vr

4 4

т 26

Орган Правления

Сотоза Советских Писателей СССР

35 (949)

= a

3 сентября 1941 г.

военными знаниями!

ПРОЛЕТАРИИ. ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

IPA TYIPHIASH
WA BISWA

Истекли все сроки, назначенные «фюре-

ром» фашистских головорезов и убийц для
завершения своего «молниеносного» похода
на Восток, но сопротивление Красной Ар-
WHH He только не сломлено, а, наоборот,
крепнет в каждым днем.
7 Фашисты в своей радиопропатанде дав-
но уже «открыли» ворота Москвы, Лепин-
трада и Киева, «уничтожили» всю совет-
скую авиацию, «взяли в плен» всю крас-
ную артиллерию, танки и пехоту. Однако
оказалось, что от побед в эфире до под-
длинных побед Ha земле — «дистанция
огромного размера». Москва, Ленинград и
Киев быти, есть и будут советакими ето-
лицами, славные сталинские соколы тро-
мят врага, бомбят военные и промышлен-
ные об’екты Берлина, Кенигоберга, Данци-
ta, Мемеля, а напи танки, артиллерия и
пехота продолжают показывать свою _с9-
крушительную силу на полях сражений,
эселяя в фашистов страх, вынуждая не-
эцких солдат по нескольку дней не под-
нимать головы из окопов.

Ставка Гитлера на ‘«молниеносную»
зонну провалилась. Boia приняла за-
тяжной характер, а ‘это сулит немецко-
Фалтистской армии дальнейшие потери но-

вых миллионов солдат, новых тысяч тан-
ков, самолетов и орудий.

Ставка Гитлера на разгром противников
по-одиночке ‚провалилась. Мошная ан-
тигитлеровская коалиция, в которую вхо-
дят СССР, Англия и США, обладает неис-
черпаемыми людскими, техническими и
экономическими ресурсами, во много раз
превышающими ресурсы Германии. «Кош-
мар козлиций», когда-то мешавший спо-
койно спать, Бисмарку, заставит призаду-
маться над будущим и нынешних прави-
телей фашистской Германии.

Ставка Гитлера на то. что война будет
итти на одном фронте, провалилась.
Ритлер получил то. чего фболыше — всего
боялись  пемепкие стратеги, — «Mehr-
frontenkrieg» — множество фронтов.

Грандиозное ‘число убитых и раненых,

полная беспереневтивноеть ‘войны, страш-*

ный призрак суровой русской” зимы —
вв. это ве может не отразиться па. на-
строении. даже таких солдат, как немецкие
солдаты, ‚приученных не думать и слепо
выполнять волю фюрера и его прихвост-
ней. 00 этих настроениях говорят письма,
которые немецкие солдаты отправляют в
Германию, и получают оттуда, записи днев-
ников и т. д. Любопытным документом ©
этой точки зрения служит печатаемое на-
ми сегодня стихотворение взятого в плен
немецкого солдата Иозефа Гюмера, обнару-
женное в ‘его дневнике.

Маргарин, искусственный бульон,
Тошнотворный мед из ганголина —
Это’ наш солдатский рацион,

Для желудков тощих-— дисциплина.

Раненым давно потерян счет,

Мертвецы гниют в канавах. сточных...

Это называетея-—поход,

Наш «победоносный» фронт восточный.
— Tak описывает быт немецких солдат
Hose Гюмер.

Но как ни велики потери  немецко-фа-
тистской армий, она еще сильна, и борь-
ба с фашизмом предстоит долгая и упор-
ная.

В этой борьбе наш советский народ
сплочен, как никогда, потому что каж-
дый гражданин нашей ролины отчетливо
‹ознает:; речь идет о жизни и смерти на-
шего государства, речь идет’ о том, быть
ли советским народам свободными или им
впасть в рабство и кабалу.

Советская художественная

СОЮЗ СЛАВЯН ПРОТИВ ФАШИЗМА

Щоб ус! слав’яни,

Стали добрими братами,

Г синами сонця правди...

Эти строчки великого украинского поэта
Т. Шевченко, которые привел в своем
выступлении проф. Гудзий, могли бы
стать эпиграфом к митингу «Братский
союз славянских народов против фашиз-
ма», состоявшемуся в воскресенье, 31 ав-
туста, в ЦНКиО им. Горького.

Сотни посетителей парка собрались у
центральной эстрады. Митинг открыл поэт
В. Лебедев-Кумач своим новым стихотво-
рением, обращенным к славянам всего ми-
ра, борющимся с фашизмом.

С большим волнением выслушали со-
бравшиеся стихотворение словацкого поэта
Ондра Лысогорского «Песня матери».

— Больше всего страданий принес фа-
шизм славянским народам, —сказал проф.
Н. Гудзий. Он привел исторические выс-
‚казывания К. Маркса о германской нации,
издавна превратившей себя в орудие уг-
нетения. i

О провале гитлеровского плана молние-
носной войны говорит акад. П. Юдин. «Во
тлаве с русским народом славяне готовят
уничтожение фашизма», заканчивает свою
речь т. Юдин. а

Борьбе польского народа с германскими
захватчиками посвящает свое выступление
критик Е. Усиевич. Она представляет
аудитории известного польского поэта ан-
тифашиста Влад. Броневского. Он читает
свои стихи о Польше, томящейся под гит-
зеровским игом.

Чешский ученый проф. Зденек Неедлы
творит о неизменном чувстве уважения

интеллиген-   Гранатой, пулей — вторым равноправным
ция и её значительный отряд -— литера-   оружием литератора.

‚лей. Крупнейший

торы © первых же дней войны отдали
свое перо на службу родине. В фронтовой
печати, в центральных газетах, в окнах
и И ee
, у а, начали появ-
ляться корреспонденции с фронта, публи-
цистические статьи, песни, острые ‘нам-
флеты, фельетоны, эпиграммы и т. д.

Но всего этого сейчас недостаточно. На-
ше суровое время может потребовать от
каждого человека, независимо от его про-
фессии и возраста, умения стрелять из
винтовки, владеть пулеметом, метать точ-
но в цель гранату, водить танк.

Большая группа литераторов вступила
в ‘ряды народного ополчения, где она с
успехом проходит сейчас военное обучение.
Но военные навыки должны быть” не толь-
ко у писателей-ополченцев, 3 у всех без
исключения литераторов.

Известно, что многие писатели пришли
в литературу, имея за плечами опыт гра-
жданской войны, их первые художествен-
ные произведения связаны © этим заме-
чательным временем. Для них военная
учеба будет в известной мере повторением
пройденного и знакомством с тем новым,
что привнесено в оснащение армии за
протедигие 20 лет. Для других же писа-
телей это будет первым знакомством с
оружием воина Красной Армии.

В какой бы роли ни пришлось писате-
лю участвовать в’ отечественной войне —
бойцом ли армии или журналистом фрон-
TOBOH печати, — военные знания для не-
то необходимы.

Союз советских писателей в Москве уже
организовал систематическое военное обу-
чение. Все мужчины-литераторы, способ-
ные посить оружие, изучают винтовку,
пулемет, гранату, будут совершать выхо-
ды в поле, практиковаться в боевой
стрельбе.

Для обучающихся установлена настоя-
щая воинская дисциплина, литераторы,
имеющие боевой опыт, способные обучить
военному искусству своих товарищей, наз-
начены командирами.

Пример ленинградцев, киевлян, москви-
чей должен быть воспринят всеми. отде-
лениями. ССП, всеми союзами писателей
братских республик. Военное обучение
нужно организовать сейчас же и везде,
стараясь привлечь к нему всю массу ли-
тераторов.

История русской литературы знала мно-
го примеров того, как писатели с оружием
в руках защищали свою родину и как
это благотворно сказывалось на их лите-
ратурной деятельности. Вспомним Дениса
Давыдова—поэта-партизана,  ’Лермонтова-—
участника кавказских войн, Льва Толето-
го — участника севастопольской обороны,
Дм. Фурманова — героя легендарной Ча-
паевской дивизии и многих других. Но
никогда еще враг не был так опасен для
нашего народа, как сейчас, и никогда от
нас не требовалось такого напряжения
всех сил, как теперь. Гитлер открыто и
цинично заявил, что он стремится унич-
тожить славянские народы и что нация,
считающая Льва Толстого великим пи-
сателем, не достойна лучшей участи. 0т-
ветим же врагу нашего народа, врагу
всего человечества таким ударом, чтоб
больше никогда не могли повториться Te
ужасы и страдания, которые принее с ©о-
бой кровавый фашизм.

Встретим врага во всеоружии!

‚Будем готовы разить его не только
стихом, несней, рассказом, но штыком,

чешского народа в русскому,
великих культур.

И Огромна ненависть чешского народа

о связи их

к поработителям, уничтожающим Bee
культурные завоевания. Чехословакии.
Героическое сопротивление, оказываемое

Красной Армией фашистским полчищам,
— говорит профессор, — вызывает вос-
хищение моего народа и толкает его на
отпор врагу.

— Издавна кровно связаны между со-
бой Россия и Сербия,—так начинает свое
выступление сербский проф. Божидар Мас-
ларич.— Русская культура воспитала плея-
ду сербских передовых ученых и писате-
политический деятель
Сербии Светозар Маркович — воспитан-
ник русского народа. Русские не раз про-
ливали свою кровь за независимость Сер-
бии. и сейчас сербский народ с надеждой
взирает на Советский Союз, в котором ви-
дит своего освободителя. _

Поэт Ал Жаров прочел свои новые сти-
хи о героях-летчиках.

Стихи, носвященные борьбе славян с
гитлеровскими захватчиками, читают бело-
русский поэт Петрусь Бровка и черногор-
ский поэт Радуле Стийенский.

Стихотворение «Фашист — это не чело-
век» прочел П. Аитокольский.

С новыми сатирическими стихами вы-
ступили С. Алымов, прочитавший «Пись-
мо немецкого солдата», и И. Доронин, —
«Калачи-горячи».

В митинге приняли участие проф. П.
Богатырев, проф. Б. Козьмин и польский
публицист Ст. Ендриковский.

хин смело встретили врата.
противника были подбиты, остальные п9о-
верпули обратно. Ночью фашистам уда-
лось окружить нангу роту. Но наши бой-
цы ‘не растерялись. Забросав противника
транатами; они вырвались из окружения.
Два дня © боями пробивались краеноафмей-
цы к своей части. В тылу врата совет-
ские пехотинцы взорвали два моста, три
автоцистерны © бензином, уничтожили двз
грузовика с 23 фашистекими солдатами и
сожгли немецкий бомбардировщик
керс-88», совершивший вынужденную по-
садку,

ров партизаны
ляют живую ©илу противника,

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Писатели, овладевайте военными
знаниями! OT СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО. ‘Утреннее
сообщение 2 сентября. Вечернее сообщение 2 сентября. НА
ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ
КОРРЕСПОНДЕНТОВ. А. ЕРИКЕЕВ. Содружество. наро-
дов (стихи). ИНФОРМАЦИЯ.

2 стр.. СТИХИ НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА. М. ГЕЛЬФАНД.
Франц фон-Вендрин и другие. Стефан ВОДВИЧ. Два сентя-
бря. А. КОВАЛЕНКОВ. Из фронтового блокнота. Эм. МИНД-
лин. Положение блестящее... но безнадежное. Елена СТА-

Сезюдня в номере:

СОВА. Наш город. Юрий ТЫНЯНОВ. Ленинград, B. KO
ЗИН. Слово.

3 стр. А. ГУРВИЧ. Жестокий трус. С. ГОРОДЕЦКИЙ.
Стихи и песни отечественной войны. В. ФОМЕНКО... Фа-
шистские человеководы НОВЫЕ КНИГИ.

4 стр. И: KOHCTAHTHHOBCKHA. Геббельс делает
фильмы. Н. КАЛЬМА. Мы, выдержим. Е. СИКАР. Писатели-
бойцы. Е. КАНН. Героическая операо Суворове ИНФОР-
МАЦИЯ. Киносценарии о борьбе с фашизмом. Литерагур-
ный радиодневник отечественной войны. В концертных залах
Москвы. По страницам журналов.

OT СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 2 СЕНТЯБРЯ

В ночь на 2 сентября напшги войска ве-
ли бои © противником на всем фронте.

х
За последние три дня бомбардировщики

авиации Черноморского флота’ совершили.

несколько налетов на перты и’ наземные
войска противника. Прямым попаданием
бомбы выведен ‘из строя один вражеский
военный корабль. Морские летчики уни-
чтожили также 83 танка, более 50 авто-
бронемашин и много автоцистерн © торю-
чим.
*

На Смоленском направлении наши ча-
сти разпромили пехотный полк 161 не-
мецкой дивизии. В ротах полка осталось
1 8—10 солдат. Захваченный в плен
командир роты старший лейтенант Людвиг
Роберт сообщил, что его подразделение
«прибьыю на Восточный фронт  лесять
дней назад из французского города Туль.
Из роты ‘осталось в живых всего 8 че-
ловек, да и те попали в плен». Людвиг
Роберт показал также, что гермамекое
командование, в связи с огромными по-
терями на Восточном фронте, выпуждено
стимать. немецкие гарнизоны в городах
оккупированных стран — Франции, Бель-
тии, Голландии и др. «Весь гарнизон го-
рода Туль, — говорит старший лейте-
нант, — отаравлен на русский фронт.
Взамен кадровых солдат в пачале войны
присылали резервистов. Теперь и резерви-
тов отправляют на Восточный фронт, за-
меняя их ранеными солдатами, еще не за-
кончившими лечения. У многих из них
не сняты даже повязки».

*

Рота старшего лейтенанта  Стержнева
обороняла железнодорожную станцию №.
и рабочий поселок. Здание станции, водо-
качка и жилые дома весь день обстрели-
вались немецкой артиллерией. Вечером по-

явилиеь фалнистокие танки, а за ними —

пехота противника. Истребители танков—
красноармейць Егоров, Невзоров и Артю-
Два танка

«Юн-

*

Партизанские отряды, действующие в

бессарабских Уезлах, захваченных  герма-
но-румынскими войсками, не дают покоя
фашистам ни днем, ни ночью. Смелыми

налетами, организацией взрывов и пожа-
систематически — истреб-
уничто-
жают боеприпасы, горючее и продовольст-

вие. Особенно ‘успелню действует круп-
ный партизанокий отряд пол команлова-
нием т. Й. В течение августа партизаны

этого отряда уничтожили 14 вражеских
танков и бронемашин, 32 грузовых авто-
мобиля с боеприпасами, 44 повозки с
продовольствием и более 40 цистерн с
бензином. Вю время этих операций парти-
заны перебили около 400 румынеких сол-
jar и офицеров. Особенно удачным был
налет на фашистскую мотоколовну, дви-
тавнуюся по нюссейной дороге между В.
и Ф. Примерно на полпути между этими
пунктами партизаны устроили на пюсеей-
ной дороге несколько  замаскированных

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 2 СЕНТЯБРЯ

ям, & сами укрылись ‘вдоль дороги. Пер-
вые три машины провалились и загоро-
дили путь колонне; Из-за кустов и из
канав в автомашины песыпались ручные
гранаты и бутылки с бензином. Парти-
заны-пулеметчикн открыли остесточенный
огонь по румыноким солдатам.  Четыюе
машины пытались с’ехать е дороги, но
перевернулись и застряли в глубокой при-
дорожной канаве. Всего в этом бою было
выведено из строя 16 вражеских авто-
машин и уничтожено до 80 солдат про-
тивника. %
*

В боях на южном фронте налши части
захватили ряд документов штаба румын-
ского 39 пехотного полка. Эти документы
свидетельствуют © 10м, чт10 многие ру-
мынекие солдаты не хотят воевать про-
тив Советского Союза. Команлир полка
полковник Константин Симеонеску, под-
тверждая это, пишет в приказе № 81
следующее: «Некоторые солдаты  вмеето
того, чтобы быть в бою, уклоняются,
прячутся и возвращаются в свои потраз-
деления лишь после боя». Нелестно отзы-
ваелея полковник и © своих офиперах.
«Я с горечью установил, — продолжает
он, — что в операциях, которые имели
место, было много нарушений своего лол-
та, относящихся ко воем подчиненным
офицерам». Полковник указывает, что
офицеры обнаружили «недостаток храбро-
сти перед лицом врага. Некоторые офипе-
ры плачут и просят убожиша, боятся
пуль, боятся авиации, боятся  артилле-
рийского опня. Другие прячутся, избе-
галот боя, а храбрость проявляют перел
женщинами и детьми...» Полковник ста-
вит офицерам в пример Красную Армию:
«Противник совершенно справедливо м9-
жет утворжлать, что его воины дерутся
замечательно».

Волники прифронтовых бассейнов про-
являют отвагу и бесстраашие при испол-
нении своего служебного лолга.

Пароход капитана Фролова, перевозив-
щий воинский груз, ночью  пришварто-
валея к берегу. До рассвета оставалось
eme четыре чака. Оставив часовых Ha
борту и на берегу реки, команиа парохода
и охрана легли спать. Но не прошло и
полчаса, как часовые с берега дали знать
о приближении врага. Немедленно была
организована ‘оборона- парохода.  Против-
ник был встречен’ тулеметным ‘огнем. Не-
рестрелка продолжалась до утра. К рас-
свету около сотни немежких солдат пы-
тались атаковать команду парохода, но
были отогнаны водниками. Попытка за-
хватить нааи пароход стоила немцам жиз-
ни 20 солдат. . :

На баржу, которую вел шкипер Елькин,
попал вражеский снарял. Трюм стало за-
ливать вохой. Тяжело раненый тов. Ель-
кин не покинул поста. Под его руковод-
ством экипаж баржи быстро заделал про-
боины, и караван благополучно прибыл в
речной mopr,

Во время бомбардировки пристани К.
Ha баржу с горючим упало 6 зажигатель-
ных бомб. Матросы тт. Гулин и Черкасов
тероически предотвратили пожар. Три
бомбы тов. Гулин сбросил в воду, а олну
загаеил своим бушлатом. Две бомбы упа-
ли в кормовые люки. Тов. Черкасов бро-
сился вниз и загасил их песком. Несмот-
ря на тяжелые ожоги, тов. Черкасов
не покинул вахты.

Матросы пристани Голубев, Эмлин,
Востряков, Лихоралов и Якуненко огнем
из винтовок сбили фалпистекий бомбарди-
ровщик, пикировавший на пароход.

В течение 2 сентября наши войска
продолжали вести упорные бои с против-
ником на воем фронте. После ожесточен-
ных б0в наши войска эвакуировали
г. Таллин.

По умчненным данным за 30 августа
уничтожен не 31 немецкий сдмолет, как
сообщалось ранее, & 75 немецких само-
летов.

В течение 31 августа в воздушных
боях уничтожено 23 немецких: самолета.
Наши потери — РИ,

На Северо-западном направлении фрон-
та большая пруппа немецких бомбардиров-
щиков пыталась совершить налет на наш
укрепленный Участок близ пункта Н.
Вражеские бомбардировщики были встре-
чены советскими истребителями в 30 ки-
лометрах от укрепленном участка. Не
приняв боя, фашистские самолеты разде-
лились на мелкие группы и пытались с
разных сторон атаковать намеченный
военный 96б’ект. Встреченные опнем зенит-
ных батарей, немцы беспорядочно сбро-
сили бомбы вдали от наших укреплений
и, потеряв 4 «Юнкерса», повернули 06-
ратно. На большой высоте за ними рину-
лись скоростные бомбардировщики под
командованием капитана Сысоева. Через
час олна группа вражеских самолетов по-
шла на посадку на. свой аэродром. Совет-
ские бомбардировщики стремительно сни-
зились и засыпали аэродром фугаеными
ий осбколочными бомбами. Не ожидавшие
нападения. фашисты не успели организо-
вать обороны. Олин за другим бомбарли-
ровщики капитана Сысоева пикировали на
азродром и уничтожали самолеты против-
ника. Несколько находившихся на аэро-
дроме немецких истребителей пытались
подняться в воздух, но были подбиты ог-
нем советских самолетов. Уничтожив 00-
лее 15 фашистоких бомбардировщиков и
4 истребителя, вое наши самолеты, кроме
двух, вернулись на ит базу.

Кажлый день великой отечественной
войны рождает тысячи новых героев,
храбро и самоотверженно громящих a-
шистские полчища. На-днях бойцы энеко-
го зенитного тивизиона прямой наводкой
разбили два вражеских танка и обратили
в бехтво третий. Исключительную храб-
рость в этом бою проявил политрук бата-
pen тов. Горель. Под градом `пуль он
проник в подбитый фашистекий танки
из танковой пушки обетрелял вражескую
пехоту. Младший сержант Черноморского
флота Нечипоренко, пробравшись в тыл
противника, обнаружил  противотанковую
батарею. › Отважный краснофлотец  забро-
сах батарею гранатами. Два орудия бата-
реи были уничтожены. Сержант захватил
И доставил в свою часть двух лошалей и
олно противотанковое орудие © боеприпа-
сами;

Млахший командир Шалмов разведывал
© двумя красноармейцами передний край
обороны противника. Ночью трое смелых
разведчиков бесшумно подползли к вра-
жеским траншеям. Вскоре разведчики за-
метили четырех немецких солдат. Подпу-
стив немпев на 10—15 метров, наши
бойцы уничтожили их гранатами. Фаши-
сты открыли в темноте беспорядочный
пулеметный и минометный отонь. Уста-
повив расположение вражеских точек,
тов. Шалмов под огнем противника по-
1013 Bepel M уничтожил гранатами три
пулеметных расчета.

Беззаветную храбрость, мужество и от-
Bary проявляют советские партизаны,
действующие в фашиетеком тылу на Ce-
веро-западном направлении фронта. По
лесной дороге в районе Д. двигался отряд
из 80 немепких солдат. Шестеро смельча-
ков-партизан устроили засаду и обегре-
usm фашистов. После первых же залпов
немцы рассеялись, оставив на месте не-
сколько убитых и раненых. В деревне Г.

партизаны напали на вражескую  MoTO-
колонну и уничтожили ручными граната-
ми 10 грузовых автомашин и более
40 фашистов. Узнав, что по проселочной
дороге в районе деревни П. должна прой-
ти немецкая  мотоколонна,  паргизаны
уничтожили три -моста, устроили на доро-
ге завалы из камня и леса, & сами залег-
ли в засаде. В завязавшемея бою немцы
потеряли 36 солдат, 17 мотоциклов и
3 грузовых машины с патронами. В кон-
це августа части 3 немецкой мотодивизии
двигались на восток. Партизанский отряд
под командованием тов. П. пропустил ми-
мо себя вражескую разведку и передовое
охранение и неожиданно обстрелял колон-
ну. Перебито ло 100 немцев. Недавно
около деревни Х. приземлилея  фашист-
ский самолет, подбитый нашей зенитной
артиллерией. Партизаны захватили 4 лет-
чиков во главе с офицером, ценные доку-
менты и карты. Отряд партизан nor
командованием тов. Ш. только за 14 дней
истребил более 200 немецких солдат и
офицеров, среди которых. 60 мотоцикли-
стов и 90 велосипедистов, уничтожил
грузовых автомашин, три радиостанции и
много другого вооружения н снаряжения.

Тревогу противника в связи е усили-
вающейся деятельностью партизан ярко
характеризует одно распоряжение штаба
германской северной армейской — группы:
«Вюзросшая деятельность партизан делает
невозможным (буквально — «запрещает» )
проезд через сельские местности  отдель-
ных солдат и мелких групп. Последние
должны пользоваться при всех переездах
лорогами с оживленным движением, на-
пример, путями подвоза. Отдельные сол-
даты и мелкие отряды могут посещать
лежащие в стороне от оживленных дорог
села лишь в том случае, если перех этим
ближайший орган военной власти устано-
вил безопасность eer села».

Немецкие и итальянские оккупанты,
несмотря на свирепый террор, не могут
подавить партизанского движения серб-
ского народа. Недавно из ютославекого
города, занятого партизанами, в Белград
приехал один серб с пропуском, выдан-
ным партизанскими властями. Этот леку-
мент имел заголовок: «Неоккупированная
Югославия». В Западной Боснии сербские
партизаны заняли два города — Влюч и
Мркони Град. Фапшсты, обозленные ye-
пешными действиями югославских пат-
риотов. пытаются потопить в крови. на-
родное движение за освобождение Югосла-
вии от ига оккупантов. Фашисты зверзки
издеваются над мирным населением. He-
мецкие офицеры и солдаты врываются в
дома, хватают сербеких женщин и лезо-
чек-подростков и отправляют в полковые
публичные дома для солдат. Веякого cep-
ба, который‘ пытается заступиться за
женщин, фашисты убивают. Но оккупан-
там не удается терроризировать сербский
народ. Партизанское движение все шире
охватывает ран Югославию.

На железнодорожном транспорте раетет
движение патриоток. На многих станциях
и в депо организованы производственные
кружки для женщин. На Каратанлинской
железной лороте домохозяйки-активистки
изучают токарное дело и телеграф. Более
100 домохозяек станции Агадыр пошли
работать на произволетво. Жены машини-
тов дет  Каменоломня дороги имени
Ворошилова тт. Спельникова и Беспало-
ва стали помощниками машинистов. Про-
фесссию слесаря-автоматчика изучают же-
на заместителя начальника депо тов. Ла-
тыпюва, жена главного бухгалтера тов.
Федорова, жена слесаря тов. Воронина.
На Моршанском отделении Ленинокой же-
‚лезной дороги более 50 ломохозяек уже
работают стрелочницами и контукторами.
70 женщин-ломохозяек Мичуринского и
Кочетовокого узлов учатся на помощни-
ков машинистов и осмотршиков вагонов.

НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ.

На состоявшейся 2-го сентября очеред-
ной пресс-конференции иностранных. кор-
респондентов заместитель начальника Co-
зетского Информбюро тов. Лозовский С. А.
остановился на сообщениях немецкой и
итальянской печати © состоявшейся нес-
колько дней тому назад, от 25 yo 29 ap-
гуета, встрече Гитлера и Муссолини на
Восточном фронте. я

Терманское  информащионное бюро ут-
верждает, что переговоры «касались
всех военных и политических вопросов от-
посительно развития и продолжительности
войны».

После первых восторгов, малосодержа-
тельных и пустых фраз неменкие и италь-
янские газеты приоткрыли, наконец, кра-
ешек завесы.

Что же скрывается за этой парадной
встречей? Во-первых, выясняется, что од-
ной из важных тем переговоров была про-
блема снабжения, особенно сырьем; во-
вторых, что 0ба сообщника вели cephes-
ный разговор относительно зимней кампа-
нии, что, как известно, является логиче-
ским и политическим следствием молние-
HOCHOH войны, и, наконец, Муссолини
«дал согласие послать на Восточный фронт
большое количество войск и отправить в
Германию дополнительное число итальян-
ских промышленных и ‹сельскохозяйствен-
ных рабочих».

Что означает с точки зрения военной
И политической это навязанное Муссолини
обещание: оно означает истощение гермал-
ских резервов на фронте и в тылу; оно
означает, что под прикрытием пышных
фраз и торжественных встреч Италии
предложено заполнить глубокую пиро-
кую брешь, которая образовалась в гер-
манской армии и в 06ескровленной про-
мышленности и сельском хозяйстве Гер-
мании, ,

Германия, потеряв 34 два месяца свыше
2-х миллионов человек, на Восточном фрон-
те, решила, что пора заставить Италию
всерьез заплатить дань крови и пушечно-
то мяса за мечту о европейской и все-
мирной тегемонии.

Таков подлинный смысл этой «истори-
ческой» встречи. Сколько дивизий сможет
отправить Муссолини на Восточный фронт?
Попытка отправить добровольцев. как из-
вестно, провалилась. Отправка отборных
фаптистских частей встретила огромные
трудности, так как итальянские фашисты
предпочитают, чтобы их любимые немец-
кие коллеги положили свои головы на Во-
сточном фронте. Когла же лело лойдет 10
отправки на Восточный фронт итальянской
армии, тогда Муссолини узнает, что -ду-
мает итальянский народ о немецком став-
леннике Бенито Муссолини.

А. ЕРИКЕЕВ

Содружество народов

В моей стране мы свято чтим закон
Содружества народов и племен...
Й в эти дни великих испытаний
Особый смысл приобретает он, —
Знамение победы в нашем стане,

Мы — словно дети матери одной:
Украинец — таджику брат родной,

И белорус — родимый брат грузину...
Стоим _несокрушимою стеной,
Великой дружбой слиты воедино.

Ham свежий сад и наш просторный
дом

Мы создали в содружестве своем,

Мы создали свою страну свободы,

И мира, сотворенного трудом,

Не отдадут свободные народы.

Суровой закаленные борьбой,

Как великаны, мы выходим в бой,
Тверда, несокручтима наша воля!
Зверей, налитых яростью тупой,

Как сорную траву, мы скосим с поля!

Здесь каждый будет биться ло конца,
Здесь ‘торло сердце каждого бойца,

Й каждый брат здесь выручает брата,
И чем суровей воинов сердца,
Тем более в них чувство дружбы свято.

Ивану, Янко, раненным в бою,
Сестра-татарка кровь дала свою...

Й летчик Петр или Шетрусь в тумане
Цуть в неба указал в лесном краю,
Заботясь об идущем Нуримане.

Есть братство смелых: наша силё в
нем, —
Друг друга выручаем под огнем,
Боец бойца без помощи не броеит, —
Вот раненого, сквозь огонь и гром;
Трофимов Гатауллина выносит.

Где дружба есть — там страха нет!

Путь братской дружбы — верный путь
побед.

Вто погасит сияние свободы?

Фапгистов банду разметут народы,

С лица земли сотрут поганый след!

Перевела с татарского
А. АДАЛИС.

В ФОНД ОБОРОНЫ

Наличными деньгами, _ облигациями
займов, ценными вещами участвуют гру-
зинские писатели в создании народного
фонда обороны страны.

А. Машашвили внес 2000 руб., А. Аба-
шели. С. Эули, К. Чичинадае, Ш Дади-
ани, И. Мосашвили, И. Абашидае, Г. Ле-
онидзе и другие — по 500 рублей.

Писатель С. Мтварадзе передал сереб-
ряный портсигар, Мариджан сдал сереб-
ряные изделия. Только за первые дни
группа грузинских писателей внесла в
фонд обороны 14.700 руб. и на 18.220
руб. облигаций займов.

*

Таджикский поэт М. Рахими внее B

фонд обороны 500. рублей.