BM cve Fhe like

Вай

RE a,

a

es

ty

LTGP eee

t
>

Skea FF ee

55 р =

Sma 9. 5’. 3

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕ

Х СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ПИРАТ РИА ИААУДНТА Я

Орган Правления
Союза Советских Писателей СССР

№ 24 (938)

ГОРЬКИЙ .

Восемнадцатого июня исполняется пять
тет с того дня, как оборвалась жизнь од-
ного из величайших людей нашего BpeMe-
ни, первого классика социалистической ли-
тературы — Алексея Максимовича Горь-
кого. Каждая годовщина со лня кончины
Алексея Максимовича подымает волну MO-

‚гучей народной любви к Горькому. чело-

веку и писателю, неразрывно соедивен-
Вому ©0 всем нашим делом? с борьбой за
социализм, возглавленной великим другом
Горького — товарищем Сталиным. И в то
же время каждая годовщина невольно бу-
дит воспоминание о причине. смерти Алек_
сея Максимовича, полымает волну ненави-
сти к проклятой банде тропкистско-буха-
ринских убийц. Никогда люди не забудут
этого неслыханнюго злодеяния, лю которого
докатились капиталистические вырожден-
цы. Этого нельзя забыть и нельзя про-
стить. Всей своей героической жизнью и
смертью Горький налюминает нам о том.
что «лучшие люди человечества. достиг-
шие вершины культуры и глубокого пони-
мания затаенной мечты народов © своем
счастьи, беззаветно, без остатка, отдают

`свои силы делу коммунизма» (Молотов).

Горький — это целый мир; так всеоб’-
вулюща и многостороння его творческая
личность, так неисчерпаем его жизненный
руд, так многообразно и велико значение

Yero художественного слова. История миро-

вой литературы знает. великих хуложни-
ков — Шекспира. Гете, Пушкина, о-
ределявигих своим творчеством уровень и
характер умственной культуры целых эпох
человеческого развития. Образы, еоздан-
ные такими художниками, формировали
вкусы, лвигали вперед народный гений.
Но еше никогда история не энала хулож-
ника, который € такой силой сумел бы
выразить в созданных им образах жизнь
и чаяния народных масс, их борьбу и мечту
© переустройстве человеческого общества.

Вот почему Горький — это новое слово
в истории мировой литературы, принциги-
ально отличное от того, что знала она до
сих пор. Свой жизненный опыт, вобрав-
ший в ©6бя опыт и сульбу всего налюда,
Горький и воплотил в своих художествен-
вых произведениях. Он заглянул в самую

` Душу истории наших дней, создал и вы-

лепил образы людей всех классов русско-
Го общества: и людей свободлолюбивых,
революционеров, не миривитихея е гнетом
старого строя, и самих эксплозтаторов,
вырождавшихся и нравственно погибавитих
в силу созданных ими же самими собет-
веннических законов звериной борьбы. Как
хуюжник, Горький болыпе, чем кто-либо
другой из писателей, может быть назван,

говоря словами Маркса о Бальзаке, «док-
тором социальных нахк».
Величие Горького, как  сопиалистиче-

окого художника, заключается не только
в том, что он раскрыл античеловеческий
характер капитализма, но и показал, что
приобщение человека к пролетарской рево-
люционной борьбе является единственным
путем, который спасает человека, обнов-
ляет его духовно и нравственно. Эту прав-
ay жизни Горький замечательно показал
еще в своем романе «Мать». Ранее заби-
тая, измученная темным бытом своим, Ни-
ловна, приобщенная к революционной ра-

говорит: «Вся жизнь не такая и
етрах другой — за всех тревожно. И серд-
це другое, — луша глаза открыла, смот-
рит: грустно ей и радостно... Вот живу я
среди вас, иной раз ночью _ вепомнииь
прежнее, силу мою, ногами затоптанную,
молодое серлце мое забитое — жалко. мне
себя, горько! Но все-таки лучше мне ста-
л0 жить. Все больше сама себя вижу...»

Нал странацами ‘произведений Горького
и сеголняшний читатель тоже учится
«больше видеть самого себя». учится но
забывать «свинцовые мерзости» прошлого,
и, с помощью Горького начинает borne
ценить всё завоеванное нами сегодня.

Решая задачу воплощения в. художест-
венных образах того нового, что принесла
человечеству борьба трудящихся за комму-
низм, Горький создавал и свою новую
эстетику. Он первый в своих произведе-

ниях соединил беспощадный реализм © 1е-.

волюционным романтизмом. Такое слияние

{ он сам считал принципиальной особенно-
_ етью советской литературы,

литературы
булушего для всех народов мира. В своих
произведениях, начиная уже с «Песни ©
соколе», «Песни о буревестнике», «Мате-
ри» и других, Горький заклалывал основы
НОВОЙ эстетики. создавал стиль искусетва
социалистического реализма. В этих своих
художнических поисках нового Горький
опирался, с одной стороны, на традиции
классиков критического резлизиа, & © дру-
гой стороны. полымал и вводил в лите-
ратуру героические традиции ‹ натюхного
эпоса, налолдной литературы. Черты нового
стиля у Горького, создание им первых 0б-
разов положительных героев, его роман-

„Воскресенье, 15 июня 1941 г..

тический реализм и историзм, — вое это
во многом явилось прелвосхищением того,
что’ подхватила и развила затем советская
литература, опиравшаяся на неизмеримо
более богатые, чем во времена первых
произведений Горькото, факты социалиети-
ческих побед. Вот почему Горький являет
CH подлинным основоположником = нового
искусства социалистического реализма.
Глубоко

принципиальные открытия
художника Горького имеют интерес не
только для.  научвых исследователей и

историков мировой литературы, Они имеют
самый насущный, практический интерес
для всех советских литераторов. Пример
Горького, как гениального хуложника сло-
ва, учит нае тому, какой силы возлейст-
вия, какой глубины в раскрытии истории
сегодняшнего лня может достигнуть хуло-
жественное слово, если оно служит делу
народной борьбы.

Нельзя себе представить серьезного пи-
сателя наших дней, который не проду-
мал бы художественного наследия Горького,
не изучил ero.  Идейно-художественные
провалы, которые все еще случаются у
наптих писателей, свидетельствуют о том,
что пример работы Горького в литературе,
его хуложественный метод эще недостаточ-
Но освоены. «Социалистический резлизм в
литературе, — писал Горький, — может
ЯВИТЬСЯ ТОЛЬКО “Kak отражение данных
трудовой практикой фактов социалистиче-
ского творчества». Эти факты социалисти-
ческого творчества народа Горький умел
замечать и изображать еще до победы про-
летарской революции, когда они выража-
лись по преимуществу в полпольной рево-
люционной борьбе рабочих против царя и
капитала, выражались в таких проявле-
ниях наролного харажтера, которые в че-
ловеческом смысле прелвосхищали отнопе-
ния между людьми в обществе, освобож-
денном от власти собственности.

Что же сказать о писателе, который ce-
годня, в эпоху, когда социалистическое
творчество нарола побелно бьет ключом, не
умеет замечать и ть его по-на-
стоящему. уходит от современной темы?
Горький всем пафосом, темами, устремле-
ниями своими завещал нам развивать В
©9бе прежде всего «чувств@ нового». уг
верждать жизнь в ее социалистическом
творчестве, опираясь на факты, данные
трудовой практикой.

Певец труда, Горький принее в литера-
туру не только новый художественный ме-
тод, не только сказал в. ней новое слово
как художник. Сам Алексей Максимович
явил собой и пример’ нового. типа литера-
Тора, который создается пыно на почве
народной борьбы за социализм. Горький
говорил 9 себе: «Лично я — никогда не
чувствовал и не чувствую себя «исключи-
тельно литератором», всею жизнь занимал-
ся — в той или иной области — обще-
ственной деятельностью и до ‘сего лня не
утратил тяготения к ней. Молодые хлите-
ралоры часто жалуются, что  «мелочная
общественная деятельность поглощает
слишком много времени, нарушает творче-
скую работу мыюли...» Должен признать-
ся, что жалобы эти не вызывают у меня
сочувствия, & словечко «творчество» даже
несколько CMCIINT, — слишком ово громко
и как будто не совсем у места в наше
суровое, «ударное» время, перед лицом ра-
бочей массы, которая. не щадя сил, не жа-
луясь, действительно творит нечто неиз-
меримо более гранлиозное и важное для
всего человечества, чем любой, лаже та-
лантливый стишок или рассказец».

Разумеется, в этих словах не было не-
дооценки литературы, которую Горький
сам бесконечно любил и называл «чу-
дом» человеческим. Пример Горького учит
Hac подходить к собственному трулу не
узко трофессионально, не кастово, а видеть
свой труд в свете всей жизни народной,
лишь каж частицу ее.

Горький — великий сын русского на-
pola — был величайшим патриотом своей
Родины, своего надюда. Эту свою любовь
он выразил прежде всего в своих художе-
ственных произведениях. в чудесных обра-
зах, рисующих «исключительную талант-
ливость народа» (как писал он в очерке
о Ленине). Более всего эта любовь и пат-
риотизм Горького, ero глубочайшая пре-
данность делу трудящихся; делу Ленина и
Сталина выражались в неустанной борьбе
с врагами народа и коммунизма. Перо Горько-
го непрерывно сверкало, поражая наших
врагов, защитников подлого’мира мещаяства.

Пример Горького учит Hac, литераторов,
тому, как всесторонне можно слить свою
художническую жизнь с жизнью и делом
народа, учит превращать свое слово в
орудие ‘действенного  социалистического
преображения мира.

Открытие первого с’езда
писателей Латвийской CCE.

Сегодня утром в Pure в зале Госу-
дарственной филармонии начал работу
первый с’езд советских писателей Латвии.
(’езд открыл предселатель Оргкомитета
Союза писателей тов. Я. Ниедре. От имени
Союза советских писателей СССР с речью
выступил тов. А. Фадеев.

В президиум с’езда избираются предсе-
датель Президиума Верховного Совета
Латвийской ССР А. Кирхенштейн, секре-
тарь ЦК КП(б) Латвии по пропаганде
А. Пельше, писатёли А. Фадеев, А. Упит,

Я. Ниедре, Ж. Спуре, В. Лацис, Янка

ВБупала. А. Корнейчук и др.

С большим под’емом участники 6’езда
избрали в почетный президиум Политбюро
ЦЕ ВКН(б) во тлаве ¢ товарищем

BHEIM,

С отчетным докладом выступил тов.
Я. Ниедре.

На  @’езде организована выставка ла-
тышской книги. Среди произведений, пе-
реведенных на латышский язык, экепо-
нированы романы М. Горького, М. Шоло-
хова, А. Фадеева, Н. Островского и дру-
Tux.

He

Вчера в зале Латвийского  государет-
венного университета состоялся вечер
встречи с писателями братских республик.
Писатели Корнейчук, Зощенко, Лебедев-
Кумач, Прокофьев и др. прочли свои про-
изведения.

РИГА, 14 июня (ТАСС). .

ГАЗЕТА

- Цена 45 коп,

А. М. ГОРЬКИЙ В ГОРКАХ (1934 г.)

оо

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Горький. ПЕРЕД ЛЕРМОНТОВ-
СКИМИ ДНЯМИ.В Армении, Чувашии, на Украине, за ру-
бежом. М. ГОРЬКИИ. А. Н. Алексин. (Из неопубликован-
ИНФОРМАЦИЯ. Открытие
с’езда писателей Латвийской ССР.

Великий критик-мыслитель.
Б: БЯЛИК. Ленин и Горький. ИНФОРМАЦИЯ.
‚ 3 стр. К. ЗЕЛИНСКИИЙ. Искусство понимать. Конст. ФЕ-
ДИН. «Горький среди нас». ИНФОРМАЦИЯ.

4 стр. А. ДЕРМАН. Письма. о советском искусстве и

ных материалов).

2 стр. Н.  ГЛАГОЛЕВ.

Фото М. Ошуркова

HEPES, TEPMONTOBGK UM UA

АРМЕНИЯ

2 июня состоялось заседание юбилей-
ного Лермонтовокого комитета при ОСИ
Армении, который заслушал сообщения о
подготовке к 100-летию co дня смерти
Лермонтова. ‘

Госиздат Армении выпускает на армян-
ском языке двухтомник избранных произ-
ведений Лермонтова пюд релакцией Г. Або-
ва. Первый том. выпущенный в начало
июня, включает лучшие поэмы и стихо-
творения: «Демон», «Мцыри». «Хаджи-
Абрек», «Песнь про купца Калашникова»
и др. Во второй том войдут прозаические
и драматические произведения. Большая
часть произведений Лермонтова печатается
в новых переводах современных поэтов
(А. Heaarana, М. Зарьяна, Г. Боряна
и до.), часть произведений лана в луч
ших дореволюнионных переводах.

Институт литературы: армянского фили-
ала Академии наук СССР готовит к печати
большюй_ сборник. Первую еге часть cocra-
вят статьи © творчестве великого поэта,
о его влиянии на развитие армянской поэ-
зии; вторую — высказывания классиков
армянской литературы в Лермонтове: В
третью ‘часть ‹войлут армянежие переводы
произведений - Лермонтова, сделанные в
40—60-х годах прошлого стотетия. А

Институт подготавливает также в пе-
чати на русском языке, брошюру на тему
‚ «Лермонтов и армянская литература». На-
кануне юбилея институт проведет цикл
научных докладов о творчестве’ Лермонто-
ва и его влиянии на. армянскую поэзию,

& также ряд популярных докладов 0 жиз-.

ни и деятельности великого TOOTS,
Литературный музей готовит большую

юбилейную выставку. Она, ‹будет состоять

из двух разделов: «М. Ю. Лермонтов —

поэт-гражданин русского народа» и -«Лер-

монтов и армянская литература».

Государственный университет намечает’
ряд вечеров, посвященных Лермонтову. &
в дни юбилея выпустит ‘книгу  Руссет
Ованисяна — «0 жизни и деятельности
Термонтова». р у

Государственный русский лраматический
театр имени Станиславского. и Ленинажан-
ский драматический театр готовят к поста-
новке «Маскарад». .

Pay доклалов о жизни и творчестве
поэта, будет прочитан в дни юбилея в
клубах крупнейших предприятий, в учеб-

ных заведениях, в колхозах и в раион-‘

ных центрах Армении. В клубе Союза с0-
ветских писателей Армении состоятся ве-
черта. Первый из них посвящается  лер-
монтовским переводам. -

ЧУВАШИЯ _

Госиздат Чувалиской ACCP выпустил
сборник стихов поэта в переводе на чу-
валшский язык: В сборник вошли поекраю-
ные переводы, сделанные классиком чу-
валиской поэзии Константином Ивановым
еще в 1907—1908 годах: «Песнь про
купца Калалтникова», «Ангел», «Парус»,
«Узник», «Волны и люди», «Горные вер-
шины» и др. Остальныю стихотворения пе-
реведены современными чувашекими поэ-
тами.

Поэма «Мцыри» выхолит в двух пере-
водах. Перевол Я. Ухсай булет издан от-
дельной книжкой, & перевод И. Ивника, на-
печатан в альманахе чувалиских писателей
«Илемлё литература».

Ероме того, в 1940 гоху из ‘чувашский
язык перевелен «Герой натего времени»,
который выйдет из печати в июно.

УКРАИНА

Почти все украинские издательства от-
мечают ‘лермонтовскив дни  юбилейными
изданиями. Кроме избранных произведений
М. Ю. Лермонтова, выхолящих на украин-
ском языке в Гослитиздале и Детиздате
Украины, 0 которых уже сообщалось в
«Титературной газете», в Детиздате BBE
ходит богато иллюстрированное издание
произведений тюэта для детей младшего
возраста в переводе Н. Забилы.

В юбилею выходит и несколько научных
книг © Лермонтове. Издательство «Радянсь-
кий письменник» выпускает книгу о Jep-
монтове проф. С. Родзевича, издалельство
«Мистецтво» — сборник этюдов А. Гозен-
пуда «Лермонтов и искуество».

910 же издательство выпускает сборник
романсов украинских композиторов на
тексты Лермонтова, переведенные на ук-
раинский язык J. Первомайским.

Большюй ‘интерес тнедставляет сборник
неизвестных материалов © жизни и лея-
тельности М. Ю. Лермонтова, выпускаемый
‘издательством Украинской академии наук.
Материалы сборника подготовлены к пе-
чати аспирантом. Инетитута _ украинской
литературы. Ажалемии. ‚ наук УССР ‘on.
Д. М. Иофатевым. Здесь впервые публи-
куетея неизвестный список поэмы «Де-
мон», найденный в рукописном дневнике

‘некоего унтер-офицера Василия Свечина,.

Дневник ‘датирован 1854 голом. место его
залтиси — ©. Корнешти в Бессарабии.
Впервые печатаются и странипы воспоми-
наний о Лермонтове Е. А. Сушковой
письма, Ц; А. Висковатовз,

ПРИОБРЕТЕНИЯ НА-ЮБИЛЕЙНУЮ
ВЫСТАВКУ

Среди экспонатов Лермонтовской  юби-
лейной выставки найдет себе место еще
не опубликованный документальный и
изобразительный материал.

Йз художественного наследства самого
поэта для выставки приобретены его кар-
тина «Перестрелка в горах’ Кавказа» (ма-
cio) и два его рисунка — один каран-
дашом и другой пером. 0ба эти рисун-
ка оказались в недавно  приобретеннем
альбоме Урусова, относящемся к лермон-
товекой эпохе. В этом чрезвычайно ин-
тересном альбоме — 160  акварельных
зарисовок. этой же эпохе относится
и приобретенная для выставки акварель
Я. Иванова с изображением Пятигорска
того времени.

Кроме того, приобретены . иллюетра-
ция Врубеля к «Измаил-Бею», три аква-
‘рели художника Е, Лансере с. изображе-
нием лермонтовских мест Кавказа и ряд
картин и иллюстраций.

ЗА РУБЕЖОМ

В связи с приближающимея столетием
co дня смерти Лермонтова. Калифорнийский
университет экспонирует выставку,  по-
священную жизни и творчеству поэта. и
устраивает вечер его памяти.

Термонтовскую дату готовится отметить
и Гарвардский университет. В лер-
монтовокие дни будут прочитаны публич-
ные доклады ю жизни и творчестве поэтз,
силами университета подготовлен к печати
сборник статей © Лермонтове; & один из
студентов. написал биографию Лермонтова.

Сегодня ‘в номере:

ние
ступки.

первого
ИНФОРМАЦИЯ.

б стр. Проф.
Горького. Д. А.

‘

чеховском мастерстве. (Письмо второе) А. ШИШКО. Явле-
первого самозванца., Е. ЖУРБИНА. Характер и по-

5 стр. И. ДУКОР. Эволюция плаката. А. ШТЕЙН. Коме-
дия любви. Эм. МИНДЛИН.+Народность и мастерство’

Д. БАЛИКА. Книги с пометками А. М.
Литературный календарь. Н. СТОЛЯРОВ.

Вечер произведений Сталинских лауреатов. Ц. ПЛОТКИН.
Рукописи и письма Блока. Еф. САДОВСКИЙ. Рассказы о
великом наступлении. ИНФОРМАЦИЯ.

a

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

М. ГОРЬКИЙ

АЕ

Таких случаев немало было в его прак-
тике, вообще крайне удачной. Профессор
Бобров, хирург. несколько раз приглашал
его на консультации и даже нг операции.

— Ваш приятель — удивительно сча-
стливый врач, — говорил мне Бобров. —
у него совершенно исключительная инту-
иция, не знаю врача, у которого так
тонко было бы развито чутье обобенно-
стей индивидуальности каждого больного.

Так же высоко оценивал талантливоеть
Алексина сифилидолог Тарновекий:

— Пора бы вам, батенька, на кафед-
РУ, в университет, лентяй вы. да-с! ь

Антон Павлович Чехов очень уважал
Алексина как человека, но, должно быть,
чувствуя, чте этот человек не любит его,
говорил:

— Ему слонов лечить, а не людей.

‚ я, как этог грубый вологодекий
мужик плакал от радости. В амбулаторию
К нему гречанка принесла трехлетнюю де-
Бочку © огромным нарывом на шее, де-
вочка умирала, липо у нее было синее,
глаза, синенькие и жалобные, зажатыва-
лись, дыхание короткое, жално хватающее
воздух. Выхватив ребенка из рук матери,
Алексин погрозил ей кулаком, крича:

— Ты бы. дура, еше подождала прит-
ти, — уу!

И непозволительне обругал всех греков,
включая древних, & нотом начал орать:

— Софья, стол!

Огромная, уродливая, старая = вели-
коалепная душа — Софья Витючиева жи-
BO приготовила все потребное для опера-
ция, и Алексин тотчас же, рыча. дико
ругаясь, начал резать шею ребенка. Тут
был действительно потрясающий момент:
когда облитая обильным гноем и кровью
грудка девочки высоко полнялась, вздох-
нув свободно, и мертвенная синеватость
лица стала исчезать и полузакрытые глаз-
ки ео вдруг открылись. заблестели рало-
стью возвращения к жизни, — из дерз-
ких, насмешливых глаз ее спасителя по-
лились слезы, он крикнул. не скрывая
восторга:

ет Софья, вытри мне морду. вилишь—
пот

Она, улыбаясь, вытерла глаза и щеки
его рукавом халата, отвернувшиеь. чтобы
скрыть евои слезы, & доктор, накладывая
повязку, бормотал: :

— 410? Мигаешь? Ага-а. То-то...

Потом. вымыв руки, одною рукой ©у-
нул гречанке три рубля, а другой. лергая
ее за ухо. сказал: :

— Следи за ребенком, следи, блоха!
` Через несколько дней -я зашел К нему
в больницу, он держал веселую, черново-
лосенькую, синеглазую девочку на коле-
нях У ceba; играя © нею, он хвастливо.
с гордостью сказал:

Вот она! Видишь какая?

А идя 60 мною по набережной Ялты в
сад, он говорил:

— Дать жизнь ребенку, это и дурак
может, а вот вырвать человека из лап
смерти, это может только наука.

Я песколько раз присутствовал три его
операциях, он делал их всегда, исключая
случая с девочкой, хладнокровно и даже
с некоторой щеголеватостью мастера, уве-
ренного в своем искусстве.

— Хуже всего переносят боль греки,
затем наши крестьяне, терпеливее — Ta-
тары, — говорил он.

Был он добр, хорошо, по-мужицки, не-
затейтиво умен, очень терпимо OTHOCHI-
ся к людям и небрежно к себе. Любил
музыку, хорошо знал и юнимал ее, иг-
рал на пианино и, обладая хорошим Fo-
1060м, нередко © успехом пез в «бла-
готворительных» концертах. _ итал
мало даже и по своей специальности, &
в часы отдыха любил читать ноты: ля-
жет на диван, почему-то сняв один 60-
тинок е ноги, возьмет Бетховена, Моцар-
та, Баха или какую русскую оперу и
читает, молча или напевая с закрытым
prom. Его очень любили женщины, он
щедро платил им тем же и, на протяже-
нии двадцати слишком лет омоей с ним
дружбы, ни один из его. романов не окон-
чилея драмой. У него ‘была очень развита-
здоровая брезгливоеть в излишествам ли-
рики и «психологии»:

— Избыток хотя бы и драгоценных
камней уже пошлость, — говорил он.

Но в то же время он обладал тонко
разработанным чутьем. эстетики  секеуа-
лизма и, когда говорил о любимой жен-
mane, я всегда чувствовал. что он гово-
рит © партнерше, с которой ему предре-
чено спеть дуэт во славу радости жизни.

Его первой женою была очень извест-
ная в 0506 время концертная певица,
контральто Якубовская, он» умерла по-
сле родов, он говорил © ней всегда ©
печалью и морщась при воспоминании ©
той глубокой боли. которую причинила
ежу смерть. похитив женщину.

Я, знаешь, решил итти на сцену,
но когда она умерла, сказал себе: нет,
буду лечить людей.

лечил композитор»  Калинникова,
безнадежно больного,

— Умрет, чорт возьми, — говорил
он, крепко потирая л0б. — Невыносимо
досадно, а спасти — нельзя. бы
ты, какой это талант... Еели б я ветре-
тил ето месяца на три раныше, можно
бы протянуть несколько лет. А теперь
ткань легких расползается у него, как
тнилая тряпка.

Был он сын сельского попа Вологод-
ской губернии. в университет тюшел про-
тив воли отца. :

— Говорю ему: отец, я хочу’в уни-
верситет учиться.

— Прокляну!

— Серьезно?

— Как бог свят — провляну!

— Ч ж, проклинай.

Не проклял. хотя был шужик тверло-
го характера.

Был у него слуга Григорий. черново-
тосый тежбовекий мужик, очень умный

АЛЕКСИН

я влюбленный в доктора, как нянька в
ребенка. Часто вечерами он приходил в
кабинет Алексина и спрашивал, стоя в
дверях:

— Можно с вами поговорить?

— Иди. садись, чорт.

Григорий садился на диван у ног Але-
ксина и заводил философическую беседу:

— Не понимаю я, Александр Николае-
вич, какой у бога расчет детей морить?
Економии не вижу я в этом...

А. Н. Алексин ‘умер так же легко и
яросто, как жил.

Мне рассказывали. что часа за два до
смерти своей он пришел Е себе в санато-
рию, настроенный бодро. весело, и как
всегда начал шутить ¢ больными, пюд-
дразнивать их. Вероятно он товорил им те
же самое, что говорил мне 27 лет тому
назад, в начале нашей крепкой дружбы.

Он как бы стыдилея своего ума.

Он часто ‘повторял:

— Наиболее деятельным союзником бо-
лезни является уныние больного. Он етд-
рался побороть это унышие, внушая боль=
ному бодрость грубовато-добродущным из=
девательством над страхом смерти и все
Tia достигал желаемого: больной в своей
борьбе за жизнь чувствовал в этом дек-
торе умного и верного союзника.

В свой поеледний день он вышутих
бозьных за то, что, бояеь весенней све-
жести, сидели, закрыв дверь в парк. саж
открыл дверь, сел обедать © больныеви,
& когда ветер притворил дверь, он, вы=
ругавшиеь, хотел встать CO стула и по=
чувствовал, что у него отнялась нога.

— 910, кажется, кондрашка, — ева
зал он и лишилея сознания.

Все, кто знали Александра Алекеина;
согласятся, что это, был человек интерес<
ный и по-русски разнообразно талант=
ливый. В мелицине он относился несколь=
во скептически, возможно. что именне
поэтому он так удачно лечил. Это был
идеальный русский земский врач, «мастер
На все руки», хирург и гинеколог, окуз
лист и «епец» по туберкулезу. Его ин=
туиция в деле распознания болезней была
поразительна. Помню, московская Kyu
ха привезла в Ялту сына, девятилетне-
го мальчика, у него болела голова, он
страдал рвотой, часто под влиянием боли
кружилея на одном месте. на его муч-
нисто бледном личике тускло светились
серые глаза с расширенными очень жут-
ко зрачками. Три доктора, Бородулин,
старик Штангеев. автор солилной книги
«Лечение легочных болезней». и еще кто-
то, определили менингит. Алексин не е5-
гласилея с их диагнозом.

Его плотная, Несколько тяжелая мел
вежья фигурз, грубоватое лицо. прямой,
пристальный взгляд умных, насмешливых
глаз и малословная, резковатая речь всё
Гда возбуждали в людях ловерие к нему;
женщины же особенно легко подчинялись
влиянию его воли, как бы сразу чув
ствуя ето духовное и физическое здоревье;
Мать больного мальчика, узнав, что Алек
син нэ согласился с диагнозом коллег, приз
вела к нему мальчика; это было при инея
Я верю вам, лечите его.

Он угрюмо предупредил ее. что хотя B
не согласен © товарищами в определении
болезни, но не понимает ее. Мать пла=
вала, кричала, пыталась даже встать на
колени, у нее были совершенно безум-
ные глаза, дрожало лицо, она щелкала
зубами. Подняв ее 2 пола. мы положили
на диван, Алексин дал ей вино © водой;
наговорил ей. попутно, грубостей — он
часто грубил, чтоб окрыть свое волнение;
потом сказал:

— Hy, ne кричите! Прошу понять
врачи не делают ни чудес, ни фокусов.

Помню, ках неприятно поразило меня
его дальнейшее поведение, он обращался
с мальчиком так, что напомнил мне опи=
сания шаманства; громко шмыгая носом;
— его привычка в затруднительных слу-
чаях, в моменты смущения. — сидя в
кресле, отчаянтю дыша дымом папиросы,
он заставил больного бегать по столовой;
иотом, зажав его в коленях, начал гово
рить © ним © каких-то детских пустяках;:
пощекотал  подмышками, заставив маль-
чугана визжать. Мать спросила © чем-то;
он грубо ответил:

— Это не ваше лело.

Он увел мальчугана в кабинет к себе,
вызвал там у него обильную рвоту и маль-
чуган, давясь, изрыгнул целый ком глистов.

— Гришка, — орал Алексин. mena
канный, возбужденный до смешного, расз
талкивая стулья, — убирай!

А мальчик, извиваясь на коленях ма-
тери, стонал в приступах рвоты и все
извергал глисты, — отвратительно было
видеть обилие их.

Вечером, когда мы пили вино, я епро=
сил:

— Как ты узнал, что это глисты?

— Да я не узнал. а попробовал. —
сказал он, усмехаяеь. Был страшно o6-
радован и рассказал мне. что известный
гинеколог Снегирев предложил ему mpo-
водить в Москву. в клиники на опера-=
цию, даму, у которой он констатировал
внематочную беременность. }

— Еду я се ней и, знаешь. не верю
в эту беременность, а она как на смерть
собралась. Я и говорю ей: х я вот He
верю в вашу болезнь. В то время я был
молодой еще. практиковал всего пятый
год. однако, она, вижу. слушает меня ©
надеждой. Дайтё, говорю. осмотрю Bac.
Согласилась. Остаповилиеь в Курске, в го-
стинице, стал я осматривать ее и нечаянч
но прорвал нарыв на матке. — ис-
пугалея! Ну, думаю. убил бабу. А она;
вижу, превосходно чувствует себя. Про
лежала четверо суток, поехали дальше.
Привез я 6 не в клинику. а к мужу,
он’ мне — полторы тысячи гонорария
отвалил. Пили, конечно, е ним дня три
по всем кабакам. Снегирев обилелея: вы,
говорит, дерзкий молодой человек, могли
убить ее, Ну, конечно, мог...