y

` тор будет небывалый военный разгром.

e

Я

it

i
i

к

> =

Х
Ti
it
oh 4}
ef
ef
yah
at
ort
ЗЫ

rue

ren
tht

Пе бывать фашистам в го

Московские писатели—
трудящимся Ленинграда

22 августа состоялось многолюдное соб-
panne московских писателей. С докладом
«Первые итоги отечественной войны» BEI-
ступил секретарь президиума правления.
(оюзз советских писателей CCCP тов.
А. Фадеев. С речами выступили тт. А. Гай-
пар, Бела Балаш, Г. Мдивани и С. Map-

д шак.
‚ Собрание единодушно приняло следую-
щее обращение к трудящимся Ленинграда:

«Братья-ленинградцы! Весть о непосрел-
ственной опасности, угрожающей северной

столице нашей родины, отдалась в сердце
важдого советокого гражданина.

Горох Ленина пох Угрозой вторжения
; WUUCTCRUX варваров. Изверги и людоеды
\`лятают на колыбель революции. Неис-
черпаемых культурным ценностям, храня-
щимся в стенах Ленинграда. грозит облеп-
ленный кровью и грязью сапог гитлеров-
екого бандита. Не бывать этому! Свято-
татственный замысел разрутителей КУЛЬ-
туры захватить город, с именем которого
связаны самые блестящие страницы исто-
рии России, ее многовековой созидатель-
Ной жизни, ее великих революционных
побед, увеличивает нашу беспредельную
ненависть к врату.

Священный тнев и несгибаемую реши-
мость отстоять город Ленина родили в
серлцах всех Hac слова воззвания
тг. Ворошилова, Жданова и Попкова.

Фратья-ленингралцы! Мы ‘уверены, что
замыслы врага обречены на провал. Мы
знаем, что концом всех его кровавых аван-

Мы крепко верим в вашу стойкость, те-
роизи и мужество, кровные налпи братья-
ленинградцы! Мы хотим заверить вас. что
в борьбе за свой город вы.не одни. Каж-
Ibi москвич, каждый гражданин необ’ят-
ОЙ советской родины готов притти к вам
На помощь и отдать защите советской
страны все свои силы, а если нужно — п
ЖИЗНЬ.

Мы, московские писатели, клянемся по-
мочь вам всеми силами, на какие только
cnocoéex советский человек. Силы эти
безмерны. Силы народа, полнявшегося на
борьбу за свою независимость, непобеди-
мы и неисчерпаемы. Нет такой черной
напасти, какая устояла бы против сил
народа, ополчившегося на бой за свое су-
ществование. Не устоять и кровавому
Гитлеру! Москва поднялась на правый
бой! Москвичи уже создали полки народ-
ного ополчения. Совместными усилиями
мы раздавим гадину, 0 гибели которой

‚ Мечтает. -всв- человечество. Мы’ клянемся” в-

кратчайшие сроки овладеть искусством со-
временного боя, гранатой, штыком, пуле-
метом. Будем готовы к противохимической
обороне! Будем тах драться, чтобы врат
истек кровью, чтобы он устлал своими
трупами нашу священную землю!

Нас ждут дни суровых боев, в которых
решается судьба человечества. Клянемся
быть мужественными и не положим ору-
Hin 10 той поры, когда окончательная
победа будет за нами. Нал долг. не щаля
жизни своей, организевать отпор врагу.
Мы призваны вместе со всеми свободолю-

бивыми народами  навсета уничтожить
угрозу, нависшую над всем миром.

Имя этой угрозе — фашизм. Клянемся
суести с лица земли фашистских зварва-
po! s

„Всей душой я

1 прошли

Привет тебе, мой
ственный город,
Привет вам,

прекрасный, величе-
мой родной Ленинград.
мои ленинградекие друзья.
< вами в эти грозные дни.
верю, что не удастся жестоким и
грязным врагам осквернить своим вторже-
нием город, который носит имя Ленина,
проспекты и набережные, по которым хо-
дил Пушкин, площади, на котерых лилась
кровь борцов за свободу, YAN, по ко-

р шагали красногвардейцы в октябре

К. ЧУКОВСКИЙ

Ленинград

Года.
Ленинград — самый лирический город
в России. В нем каждый закоулок — ци-

тата из Пушкина, из Некрасова, из Алек-
сандра Блока.

Юго Медный всадник существует He
только на площади, но и во множестве
сонетов, романсов, новелл и поэм. Эту
гениальную статую, душу всего Петербур-
га, увековечили в стихах три величайших
славянских лоэта — Пушкин, Мицкевич,
Шевченко.

Петербургские белые ночи словно сошли
со страниц Достоевского, и невозможно
пройти по Сенной, чтобы не вспомнить

Соню Мармеладову и ee «сострадальца»
Раскольникова.

В «доме старой архитектуры» (номер
десять по Малой Морской) жила Пиковая
дама, и тут же, на тротуаре, под ее ок-
нами, бродил одержимый Герман, «с про-
филем Наполеона и душой Мефистофеля».

Вот воспетый Гоголем Невский прос-
пект, цо которому через семьдесят лет
«державным шагом» двенад-
цать Александра Блока, отрекшиеся от
старого мира

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Блок всегда был петербургским поэтом.
Город, изображаемый им, всегда и неиз-
менно Петербург. В его стихах — петер-
бургские ночи, петербургские вьюги. Не
то, чтобы Блок воспевал Петербург, нет,
в нем каждая строчка была петербургс-
кая, словно соткана из петербургского воз-
духа. Незнающему Петербурга никогда не
понять до конца ни «Незнакомки», ни
«Снежной маски», ни «Снежной Девы»,
0 которой он сам говорил:

И город мой железно-серый,

Где ветер, дождь и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой

Она, как царство, приняла.

Замечательно, что революционные обряа-
зы, которые он отражал в книгах, тоже
были всегда петербургские: 9 января
(«Шли на приступ»), митинг («Митинг»),
забастовка рабочих («Сытые»), ‹ разрушите-
ли старого мира («Двенадцать») — ne-
тербургокие революционные образы.

И не только образы, но и самые био-
графии русских писателей — как крепко
спаяны они с Ленинградом!

Вот на проспекте Володарского длинное
старое трехэтажное здание, где на втором
этаже прожил лет двадцать Некрасов,
один из самых могучих певцов Петербур-
га, для которого Петербург был всегда —

Ареной деятельной силы,
`Пытливой мысли и трудё

У. этого дома на другой: стороне- троту-
ара нередко простаивали молодые почита-
тели его «поэзии печали и мести», наде-
ясь. хоть мельком увидеть его страдальче-
ское изможденное лицо. Вот из этих окон
тлядел он на улицу, отсюда увидел он
знаменитый парадный под’езд (который
сохранился поныне), здесь писал он «Ко-
му на Руси жить хорошо», сюда почти
ежедневно к нему приходил Чернышев-
ский, здесь — под одной крышей с Нек-
расовым — жил смертельно больной До-
бролюбов.

Сюда, в эту кватиру на втором этаже,
через эту невысокую и темную дверь,
каждое утро проходил в конце пятиде-
сятых годов высокий, обаятельный, изящ-
ный, седой, избалованный славой Турге-
нев, здесь встречался он со Львом Тол-
стым, с Григоровичем, с Фетом, с Гонча-
ровым, с Дружининым. Здесь, в этой
квартире, десять лет из месяца в месяц
создавался журнал «Современник». С ше-
стидесятых годов ее завсегдатаем стал су-
ровый Щедрин, — словом, вся; русская
литература трех поколений проходила’ в
эту невысокую, . мало заметную дверь.

роде Ленина!

ПРИВЕТ ВАМ, БРАТЬЯ ЛЕНИНГРАДЦЫ!

‚«Кто виноват?» и статьи Белинского,;

Мы помним, какой неприступной кфе-
постью был этот город мирного трула. и
мысли во времена гражданской войны, ка-
кой суровый отпор дал он белогвардейцам.
у Пулковеких высот. j

Во сто крат сильнее будет наш ‘удар по
врагу в прелетоящие ретпительные дни. ‘

На путях и подступах к Ленинграду
злобных и коварных фаптистов ждет не-
минуемая гибель.

Привет вам, братья-ленингралцы! .

Сюда приносил рукописи своего «Под-
ростка» Ф. М. Достоевский. Отсюда, из
этой же двери, в лютый петербургский
мороз вынесли гроб Некрасова, и его тот-
час же окружила несметная толпа моло-
дежи, среди который был юный Плеха-
HOB.

Небольшая metep6yprckaa KpapTupa! —
а сколько скопилось в ней незабываемо
славных имен! Как густо насыщена она
литературной историей! _.

Пройдите несколько шагов, поверните
налево, и там, на Фонтанке, в бывшем
доме Лопатина, во дворе, тесная квартира
Виссариона Белинского. Дворник дома, с
презрением смотревший на этого убогого
жильца, звонко расхохотался бы, если бы
ему сообщили, что большая соседняя ули-
ца будет названа улицей Белинского лишь
потому, чте этот невзрачный «сын лека-
ря»» ютится здесь, в дешевых комнатен-
ках, окна которых выходят на кучу на-
воза. :

В этом же доме лет через пятнадцать
жил Писарев, который, впрочем, самые
свои боевые статьи написал не здесь, а
в Петропавловской крепости, за широко-
водной Невой. Четыре года ero литера-
турным кабинетом была одиночная каме-
ра этой тюрьмы, трагически связанная с
биотрафиями многих писателей.

Здесь, в этой крепости, были повеше-
ны Рылеев и Бестужев, здесь три года
томился Бакунин, здесь Чернышевский,
изнуряемый бесконечными допросами   слеё-
дователей, создал роман «Что делать?>.
Казалось бы, ему было тогда не до пи-
сания романа. Он был в когтях у врагов,
следственная комиссия выдвинула против
него лживые обвинения провокатора, с
которыми он тщетно боролся, ему предсто-
яло вечное заточение в острогах Сибири,
и все же он с изумительным самооблада-
нием писал свою книгу, считая долгом
оставить как бы завещание живущим
на воле бойцам, чтобы заразить их своим
оптимизмом, своей верой в победу.

Здесь же, после кровавого воскресения
1905 тода, был заточен Максим Горький,
ратовавший за обманутых Гапоном петер-
буртских рабочих.

Тород Радищева, Чернышевского, Горь-
кого, Ленинград был всегда носителем ос-
вободительно-гуманитарных идей. Не слу-
чайно ленинтрадские рабочие явились, по
отзыву Ленина, «авантардом трудящихся
масс России и всего мира». 77’ Hs <1

Идеалы всемирного. братства, борьба с
крепостничеством ‘всякого ‘рода были в
русской литературе раньше всегозтитром-
Зе всего. провозглалиены Ленинградом... И
«Антон Горемыка», и «Сорока-воровка»; ‹и
в:
стихи Некрасова, и сатиры о Салтыкова»
Щедрина, и торьковские альманахи %Зна-
ние», и первые поэмы Маяковского, -вея
эта литература протеста против мракобе-
сия, насилия, принижения  чбловеческой
личности есть исконная литература Петер-
бурга.

Петербург в лице лучших своих пред-
ставителей был всегда ярым врагом тех
каннибальских начал, которые явились
предпосылками этики и философии фа-
шизма. Ленинград — антифашист по при-
роде, о чем свидетельствует вся создан-
ная им литература. И теперь, когда про-
тив этого города благородных традиций,
торода великой красоты, города страсто-
терпцев и мучеников за светлое дело сво-
боды, идут орды осатанелых врагов, глу-
хих и слепых ко всему человеческому, не
может быть никакого сомнения, что на
защиту Ленинграда встанем мы все, как
один человек. Потому что защищать
Ленинград —- это значит защищать ци-
вилизацию в лучшем смысле этого высо-
кого слова,

Ал. АБРАМОВ 5 O И

«Бой за Англию» Хилари Сондереа яв-
ляется сейчас самой популярной книгой
в Англин. Автор — известный англий-
ский писатель, пишущий под псевдони-
мом Френсиса Бидинга. Тираж этой кни-
ги уже перевалил за три миллиона. 2к-
земпляров, не считая недавно появивше-
тося американского издания.

«Бой 3a Англию» — это. рассказ о. воз-
душных боях над Лондоном. в период
массовых налетов фашистской авиации B
знтябре—октябре прошлого года. Автор

‚ Чиги ограничивает свою’ тему описанием

< бздушных боев во время знаменитых
‚дневных налетов, когда германская авиа-
ция тщетно пыталась добиться превос-
ходства в воздухе. Эти массовые налеты
начались 8 августа и достигли своего
апотея в середине сентября. Несколько раз
в день, преимущественно утром и после
полудня, сотни германских бомбардиров-
щиков в сопровождении эскорта истреби-
телей пытались прорваться к английской
столице и каждый раз возвращались ©
большими потерями. 6 октября герман-
ские воздушные хищники сделали по-
следнюю попытку дневного массового на-
лета на Лондон, и эта попытка, как и
всв предыдущие, была отражена англий-
ской истребительной авиацией. После это-
то немцы перешли к более осторожной
тактике ночных налетов.

День 15 сентября автор книги называ-
ет «решающим днем», когда немцы «по-
няли, что бой за Англию ими проигран».

— Утро, — рассказывает автор, — бы-
70` туманное и облачное. Часам к 11 ту-
ман рассеялся и облачность стала мень-
шей. А в 11.30 над берегами Англии по-
казались уже первые соединения герман-
ских самолетов. Летело 30 бомбардиров-
шиков в сопровождении 90 истребителей.
Это были тяжелые бомбардировщики
«Дорнье 17» и «Мессершмитты»  послед-
них выпусков. Задача фашистского воз-
душного удара была такова: «Мессерш-
митты» должны были отвлечь и разгро-
мить английскую истребительную авиацию,
& бомбардировщики под их прикрытием
прорваться к Лондону. Германские само-
леты летели с воздушных бад на север-
ном берегу Франции, в районе Кале, и
пытались достигнуть Лондона, прорвав-
шись между Фолкстоном и Дувром.

Через полчаса последовала вторая вол-
на немецкого налета. На этот раз фаши-
стские самолеты летели двумя массовы-

ми грунпами по 75 самолетов в каждой.
Летели они, как и ‘самолеты первой фа-
шистской группы, на высоте от 4 до 8
тысяч метров. Обе труппы следовали на
расстоянии нескольЕйх километров друг
от друга, располагаясь в воздухе в виде
латинской буквы У, при чем «Мессерш-
митты» шли по флангам, а также сверху
и снизу, со всех сторон прикрывая 0ос-
новные колонны бомбардировщиков.

— Тревогу дали в половине десятого
утра, рассказывает в книге один из
английских летчиков-истребителей. —Выле-
тели мы в полном боевом порядке, го-
товясь как следует угостить непрошен-
ных гостей. Ожидаемое рандеву произош-
ло на высоте 5 тысяч метров. Лидера
бомбардировщиков мы упустили, но зато
раскололи следуемую за ним колонну,
как тухлое яйцо. «Мессершимитты» опоз-
лали ровно на две секунды в попытке
задержать стремительную атаку наших
истребителей. Первая волна фашистских
налетчиков была смята и отброшена.

— Против первой германской воздушной
колонны англичане бросили 16 эскадри-
лий истребителей типа «Спитфайр» и
«Харрикейн». «Спитфайры» встречали
немцев с пяти аэродромов на берегу
Ламанша, а «Харрикейны» ожидали вра-
та близ Лондона. Германские самолеты
шли со скоростью от 400 до 500 кило-
метров в час, скорость английских само-
летов превышала и эти цифры. . Стреми-
тельность и сила атаки английской ист-
ребительной авиации, по словам автора
книги, былая такова, что немцы растеря-
лись в первые же секунды боя, -несмот-
ря на то, что имели численное превосход-
ство в воздухе. Но качественного превос-
ходства они обеспечить себе не сумели:
отдельные прорвавшиеся к Лондону са-
молеты первой фашистской воздушной
колонны были ототнаны, & частью унич-
тожены в воздушных боях над окрестно-
стями английской столицы.

Аналогичная судьба постигла и. следу-
ющие две группы терманских самолетов.
Воздушный бой, развернувшийся во вре-
мя этого налета, — пишет Сондерс, —
превосходил все предыдущие и последу-

ющив бои над Англией. Площадь я
составлял гигантский прямоугольник
шириной  бвыше 40 километров о и про-

стирающийся от Лондона да берегов Фран-
ции на протяжении около -100 _километ-
ров. При ярком свете дня на высоте 5

ЗА АНГЛИЮ

—6 километров повсюду
сальной арене шли ожесточенные —воз-
душные схватки. Английские самолеты
рвали. строй германских воздушных › сое-
динений, атаковали целыми эскадрилья-
ми и отдельными самолетами. Там и тут
проносились в воздухе горящие самолеты
врага, — пишет автор книги. Было за-
регистрировано около 200 индивидуаль-
ных воздушных дуэлей, из которых поч-
ти как правило выходили победителями
английские летчики.

К Лондону удалось прорваться лишь
отдельным самолетам противника, но ре-
зультаты их дневной «удачи» оказались
весьма плачевными: преследуемые «Спит-
файрами» и «Харрикейнами», германские
стервятники сбрасывали бомбы тде попа-
ло и удирали, не принимая боя.

В 12.30 дня это грандиозное воздушное
сражение закончилось. Немецкие хищни-
ки бежали, позабыв и думать о каком-
либо превосходстве над англичанами.

Книга Сондерса читается как самый
увлекательный роман. В ней нет ни ело-
ва выдумки — только факты и докумен-
ты. Но, эти ‘факты и документы звучат,
как сильный и драматичный рассказ о
героизме и мастерстве английских летчи-
ков, выигравших ожесточенный «бой за
Англию», а главное характеризуют ToT
этап воздушной войны Германии против
Англии, который обнаружил полный крах
планов германского фашизма добиться
превосходства своей авиации над англий-
ским военно-воздушным флотом.

В начале, пользуясь  неподготовленно-
стью английской противовоздушной 060-
роны, фашистским хищникам удалось
причинить . немалые разрушения Лондону
и другим городам Англии. Однако с каж-
дым днем мощность английской обороны
увеличивалась и массовые дневные нале-
ты германской авиации на Лондон встре-
чали все более сильный отпор. С 15 сен-
тября, как пишет автор ‘книги «Бой за
Англию», любая попытка дневного массо-
вого налета рентительно пресекалась дей-
ствиями антлийской истребительной  авиа-
ции. И. уже в начале октября Германия
была вынуждена отказаться от крупных
дневных налетов, показав этим свое бан-
KPOTCTBO.

Этот этап ‚англо-германской воздушной

Ha этой колос-

войны, закончившийся крахом  герман-
ских планов, и рисует книга Хилэри

Сондерса. wives Bt сз

красноармейцев вытащили

КСВ, COHTH в ими же вырытые могилы и

Як. РЫКАЧЕВ

КРОВЬ ЗА КРОВЬ,

В городке В. фашистский солдат
приказанию офицера выколол оба
врачу госпиталя — Лубенцову.

:

глаза
Раненых
в. из госпиталя
на улицу, кололи ‘штыками, резали ножа-
MH... :% ;
В украинском Селе У города К. фа-
шисты изнаснловали и авероки убили де-
вушку . Галю Глобу на глазах старика-от-
ца... $ ‘ %

В местечке С. фашисты заставили
жителей, отказавшихся указать коммуни-
стов. комсомольцев и советских работни-

живыми закопали их в землю...

Фашистская армия — это миллионы уго
ловных преступников, организованных в
полки, дивизии, корпуса. Уподобление со-
вершенно точное и ни в какой мере не
аллегоричеокое, Фашистекая молодежь Cc
самых ранних лет восп вается в поня-
тиях и привычках, ны тем,
какие прививают молодым преступникам
опытные, матерые убийцы, готовящие се-
бе пособников и преемников. Эта система
«воспитания» хорошо известна всякому
криминологу. «Воспитатели» насмехаются
над малейшим проявлением человечности
в своих питомцах; они убивают в них
всякое чувство сострадания, об’являя его
постыдным ‘и унизительным; они система-
тически приучают их к виду человеческой
крови и человеческих мук, переводя их
постепенно от лицезрения грабежей и
убийств к прямому соучастию.

Страшен нравственный и. умственный
кругозор молодежи, выращенной профес-
сиональными грабителями и о злодеями.
Весь мир, все человечество становятся для
этих ‘людей всего лишь ‘об’ектом для‘ на-
силия, убийства,” грабежа. `В учебниках
криминологии можно найти ‘подробное
описание этого психологического. типа, из-
вестного под термином «нравственная ту-
пость». Емкое, глубокое ‘и гибкое челове-
ческое сознание подменено здесь несколв-
кими примитивными понятиями, связан-
яыми с техникой преступного ремесла; вся
тонкость и чувствительность  нравствен-
ных реакций, свойственных нормальному
человеческому существу, —— несколькими
профессиональными заповедями, OT кото-
рых леденеет кровь. Эти люди; в прямом
смысле, слепы и глухи ко всему, что. ле-
жит за пределами их мрачного кругозора.
Они могут весело хохотать при ‘виде того,
Kak; B смертных муках. содрогаются их
жертвы. Не только чувство — самое по-
нятие сострадания им совершенно чуждо.
При самой острой способности внушать
вы не сможете втолковать им ни одной
нравственной идеи. Легче убедить камень,
случайно упавший на толову человека,
что он совершил злое дело, чем это жи-

Друзья мои!

0, Гитлер нам з& многое ответит!..
3a госпитали, за родильный дом,
Который он бомбил в багровом свете
Пожаров, разгоравигихся кругом.

И те, кто родились в часы бомбежки,
Под вспышками трассирующих пуль,
“Bee эти новорожденные крошки,
‚ Явившиеся в памятный июль,

‚ Омытые в клокочущей купели,
Крещеные крещеньем боевым,

Над кем родные соколы летели,
Чтобы укрыть птенцов крылом своим,

` Детеныши, чьи матери метались”
(Азария со светом...) при свече,
Над чьими колыбелями склонялись
‚ Врачи с `противогазом на плече,

Малютки... Безмятежные сонливцы,
Налитые здоровьем сосуны,
Какие это вырастут счастливцы,
Не знающие ужаса войны!

Сзастливцы, да!. Но ежели предложат,
Допустим, поменяться нам судьбой

С потомками, чей сон не потревожат
Воздушная тревога и отбой,

САМАЯ 60

Несколько лет назад, путешествуя нп
Азербайджану, я оказался на одном из
тражданских аэродромов, где находились
самолеты отряда специального примене-
ния. Познакомившись с летчиками-сель-
скохозяйственниками, изо дня в день вы-
летавшими на борьбу с саранчой и маля-
рийными комарами, я узнал, что некото-
рые из этих молодых летчиков и летчиц
очищают от вредителей не только наши
поля, но и поля Ирана.

— Шо договору, — об’яснили мне.

Я узнал, что иранское правительство ©
большим интересом следило за работой
нашей авиации специального применения:
Баки с зеленой жидкостью делали чудеса.
 Хлопковые поля, ‹которым грозила гибель
из-за нашествия саранчуков, в миг очи-
щались от сотен тысяч личинок; весело
оживали поля, освобождаясь от страшного
бедствия. Молодая крестьянка Зайцева,
севшая за руль самолета, каждое утро
вылетала на кропотливую и благодарную
работу. Она выискивала в лесах, заря-
женных малярией, болота и одна делала
TO, что раньше было не под силу тыся-
чам людей.

Прекрасная слава шла об этих отрядах
спецприменения. O6 их работе товорили
не только ‘у нас, в Советском Азербайд-
иане, но и за рубежом, за болотистыми
низинами Астары, во многих местах дру-
жественного нам Ирана. Верное своей
дружбе, наше правительство охотно пошло
навстречу просьбе правительства Ирана.
Мы были заинтересованы не только в
цветущем <состоянии напгих полей, но и
в цветущем состоянии полей Ирана. Наши
летчики с любовью говорили 0 трудолюби-
вом иранском народе и об уважении и

С. ГЕХТ

Л

чувстве признательности этого народа’ к
тражданам Советского Союза. у
Нам незачем было кричать о наптих

добрых чувствах к Ирану, это и 6e3 Toro
видели все иранцы от мала до велика.
На медных рудниках в Аллаверды с дав-
них пор работали в шахтах иранцы. До
революции их считали самыми дешевыми
рабочими, их Эксплоатировали, °с ними
обращались, как со скотом. Советское пра-
вительство окружило иранских рабочих в
Армении такой же заботой, как и русских
и армянских рабочих. Вместо пещер по-
ЯРИЛИСЬ великолепные новые дома из ро-
зового артекского туфа, туда переселились
вместе с русскими и армянскими рудоко-
пами и рудокопы-иранцы. Они видели
также глубокое уважение к их культуре,
так как в Аллаверды приезжали артисты,
читавшие ‘для иранских рабочих произве-
дения их родных поэтов. Несмотря на то,
что мы в те годы,—а то было время вто-
рой пятилетки—нуждались в валюте для
покупки новых американских машин,
иранские рабочие получали часть заработ-
ка золотом. Но их просьбе администрация
комбината, отправляла валюту их семьям
на родину, из
‚. Впервые. ‚В; истории. человечества, иран-
9 UNIS

5 z

НОВЫЕ КНИГИ

ПЕРТЬ ЗА. СМЕРТЬ!  . Ат save ем.

вое существо, одержимое нравственной ту- в войсковые части.

пОСтЬЮ...

Вот вотаких привычках, испонятиях pa-
стили. -= и вырастили. —- германскую мо-
лодежь, ее . воспитатели,, заправилы.. раз:
бойничьего  вертепа, именуемого _ Третьей
имперней..Они, создавали ее но, своему ралд-
бойничьему образу. и подобию, они граябу-
дили. в (ней самые, низкие ‹ страсти, . злую
волю. к: разрушению и: насилию, - бесире-
дельную жестокость, гнусную жадность к
добыче, презрение ко, всему высокому, не-
нависть к культуре.

Всякому, кто беседовал с терманскими
пленными, особенно молодыми, захвачен-
ными Красной Армией, тотчас же прихо-
дит на мысль“ это. ‘уподобление -с° уго
ловными преступниками,  одержимыми
нравственной тупостью.

— Что побуждало вас убивать’ в городе
Н. ни в ‘чем неповинных” мирных ‘жителей
— детей; женщин, стариков?

— Нас учили, что мирных жителей не
существует.

— А вы сами — что же, дрессированное
животное или человек? С

—. Я вас не понимаю. Я — солдат.

Похоже, он хотел сказать; я не чело-
век -— я. солдат. ‚Но он, конечно, и не
человек, и не солдат. Мы еще просто не
нашли точного наименования этому пре-
дельно. подлому, нраветвенно тупому су-
ществу, потому, что оно не так ‚давно по-
явилось, на наигей. планете. Это дело
криминалистов. „Пока же будем. называть
его фангистом.

Во всех случаях нарушения закона
нравственно-тупыми людьми криминологи
согласно. признают их вменяемыми и от-
ветственными за совершенные ими пре-
ступления. Пусть же знают фангисты, что,
как ни велика мера их нравственной ту-
пости, они за каждое свое злодейство от-
ветят своей кровью и своей головой. И
хотя они об’единились в полки, дивизии,
корпуса и внешне имеют вид регуляр-
ной армии, все прогрессивное человечест-
во. считает их миллионной бандой убийц
и насильников, украсивитих себя мундира-
ми, чтобы избежаль возмездия. Мы 3Ha-
ем, что всякая война жестока и требует
крови. Но мы умеем отличить солдата от
уголовного преступника, в какие бы оде-
жды он ни рядился. Мы знаем, что даже
свирепый Чингисхан был военачальником,
и под его водительством в битву ходили
солдаты. Но столь же твердо знаем мы,
что Гитлер — главарь профессиональных
головорезов и трабителей, и потому не
будет пощады ни ему, ни его молодчикам,
из грубой корысти и жажды крови загу-
бившим миллионы невинных человеческих
жизней. Кровь за кровь и смерть за
смерть! ;

Вера ИНБЕР

Сограждане!

Которым и футгасные воронки,
Й гул зениток в, гуще облаков
Известны будут лишь по кинопленке,
По книгам, по рассказам стариков, —

Мы согласимся? Нет. Мы; налпе племя,
i Живущее в пороховом: дыму,

Высокое, ответственное ‘время

Свое мы не -уступим. никому.

Друзья мои! Сограждане! На долю
Нам выпала ‘эпоха из эпох,

Так отдадим ей мужество и волю,
И первый лепет-и последний вздох.

И, может быть,  счастливейшие Дети,
Под небом безупречной синевы,
Вздохнут о том, ч\е прожили на свете,
Не испытав того, что знаем мы.

Звезда! Надежда мира, никогда ты
Нам ярче не сияенть, чем в тот час,
Когда на высоте ‘аэростатов

От свастики ты защищаепть Hac.

А Гитлер... За сожженные предместья,
За бомбы он ответит. Ничего...

Й страшно ‘будет извергу ‘возмездье,
Как страшны преступления его.

НАЯ ПОПЛОМЬ

цы видели, что большая и мощная держа-
ва,.которая граничит с ними, не желает
злоупотреблять . своей силой и свято чтит
все. ‘договоры, заключенные с сознанием
взаимного уважения, без тени колониза-
торства, на равных правах.

Два десятка с лишним лет продолжа-
лась эта великая дружба, она  продол-
жается и сейчас, так как всюду в Иране
— ot Каспия. до Церсидского залива —
знают и, понимают, что. советские и ан-
тлийские войска вступили на территорию
Ирана с одной лишь целью: изгнать не-
мецко-фашистеких диверсантов, готовящих
беды иранскому народу. И в Пехлеви, и
в Тегеране, и в Керманшахе, в городах и
селах.Ирана знают и понимают, что ни у
Советской России, ни у Великобритании
нет никаких территориальных  притяза-
ний в Иране. Достаточно прочитать ноту
Наркоминдела. Каждая фраза говорит 49
неизменной дружественной политике, ни
один пункт ни одного договора не был и
никогда не будет нарушен. Но соверши-
лссь то, чего боялось етще в. 1921. г. пра-
вительство Ирана, то-есть, что может на-
стать момент, когда Иран не будет в си-
лах сам отстоять себя от вражеского втор-
жения, и тогда советские войска придут
ему на помощь.

И они пришли. Они’ пришли,’ ‘потому
что коварная агентура германского фа-
пгизма, ‘подготовлявшая в’Иране переворот
и собиравшаяся вызвать в стране смуту,
намеревалась в то же время сделать Иран
плацдармом для нападения на Советский
Азербайджан, на Баку. Они пришли, по-
тому что в их помощи заинтересован сам
Иран, немало страдавитий от того, ‘что
происки терманского’‘’фапгизма мешают
иранскому народу сохранять в чистоте и

непоколебимости дружественные ‘отнотне-
ния двух государств — Советского Союза
и Ирана. у

Весь иранский народ знает, что Совет-
ский Союз не раз оказывал ему помощь.
Здесь помнят и сельскохозяйственную вы-
ставку 1926 г., и постройку первой радио-
станции, и техническую помощь, и мно-
жество льгот по экспорту и реэкспорту.
И вот теперь пришла еще одна помощь—
самая большая и значительная помощь. В
Иране, как и всюду, ненавидят захват-
нический германский фашизм В Иране,
как и всюду, желают гибели нового. вар-

варства, именуемого гитлеризмом. Ведь
благодаря дружбе с Советским Союзом
Иран. только недавно начал заключать

равноправные договоры. Германский фа-
шизм пожелал задушить Иран в самом
начале его независимости. Помощь Совет-
ского Союза и Великобритании пришла,
своевременно.

— Не видать терманским фашистам
Баку! — скажут вместе с нами иранцы.

— Да, ‘не видать! Как Не видать им те-
перь ни Тегерана, ни Тавриза, ни Исфа-
тани, ни Решта, ни Хамадана, ни Кер-
маншаха.

Миллинонные толпы немцев, соединенные
толпы, натасканные
на массовые ‚убийства и грабежи, топчут
порабощенные земли Европы.

А там, внутри? В сердце Германии? В
ее! городах, некогда рождавших великих
людей науки н искусства? В ее трудолю-
бивых селах, в: ее рабочих районах, в ев
славных университетах, в квартирах тру-
жеников? Что, там? Чем живут люди}
Как встречают занимающийся день, с ка-
ким чувством провожают его?

Там — страх и отчаяние, говорит Bep-
тольд Брехт, немецкий писатель-антифа-
шист.

Драматические диалоги Брехта написаны
в 1938 г. и как бы полводят трагический
итог. пятилетнего владычества Гитлера. В
эти пять лет Гитлер чем ‘умел и как умел
«обрабатывал» страну, убивал душу на-
рода, он опозорил его, и немепкому на-
роду придется очиститься от фашистской
скверны, чтобы вернуть себе место в
семье народов.

Брехт заглядывает во все слои немец-
кого общества. Всюду стон, предательство,
глусное лакейство, попрание всех законов
человеческих и божеских, страх за собет-
венную жизнь, моральное — одичание.
Штурмовики боятся населения, в запуган-
ном старике-обывателе они видят исчалие
марксизма («Народное единство»). Девуш-
ка-горничная, возлюбленная штурмовика,
перестает доверять ему, и ей чудится, что
он исподтишка поставил на ее спине ме-
ловой знак. зловешее клеймо жертвы
(«Как они мстят мелом»). Рабочие не
смеют открыть цинковый гроб с трупом
родственника, умершего якобы от воспа-
ления легких, — гроб, который приволок-
ли штурмовики («Ящик»). Хирург боится
поставить диагноз избитым жертвам те-
сзапо, школьный учитель и ето жена по-
дсзревают, что их маленький сын — до-
носчик и шпион. Это подлинно страшно:
в собственной семье люди  взвепгивают
каждое свое слово, они боятся телефонно-
то звонка, собственного вздоха, своей ку-
харки и шурина своей кухарки. У них
седеет душа, у них смяты, убиты все
человеческие чувства — все, кроме обна-
женного, животного страха: вот придут,
игобьют, схватят, уведут, бессудно заму-
чают, тайно убьют в своих казарменных
застенках! («ПТГтион»).

Рабочего выпустили из концлагеря с
исковерканной в пытках рукою. Его встре-
чеют дома с недоверием. Почему выпусти-
ли? Не сдал ли он, нё пал ли духом, ко-
гда ему выкручивали руки и плевали в
лицо? «Слушай, Вилли, я все тот же», —
тихо говорит освобожденный. Но товарищ
боится остаться с ним наедине. Штурмо-
вая машина Гитлера не только дробит ко-
сти, она дробит и твердость духа. Нужно
быть осторожным в этой стране ‘смерти и
‘предательства. И освобожденный говорит
своему товарищу: ‹...по-моему, ты совер-
шенно прав» («Выпустили из лагеря»).

Страстно и лаконично написанные диа-
логи Брехта могли бы показаться сати-
рей, не будь той страшной правды, кото-
рая глядит из-за зарешеченных окон Гер-
мании. Но отчаяние и страх, царящие в
немецком народе, обратятся гневом против
Tex, кто посеял их. В. «Работодателях»
рабочий говорит своей жене, которой уже
невмочь терпеть: «Замолчи! Это ничему не
поможет». И она отвечает ему: «А что по-
может? Так делайте же то, что поможет!»

Да, они ` сделают то, что поможет, и
сделают тем скорее, чем скорее окаянная
фашистская мантина войны истощит свои
силы под’ударами Красной Армии.

Александр ДРОЗДОВ

Бертольд Брехт. «Страх и отчаяние в И!
империи». Гослитиздат, 1944 г.

Простые рассказы
© героических подвигах

Бесстралино сражаются советские воины
с полчищами озверелых фаптистских вар-
варов. В очерках, зарисовках и корреспон-

денциях с фронтов великой отечественной

войны, помещаемых ежедневно на стра-
ницах наших газет, рассказывается о ге-
роических подвигах бойцов, командиров
и политработников Красной Армии и Во-
енно-Морского Флота.

Хорошую инициативу проявило Изда-
тельство детской литературы, начав вые
пуск газетных очерков и корреспонденций
отдельными брошюрами в серии «Воен-
ная библиотека школьника».

Вышедшая в свет первая книжка от-
крывается обращением к пионерам и
школьникам следовать примеру  тероиче-
ских отцов и братьев в борьбе со злей-
‘шим врагом человечества — германским
фашизмом. Книжке предпослано историче-

ское выступление товарища Сталина по
радио 3 июля 1941 года.
В корреспонденции с фронта старший

сержант Н. ТШабота рассказывает о том,
как отделение под ето командой разгро-
мило` воинскую часть врага и взяло в
плен 50 фашистов. С большим интересом
читается корреспонденция Эпштейна об
отважном разведчике Белякове, побывав-
шем в тылу у врага и доставившем ко-
мандованию ценные сведения. В очерке
В. Знаменского повествуется о доблестных
потраничниках Н. Заккере, пулеметчике
В. Петрове и других, первыми приняв-
них на себя удары фашистских полчищ.
С волнением читается зарисовка А. Сте-
панова «Боевой день летной части», рас-
сказывающая о славных сталинских со-
колах, мужественно сражающихся с фа-
итистскими стервятниками,  громящих
танки и пехоту врага.

Победить фашистских варваров во что
бы то ни стало! Этим живут вместе со
всем советским народом доблестные бой-
цы Красной Армии. Этим пронизаны все
очерки и корреспонденции с фронтов, со-
бранные в книжке.

М. НИКИТИН

«За родину, честь и свободу». (Героиче-
ские эпизоды великой отечественной вой-
ны). Выпуск первый. Детгиз. М. 1944 г.

«Первый взвод»

Стихи Николая Асеева, вошедшие в
сборник «Первый взвод», уже хорошо из-
вестны советскому читателю. Они с пер-
вых дней отечественной войны печатались
на страницах наших центральных газет,
некоторые из них передавались по радио
— «Наши герои», «Сталинские друзья»,
«Москва ополчается», «Гиена».

Сборник заключает популярнейшая со-
ветская песня «С неба полуденного», на-
писанная поэтом еще в 1922 г.

Литературная газета
№ 34

3.