб-
раний кружка один красноармеец прочи-
тал ‘свой рассказ из жизни... швейцар-
ских рыбаков, укрывающих итальянского
подпольщика. Пейзаж был в полном по-
рядке. Характеры тоже. Хромали сюжет-
ные ходы, но сюжет был сильный. Отку-
да у юноши, пришедшего на «Матросскую
тишину» из недр страны, зародился та-
кой замысел? Ответ был поразительный и
показательный для культурного ‚уровня
сегодняшнего красноармейца;: из Стенда-
ля! По Стендалю юноша перечуветвовал
природу швейцарских озер, по Стендалю
угадал далекие характеры! Вот тут-то нам
и пригодился Н. Н. Бобров со своим уме-
нием в видимых. пустячках открывать
скрытое в них важное и в хаосе мелких
событий находить организующую их идео-
логическую связь.

Другой член нашего кружка прочел
отрывки сценария. Он отлично понял, что
зритель хочет видеть веселую картину.
Весь кружок хохотал над зорко подмечен-
ными бытовыми деталями. Тут нам при-
годился драматург и сценарист Г. Д.

Мдивани, который и посейчас продол-
жает консультацию этого сценария.

Работа над стихами лежала главным
образом на мне, хотя, разделяя работу
по жанрам, мы не теряли взаимосвязи и
все участвовали в обсуждениях.

Я столкнулся с такими типовыми яв-
лениями. Первый случай самый легкий:
красноармеец только начинает писать сти-
хи. Здесь дело ясное. Если нет слуха,
надо осторожно отвести товарища к про-
зе. Это— болезненный процесс. Сотый и
тысячный раз убеждаюсь, что стихотвор-
ная речь — это глубоко народный спо-
©0б выражаться. По секрету сказать, нет
человека, который бы не писал или не
хотел писать стихи. Поскольку у нас бы-
ла взята установка на оценку без скидок
(это самое худшее, котда бригадиры «по-
ощряют>), мы иногда давали отводы от
стихов к прозе. Вторая трудность—в ме-
тоде учебы. Школьная формалистика с
выстукиванием ямбов и хореев, по опыту
моей работы на Электрозаводе, в Болше-
ве и в газетах, ни к чему не приводит.
Надо учить на слух, заставлять читать
наизусть свои стихи, а не по этим милым
бумажкам, которые начинающие поэты
всегда долго ищут в своих карманах, хо-
тя хорошо знают, где они лежат — у
сердца. Тут же, скандируя, ‘отмечать
ошибки. Непременно требовать исправле-
ний и проверять их. Далее ‘подсказывать
разнообразие ритмов. И, наконец, когда
слух установится, отсылать к учебнику.
Обратный ход работы понижает творче-
скую активность.

Второй случай, когда кружковец уже
выработал себе шаблон и жарит по нему
бёз отказа в каждый номер многотираж-
ки. Это самый тяжелый случай. Шаблон
обычно стоит на уровне стихотворений
восьмидесятых годов прошлого века, когда
техника стиха была в упадке. Сдвиг с
этих позиций дается с большим трудом.

HATH = OW ipl T

Лучший способ — временная передышка,
переключение на заметки.

Третий случай — самый интересный:
кружковец хочет новаторствовать. Обычно
это идет по линии примитивного усвое-
ния манеры Маяковского, т. е. беспричин-
ного дробления канонической строки на
несколько строк. Тут надо очень четко
об’яснить, чем определяется дробление
строк у Маяковского. И тут же велико-
лепный случай обить раз навсегда вред-
нейшую идею о возможности раздельного
существования формы и содержания (вот
оттого-то и нельзя учить отдельно метру,
ритму‘ и т. д. а надо«вкручивать» эти
знания в подсознательный слух!).

Нет большей радости для руководителя,
как успех кружковца. Я не раз ее испы-
тал. Хочется назвать тт. Маркина, Конев-
ского, а из новых — Еснкова и Гущина.

Говоря о Есикове, очень талантливом
поэте, хочется рассказать о том удовле-
творении, которое я испытал в этой
работе,

Есиковым в многотиражье очень доволь-
ны, Все его стихи «хорошие». В беседе я
поставил перед кружковцами (на первом
собрании) задачу различения жанров и
четкой творческой устремленности. После
этого поставил на разбор стихотворение
Есикова о счастливом отце вышедших «в
люди» сыновей,

Есиков прочел. Как будто все ладно.

Я спросил:

— А что это по жанру? Стихи?

Уверенный баритон из второго ряда от-
ветил:

— Очерк!

Вот тут я почувствовал, что трехчасо-
вая беседа не прошла даром.

Так, на глазах наших в эти очень по-
лезные и для нас часы, совершаются те
«прыжки» роста, которыми славится вся
нанга страна.

ПО СОВЕТСКОЙ
СТРАНЕ

Из писем читателей и от наших корребя
пондентов.

Клубная неделя

Вечер
пяти поэтов

В клубе писателей состоялся вечер
еврейских поэтов Западной Украины —
Р. Корн, Г. Вебера, А. Кацизны, Б. Шна-

АШХАБАД. В плане Туркмениздата на

пера и белостокского поэта И. Рубин-   1941 год раздел художественной литера»
шлтейна. туры содержит 54 названия ке
ЭЗнакомя  аулитсооию с писателями,   ляющих около 500 печатных л ь

Большое место занимают оригинальные
произведёния туркменских писателей и
юбилейные издания — переводы Лермон-
това, Низами и Навои. Русская класеиче-
ская и советская литература представлена
произведёниями Пушкина, Горького, Гон-
чарова, Новикова-Прибоя, А. peor и
других. Кроме того, издаются < ламя Ha
болотах» Ванды Василевской и Стихи
Якуба Коласа.

ВОРОШИЛОВСК. Здесь состоялось сове-
щание писателей края, Ha котором при-
сутствовало 26 молодых авторов, в том
числе из Карачая и Черкессии. Совеща-
ние обсудило книгу И. Егорова «Буйные
травы», книгу 9. Капиева «Резьба по кам-
ню». цикл ето новых новелл, ‘а Также
рассказы других литераторов. i

ГОРЬКИЙ. Литературная выставка «Та
лантливейший поэт советской эпохи В. В,
Маяковский» развернута областным МУ
зеем М. Горького во Дворце культуры
Ленинского района города. :

ДНЕПРОПЕТРОВСК. Отделение Союза 6+
ветских писателей и редакция. комсомоль-
ской газеты «Ральшовицька з\Мна» про-
водят  литературно-художественные  в06-
кресники. На них выступают писатели,
композиторы, художники, актеры.

КИЕВ. Указом Президиума Верховного
Совета УССР 49-й средней школе города
Кизва присвоено имя  поэта-академика
I Г. Тычины,.

КИШИНЕВ. В Союзе писателей MCCP
состоялся творческий вечер, посвященный
молдавскому поэту Ем. Букову. Поэт хо-
рошо знаком трудящимся своими револю-
ционными стихами, вышедшими Тремя
сборниками еще в боярской Румынии. Вы-
ступавшие товарищи подвергли подробно.
му анализу творчество Букова и в целом
положительно оценили произведения поэт...

МИНСК. Партийная организация СС
Белорусеии обсудила на своем открытом
собрании вопрос о творческой подготов-
ке писателей к 25-летию Великой Ок-
тябрьской социалиртической революции.
Выдвннуто предложение создать коллек»
тивную книгу о советской Белоруссии.

СУХУМИ. Абхазский обком партии co-
звал совещание поэтов, прозаиков, драма»
тургов и работников печати Абхазии, До-
клад о состоянии абхазской литературы
сделал отв. секретарь Союза советских
писателей Абхазии Г. Гулия.

ТАШКЕНТ. Союз писателей Узбекиста*
на провел дискуссию, посвященную рома»
ну Абдуллы Каххара «Сараб> («Мираж»),

Недавно состоялся вечер новых стихов
узбекских поэтов Сабира Абдуллы, Ха-
сана Пулата и Амин Умари.

В Узбекистане это пока первый опыт
обсуждения еще не опубликованных поэ-
тических произведений.

П. Маркиш охарактеризовал их творчест-
во. До освобождения их родины от пан-
ского гнета оно было проникнуто не толь-
ко горечью и сочувствием к обездолен-
ным трудящимся, но в нем звучали при-
зывы к борьбе и надежды на освобожде-
ние от рабства. Неугасимая бодрость с
особой силой и свежестью сказалась в их
новых произведеннях, написанных уже на
советской земле.

Затем тости читали свои произведения.
Стихи поэтессы Р. Корн, воплотившей в
своей поэзии ‘тнев и силы  угнетенного
крестьянства, произвели большое впечат-
ление на слушателей. С большим инте-
ресом были выслушаны также стихи MO-
лодого поэта И. Рубинштейна. В лирике
Г. Вебера проступает тонкий, графический
рисунок. Это — «мастер деталей. , Как Е
стихах Рубинштейна, здесь видна высо-
кая стихотворная техника автора. Поэзия
Б. Шнапера своеобразна по жанру. Это
в большинстве случаев — сатирические
элегии, с большим социальным содержа-
нием. Автор многочисленных драматиче-
ских произведений, поэт, прозаик и пуб-
лицист А. Кацизна прочел отрывок из
пьесы «Эстер». у

В заключенее артист М. Кусевицкий
(Белосток), облалатель исключительного по
тембру и высоте тенора, с большим ма-
стерством исполнил еврейские песни.

Русские
переводы Гейне

Вечер, посвященный великому немецко-
му поэту Генриху Гейне, явился новой
демонстрацией высокой культуры русеко-
то перевода. Образцы тщательной работы
над формой, при очень бережном OTHO-
шении к оригиналу, показали поэты
Л. Пеньковский, Г. Шентели и М. Тар-
ловский, прочитавший, кроме своих, пере-
воды Л. Руст. Но особенно поэтичными и
музыкальными, полными глубокого про-
никновения в мысль великого поэта, ока-
зались переводы В. Левика из лирики
Гейне.

Поэзия Гейне звучала в этот вечер и
на немецком языке — в чтении Гуго
Гупперта и Франца Лешницера. т

В секции
_ мемуарной литературы

Регулярно собирается образованная В
этом тоду секция мемуаристов. Первые
три ее собрания были посвящены воспо-
№инаниям Н. Д. Телетнева — о литератур-
ных средах, С. С. Анисимова — о Блоке
и С. Л. Толстого — о Льве Толетом и его
скружении,

Памяти
Ю. М. Соколова

Месяц назад скончался академик Ю. М.
Соколов. Его памяти было посвящено ©0-
брание, состоявшееся 19 февраля.
вечер был не просто данью уважения к
человеку, которото внали и любили, он
превратился в разговор © больших про-
блемах советокой фольклористики, под-
нятых Ю. М. Соколовым, о начатых и
незавершенных им делах.

На вечере выступили И. Розанов, Н. Гуд-
зий, П. Скосырев, М. Тарловский, В. По-

T1OB.

Вчера в клубе состоялся вечер, посвя-
щенный 23-й годовщине Рабоче-Крестьян-
ской Красной Армии и Военно-Морекого
Флота.

Новый журнал

«Радянська Украйна»

КИЕВ: (Наш корр.). Президиум ССП
Украины утвердил  редколлегию нового
ежемесячного украинского литературно-пу-
блицистического журнала «Радянська Ук-
рана» в составе: М. Бажана (отв. редак=
тор), Е. Адельтейма (отв. секретарь). “A.
Довженко, М. Петровского (Яоктор исто-
рических наук), А. Головка, А. Шияна и
Л. Дмитерка.

Хроника искусств

В Центральном доме Красной Армии им,
Фрунзе открылась выставка картин студии им.
Грекова. На выставке представлено более 200
работ красноармейских художников,

Большой интерес представляют варисовки
красноармейца Ведерникова эпизодов войны 6
белофиннами,

*

Комитет по делам искусств при Совнаркоме
ССОР готовит всесоюзную «Выставку пронз-
ведений академиков живописи». В ней при-
мут участие 12 старейших художников нашей

На торжества в Грузию

На всенародный праздник 20-летия
установления советской власти в Грузии
со всех концов Советекого Союза выезжа-
ют делегации писателей.

В составе делегации от президиума ССП

у странвг: В Бакшеев, Г. . Бобровский
yee 20 февраля выехали Янка Купала, (Ленинград), В. К. Бялыницкий-Бируля, И. 9.
. Гольцев, И. Сельвинский. Кроме того,   Грабарь. Д. Н. Кардовский, И. 0. Куликов
в Грузию выехали от ССП Белорусати —   (Муром), Е. Е. Лансере, Д. 0. Милорадович,
Якуб Колас, И. Кралива, от Союза совет-   № В. Нестеров, Н, Нетров (Ленинград),

Н. 0. Самокиш и К. Ф. Юон. На выставке
будет экспонировано около 250 произведений
живописи и графики.

*

Скульптор Г. И. Кепинов работает над боль
пюй портретной статуей «И. В. Сталин», раз-
мером в два с половиной метра. Одновремен-
но он заканчивает скульптурные портреты
художников М. (С. Сарьяна (будет отлит в
бронзе) и Е. Е. Лансере (будет выполнен в
ее. Для ree «Наша родина»

льптор делает большую трех KOM:
позицию «Музыка и Е ee

ских писателей Украины — П. Тычи-
на, М. Бажан и А. Малышко. Из Казах-
стана выезжают зам. варкома просвеще-
ния т. Тажибаев, поэт П. Кузнецов и др.

Чеховская комиссия
Союза советских писателей

При Союзе писателей СССР, как изве-
стно, существует несколько комиссий по
изучению творчества русских писателей
(Пушкинская, Тургеневская и др.). Для
более широкого изучения и освещения
творчества А. П. Чехова по решению
президиума ССП CCCP образована на-
днях постоянная Чеховская комиссия, ко-
торая будет ведать литературными, орга-
низационными и мемориальными делами.
В составе Чеховской комиссии: В. Вере-
саев, В. Гольцев, Л. Гроссман, А. Гур-
вич, А. Дерман, В. Ермилов, В. Катаев,
Е. Петров, В. Лидин, Е. Лундберг, Л. Мы-
шковская, В. И. Немирович-Данченко,
И. Новиков, П. Павленко, К. Паустовский,
А. Роскин, Скиталец, Д. Тальников,
А. Тихонов, А. Толстой, А. Фадеев, К.
Федин, К. Чуковский, М, Шагинян, В.
Шкловский, T. Щепкина-Куперник, М.
Эссен, Ю. Юзовский, А. Яковлев, К. Тре-
нев и Н. Телешев.

ИЗВЕЩЕНИЕ к

Президиум Союва советских ‘писателей
Р постановил продлить срок действия
существующих членских билетов ССП на
1941 год. $
oh
Редакционная коллегия: В. ВИШНЕВ.
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редактор),
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ,

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ
АКАДЕМИИ НАУК CCCP

j

HSBeCezZae Г
ЧТО В СРЕДУ 5 МАРТА 1941 г.
В 3 ЧАСА ДНЯ
В ЗАЛЕ ЗАСЕДАНИЙ ИНОТИТУТА
(г. Ленинград, Тучкова наб., 2)

состоится

ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА
ДИССЕРТАЦИИ

НА COHCKAHHE УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ

Антология азербайджанской
прозы

БАКУ. (Наш корр.). Президиум Союза
советских писателей Азербайджана решил
подготовить на русском языке «Антологию
азербайджанской прозы»,

Антология будет состоятБ из трех раз-
делов: фольклорного ботатства республики,
классической прозы и произведений совре-
менных прозаиков.

НАУК
Отдел классической прозы содержит
творчество М. Ф. Ахундова, Джалила Ма-
мед-Кули-заде (Молла Насреддина), A6- и т С. ЭВЕНТОВА
дурагима Ахвердова, Сулейман Сани Ахун- НА ТЕМУ:

дова и других.

В отделе современной прозы будут на-
печатаны произведения М. С. Ордубады,
Мирзы Ибрагимова, Сулеймана, Рагимова,
Мехти Гусейна, Джаханбахша, Мир-Джа-
лала, Мамедханлы Энвера. Али Валиева,
Сабит Рахмана и других. В редколлегию
антологии выделены тт. М. Ариф, Мехти

Гусейн и Араслы. Об’ем антологии 60—70
печатных листов,

МАЯКОВСКИЙ — САТИРИХ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
доктор филологических наук проф.
В. А. Десницкий, доктор филологиче-
ских наук проф. Г. А. Гуковский,

С диссертацией можно ознакомить
ся в читальном зале библиотеки
Института литературы АН СССР.

; иллюстраций и секретариата = K 2-20-95,

B 16537. Типография издательства «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30, acest

“<

ran tere ожьы
- pe enero eestor

—”>

we