От Советского
Информбюро

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 12 АВГУСТА
Начало см. на 1-й стр.

вии в селу морской десант. Бесшумно
подойля к врагу, краснофлотцы ринулись
в штыковую атаку и разгромили враже-
ский гарнизон. Захвачено 200 пленных
солдат и офиперов, три немецкие скоро-
стрельные пушки, 25 минометов, сотни
винтовок и гранат и четыре пушки.
*

Исключительную отвагу и находчивость
прбявил в бою красноармеец Середа. He-
мецкий танк огнем своего пулемета мешал
пролвижению нашего взвода. Тогла отваж-
ный красноармеец подкрался к вражеско-
му танку, быютро вскочил на него и
сильным ударом топора сотнул ствол пу-
лемета. Взвод ринулея в атаку. Немецкий
танк был захвачен. В другом бою красно-
армеец Середа, участвуя в развелке, под-
бил вражеский танк связкой гранат, - рас-
стрелял из пулемета 20 мотоциклистов и
взял в плен трех немецких солдат.

*3

На-лнях партизанский отряд, сформиро-
ванный из рабочих города М., совершил
успешный налет на захваченное немепкюо-
фашистскими войсками местечко №. Пар-
тизаны, пользуясь густым ‘туманом, пере-
плыли на плотах реку и забросали грана-
тами злание петаба немецкой кавалерий-
ской части. Пулеметчики-партизаны заня-
ли возвышенности на окраинах местечка
и открыли ураганный огонь по площади,
на которой были расположены коновязи.
Противник, боясь окружения, быстро оста-
вил местечко, потеряв убитыми и ранены-
ми около 70 солдат. Штаб немецкой ча-
сти и радиостанция полностью разгромле-
НЫ.
Партизаны-железнодорожники успешно
продолжают выводить из строя немецкий
полвижной состав, который фапвиеты до-
ставили на захваченные ими прифронто-
вые железные дороги. На-днях на раз’езд
Н. напал партизанский отряд под коман-
дованием тов. Г. Партизаны взорвали два,
маневрироваюпих на раз’езде немецких
TlapoBosa.

ыших успехов в боях против нем-
цев добился конный партизанский отряд,
который возглавляет член сельского совя-
та, бывший  кавалерист Первой конной
армии т. Семенчук. Оборудовав несколько
Тачанок © пулеметами, партизаны внезап-

но нападают на фашистов. На-лнях кон-
ники разгромили два взвода немецких ка-
валеристов. Захвачены 2 пулемета, 8 ав-
томахов и 82 лошади. Убиты 30 немец-
ких солдат и 2 офицера.

*

=

С каждым днем растет рационализатор-
ское и изобретательское движение, охва-
тывая десятки и сотни тыеяч советских
патриотов. На Горьковском автозаводе
им. Молотова за последние дни в фон
обороны страны поступили сотни ращио-
нализатореких предложений. Только 15 из
них дают 100.000 рублей экономии в
гол. Работники копрового цеха металлур-
гического завода им. Дзержинского тт.
Квятковский, Диренко, Полонский и ин-
женер т. Солохин соконструировали и ус-
тановили магнитный сепаратор, который
дает возможность получить из отходов до
20 тысяч тонн металлического лома в год.
Мастер Орлжоникидзевского металлургиче-
ского завода т. Балабенко применил но-
вый пособ смены фурм на‘ доменных пе-
чах и сократил эту операцию с 5—6 ми-
нут до лвух с половиной. Тт. Косовой и
Шалыгин с завода «Ивторфмаш» внесли
ряд изменений в конструкцию машины,
выпускаемой заводом. Это сэкономит дс
конца года 1.179.000 рублей. Мастер Куй-
бышевского  машиностроительного завода
т. Черканов разработал фрез оригинальной
конструкции, который значительно эко-
номит металл.

Ilo его предложению  остродефицит-
ная, сталь, идущая Ha изготовление
сетки, заменена другой, более дешевой
маркой стали. Молодые технологи литей-
ного цеха Ярославского завода «Проле-
тарекая победа» т.т. Колесников и Вузь-
менко предложили изменить модель брон-
зовых отливок. Внедрение этого предложе-
ния сократило расход бровзы на 15 про-
центов. — Строгальщица Уралмашзавода
т. Фесенко стала работать комбинирован-
ным резцом и тем самым увеличила про-
изводительность своего труда в несколько
раз. Вомбайнер Мечетинской MTC ° Poctos-
ской области А. Степанов изготовил при-
способление к комбайну, полностью устра-
няющее утечку зерна в солому. Сейчас
этим приспособлением оборудуются все
комбайны Мечетинской МТС.

HA ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОМФЕРЕНИИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОМЛЕНТОВ

На состоявшейся 12-го августа оче-
редной  пресс-конференции иностранных
корреспондентов заместитель начальника
Советского Информбюро тов. Лозовский
С. А. остановился на потрясающих фак-
тах зверств и издевательств гитлеровских
бандитов над ранеными  красноармейца-
ми и гражданским населением районов,
Занятых германской армией.

В ответ на факты, приведенные Совет-
ским Информационным Бюро о зверствах
гитлеровских бандитов во Львове, герман-
ское информационное бюро < обычным
цинизмом ответило, что письма и днев-
ники немецких солдат и офицеров и по-
казания очевидцев о грабежах, насилиях
ий убийствах — фальшивки и что «насе-
ление Львова сердечно  привететвовало
` вступление германских солдат». Если по-
слушать немецких бандитов и их YKDHI-
вателей, выходит, что никаких зверств
во Львове не было и что мы возводим
напраслину на «невинную» германскую
армию. Но никакие заявления Геббельса
He могут опровергнуть  разнузланных
зверств, которые позорят всю германскую
армию.

На протяжении столетий человечество
привыкло к тому, что вовремя войны
сражаются солдаты, & мирное население
остается вне сферы военных действий.
Титлер все это опрокинул. Захватив город
или район, коричневые бандиты начина-
ют вылавливать патриотов и патриоток,
подвергать их пыткам,  раострелам и
насилиям, причем со свойственным этой
шайке цинизмом груды трупов об’являют-
ся «жертвами ГПУ», и фашистская прес-
са над трупами своих жертв устраивает
гнусный канкан.

Фашистские зверства выходят за преде-
лы человеческого разума, они не уклады-
ваютея и в рамки зоологического мира —
это такая смесь хамства, садизма, разнуз-
данного зверства, жестокости, потони за
личным обогащением,  сдобренная фило-
софскими рассуждениями 0 «высшей ра-
се» и «цивилизаторской миссии» корич-
новой чумы, что создать это могли толь-
ко такие ублюдки, как Гитлер, Геббельс,
Гиммлер, Геринг и их философ уголовно-
го сброда Розенберг.

Войны вообще представляют собой бед-
ствие для народных масс. Ho Гитлер
умудрился удесятерить это бедствие и
опозорить навсегда немецкую армию, как
армию бандитов, насильников, убийц, уго-
ловных преступников и растлителей мало-
летних.

Ррабежи, полжоги, убийства женщин,
стариков и детей, изнасилование женщин,
девушек и малолетних — таков послуж-
HOH список гитлеровской армии.

Откуда Гитлер берет этих  двуногих
зверей, которым чужды элементарные че-
ловеческие чувства? Вто воспитал и вы-
пестовал этих бандитов в военной форме,
недостойных звания солдата и звания че-
ловека? Это — «культурная» работа Гит-
Лера и его шайки. Проповедь грабежа,
насилия, личного обогалцения собрала во-
круг Гитлера все отбросы германского 0б-
щества. Лостаточно было иметь вместо со-
вести здоровые кулаки, умение истязать
и убивать людей, чтобы можно было по-
пасть не только в штурмовые и охранные
отряды, но и в политические руковолите-
ли гитлеровской системы. Or китлеровца
требовалась только собачья преданность
фюреру. За это он мог грабить, убивать,
истязать людей, насиловать женщин и
детей. Эти отбросы были  об’явле-
ны высшей расой, которой все позволено.

Литературная газета

2 № 32

———

Не они подчинялись законам, а законы
создавались для них.

Так выпестовал Гитлер до 300.000 вер-
ных людей — охранников и штурмови-
ков, связанных © ним общими ` уголов-
ными делами и’ боязнью расплаты за чу-
довищные п ения, людей без идеа-
лов, для которых грабеж и убийства,
пьянка и разврат — цель и смысл жизни.

0 том, чем живут эти подонки, видно
из писем и дневников, захваченных У
гитлеровских солдат и. офицеров. Вот что
пишет Лота, жена лейтенанта Готфрид
Вернера, своему муженьку на фронт:

«Не можешь ли ты урвать У какого-
нибудь грязного еврея меховое‘ пальто?
Их шайка от этото не пострадает. Говд-
рят, что в России много таких вещей. Не
забудь также о материи на костюм. По-
думай также о том, чтобы организовать
или привезти что-нибудь: ведь эту сво-

лочь нечего щадить. Это была бы хоть
небольшая компенсация за нынешние
плохие времена. Здесь я, несмотря на все

старания, не могу больше найти поря-
дочного материала для. костюма».

Так пишет нежная ип ческая Ло-
та своему Вернеру.

Ясню, зачем пришли эти бандиты в
CCCP после легких побед на Западе. Но

Советский Союз оказался слишком твер-
лым орехом для фалнистоких зубов. Они
думали пройти перемониальным  маршем
от Берлина до Москвы, а между

селении, и 10, что позволяют себе
носители насилия — «тевальттрегеры»,—
не поддается описанию. 7

Гитлер и его подручные

найдется в мире такой силы, которая мда
гла бы заставить германскую армию кро-
вавыми слезами оплакивать свои злодея-
ния. Гитлер думал, что победные лавры
скроют от народов гнусное лицо насиль-
ников и что им удастся увлечь за собой
все страны в антибольшевистский похол и
оправдать этим свои злодеяния, HO On
ошибся.

Мы никогда не забудем злодеяний гит-
леровских бандитов по отношению к ра-
неным красноармейцам, командирам и по-
литработникам, мы никогда не забудем
грабежи и убийства гражданского  насе-
ления, мы никогда не простим этим гряз-
ным животным их насилия и излеватель-
ства над нашими мужественными женщи-
нами.

Гитлер, поклоняющийся древнегерман-
скому богу Вотану и приносящий в жерт-
ву своей жажде мирового господства мил-
лионы человеческих жизней, может быть
уверен, что расплата не за горами. Нас
не удовлетворяет библейский закон «око
3a OKO, зуб за зуб». Гитлер и его шайка
совершили столько гнусных и чудовищ-
ных преступлений против человечества,
что они получат возмездие по заслугам —
по 0с0бому, единственно  понятному для
этих коричневых садистов, закону, &
пменно: «за один глаз — 06% глаза, за
дин 3уб — всю морду».

+*

*
Beem корреспондентам были розданы
дополнительные к сводкам Информбюро
материалы и фотографии фашистских

зверств над ранеными красноармейцами,
комантирами,  политработниками и граж-
данским населением занятых германской
армией советских районов.

о nS te I

BOUX 3.

O
И. БРАЖНИН

Чтурм

BbICOTbI

(От нашего собственного’ корреспондента)

Серый камень нависает угрюмой стеё-
ной. Здесь нет ни дорог, ни тропок. Сю-
да не ступала человеческая нота. Тыся-
челетия стоят эти молчаливые отвесные
скалы. Глядя на них снизу, приходишь
к быстрому выводу, что под’ем невозмо-
жен. Но другого пути нет. Надо итти. И
маленькая группа военных журналистов
двигается в путь. Мы идем вверх. Впро-
чем, «идем» это совершенно неточно.
Мы ленимся, карабкаемся, прыгаем, пол-
зем на коленях, цепляясь за редкие ку-
стики и корневища. Кажется, что это ни-
когда не кончится, что чем дальше, тем
скалы отвесней, что каждый  последую-
щий шаг трудней предыдущего. Это про-
полжается более полутора часов.  Нако-
нец, мокрые до нитки, мы стоим на
гребне. И только теперь нам становится
понятней, чем там внизу, что значит
штурмовать эту высоту, что значит Ka-
рабкаться на нее под градом пуль, мин,
гранат, под пулеметными очередями, под
бешеным артиллерийским огнем. Какая
выносливость, какая отвага нужна для
этого! Какое великое пренебрежение сво-
ей жизнью для счастья многих! И это
было. Это проделано нашими б6сстраш-
ными бойцами. Эта высота  штурмова-
лась. Она взята.

OK
%

До командующей над местностью ска-
листой высоты было несколько других
высот. Противник действовал отдельными
мелкими группами, он просачивался всю-
ду, всюду «куковали» тщательно укры-
тые автомашины. Надо было охватить
просачивающиеся части противника и за-
нять две ближайшие высоты. Подразде-
ление Шарова, в сложной обстановке рез-
ко выдвинувшёеся вперед, попало под
сильный огонь противника и было окру-
жено. «Находимся в окружении, двигаем-

ся вперед», — извещал штаб командир,
продолжая дальнейшее продвижение.
Штаб бросил в помощь подразделению

все, что можно было немедленно мобили-
зовать. Связисты, комендантский взвод,
разведчики, музыканты, связные под ко-
мандованием старшего лейтенанта Бала-
саньяна кинулись на смыкавшееся коль-
цо противника и вместе с подразделени-
ем Шарова разорвали группы окруже-
ния. Бой, длившийся всю ночь, окончился
разгромом противника, оставившего на
поле боя массу убитых и боеприпасов
Вслед откатывающемуся противнику поле-
тели их собственные мины, захваченные
при наступлении нашими. отрядами. ___

Затем наши силы,  понолнившиеся и‘
перегруппировавшиеся, заняли две наме-
ченные высоты, отбросив противника на

Рисунок художников Кунрыниксы, текст. С. Маршака,
. А. Раскина, М, Слободского. :

=,

Я

Владимир КО

Biss Sepa eS

Зин

В ‘начале ночи была неполная луна;
среди прожекторов, в сетке их чутких,
стремительных лучей луна казалась очень
старой, ослучайно оставшейся на склоне
неба от былых, забытых пейзажей.

Над. Москвой неутомимые рабочие
руки прожекторов.

Под луной — зенитная батарея.

Она прославила себя. В первую ночь
налета на Москву над батареей медленно
опускались осветительные ракеты и осве-
щали все под собою мертвым светом: на
мусорной куче и среди картофельных ря-
дов рвались фугасные снаряды; в один-
надцать часов вечера батарея сбила пер-
вый фашистский пикирующий бомбарди-
ровщик и в мужественной, боевой радо-
сти аплодировала самой себе.

Or огородной пыли, поднятой залпами
срудий, трудно было дышать, видеть и
работать; в час ночи батарея сбила вто-
рой фашистский самолет; он скатился с
неба вместе с бомбами; от самолета ни-
чего нё осталось, лишь несколько офицер-
ских руки ног.

Фашистские летчики, наглые в первую
НОЧЬ, настойчиво искали меткую батарею:
одному удалось обстрелять ее из пулеме-
та; орудийные расчеты, занятые своим вы-
соким делом, даже не заметили этого.
Зенитный осколок ударил политрука
Еремина по шлему, но шлем предохранил
его от осколка.

В другие ночи особых происшествий не
случалось; наглость врага была недолгой,

соо
«ОКНО ТАСС» № 133.

безымянные высотки, где он укрепился,
держа под обстрелом все лошины и 0с-
новную трассу. Подразделения Шарова,
Солдатова и Гринева, упорно  продви-
таясь вперед, сбрасывали фашистские ча-
сти с высоток. Три дня шел бой за вы-
сотки. Наконец, все они были очищены
от неприятеля.

Наступил труднейший фазис постуна-
тельной операции. Все силы апротивниез
сосредоточились на команлующей над
местностью скалистой высоте. Операция
сопряжена была с огромными трудностя-
ми. На этом направлении фронта дейст-
вовала горная дивизия противника, спе-
циально обученная и снаряженная для
действий в горибтой местности. Подступы
к скалистой высоте, круто спускающейся
к озеру, чрезвычайно трудны. Сама от-
весная скалистая высота неприступна.
Оборона ее столь выгодна для обороняю-
щихся, что самые ничтежные силы могут
задержать крупные силы наступающих.
Все преимущества были на стороне про-
тивника. Он покрыл скалу окопами, ог-
невыми точками, минометами, пулемета-
ми, снайперами-автоматчиками; на обрат-
HOM скате расположились артнллерия и
крупнокалиберные минометы. Противник
учел все, все, кроме беспримерного му-
жества и бесстрашия наших бойцов и
командиров. :

Первыми вступили в бой артиллери-
сты. Подразделения Черкасова, Пилевина,
Бабича начали громить высоту, подавляя
одну за другой огневые точки противни-
ка. у

Ночь накануне штурма прошла в по-
следних приготовлениях и перегруппиров-
ке подразделений. В 7 часов утра нача-
лась артиллерийская подготовка. Скалы
загудели от грохота канонады. В 7 часов
45 минут бойцы пошли на штурм. Мины,
гранаты, автоматы противника ничто
не могло их остановить. Они карабка-
лись по отвесным скалам, приближаясь
метр за метром кгребню. Фашисты упор-
но сопротивлялись. Не довольствуясь ог-
нём пулеметов, минометов и автоматов,
они скатывали вниз камни, пытаясь
сбросить вместе с ними нападающих.

Все было напрасно. Во втором часу
дня налпи бойцы ворвались на гребень и
сбросили противника по скату вниз,

* *
*

Бои продолжаются. Неприступная cra-
ла-крепость теперь в нашем тылу. Эта
скала — памятник. Она молчаливо по-

‚вествует о великом мужестве и самоотвер-

женности бойцов Красной Армии.
Действующая армия, ,

ПИСАТЕЛИ У БОЯЦОВ

Писатели ежедневно
выступали перед бойца-
ми, призывниками, рабо-
чими Москвы. Они Чи-
тают свои новые произ-
ведения, посвященные
сегодняшним героиче-
ским дням.

Красноармейцы и бой-
цы слушали И. Эрен-
бурга, В. Лебедева-Ку-
мача, И. Уткина, С. Го-
родецкого, И. Доронина.
В. Звягинцеву, П. Дру-
жинина, В. Бугаевского,
Я. Галицкого, Е. Шум-
скую, И. Горева.

Горячий приём встре-
чает Дж, Джерманетто.
Его слушали уже много
раз в различных воин-
ских частях.

- Бюро пропаганды ор-
ганизует в воинских ча-
стях и большие литера-
турные вечера. Недавно
` в Н-ской части с боль’
шим успехом прошел ве-
` чер с участием Переца
°®  Маркиша, Г. Бровмана,

— Ц. Дружинина, И. До-
ронина, 0. Ровинского;:
Такой же вечер, в ко-
тором приняли участие
Дж. Джерманетто, А. Ада-
лис, С. Болотин иТ. Си-

корская, прошел и в
другой воинской части.

ТРО
он стал летать все выше и выше: пови-
димому, московские зенитчики не понра-
зились ему в первую же торячую ночь.

За ночи побед, за точность в работе
правительство наградило командира ба-
тареи старшего лейтенанта Клец орденом
Ленина. И. В. Клец — настойчивый, доб-
рый хозяин своего большого дела’ надо
хитроумно, предусмотрительно, умело ра-
ботать весь день, чтобы ночью любимая
батарея стреляла быстро, точно, эконом-
но,—батарея славится бережливостью и
меткостью; чтобы ни один—и самый моло-
дой! — номер у орудия не пропустил той
доли рабочей секунды, какая отведена
ему; чтобы орудийный залп был общим,
слитным, как Выдох человека; чтобы по-
сле ослепляющих и оглушающих залпов
батареи можно было спокойно и вёсёло
спросить у расчета любого орудия:

— Ну, как, орлы?

— Все в порядке, товарищ старший
лейтенант!

Командир батареи Клец и политрук Ере-
мин — старые друзья: оба они украинцы,
им по тридцать лет, в армии — с трид-
цать второго года,

‚ Оба они очень наблюдательны и вни-
мательны друг к другу, ко всем своим
бойцам и младшим командирам.

Даже в первую ночь молодые бойцы

ничего не боялись: было любопытно. Бо-
яться некогда: их дело совершается мтно-
венно, в секунды; едва уловимая ошибка
в делениях, подочетах, совпадении стре-

У.

С. БОНДАРИН

Лейтенант

Максимов

(От нашего собствэнного корреспондента)

Можно сказать без колебаний, что ог-
ромное большинство нашего юношества
всегда тянулось к. небу. Благородная ме-

чта стать летчиком владела и Мишей
Максимовым. +
Через два года после призыва в ар-

мию молодой комсомолец закончил шко-
лу морских летчиков и был назначен в
одну из частей Военно-Морского. Флота.

Он учился усердно, настойчиво. То, что
требовала от него родина, полностью сов-
падало с его желанием, которое — легко
было выразить тремя словами: стать хо-
решим летчиком. Он развил в себе вы-
носливость, OH любил воздух и полет,
как моряк любит море и плаванье.

В 1938 г. орден «Красного знамения»
украсил грудь молодого летчика-истреби-
теля Максимова. Рука его стала еще
тверже, глаз еще точнее.

Теперь ему трудно было возражать,
когда товарищи хвалили его за умелое-
сочетание маневра с точностью огня. Ве-
селый и общительный, он пробовал, од-
нако, отшучиваться; =

— Мой маневр прост, — говорил 0н—
догнал и вцепился в хвост.

Но Максимов умёл не только сочетать
смелый маневр с метким огнем, не толь-
ко мог поймать «за хвост» непрошенного
молодчика. Он часто говорил, что терпе-
ливо ожидать встречи с врагом, готовить-
ся к ней — не легче, чем встречать вра-

га так, как он того заслуживает. И тут
молодой командир был прав.

Учеба и работа с подчиненными зани-
мали все его время.

Он летал днем и ночью.

Усваивал технику слепого полета
чувствовал себя одинаково хорошо
всех высотах.

Вскоре Максимов был назначен коман-
диром звена. К этому времени он слу-
жил уже на Черном море. :

И здесь он умел ждать врага так, как
учил других, — в постоянной внутрен-
ней готовности выполнить свой долг пе-
ред родиной.

В первое же утро войны подразделё-
нию капитана Корабицына в котором
служил и Максимов, суждено было на-
нести первый удар по врагу. Любовь к
родине, преданность делу партии

и
на

Ленина—Сталина повели лейтенанта Мак-
симова в бой, когда днем 22 июля вво03-
духе показался противник.

Звено Максимова шло навстречу девят-
ке германских самолетов. Передовым ле-
тел командир звена.

Фашистские самолеты стремительно
приближались, и Максимов направил
свой истребитель прямо в лоб противни-
ку. За воздушным боем с волнением
следили не только на аэродроме, но и
на улицах и площадях небольшого при-
дунайского горсда, укрытого в зелени са-

дов.
Ворвавшись в строй неприятёля, Мак-
симов рассыпал шесть бомбардировщи-

ков, прикрываемых тремя истребителями.

Мастер боя, он по обыкновению вце-
пился в хвост одного из «Хейнкелей» и
стал расстреливать его снизу. Против-
ник, зажатый в тиски (справа сверху
шел Хомутов, а с другой стороны Гому-
чадзе), был расстрелян мгновенно.

Когда германский самолет, нелепо ку-
выркаясь, начал падать в Дунай. на
улицах города раздались аплодисменты.

Спустя несколько минут © улиц горо-
да наблюдали другую схватку: Максимов
снова встретил германские — самолеты.
Они -пытались окружить смелого истреби-
теля, то ныряющего, то опять взвивающе-
гося кверху, но уже нарастал
шум приближающихся самолетов: на по-
мощь Максимову шли его товарищи.

Максимов избрал мишенью один из
германских бомбардировщиков. Решитель-
но наступая он вынудил противника

снизиться и, подбитого, посадил в боло-
т0. Тем временем обломки еще трех вра-
жеских самолетов рассыпались по зем-
ле, над которой несколько минут тому
назад фашисты высматривали цели для
своих бомб. у

В это утро войны, в воздушном б0ю
над Дунаем, наша авиация не понесла
никакого урона, а противник потерял
пять самслетов.

Через несколько дней второй боевой
орден украсил грудь молодого советского
пилота, который может гордиться тем,
что в 24 года он уже выполнил часть
своего «плана жизни», прекрасного пла-
на, подсказанного ему родиной.

Действующий флот.

Янис НИЕДРЕ

Отряд Карлиса Фильберса

Романиста Карлиса Фильберса хорошо
знают латышские читатели. Его книги
рассказывают о тяжелой жизни латгаль-
ских батраков в буржуазной Латвии. В
ромайе «Черный барон» описано зверское
хозяйничание немецких оккупантов ‘в
Курзене (Курляндия) в 1918 году. В этой
книге, проникнутой жгучей ненавистью .к
поработителям, Фильберс настолько реалъ-
но и правдиво изобразил события, что в
ульманисовской Латвии местные немцы
закупили весь тираж романа, сожгли его
и дали крупную взятку издателям, чтобы
те не переиздавали книгу. Помимо рома-
нов, перу Фильберса принадлежат  не-
сколько рассказов.

Таковы, вкратце, данные о Фильберсе
как писателе. Когда фашистские полчи-
ща напали на СССР, Карлис Фильберс,
старый участник боев с немцами в 1918
—1919, годах, вместе с другими латыш-
скими патриотами пошел сражаться с
диврерсантами и парашютистамя. Под его
руководством действует сейчас отряд в
несколько сот человек, об’единяющий
рабочих и крестьян М-ского округа. При
продвижении немцев вперед отряд с
боем отступил на заранее намеченный
сектор фронта. На одной из переправ че-
рез реку Н. рабочие, не обученные воен-
пому делу, не имеющие современного мо-
дернизированного оружия, переходили
двакды в такие мощные контратаки, что
враг отказался от наступления в этом на-
правлении.

На северо-западном фронте отряд тов.

лок — и действующая цель летит даль-
ше разрушать и уничтожать; их дело тре-
‘бует постоянной настороженности, сосре-

доточенности, чуткого внимания.
Очередная ночь на зенитной батарее
миновала:

шесть залпов заградительного
огня — и тишина. И сразу стал слышен
палекий поезд; он шел вдали, по краю
ночи, решительно и настойчиво.

Так было всю ночь: затихнет на мину-
ту в небе и на земле дыхание ночного

боя — и сразу слышен за Москвою по-
езд.

Везут!

День и ночь — осторожные, бесстраш-
ные — везут орудия, танки, самолеты,

снаряды, снаряжение, бойцов и команди-
ров. Неисчислимая страна движется на
фронт; обширная страна свободы и упор-
ства, выдержки и труда, мужества и си-
лы; страна великих идей и выносливо-
сти, знания и мудрого расчета, ясной кре-
пости духа.

Последний Зайп. Слегка свистнув, упал
на землю зенитный осколок.

=< Рассветет, найду, свистнул рядом—
сказал разведчик.

Отбой. Командир батареи снял шлем и
сказал:

— Заградительного не выносит!

Незаметно снизились аэростаты воздуш-
ного заграждения.

Начало светать.

Стволы зениток опустились.
остались часовые.

Ночь сделана.

Утро начинается над Москвой, солнце
освещает снизу просторные синие тучи;
молодой и вечный город строгих зданий
великого сердца, воли и спокойной нена.
висти -встает над землей.

Над батареей — большое, теплое мос-
ковское солнце. Маленький пестрый ба-
тарейный котенок первым идет в столо-
вую. Повар готсвит завтрак.

У орудий

Viel ate

Фильберса причислили
Красной Армии.

к регулярной

Отряд Фильберса занял позиции. Bapyt,
совершенно. неожиданно, в тылу показа»
лась групча красноармейцев. Отряд Филь-
берса выслал разведчиков. Неизвестные,
оказавшиеся замаскированными немецки-
ми парашютистами, внезапно открыли
этонь. Разгорелся бой на два фронта...
Бойцы не только удержали позиции,
но и быстро уничтожили группу против-
ника в своем тылу.

Через несколько дней отряд тов. Филь-
берса очутился в окружении немцев. Все
теснее замыкают фадгисты кольцо. Коман-
дир быстро принимает решение:

—*В атаку!

Бой начался с ручных гранат, потом
дружно ударили в штыки. Фашисты не
выдержали. Отряд вырвался из окруже-
ния.

В штабе отряд тов. Фильберса считали
уже погибшим. И вдруг откуда ни возь-
мись появляется маленький, скромный на

вид человек, почерневший. усталый и
рапортует: _
«Товарищ командир, соединение яви-

лось в ваше распоряжение...›

В настоящее время об’единенный отряд
рабочих и крестьян под командованием
писателя К. Фильберса стал одной из
крепких частей Красной Армии. Следуя
славным традициям латышских краемых

стрелков, этот отряд бьет и уничтожает
подлого врага.

i

Столовая под землей — длинная, с до-
мовитым запахом; висит стентазета «Бо-
евой листок»; здесь бывают собрания И
здесь бойцы учатся.

Повар работает со своим помощником;
эн выспится днем: ночью он стоял y
своего орудия; он — трубочник, его бое-
вое дело — дистанционные трубки ‚зенит-
ных снарядов.

По тревоге он становится У плоских
ящиков со снарядами; на его левой ру*
ке — кожаная полуперчатка с козырьком,
под которым — электрическая лампочка;
по команде трубочник, вынимает из ящи:
ка большой зенитный снаряд, зажимает
эго между ног, придерживая левой рукой
толовку снаряда и лампочкой освещая
шкалы делений и цифры дистанции боя;
в правой руке — ключ: движения правой
руки должны быть мгновенны и механя-
чески точны, как и все, что делает зе
нитная батарея; у трубочника — особая

чуткость руки, зрячесть ее и меткость
мастер-трубочник видит пальцами».

Над батареей высокое солнце и утрен-
няя тишина.

К командиру батареи приходит предсе-
датель колхоза, на цветущей и плодонос“
ной земле которого невидимо стоит ве
нитная батарея. Колхозный огород про“
стирается далеко, чистый и теплый; точ
ные, общирные ряды картофеля в цвету,
скороспелая капуста: кочны капусты ле
жат у весов в свежих бунтах, как пира-
миды,
Вокруг, вдали, просторно — Москва. Над
зенитной батареей, над колхозными длин-
НЫми огородами легкое утро, пахнущее
сосновыми далями и сытой вемлей,

издалека ‚

^

ых