oe

ae

в. ee ee

SRP ea Se STS SE aor ses] <

www

Bee Bree”

cont

К. ЧУКОВСКИЙ

ДЕТИ И ВОИНА

Елва началась война, о
ни, наши
на всем протяжении Сова. B Ми
в Ленинграде, в Казани, в Якутске —

сразу же ощутили себя сплоче
билизованной армией. И ин

Без громких лозунго
B, без всякой ете-
ты, деловито и скромно, с tayGouatines
серьезностью вышла эта многомиллиенная

армия на трудовой о
своей родины. PPO PROT ER Fears

Жаркую яспепеляющую
ненавист -
тают к Гитлеру советские дети.. ae

Но ты забыл, подлец надменный. :
Что значит гнев страны моей,

Что значит бой за край священный
Всепобеждающих людей!

— трозно обращается к «кровавой соба:
ке» Гитлеру ученик шестой ш
Подольска Вася Буш. Pout aan

Конечно, все еще есть среди ребят оди-
зочки — романтики, которые ‘по-старин-
ному, с компасом и мешком сухарей убе-
тают из родительского дома, пытаясь про-
браться на фронт. Но не эти одиночки ха.
рактерны для нашего времени, хотя, ко-
нечно, и в них выражается народная ге-
ронка великой эпохи.

Характерна для нашего времени. неви-
ланная нигде на земле массовость, кол-
лективность. сплоченность детей. Это —
нев разрозненные Володи и Клавы, это —
именно армия, отлично отмобилизовав-
шзаяся в первые же недели Rotten. Co-
стоит эта армия из многих дивизий, Hy
каждой дивизии — свои подвиги и бов-
выз заслуги, хотя сражения, в которых
она принимает участие, происходят не на
линни огня, а в глубоком тылу.

Что ж! Работа в тылу так же почетна
для детей и подростков, как работа взрос-
лых на войне,

И первый фронт — самый крупный —
это сельскохозяйственный фронт. В самом
р войны. на второй или на третий
 зть, ученик седьмого класса Харьковской
вброк четвертой школы Миша Заславекий

прислал в Московский радиокомнтет такое
ПИСЬМО:

«В то время, как наши родные работа-
ют на отечественную войну, неужели мы,
ребята, должны сидеть дома? Нет, мы,
старшие пионеры, должны поёхать в кол-
хозы нашей области, чтобы стать на ме-
сто ушедших в армию и не допустить
пропажи ни одного зерна © колхозною
ноля!»

Урожай & нас в нынешием тоду басно-
словный. Столько зерен, овощей, плодов
и ягод, кажется, никогда еще He давала
нам наша земля. И вот по газетным све-
дениям, в Алтайском крае на прополке
полей работает около восьмидесяти тысяч
школьников. А сколько сотен тысяч та-
ких же детей работают на полях Украи-
ны, в Новолжье, на’ Кубани, в Крыму! И
работают, не шадя свойх сил: для многих
из них не в диковинку вырабатывать по
два-три трудодня в один день!

Кажется, никогда еще на нашей плане-

те ив было такого патриотического поры-
ва детей. Как обижаются эти герой труда,
если им покажется, что взрослые, снисхо-
дя к их малому возрасту, дают им. слиш-
ком леткую работу. Но все же “Своим без-
ошибочным народным чутьем ‘они чув-
ствуют, что их помощь воюющим на фрон-
те отцам вовсе не в том; чтобы ненремен-
но искать каких-то чрезмерных трудов. я
опасностей, а в том; чтобы скромно, ндо-
дотворно и дружно работать.

— Мы будет там, где нуждаются в на-
ших руках! — заявляют в «Ленинских
искрах» пионеры Таицкой школы.

_ «Нуждаются в наших руках», — в этой
фразе слышится законная тордость. Вагля-
ните на городских пионеров, котла они
очищают от пыльного хлама черлаки мно-
гоэтажных домов, расклеивают на стенах
оборонные плакаты и афиши, собирают
металлический лом, работают в пожарных
дружинах, готовят мешки для песка, как
они подтянуты, деловиты, а требо-
вательны к себе и другим. Попробуй за-
товорить с ними о каких-нибудь посторон-
них вещах или пошутить, как обычно шу-
тил, они даже не взглянут на тебя, и ты
почувствуешь, что сделал бестактность.

Похоже, что во всей нашей стране де-
ти повзрослели. Как успокаивают они’ сво-
их матерей во время воздушной тревоги,
как охотно берутся они за такую работу,
которая до настоящего времени считалась
исключительным достоянием взрослых.

Есть еще фронт, тоже первостепённой
государственной важности, бытовое об-
служивание каждой семьи, члены кото-
рой находятся в армии. Девочки, а по-
рою и мальчики десяти-двенадцати лет
охотно помогают хозяйничать женам крас-
ноармейцев, ушедших на фронт: няньчат
EX детей, убирают их комнаты, приносят
им воду, стирают пеленки, ходят для них
на базар.

Словом, когда будущий историк Вели-
кой народной войны — поеле нашей побе-
ды над Гитлером, попытается выяснить,
каковы были те силы, которые обеспёчи-
ли нам эту победу, он с чувством восхи-
жения вспомнит и многомиллионную ap-
мию советских детей,

O.. 8 >s,0

ДЕЙСТВУЮЩАЯ APMHA. Homcomo-
пец Вейстур Зултере. бывший риж-
ский рабочий, сражается на передо-
вых позициях за свою социапистиче-
сную родину.

Фото Д. ЧЕРНОВА (Фотохроника ТАСС).

Дорогие xpyssa!

Посвольте выразить вам искреннюю
благодарность за ваши добрые чувства и
пожелания советскому народу в ето оте-
чественной войне mporifs злейтшего врата
всего человечества — гофманского Oa
пизма.

Многочисленные приветствия трел-юни-
онов, лейбористских организаций и резо-
люции, принимаемые на митинтах веех
слоев великого английского нафода, при-
сылаемые в напку страну, являются сви-
детельетвом братской солипарности с со-
ветским наролом, пониманием  необходи-
мости теснейшего сотрудничества в борь-
бе против нацистеких варваров.

Сотрулничество надюдов двух великих
государств — Советского Союза и Вели-
кобритании — является грозной!’ силой,
ибо оно основано на общности их инте-
ресов. в борьбе за свободу и независимость
всех угнетенных народов от фашистских
поработятелей.

Прошло больше месяца со дия веро-
ломного вападения германского фашиома
на Советский Союз. На этот разбойвичий
акт фашистской агрессии советский наро!
под руководелвом своего Правительства во
главе с товарищем Сталиным ответил
‘сплочением  сволх рядов, мобилизацией
всех сил для того, чтобы разгромить и
окончательно уничтожить  гитлеровскив
разбойничьн бандльь,

Беспричерньыю  подвити, о тероизы и
бесстрашие показывают в болх против.
немецких фаптистских полчищ наша 1об-
лестная Краюная Армия, nama славная
авиация и Военно-морекой флот.

Кралная Армия оказалась такой грозной
силой, © которую полноетью разбились
гктлеровские планы молниеносяого унич-
тожания нашете государства, после кото-
рого должно было последовать не менее
варварокое нападение на Великобританию.

Героическая борьба Красной Армин нз
фронтах сочетается с самоотверженным

Симон Чиковани

труюм наших рабочих и работниц на
фабриках, заводах, шахтах,  рущниках,
наних ученых в лабораториях, наших
крестьян на полях.

На призыв Председателя Государствен-
ного Бомитета Обороны товарища Сталина
вся Hama страна, все трудящиеся пере-
строили свою работу и работают только
для фронта. только для победы над злей-
шим и коварным врагом.

Советский нар — рабочие, интелли-
генция, служащие, крестьяне непреклон-
ны в своей воле и стремлении бороться
& гитлеровской Германией ло’ последней
капли креви, не шаля своих сил, неё ша-
хя своей жизни.

Важдый гражданин нашей страны пре-
враспо понимает, что война е Гитлером
и его разбойничьими ‘бандами является
священной войной, что в этой войне он
не одинок, так как эта война не только
за свободу и независимость советского
народа, но война за независимость и де-
мократические свободы всех народов,
угнетенных гитлеризмиом.

Вот почему заключенное Правительством
Советекого Союза и Правительством Вели:
кобритании соглашение о совместных BO-
енных действиях ° против гитлеровской
Германии было встречено советеким наро-
дом с величайшим уховлетворением, ках
акт огромного исторического и политиче-
сжого значения.

Совершенно понятным является и тот
факт, что это соглашение нашло живей-

MH отклик и одобрение всего прогрессив--

ного человечества, з также и среди пора-
бощевных германским фапизмом народов
Франции, Бельгии, Норвегия, Польши,
Голландии, Чехословакии, Югославия, Гре-
ции, Дания и других стран. Утнетенные
народы этих стран, чью 6вободу и. неза-
висимость растоптал Гитлер, видят в с0в-
местной войне Советского Союза и Вели-
кобритании против гитлеровекой Германия
вачало своего освобождения от фашист-
ского деспотизма и восстановления сзаю-

Народы СССР и Великобритании
разгромят германский фашизм

Выступление секретаря Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов тов. Н. М. ШВЕРНИКА
по радцо 29 аюля, нпередававшееся в Англию я

стоятельной  государетвенности,  демокра-
тических свобод и независимости.

Дорогие друзья!

Советский вародх и руководители Co-

ветекого Правительства трезво опенивалют
силы врага и все те трудности, которые
жало бухт преодолеть в борьбе за пол-
ный его разгром. Враг билен, хитер и
коварен. Оп не стесняется в действиях.
= пе только использует пушки, пулеме-
ты, самолеты, танки, но и широко поль-
зуетея ложью и’ обманом для того, чтобы
хоть чем-нибудь прикрыть свое разбой-
ничье нападение на Советский Cows,
свои грабительские планы установления
мирового фаптистокого господства. Однако
изолгавшемуся  авантюристу Гитлеру и
ого шайке никто не верит и не поверит.
`Вее честные люди мира знают, что Гит-
лер и гитлеризм — э16 величайшее зло
человечества, без уничтожения которого
‘мир не может жить спокойно.
_ Вот почему необходимо изо дня в день
крепить об’единение всех сил и средств
свобололюбивых народов для борьбы ©
терманским фаптизмом, для его разтрома и
полного уничтожения.

Рабочий класе Совотокого Союза, об’е-
динённый в профессиональные союзы, и
все. трудящиеся нашей страны ‘тлубоко
уверены в том, что рабочий классе и весь
английский пафод будут изо дня в день
увеличивать и поднимать свою актив-
ность’ в борьбе против нацистских порабо-
тителей, разруптителей культуры и цивя-
зизащии.

‚ Великие народы Советского Союза и
Великобритании при поддержка  нафолов
других стран окончательно уничтожат

UNM, лобьются торжества свободы я
‘нозависихости народов Европы.

Or. имени профессиональных союзов и
ввех трудящихся Советского Союза пере-
даю рабочему классу и всему  пароду
Великобритании искренний бралский при-
вет и пожелания лучших успехов во имя

нашей совместной борьбы против злейше-
го врага — германского фашизма.

К. ТРЕНЕВ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ . Сто: лет во дня смерти.
  В. ЖДАНОВ г

Великий патоиот

Минуло сто лет со дня трагической ги-
бели Михаила Юрьевича Лермонтова, ге-
ниального русского поэта, великого пат-
риота и гражданина. Эта дата совпалает
с днями великой отечественной войны ©5-
ветского нарола прогив полчити германеко-
го фашизма. В эти суровые дни, вопоми-
ная Лермонтова, мы особенно остро ощу-
Щаэм величие поэта, вею огромную силу
его стихов. их живое современное звуча-

В поэзии Лермонтова воплошен образ

Во времена‘ Пермонтова Роесия была
«страной рабов, страной господ». Поэт ви-
дел угнетение народа, гибель лучших лю-
дей, знал, что господство крепостников и
помещиков обрекает великую страну Ha
позор и невежество. Ето нежное сыновнее
Чувство к матери-родине подвергалось тя-
желому испытанию. Многие произведения
Лермонтова хранят слелы мучительных
раздумий. о судьбах России, 0 своем ое-
  корбленном патриотическом чувстве.

Нужно было обладать” немалой силой

Ровеснинам Октября

Ты ей ровесник, родине любимой,

Мать сыну сердце отдает в довогу,
В дни Октября ты окрещен в бою,

Й партия рукой неколебимой
Бачала нежно колыбель твою.

_ Владя тебя на радостное ложе,
Мечтала мать, чтоб ты героем стал.
Взирая вдаль и за тебя тревожахь,
Твой путь мудрец бессмертный освещал.

Ты мудрости © годами набиралея,
Б родной природе привыкал твой глаз,
Ты в будущее думой погружался,
Й к славе предков мысль твоя неслась.

А будущее шло неотвратимо;
И трело нае дыхание’ земли;
Шестнадцать разноликих побратимов
С одною думой дружио в ногу шли.

Вто хочет опоганить нашу землю?
На них, сыны труда! Не отступать!
Народ опять свой гнев и меч под’емлет,
3а родину нам сладко воевать.

Наказывает сыну: победи!
Или, мой брат. на бранную тревогу
И. грозный счет © насильником сведи.

И родина зовет на битву сына:
`Ты-—плоть моя, в семью бойцов войдя,
В свдем желанье слит ты воёдино

С желанием и помыслом вождя.

Ты вскормлен в нашя голы боевые. .
Такой закал грозу в тебя влохнет.
Даст зоркий глаз я мускулы стальные,
Героем в стан героев приведет.

За правду ополчась, среди храбрейних
Ты не сойлешь с намеченной стёзи.
Тебя ведет мудрейший из мудрейших.
Иди за ним и варвара срази!

Перевел Вл. НЕЙШТАДТ.

Дм. СТОНОВ

Люди одного участка

Они не были знакомы, эти люди ©
улицы Сёрафимовича, с Большой Ордын-
ки, е Полянки, из множества переулков
Замоскворечья. Они не были знакомы и,
вероятно, - не -знали бы друг друга до
конца своих дней. У каждого из них
свой путь, своя судьбы, свои интересы и

Но вот орда людоедов переступила гра-.
ницу Советского Союза...

Крутая, в три марша лестница, ведет в
убежище. Здесь ст девяти до одиннадца-
ти вечера начальники добровольческих
пожарных команд учились тушить зажи-
гательные бомбы, сбрасывать их © крыш
и чердаков, ликвидировать очаги пожа-
ров. Участку, об’единяющему несколько
улиц, несколько десятков переулков, по-
надобилоеь сто добровольцев — началь-
ников пожарных команд. На сборный
пункт — в убежище — явилось  боль-
шё шестисот Человек, густой поток людей
заполнил подвальное помещение: Пришли
рабочие, ученики старших классов сред-
вих школ, инженеры, студенты, врачи,
заведующие раймагов, лотошники. Домаш-
няя хозяйка Илларионова заявила, что
будет принимать участие в противовоз-
душной обороне. «Когда на взбесившего-
ся ‘набравывают смирительную рубашку,
никто из окружающих не. стоит в сто-
poue>, — заявила она. Инвалид спрятал
за спину трехпалую руку: бросать на
бомбу мешки с песком он сможет и здо-
ревой рукой. С лишними добровольцами
пришлось» долго спорить. В конце концэв
их зачислили рядовыми бойцами — по-
жарными. Но ведь они могут‘ прослушать
лекции, пройти инструктаж наравне с
командирами пожарных пунктов, не так
ли? i

Лекции читала девушка в серой, с си-
ними петлицами, гимнастерке — сотруд:
няца Госпожарнадзора. Это была ее обще-
ственная работа после трудового дня. Во
врёмя перерыва ее сменял инженер —
работник крупного завода. Он давал от-
веты на ряд вопросов, облегчал работу
доклалчицы. Как отличить одну бомбу от
другой? Как примерно устроен пульвери-
затор, изобретенный английским полков-
ником Саймондсом?

Побле лекций — практические занятия.
Иа рук в рукн переходили огнетушителя,
пожарники-добровольцы учились разматы-
вать шланги, с поистине молниеносной
быстротой открывать пожарные краны,

работать киркой, лопатой, ломом.

Наступили, наконец,  ответственнейшие
дни и ночи — когда добровольцы проти-
вопожарной” обороны ‘должны охранять
свой дом, свой участок, свою столицу.
Гулко, настойчиво воют сирены. Двери

убежищ настежь. Женщины, старики, де-
ти спускаются с верхних этажей, направ-
ляются в укрытия. Надев капюшоны и
брезентовые рукавицы, пожарные подни-
маются наверх — на крыши, на чердаки,
к пожарным  кравам и` мешкам с пе-
ском. Слышно, как жесть крыши скрипит
под ногами. Потом ‘эти звуки. пропадают.
Трассирующие ‘пули прошивают небо.
Длинные, с синими кисточками на конце,
свечи прожекторов — густая изгородь
‚светлых полосе Беспрестанно вспыхива-
ют, лопаются снаряды зениток-— огненный
пояс над красной столицей. Сквозь этот
отонь в Москву прорываются лишь оди-
ночные самолеты фашистов. На светлом
небе чуть видны темные силуэты добро-
вольцев-пожарников. Желающих тушить,
обезвреживать зажигательные бомбы
слишком много.

Над домом кружит фашистский crTep-
вятник. Он перечеркнут огнями прожек-
торов. ВокруЁ него рвутся снаряды
старательно. умело работают зенитчики.
Нет сомнений — подлый поджигатель бу:
дет уничтожен. Но пока что он реет в
возлухе, и пожарные-добровольцы  сле-
дят за каждым его движением. На крышу
падают зажигательные бомбы. Пожарные
быстро подбегают к ним.  Мгновенье —
и фашистские факелы горят’ на
Дом цел, его охраняют надежные люди—
граждане советской столицы. :

При мне молодой парень — ученик
средней школы — сбросил с крыши со-
седнего дома три зажигательные бомбы.
Десять дней тэдму назад я видел его в
убежище — он внимательно слушал лек-
цию сотрудницы Госпожарнадзора. После
двух часов парня хотели сменить — по+
ставить на более безопасное место. Он от-
казался.

— Не мешайте, — сказал он. — У ‘me-
ня опыт.

На крышу пришла молодая женщина.

— Ступайте вниз, — приказал ей по-
жарный — пожилой. в очках, человек.—
Здесь вам не место.

— Не сидеть же мне все время в убе-
жище, — ‘возражала женщина. }

Ее поставили у пожарного крана
пятом этаже --

Санитарная сестра обходит убежище.
Никто не нуждается в ее медикаментах.
Через несколько минут она. поднимается
на черлак. - Е

— Не нужна ли здесь моя помощь?

Все связаны общим лелом, дружбой
коллектива. Каждый дом крепость,
каждый участок-——цитадель. Как и . фронт,
Москва сражается с ненавистным фашиз-
мом, роет могилу гитлеровцам, борется за
каждую улицу, отстаивает каждый пере-
Улок.

на

земле. -

к в
я смотрю на этого подстреленного, pac-
пластанного на земле хишника с боль-
шим крестом на спине, со свастикой на

крыльях. Он горит. Пламя уже добирает-
ся До этих его символов. Это горит он—

‘  носитель смерти мирным гражданам без

азличия пола и возраста. Это горит он.
Bro он истребляет мирные города и жи-
лища, с крестом, обращенным к небу, с
бомбами — к земле. Культурное человече-
ство, казалось, давно уже ушло от мрака
веков, когда варвар-победитель истреблял
поголовно все население. Оно давно уже
выговорило у войны одно, казалось бы,
`незыблемое право человека — элементар-
ный закон гуманности. Фантизм давно от-
верг этот закон. В число своих военных
подвигов он включил истребление мир-
ного населения, не щадя детей, женщин,
больных и раненых. Международными до-
товорами этому контингенту людей при-
своен охранительный знак — красный
крест; Немецкий фашизм давно уже на-
руигил этот закон, как и все законы,
установленные культурным человечеством.
Крест и свастика на его машинах дав-
‘ным давно, стали уже символом неслы-
‘ханного вероломства и варварства. -
  Передо мной целый ряд засвидетель-
ствованных документов очевидцев и по-
‘страдавших, рассказывающих о том, что
немцы бомбардируют детокие сады, как
это было, например, в Полоцке и других
тородлах, военные госпитали в Смоленске,
тде фашисты сбросили на военный тос-
питаль до 130 зажигательных бомб. Так-
ж6 ‘сбросили они зажигательные бомбы
На’ военные госпитали в Гродно, Лида и
других городах.

‚Фашисты не просто сбрасывают бомбы,
но, как стервятники, охотятся за нашими
ранеными, за нашими беженцами и 6ез-
жалостно расстреливают их из пулеметов.
‘Можно привести длинную серию  подоб-
ных фактов, очевидцами которых стано-
вимся мы все. А рядом вырастает и
другая серия фактов. Это кровавые истя-
звания и пытки, которым фаптизм подвер-
гает мирное население захваченных горо-
дов и сел.

Мы, советские люди, отдаем свои разум
я труд борьбе за лучшие идеалы, на ос-
нове которых мы мирно строили налту
жизнь. Мы положили в основу нашей
жизни права человеческой личности, мы
поставили своим идеалом счастье этой
личности в условиях свободного мирного
равноправного труда всех людей без раз-
личия ‘национальностей.

Бредовому ‘расовому закону’ фаптистов
мы противопоставляем величие русского
народа, его величайшие заслуги во Всех
областях науки, искусства, литературы и
т@ громадные имена наптих ученых, пи-
сателей, композиторов, которые составля-
ют предмет поклонения всего мыслящего
человечества. :

Мы встали на защиту не только своей
прекрасной родины, но и всех тех духов-
ных сокровищ, которые дороги человече-
ству.

Вступив в единоборство с озверевитим.
кровавым маньяком, у которого от всех

достижений человечества осталась ero
пресловутая техника, обращенная на де-’
ло разрушения и убийства, мы знаем, что
никогда еще в мировой истории челове-
честву не грозила такая опасность, как
сейчас. У великого русского  парода, у
каждого из нас ни на минуту не возни-
кает сомнения, что мы выбьем из рук
«фашизма его страшное смертельное ору-
жие. Мы будем бороться не только при
помощи передовой современной техники,
но и величайшим нашим вооружением—
словом правды человеческой; мы будем
разоблачать льявольское коварство и ложь
кровавого ’фантизма. Мы зовем и будем
звать все человечество на последнюю ре-
шительную борьбу с его злейшими вра-
тами, с этими людоедами, растоптавшими
все моральные основы человеческого бы-
тия и провозгласившими  человеконена-
вистнические лозунги.
Мы уверены, что в этой борьбе на
жизяь и смерть победит жизнь, победит
здоровое человеческое начало, и взбесив-
шийся зверь будет стерт с лица земли.

народной России, образ могучего непобеди--духа, ясностью мысли. . чтобы разглядеть в
мого народа. В любви к своей родине. в  России того времени родники живых сил,
  твердой вере в ее светлое будущее Лер-   способных обновить ненавистный порялок.

монтов черпал свою силу

хи николаевской России. Любовью к роди-

не пронизана и согрета поэзня Лермонто-

Гва. Вот почему в дни. мощного  под’ема
патриотических чувств всего нарола dep-
монтов особенно ‘близок советскому чело-
веку.

Лермонтов приналлежит к числу тех пи-
сателей прошлого, которые созхали бес-
смертные произведения © любви к роди-

He, о борьбе русского народа се его врата-

ми. Полобно Пупкину, гневно обличавше-
му «клеветников России», полобно Толето-
му, посвятившему гениальные
отечественной войне

ие ‘родину, воспевающие мужество и во-
енную доблесть русского народа.

поэта-револю-
  ционера, смело обличавиего правящие вер-

страницы
се Наполеоном, Леф-
монтов оставил произведения, прославляю-

iH Лермонтов разглялел эти живые силы.
  On сумело понять, как списал Добролюбов,

Lae спасение от ложного пути заключает- ©

ся лишь” в народе, ‘и ‘обратил к нему
  свои взоры. =
Только .поэт, горячо привязанный 5--

своей стране, мог найти такие теплые,
`проникновенные слова, чтобы передать
  песню матери-казачки над колыбелью сы-
на, чтобы описать простых русеких сол-
дат — Максима Максимыча или героя
«Завещания», чтобы с такой лирической
силой рассказать © своей любви к ролной
природе: а
‚По. я люблю — за что не знаю сам? —

Ре степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее. подобные морям...

Ве время долгих странствий по России

Сколько бы ни существовала русская   Поэт присматривалея к быту простых лю-

литература, каких бы ни достигла она но-
вых вершин, стихотворение «Бородино»
всегда булет одним из лучших ее украню-
ний. С
Термонтов рассказал здесь о борьбе про-
тив иноземных захватчиков, о беззаветном
геройзие русских солдат, рядовых участни-
ков боролинской битвы, готовых «до кон-
ца стоять», несмотря на тяжелые потери:

Уж мы пойлем ломить стеною,

Уж постоим мы головок

3а родину свою!

Этот реалистический рассказ о великом

удивительной простотой и яркостью

дей, вселушивалея в народные песни и
легенды. Залыхаясь в тесном и лживом
светском кругу, он испытывал тяготение
к народу. Недаром его титулованные то-
вариши по полку были возмущены демо-
кратическими замашками, офицера,  кото-
рый обралцалея с солдатами, как с равны-
ми себе людьми, спал с ними в одной па-
латке и ел из одного котла.

Лермонтов был одним из храбрейших
офицеров русской армии. Кавказское  на-
чальетво не могло нахвалиться его. отва-
той; сметливостью, его знанием военного
дела. Всегла первый Ha коне и послед-

сражении написан не. только поэтом-пат-.  ний Ha отдыхе, он не знал страха в 600;

PHOTOM, превыше всего ставяшим незави-
симость своей родины, но и военным че-
ловеком, убежденным в непобедимости рус-
ской армии, знающим цену русскому ору-
mH.

В отечественной войне с Наполеоном
Лермонтов видел свидетельство неиссякае-
мой мощи русского народа, сумевшего за-
щитить родную землю от вражеских пол-
unm. Поэт не раз возвращался к этой эпи-
ческой теме («Поле Бородина», «Два ве-
ликана», «Сашка»). С торлостью, © пол-
ным сознанием национального достоинства
говорит Лермонтов © победе нал Наполео-
HOM:

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и — обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя  пришлец: ты вздрогнул — он

упал!

Героические темы борьбы за свободу и
независимость всегда привлекали внима:
ние Лермонтова. Он стал певцом Кавказа

‚ не только потому, что его увлекли роман-

тические образы горпев, картины” прекрах-
ной и суровой природы. но ‘потому, преж-
де всего, что Кавказ в те годы был аре-
ной борьбы с самодержавием; кавказские
пароды вели кровопрюлитнуто войну,
грудью отстаивая свою своболу. Лермон-

тов с глубокой симпатией относился к этой

борьбе, уважая патриотические
горцев.

Мысли о героическом прошлом русско-
№ народа были тесно связаны для Лермон-
това с мечтами о ‘его грядущем оевобож-
дении. Поэт знал, что настанет день, ког-
д& народ, оправившийся с татарским на-
шествием, народ, разгромивиий Hanoreo-
на, разорвет свои щепи и свергнет угне-
тателей. Лермонтов верил в неисчерпае-
мую творческую и революционную энер-
гию нарола, скованную крепостническим
режимом. Недаром в последний год своей
жизни он записал пророческие слова
том, что Россия — вся в булущем; он
сравнивал ее © могучим богатырем из руе-
ской сказки, который, проснувшись ог лол-
гого сна, побил трилпать семь королей и
семьдесят богатырей...

чувства

о

это‘важная психологическая черта Лер-_
монтова -— человека и поэта. Ему Знако-
м было упоение битвой. Он презирал
трусов и себялюбцев, способных оставить
поле сражения в минуту опасности для.
родины. 06 этом написана поэма. «Бег-
зец» — подлинный гимн мужеству, ге-
ройству, воинекой чести. Сам. Лермонтов
являлся олицетворением той «русской
храбрости», которой был лишен ‘озёр
Грушницкий, бросавшийся в сражение ¢
зажмуренными глазами.

Он встретил смерть лицо к лицу,

Как в битве следует бойцу, — {
так говорил Лермонтов об истинной храб-
рости настоящего воина:

Героический облик Лермонтова — пере-
дового мыслителя; поэта-бюрца. храброго
солдата и горлого человека — нашол мно-
тогуанное отражение в ето поэзит, Мы на-
ходим воплощение лермонтовокого духа и
в образе мятежного Мцыри.  токующего
06 утраченной родине. ив смелом. Вадиме,
борте ‘за новгоролекую вольнину. ий в
  горлом Степане Калашникове. выступаю-
щем на защиту своей ‘поруганной чести.
(Тем же лермонтовским лухом проникнуты
страстный монолог «Журналист. читатель
  И писатель» ‚и другие стихотворения, ут-
верждающие илезл гражланской, политиче- .
текой поэзии, поэзии действия и борьбы.
  Лермонтов зовет передовую литературу
‘служить интересам общества’ и нарола.
  Поллинный поэт, ‘0браз которого исовал
‚ Лермонтов, должен быть певцом и влохно-
`вителем народа. Его могучие слова будут
  воспламенять бойпа для битвы. Его сти-
  хи зазвучат

„ак колокол на башне  вечевой

Ве дни торжеств и бел народных.

Чествуя память Лермонтова в лни борьбы
против варварства и мракобесия. мы еще
‘раз думаем о том. что нарол, созлавший
  мотучую, многовековую культуру. породив-
ший таких тениев, как Пушкин, Толстой,
Лермонтов, Горький, такой нарол — neno-
bern.

Литературная газета
№ 30