МА

Tk,

hms

Om),

B 6

Nine
DEL.

¥

Ny. 3

on

(4) тельного строителя новой жизни. -

”

ee ow

Творческая конференция московских писателей

Обсуждение произведений В. Ковалевского и Е. ЛПолматовского

Дневник пятого дня

На вечере, посвященном творчеству, пи-
сателя В. Ковалевского. обсуждались его
книга «Хозяин Трех тор». вышедшая в
серии «Исторические романы», несколько
рассказов и полготовленная к печати
повесть «Акалемия необходимых аук».
Последняя повесть и вызвала наибольшие
разногласия среди выступавших на кон-
ференция

Стремление В. Ковалевского изображать
в своих произведениях чудяков и нале-
лять их чертами люлей современности.
кажется, Я. Рыкачеву ложным. Он счи.
тает, что повесть «Академия необходи-
мых наук» надтисана неровно. Сквозь вя-
димую серьезность повествозания. roBo-
рит Я. Рыкачев. посвященного как будто
проблеме переделки крестьянина со смут-
ными социальными чаяниями в созна-
явст-
венно. просвечивает лесковская анеклоти-
ческая интонация, идущая вразрез с co-
вершенно новым жизненным материалом.

почему вся первая чазть повести,

построенная на ложном основании. про-
изводит _ впечатление  надостовернолти.
Иную оценку лает Я. Рыкачев второй

части этого произведения, где главный ге-
рой, Егор Стропин, из лесковского чуда-
ка превращается в хорошего советекэго
человека. Здесь появляется естественность
интонации, и повествование сразу приоб-
ретает жизненную убелительность. Ху-
дожественные достоинства второй части
«Академин необходимых наук» Я. Рыка-
чев оценивает очень высоко. !
отрицательной оценкой повести вы-
ступил А. Тарасов. Находя ее сухой, тя-
желовесной и художественно малоубедн-
тельной, он, однако, не привел доводов
для подкрепления своей точки зрения.

Н. Замошкин

В- романе не ощущается движения жиз-
ни, подлинного движения истории. На
мой взгляд, это разрозненные историче-

С мненнем т. Тарасова репгительно pa-

: Е ские картинки, иллюстрации, смесь ро-
зошлись В. Гроссман, А. Тихонов и мантического вымысла ©  сухой, не
А. Роскин, сокращенные выступления «ожившей технологией». Но эта беда
которых мы печатаем ниже. многих произведений так называемого

промежуточното жанра.

И все же надо признать, что книта
располагает к себе читателя, в ней мно-
го привлекательных черт, прежде всего
истинная добросовестность в обращении
с материалом, достойная серьезность тона.

С большим удивлением я слушал вы-
ступление т. Тарасова, который так
странно оценил превосходную повесть
«Академия необходимых наук». Он срав-
нивал одного из положительных героев
этого рассказа с чеховским «Человеком в
футляре». Это сравнение свидетельствует
о том, что т. Тарасов совершенно невер-
но рисует себе образ героя чеховского

С очень странных позиций «защищал»
повесть Ковалевского т. Колдунов. По
его словам, В. Ковалевский сплошь ‘и
рядом вступает в противоречие с так
называемым жизненным правдоподобием.
Исходя из сомнительною утверждения,
что повесть «Академия необходимых” ня-
Ук» лишена жизненного правдоподобия,
т. Коллунов ‘находит в этом особое до-
стоинство данного произведения.

Положнтельную оценку получил на
конференции роман В. Ковалевского «Хо-
зяин Трех гор». Все выступавшие отме-
чали большую, глубокую работу автора
нал очень трудным и почти нетронутым
материалом. Подробный разбор этой кни-

рассказа. Разумеется, ничего общего учи-
тель Гальшнев с учителем Беликовым не
‘имеет.

Я не согласен с тем, что такие люди
в повести Ковалевского, как Габнер или
Стропин, излишне  сентиментальны. У
нас вырабатывается своего рода новый
шаблон: достаточно подойти герою к
роялю и взять несколько аккордов, как
автора сейчас же обвиняют в сентимен-
тальности. Между тем. рассказ Ковалев-
ского свободен от сентиментальности, хо-
тя у него героиня играет на рояле даже
в лунную ночь.

Фигура Галышева показалась доклад-
чику оригинальной, мне же она пред-
ставляется скорее шаблонной. Учитель-
педант с барскими манерами, который
долго интригует читателя своим неясным
отношением к революции, как оказывает-
ся, таит под своей несимпатичной внеш-
ностью «золотое сердце». Это отнюдь не
новый персонаж.

дожественное воплощение его стихов ни-
же их идейного уровня. Полемизируя с
К. Зелинским, он отрицает наличие «гар-
шиновских» настроений в военных стихах
Долматовского; грустные нотки, подчас
звучашие в них. по его мнению. всегда
естественно вытекают из темы.

Тов. Вишневский в своем заключитель-
ном слове отметил значение для поэта
такой критики, какой подвергли произ-
ведения Долматовского тт. Перцов. Данин
и другие товарищи. Но критикуя поэта ¢
профессиональной точки зрения. добавля-

Вс. Вишневский

Евгений Долматовский — поэт, сформи-
ровавшийся в годы сталинских пятиле-
ток. Он прощался со своими мальчише-
скими годами и входил в жизнь, жадно
ее впитывая, в’‘пору Магнитки. первой

ги дал в своем большом докладе Н. За- шахты метро, «Встречного». И это видно
мошкин. К сожалению, доклад не удов- В [ * по его стихам. То. что он слышал о
летворил собравшихся. Его недостаток, e россман прошлом от старших людей, звучало для
говорит т. Рыкачев, заключаетея в него романтикой. Отзвуки этой романтики
том. что, подробно разбирая отдельные до сих пор встречаются в произведениях

Книга «Хозяин Трех гор» показалась
мне интересной. В ней собрано большое
количество ценных фактов. Чувствуется
незаурядный труд, который не часто ав-
торы любят затрачивать на такую работу.

Один из выступавших считает героем
книги Прохорова, другой самую
фабрику, мануфактуру. А мне кажется,
что героя в книге нет. Она построена Ha
adcTpakTHOM фундаменте, на котором ху-
дожник не может ничего строить, хотя
фундамент этот весьма прочный. Это —
общее обвинение капитализму. Здесь нет
заинтересованности в людях, нет любви,
нет восхищения. Завод растет, преодоле-

эпизоды и образы романа, докладчик не
дал все же представления о Ковалев-
ском как о художнике,

Единодушное одобрение всех выступав-
ших вызвал рассказ Ковалевского «Глеб».

нем с наибольшей очевидностью проя-
вилея талант писателя. У Ковалевского
сосредоточенное. медлительное, порою на-
пряженное письмо, вполне-точно отрада-
ющее ту глубокую серьезность, с какой
он относится к изображаемому им жиз-
ненному материалу.

Все отмечали, что эта лучшая вещь
Ковалевского свидетельствует о большой
писательской культуре. :

Е

Ковалевокий — писатель талантливый,
большой литературной культуры. мысля-
щий — ne «бытовик». Рядовое, примель-
кавшееся его мало интересует; он находит
в человеке какую-нибудь выдающуюся чер-
ту и приступает к неторопливой работе
познания такого человека Он пытливо
всматривается в образ, им же самим со-
зданный. Это чувствуется в самом методе
его письма. Так изображен в оригиналь-
ной повести Ковалевского «Академия не-
обходимых наук» герой ее — крестьянин
Егор. Он обнаруживается, как характер и
как личность, исподволь, с большой на-
стойчивостью. В рассказе «Монах» выпира-
ют приемы работы, литературные образцы.
Желание быть неголословным ведет к то-
му, что произведение, образ перегружают-
ся деталями. В последних произведениях
это уже менее чувствуется или совсем
исчезает, например, во многих главах
исторического романа «Хозяин Трех гор».

Роман этот — не обычная по водержа-
нию книга, Здесь нет ни баталий, ни го-
сударственных деятелей; здесь -— купцы,
рабочие, окраина Москвы первой четверти
XIX века фабричный участок. ткацкие
станки, ситец, красильня. Интересен образ
Тимофея Прохорова — создателя мануфак-
турного предприятия.

Роман является плодом  тщательней-
шего изучения архивных материалов, и в
нем все ново. Но можно ли назвать это
произведение историческим романом? Ис-
тория-вводится в него часто со стороны:
цитируются, . например. целыми кусками
разного рода известия из журналов 5по-
хи, не зацепляющие действия. И только
со второй половины автор органически
вводит в сюжет материал истории.

Ковалевский любит чудаков.  оригина-
лов, самоучек Сапожник Савелий, Егор и

другие — все это люди. пересаженные
автором с одной — окуровской — поч-
вы на другую, на советскую.

«Совесть моя требует чистой воды»;
«наш барский лом — прелестная мечта. а
рычага не имею», — иначе они не раз-

товаривают. Ковалевский чрезмерно нерав-
нодушен к сказу. к афористическим вы-
ражениям. Он их почти коллекционирует.
Даже ребятишки — Глеб и Мика — хотя
и красочно и забавно они говорят, но все

А. Тахонов

же по «Чуковскомуз. Рассказ о сапожни-

ке-рабкоре Савелии и о том, как он стал
богатству

жертвой уездной Венеры по
ситуаций и находчивости я считаю куль-
минацией сказового жанра, одно время
так процветавшего в советской литерату-
ре. Следы сказа видны и в «Академин»,
повести о замечательном человеке нашей
эпохи — простом мужичке-правдоискате-
ле. Гражданская война показала ему:
«академия необходимых наук» — это са-
ма революция. Что, однако. происходит
в самой лирической, влумчивой части но-

вести, когда Егору приходится эвакуиро-

ваться? Эвакуируемые едут тихо, спокой-
но, никакой тревоги за себя. за имущество,
хотя белые преследуют по пятам. Это едут
чумаки с солью по степи... Автор так под-
дался своему мечтательному  терою, что
упустил самое существенное — об’ектив-
ную обстановку. температуру событий.

Зато как верен действительности рас-

сказ «Глеб» — о наших сегодняшних ре-

бятишках. Очень умный, тонкий, благо-
родный рассказ. в сущности, о самом
обыкновенном: как обращаться взрослым
с детьми. Автор здесь — воспитатель,
друг ребят. Достаточно одной деликатно-
сти к ребенку, не запускать перстов в
больную рану, — и самая жизнь, наша
природа, Волга, простые трудовые люди
исцелят мальчика, у которого умерла
мать.

Ковалевский — писатель разнообразный.

язык его словарно богатый. По приро-
де своей язык этот — метафорический.
Таково’ «рациональное» зерно стилистики
Ковалевского. «Шалый ветер пожевал пла-
кучую ветку. бросил ее, — и на ряби за-
прыгали резвые лунята». Москва после
пожара двенадцатого тода «была видна
вся на-вылет». Это — находка, их нема-
ло у Ковалевского. Но нередки у негои
тяжелые сравнения-метафоры. Ковалевский
начал, как поэт эпохи военного коммуниз-
ма. Метафора тогда заменяла образ. Следы
этой школы остались и в прозе Ковалев-
ского. У него сугубо метафорическое иыш-
ление. Но никакая поэтическая школа не
проходит бесследно, если учится худож-
ник, а не версификатор — в стихах ли, в
прозе ли. И тут виден путь развития пи-
сателя: от орнаментального «Сапожника»
5 «Глебу». р

Я хочу говорить о двух произведениях
В. Ковалевского: о романе «Хозяин Трех
тор» и повести «Академия необходимых
Наук».

Роман был заказан автору «Историей
заводов». Первый набросок попал в руки
Горького, который очень заинтересовался
этой вещью и заботился о том, чтобы она
была закончена.

Автор необычайно добросовестно подо-
шел к работе. Это человек, чрезвы-
чайно бережно и внимательно относящий-
ся к материалу и к своему труду.

Именпио потому. что роман писался по
гаказу редакции «Истории заводов», он
получился двойственным в смысле жан-
ра. Наряду с чисто лирическими кусками

Гы найдете публицистику и просто эко-
иомику — количество рабочих, количество
веретен. Это не украшает романа.

Особенность его заключается в том, что
тлавный герой — не Прохоров и не кто-
нибудь другой. а самая фабрика. В этом
отношении он напоминает «Жерминаль»
Золя и «Завод» Лемонье. Перинетии po-
мана и его сюжет связаны не с судьбой
действующих лиц, а с производством.
Сюжет и образы героев оказались в в9-
висимости от посторонних обстоятельств,
что сильно им повредило. В частности,
судьба самого Прохорова  недорисована.
Это произошло потому, что автору сказа-
ли: пишите до введения паровых машин.
Так он и поступил. Вот чем об’ясняется
то, что сюжетные линии и конец вещи не
связаны,

Тем не менее целый ряд отдельных мо-
ментов автором дан великолепно.

А. Роскин

Что касается «Академии необходимых
наук», то я резко расхожусь с теми, кто
товорил, что повесть неудачна. По срав-
нению с романом «Хозяин Трех гор» Ко-

нологии писательского труда:
конференция `является- своеобразной фор-
мой профессиональной работы писателя.

вая в своем росте трудности, но и
этому нет живого чувства симпатий или
интереса. Об’ективизм не дал этой ра-
боте вырасти в действительно художест-
венное произведение. Книга осталась на
уровне вполне добротного, полезного ло-
знавательного очерка.

О повести «Академия необходимых на-
ук». Главным достоинством ‘повести явля-
ется легкость и простота, е которой Ко-
валевокому удалось написать ‘людей.

Наибольшая удача автора Стропин —
носитель доброго начала, гуманный рус-
ский мужик. противопоставленный бунин-
скому мужику. Стропин не совершал ре-
волюции, но он носитель народной души,
которая всегда быма обращена к добру,
к познанию, к моральной чистоте, к жаж-
де блага для трудящихся.

Нравятся мне и остальные фигуры по-
вести.

Я не согласен с Роскиным в том, что
Галышев написан неинтересно. Ковалев-
ский действует здесь, как настоящий ху-
дожник, он совершенно чужд всякой аб-

Конст. Федин

«Большинство выступавших признало
В. Ковалевского одаренным писателем. Я
также присоединяюсь к этому мнению.
Мне хочется только выразять сожаление,
что у нас на сегодняшнем заседании пре-
обладали слишком общие и отвлеченные
суждения, & было бы полезней, если бы
мы больше и конкретнее говорили о тех-
ведь налиа

Я скажу несколько слов о повести В. Ко-

валевского «Академия необходимых наук>.
Эта вешь написана чрезвычайно неровно.

Первая часть, примерно страниц пятна-
дцать, действительно хороша: тут много
удачных деталей. Потом влрут вы пола-
даете в совершенно иную сферу, словно
пишет уже другой человек, пишет неряш-
ливо, небрежно. Так продолжается до то-
го места, где дано описание эвакуации.
Тут вы ощущаете перелом. и автор ва-
канчивает повесть очень хорошо.

Но в центральной части произведения
много недостатков. В чем тут беда? Герой
повести Стропив — крестьянин, который
попадает на должность заведующего уезд-
ным Наробразом, весьма убедителен в сво-
ей роли, когда в нем так свежо проявля-
ются крестьянские, хозяйственные черты.
В первый раз это произволит отличное
впечатление и поднимает в глазах чита-
теля несколько необычный, чудаковатый

стракции. Галышев совершает благород-
ный поступок — он все бросает, садится
на подводу и едет со своим учреждением.
Казалось бы, все хорошо, а потом мы
видим у Галышева черты ничтожного
мелкого человека. И когда уже убеждаем-
ся в том, что перед нами мелкий чело-
век, неожиданно опять проявляются чер-
ты благородства, подлинной человечности.

Ковалевский сумел очень хорошо изо-
бразить, как в человеке, казалось бы, сов-
сем негодном и неприспособленном, не-
ожиданно возникают черты силы и благо-
родства.

Надо сказать и о некоторых недостат-
ках повести «Академия необходимых на-
ук». Мне не хочется обвинять автора ее
в том, что он не изображает страстей, ко-
торые бушевали, не описывает кровопро-
литных сражений и т, п. Он пишет то,
что ему хочется, это его право, право ху-
дожника. По что бы он ни писал, всегда
должно быть ощущение фона, на котором
происходят все события. Мне кажется,
этот фон в повести не удался. Когда Егор
Стропин действует в помещичьем доме,
там разыгрывается трагедия этого помещи-
ка, происходит освобождение крестьян от
помещика. Тут были страсти, страптное
напряжение и ощущение этих страстей,
этого напряжения следовало дать, если не
на первом плане, то где-то в глубине,

Рассказ «Глеб» — превосходный pac-
сказ, действительно лучший из рассказов
Ковалевского.

Мне кажется, неправильно говорить 0
Ковалевском, как о начинающем, «расту-
щем» писателе. Это зрелый художник со
своими сильными сторонами и недостат-
ками. Он пишет мало, но это человек
большого, своеобразного таланта. :

Долматовского.

Но вначале отвлеченная тема — тема
войны, обороны родины — постепенно
становилась для Долматовского, как и ря-
да других писателей, все более реальной,
ощутимой, органической. Молодым сердцем
он потянулся к рядам оборонных писате-
лей. Это, впрочем, не мешало ему писать
и о радостях и горестях повседневной
гражданской жизни. Он не узок по тема-
тическому охвату. Но оборонную тему
Долматовский почувствовал и понял глуб-
же, чем иные темы, вероятно, потому, что
новое поколение как раз вступило в пору
своего «боевого крещения».

Долматовский молод, но в некоторых
ето стихах из книги «Три времени года»
проявляются элегические настроения.
Речь заходит о каких-то сединах, которых
У нето пока еще нет и в помине. 3
очень хотелось бы быть зрелым. И он
минутами оглядывается назад и меланхо-
лично, созерцательно, как очень старый
деятель, говорит о чем-то далеко-далеко
оставленном. Это оказывается... пионерским
талстуком. Эти стихи могут вызвать улыб-
ку.

Читатель хотел большей зрелости —
подлинной, не «литературной», условной.
И это пришло позже, когда жизнь по-
требовала выдержа?ть серьезные испыта-
ния. Прощание, разрыв с другом, который
выбрал путь благополучно-сытый, написа-

В. Периов

Я хотел бы свое выступление посвятить
следующему вопросу: поэзия Долматовско-
го пользуется определенным успехом. Его
патриотическое воодушевление, огромный
интерес к жизни, его темперамент зара-
жают слушателя. Но мине хочется отделить
в его успехе то, что вызвано темой, от
того, что об’ясняется его достижениями
как художника, его мастерством, умением
связать и обобщить материал.

У Долматовского огромное значение име-
ет патриотическое воодушевление. совер-
шенно органичное. Но он слишком по-
лагается только на искренность своего
высказывания и не дает настоящего поэ-
тического образа.

Многое в стихах Долматовского кажется
мне не поэзией, а только высказыванием
на ту или другую волнующую нас тему.

Возьмем, например, такое стихотворение,
которое должно пользоваться успехом по
своему содержанию. стихотворение  «Ра-
дистка». Девушка, которую увезли на
японском пароходе, не сказала ничего и
сумела проявить ‘себя так, как должен
проявить себя тероический характер в
этих условиях. Самый факт волнует, по
выражено это готовыми, книжными сло-
вами:

Но смерть для нас — стократ светлей

измены,

И нашей тайны не узнать врагам.

Затем примерно такое же по смыслу
стихотворение из книжки «Три времени
года». Здесь тоже высказана огромная
мысль; которую в поэзии выразить не так
просто. Нужно искать каких-то новых
средетв, новых оттенков в поведении лю-
дей и в своих собственных состояниях
для того, чтобы создать тот эффект, к ко-

‘

Еоть в повести другие, недостатки, не-
простительные при наличии больших ху-
дожественных возможностей, которыми
располагает автор. Например, невероятная
быстрота в смене настроений героев.
Схишком легко действующие лица пере-
ходят из одного психологического состоя:
ния в другое. Вспомните, как молниенос-
но решает Стропин занять должность зав.
Наробраза или как стремительно Миша
становится другом своего начальника. При
полноценном реализме изображения такие
прыжки в области психологии недопусти-.
MBI,

Должен сказать, что конец, по-моему,
слишком «благополучен». Все четыре пер-
сонажа повести — Еюр, Габнер, Миша и
преподаватель Галышев — хорошие люди.

сущности, это повесть о хороших лю-
дях, попавших в чрезвычайно трагическую
обстановку. Но в трагической обстановке
люди ведут себя различно, их бросающее-
ся в глаза сходство исчезает, а различие
проявляется сильнее. У Ковалевского про-
исходит обратное: в мирной обстановке
различие проступает больше, а в критиче-
ской — люди оказызаются одинаково до-
брыми, «хорошесть» их. об’единяет и урав-
нивает. Мне кажется, в такой счастливой
доброй развязке есть известная натяжка.

Язык местами не вполне точный. Иногда
терои, например, Габнер, говорят каким-то

а PCRUM языком. Ее «агитацнонные»
персонаж. Но когда, упрочивитиеь в долж- ие у

ности, зав. Наробразом все еще заботит-
ся о том. хорошо ли заперты двери, не
украли ли чего? — он производит коми-

В общем повесть хороша. но есть места
испорченные, непродуманные. А их могло

речи производят неприятное впечатление,

терому поэт стремится.

В стихотворении товорится о родине.

Оно заканчивается так:

В сердце проношу я осторожно
Родину — сокровище мое. _ 1

ческое впечатление завхоза, очутившегося

не на своем месте. Это принижает Стро-
пина в глазах читателя, навязывает ему
черту, не соответствующую тому положе-
нию, которое он должен занимать в пове-
сти по замыслу автора. Если бы автор
не поставил его в это комическое положе-
ние и Стропин оставался бы тем же меч-
тателем, каким он был представлен в
начале повести. все было бы хорошо, чи-
татель верил бы всему и в центральной
части ‘повести, как он верит в начале и
в конце.

валевский, как писатель, сделал громад-
вый шаг вперед. ;
Говорилось о том, что образы слишком
метафоричны, Считаю и этот упрек He-
справедливым. Если в романе о Прохо-
рове была погоня за внешними эффекта-
ми, иногда даже желание щегольнуть
сравнением или необычайной деталью, то
в «Академии необходимых наук» все вни-
мание направлено на сюжет.
. Действие ‘в повести развивается без
всякого сопротивления. Все действующие
в ней персонажи —= хорошие люди. Всех
их об’единяет Егор — образец доброго,
расположенного к людям человека. Егор
это та сила, которая может создать «‹ака-

Дневник шестого дня

демию»,
счастье. Я сказал бы, что это некий ‹доб-

родум».

Здесь кроется утопизм вещи, и. это —
человече-
ское общество создается не так просто.

главный ее недостаток. Новое

Оно добывается кровью, лишениями и
коллективным трудом миллионов людей.

Ковалевский же пытается создать уто-
пию, „показать «академию» человеческого
счастья. проистекающего из внутренних
достоинств человека.

Если делать выводы по повести в це-
лом, то путь, пройденный Ковалевским от
«Хозяина Трех Гор» до «Академии»,
это большой путь литературной работы
и успеха.

AS Н. Тихонов сравнивал книгу Кова-
^евокого «Хозяин Трех гор» с произве-
дениями 5оля и Лемонье. До Тихонова ее
сравнивали с Горьким, в отношении сти-
ля — с Пушкиным. Все это очень при-
ятно, но я думаю, что Ковалевский не
может быть польшен такого рода похва-
лами, которые не всегда уместны даже в
отношении весьма вылающихся Писате-
лей. Для этого Ковалевским просто еще
мало сделано.

«Хозяин Трех гор», как мне кажется,
никак нельзя назвать романом и даже
наиболее удачным историческим  рома-
ном, как говорил А. Н. Тихонов. Скорее
всего, это произведение принадлежит к
жанру очерковой литературы. Я вовсе не
хочу дисквалифипировать ето, но надо
поставить вещи на свое место.

Можно заинтересовать художника и спо-
©0бом производства ситца и разного ро-

$3 сугубо специальными техническими и(них —

экономическими вопросами. В советской
литературе был период, когда доминиро-
вал жанр очерка, и все мы отдали ему,
может быть, чрезмерную дань. Мне ка-
жется. что Ковалевский, не переживая
настоящего увлечения художника своей
темой, направил все усилия лишь Ha
то, чтобы создать вещь культурную, доб-
росовестно сделанную и умную. Это он
выполнил с полным успехом. Мы долж-
ны высоко оценить писательскую доб-
росовестность Ковалевского и ето чите-
ратурное - умение, но говорить о ето кни-
Te, как о самостоятельном художествен-
ном произведении, не вполне верно.

Мне хочется поговорить о %некоторых
частностях работы Ковалевского. В «Хо-
зяине Трех гор» недостаточно широко
дан исторический фон Москвы, детали
He запоминаются. Повествование охваты-
вает ‘несколько десятилетий, полных
важнейших исторических событий (среди
налпествие Наполеона), и однако

где’ вырабатывается человеческое

Докладу В. Перцова о творчестве
Е. Долматовского предшествовало обетоя-
тельное вступительное слово председателя
собрания Вс. Вишневского, которое по
существу также носило характер доклада
и послужило материалом для прений.

Ф. Левин развил в своем выступлении
мысль К. Зелинского о необходимости
культивировать в советской оборонвой
поэзии героику войны. Именно этой ге-
роики, по мнению Левина, нехватает в
военных стихах Е. Долматовского. Его ли-
рический герой привлекает читателя сво-
им отношением к жизни, к семье, к жен-
щине, постоянным беспокойством и жаж-
дой жарких битв. Но когда тот же самый
терой появляется в произведениях, по-
священных военной теме, он обращает все
свои помыслы к тому. что покинул, — к
оставленному дому, семье и друзьям, он
как-то «одомашнивает» стихи. В них по-
являются те «таршиновские» настроения,
о которых говорил в своем выступлении
К. Зелинский. Ha это  Долматовскому
нужно обратить внимание, тем более, что
у него есть и очень сильные стихи, в
которых по-настоящему звучит  героика
войны

Ф. Левин считает, что Долматовскому
часто удается найти для своих стихов
интересный и неожиданный поворот, ко-
торый придает им особую значительность.
Очень удачным в этом смысле он считает
стихотворение «Свои».

А. Тарасенков видит достоинство сти-
хотворений   Долматовского в том, что в
них отражены изменяющиеся признаки
времени. Он часто быстрее других улавли-
вает и фиксирует новые явления жизни.

К числу недостатков поэзии Долматов-
ского Тарасенков. относит то, что в его
стихах настоящий драматизм порой под-

РЕЧИ ПЕЧАТАЮТСЯ ПО СОКРАЩЕННЫМ СТЕНОГРАММАМ

>

ского. Мне думается, что у него нет свя-

бы не быть.

Рассказ «Глеб» здесь хвалили по досто-
инству. Он очень хорош. Но в нем много
изысканности. Это — рисование тонко от-
точенным карандашом.

Я очень жалею, что не прочел романа
«Хозяин Трех гор». но сделаю это, по-
тому что как автор Ковалевский произвел
на меня очень хорошее впечатление. Мне
кажется. его писательские возможности
тораздо больше проявленных даже в луч-
mux вещах.

Без нее и жить нам невозможно
И умереть не страшно за нее.

Мне кажется, что эти слабые слова
ниже темы.

Да, все слова на месте. Но это стихо-
творение перестанет действовать через не-
ксторое время именно вследствие малой
своей выразительности.

Если произведение живет долго, значит
в нем заключен большой идейный заряд.
С этой точки зрения я и подхожу в по-
эту. Требования к нему большие; не ог-

К. Зелинский

Мне хочется ответить самому себе и
выступавшим здесь товарищам на вопрос,
который был задан докладчиком. Поэзия
ли то, что делает Долматовский?

Понятие «поэзия» заключает В себе
очень много вещей, и, как вы знаете,
это понятие меняется с течением време-
ни, с изменением классовых отношений.
Поэтично то, что по-настоящему проник-
нуто жизнью.

С этой точки зрения я отношусь к ра-*
боте Долматовского положительно, я вос-
принимаю его работу, как поэтическую

Что подкупает меня в творчестве Дол-
матовского? Прежде всего его  молодэе,

меняется сентиментальным, слащавым рас-
крытием темы. то, что именно «Сест-
ры» и «Варежки» пользуются популярно-
стью у некоторых читателей, не должно
вводить в заблуждение Долматовского от-
носительно истинной ценности этих сти-
ховВ.

С некоторыми высказываниями В. Виш-
невского спорит в своем выступлении
Д. Данин.

— Я очень боюсь, — говорит он, — что
современность фактов, живущих в сти-
хах Долматовского, рождает аберрацию в
критическом отношении к поэту. Созда-
ется впечатление, что перед нами молодой

поэт, который абсолютно точно ЧуУвству-   свежее восприятие нашей жизни, ис-
ет и с большой глубиной понимает свое кренний патриотизм, стремление стать
«веку подстать», как говорил когда-то

время. Но в этой и аберрации
очень часто путаются прекрасные намере-
HHA с их поэтическим осуществлением.
Беда Долматовского заключается в TOM,
что он так доверяет сюжету, — случаю,
что ему кажется, будто они его — всегда
вывезут. Долматовский правильно выбира-
ет сюжет, но надо его еще каждый раз и
осмыслить. В этом вторая и главная сту-
пень работы, которая одна только может
привести к созданию больших вещей.

О работе Долматовского над словом,
над эпитетом говорят в своих выступле-
ниях поэты ЦП. Семынин и А. Яшин.

— Безразличие к эпитету, — говорит
Семынин, характерно для Долматов-

Багрицкий.

Чего нет у Долматовского? Самосозна-
ния себя как мастера, нет чувства сво-
ето стиля, потребности в собственном
почерке. Многое в его стихах сделано
бегло, небрежно и потому не остается в
памяти.

Книга «Три времени года» посвящена
оборонной теме. Но лирическая тональ-
ность, отличающая все стихи, помещен-
ные в ней, противоречит тем задачам,
которые ставит себе поэт.

Чтобы не быть голословным, я приве-
ду некоторые примеры. У Долматовекого
есть стремление к афористичности. Вепо-
мните это стихотворение:

Я должен вырваться из плена
Всех пустяков, владевших мной,
И, отметя морскую пену, @
Дружить с волной, с одной волной.

щенной ненависти к шаблонным словам.
Чтобы стать настоящим поэтом, нужно
уметь видеть то, чего не видят другие,
нужно чувствовать брезгливость к затер-
тым эпитетам.

Очень положительную оценку стихам
Долматовского дает т: Аджемян. Он не-
согласен с теми, кто утверждает, что ху-

Чтоб громыхала — все ей мало —
И тишину несла опять,
Ha тордом гребне поднимала
опускала, чтоб поднять.
Такие же стихи писал много лет назад
поэт-патрашевед Дуров. Короче говоря,

ет В. Вишневский, не нужно забывать б
том, что существует и большой народный
счет к поэзии На этом счету одно 42
первых мест занимает вопрос оборонной
тематики. в области которой плодотворно
работает Долматовский,

В заключение Вс. Вишневский правилБ-
но осудил выступление т.  Нельдихен,
который высказал ряд несправедливых и
неверных сужлений о творчестве Долма-
товского и о причинах популярности CO-
временных молодых поэтов в широкой
аудитории.

но сильно. Это одно из лучших стихотво-
рений Долматовского

Долматовский откликается на самые
различные явления действительности. У
него широкий взгляд на жизнь и довер-
чивое сердце Это очень хорошо. У нас
есть ряд молодых поэтов. которые пишут
так, что читаешь, слушаешь их, и ни разу
не вздрогнешь, не взволнуешься, несмотря
ни на какие формальные, стилистические
ухищрения этих авторов.

Одно из лучших стихотворений Долма-
товского — «Свои», из цикла, посвящен-
ного осени 1939 года. Ночью в лесах
Польши кто-то стучится в избу, и когла

крестьянин, который привык, бояться,
спрашивает: кто там, — красноармейцы
ему отвечают: «свои!. Так может отве-
чать только одна армия — Красная Ар-

МИЯ.

Приходит война c Финляндией. Поэт
спешит на фронт. Поэтический отклик
Долматовском на события приобретают
новый характер: то беглые зарисовки т9
стихи налрравленно атитациюнные, воен-
ные. Иногда, от поспешности, поэт допу-
скает ошибки, как, например. в стихотво-
рении о реке Тайпалеен-Иоки или в сти-
хотворении «Пленный», где он проповеду-
ет довольно странный гуманизм.

Зато такие стихотворения, как «Шесть
часов вечера» или «Гроза», очень хороши,

Мне кажется неправильным выступле-
ние некоторых критиков, обвинивших
Долматовокого в пацифизме, размятченно-
сти цикла стихов о финской войне Поэт.
который впервые сталкивается с таким
сложным явлением, как война, имеет пра-
ве на’ раздумье.

Надо уметь подойти к человеку, кото-
рый работает честно, воолушевленно. ищет
ответов на большие вопросы времени. рас-
сказывает нам о душе налией молодежн.

раничиваться тем, что он сейчас слелал.
а итти дальше, не удовлетворяясь достиг-
нутым.

Тем более, что в его книжке есть хоро-
шие стихи: «Шесть часов вечера», «Земля
от разрывов черным черна», «Дача Ре-
пина», «Друг на друга мы были похожи».

этих стихотворениях есть поэтический
образ. Все связано, каждая ассоциация
примыкает к другой. и создается то целое,
которое требуется от поэтического произ-
ведения, Однако и в этих хороших сти-
хах есть известная неполноценность. Они
сильнее в целом, чем в строфе и строке.
Если бы я хотел поэнакомить вас © хо-
рошими стихами Долматовского. я должен
был бы обязательно прочитать их от на-
чала до конца. В них нет ни одного та-
кого слова, выражения, которое заставило
бы вас остановиться.

Ею главный недостаток можно харак-
теризовать так: он пишет «в лоб». Он не
обобщает, а сообщает. Он очевидец, а не
живописец. К слову он относится только,
как к понятию, а не как к пластическому
материалу. Все эти недостатки нужно
преодолеть, чтобы двигаться в искусства.
И нужно дать больше простора воображе-
нию, не ограничиваясь острым глазом на-
блюдателя. a

Я сделал попытку подойти к творчест-
ву Долматовского и его возможностям,
как художника, держась на точке зрения
искусства. Вы прекрасно понимаете, что
я, как и всякий нормальный человек,
знаю цену тем гражданским стихам, сти-
хам-высказываниям, которые с моей точ-
ки зрения еще не являются поэтическими
произведениями. Я не думаю порочить
эту часть работы, эта работа полезная, но
она недостаточная, тем более, что у Дол-
матовского большие возможности. Он еще
очень молод и многое еще успеет испра-
вить. В его юношеских стихах есть боль-
шая свежесть, которую он несколько утра-
тил в последних двух книгах.

Теперь у Долматовского огромное коли“
чество материала, но воображение ослабе-
ло. Долматовский наблюдателен, у нето,
несомненно, глаз журналиста. Поэт немно-
го потеснился. а хочется дать ему свобо-
ду. потому что. он умеет поиграть со сло-
вом и с образом. В стихах о метро ееть
хорошие строфы. Очень интересно и по-
этично стихотворение «Сказка». Хороши
стихи: «Концерт на Волге». «Песенка».

Я считаю, что это поэзия, которая нам
нужна, поэзия, свойственная нашему вре-
мени.

`

речь идет о преодолении устарелых тра-
диций. У Долматовского они находятся в
противоречии с его основной. глубокой
темой. Что же это за тема?

Это тема борьбы ¢ успокоившимся че-
ловеком, тема преололения психслогиче-
ского комфорта. Но тему эту он не рас-
крывает до конца. Он все время как бы
отлядывается назад.

Вот, например, стихотрорение «Перед
боем». Это мысли 0 том, что оставлено
дома и что перел боем кажется вдвойне
дорогим и любимым. В  стихотворенчи
есть какой-то подсознательный внутреп-
ний пацифизм, гаршинское ощущение
войны. В нем выражено не то чувство,
с которым можно итти в бой. не то чув-
ство, которое слелует внушать читателю.
Долматовский в своих стихах элегическя
изображает войну; вряд ли это правиль-
ный путь.

Мне кажется, что перед нашей поэзией
и литературой стоит задача создания на-
шей советской, военной эстетики и po-
мантики.

Перестройка армии, которая сейчас про-
исходит, грандиозное мероприятие, пово-
рбт жизненного уклада страны в сторону
обороны, — вот источник, который дол-
жен питать воображение поэта. Нельзя
товорить, что в стихах Долматовскэто
совсем отсутствует эта тема. Она нашла
отражение в первом же хорошем стихот-
ворении в книжке «ТИ® времени года».

Хочется велушаться в толос родной...

Я думаю, что Долматовский стоит на
правильном пути. что это один из лоз-
тов, от которых можно жлать поэтиче-
ского отклика на ряд важных вопросов,
выдвигаемых жизнью.

Литературная газета
№ 14

—