Жан-Ришар БЛОК

ФРАННУЗСКИЕ ЛАКЕИ. ГИТЛЕРЯ

Лакеи из Парижа и Виши навязали
Франции судьбу побежденного   народа,
угнетенной нации,  государства-вассала.
Они готовят ей ‘участь гитлеровской ко-
лонии, смиренно  возделывающей землю
во славу победителей, во славу «господ-
ствующей нации?.

Но неукротимое сопротивление, кото-
рое французы оказывают ‘врагу с перво-
го часа оккупации, их ненависть ко всем,
кто сдался, кто изменил, дают твердую
уверенность в конечной победе француз-
ского народа.

Чтобы добиться своей цели — убить
демократию, раздавить республику, пора-
ботить ее народ, чтобы уничтожить все
культурные завоевания последних лет,
фашисты не пренебрегают никакими сред-
ствами.

До войны Франция ежегодно ‘экспор-
тировала 10000 тонн печатных  изда-
ний, 10 миллионов кило книг и журна-
лов. Они расходились повсюду во славу
нангей страны.

Мозг наших мыслителей и художников
был нашим лучшим послом во всех стра-
нах

Петэн, Дарлан и их мрачная банда с
невиданным хладнокровием пытаются
Убить сердце и душу страны.

Писатели, художники, артисты‘ вынуж-
дены скрываться от лап гестапо и по-
лиции. Где авторы «Людей доброй
воли» и «Дизраелиь — Жюль Ромэн и
Андре Моруа? Где Бернанос и Маритен?
Поэт Сюпервьель?  Метерлинк, великий
Метерлинк? Драматург Анри Бернштейн?
де лучшие мастера французского кино;
Рене Клэр, автор «Миллиона», «Да здрав-
ствует свобода». «Привидение на прода-
my», dan Ренуар, автор «Великой ил-
люзии», Дювивье, автор «Карне де баль»?
Где наши смелые, проницательные жур-
налисты, Пертинакс, Табуи, Бюре? Двое
из них в Америке, а Бюре уже умер.

Слишком долго перечислять всех, но
я продолжу этот список: Ева Кюри, дочь
великих Кюри, актеры Луи Жуве, Пьер
Ренуар, сотни наших ученых должны бы-
ли искать гостеприимства Ha чужбине,
чтобы избежать тюрьмы или еще худшей
участи. Поль Риве, крупный этнограф,
директор Парижского музея Человека, ед-
ва успел скрыться от расправы нацист-
ской банды. Сейчас он в Колумбии. Один

из величайших французских биологов
Анри Мейер, профессор Коллеж. де
Франс, уехал в Америку. А те, кто не

успел эмигрировать из Франции, как, на-
пример, Роже Мартен дю Гар, автор
«Семьи Тибо», лауреат нобелевской пре-
мии, вынужден жить под надзором, пе-
реносить все пытки и издевательства фа-

шистской полиции. Эти люди обречены
на голод и нищету. Многие ‘из них стали
чернорабочими на вокзалах или продают
на рынках шнурки для ботинок, как это
приходится делать Андре Вюрмсеру. Вот
уже полтора года томится в тюрьме на
территории «свободной зоны» тяжело
больной Леон Муссинак.

Немцы уничтожили все экземпляры
двух книг Жоржа Дюамеля, которые бы-
‘ли уже отнечатаны и должны были вый-
ти в свет. В ссылке знаменитый про-
фессор Ланжевен. Философ Доден‘ аре-
стован в Бордо. А как терзали молодчики
из Виши великого художника Марке! Вот
далеко не полное перечисление гонений
и преследований, которыми немецкие фа-
шисты и их ‘прислужники во Франции
пытаются убить французскую мысль. Опи-
сание этих скорбных фактов могло бы за-
нять страницы и страницы.

Нашлись, правда, писатели, которые
трусливо перебежали на тот берег. До-
статочно посмотреть сегодняшние номера
журнала «Нувель ревю франсез», который
теперь редактирует Дрие ла Рошель. Здесь
вы найдете этот постыдный список капи-
тулянтов, изменников и предателей, име-
на которых не забудет французский народ.
Среди них Люк Дюртен, А. Р. Ленорман
и другие.

Вспомните, как был отменен Нантский
эдикт, когда сотни лучших французских
граждан были изгнаны Людовиком ХУ
из Франции только за то, что они были
гутенотами. Но то, что удалось Людовику
ХГУ, не удастся Петэну.

Что значит для’ всех этих господ из_Ви-
ши обескровленная, оскорбленная;  уни-
женная Франция, если они повторяют сло:
ва Гитлера: «Прогресс — я его остановил,
народ — я на него надел намордник, сво-
бода — я ее’. расстрелял».

Свобода, прогресс,
Виши благодарны Гитлеру — он помог
HM расправиться с этой «ерундой». Он,
конечно, получит хорошее вознаграждение:
Франш-Конте, Эльзас, Лотарингия, Фланд-
рия, Артуа, Пиккардия, Савойя, Корсика,
Французская Африка, железо, текстиль, зо-
лото, французская мысль, французский
авторитет. Разве за услугу, которую ока-
зал Дарланам Гитлер, не стоит отдать ему
вое это?

Между всеми варварскими преступлени-
ями пятой колонны — это самое мрачное.
Но не удастся предателям из Виши по-
работить Францию. Французский народ ни-
когда не забудет их преступлений. Мы ‘за-
пишем их в счет, по’ которому они’ за-
платят освобожденной Франции.

И. КОНСТАНТИНОВСКИЙ
 . КОНСТАНТИНОВСКИЙ_

уши мертвых

3 суеверном сознании фашистов души
умерших германцев продолжают жить и
после физической смерти их обладателей.

Еще задолго до нынешней войны фа-
шистское министерство пропаганды под
непосредственным руководством Геббельса,
выработало стройную систему эксплоата-
ции мертвых душ в интересах германско-
го фашизма.

Вот как это произошло.

Дело было в Румынии. Фашистские
группировки, организованные по прямой
указке Берлина, из кожи лезли вон, чтобы
завоевать симпатии масс. Были пущены
в ход. испытанные берлинские методы

жульничества и обмана. И вот, кроме вы

вых пропагандистов, по румынским селам
начали раз’езжать «умирающие».

..Деревенская дорога. Пол’ знойными,
палящими лучами солнца медленно двни-
жется странная процессия.Около двадцати !
штурмовиков. в полувоенной одежде, с’
обнаженными головами идут за подводой,
запряженной волами. На ней лежит че-’
ловек. накрытый белой простыней. Изда-
ли кажется, что это похороны. Подвода
со своим эскортом появляется на главной!
площади села. Вокруг собирается боль-
шая толпа любопытных. Штурмовики ста-
вят носилки наземь, и один из них про-
износит многозначительную речь:

— Бралья-крестьяне, вот на этих  но-
силках лежит доктор Ионеску. Он смер-
тельно болен. Нет больше надежды на его
спасение. Через два дня душа его на-
всегда простится с бренным телом. Но!
как добрый христианин он не хочет уме-
реть, не указав вам пути к спасению. По-
слушайте умирающего брата во Христе.

И «умирающий» румынский доктор за-
могильным голосом начинает проповеды-
вать учение берлинского доктора:

— Я умираю. Послушайте последние
слова моей души. Не верьте демократам,
большевикам... Голосуйте только 3a фа-
шистскую партию. и вы будете спасены.

К великому удивлению штурмовиков,
подобные методы не особенно помогали.
Тогда Геббельс начал сколачивать передо-
вые отряды пятой колонны исключитель-
но из немцев. Все проживающие в Ру-

мынии немцы — трансильванские сасы,
бессарабские кулаки и колонисты. буко-
винские фабриканты — так или иначе

были поставлены на службу Третьей им-
нерии. Тут-то и выяснилось, что Румы-
нию населяют не только живые немцы.
Здесь погребено несколько десятков тыбяч
немецких солдат. павших в первую импе-
риалистическую войну. ие широкие
возможности открылись для организатор-
ското таланта Геббельса! От неудачного
использования «умирающих» он перешел
непосредственно к мертвецам.

В центре Бухареста на дверях доброт-
ного блокхауза появилась скромная до-
щечка: «Бюро по ухолу за могилами нем-
eB, павших в мировую войну>. Обыва-
тель умилялся: «Какие нежные сердца
У гитлеровцев! Они хотят поставить кре-
стики на братских могилах...›

‚Вскоре, однако. умиление. сменилось
удивлением. Скромное «могильное бюро»
выросло в солидную организацию. Заки-
пела работа. Звонили десятки телефонов.
Сновали взад и вперед запыхавшиеся
курьеры. В кабинетах, засучив рукава,
работало свыше 100 сотрудников бюро,
специально прибывших из Германии. Ру-
мыны озабоченно поглядывали на всю эту
суету. Неужели для тото, чтобы поставить
100 могильных крестиков. должно было
приехать столько же человек из Герма-
нии? Но в. румынских правящих кругах
никто не удивлялся. здесь понимали, в
чем дело. «Могильное бюро» немцев за-
нималось чем угодно, только  не могилами.
Правда, раза два в году работники «бю-
ро» выезжали на былые поля сражения,
аккуратно подвешивали на могилах гро-
шевые венки из незабудок и утешали
мертвецов:

‚ Литературная газета
4 № 33

Б19548

«Спите спокойно, немцы. Если вы сами
не, можете заниматься шпионажем и _ди-
версиями, то, слава богу, помогаете дру-
гим заниматься этим... Цветы на могилах
вам обеспечены, тем более, что нам нужен
предлог для приезда в эту глупую стра-
НУ...» р

Но вот началась война. Эксплоатация
мертвых душ велась по строгой системе,
Под влиянием книги генерала Людендорфа
(«Тотальная война») немецкие теоретики
провозгласили (цитируем по румынскому
источнику):

«Война выигрывается теми, кто умеет
‘привлекать ‘из ‚Воздуха, с небес. таинст:
венные силы невидимого мира... Души
мертвых... Они защищают тебя, дают тебе
смелость и наводят панику на ‘врагов...
Зови их, германец, привлекай их силой
своей души, и они придут...»

До сих пор нет достоверных сведений:
выработало ли фашистское командование
специальный устав вызова душ мертвых
терманцев? Известно только, что когда
фашисты нападали на слабые страны, ду-
ши мертвых официально покровительство-
вали германским войскам.

Но вот началась война против  `Совет-
ского Союза, и все полетело прахом. То
ли мертвецы испугались наших зениток,
то ли Геббельс разучился их вызывать. но
они не приходят больше на помошь фа-
шистским войскам, Это тем более странно,
что благодаря Красной Армии души
мертвых ‘терманцев ежедневно’ получают
солидное ` пополнение. Все же мертвые

молчат. Позорно бездействуют...

Пришлось фашистам выступить “60 ста-
рым, более верным оружием. Как сооб-
щает Советское Информбюро, они начи-
нают вооружать своих пулеметчиков, тан-
кистов и артиллеристов железными брас-
летками. Души мертвых витают где-то в
небесах, могут потерять ориентир, а вот
браслетка — вещь реальная. Кого прико-
вали к орудию, тот наверняка не убежит.

Так бесславно закончил свое существо-
вание еще олин «испытанный» метод Геб-
бельса. :

народ! Господа из

Известный индийский писатель и
философ  Рабиндранат Тагор, скон-
чавшийся на-днях в Индии. Снимок

с портрета, приспанного им с при-
ветствием стране Советов

са

ИЗДАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В Гослитиздате состоялось совещание
по вопросу о выпуске книг, посвященных
славянским литературам. Проф. 3. Неед-
лы, проф. Н. Гудзий, ‘проф. А. Еголин,
болгарский общественный деятель доктор
А. Стоянов, польский писатель Ю. Путра-
мент, русский поэт С. Городецкий и дру-
тие участники совещания говорили о не-
обходимости показать русскому читателю
все `богатства чешской, словацкой, сло-
венской, GourapcKoH, польской и. других
братских литератур. ’Необходимо издать
очерки этих литератур, произведения вид-
нейших писателей, образцы народного
фольклора. ь

При издательстве создана славянская ре-
дакция в составе проф. Неедлы, проф.
Богатырева и CO. Городецкого.

ОПЕРА «ВОЙНА И МИР>

Композитор Сергей Прокофьев mpucty-
пил к работе над оперой но роману Льва
Толстого «Война и мир».

Опера задумана Прокофьевым как мо-
нументальная  музыкально-драматическая
эпопея. Композитор сохраняет в опере
основные линии романа. Впервые полу-
чат музыкальную характеристику бес-
смертные образы Наташи и Николая’ Ро-
стовых, Андрея Болконского;, Анатоля
Курагина, Пьера Безухова.

Кульминация оперы Сертея Прокофье-
ва — сцены отечественной войны. Здесь
‘перед композитором открывается обшир-
ное поле для изображения в музыке 06-
разов великих русских полководцев, те-
роев-партизан, борющегося народа. :

Автором либретто оперы «Война и
мир» является сам композитор.

%

АНГЛИЙСКИЕ БАЛЛАДЫ И ПЕСНИ.

Издательство «Советский писатель» сда-
ло в производство и в ближайшее время
выпускает книгу английских народных
баллад, ‘стихотворений и песен. нютланд-
ского поэта Р. Бернса в переводе С. Мар»
нгака. В его же переводе в книжке даны
отдельные стихотворения Вильяма Блэка,
В. Вордсворта, Роберта Стивенсона и
Р. Киплинга. В заключительном разделе в
переводе даны образцы английских на-
родных детских песен.

=
ТРОФЕИ ``,

‚Исковерканные, зияющие огромными
пробоинами, спаленные вражеские 60M-
бардировщики лежат на территории Пар-
ка культуры и отдыха. Мимо «Ю-88>,
«Х-111>; «Д-215» длинной вереницей про-
ходят москвичи. Они останавливаются у
бочкообразных бомб в 250, 500 и 1000  кт.
Они задерживаются у столов, на которых
разложены одежда и обувь убитых ва-
летчиков. Бойкие парни влезают в каби-
ну, внимательно разглядывают ‘сложный
механизм сбитого бомбардировщика.

В книжонке некоего Бруно Бреш, издан-
ной в Германии и предназначенной «толь:
ко для распространения внутри армий»,
сказано: «Победитель, которого можно
презирать, не долго владеет плодами свб-
ей победы»... Г

Очень жаль, что все эти Гитлеры, Ге:
ринги, Геббельсы не видят, с каким през-
рением жители Москвы смотрят на маши-

ны и одежду сбитых летчиков — вче-
рашних победителей Бельгии, Франции,
Голландин. шистские ублюдки поня-

ли бы тогда цену своим «победам».
Фашизм будет уничтожен. как уничто-
жены бомбардировщики, лежащие в Пар:
ке культуры и отдыха, как уничтожены
гитлеровские убийцы женщин и детей,
водившие эти самолеты. is
Дм. С.

_ НАЛЕТ СОВЕТСКИХ САГЛОЛЕТОВ НА РАПОН БЕРЛЕЛА

В ночь с 18-на 19 августа имел ме-  ные и фугасные бомбы. В Берлине ваб-

сто налет советских самолетов на район
Берлина. На военные и промышленные
об’екты Берлина сброшены зажигатель-

людались пожары и взрывы:
_ Bee наши самолеты вернулись нз свои
базы,

Музыка боевых дней

Острый, короткий и действенный жанр
плакатов «Окна ТАСС» увлек сейчас не
только поэтов и художников, но и совет-
ских музыкантов. Как озвучить разящую
политическую сатиру? Композитор Ва-
сильез-Буглай пишет сатирические музы-
кальные портреты на тексты Демьяна
Бедного. Л. Половинкин и Л. Шварц соз-
дают маленькие музыкальные антифашист-
ские пьесы-плакаты. Музыкальным кар-
тинкам предпосылается в качестве эпи-
графов-заставок краткий поэтический
текст, раскрывающий сущность музыкаль-
ной сатиры. Музыкальные плакаты про-
звучат по радио. в красноармейских ан-
самблях, в военных частях. В этом но-
вом оборонном жанре, в котором впервые
широко используются выразительные сред-
ства музыкальной сатиры, открываются
большие возможности для творческого со-
дружества поэтов, музыкантов, режиссе-
ров.

Налии композиторы работают над созда-
нием короткой оборонной оперы, испол-
нение которой могло бы быть осуществле-
но силами бригад, обслуживающих фронт.

Опера А. Мосолова «Ситнал» (по либретто
0. Литовского) показывает героический
подвиг советского телеграфиста, попавше-
го в окружение фашистского отряда и на-
‘ходчиво и мужественно подающего боевой
сигнал нашим летчикам. Музыкально-дра-
матические сцены на темы великой оте-
чественной войны пишет композитор
В. Юровский.

Великие исторические события наших
дней советские композиторы стремятся
запечатлеть в монументальных формах ге-
роической оратории, кантаты. Над этим
жанром работают сейчас такие мастера,
как Сергей Прокофьев (кантата «Победа
за нами»), Ю. Шапорин («Героическая
симфония» для пения с оркестром).

Ценный вклад в жанр советской герои-
ческой оратории сделал композитор Ма-
риан Коваль. В центре только что за-
конченной им оратории «Народная свя-
шенная война» (на тексты поэтов М, Го-
лодного, Н. Ваганова, А. Прокофьева,
Я. Шведова и др.) стоят образы боевого
командира, старого деда-партизана и ма-
тери-героини.

ОЧЕРЕДНАЯ КНИЖКА ЖУРНАЛА

Июльско-августовский номер журнала
«Интернациональная литература» откры-
вается. речью Председателя Государствен-
ного Комитета Обороны товарища Сталина,
произнесенной по радио 3 июля 1941 г.

В художественном отделе напечатаны
стихотворение «Германский парад» и 9
одноактных пьес, об’единенных общим
названием «Германия — страшная сказ-
каз, немецкого писателя-антифашиста Бер-
тольда Брехта.

«Германия — страшная сказка» — это
небольшие сценки, в которых автор в 0с-
трой сатирической форме изображает раз-
ные круги населения Германии.

В этом же разделе помещены одноакт-
ная пьеса Генриха Манна «Свидетель» и
новелла Фридриха Вольфа «Жюль», напи-
санная автором на основе его впечатле-
ний от пребывания в фашистсеком конн-
лагере. Новелла показывает, как под влия-
нием страшных дней германского террора
во Франции средний обыватель-француз
переходит от аполитичности к сознанию
необходимости активной борьбы против
фашизма.

В специальном разделе журнала «В ты-
лу гитлеровской Германии» помещены но-

’_ «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

велла известной английской писательни-
цы, председателя лондонского пэн-клуба
Сторм Джеймсон «Вена в дни аншлюсса»
и рассказ Елизаветы Кайль «Город Жиж-
КИ».

Рассказ Эрика Иенса Петерсена «Кто
вас сюда звал?» — это история завоева-
ния Норвегии Гитлером.

В номере напечатаны стихи Эриха Вай-
нерта и фельетон в стихах В. Левика и
А. Штейнберга «Почему фашисты не лю-
бят Гейне»,

Репортаж в журнале представлен очер-
ками Т. Рокотова «Англия в ДНИ ВОЙНЫ»,
Гарвея Клемера «Жизнь под бомбами» и
Сторм Джеймсон «Женщина в тылу>.

В отделе публицистики напечатаны
статьи советских и иностранных писате-
лей, посвященные великой отечественной
войне советского народа против гитлеров-
ских полчищ, , $

Здесь же помещены статья Е. Федо-
ровой «Писатели, убитые фашизмом», и
статья Лео Зет «Необычайные пережи-
вания директора театра».

Номер заключает статья В. Нейштадта,
посвященная столетию CO AHH смерти
М. Ю. Лермонтова.

На военный лад

Большую. работу по изданию военной
литературы развернуло Ленинградское от-
деление издательствя «Советский muca-
тель». Первые ‹ результаты = перестройки
работы издательства на военный лад уже
видны. За носледнее недели и дни Лен-
отделение выпустило в свет: работу И.
Груздева «М. Горький (0 фашизме», С.
„Леонова «Фронтовые эпизоды», Н.. Ники-
тнна и В. Лебедева «Чапаев на герман-
ском фронте», первый сборник ленинград-
ских писателей о войне с германским
фашизмом «Родина зовет», рассказы Б.
Лавренева о Балтийском флоте «Ветер с
моря», «Повесть о партизанке Василисе»
Е. Федорова и. повесть В. Шишкова е
Денисе Давыдове. Находятся в печати и
в ближайшее время выйдут второй сбор-

ник ленинградских писателей «Родина з0-
вет? и книжка С. Розенфельда «Гунны»
— 0 борьбе с немецкими оккупантами на
Украине в 1918 году. —

Кроме того, Ленотделение предполагает
приступить к изданию серии небольших
иллюстрированных книжек тиражом не
менее 50.000 экз. Эта серия должна ох-
ватывать примерно такой круг тем: «Ге-
роические подвиги бойцов Красной Ар-
мии», «Выручка в` бою», «Бдительность»,
«Трудовой героизм», «Летчики-тараны»,
«Долг — выше всего».

Несколько книг этих серий сдано в
производство. Среди них В. Каверина
«Трое» — рассказ о тероическнх  летчи-
ках И. Кратта — «Партизаны», А. Го-
лубевой — «105-й раз’езд». Г :

Киносборник № 3

Комитет. по делам кинематографии вы-
пускает третий номер очередного ежеде-
кадного сборника «Победа за нами». В
третий выпуск вошли четыре  коротко-
метражные новеллы. Большой интерес
представляет первый фильм «Английские
зенитчики» — выпуск английского мини-
стерства информации (лента будет де-
монстрироваться с русским текстом).

В Лондоне об’явлена воздушная трево-
га... Четко и слаженно работают зенитные
батареи, уничтожая самолеты врага. Фильм
псказывает нападение вражеских самоле-
тов на промышленные об’екты Лондона,
учебу и отдых английских зенитчиков.

Киноновелла «Мужество» (сценарий
И. Бондина, режиссер Б. Барнет) пове-
ствует о том, как пятерка наших бойцов
пробралась во вражеский дом. Бойцы
оказались в окружении и не смогли вы-
браться. Рискуя жизнью; они дали сигнал

ракетой нашим артиллеристам — открыть:
отонь по дому. Артиллерия — открывает
ураганный огонь. В заключение мы за-
стаем пятерых героев в госпитале, все
сни живы:

Следующий фильм — «Антоша Рыбкин»
(сценарий Л. Шифферс, литературная об-
работка — А. Файко и А. Гранберга,
режиссер — Юдин) — рассказ о поваре-
красноармейце. Человек «мирной профес-
сии», повар Антоша ‘Рыбкин становится
героем ‘в тот момент, когда на воинский
эшелон, в котором он находится, нападает
вражеский десант. Роль Рыбкина испол-
няет Б. Чирков, который, кроме ‘того, бу-
деть о исполнять в киносборнике новую
«Походную песню» И. Дунаевского на
слова М. Исаковского. ; 5

Киносборник № 3 закончен производст-
вом и в ближайшие дни: выходит на
экраны. :

М. ГЕЛЬФАНД

Среди прочих персонажей, превращеч-
ных Гитлером в холонов и вьючных ослов
германского фашизма, его главный евро-
пейский союзник и сообщник, Бенито
Муссолини, играет особенно комическую и
глупую роль. Этот вульгарный, жирный
Цезарь, этот ‘`ладзаррони у власти, бредя-
щий возрождением римского мирового вла-
дычества, как известно, больше всего ‘на
свете гордится своими талантами интри-
тана и обманщика; тем не менее в своих
отношениях с Берлином он ухитряется
оставаться на каждом шагу в-таких ду-
раках, в каких не оставались ни ‘разу
даже самые незадачливые из союзников
Адольфа Гитлера. Бот несколько характер-
ных примеров. : :

Июнь 1984 г. Оба разбойничьих атамана
начинают, так сказать, официально сню-
хиваться. Римский паяц зовет берлинско-
го маниака в Венецию на личное свида-
ние. Он готовит уже абиссинскую авантю-
ру, и ему нужны союзники.

В Европе знают, что если Муссолини
ищет союзников, значит он собирается
кого-то продать. Гитлера это не смущает.
Союзника можно ‘не только продать, но
и прирезать как-нибудь темной ночью,
в глухом закоулке. Таков основной метод
гитлеровской дипломатической. школы.

Фюрер является в Венецию, Итальян-
ская фашистская пресса стучиз хвостом и
визжит от восторга: два «вамых силь-
ных» человека современной Европы co-
шлись на берегах Адриатики, чтобы ре-
шать здесь. судьбы остального мира, и
горе тому, кто вздумает этим геркулесам
перечить. Однако зя. кулисами‘ происходит

И р caren palates iak eae aerate site ee
РЕДАКЦИЯ: Москва, улица 25 Октября, д. № 19, телефоны отделов: секретариата — К 2-20-95,
и публицистики — K 4-34-60, писем и корреспондентской сети —

нечто иное: оба гангстера взаимно прошу-
пывают и, так сказать, обыскивают друг
друга. Муссолини больше всего интересу-
ют два вопроса: достаточно ‘ли прочно
сам Гитлер сидит в седле и тотов ли он,
Гитлер; оставить в покое Австрию ‘и не
лезть на Бреннер. Гитлер произносит нё-
сколько длинных речей не на тему, но в
конце концов дает как будто успокоитель-
ные заверения. Муссолини доволен: те-
перь-то он сможет сколько утодно шан-
тажировать англичан по поводу Абисси
НИИ...

Проходят всего каких-нибудь две неце-
ли, и из Германии начинают поступать
странные вести: Гитлер, оказывается, не
так уж прочно сидит в седле и, чтобы
удержаться, должен ®обственноручно пере-
стрелять из пистолета несколько видней-
ших деятелей фашистской партии, не ro-
воря уже о десятках и сотнях других,
расстрелянных по его личному приказа-
нию. Муссолини оглашает своды «Налаццо
Венеция» в_Риме площадной бранью, пока

` еще не столько по адресу Гитлера, сколь-

ко по адресу своего посла в Берлине, Че-
рутти, который во-время не предупредил
гефа о назревающих событиях. 5

Но вскоре придет и очередь Гитлера.
Еще через `25 дней люди, нанятые. Бер-
лином, убивают в Бене маленького каиц-
лера Дольфуса и пытаются захватить
власть над Австрией. Тогда-то’ воздух
Рима и всей Италии наполняется выраже-
ниями, в сравнении с которыми все пре-
дыдущее кажется детским лепетом. Дуче

отдает генералам директиву не. стеснять-  `

ся, и они дня два подряд высказывают
довольно верные суждения о терманских

ответственного

Типография издательства «Московский большевик», Москва, Чистые пруды, 8.

секретаря

фашистах и их главаре, которого они еще
недавно ставили в один ряд со своим
\

дуче.

«Кто TakHe господа национал-социали-
сты?» — спрашивали римские газеты и
отвечали: «Банда педерастов и убийц».

«А кто такой Гитлер?» — спрашивала в.
строю очередь «Пополо ди Рома» ий отвеча-
ла: «Импотент и лжец! . :

Кроме того, Муссолини делает вид, что
двигает корпуса к итало-австрийской гра-
Hue, но перейти от слов к действию не
осмеливается. Кровавый фаре, именуемый
итало-германским союзом, этим не кон-
чается. За первым актом последуют ‘дру-
гне, хотя и в первом уже с полной от-
четливостью наметилось, как сложится вся
дальнейшая история итало-германских от-
ношений. Национал-социалистский путч в
Австрии летом 1934 г. сорвался. но его
берлинский вдохновитель успел уже рас-
кусить своего итальянского союзника-кон-
курента: он сообразил, что с Муссолини
можно не церемониться, и он церемонил-
ся лишь чуть-чуть больше, чем с каким-
нибудь Антонеску или Тиссо.

Летом 1936 г. он подписал с Муссолини
договор, в котором торжественно. обещал не
захватывать Австрию и не переносить
германскую границу к Бреннеру. В марте
1938 г оне преспокойно проделал то и
другое. и великолепный Бенито, так храб-
ро уничтожавший газами безоружных
абиссинцев и полубезоружных испанцев,
не посмел сказать и слово протеста бер-
линскому сверхбандиту.

Аналогичная история произошла с Ис-
панией. В захватнических планах толсто-
то Цезаря она фигурировала как старей-

}

редакции — К 1-45-86,

—ы———— м“

современной литературы и критики
К 2-25-21, заведующего редакцией ин бухгалтерни — К 0-42-96

Цезарь на побегушнах.

шая римская колония. Но когда он ‘послал
туда своих головорезов, они нашли место
наполовину, если не на три четверти за-
нятым германскими фашистами. И так
было во всем: из гигантских территорий,
захваченных Германией на европейском
континенте, новой Римской империи не
досталось ничего, если не считать разре-
шения нести гарнизонную ‘службу в Гре-
ции и Югославии.

Позорная военная слабость Италии до-
вершила дело. Генерал Уэйвелл © 40 ты-
сячами солдат и генерал Кэннингхем`с 20
тысячами ликвндировали . колониальные
владения Рима в Северной. Африке, _раз-
громив и уничтожив несколько итальян-
ских армий общей численностью до по-
лумиллиона человек. Бенито Муссолини
свою войну проиграл: ‘во-первых, англича-
нам, а во-вторых, ‘своему собственному
союзнику, Адольфу Гитлеру. Немецкие
гарнизоны хозяйничают уже на самом
Аппенинском полуострове — от Бреннера
до Сицилии. Мираж империи развеялся
прахом, и новый Цезарь — Цезарь на
побегушках! — выполняет теперь лишь

мелкие поручения своего настоящего  хо-
зяина. 4

Цезарь на побегушках продал итальян-
цев в рабство германскому ‘фашизму, и
перед этим рабством бледнеют даже’ те
позорные и страшные времена, “когда
Италию опустошали и рвали на’ куски
римские папы, австрийские Габобурги, неа-
нолитанские Бурбоны‘и еще сколько-то
там династий. Такой ценой расплачивают-
ся итальянцы за безумные и бесстыдные
замыслы плута, мошенника и палача, во-

зомнившего себя преемником Юлия
ря и Августа. и

В театрах столицы

‚ Мдивани «Приказ по pom
Е 8 р юного зрителя

Рис. А. Костомолоцкотм

Артист П. И. Гарин в роли Серго

Орджоникидзе

Артист М. П. Дагмаров в роли Ни-
колаева, начальника штаба

Of.

МХАТ им. Горького

„С начала великой отечественной войны

все театры столицы приступили к работе
над новыми постановками. Отразить ге-
роику и пафос наших дней и великого
прошлого русского нарола — вот, к че-
MY стремятся коллективы ‘московских те
атров, драматурги, режиссеры, актеры,
Постановки пьес антифашистских писате-
лей также занимают ‘зна®ительное место
в работе театров. : ,

‚Первыми новыми, постановкамя МХАТ
в.этом году будут три пьесы советских
авторов: «Кремлевские куранты» Н. Пого-
длина, «Глубокая разведка» А. Крона и
«Суворов» И. Разумовского и А. Бахте-
рева.

Репетиции «Кремлевских курантов» уже
заканчиваются.

Пьеса А. Крона, премьера которой на-
мечается в октябре, рассказывает зрите-
лю о работе советских инженеров-нефтя-
ников, в далекой пустыне открывающих
залежи черного золота. т

Спектакль ставит М. Кедров. худож
ник — В. Татлин. В главных ролях з3-
няты В.. Попова, М. Титова, В. Топорков,
В. Белокуров, М. Прудкин и М. Болду-
ман.

В пьесе И. Разумовского и А. Бахте-
рева роль Суворова исполняет народный
артист. СССР Н. Хмелев, роль денщика
Дубасова — Б. Добронравов и С. Блин-
HHKOB.

Камерный театр

Две новые пьесы советских авторов —
Г. Мдивани «Батальон идет на Запад» и
И. Луковского «Солнце Грюнвальда»
скоро покажет московскому зрителю Ка-
мерный театр.

Действие пьесы Г. Мдивани разворачи-
вается в наши дни на одном из фронтов
великой отечественной войны. Постанов-
ка — А. Таирова. Премьера пьесы на-
мечается 1 сентября.

О московских и смоленских ратниках,
совместно с литовцами и поляками раз-
бивших в 1410 г. псов-рыцарей Тевтон-
ского ордена, рассказывает пьеса «Солн-
це Грюнвальда». Постановка  осущест-
вляется Королевым и Богатыревым под
общим руководством А. Таирова.

Одновременно ренетируется третья но-
вая постановка — пьеса Д. Слепян «Кру-
шение>. Тема пьесы: немецкая интелли
генция под гнетом гитлеровского режима,
В тлавной роли актрисы Эльзы Кент —
А. Коонен.

—

Принята к постановке пьеса немецкого..,

драматурга Адама Шарера «Пашня в:
Черной Горе» (пер. Д. Уманского a
А. Оленина) — о судьбе немецкого кре-
стьянина, обреченного на голод и выми-

рание в гитлеровской Германии.

В ближайшем будущем театр намерен
приступить к работе над патриотической
трагедией русского драматурга В. Озеро-
ва «Дмитрий Донской».

Театр им. Вахтангова

x П. Охлопков ставит пьесу Б. Войте-
хова

«Здравствуй, оружие». В первом
акте пьесы рассказывается о подготовке
фашистами — вероломного нападения на

страну Советов. Действие
происходит в прифронтовом тородке, за-
нятом немцами. Советские граждане ока-
зывают героическое сопротивление захват-
чикам, заставляя их платить кровью
за кровь, смертью за смерть. Наконец,
третий акт — «Фронт» — посвящен смер-
тельной схватке Красной Армин с (pa-
IUHCTCRHMH полчищами. ;

В главных ролях: 0. Глазунов, И. Тол-

чанов, Е. Алексеева, А. Абрикосов, М.
Державин и др.

Режиссер А. IL Т
к постановке драмы С. Д. Метиславекого
«Грач — птица весенняя». Ее герой —
знаменитый революционер Бауман, уби-
тый черносотенцами в 1905 г..

Роль Баумана поручена Б. Бабочкину
и И. Доронину.

—З={ { { { { [[[{{А,
Реданционная  коппегия: В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. `КУЛАГИН, В. ЛЕБЕДЕВ-

КУМАЧ, .М. ‘ЛиФШИ ‚ Е. ПЕТРО
- ПОГОДИН, А. OAREES, ”

второго акта

утышкин пристунил

= > 4 a SANE
ve №, ‚Информация — К!-28-80, иностранного, искусств

>

С

и

у