у

j

— — SO

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

] DOW RIDATV IDEA S
ГАЗЕТА

№ 33 (947)

Орган Правления
Сотоза Советских Писателей СССР

Среда, 20 августа 1941 г.

Цена 45 коп. j

[` стр. ПЕРЕДОВАЯ.  Место

_вщение 19 августа. Вечернее сообщение

РЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ `ИНОСТРАННЫХ КОР

РЕСПОНДЕНТОВ.

Бешлей.
Юлий
Друзья,

2 стр. Юрий ПУТРАМЕНТ. Польская литература в борь-
бе с гитлеризмом. Проф. Зденек НЕЕДЛЫ. Традиции Гуса”
и Жижки. В. КИРПОТИН. Наши симпатии к. литературе
Америки. В БОЯХ ЗА РОДИНУ! А. ДЫМШИЦ,: Александр

А. СУРКОВ. Капитан  Чирсков и его‘ товарищи.
ВАНАГС, Полк товарища ‘Улпе. Дм. СТОНОВ.

В отечественной

19 августа. НА ОЧЕ-

ском

ФАНД. Цезарь на
на район Берлина.

Сеюдня в номере:
А

‚ 3 стр. Конст, `ФЕДИН-Рабы Гитлера, Маризна таги.
‚ войне. ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО- ‘Утреннее с0об-` ‘НЯН: Стратегия ‘мирового двурушничества. Ил. ЭЛЬВИН.
Бестия. НОВЫЕ КНИГИ.-В..ИГНАТЬЕВ.` Рассказ о сталин-
соколе. Корнелий ЗЕЛИНСКИИ, Поэзия народной
борьбы. А.  АДАЛИС. «Степан Завгородный»,
4 стр. Жан-Ришар БЛОК. Французские ‹лакеи Гитлера,

И. КОНСТАНТИНОВСКИЙ. ‚ Души ‘мертвых.

М. ГЕЛЬ-
побегушках.’ Налет советских самолетов
ИНФОРМАЦИЯ. В театрах столицы.

Киносборник № 3. На военный лад. Музыка боевых дней.

Место литератора
в отечественной войне

Фронт и тыл неотделимы друг ет дру-
та. Ни в одну еще отечественную вой-
ну, которую приходилось вести народам

на протяжении их многовековой
истории, эти слова не были полны тако-
№ глубокого смысла, как теперь. Совре-
менные методы ведения войны, колоссаль-
ная механизация средств вооружения,
мощное развитие авиации —- все эт
оделало доступными для военных операций
города и села, которые в прежнее время
считались бы находящимися в глубоком
тылу. С друтой стороны, — и это самое
важное, — характер нашей отечественной
войны © кровавым немецким  фалнизмом
еще резче меняет прежнее представление
® фронте и тыле. Каждый на своем по-
сту — боец Красной Армии, каждое тру-
довое усилие советского человека, на ка-
ком бы участке он ни работал, в каком
бы городе ни жил, — служит делу 060-
роны нашей священной отчизны.

Советский Союз переживает грозные и
напряженные дни. Вероломно напав па
нашу родину, германские фашисты ‘уже с
‘  зрвых дней хозяйничанья в оккупиро-
\Занных ими районах пироко развернули
свою «программу». Зверские издеватель-
ства над беззащитным населением, : страш-
вые садистские пытки, массовые убийст-
ва стариков. и детей, гнусные насилия
над женщинами, узаконенное приказами
мародерство и бандитский разбой — вот
чт принесли с собой тупые автоматы в
мундирах немецкого покроя. Грабеж и
убийство — взамен морали, пожары и
насилия -— взамен культуры,  пулемет-
ная очередь и улар приклахом — вместо
права. Гитлер, ненавидящий славян, счи-
тающий, что их нужно уничтожать, как
насекомых, засучив рукава принялся осу-
ществлять свою бредовую идею физиче-
ского истребления великого советского

народа. Но пьяные кровавые орды недол-:

го будут справлять свое мрачное пирше-
ство Ha советской земле. Придет день,
когда фашизм захлебнетея в собственной
крови. Неминуем чае возмездия за все
торе и муки, которые он принес  наро-
дам Европы. И мы, советские граждане,
каждой минутой своей жизни, любой се-
кунлой своего труда лолжны приближать
наагупление этого дня.

_ — Что я сделал сегодня для родины,
чем я могу быть еще ей полезен? —
этот вопрос должен задавать себе еже-
дневно, ежечасно советский человек. Этот
вопрос стоит и перед литератором, масте-
К:

Огромная Macca писателей ответила де-
лом на призыв родины. Многие из них
уже в первые дни войны отправились на
фронт. Олни — с оружием в руках за-
шищая родину, другие — поставив на
службу обороны перо художника. В цен-
тральных газетах — «Правде», «Изве-
стиях», «Красной звезде», — «Комсомоль-
ской правде» — почти каждый день можно
встретить очерки, корреспонденции ©
фронта, стихи, написанные на привале, в
перерыве между боями. Литераторы пока-
зывают читателям  беспримерные случаи
героизма бойцов нашей армии. они дела-
ют достоянием всей страны имен& бесчи-
сленных героев. Во фронтовых и армей-
ских. газетах, выходящих непосредствен-
но там; где идут упорные и жестокие
ехватки © коварным врагом, писатели по-
мещают короткие очерки, боевые стихо-
творения, ударные лозунги, едкие эпи-
траммы. Вся эта работа выковывает в
бойпах волю к победе. вызывает стремле-
ние подражать героям родины, воспиты-
вает в людях чувство патриотизма, го-
товность отдать все свои силы, а если
нужно, то и жизнь за победу над озвере-
лыми фашистскими бандами. Недаром так
тепле отзываются бойцы © своих друзьях-
писателях, участниках их боевых похо-
дов.

Ню есть другая, такая же важная от-
расль работы — политическая пропаган-
да в тылу, воспитание патриотического
луха у широчайших масс трудящихся
СССР, политико-просветительная военная

.7-абота. И здесь для литераторов — 06-
ширнейшее поле деятельности.

Писатели в содружестве с художника-
ми возродили прекрасную традицию, 0с-

Не только в Москве и Ленинграде, но и
BO множестве других городов. на улицах
и площадях выставлены щиты © сатирй-
ческими стихотворными фельетонами.

Радио — это могучее средство обще-
ния, не знающее границ, — широко
используется для пропаганды налних идей.
Перед микрофоном выступают лучшие
писатели, чьи книги завоевали ‘уважение
миллионов читателей.

Издательства начали выпускать cOop-
ники боевых военных стихов, публици-
стических статей, оборонных  художеет-
венных произведений. Уже вышли сти-
хи Джамбула, Асеева, Лебедева-Кумача,
выходит книга статей Ал. Толстого «Блиц-
криг» или «блицкрах», книга Ильи Эрен-
бурга «Плененный Париж». Иркутское 96-
ластное издательство выпустило сборник
стихов поэтов Сибири. Театры готовят к
постановке новые оборонные и антифаши-
стекие пьесы, налисанные уже в дни оте-
чественной войны.

Однако масштабы этой пропагандист-
ской работы должны быть значительно
расширены, и в нее должно включиться
как можно больше писателей. Пройдет
некоторое время, и народ захочет про-
честь в глубоко правдивых  художест-
венных произведениях летопись наших
дней, отражение героизма народа и пар-
тни. Писатели создадут такие произведе-
ния, ибо сама жизнь дает им теперь для
этого обильнейший материал. Но ‘время
для крупных книг еще не пришло, сей-
часе перед литераторами стоит задача
непосредственной помощи армии и тылу в
их борьбе. И здесь от литераторов тре-
буется большая мобильность, умение мпо-
то и быстро работать, умение проявить
себя в любом жанре. Писатель должен
тотовить себя к разнообразнейней лите-

ратурной работе — написать статью,
брошюру, листовку, стихотворный пла-
кат, радиовыступление, эстрадный скетч
ит. д.

Большой материал дают писателям ты-
СЯЧИ фактов личного и коллективного ге-
роизма бойцов Красной Армии и Флота.
Писатель должен художественно 0606-
щать эти факты так, чтобы безымянные
герои становились известными всей стра-
не-”ятобы в каждом примере героизма был
вскрыт и показан средствами искусства
национальный характер советских людей,
благородство ‘идей, которые ‘воспитывают
презрение к смерти и ненависть к врагу.
Олним словом, перед литераторами стоит
больная задача, требующая  оператив-
ности, подвижности, упорного и на-
пряженного труда. Это относитея не толь-
ко к москвичам, ленингралцам, киевля-
нам, но буквально ко всем литераторам.
Сведения, поступающие с мест, говорят о
том, что на периферии писатели недоста-
точно вовлечены в шрюпагандистскую ра-
боту. Их мало используют в печати, их
почти не привлекают для выступлений
местные радиокомитеты. Это глубоко не-
правильно. Не писательские организации
не должны дожидаться, пока их позовут.
Они сами обязаны проявить  настойчи-
вость и инициативу.

Многие литераторы тю разным причи-
нам оказались оторванными от централь-
ных издательств и ‘газет и до еих пор
не нашли себе применения. Они должны
включиться в работу, которую ведет все
население, — по охране зданий, электро-
станций, уборке урожая и т. д. Каждый
вид труда важен. Все служит защите
родины. !

Мы живем в сложное и напряженное
время. Сейчас, больше чем когда-либо, ре-
шается вопрос — быть или не быть народам
СССР свободными. Это вопросе жизни вее-
то Советского Союза и каждого граждани-
на в отдельности. Нет жертвы, на кото-
рую не были бы способны советские лю-
ди в эти дни. Так будем же всеми еила-
ми крепить -моть нашей родины. . Защи-
тим отечество от подлого и страшного
врага. Он еще силен. Но мы сильнее.
Правда нз нашей стороне, она. восторже-
ствует. Й мы будем горлы сознанием, что
отдали все силы победе того дела, за ко-
торое боролись лучшие умы человечества,

нованную еще Маяковским, — окна ТАСС.  — победе разума, демократии, свободы.

Писатели—в фонд обороны

С неослабевающей активностью прини-
мают участие советские писатели в с03-
дании мощного фонда обороны страны.
` Горячо откликнулись на предложение о
создании фонда ленинградские писатели.

Л. Утевский внес в фонд 25 тысяч
рублей, Е. Шварц — на 8 тыс. рублей
облигаций займов и кроме того обязался
до окончания войны ежемесячно вносить
по 200 руб. Подобное же обязательство
взял на себя М. Слонимский.

М. Зощенко внес облигации займов на
3.000 рублей; ежемесячно, кроме того, он
будет вносить в фонд обороны по 300
рублей. Помимо этого; М. Зощенко сдал
гонорар, полученный им из Америки за
переводы ero рассказов. По 100 рублей
ежемесячно будут вносить В. Каверин и
В. Кетлинская. С. Дрейден сдал в фонд
массивный серебряный портсигар.

++

Писатели Таджикистана горячо привет-
етвуют создание фонда обороны CCCP.
На митинге, посвященном созданию фон-
да, секретарь ССП Таджикистана т. М. Мир-
шакаров сказал:

«Вместе со всеми народами Советского
Союза мы сейчас живем одной мыслью—
разгромить и уничтожить фашистскую га-
дину. Наши сбережения, отданные госу-
дарству, помогут общему делу борьбы с
ненавистным врагом. На эти средства бу-
дут построены новые самолеты. танки,
снаряды, винтовки и другое вооружение,
необходимое для победы.

Я вношу в фонд обороны 500 рублей
деньгами и 1.000 рублей облигациями».

Поэт тов. Д. Сухайли в своем рубайи,
посвященном созданию фонда обороны,
поддерживает выступление М. Миршака-
рова. ‘Он вносит в фонд обороны на 800
рублей облигаций, С. Айни — 2.000 рублей
деньгами и на такую же сумму обли-
таций, Турсун-Зода — 400 рублей день-
твми и на 1.000 рублей облигаций, Дехо-
ти — 500 рублей деньгами и на 500 py6-
лей облигаций, Ф. Ниязи — Ha 2.000 py6-
лей облигаций.

Всего за один день в фонд обороны
СССР писателями Таджикистана внесено
свыше 10.000 рублей.

+ *
ak

Чувашское государственное издательство
выпускает на-днях сборник рассказов «С
красным знаменем». Авторы вошедших в
сборник произведений А. Эсхель, А. Ага-
ков, Ф. Уяр, В. Худорсем и др. весь при-
читающийся им гонорар перечислили в
фонд обороны.

Чувашский поэт
руб.

Г. Мдивани сдал в фонд обороны 06-
лигации займов на 13.000 рублей.

Узбекские поэты Г. Гулям, Даврон,
Айбек и Уйгун внесли в фонд обороны
весь тонорар за свои антифашистские
стихи, изданные в сборнике «Смерть вра-
гу».
`Л. Киачели внес 3.000 рублей.

Я. Ухсай внес 1.000

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

‚ УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 19 АВГУСТА.

В течение ночи на 19 августа наши
войска продолжали вести бои с против-
ником на всем фронте.

se

Истребители танков подразделения стар-
шего лейтенанта Свинцова за первую xe-
Katy августа вывели из строя 22 немец-
ких танка. Болыне всех‘ уничтожил вра-
жеских машин ефрейтор Кузин. Он под-
жег 4 срелних’ и один тяжелый ‘ral.
Основное оружие истребителей танков —
бутылки © горючей смесью и связки гра-
нат. На-днях группу красноармейцев ата-
ковали немецкие танки. Первыми связка-
ми гранат был ‘уничтожен головной танк.
Остальные малпины ‘ ринулись ему на
помощь. Orde за подбитым танком,
красноармейцы ждали пюлхода противника.
Первая же машина,  приблизившаяся
5 Golam, была полбита гранатами и
подожжена бутылками с бензином. Осталь-
ные танки повернули вправо и двинулись
к селу В. Злесь их встретил ефрейтор Ку-
зин. Сидя в окопе, он спокойно ждал
приближения танка: Когда до малины
‘оставалось 15 метров, ефрейтор бросил
под гусеницы связку гранат. Танк оста-
новился. Вторая машина замедлила хол..
В нее полетели бутылки © бензином. По-
теряв четыре танка, немцы прекратили
атаку.

**
*

Бойцы подразделения капитана, Ковриж-
ко успешно борются против вражеских
танков. В одном бою подразделение кали
tana Коврижко вывело из строя 16 фа-
шиетских танков. Сам капитан Коврижко
поджег за этот день четыре танка, . млад-
ший лейтенант Геущенко — два танка.

На одном из участков Северного фро-
та усиленный батальон» белофиннов в е0-
ставе более. 1.000 солдат. углубился на
нашу территорию. 0тряду нод. командова-
нием майора Немкова было приказано
разгромить вражеский батальон. Ирасно-
армейцы неожиданно ‘ударили по бело-
финнам. В результате упорного боя про-
тивник был наголову разгромлен. Отряд
тов. Немкова захватил штаб батальона
с ценными оперативными документами.
В числе трофеев: крупнокалиберный пу-
лемет, 10 станковых и ручных пулеме-
тов, много винтовок, две радиотелефюн-
ные станции, много десятков тысяч ‘вин=
товочных патронов, сотни ручных гранат
и мин.

“se
*

Труппа немецких
новилась на ночлег в центральной усаль-
бе совхоза «Вторая пятилетка». Ночью
партизанский отряд под командованием
тов. J. незаметно. окружил _ усадьбу.
Уничтожив часовых, партизаны подожгли
дома. Когла фашисты стали выбегать 113
жилищ, охваченных пламенем, партизаны
открыли по ним дружный пулеметный и
ружейный огонь. Bea немецкая груинта
мотоциклистов была истреблена. Партиза-
ны захватили 30 исправных мотоциклов.
Бойцы партизанекого отряда пох комалето-
ванием тов. 1. 11 августа напали на ле-
ревню Б., в которой раслюложилаеь рота
немецких  солдат-резервистов, — еледовав-
шая на фронт. Смелое и внезапное
нападение вызвало переполох в фашист-
ских рядах. Многие резервисты при nep-
вых же выстрелах бросили оружие. Пар-
тизаны захватили почти все вооружение
и снаряжение роты. Из показаний  плен-
ных выяснилось, что личный состав роты
призван в армию 18 июля. Большинство
солдат — пожилью люди, не служивише
ранее в армии.

*

*

Кровавый фашистский террор свирепст-
вует в украинских районах, захваченных
немцами. Ворвавшись в небольшой район-
ный центр Житомирской области — Воло-
дарек-Волынск, фашисты начали хватать
и аростовывать всякого, кто так или
иначе участвовал в общественной жизни
— активистов общественных организаций,
стахановцев и всех, кто своим видом ие
понравился немецкому офицеру. Аресто-
ванных заперли в capae. №аждый день
сюда вваливались пьяные ватаги немец-
ких офицеров и петлюровцев и устраива-
ли дикие расправы над арестованными:
выкалывали глаза, выламызали или обру-
бали руки, рубили на куски, а многих
закатьвали живыми.

Оперирующий в этом районе партизан-
ский отряд под руководством тов. В. ре-
шил освободить товарищей. Налет удался
как нельзя лучше. Неожиданно напав на
город, партизаны уничтожили болыпую
часть фашистского гарнизона. Непереда-
ваемой была встреча партизан © аресто-
ванными. В’ ту же ночь в партизанский
‘отряд вступило 300 человек. .

+
*

Огромные потери, которые несут фа-
шистские н
германское командование безуспенно пы-
тается возместить наспех подготовленным
пополнением. Состояние этих новых ча-
стей германской армии ярко характеризует
приказ по батарее 5-го артиллерийского
полка дивизии «СС». В приказе, подпи-
санном командиром батареи обер-штурмфю-
рером Подинель, дана такая характеристи-
ка подготовки резервистов:

«1. а) Строевая подготовка — плохая;

6) Боевая подготовка по действиям на
местности и стрелковая подготовка — у
всех недостаточная;

в) внутренняя служба: солдатская вы-

правка, стремление к чистоте и порядку,
особенно у молодых рекрутов — очень
неудовлетворительная.

2. Расовые черты и наружноеть в 96-
щем плохие.

3. Умственное развитие: некоторые в
умственном отношении очень неповорот-
дивы и совершенно не одареные.

4. Общая оценка: общие впечатления 0
желании выполнения служебных обязан-
ностей — не всегда хорошие.

Недостаточное воспитание и плохая 0б-
ая подготовка тормозят ход военной под-
готовки; У многих нет достаточной зрело-
сти и понимания серьезности настоящего

_MOTOIAKIWCTOR -оста- . момента». - ЗЫ

: ##
< *

Фатистекие тазеты, издающиеся на
территории Польши, пестрят траурными
0б’явлениями о «несчастных случаях»,
происшедних с офицерами или солдатами
штурмовых отрядов. Только в пяти номе-
рах немецкой газеты в Катовицах напеча-
тано 11 об’явлений о смерти германских
игурмовиков. Местные жители знают, что
это партизанские отряды расправляются в
ненавистными немецкими захватчиками.
Антифашистское движение в Польше ра-
стет е каждым днем. Недавно цементный
завод вблизи Познани простоял целый
день, так как в цехах оказались изрезан-
ными все приводные ремни. На станции
Кельце сильно поврежден и выбыл из
строя немецкий бронепоезд. Партизаны
направили на путь, гле стоял бронепоезд,
состав. с балластом. На железнодорожной
линии Кельце Скажиско взорван мост.
В городе  Иваниека пьяные ‘офицеры
устроили  погром. Глубокой ночью парти-
занский отряд поджег дом, где жили офи-
церы.

части ‘на Восточном” фронте,

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 19 АВГУСТА

В течение 19 августа’ наши войска
вели бои с противником на всем фронте,
особенно упорные на Кингисепиеком, Нов-
городском, Гомельском и Одесском направ-
лениях.

По уточненным данным за 17 августа
в воздушных боях сбито не 22 немец-
ких самолета, как указывалось ранее, a
28 самолетов.

С 17 на 18 августа наши

ли Плоешти, летчики
болыние пожары и взрывы.
3a 18 августа в ‘воздушных боях сби-
то 30 немецких самолетов. Наши потери
— 12 самолетов. В Черном море наши
бомбардировщики потопили два и” подожт-
ли один транспорты, противника.

самолеты
наблюдали

oe
Отряд красноармейцев под команхова-
нием капитана т. Савицкого обнаружил
расположившийся в деревне Н. вражеский

штаб. Дождавшись ночи, отряд внезадно
напал на штаб и уничтожил 50 враже-
ских автомашин и несколько десятков

солдат и офицеров. Тов. Савицкий захва-
тил фотоаппараты, секретные карты и
много других ценных штабных докумен-
тов.
=
Болыпой отряд немцев наступал на
олну из наптгих рот. В б0ю выбыл из строя
‘командир роты. Политрук Холивенков
принял на себя командование и позел

красноармейцев в контратаку. Бойцы от-  .

бросили врага и уничтожили танк, два
противотанковых орудия, два крупнокали-
берных пулемета, восемь автомашин и
120 солдат противника. Во второй поло-
вине дня немцы снова пошли в наступле-
ние. Однако вторая атака окончилась для
немцев также плачевно. Рота тов. Холи-
венкова уничтожила гаубицу, автомаши-
ну, 15 мотоциклов и 150 немецких еол-
дат и офицеров. У

*

Рота старшего лейтенанта  Иркутова
производила разведку боем в районе ме-
стечка Jl. Сняв  сторожевое охранение
немцев, красноармейцы проникли в тыл
врага, установили расположение его огне-
вых точек и захватили пленных. При
отходе на свою линию обороны одно отде-
ление роты пол командованием сержанта
Стрючкова попало в расположение немец-
кой танковой роты. Воспользовавшись за-
мешательством в лагере врага,  краено-
армейцы вывели из строя три танка, Opo-
сив гранаты в ‘открытые люки. Отряд не-
мецких мотоциклистов в 100 солдат пы-
талея окружить роту, ное безуспешно...
Удачно’ замаскировавшись, . красноармейцы
пропустили немцев вперед и затем улари-
ли им в тыл. Почти все фашистские мо-
тоциклисты были уничтожены.

; *

Отважно действует в энской части
группа разведчиков под командой млал-
ше лейтенанта Змиевского.  На-днях
разведчики ‘выследили и уничтожили
грутиту немецких автоматчиков, захватив
при этом 3 мотоцикла и 7 автомашин.

*
Сильные удары наносят врагу парти-

занские отряды, действующие в захва-
ченных немецко-фашистскими войсками
районах Винницкой области. Отряд под

командованием механика МТС тов. Т. со-
вершил несколько налетов на солдат не-
мецкой роты связи, пытавшихся восста-
новить телеграфную и телефонную линию
между Винницей и Бердичевым. Убито
70 фашистских солдат и инженеров свя-
зи. Уничтожено несколько телеграфных
аппаратов, радиостанция, 5 автомашин с
проводами и аккумуляторами. 14 августа

партизаны остановили колонну немецких
автомашин с горючим. Перебив охрану и
шоферов, бойцы отряда подожгли цистерч
ны. В огне сгорело 18 автомобилей.

Партизанский отрях под команлованиезя
заведующего районным отделом связи тов.
Д. десять дней действовал в районе шоез
сейной дороги Литин— Винница. это
время отряд перехватил и ‘уничтожил 4
обоза с оружием и 14 цистерн с бензич
ном. Две цистерны в бензином партизаны
укрыли в лесу и снабдили 9 партизан-
ских отрядов горючим для борьбы ¢ das
шистскими танками.

Отрях под командованием председателя
исполкома’ сельского совета тов. В. 10 ав-
густа. вступил в бой с немецким подразде-
лением, пытавшимся очистить лее oT
партизан, и нанес ему большюй урон. В
лесу осталось 90 трупов немецких сол-
дат. Около местечка Р. отряд напал на
пробиравшуюся к фронту батарею зенит
ных пулеметов. Перестреляв прислугу»
партизаны уничтожили 6 зенитных пу
леметов, а 2 пулемета © большим запая
сом патронов захватили с собой. 13 ane
густа бойцы отряда рассеяли огнем зе-
нитных пулеметов крупную немецкую авз
токолонну. 14 августа партизаны обстрез
ляли три фашистских самолета. Олин
самолет получил повреждение и свалился

на землю.
ig

Успешно продолжается - napra3ancrad
борьба на греческом острове Крит. захва-
ченном немецко-итальянскими войсками.
Капитаны греческих парусников, достав-
ляющие оружие партизанам, используюе
многочисленные мелководные порты юж-
ного берега Крита, к которому не могут
подойти немецкие и итальянские военные
корабли. Диверсионные группы повстан=
цев проникли в порт Хании и положгли
немецкие склады с награбленных 4a
острове оливковым маслом. Партизанские
отряды, действующие на территории Гре-
ции, атаковали немецко-итальянский гар=
низон города К. Фалтистские войска в
панике бежали из города. Партизаны зах-
ватили болыние запасы оружия. Многие
тысячи треческих патриотов вступают в
партизанские отряды и тероически 60-
рются © фашистекихи оккупантами.

*

Заканчивая уборку урожая и выполняя
обязательства перед государством, многие
колхозы приступили к севу озимых. В
Калининском районе, Фрунзенской обла-
сти, уже засеяно 1.200 гектаров озимых.
Начался озимый сев в Вешенском, Верхне-
JOHCKOM и других районах  Ростовокой
области. Вешенские колхозы, сняв в этом
году урожай озимой пшеницы ‘в 200 пу-
дов с гектара, увеличивают озимый клин.
Колхоз. «Победа» ‘Матвеево-Курганского
района решил  засеять озимыми. 1.000
тектаров вместо 800 по плану. Массовый
сев.озимых начался в Башкирии. В’Стер-
литамакском районе уже засеяна почти
половина озимого клина. Широко развер-
нулась  подготовк» к севу в колхозах
Ново-Троицкого, Генического, Приазовсхо-
го, Большетокмакского и других районов
Запорожской области. Трактористы колхо-
3a имени Чапаева, Ново-Троицкого района
тт. Савченко и Глущенко  вспахивают
трактором ХТЗ ‘тю 10—11 тевтаров в
смену, экономя при этом 15—20 кило-
грамм горючего. Комбайнеры Михайлово-
Тукапевской  машинно-тражторной стан-
пии тт. И. Синеокий и Д. Диходер днем
убирают хлеб комбайнами, а ночью па-
шут землю под  озимь. Своевременным и
высококачественным проведением сева
озимых колхозники усиливают военную
мощь советской страны.

и “UM aun fel Rae bails А ИРА ВС En eee Tae EE Eo ea re res

HA ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

На состоявшейся 19-го августа очеред-
ной преес-конференции иностранных кор-
респондентов заместитель начальника Co-
ветекого Информбюро тов. Лозовский С.А.
остановилея на политико-моральном с9-
стоянии офицерского корпуса. германской
армии.

Офицерство . Германии было всегда
замкнутой реакционной кастой. До первой
мировой войны достун в офицерский кор-
пус имели только лишь дворяне. Вю’ время
первой мировой войны, в евязи в огром-
ными потерями офицерского состава, офи-
церский корнус начал пополняться также
представителями буржуазии и интеллиген-
ЦИИ.

После разгрома Германии. в первую
войну и роспуска германской армии без
работы остались десятки тысяч офицеров,
которые не знали ничего ‘другого, кроме
военных уставов и подтягивания нижних
чинов. Из этих офицерских кругов. вербо-
вались инструкторы для многих армий и
катры для тайных террористических орга-
низаций, которые в период Веймарской
республики убивали из-за угла прогрес-
сивных государственных деятелей и рево-
люционных рабочих.

Приход Гитлера к власти еразу вылви-
нул проблему взаимоотношений между
офицерским корпусом и национал-социа-
листокой партией.

Ни для ког» не секрет, что офицерстяо
рейхсвера встретило Гитлера недружелюб-
но. Оно мирилось с Гитлером, но не при-
знавало его. Началась ожесточенная борь-
ба за гитлеризацию офицерского  кор-
пуса. В армию начали засымать, . помимо
атентов Гиммлера, все новые и новые кад-
ры из наиболее верных членов национал-
социалистской партии, штурмовых ин
охранных отрядов. С другой стороны, рях
генералов, наиболее упорно отстаивавших
руководящую роль армии, как Шлейхер,
Бредов, были расстреляны, другие были
отстранены # арестованы. Поскольку ар-

‚мия с первых лней прихода к власти Гит-

лера непрерывно возрастала, —. росли

авиамия, флот, мотомеханизированные ча-
сти, — требование на. офицерство также
гигантеки. возросло. Старое офицерство не
могло заполнить все вакантные места, и
таким образом в офицерский корпус хлы-
нуло значительное количество гитлеровцев.

Уже с первых дней прихода новых
офицеров началась глухая и открытая
борьба между старым коренным офицерст-
вом и коричневой шайкой,  претендовав-
шей не только на политическое, но и на
военное руководство армией. Борьба
внутри офицерского корпуса против ге-
сташо и национал-сопиализма ни на ми-
нуту не прекрашалась, хотя Гитлер по-
ставил офицерство в привилегированное
положение даже в отношении к уголовно-
му праву.

Офицерство He мирилось с тем, что
армия была превращена в простое орудие
гитлеровской политики. Среди офицперско-
го корпуса имеютея люди, которые пони-
мают, что Италия не союзник, а гиря на
ногах, имеются противники’ тройственного
пакта и люди, которые понимают, что
Германии не под силу завоевание веего
мира.

Правда, победы Германии кружили го-
ловы не только молодому, но и старому
офицерству. Казалось, что внутренняя борь-
ба в армии утихла и что, наконец, было
создано политическое единство. На самом
же деле часть офицерства с глубоким
беспокойством следила за моральным раз-
ложением офицерского корпуса и болез-
ненно переживала возросшую во веем
мире ненависть к гитлеровской Германии
и гитлеровекой армии.

Когда Гитлер решил напасть на Со-
ветский Cows, он не хотел слышать ни-
каких разумных советов о том, что Крас-
ная Армия — это серьезный противник.
Он ве хотел слушать тех, кто справедаи-
в9 боялся войны на лва фронта. Среди
пемепких генералов немало людей, кото-
рые на протяжении многих лет доказыва-
ли, что самое опасное для Германии это
война на лва фронта, и вдруг волею Гит-

лера армия брошена в новую
которая ничего, кроме
сулит. .

Вместе с ростом затруднений и отром-
ными потерями в офицерском корпусе
вновь возросла старая. традиционная не-
нависть против  национал-социализма. К
этому прибавилось еще и то, что среди
известной части офицерства война c Co-
ветским Союзом очень непопулярна. Она
непопулярна потому, что эти офицеры до-
статочню квалифицированы, чтобы отдать
себе отчет в безнадежности попыток Гер-
мании подчинить себе народы Советского
Союза.

В этом смысле чрезвычайно  харажтер-
ным документом является открытое пись-
MO K немецким офицерам, написанное
пятью пленными немецкими офицерами —
полполковником  Гаушильд, капитанами
Риггер, Лоевским и °Фон-Веншювоким и
старшим лейтенантом Рикс. 9Эт0 письмо
показывает всему миру, о чем думает та
часть германского офицерства, которая не
согласна с Гитлером и его бандитской по-
литикой. Этот документ отражает внут-
ренние колебания и разногласия в гер-
манском офицерском корпусе, мучительные
поиски частью офицерства выхода из ту-
пика. Спасение Германии — в разгроме
Гитлера, вот что начинает просачиваться
в сознание среднего немца. Офицерский
корпус, где имеются тенденции, выражен-
ные в этом письме, —серьезно болен, ибо в
нем нет того морального и политического
единства, которое является Bre mesa

авантюру,
поражения, не

длительной войны и победы. ‘Это письмо
— симптом распада той военной маши-

——-

ВОЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ

ны, которую Гитлер создал и которую он
двинул против’ всего человечества. Но эта
машина не развалится сама по cede; ona
развалится от мощных ударов Красной
Армии и 00’единенного фронта свободо-
любивых народов.

На вопрос корреспонлента «Интеркон-
тинент Ньюс» г-жи Жаннет Вивер, как
вы оцениваете интервью генерала Араки,
данное им’ представителю газепы «Воку-
мин», в котором он, вепоминая об окку-
нации Сибири японцами в 1918 году,
заявил, что подобное положение могло бы
опять иметь место и сейчас и что он
сожалеет, что не удалось тогда нанести
смертельный удар и что все предприятие
было оставлено на полпути, — т. Лозов- =
ский ответил:

Генерал Араки никогда не страдал из-
лишней скромностью и поэтому он всегда
принимаз свои скудные и опасные для
Японии мысли за последнее слово госу-
дарственной мудрости. Исторические вос-
поминания генерала Араки, может быть,
делают честь его памяти, но не делают
чести его пониманию международной 0б-
становки вообще и взаимоотношений меж:
ду Японией и СССР, сложившихся в по-
слелний периох на основе пакта о нейтра-
литете от 13 апреля 1941 года. Нельзя
ничего. иметь против исторических воспо-
минаний лаже тогда, когла этим  лелом
занимаются генералы и бывшие минист-
ры, но хотелось бы. чтобы высокопостав-
ленные авторы, вспоминая о прошлом, не
забывали о настоящем и будущем своей
собственной страны.

ВЕРХОВНЫМ ГЛАВНЫМ

КОМАНДОВАНИЕМ СССР И ВЕРХОВНЫМ КОМАНДОВАНИЕМ ПОЛЬШИ,

В соответствии с Советеко-Польским Соглашением от 30 июля с. г., между Bep-

ховным Главным Командованием СОСР и

густа с. г. заключено в Москве военное соглалиение,

Верховным Командованием Польши 14 ав-
подписанное со стороны СССР

уполномоченным Верховного Главного Командования СССР генерал-майором А. Васи-
левским, со стороны Польши — уполномоченным Верховного Командования Поль-

ши — генерал-майором С. Богуш-Шишно.

В качестве командующего польской арумей на территории СОСР Главнокоманлую-

IU польскими вооруженными

силами г. Сикорский назначил генерала Андерса.

Генерал Андерс приступил к формированию польской армии,