Орган правления Союза советских писателей ОССР.
Выходит под редакцией В. Вишневского, А. Кулагина,
В. Лебедева-Кумача, М. Лифшица, Е. Петрова,

н. Погодина, А. Фадеева.
; $

№ 14 (928).

Воскресенье, 6 апреля 1941 г.

Оборонная тема

«Хлеб» А. Толстого, «Пархоменко» Ве.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПЕРАТУРНАЯ
ГАЗЕТА

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Оборонная тема. С. ИППОЛИТОВ.
Задачи писательских профорганизаций ИНФОРМАЦИЯ.
Пьеса о поэте. Драматургия Чехова. Выставка-музей Ма-
р Конференция по вопросам критики. ЗА НЕДЕ-

2 стр. В. ФОМЕНКО. Безответственные  златоусты.
Т. МОТЫЛЕВА. «Прощание» Иоганнеса Бехера. И. ФРАД-
КИН. Биография великого аболициониста. ‘

3 стр. ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОСКОВСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ. Обсуждение произведений В. Ковалевского
и Е. Долматовского. Выступления Н. Замошкина, А. Тихо-
нова, А. Роскина, В. Гроссмана, Конст. Федина, Вс. Виш-
невского, В. Перцова ин К. Зелинского.

Цена 45 коп. 4 стр. Л. ЮРЬЕВ. «Одиночество» Н. Вирта. В. МЛЕЧИН.

Залачи писательских
профорганизаций

Сегодня в номере:

Владимир `Соловьев. А. С. МАКАРЕНКО. «Пути поколе“
ния». Ю. ЛУКИН. За. редактированием рукописей. ИН-
ФОРМАЦИЯ. Картины на пушкинские темы.

5 стр. М. ГРИНБЕРГ. Тракт в будущее. А. КРОН «Ночь»
(отрывок из пьесы). БИБЛИОГРАФИЯ. ©

б,стр. М. БЕККЕР. ` И. 3. Суриков: ЖУРНАЛЫ. «Ок-
тябрь», «Красная новь», «Знамя», «Вийснурк», «Сибирские
огни», «Ленинградский альманах». Н. СОБОЛЕВСКИЙ.
Литературные памятники. Б. Б. Редактор в издательстве.
Е. ПЕЛЬСОН. На книжном базаре. Н. ПРИВАЛОВА. Не-
известный автограф В. Г. Короленко. ИНФОРМАЦИЯ В=-
чер памяти А. С. Макаренко. В гостях у студентов. Кон-
курс на лучший перевод. Бальзака. Научная сессия, посвя-
щенная Шекспиру и Сервантесу. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ.

‘i Велвкий человек своего времени А. М.
  Горький писал. что гуманизм пролетариа-
та требует неугасимой ненависти «ко
i всему. что заставляет стращать. ко всём.
  кто звивет на страданиях сотен милли»-
vq #08 людей». B его словах заключено
м главное содержание революпионного. во-
р инствующего гуманизма. Чтобы илеи это-
го гуманизма выразить в художествен-
ных произвелениях. нужно осветить ие-
тинным патриотическим чувством все яв-
ления действительности.
  изобразить писатель.

Именно поэтому оборонную тему в на-
шей художественной литературе нало pac-
сматривать в свете гуманистических за-
  дач нашего общества. как тему борьбы за

высокие идеалы коммунизма.
Благородная черта нашего гуманизма—
  действенность. Декламационные заверения
® готовности выступить на защиту роди-
вы — еще не есть готовность. Нал па-
радной риторикой остро и едко излевался

которые взялея

Иванова. «Повесть о суровом друте» а-
рикова. Писатели разных поколений по-
свяшают свои произвеления этой неисчет-
паемой теме. На страницах хуложествен-
ных произведений встают вожди нашего
народа — Фенин и Сталин, замечатель-
ные полководцы — Ворошилов. Тимошен-
ко. Буденный. легендарные команлиры —
Щорс. Чапаев. Пархоменко. 0 них WHtyT-
ея книги, им MOCBAMaTCE Поэмы, стихи,
песни.

Рядом с темой гражданской войны воз-
никает тема послелних боевых подвигов
нашей Ераеной Армии: победы на Хака-
не, на Халхин-Голе. освоболительный по-
ход в Западную Украину и Западную
Белоруссию. война с белой Финлянлией.

Многие писатели были непосрелствен-
ными участниками всех последних похо-
хов Красной Армии. Их очерки. рассказы
и етихи печатались в армейских и флот-
ских газетах, играли немалую роль в 06-

3 апреля в Московском клубе писателей
состоялось расширенное заседание прези-
диума ЦК союза работников печати с уча-
стием писателей, директоров издательств,
представителей местных писательских
профорганизаций Москвы, Ленинграда,
Киева. Львова.

Встреча отнюдь не была парадной. Это
был очень серьезный и содержательный
разговор о важнейших задачах литерату-
ры, о кровных нуждах писателей.

Доклад председателя горкома писателей
Ленинграда С. Рубена засвидетельствовал,
как много может сделать писательская
профорганизация.

Ленинградский горком писателей еще

но бездеятелен, превратившись в техни-
ческий аппарат по взиманию членских
взносов. Картина совершенно изменилась
после недавних перевыборов горкома. Но-
вое руководство, деятельное и авторитет-
ное, успело очистить профсоюзные ряды
от явных халтурщиков, организовать си-
стематическую творческую консультацию
для начинающих и бытовую помощь. В

четыре месяца тому назад был совершен-.

профорганизация в Киеве. Руководитель ее
М. Шеремет сообщил, в частности, что в
Киеве проведена анкета среди членов
профсоюза, какие произведения они гото-
BAT к 25-летию Октября. После получе-“
ния ответа были приняты меры к тому,
чтобы всячески облегчить писателям реа-
лизацию их творческих планов.

Выступил на собрании и представитель
одной из самых молодых советских писа-
тельских профорганизаций — профкома
Львова А. Гаврилюк. Рассказывая о пер-
вых шагах профсоюзной работы среди пи-
сателей Львова, он товорил о необходи-
мости определить с максимальной ясно-
стью специфику работы писательских проф-
органов.

Докладчики и участники развернувших-
ся прений подробно останавливались на
трудностях, возникающих в работе писа-
тельских профсоюзных организаций. Сре-
ди некоторой части писателей до сих пор
существует барски-пренебрежительное от-
ношение к профсоюзной работе. В Ленин-
граде, например, из 400 с лишком членов
Союза писателей свыше 80 человек не со-

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИСПУТ

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Союз советских
писателей Армении провел диспут на
тему —Щ «Образ советского человека в
армянской литературе». Диспут, продол-
жавшийся три дня, привлек живейшее
внимание интеллигенции Еревана.

Было заслушано два, доклада. Первый
— © задачах армянской советской лите-
ратуры. — сделал секретарь президиума
ССЛ Армении т. А. Сирае. Второй — на
тему «Образ советского человека в армян-
ской художественной прозе»— сделал кан-
дидат филологических наук т. А. Мкртчян.

Докладчик обстоятельно разобрал pay
произведений Д. Демирчяна, Apasu, Ст.
Зоряна, М. Манвеляна, А. Сираса. Г. Ко»
чара, Х.. Тапалцяна, Н. Зоряна, в кото-

еще Маяковский: щей системе политической пропатанны. Но

Bur ac a . работой во фронтовой печати писатели и
обещаете, п и ©

Sree. facta. OsTH далеко не исчерпали своих задам.

Опн обязаны показать народу современ-
ную Красную Армию и Военный Флот и
в боях. и в будничной учебе.

на случай нужлы
fe пойти. барабаня...

стоят в профсоюзе.

Особый счет был пред’явлен к Литфон-
ду. Его критиковали‘ за то, что он недо-
статочно согласовывает с группкомами
расходование фондов социального страхо-
вания и курортно-лечебной помощи. Праз-
да, в этом отношении и профсоюзы не
без греха; так как они не используют сво-
его бесспорною права контроля работы
Литфонда в этих областях.

Некоторые трения наблюдаются также и
между группкомами и Управлением по
охране авторских прав. Оказавшись под
одной ведомственной крышей с театрами,
управление это ослабило взыскание с них
задолженности драматургам. :

В прениях выступили тт. Прокофьев,
Богданов, Обрадович, Гольдман, Лисичев-

своей агитационно-массовой работе горком
опирается. на Дом писателя, добившись,
чтобы двери его были широко раскрыты
и для литераторов, не состоящих членами
Союза писателей. Создано творческое об’-
единение очеркистов, две студии перевод-
чиков, под руководством проф. Смирнова
и проф. Федорова. Введены в практику
творческие вечера начинающих писателей.
На одном из этих веч состоялось об-
суждение мемуаров первого коменданта
Смольного т. Быкова.

С большим интересом был выслушан до-
клад В. Бахметьева о работе труппкома
Гослитиздата. Существенное отличие этой
профорганизации, что она тесно связана с
производством и имеет, таким образом,

Упитиса.

ЭРНСТ БИРЗНИЕКС-УПИТИС

Сегодня общественность Латвии отме-
чает 70-летие со дня рождения и 50 лет
литературной леятельноети 9.

рых дан 90браз советского человека.

Выступившие в прениях отмечали, что
В армянской прозе 3a два десятилетия
создан ряд удачных произведений o co-
времениости. Назывались такие книти,
как «Наболевшая любовь» — Демирчя-
на, «Учительница ликпункта» и «Белый
город» — Ст. Зоряна, «Луннымн  луча-
ми» —Щ Арази, «Анаит»—Сираса, «Аца-
ван» — Зоряна и др.

На диспуте выступил секретарь ЦЕ
&П(б) Армении по пропатанде т. С. Бара-
петян. Он говорил о задачах идейно-поли-
тического воспитания писателей.

ОБЕДИНЕНИЕ ОЧЕРКИСТОВ

Бирзниекс-

ной опасности, должен понять и показать

€ помощью художественных образов. что

изличие калиталистического окружения во

многом определяет и фешение болыпих

Тосударственных вопросов. Hk JEU

судьбу каждого советского гражданина.

кий подход в оборонной теме воз-

можен только при условию глубокого по-

нимания общих задач созидания нового,

воимунистического мира. Тогда только ху-

дожник сумеет создать действительно 600-

ронное произведение, достойно пролелжаю-

mee традиции Горького и Маяковекого.

~ Tonya, создавая произведения, посвяшен-

ные Красной Армии. он сумеет ярко вы-

разить те три особенности ее, о которых
говорил товатити Сталин.

Военные традиции нашего народа ухо-
дят далеко в глубь истории, характеризуя
его еилу и жизненную мощь. Черты can
рения и покорности никогда не были
CBO! ны = свободолюбивым наролам
России. Еще великий русский критик Бе-
линский говорил. что как-то странно ви-
деть в смирении причину. `1ю. которой
московское княжество сделалось могучим
национальным государством. ‹...Указывают
нам на смирение, -—— писал он, —— как
на выражение русской нащиональноети...
Иоанн Калита был хитер, а не емирен:

“Симеон даже прозван был «Гордым»: a
эти князья были первоначальниками си-
лы Московского царства. Дмитрий Донской
мечом, & не емирением предсказал тата-
рам конец их владычества нал Русью.
Поанны Ш и ПТ, оба прозванные «троз-
ными», не отличались смирением».

Военное прошлое нашей родины являет-
Ca неисчерпаемым источником патриюти-
ческих тем для советской литературы. Не
случайно среди писателей, лауреатов Ста-
линской премпи, мы встречаем имена Алек-
сея Толстого и`С. Сергеева-Ценекого, чьи

романы «Петр 1» и «Севаютопольская
страда» вошли в золотой фонд нашей ли-
тературы. .

Еще шире, чем военно-историческая те-
ма, представлена в оборонной литературе
тема гражданской войны, первой в исто-
рии человечества войны социализма прэ-

” тив капитализма.

«Чапаев» Фурманова. «Тихий Дон» Шо-
дохова, «Железный поток» Серафимовича,
«Как закалялась сталь» и «Рожденные
бурей» Н. Островского, «Разгром» Фадеева,
«Дума про Опанаса» Батгрицкюого. «Семен
Проскаков» Асеева, «Бронепоезд» Вс. Ива-
нова, «Одиночество» Н. Вирты и многие
другие книги о гражданской войне ярко
показали героику борьбы за социалисти-
ческое общество. Образы Чапаева, Левин-
сона, Павла Корчагина  — любимые 06-
разы нашего народа. Сила этвх книг за-
ключаекя в том, что писатели, отнюдь
He приукралнивая . действительности, не
идеализируя своих героев, показали. как
в преодолении трулностей, в суровой и
напряженной борьбе рождаются истинное
мужество. истинный героизм.

Литература о гражданской войне опти-
мистична в лучшем смысле этого слова.
Ее героический оптимизх вдохновляет Ha
Robbe бои. С кажлым новым годом появ-
ляются все новые книги о гражланской
войне — «Кочубей» A.  Первенцева,,

ae

——EE

. ‚ Конференция по вопросам критики

БАКУ. (Наш корр.). Несколько дней
продолжалась конференция по вопросам
литературной критики,  созванная прези-
диумом ССП Азербайджана.

Конференцией были широко обсуждены

следующие вопросы: «Ленин и Сталин 9
литературе» (докл. 9. Haast); «Литера-
турно-критические взгляды М. Ф. Ахундо-
ва» (докл. М. Д. Джафаров); «0 состоя-
нин современной азербайджанской литера-
турной критики» (локл. М. Ариф) и «0
театральной критике» (локл. А. Шариф).

В докладах и выступлениях наряду с
етдельными достижениями  азербайджан-

...Де, В после
дние годы вышли интересные
— Выше взвивайте ЕНИГИ Героев Советекого Союза, фасска-
красное зная! зывающих © своем боевом пути. Замеча-
Вперед, переплетчики, тельны рассказы бойцов финскоге фрон-
& = Та, опубликованные в двухтомном сборни-
за вами. ке «Бан в Финляндии». Но произвелений
Орать : профессиональных писателей, посвящен-
«Караул!» ных сегодняшним дням Красной Армии
Попавити в туман? и - Военного Флота, еще очень мало. Ме-
На это жду тем, прелбоевая жизнь. лни буднич-
не надо ной учебы дают достаточно. творческого

большого ума... материала.
Ie ate Лишь в последние месяцы начинают
Йстве ть литературы — ее промз-   ве чаще появлятся произведения 0
ведения. Писатель обязан постоянно вгля-   боях на Халхин-Голо, о войне в Финлян-
дываться во все явления нашей, жизни,   дии. Однако многим авторам этих произ-

памятуя 0 рёально существующей воен-

печати. маршал С. Е. Тимошенко чрезвы-

возможность вести непосредственную борь-
бу за улучшение качества книги и писа-
тельского труда и развертывать социали-
стическое соревнование. .

Значительную  творческо-производетвен-
ную работу проводит и писательская

ведений нехватает еще того, что должно
отличать литературу о воннеком подвиге
народа. Часто они не умеют показать во

всей правдивой суровости атмосферу вой-
ны, напряжение физических,  интеллек- Пьеса
туальных и моральных сил человека-вои- о поэте

на. Подвиг у них выглядит легким делом.

Не лакировать действительность при-
званы писатели, а показать суровую прав-
ду войны, показать, как советский чело-
век, преодолевая самые трудные препят-
ствия, закаляется. укрепляет свое муже-
ство, идет к победе, исполненный высокой
романтикой патриотического — подвига,

В речи, посвященной задачам военной

30 марта в представительстве Казахской
ССР Мухтаром Ауэзовым и Л. С. Собо-
левым был прочитан русский вариант их
пьесы «Абай>. Герой драмы Абай Кунан-
баев — казахский поэт, живший во вто-
рой половине XIX столетия. Его творче-
ская и просветительская деятельность раз-
вивались под непосредственным влиянием
русской и современной ему западной ли-
тералур. Абай переводил на казахский
язык Крылова, Пушкина, Лермонтова и др.

Время и место действия пьесы — 90-е
‚годы прошлого века в Чингистауских сте-
пях около Семипалатинска. Пьеса пока-
зывает великого поэта в борьбе с реакци-
онными традициями родового быта, бота-
теями-баями, царскими чиновниками-акса-

чайно резко осудил тенденцию некоторых
армейских газет к лакировке действитель-
ности. Эти  тазеты, говорил маршал,
«любят несколько приукрасить действи-
тельное положение. Ими руководит понят-
ное чувство гордости за свой округ, за
свою ‘ливизию, они забывают, что пра-
BHABHOe воспитание возможно только на
истинном положении». ;

Обвинение, брошенное наркомом, может
быть направлено и по адресу отдельных
художественных произвелений. Надо 0б’-
явить решительную борьбу книгам, куль-
тивирующим легкое и безлумное отноше-
ние к войне. Произведения, преуменьшаю-
щие действительные трудности войны, ла-
кирующие действительную обстановку, не
могут мобилизовать советекого патриота
на героические подвиги.

Мы должны написать о войне сурово,
мужественно и правдиво, показав  по-на-
стоящему героизм нашего бойца. ето cu-
лу духа, его волю к жизни и к победе.

Инотда писатели. увлекаясь внешним
изображением боевой обстановки, хода
сражения, дают неплохие батальные кат-
тины. Но за грохотом танков, за еловамя
команды пропадает основное — социааь-
ное содержание конфликта — во имя чего
идет война, каковы ее цели? Люди в та-
кой батальной картине становятся при-
датком военной техники, тогда как, на-
оборот, техника придана людям, они ею
управляют. Решающей силой войны oc-
тается человек. Й если говорить 0 иле
армии и флота CCCP — она в людях,
знающих, за что они борются. Война—
это социальное столкновение, a He cocra-
зание машин.

Иисатель-оборонник должен быть abco-
лютно военно-грамотным человеком. Воен-
ная учеба должна охватывать все боль-
Шее число писателей. Они должны вели-
колепнно знать то, о чем пишут. И вме
сте с тем и на войне писатель остается
«инженером человеческих душ».

Весенний и летний период писателям,
работающим над оборонной темой, слелует
рационально использовать для поездок в
части и на корабли, для изучения воен-
ной среды. = _

Советская литература имеет замечатель-
ные боевые фронтовые тралиции. Она бу-
дет крепить их и дальше. Важлая новая
книга советского писателя должна войти
в боевой арсенал обороны налтей стра-
ны, должна воплощаль в жизнь лозунг
Владимира Маяковского: «Чтоб к штыку
приравняли перо». а

ческой интеллигенции, проникнутой реак-
ционными идеями панисламизма.

После авторского чтения вокруг пьесы
развернулись оживленные прения, в кото-
рых приняли участие присутствовавшие
русские и казахские советские писатели и
деятели искусств. Отмечалось большое
познавательное значение пьесы не толь-
ко для русского, но и для казахского
зрителя. ее большие литературные досто-
инства — выразительный и ясный язык,
законченность композиции, рельефность
выведенных характеров (Н. Сидоренко.
Л. Пеньковский, 3. Кедрина м др.). По
мнению Г. Корабельникова, пьеса займет
выдающееся место не только в казахской,
но и во всей советской драматургии.

М. Тарловекий указал, что по жанру
пьеса должна быть отнесена к тратедии,
продолжающей традиции Корнеля. Ком-
позитор Жубанов отвел упреки в неко-
Topol излишней цветистости языка, дейст-
вующих лиц пьесы ‘и перегрузке их реп-
лик афоризмами. Он указал на органиче-
скую народность языка «Абая», дающую
возможность характеризовать каждое из
действующих лиц трагедии.

Споры возникли вокруг законности и
целесообразности использования в сюже-
те пьесы ссылок отдельных персонажей
на «Ромео и Джульетту» и «Моцарта и
Сальери». Писатель Дюсенбаев указал на
совершенную органичность и сюжетную
оправданность этих ссылок.

Пьеса зключена в тфепертуар Москов-
ского Камерного театра.

rm

Б одиннадцатой годовщине со дня смер-
ти В. В. Маяковского в Москве, на ули-
це Кропоткина, 12, открывается постоян-
ная выставка-музей, посвященная жизни
‘и творчеству поэта. .

Начата экспозиция материалов. Раз-
вешиваются портреты Маяковского, тек-

ской советской критики отмечалось и в
резкое отставание от литературной праж-
тики. Низкий теоретический уровень ме-
шал критикам правильно и глубоко оце-
нить идейное значение того или. иного
литературного произведения, явления. To-
ворилось также о том, что вопросами фор-
мы. стиля, языка, творческих  направле-
ний критика не занималась. ›

В свете решения ЦЕ ВЕП(б) о литера-
турной критике и библиографии конфе-
ренция наметила пути, по которым дол-
жна в дальнейшем развиваться азербай-
джанская советская критика.

калами и представителями националисти-_

Выставка-музей Маяковского

=

\ Группа участников декады таджикского искусства, приехавших в Москву, На снимке (слева направо): С. Туибаева, С. Баласанян,
`М. Касимов, Т. Фазылова, М. Рабиев, А. Бабаева, А. Азимова, Л. Кауфман и 0. Исамова,

Писатель родился в 1871 г. в Курзе-
ме. в трудовой крестьянской семье. Ран-
ние годы своей жизни он описал в книге
«Дневник младшего в семье». Окончив го-
родское училище и сдав экстерном экза-
мены в петербургском Учительском ‘ин-
ституте, Бирзниекс-Упитис стал зарабаты-
вать уроками, потом таботал в качестве

ский, Немчинова, Павлюченко и СОтронгин.

Итоги прениям были подведены в речах
руководителей ЦК союза работников пе-
чати М. Овсянниковой и Г. Урина.

с. ипполитов.

ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). При ленин-
градеком горкоме писателей создано твор-
ческое об’единение очеркиетов.

В работе об’единения активное участие
принимают Б. Фавренев, И. Бражнин,

народного учителя в. Дагестане и близ з 3 _
Драматург ИЯ Баку. В 1921 г. он возвращается в Лат-   С° Марвич. Е. Соболевский, В. Дружинин. -
; Н. Ватнер. критики И. Эвентов, И. Oxce-
Чехова вию. Здесь пытается издавать газету. но I. Кор
ее закрывают за «левизну». затем габо-   Н0В.  . порыхалов и другие ленинград-

ские литераторы. .

На первом собрании об’единения ожив-
ленно прошло обсуждение книги Н. Гри-
горьева. Б. Соловьева. Е. Соболевского и
Н. Чуковекого — «Герои Советского Сою-
за — летчики-балтийцью»,  выпушенной
Военмориздатом. На втором собрании Е. Ла-
ганский читал главы из своей книги
«Моряки идут на лыжах». Все эти очер-
ки являются творческим результатом
фронтовой работы ленинградских писате-
лей в лни боев с белофиннами. На вечере
«Ленинград в художественном очерке» об-
сужлалась работа, очеркистов Д. Славен-
тантора и А. Садовского.

На следующих заседаниях об’елинения
очеркиетов будет обсуждаться опыт рабо-
ты писателей по составлению истории
полков и истории кораблей. Намечены
творческие отчеты очеркистов ленинтрад-
ских газет.

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

МИНСК. {Наш корр.). Состоялось co3-
ванное ЦЕ ЛЕСМБ совещание детских пи-
сателей Релоруссии. Предметом обсуждения
были вопросы трудового и военного вос-
питания детей. В работе совещания при-
няли участие работники ЦЕ КП(б)Б и ЦА
ЛКОМБ. С докладом выступил драматург
В. Вольский.

Подробному разбору подверглись вышед-
шие в 1940 г. книги для детей 3. Бяду-
ли, Я. Мавра, М. Лынькова и других ав-
торов. Участники совещания указывали на
узость тем белорусской детской литерату-
ры, на отсутствие книг, которые бы при-
вивали детям любовь к труду, воспиты-
вали навыки, нужные для бойца Красной

Армии.
РОМАН «КЕЦХОВЕЛИ»

ТБИЛИСИ. (Наш корр.). В клубе пи-
сателей состоялось обсуждение романа
Я. Лисаливили «Кецховели». Внига посвя-
щена жизни ближайшего соратника
товарища Сталина на заре революционно-
го движения в Грузии и Закавказье —
Лало Кепховели.

С докладом выступил т. Б. Жтенти. В
обсуждении участвовали Лео  Киачели,
Ир. Абалтидзе, И. Вакели, Л. Асатиани,
С. Чиковани. Л. Цулалзе; Е. Аствацатуров
и др. С болыпим интересом было выелу-
шано выступление Вано Кецховели (брата
Ладо). Выступивиеие товарищи, наряду с
положительными качествами романа, отме-
тили ряд дефектов, которые могут быть
устранены в следующем издании книги.

тает в Риге каж библиотекарь. Последние
6 лет писатель был безработным, лишь
изредка ему улавалось публиковать сзои
переводы.

Теперь. еще полный сил, 70-летний
писатель стал активно сотрудничать в пе-
чати молодой советской республики. Он
много пишет для молодежных изданий ПЕ
комсомола Латвии — газеты «Молодой
коммунист» и журнала «Пионер».

Первая литературная работа Бирзниекс-
`Упитиса — рассказ «Мать» — напе-
чатана в 1891 г. в газете «Балтияе Вест-
несис». С тех пор он непрерывно писал
и переводил. Он писал стихи, рассказы,
очерки. Основные его произведения нати-
саны в период с 1907 по 1914 г. Это
сборники рассказов «Утром», «Ё вечеру»,
«Рассказы серого камня». В своих произ-
ведениях Бирзниекс-Упитие протестует
против национальной вражды, выражаст
горячую любовь ко всем, кто стремится
к свободе. В рассказах «Под яблоней» и
«В былые времена» показана революпия
1905 года, тероическая борьба трудяцфих-
ся. выражен протест против зверетв ре-
akin.

Бирзниекс-Упитисе — писатель-реалиет.
Всей своей жизнью и произведениями он
доказал, что является верным сыном тру-
дового налюла и правдивым его бытописа-

— ЮВЫЕ ИЗДАНИЯ

Редакционный совет издательства «Co-
ветский тисатель» обсудил. на-днях не-
сколько рукописей. В результате этого 0б-
суждения  излательство дополнительно
включило в план 1941 г. девять новых
KHUT,

Повесть A. Чаковского  «Пламенное
сердце» посвящена французской револю-
ционерке Луизе Мишель.

Енига В. Овечкина включает рассказы
© современной советской деревне’ из ero
сборника, изданного в Краснодаре, и очер-
ки, печатавигиеся в 1939 и 1940 тт. в
«Красной нови».

Приняты Е изданию также книга Ге-
роя Советского‘ Союза М. Слепнева «Тра-
гелия в проливе Лонга», сборники расска-
зов: В. Билль-Белоцерковского, А. Плато-
нова «Течение времени», В. Козина, «При-
дорожные камни», Н. Шкляра «Зеленая
тропа», А. Вьюркова  «Москва-матушка»
и книга избранных стихов поэта Е. Нечаева.

В репертуаре советских театров наблю-
дается повышенный интерес к драматур-
тии А. П. Чехова. Только за 1940—41 гг.
состоялись премъеры «Трех сестер» — в
МХАТ им. Горького, в одесском, харьков-
ском и ярославском театрах, «Дяди Ва-
ни» — в Московском театре им. Баумана, в
Казани, Новосибирске, ‘Краснодаре, «Вии-
\невого сада» — в Большом драматическом
театре Ленинграда, «Чайки» — в Горь-
ком и целого ряда других чеховских спек-
таклёй в разных городах СССР. В связи
с этим кабинет Островского и русской
классики ВТО провел трехдневное сове-
щание, посвященное драматургии, Чехова.
Все доклады и выступления на Нем были
направлены к тому, чтобы установить, в
чем прогрессивное влияние Чехова на со-
ветскую драматургию и театр.

Дерман в своем докладе «Чехов и
современное советское искусство» гово-
-рил ‘лишь об одной проблеме — лакониз-
ме и сдержанности, характерных для че-
ховской драматургии. Интересное и содер-
жательное сообщение сделал А. Роскин,
обобщивший опыт работы наших театров
над. чеховским репертуаром. Основываясь
на работах Станиславского и Вахтангова,
он наметил эстетическую программу тол-
кования ‘драматургии Чехова и показал
ошибки отдельных постановок — сенти-
ментализм и некоторое вульгаризаторство,
проистекающие из поверхностного понима-
ния и выхолащивания философской сущ-
ности пьес.

Излатая сценическую судьбу пьес Чехо-
ва, С. Дурылин использовал неопублико-
ванные еще мемуары, свидетельствующие
о том сложном пути, который прошли не-
которые пьесы до того, как были поста-
влены в МХАТ. В обстоятельном высту-
плении Б. Емельянов дал анализ бытовых
советских пьес, написанных в чеховской
манере, но отступивших от основного
принципа Чехова, который, любя или не-
навидя своих героев, изображал их, ни-
когда не’ изменяя правде жизни.

На совещании выступили также М. Ле-
видов, А. Басехес, 5  Краснянский,
И. Кроль, И. Эйгес и художественный ру-
ководитель Краснодарского театра К. Сте-
панов-Колосов.

Итоги совещания послужат в дальней-
шем ценным материалом для новых по-
становок пьес Чехова в центре и на пе-

риферии.

сты из его произведений и иллюстриру-
ющие их работы художников. Устанавли-

ваются статуи и бюсты поэта, макеты
постановок пьесе Маяковского и т. п. Вче-
ра члены художественного совета ознаку-
мились с ходом экспозиции выставки.

, Ly я AMEE И UE 27. РРР я п zs РР, VEE ty 2 yy
yy оо ig fe — о
. — о о

Б. Туравв,
Фото В. Мусинова и Дм. Бальтерманца.

Р. Арспанова,

x