Б. БЯЛИК

Их первая встреча состоялась в коне
ноября 1905 г., когда Ленин, только что
вернувлгийся в Россию, вызвал Горького
из Москвы в Иетербург, чтобы услышать
из его уст живой рассказ о пастроениях
московеких рабочих!

Революционные события стремительно
развивались, приближалея высший, взлет
революции — московское декабрьское вВ0с-
станине. В этот момент встреча тенизльного

вождя пролетариата и великого пролетал-.

ского художника приобретала особую зпа-
чительность. «...Московские события еще
раз и в сотый раз опровергли маловеров»,—
писал Ленин ‘в октябре 1905 г.. имея
в вилу политическую стачку и уличную
борьбу. предвешавшие пгирокое  восста-
ние. -—— «Они показали, что. мы все еще
склонны не дооценивать революционную
активность мзсс... Нет, восстание растет и
крепнет с невиланной быстротой ‘именно
теперь. Пусть же застанет всех пас на по-
сту грядущий взрыв, по сравнению © ко-
торым игрунгкой покажется лезятое янваля
и достонамятные одесские дни!»

И вот, возвратясь на родину. Ленин
спешит увидеть Горького, вызывает его
через Красина и встречается © Алексеем
Максимовичем на его петербургекой квао-
тире, где происхолит заселание большеви-
стекого ЦА, чтобы узнать от. Горького
потробности московевих событий, чтобы
проверить вывоты своих статей наблюле-
ниями такого очевилиа. как Горький.

То. что Горький ошибался в своих вос-
поминаниях о Ленине. относя знакомство
< ним к 1907 г.. ко времени У с’езда nap-
тии, это было установлено еще при жизни
писателя и признаю им самим. Участники
указанного заселатия В. И. Пятницкий и
В. А. Лесницкий рассказали в своих. ста-
Тьях, что эта встреча произошла 27 но-
ября 1905 г. на общей квартире Горького
и Пятницкого (нь 6. Знаменской ул.). За-
седанпие началось © обсуждения вопроса
® новой большевистской газете «Борьба»,
перешло к обсужлению создавшегося поло-
жения в газете «Новая жизнь» и закон-
чилось позлно вечером похвобным расска-
зом Горьком © московских событиях, о
деятельности чертюй сотни, о похоронах
Баумана, о настроениях рабочих и интел-
лигенция.

Кажется необ’ясвимым, как мог Горький,
обладавший такой емкой ‘и цепкой памя-
тью, забыть 06 этом замечательно дне.
Непосрелственно касалась Горько и де-
ловая часть заседания, — он был членом
редакции газеты «Борьба» и принимал
ближайшее участие в`«Новой жизни». по-
местив в ней свои блестящие, высоко оце-
ненные Лениным, «Заметки о мещанстве».
Вопрос о «Новой жизни» должен был тем
более заинтересовать Горького. что Ленин
предложил на этом заседании отстранить
от работы в релакции  поэта-символиста
Минского. Это предложение было целиком
похдержано Горьким, который не мот не
встретить с радостью статью Ленина «Пал-
тийная организащвя и партийная литера-
Тура», где было сказано о необходимости
положить конец в  литературно-излатель-
ских делах всяким «уродливым еотюзам»
и ненормальным «сожительствам», чтобы
развить в литературе со всей возможной
полнотой принцип патгийности.

‚Вой, который подняла буржуазная пе-
чать по повоху этой статьи Ленина, якобы
стремившейся  ограличить ^ «абеолютную
свободу» литературного творчества, слился
с протестами против горьковеких боевых
«Заметов о мещанстве». Любопытно. что
Минский, об’яеняя впоследствии. почему
он. «ушел» из «Новой жизни», указывал
на номещение в ней статей Ленина и
Горького. :

‘Kan мог Горький забыть о совещании,
на котором обсуждались столь волновавигие
его вопросы и нз котором произошла. его
первая встреча е Лениным? /

Отчасти это можно об’яснить характер-
ной особенностью ‘его памяти: человек воз-
никал в ней обычно в тесной связи © об-
стамовкой, наиболее полно раскрывней для
Горького его существо. Образ Ленина на
партийном с’езде, Ленина-бойца и три-
буна мог заслонить на время в памяти
художника образ вожля.  беселующего в
кругу своих товарищей о текущих ‘делах.
Горький признавался в`1935 г., говоря о
другой «шутке». которую сыграла ¢ HEM
память: ‹...Это часто бывает, что я пере-
уещаю людей произвольно, как-бы встав-

ЛЕН

ляя их в ту обсталювку, которая кажется
мне наиболее подходящей их характерам».
Олнажо оптибка Горького имела и другую
причину. которая помешала ему внести
необходимые дополнения в последнее изда-
ние его воспоминалий о Ленине. «...То, 0
чем рассказывает В. П. Лятницкий — дей-
ствительно было: я и В. А. Деенищкий бы-
ли вызваны из Москвы 1. Б. Красипым и
рассказывали Вл. Ильичу, И. П. Румянце-

ву, Красину о настроении московеких ра-

бочих, — сообщал Горький 21 ‘июня
1934 г. Институту Маркса-—Энгельса—

Ленина. —`Но`я приехал < высокой тем-
пературой и, вследствие этого. настолько
смутно помню происходившее, что лаже не
решилея рассказать об этом в моих воепо-
минавиях о Вл. Ильиче...» (Архив Горь-
Koro). ;

В евои последние лни. борясь со емер-
тью, Горький «...несколько раз вспоми-
нал Ленина. Олнажлы ночью начал  рас-
сказывать о первой с ним встрече; «fl 06
этом еще не писал. дазйажется, и не го-
ворил. Увиделись мы в ‘Петербурге, не
помню где. Он маленький. лысый, с лука-
вым взглядом, а я большой, нелепый, с
лицом и ухватками мордвина. Сначала как-
то все не шло у нас. А потом посмотрели
MEI друг на друга повнимательней, раесме-
ялись и сразу обоим стало легко гово-
рить...»!. В последние свои дни. в по-
следние часы своей жизни Горький вепо-
минал об Ильиче, спеша раесказать о том,
о чем не успел написать.

Глубокий елед в истории человечества,
оставили бурные дни конца 1905 г., запе=
чатленные впоследствии Горьким в «из-
ни Клима Самгина». На страницах этой
эпопеи налило для себя место все то, о чем
рассказывал когда-то на заседании ЦК еще
не оправивиеийся от болезни писатель, го-
ревитий желанием перелать о всем пере-
житом и перечуретвованоом впимательно
слушавшему его Ильичу. В Москве Горь-
кий получал пивьма с недвуемысленными
угрозами -— боевая дружина должна была
охранять его квартиру. & состояние зло-
ровья требовало срочного от’езла на юг.
Но из Петербурга писатель поехал ‘не на
юг, а обратно в Москву. чтобы стать уча-
стником великих событий. чтобы вскоре с
восторгом писать своим петербургским
друзьям о строящихся в Москве баррика-
дах, о том, ЧТо «...илет бой по всей Mo-
скве!»

Это были дни, когда осуществлялось то,
К чему Горький звал в своих произвелени-
ях, — недаром слова из его героических
песен приволились тогла в десятках и сот-
пях революпионных прокламаций, недаром
строки «Песни о соколе» и «Песни о бу-
ревестнике» цитировал в своих статьях
Тенин. неларом образы этих песен истоль-
зовал в своих прокламапиях — «Мы и

1 «Последние дни жизни А. М, Горького»,
беседа с проф. А. Снеранским. «Правда»,
1936 г, № 168, 20 июня.

‚ В фондах Музея А. М. Горького имеются мапоизвестные, редкие снимки писа-

соа

Н.и ГОРЬКИЙ.

слезы?!» и «Ко всем рабочим» — товарищ
Сталин.

Первая встреча Ленина и Оталииз, пер-
вая встреча Ленига и Горького — факты,
которые вошли‘ в число значительнейпеих
событий тех дней -— означали пербсечение
не только инливилуальных сулеб; по сулеб
миллионов людей, Это были факты’ биогра,-
фии великой исторической эпохи.

Дружб» Ленина и Горького, их любовь
и глубочайшее уважение друг к хругу со-
хралились до конца их жизни — никакие
злостные выдумки, никакая клевета не
смогли затемнить этого факта,

«Вы не знали, что я и раныпе говорил,
писал о Ленине, как о величайшем чело-
‚веке мира? —< удивлением  сиралиивал
Горький Эль Мадани в письме от
12 марта 1924 г. — Я имел основание го-
ворить та, потому что давно и хорошо
знал его... Мало того, что знал, я любил
и люблю Ленина» (Архив Горького). В
этих словах выразилось то чувство, кото-
рое наполнило гениальные воспоминания
Горького о Ленине, и все, что было напи-
сано и сказано им о своем друге и вожде,

Горький всегда волновался за жизнь
Ильича. После тяжело пережитого писате-
лем покушения эсерки Ваплан на Ленина,
Горький писал ему в декабре 1921 г. из
Швейцарии, утимацивая «беречь себя» и
сохранять ©в0е здоровье, — Горький даже
приглашал Ленина приехать отдохнуть и
полечиться за границу, но тут же призна-
валея, что шутит, зная, что пикуда не
уедет Ленин, ни на минуту ‘не покинет
своего поста. Горький говорил, что никогха
пе чувствовал себя «так сиротеки», как
в год смерти Ленина,

Горький для Ленина был величайший
писателем современности, основоположии-
ком пролетарского искусства, художником,
навсегда связавшим себя с партией боль-
шевиков. И этого своего отношения Ления
также не менял хо конпа своей жизни, ©
дружеской твердостью помогая Горькому
преодолевать отдельные ошибки, оттельные
отклонения от его основного пути. В пе-
риод тяжелых испытаний советской власти
Ленин считал необходимым иття навстречу
всем начинаниям Горького в области куль-
туры и искусства. этом отношении
характерна, следующая резолюция Ленана:
«Товарищи! Очель прошу Вас во всех тех
случаях, когда т, Горький булет обращать-
сяк Ваз по подобным вопросам, оказы-
вать ему всяческое содействие, если же
будут препятствия, помехи или возражения
того или иного рода, не отказать сообщить
мне, в чем они состоят». `

За границу Горький уехал по настэянию
Ленина. «Помочь Горькому надо и быюот-
ро, — писал Ленин Менжинскому по пово-
ду какого-то ветретившегося затрулатения,
— ибо он из (за) этого не едет за гоани-
цу, а У него. кровохарканье...» Но и по-
сле от’езла Горького связь между ним и

теля, относящиеся к последнему периоду его жизни. Эти снимки изображают ^
А. М. Горького в Горках, в Тессепи во время его последнего пребывания в
Крыму в апрепе—мае 1936 года и т. д. Печатаемый снимок воспроизводит А, М.

Горького,

сидящим в своем рабочем набинете в Горках.

*

Лениным йе прекращалась, В Архиве
`ИМЭЛ хранятся письма Горького к Ленину,
посланные им из-за грапицы, Из этих пи-
сем видно, что Горький всегда считал себя
представителем советского государства -И
что очень мнотое было им сделало, в чает-
ности, во время голода в Поволжье, когда
Торький за границей принял участие в ©р-
танизации помощи голодающим по прямым
поручениям Ленина.

Что касается отношения Ленина к. Горь-
кому, как к писателю, в эти пооктябрь-
ские годы, то. оно выразилось в ряде до-
кументов, связанных с одним очень важ-
ным вопроеом-—6 замыслом Ленина создать
словарь русского литературного языка.
«Недавно мне пришлось-—к сожалению я
® стыду моему, впервые, — ознакомиться ©
знаменитым словарем Даля, — писал Ленин
в начале 1920.г, Луначарскому. — Вели-
колепная вещь, но ведь это областниче-
ский словарь и устарел. He пюра-ли ©03-
дать словарь настоящего русского языка,
скажем, словарь слов, употребляемых те-
перь и нлассиками от Пушкина до Горь-
кого... Словарь классического русского
языка?..» Ленин вернулся к этой мысли
позднее, справляясь о том, «как стоит де-
ло с «К(омис)сией ученых, составляющих
словарь (краткий) современного (от Пуш-
кина до Горького) русского языка», фор-
мулируя задание: «...краткий (малый «Ля-
рус» образец) словарь рус(ского) языка
(от Пушкина до Горького).  Образцового,
современного...» Вак известно, борьба за
очищение русского` классического, образно-
вого, современного литературного языка OT
излишних провинциатизиов, областниче-
ских речений и т, п., защитники которых
есылались обычно на показания словаря
Даля, заняла впоследствии большое‘ место
в литературных выступлениях Горького,
породила целую тискуесню и сыграла ис-
ключительную творческую и общекуль-
турную ‘Фоль. Но здесь нас больше инте-
ресует другое — масштаб, которым Ленин
измерял Горького, те основные вехи, ко-
торыми он отмечал развитие русского ли-
тературного языка. те слова Ленина. ко-
торые полчерклули великое значение Горь-
кого, как классика русской литературы:
«от Пушкина до Горького».

„..Опиеывая в письме к Горькому по-
следние дпи жизни Ильича, Н. №. Коуп-
ская рассказала 0 TOM, как она читала
denuny «Время Короленко» и «Мои уни-
верситеты», а затем — по его побсьбе —
горьковскую статью о нем, опубликован-
ную в «Воммунистическом интернациона-
ле»: «Когда я читала ве — он слушал
се с глубоким вниманием...»

Друг Деняна — Горький оделал залалей
своей жизни раскрыть правду его дел, его
идей, его личности: каждая строка, на-
писарная им в последнее десятилетие его
жизни, была проникнута стремлением бо-
роться за ленинские заветы, И именно пюо-

этому каждая строка, натисаниая им в эти

тоды, была обращен» к Сталину —* вели-
кому ученику и продолжателю лела Ильи-
ча. «..Люли разного языка не плохо по-
ниматют друг друта, потому что есть слова,
которые на всех языках звучат олинажо-
во, — писал Горький. — Слова эти: Ленин,
Сталин, Советы...» *.

В 1934 г. в статье «Правда социализ-
ма» Горький писал:

«...Непрерывно‘и вее ‘быстрее: фастет в

‘  мирё значение Ибсифа Сталина, чёловека.

который, наибодее глубоко освоив энергию
и смелость учителя и товарища свэего, вот
уже десять лет достойно замещает ето на
труднейшем посту вождя партии. Он глуб-
же всех других понял: подлинно и нело-
колебимо революционно-творческой может
быть только истинно и чисто пролетар-
ская. прямолинейная энергия, обнаружен-
‚ная и воспаамененная Лениным Отлично
организованная воля, проницательный ум
великого теоретика, смелость талантдиво-
го хозяина, интуиция подлинного револю-
ционера, который умеет тонко разобрать-
ся в сложных качествах люлей и, воспи-
тывая лучшие. из этих качеств, беспощал-
но бороться против тех. которые мешают
первым развиться де предельной высоты,
— поставили ето’ па место Ленина, Поо-
летариат Союза Советов горл и счастлив
тем, что у него такие вожди, как Сталин
и другие верные послелователи Ильича...»

Так писал лучший друг Ленина о луч-
шем проюлжателе его дела.

2M. Горькийл Писвмо рабочим кот
ромсекой типографии «Красный нечатник»
Тот 6 марта 1931 г. (Архив Горького),

`Горького. В сборнике

Июньские книги
‚ журналов

Московские ежемесячные журналы В
июньских номерах отводят, много места
материалам, посвященным А. М. Горькому.
Исключительный интерес представляют
впервые публикуемые произведения вели-
Коро писателя.

В последние годы
несколько своих рассказов В

Горький ‘изпечатал
журнале

«Колхозник», в которых ставил своей це-  .

лью познакомить советскую молодежь со
страшной жизнью дореволюционной дерев-
ни. К этой серин и относится незакончен-
ный им рассказ «Овраг», который публи-
кует журнал «Молодая гвардия». 7

Этот журнал познакомит своих читате-
лей и с повестью` Горького «Записки» д-ра
Ряхина», задуманной писателем как само-
стоятельное произведение, хотя по общно-
сти темы и ряду нереходащих персонажей
оно тесно примыкает к другим повестам
«окуровского , цикла».

Очерк М. Горького «Савва Морозов», на-
писанный в 1921—22 гг, предназначался

им для «Воспоминаний», но был исполь-

зован в печати лишь частично. Теперь он
впервые полностью публикуется в журна»
ле «Октябрь».

«Красная новь» впервые публикует «За-
писки из дневника» (no тексту значитель-
но отличающиеся от того, ‘который был
опубликован в журнале «Молодая гвар-
Дия» за 1925 г.), сатирическую новеллу
«Правдивое изложение случая с почтмей-
стером Павловым», нанисанную, судя ис
внешним данным рукописи, в 1923—24 1Г.,
и очерк «А. Н, Алексин» — 0 талантли-
вом  враче-туберкулезнике, с которым
Горький был связан дружбой на протя-
жении многих’ лет. Здесь же печатается
рассказ «Открытие» с подзаголовком «Эле-
гия», не входивший в собрания сочинений
и в отдельные сборники и печатавшийся
лишь в «Нижегородском листке» в 1896 г.

К периоду постоянной работы Горького
в «Нижегородском листке» относятся и
рассказы «Соло» с подзаголовком «Этюд»
и «Рождественский рассказ» (1896 г.),
печатаемые в журнале «Новый мир». Тре-

тий из горьковских рассказов, публикуе-

мых здесь, — «Голодные», с подзаголов-
ком «С натуры», был написан также в
нижегородский период и напечатан в
1899г. в сборнике «В помощь пострадав-
шим от неурожая», в литературном отде-
ле которого, кроме Горьмого, участвовали
Чехов, Мамин-Сибиряк, Чириков, Лохвиц-
кая, Тимковский и др, Все эти рассказы
также. не были включены Горьким ви В
собрания сочинений, ни в оборники, ‘
По автографам писателя с отдельных
листков печатаются в журнале «Молодая
твардия» пять неизвестных  горьковских
стихотворений: «Сгорел еще один’ день
жизни краткой», «Под медным оком злой
луны», «Иду межой среди овса», «День

сгоревший хороня» и «Оливы - пахнут
горько». :
Во всех июньских журналах, помимо

торьковских публикаций, печатаются. вос-
поминания, рассказы, очерки и статьи,
посвященные жизни и творчеству велико-
го пролетарского писателя. *

Ценным материалом являются впервые
публикуемые в журнале «Октябрь» пись-
ма Н, К. Крупской к Алексею Максимо-
вичу, которые добавляют интересные фак-
ты ‘о дружеских вздимоотношениях Ленина
и Горького. этом же журнале печата-
ются стихотворные шутки-сатиры А. М.
Горького.

К. Федин печатает первую часть своих
мемуаров «Горький среди нас», названную
«Двадцатые годы» («Новый мир»), Be,
Иванов делится воспоминаниями о начале
своей писательской деятельности, в кото-
ой огромная’ роль ‘принадлежит Алексею
„Максимовичу, С... Маршак .н ВБ... Агапов
рассказывают о встречах с великим писа-
телем (журнал «Красная новь»)...

Сборник памяти.
писателя

Издательство «Советский `писатель» под-
готовляет к печати болыной сборник, по-
священный памяти Алексея Максимовича
  участвуют около
сорока авторов — крупнейшие советские
писатели — А. Тодстой, К. Тренев, П. Ты-

`чина, Вс. Иванов, К. Федин, М. Зощенко,

Якуб Колас, В. Вересаев, ряд’лиц, близ*
ко знавших Алекоея . Максимовича —
М. Ф. Андреева, Н. А. Семашко, М, К.
Иорданская и многие другие, Воспоми-
нания, написанные для этого сборника,
относятся к различным периодам жизни
Горького, начиная с первых лет его пи-
сательской деятельности и кончая послед-
HHMH JHAMH ЖИЗНИ.

В сборнике будум приведены писыма
Алексея Максимовича к советоким писа-
телям, с комментариями адресатов.

Все материалы сборника, включая боль-
шое количество. фотоиллюстраций, публи-
куются впервые.

$ ‚А. М, ГОРЬКИЙ
на Красной площади в Москве (1935 г.)

Фото М. Ошуркова,
оо

«Жизнь —
и творчество»

Издательство «Искусство» готовит к вы*
пуску большой альбом, посвященный
А, М. Горькому, — «Жизнь и творчество».
Альбом составлен из текстов Горького,”
фотодокументов, относящихся к его био-
трафии, и иллюстраций горьковоких про-
изведений.

В вводной части ‘приводятся высказы-
вания Ленина, Сталина, Молотова о вели»
ком писателе, иллюстрированные цветны-
ми репродукциями известных картин со-
ветских художников — Ефанова «Ленини
Горький», Герасимова «Сталин и  Горь-
кий». В альбоме несколько разделов: дет-
ские годы; первые литературные работы
Горького; Горький — буревестник первой
русской революции; Горький в годы сталия-
ских пятилеток; великий CHIH ведико-
го народа и другие. Здесь публикуются
карта путешествий писателя и’ новый
рисунок художника Карнова ‘«Горький в
путешествии».

Альбом подготовлен ` Институтом  миро-
вой литературы и Музеем Горького.

40.000.000 книг

Библнографическая статистика устанав»
ливает, что Горький -- наиболее читае-
мый автор в нашей стране. О степени
распространенности его книг говорят еле-
дующие данные, полученные во Всесоюз-
-ной книжной палате.

До Великой Октябрьской социалистиче-.
ской революции — в течение 23 лет, кот,
дз имя Максима Горького было весьма по-
пулярным среди читателей, его сочинения
были изданы на русском языке в количе-
стве 1.072 тысяч. экземпляров. :

‚ За этот же период времени на азербай-
джанском, армянском, белорусском, грузин-
ском, латышеоком, татарском и украинском
языках было излано всего 11 тысяч эк-
земпляров книг Горького.

советское время, за 23 © половиной
года, — с 1917 г. по 1 июня 1948 —
произведения Горького: изданы на одном
только’ русском языке в количестве
35.551,3 тысячи экземпляров, а на языках
других народов ‘Советского Союза за это
же время издано 5.033 тысячи экземпля-
ров книг Горького.
. Книги Горького ий отдельные. его произ-
ведения издавались на 65 языках, в том
числе — на ассирийском, болгарском, 6y-
рятском, греческом, даргинском,  дунган-
ском, еврейско-таджикском, карачаево-бал»
харском, карельском, китайском, корей-
ском, кумыкском, лакском,  лезгинском,
мансийском, молдавском, нанайском. ие-
мецком, ногайском, польском, уйгурском,
финском, цытанском, чеченском, эвенкий-
ском, эстонском и других языках.

Тринадцать книг А. М, Горького (тира-
жом в 300 экземпляров каждая) выпуще-
но для слепых. Е

Великий к

Рецензируемая книга носит название
«Избранные — философские сочинения»
В. Г. Белинского. Но читатель, естествен-
но, найдет в ней важнейшие литератур-
но-критические статьи «неистового Висса-
риона» и работы, в которых он разрена-
ет интересовавшгие его эстетические и со-
циально-политические проблемы. Белин-
ский не оставил нам специальных трудов
по философии. Но его литературно-крити-
ческие и публицистические статьи и ре-
цензии, как и его обширная переписка,
дают ценнейший и разносторонний мате-
риал для изучения истории философской
мысли в России 30—40-х годов ХХ века.

Путь Белинского, как и его друга Гер-

цена, — это путь от идеализма Шеллинга.

и Гегеля к материализму Фейербаха. Но
и тогда, когда великий критик находил-
ся под влиянием систем немецкого клас-
сического идеализма, его меныше всего
привлекало в них бездейственное созер-
цание, меньше всего его интересовали
философские категории в их абстрактной
сущности. Критические работы Белинско-
го отражают все своеобразие восприятия
им идей Шеллинга и Гегеля, Он никог-
да небыл оторванным от жизни ученым
кабинетного типа, фанатиком «чистой на-
уки».

Глубина исторического взгляда отлича-
ет Белинского уже в шеллингианский
период ето деятельности. Давая в «Ли-
тературных мечтаниях» (1834 г.) опреде-
ление искусства. он ничего нового не вно-
CHT, популяризируя липть известное по-
ложение Шеллинга: «Да — искусство есть
выражение великой идеи вселенной в ее
бесконечно разнообразных явлениях». Но
оставаясь на базе шеллинтнанской фило-
софии в решении общих вопросов эстети-
ки, Белинский в «Литературных мечта-

В. Г. Белинский. «Избранные  фило-
софские сочинения». Под общей редакци-
ей и со вступительной статьей М. Т.
Иовчука, Ред, текста и комментарии В. С.
Спиридонова, ОГИЗ — Госполитиздат, Мо-
сква, 1944 г.

Литературная газета

2 Ne 24

Н. ГЛАГОЛЕВ
> °

ниях» дает свою’ концепцию развития
русской литературы, прокладывает новые
пути‘ в характеристике’ ‘русских литера-
турных направлений и их исторического
значения, создает новые критерии худо-
жественной оценки. Оценка деятельности
любого писателя для него определяется
тем, что нового и значительного внесла
она в историю русской литературы, ‘ка-
ким новым содержанием обогатила ее,
какое влияние оказала на ее поеледую-
щее развитие, Под этим углом зрения: Бе-
линский рассматривает творчество Держа-
BHHa Ломоносова, Карамзина и Жуков-
ского, Пушкина и Гоголя.
Белинский-шеллингианец отправляет=
ся прежде всего от факта самой действи-
тельности, видит народность’ литературы

в правде художественного изображения,

требует, «верности изображения нравов,
обычаев и характера того или другого
народа, той или другой страны». «Если

изображение жизни верно, то и народно».

Философско-эстетические работы Белин-
ского-гегельянца представлены в однотом-
нике довольно скупо, Составители вклю-
чили лишь статью «Идея искусства», в
которой дано определение искусства в ду-
хе Гегеля, раз’ясняется гегелевское поня-
тие абсолютной идеи, учение о духе суб-
ективном. и об’ективном и т. д. Эта ста-
тья; конечно, важна для. понимания эс-
тетических взглядов Белинского-гегелъян-
ца. Но вызывает недоумение пропуск та-
ких работ, как «Разделение поэзии Ha
роды и виды» и «Горе от ума». Эти
статьи дали бы советскому читателю кон»
кретное и яркое представление о Белин-
ском — блестящем диалектике, об освое-
нии им богатейшего содержания тегелев-
ской философии и эстетики. Этот пробел
лишь  в. известной мере  восполняется
включением в однотомник отрывков из
писем JI. П. Иванову от 7/УШ 1837 г.
М. А: Бакунину от 12—24/Х 1838 ги
Н. В. Отанкевичу — от 29АХ—8/Х. 1839 т.

Достаточно. полно представлены в’одно-
томнике основные критические работы Бе-
линского — революционного просветителя

ритик-мыслитель

ни демократа. Хорошо подобраны отрывки
из переписки 40-х годов, Страстная, ищу-
щая натура Белинского, его темперамент
борца. и. пылкого пропагандиста социаль-
ной истины отразились в перениске «не-
истового Виссариона», может быть, с еще
большей выпуклостью, чем в его работах.
Для понимания революционно-демократи-
ческих устремлений Белинского, его увле-
чения идеями утопического социализма
письма дают ценнейший материал, во. мно-
THX случаях не восполняемый ннкакими
другими источниками. Вот’ почему нужно
отметить, как большой плюс ‘издания, пуб-
ликацию в нем важнейнгих для изучения
мировоззрения самого критика. писем, от-
носящихся к 1840, 15841 и 1847 годам. ©

Так называемый «примирительный» пе-
риод, когда Белинский, стоя на позициях
правогегельянства, утверждал  необходи-
мость существования российского крепост-
нического государства, был лишь ненро-
должительным отклонением от основной
линии его; идейного развития. Уже в по-
ловине. 1340 г. великий русский критик,
разрывая с этими взглядами, в письмах

к В. ЦП Боткину проклинает свое прими-

рение с .‹гнусной российской действитель-
ностью», утверждает идею революционного
действия и революционного насилия, по-
ет восторженные дифирамбы французским
якобинцам, провозглашает идею отрица-
ния священным историческим правом,
«без которого история человечества прев-
ратилась бы в стоячее и вонючее 6боло-
то». В письме к Боткину от 8ЛХ 1841г,
Белинский об’являет социализм единст-
венным путем’ к освобождению трудящих-
ся от гнета эксплоататоров и деспотизма
тостодствующих классов. «Итак, я теперь
в новой крайности, —это идея социализ-
ма, которая ‚стала для меня идеею идей,
бытием бытия, вопросом вопросов,
альфой и омегою веры и знания. Вее из
нея, для неяи к ней». i
Буржуазные историки облыжно утверж-
дали, что Белинский якобы к концу сво-
ей жизни разочаровался в социализма и
стал либеральным апологетом буржуазии
и буржуазного правопорядка, На деле же
Белинский и в период 1846 и 1847 гг.
как 06° oTOM свидетельствует его перепие-
ка, продолжал считать, что капиталисти-
ческий строй должен в будущем устунить

место новому, более справедливому обще-
ственному порядку. Но, в отличие от на-
родников, выступавших несколькими деся-

тилетнями позднее, Белинский видел ненз-

бежность  капиталиетического развития
России и понимал, что оно явится шагом
вперед по сравнению с крепостничеством.
«Теперь ясно видно,— писал он Анненкову
в феврале 1848 г.—что внутренний процесс
тражданского развитня в России начнется
не прежде, как с той минуты, когда
русское дворянство обратится в буржуа-
au>. В ‘40-х годах прошлого века Бе-
линский не видел и не мог видеть, ка-
кие силы принесут человечеству избавле-
ние ‘от неисчислимых бедствий, на кото-
рые. обрекает его господство капиталистов
и помещиков. Но все симпатии критика
были на стороне пролетариата в его те-
роической борьбе с эксплоататорами. В
статье о «Парижских тайнах» Эжена Сю
он писал: «Вечный работник собственни-
ка и капиталиста, пролетарий весь в его
руках, весь его раб, ибо-тот дает ему ра-
боту и произвольно назначает за нее пла-
ту. Этой платы бедному рабочему не всеег-
да станет на дневную пищу и на лох-
мотья для него самого и для его семей-
ства; а богатый собственник с этой платы
берет 99 процентов на’ сто.. Хорошо ра-
венство!» Белинский верил в великое бу-
дущее трудового народа, в заложенные
в нем могучие силы, В той же статье
он писал, что у народа «есть будущее, ко-
торого уже нет у торжествующей и пре-
обладающей партии, потому что в народе
есть вера, есть энтузиазм, есть сила
нравственности».

Белинский-просветитель ценил литера-
туру как выражение общественных запро-
сов и стремлений лучшей части общест-
ва, как могучее оружие в борьбе за рас-
крепощение наролных масс. Вго взтляды
на задачи литературы проникнуты peno-
люнионно-демократической — партийноетью,
Учение Белинского в реализме в лите-
ратуре, раскрытое в 0бзорах «Взгляд на
русскую литературу 1846 г.» и «Взгляд на
русскую литературу .1847 Г.>, базируется
на принципе отрицания российских кре-
постнических порядков. Белинский беспо-
щадно бичевал славянофилов, об’являв-
ших национальной добродетелью смире-
ние и покорность, воспевавших предрас-
судки и отсталость прет, Народ-
ным для Белинского было все тб, что от-
вечает интересам пгироких народных масс,
что способствует ‘их просвещению, помо-

тает им понять свои собственные интере-
сы, что выражает мысли и. чувства: луч-
ших сынов народа.

Для Белинского трудящееся и эксплоа-
тируемое большинство народа являлось
подлинным выразителем народности. Он
неустанно пропагандировал новую тема-
тику в литературе, требуя от писателя
правдивого изображения жизни Macc, горе-
стей ин невзгод, простых и сильных чувств
народа. «А разве мужик не чело-
век? — Но что может быть интересного в
трубем, необразованном человеке? — Как
что? — его душа, ум, сердце, страсти,
склонности — словом, всё то же, что и в
образованном человеке... Если из образо-
ванных классов общества выходит боль-
ше замечательных людей, это потому, что
тут болыше средств к развитию, а сов-
сем не. потому, что природа была для
людей низших классов скупее в раздаче
даров свонх». Эти слова заставляют нас
сейчас же вспомнить замечательную ста-
тью’ Добролюбова «Черты для характери-
стики русского простонародья».

Белинский не ‹идеализировал крестьян-
ства. В своих письмах он нередко гово-
PUT о темноте, невежестве народных масс,
предрассудках и вековой культурной от-
сталости, непонимании своих коренных ин-
тересов. Но он прекрасно понимал, что
только уничтожение господства крепостни-
ков может расчистить народу ‚дорогу к
знанию, к свету. В письме к Гоголю пла-
менный трибун критики рисовал ‹ужас-
ное ‘зрелище страны, ‘где людн тортуют
людьми, не имея на это и того оправ-
лання, каким лукаво пользуются амери-
канские плантаторы, утверждая, ‘что негр
не человек». Письмо к Гоголю — яркий
документ революционной страсти и рево-
люционного тнева.

В своих статьях на исторические -темы
Белинский неустанно ‹ пропагандировал
ндею европеизации России, усвоения рус-
ским обществом лучших достижений за-
падноевропейской науки и культуры. ` Вот
почему он так высоко оценивал деятель-
ность Петра Т. Но полемизируя с славяно-
‚филамя, — Белинский

раз’яснял им,
что не все европейское следует
принимать, как полезное для’ стра-

ны, что нужно воспринять все в насле-
дни западноевропейской культуры, в чем
отражается подлинно человеческое, и, на-
оборот, «все европейское, в чем нет. че-
ловеческого, отвергать с такою же энер-
гиею, как и‘все азиатское, в. чем нат че-

ловеческого». В этой формулировке прек-
расно уясняется нам исторический смысл
взглядов Белинского как революционного
гуманиста. Для нёго «человеческое» `$бы-
30 в данном случае псевдонимом осво-
бодительных передовых идей европейской
политической и философской мысли.

Белинский боролся за большое народ-
ное искусство, литературу больших идей.
Этим он созвучен налией велнкой эпохе.
Белинский первый в истории русской
критикн выполнил гигантскую . работу;
выяснив значение Пушкина, как велико:
го национального русского поэта, как ‹ве-
ликого образцового мастера поэзии, учи-
теля искусства», установил его связь.
предшествовавшими поэтами и влияние
на современников, дал в своих статьях
о нем характеристику развития литера-
турных направлений. Он оценил все гро-
мадное значение. «Нвргения Онегина» как
произведения реалистического, ‹ как Ha-
стоящей «энциклопедии русской жизни»,
как «поэтически-воспроизведенную карти-
ну русского общества, взятого в одном из
интереснейших ‘моментов его развития»,

В поэзии Пушкина Белинского пленя-
ла ее солнечность, ключом бьющая ра-
дость жизни и творчества, многосторон-
ность творческих интересов. _

Страстно любил «неистовый Виссарион»
поэзию Лермонтова, которого он считал
великим ‘народным поэтом «в высшем и
благороднейшем „значении Этого слова» и
видел в нем одного из тех людей, для
которых интересы общества, народа яв-
ляются их личным кровным делом. В,
статье о стихотворениях Лермонтова он.’
писал: «Живой человек носит в своем
духе, в своем сердце, в своей крови
жизнь общества: он болеет его нелутами,
мучается его страданиями, цветет его адо-
ровьем, блаженствует его счастьем, вне
свонх собственных личных обстоятельств».

Герцен и Некрасов, Тургенев и Гри-
торович, Гончаров и’ Достоевский — все
они получили от Белинского оценку 0со-
бенных свойств их художественного даро-
вания. О каждом из них Белинский ска-
зал большое и значительное слово. ибо
сам был великаном мыслн, носителем ’ Ie
редовых философских идей своего векаи

неистовым. борцом за торжество этих
идей, Именно этим он дорог нам, лю»
дям двадцатого века,  воодушевленным

историческими победами в. борьбе за но-

вый мир, о котором мечтал когда-то ге
ниальный критик-мыслитель. -