——_Щ————

WD 2 —-

к - — а ——

ПРОЛЕТАРИН ВСЕХ СТРАН,

DOTIRIDA TY PIAS

Орган правления Союза советских писателей OOCP.
Выходит под редакцией В. Вишневского, А. Кулагина,

В. Лебедева-Кумача, М.

,

Qe 18 (932)

ih

Лод славными знаменами

Как ‘боевой рапорт, вытлядят газетные
строки, сообщающие о радостных собы-
тиях и делах советских людей.

Коллектив пятого промысла треста
«Молотовнефть» в Азербайджане выполнил
план первого квартала на 141 процент
и получил почетное наименование «Луч-
пего нефтепромысла Советского Союза»...

В третий раз шахта имени Ильича в
Криворожье завоевала первенство в сорев-
новании предприятий ‘железнорулной про-
мышленности Юга страны...

Бурят-Монтолия хобилась права. уча-
ствовать на Всесоюзной. сельскохозяйствен-
ной выставке...

Правительство наградило орденами
строителей Большого Памирекого тракта
имени Вы :

Летчик Черевичный” с отрядом ученых
совершил третью посалку. на льдину в По-
лярном бассейне...

Лзуреатам Сталинской премии вручены
XHUIOME... aes

Различное место займут эти факты в
хронике событий последних дней апреля
1941 года. Может быть, через короткое
время они затеряются в потоке известий,
сообщаемых кажлодневно газетами, и уй-
дут из памяти, вытесненные свежими, 00-
лее крупными событиями. На большую
историческую значительность они не пре-
тендуют. 910 — лишь крупицы жизни
нашей великой родины, предмайские вест-
ники 0 совершённых трудовых подвигах.
Но какой глубокий смысл они приобрета-
ют, когда мы сравним краткую сводку
прехпразлничных сообщений нашей печа-
ти с телеграммами, илущими из стран ка-
питализма! Созидание и разрушение.
Счастье и страдание. Мир и война. Ни-
когда так разительно не выступала про-
тивоположность между жизнью Страны co-
циализма и условиями существования со-
тен миллионов людей за -ее пределами. -

Не оттого ли растет наша гордость за
свою родину, что любой факт из любой
области жизни все более резко педчерки-
вает эту противоположность?

Бажлое событие ‘воспринимается нашим
сознанием в. свете того, что происходит
сейчас за рубежом. Уже хвалпать меся-
eB  длитея  вторзя  империалистиче-
ская война. За истекший год она пере-
росла в мировую. Трухлно найти хотя бы
олно капиталистическое госуларетво, обтав-
пееся в стороне от схватки. Десятки Ha-
родов потеряли евою независимость. Нах
остальными висит угроза стать жертвой
зловешей игры интересов крупных импе-
риалистических государств. Даже страны,
формально сохранившие нейтралитет, фак-
тически распрелелены межлу борющимися
лагерями, прямо или косвенно связавы ©
ними. И только Советский Союз сохранил
действительный нейтралитет и уверенность
в своих силах. На его границах царит
мужественное и бдительное спокойствие.

Случилось так, что страна, находив-
маяся больше.’ чем все остальные, пох
угрозой нападения, подвергавшаяся неодно-

Н. Погодина, А. Фадеева.

Лифшица, Е. Петрова,

Четверг, 1 мая 1941 г.

кратно авантюристическим  провокациям,
осталась страной мира, тогда как все кру-
гом запылало в огне. Случилось это 110-
тому, что народ был во-время предупре-
жден, видел и сознавал опасность, шел
на жертвы, чтобы защитить себя ог го-
товящегося покушения, не жалел ниче-
го для „укрепления  обороноспособности
своей земли.

И впредь ом готов все сделать, чтобы
умножить боевую мощь своей армии. во-
оруженных сил, стоящих ма страже ©0-
циализма.

По традиции, в дни праздников мы
похводим итоги сделанного. И, конечно,
в первой графе достижений мы поставим
сетохня свое военное могущество. Бз пер-
вомайских парадах перед  трудящимися

- пройдут полки героической красной пехо-

ты, прогремят колонны танков, бронема-
пин и мощной артиллерии.  промчится
конница, в небе проплывут эскадрильи
бомбардировщиков и истребителей, у бере-
гов морей и океанов станут на якорь
трозные флотилии кораблей. И все, в ком
бъется сердце советского патриота; ска-
RYT: 9TO сделали мы, это плоды много-
летнего трула наших рабочих, результа-
ты бессонных ночей. наших. ученых и
изобретателей; это итоги неимоверных
усилий нашего замечательного народа и
его неусыпных забот $ завтрашнем дне.

Празильность государственной полити-
ки лучше всего проверяется в историче-
ски ответственные периоды жизни’ наро-
дов. Современная международная обста-
новка дает достаточное количество фак-
тов, чтобы судить, насколько верно это
положение. Навряд ли еще когда-нибудь
было так ясно, что политика правитель-
etsa CCCP—a внешняя и внутренняя—
блистательно выдержала все. испытания.
Ее жизненность и преимущества в срав-
нении с политикой остальных государств
доказана на деле. Именно это приносит
нам наивысшее удовлетворение. Неизме-
римо вырастает в нашем представлении
величие ленинско-сталииекой линии `раз-
вития страны. Какой прозорливой си-
лой звучат в наши HH  ©ло0в&
товарища Сталина, обращенные к ра-
ботникам промышленноети: «Хотите ‘ ли,
чтобы наше социалистическое отечество
было побито и чтобы оно утеряло свою
независимость? Но если этого не хотите,
вы должны в кратчайший срок ликвиди-
ровать его отсталость и развить настоя-
щие большевистекие темпы в деле строи-
тельства его социалистического хозяйства.
Других путей нет. Вот почему Ленин го-
ворил во время Октября: «Либо смерть,
либо догнать ‘и перегнать передовые кз-
питалиетические страны».

Мы отстали от передовых стран Ha
50—100 лет. Мы должны пробежать это
расстояние в десять лет. Либо мы сделаем
это, либо нае сомнут».

Это было немногим больше десяти лет
назад, в феврале 1931 года.

ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕКАДЫ ТАДЖИКСКОГО, ИСКУССТВА

К РУКОВОДИТЕЛЯМ ПАРТИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВА.

Дехканом встарь костер был разведен,
Но вражьей был рукой засыпан он.
- Невежлы ликовало серлпе злое;
Ухрет в темнице пламя золотое!
Но жар в груди холодной праха жил,
Он серлпе угля насквозь прокалил.
Чистейшего огня живые слитки
Века в земле таились. яснолики.
Влруг землю взрыл могучий. буйный
ВИХРЬ,
Сорвал покров € сокровиш огневых,
Й новый запылал костер на диво;
И окружнл его народ счастливый...
Так нашего искусства хивный свет
Октябрь извлек из праха черных лет.
Живых героев люли воспевают.
А мертвых. рано ль. позлно ЛЬ.
забывают.
Но ты, Ильич. ТЫ ЖИВ. ТЫ-— ЖИЗНЬ
  cama.
Ето в силах жизни позабыть грома?
Не побеждать сыны твой не могут:
Не ты ль победы указал. порогу.
Ты, мудрый. побратал наролы все,
Им возродиться в новой дал красе.
И яркий блеск таджикского расцвета—-
Не отблеск ли твоих усилий светлый.
Ты — в пламенном звучанья наших
у -.  @HOB,

В резьбе тончайшей наших мастеров.
Тобой вдохновлены напевы наши.
Окрылены средь пляски левы наи.

Пусть ныне. в этот праздник красоты,
В день воплощенья радужной мечты,
Устами нашими народ таджикский,
Как сын. тебе и преданный и близкий.
Всех душ своих признательных полет
В единый гимн. в ‘единый клич, сольет:
Спасибо за твой подвиг благоролный,
За жизнь, за труд наш творческий.
свободный!
Твой лучикий друг. товарищ боевой.
Наш прозорливый Сталин, Сталин
дорогой
С товарищами верными своими—
Вот твой отонь, твой’ свет неугасимый.
Советской всей лержаве — слава!
И наиему родному Сталин-джану слава!
Из глуби наших луш ему спасибо.
За ласку и ралушие спасибо!
За лар Учаетья. помощи сердечной
Народ наш верностью, заплатит вечной.
Домой мы едем. полные любви...
Прошай. ло новых встреч, народ
Москвы!

Участники цекавы таджиксного
искусства в Моснве.

Конференция‘ русских писателей

8 мая в Москве открывается созывае-
мая президиумом ССП конференция. рус-
ских писателей живуших в союзных и
автономных республиках. Из Туркмении
приедут нисатели Аборский ‘и Карягич
На конференции будут’ обсуждаться: по-
весть Аборского «Намур-габи» и рассказ
«Горы», роман Карягина «Клятва на бар-
хане» и его рассказы.

Из Казахстана приезжают писатель Лу-
бовицкий, написавший повесть «Разлив»,
рассказы «Заговор» и «Комсомольцы» и
поэт Снегин. Творчество Чекменева 42
Киргизин будет представлено повестями
«Золотая осень», илый друг», «Комета»
и оборонными рассказами. Из Киргизии
приглашен также Горчаков. представив-
ший в рукописях рассказы «Клад» и
«Лва охотника».

Конференция обсудит произведения пи-
сателей Азербайджана — стихи Иванова и
повесть «Карабахская . поэма» Гурунца.

Из Белоруссии приглашены писатель
Зубец и поэт Титов; из Татарии — Apa-
матург Голосницкий. написавший пьесы
«Аля». «Последний день» и «Друзья»; из
Грузии — поэт Крейтан; из. Армении —

союзных и автономных республик

Овчинников, написавший пьесу «Bec-
страшие». Из Карело-Финской ССР при-
едет писатель Линевский. Будут обсуж-
даться его повести «Листы каменной кни-
ти» и «Как: это было».

Разбору будут подвергнуты также сти-
хи и пьеса «Межи» поэта-драматурга из
Бурят-Монголни Метелицы; творчество
поэта из Чувашии Бусыгина, литературо-
велческая работа Воронина из Мордовии
«Новые материалы о Полежлеве», повесть
Дюбина из Адыгеи «Эа бурунный край».

Из Донбасса вызван поэт‘ Павел Бес-
пощадный, выпустивший книги «Родина»
и <Каменная книга», из Харькова поэт
Топчий. из Днепропетровска поэт: Шехтер
и из Одессы беллетрист Брусиловский.

Приглашены также писатели  Бассин
(Кара-Калпакия), Фейгин (Крым), выпу-
стивший лва сборника рассказов «Здрав-
ствуй, земля родная», «В августе» И
приславший рукопись комедии «Пчели-
ный директор»; поэт из Удмуртии Писа-
рев и писатель из Марийской АССР Би-
рюков.

К обсуждению
шенных писателей привлечена
группа московских литераторов.

произведений  притла-
большая

СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ASIETA,

Цена 45 коп.

Чтобы не ошибаться в политике, надо
смотреть вперед. Такова формула сталин-
ского руководства. Она  воплотилась В
исключительной по размаху и револю-
пиопиому значению строительной работе,
какую проделал советский народ, борясь
за независимость своей родины — поли-
тическую, военную, экономическую. Когда
в памяти встают недавние годы борьбы
за индустриализацию страны, за поворот
деревни на рельсы колхозов, от них про-
тягиваетея прямая‘ нить к нашему се-
годня, в тысячный раз напоминая о том,
какой опасности избежала наша родина
благодаря железной  последовательности
большевиков в проведении сталинской по-
литики ‘построения социализма. -

Верный своему историческому призва-
нию и долгу перед трудящимися всего ми-
ра, советский народ под защитой Красной
Армии продолжает славное дело стрэитель-
ства коммунизма. Путевкой в будущее,
боевым заданием прозвучало недавно по
всей стране ‘решение партии о состав-
лении генерального плана тазвития на-
родного хозяйства СССР на ближайшие
пятнадцать лет. Перед живущими поколе-
ниями, перед нашими современниками, Бак
реальная и конкретная задача, предстала,
таким. образом, перспектива достижения
мирового экономического первенства.

В то время как мир капитализма все
богатства, созданные трудом народов, ис-
пользует в целях войны, социалистиче-
ское общество стремится всячески рас-
ширить ‘фронт строительства. Посмотрите
Ha цифры утвержденного .ХУШ парткон-
ференцией хозяйственного плана! Они го-
ворят сами за себя. В них — To же
большевистское упорство, ве которым раз-
решались многие и многие сложные за-
дачи революции. В них — та же ответ-
ственность за дело народа, которой всегда
были. сильны большевики. В них —
творческий дух народа-созидателя, паучив-
шегозся преодолевать любые трудности.

В первомайских лозунгах Центральный
Комитет нашей партии призывает трудя-
щихея крепить дисциплину и организо-
ванность, воспитывать и готовить труло-
вые резервы, заботиться о произволетвен-
ной культуре, чистоте и порядке, о точном
исполнении ‘советских законов. Нам нуж-
ны больше, чем когда бы то ни было,
четкость и слаженность в работе всех
звеньев. нашего хозяйства и культуры,
чтобы управлять совершенной ‘техникой
и двигать эту технику вперрд. Дисци-
плина == это оружие, необходимое для
дальнейшего наступления.

Советский народ гордо выходит сетод-
ня на первомайскую демонстрацию, неся
лозунги партии, как боевое знамя, как
предначертание своих будущих ick,
благородных и героических. Смело, не
страшась, он глянет в будущее, чтобы в
его манящей дали снова увидеть себя по-
бедителем. “ ‘

Декада армянской
литературы в Москве

10 изя в Москве открывается декада
армянской литературы,

Пеэзия армянского народа занимала
веегла одно из почетнейших мест в ми-
ровой литературе. Прололжая традиции ве-.
ликих ашугов  Саят-Новы, Дживани И
классиков поэзии, прозы ‘и драматур-
гии, современные армянские писатели
обогатили литературу произведениями
большой силы и . свежести, в которых
проявилось новое отношение к жизни. Их
творчество популярно не только в Арме-
нии, но и во веём Советском Союзе.

В ближайшие дни ожидается приезд в
Москву Аветика Исаакяна, Дереника Де-
мирчяна, Сираса, Арази, Наири Заряна.
Степана Зоряна, Гегама Саряна, Гургена
Боряна, Ованеса Шираза, Ахавни, Рипси-
ме Погосян. Согомона Таронци, Agata
Вштуни и Р. Григоряна.

Творчество этих писателей, как и поз-
зия Апюта Граши. живущего в Москве,
проникнуто  социалистическими идеями,
любовью K тодине, благородством, нежлпо-
стью и мужеством. Я,

Активное участие в декаде примут рус-
ские писатели и переводчики, работавшие
над переводами армянских поэтов: А. Ада-
лис, П. Антокольский, А. Безыменский,
В. Державин, В. Звягинцева. В.  Инбер,
А. Кочетков. Е Липскеров, Б. Пастернак,
0. Румер, М. Светлов, М. Тарловский,
А. Тарковский, М. Шагиняи. С. Шервин-
ский.

Первый концерг армянской поэзии со-
стоится в зале им. Чайковского. Вступи-
тельное слово скажет А. Фалеев. Доклах
06 армянской литературе сделает академик
И. Орбели. Программа концерта разнооб-
разна. В первом отлелении будет прел-
ставлена наролная лирика, поэзия Фри-
ка, Ахтамарци. Кучака. Саят-Новы. Джи-
вани, Налбанляна, Патканяна и napol-
ный эпос «Давил Сасунский». Во втором
отделении слушатели ознакомятся © твор-
чеством (0. Туманяна. ПН. Дуряна. А. Ца-
туряна; А. Исаакяна. В. Теряна, Д. Де-
илрчяна. Третье отделение булет посвя-
щено преимущественно творчеству молохо-
то поколения армянских писателей.

В литературном ‘концерте примут уча-
стие первоклассные мастера хуложествен-
ного этения и лучшие артисты москов-
ских театров.

Вроме этого концерта. состоятся. вечер
— в клубе писателей, в Военно-полити-
ческой академии им, Ленина, во дворе
культуры автозавода имени Сталина и в
Клубе МГУ. _ ‘

‚В, клубе писателей организуется вы-
ставка «Литература Армении».

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Е

22.

9. Привет мужественным и бесстрашным

Композиция художника Н. Фидпера,

*

Лозунги к 1 Мая 1941 года

Да здравствует 1-е Мая — боевой смотр революционных
сил рабочего нласса! Пролетарии всех стран, соединяй-
Tem! -.- ae 4
Братьям по классу, узникам капитала, борцам за осво-
бождение рабочего класса во всем мире — наш братский
привет!

Укрепим интернациональные связи рабочего класса СССР
с рабочим классом капиталистических стран! Выше знамя

‘международной пролетарской солидарности!

Да здравствует внешняя политика Советского правитель-
ства, политика мира между народами. и обеспечения
безопасности нашей родины!

Да здравствует наша родная Красная Армия — могучий
оплот мирного’ труда народов СССР, верный страж завое-
ваний Велиной Октябрьской социалистической революции!

Трудящиеся Советского Союза’ Не’ забывайте о капитали-
стическом окружении! Будем неуклонно укреплять нашу
Красную Армию и нашу социалистическую разведку —
BUH!
Да здравствует Военно-Морской флот Советского Союза —
надежная ‘охрана советсних морских границ!

Да зправствует могучая советская авиация! Да здравст-
вуют советсние летчики — гордые соколы нашей родины!

бойцам-погра-
ничникам, зорким часовым страны. социализма!

Да здравствуют братский союз и дружба народов Совет-
ского Союза!

Стахановцам промьниленности, транспорта, торговли и
сельсного хозяйства, знатным людям нашей страны —
большевистский привет!

Добьемся выполнения и перевыполнения хозяйственного
плана 1941 года — четвертого года третьей пятилетки!
Рабочие и работницы, инженеры и техники! Боритесь
за ежедневное выполнение плана в каждом цехе, в каж-
дой бригаде, на каждом станке и в каждой смене!
Рабочие и рабстницы, инненеры и техники! Боритесь за
нультуру на производстве, за чистоту и порядок в пред-
приятиях и на транспорте!

Рабочие и работницы, инженеры и техники! Двигайте
вперед новую технику, быстрее осваивайте производство
новых машин, материалов и изделий!
Рабочие и работницы, инженеры и техники черной и
цветной металлургии! Боритесь за увеличение производст-
ва, металла, за его качество!

Рабочие и работницы, инженеры и технини машинострои-
тельной промышленности!  Боритесь за развитие самого
передового в мире машиностроения!

Рабочие и работницы, инженеры и техники оборонной про-
мышленности! Нрепите оборонную мощь нашей родины!

‚ Вооружайте Красную Армию и Военно-Морской флот но-

вейшей техниной!

Рабочие и работницы, инженеры и техники топливной и
энергетической промышленности! Большевистскими темпа-
ми двигайте вперед добычу топлива и производство элек-
троэнергии! Унрепляйте топливную и энергетическую базу
СССР!

Работники химической промышленности! Боритесь за 603-

дание мощной химической промышленности нашей страны!

Товарищи строители! Боритесь за ускорение сроков строи-
тельства, за удешевление и высокое качество строен!
Рабочие и работницы, инженеры и техники легкой и тек-
втильной промышленности! Больше ситца, шелка, сукна,
трикотажа, обуви, одежды для граждан Советской страны!
Боритесь за высокое качество продукции!

24.

25.

26.

28.

95:

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.
39.

40.
41.
42.

43.

- Союза!

44.

45.

Рабочие и работницы, инженеры и техники нелезнодо-
рожного и водного транспорта! Боритесь за выполнение и
перевыполнение государственного плана перевозок! Улуч-
шайте работу советского транспорта!

Борьба с прогульщиками и дезорганизаторами производства“
есть борьба за укрепление мощи нашей родины и ее
Красной Армии. Да здравствуют трудовая дисциплина и
образцовый порядок на предприятиях нашей родины!

Всемерно разовьем местную промышленность и проемыс-
ловую кооперацию! Увеличим производство товаров шиоо-
кого потребления из местного сырья!

Создадим мощные государственные трудовые резервы для
промышленности и транспорта!

Колхозная и городская молодежь! Идите в шиолы фабрич-
но-заводского обучения, ремесленные и мелезнодоромные
училища! Готовьтесь стать нвалифицированными работника-
ми нашей родины!

Колхозники и колхозницы! Боритесь за образцовое завер-
шение весеннего сева. за высокие урожаи и под’ем обще-
ственного животноводства! Укрепляйте общественное хезяй-
ство колхозов! Да здравствует зажиточная и культурная
жизнь нолхозов! - вы

Служащие советских учреждений! Боритесь за укрепление

` государственной дисциплины, за точное выполнение совет-

сних занонов!

Работники государственной и кооперативной торговли!
Боритесь за лучшее обслуживание советского потребителя.
за нультурную советсную торговлю в городе и деревне!

За дальнейший расцвет социалистической культуры наро-
дов СССР, за новые успехи и завоевания советсной науни,
техники, иснусства!

Да здравствует. равноправная женщина Советского Союза—
активная участница’ в управлении государством. хозяй-
ственными и культурными делами нашей страны!

Воспитание всей: массы . членов профсоюзов в духе
ленинизма — почетный долг. советсних профсоюзных opra-
низаций! Да здравствуют советские профсоюзы — школа
коммунизма! И :

Развернем критику наших недостатков! Укрепим еще
больше мощь и организованность нашего государства!

Да здравствует комсомол — верный помощник большеви-
стской партии! Да здравствует советская молодежь —
будущность нашей. родины?

Учащиеся советской шнолы! Овладевайте наукой, готовь-
тесь стать бооцами за дело’ Ленина— Сталина!

Дети — наше будущее. Воспитаем советских ‘ детей
патриотами нашей родины, готовыми продолжать борьбу за
дело Ленина-——Сталина!

физкультурникам и физкультурницам Советской страны —
наш горячий привет!

Да здравствует и крепнет наша могучая родина — Союз
Советских Социалистических Республик!

Да здравствует наш фабочий класс!

Ца зправствует наше колхозное крестьянство!

Да зправствует наша, советская, интеллигенция!

Да здравствует Всесоюзная Коммунистическая партия
большевиков — ` передовой отряд трудящихся Советского
=

Да  зправствует  Коммунистичесний Интернационал —
организатор борьбы за победу трудящихся!

Да зправствубт великое, непобедимое знамя Маркса —
Энгельса—Ленина—Сталина! Да здравствует ленинизы!

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ [большевиков],