Н. КАЛЬМА

Мы выдержим

Фашистская бомба разрушила дом, где

жила портниха Женя Горина со своей
семьей. Под развалинами дома погиб
дежуривший во дворе шестнадцатилет-

ний сын Жени — Андрей.

Худая, с черным лицом, Женя сидела
во дворе, посреди расщепленных столов,
кроватей, раздробленных патефонов. Bos-
ле нее топтался старший сын — Юрка,
работающий на ЗИС’ю. Небритый, е крас-
ными от бессонницы тлазами, Юрка в
десятый раз повторял:

— Уеёзжай ты в деревню, я тебя про-
my. Уезжай, пожалуйста. Там успоко-
инться, отдохнешь...

И Женя каждый раз гневно прерывала
сына:

— Успокоиться?! Отдохнуть?! Ты, Юр-
ка, спятил.` Отец на фронте, Андрея...
немцы убили, а я отдыхать поеду?! А
в мастерской рубахи фронтовые лежат.
Кто их шить будет?! Ничего, сынок, вы-
держим.

В убежище, во время воздупнтной тре-
BOTH, молодая черноволосая женщина
правила корректуру толстой книги. Кни-
га оказалась учебником медицины, и’ хе.
кан микробиологического факультета вто-
рого мединститута Мария Николаевна Ле-
бедева торопилась закончить корректуру,
чтобы поскорей сдать учебник в печать.

— А как же тревога, бессонные ночи,
нервное состояние?

— Ничего, мы уже привыкли. Мы это
выдержим, — сказала она, подписываясь
под последним листом.

В одну из бомбежных ночей на зда-
ние, где дежурил инженер Г., немцы
сбросили больше ста зажигательных
бомб. Всю ночь инженер вместе ©
рабочими бегал в засученных брюках
от одною — пылающео «острова» *К
другому. Belo ночь он не выпускал
из’ рук лопату, несколько раз глаза ему
засыпало песком, он сильно обжег руку.
А на утро, едва смыв с себя копоть, он
сидел у стола и кончал расчет новой ма-
шины, которую ждут от него наши аэро-
дромы. Если бы его спросили, как мо-
жет он работать после такой тяжелой но-
чи, он, наверное, не понял бы или по-
жал бы плечами: :

— Что ж тут особенного? Раз надо,
значит надо. Выдержим!
Студентке И. П., очень избалованной

маминой дочке. тетка предложила уехать
с ней на родину. Мать и отец И. Ш. на
фронте врачами. Уедет тетка, и девушка

Литературный радиодчевеик
отечественной войны

Литературные передачи Всесоюзного ра-
диокомитета строятся сейчас, как живой

дневник великой отечественной войны. У
микрофона выступают писатели, приез-
жающие с фронта. В радиоочерках прохо-
дит галлерея героических сынов родины,
борющихся с врагом на суше, в воздухе,
на море

Литературный радиодневник ведет нпо-
стоянная бригада писателей; А. Афиноге-
в, В. Гусев, Вс. Иванов, Ji. Кассиль,
В. Катаев, В. Лебедев-Кумач и др.

Лев Кассиль специально работает над
очерками ‘о буднях героической Москвы.
Поэт В. Гусев выступает перед микрофо-
ном с новыми стихами, посвященными
великому городу Ленина и славным пар-
тизанам народной войны. Художественно-
публицистические очерки на славянском
материале сделали Бела Балаш и Вс.
Иванов. ;

жертв борьбе. Никто не ослабит мыниь
не разожмет кулаков, не обмякнет, пока
страна не придет к победе.

И Женя Горина, потерявшая сына, и.
жена летчика Гастелло, и еще много дру-
гих, пожертвовавигих родине своими близ-
кими, вырастили в себе ту суровую. во-
лю, которая помогает теперь всем совет-
ским людям.

И то. что можем выдержать,  преодо-
леть, выстоять мы,, то уже не могут, ие
в состоянии выдержать люди в Герма-
HHM. :

К бесчисленным поездам, везущим с
Востока раненых, выходят на маленьких
станциях немецкие женщины. На стан-
циях повсюду «строге воспрещается пле-
вать и бросать на пол бумажки», но пер-
роны заплеваны, ‘и .станционные  плат-
формы давно не убирались. Валяются об-
рывки бинтов с засохшей сукровицей, от
проходящих поездов пахнет иодоформом.
Там в три ряда лежат раненые, и кровь
лежащих сверху капает на тех, кто ле-

жит внизу. Немецкие женщины старают-  Литературное радиовещание знакомит

i аи эк а aa nes многомиллионную аудитсрию © новыми
Е

потихоньку суют сапитарам несколько   оборонными постановками — московских

театров. В монтажах и отдельных сценах
передаются. по радио ньесы А. Первенце-
ва «Крылатое племя», А. Гладкова «Дав-
ным-давно» и др.

Классическая литература будет пред-
ставлена раднокомпозициями по роману
>1. Толстого «Война и мир», патриотиче-
скими произведениями русских поэтов.
Специальная историческая передача по-
священа писателям-патриотам — участни-
кам войны 1812 г. Интересно задуман
цикл художественных радиопередач на
тему «Сабля и перо» о русских писате-
лях-воинах (Грибоедов, Денис Давыдов,
Пермонтов). ‘

Ряд литературных радиопередач строит-
ся на произведениях Владимира Маяков-

скопленных монеток:

— Пожалуйста, “скажите, нет ли там,
среди раненых, Ганса ПГотте. Такой боль-
шой, светлый, на виске шрам. Он полу-
чил его в Норвегии... :

— Почем я знаю, — ворчит санитар,
— их там напихано столько, что не раз-
берешь.

У женщин — сухие, голодные глаза.
Они терпели много лет, но больше тер-
петь невозможно. Гансу  Шютте, тому
самому Гансу, который давно лежит со
своей дивизией у зеленого старинного го-
родка Дорогобужа, идет письмо:

«Дерогой Ганс, мы больше не можем
выдержать У мамы отнялись ноги, я
совсем больна. Мы стоим целыми днями
в очередях за картошкой. Наверное, это
письмо до тебя не дойдет, но я пишу его

«Профессор Мамлок» Фридриха Вольфа в

постановке театра им. ТИоссовета.
Зарисовки худ. А. Костомолоцкого.

Проф. Мамлпок—артист М. Л. Курский.

9.6

Редактор Зейдель—артист Н. П. Темянов.

Героичесная ‘опера о Суворове

Образ Суворова вдохновлял русских по-
этов во все времена — от Державина до
наших дней. Великому полководцу, не
знавшему поражений, отдали дань все ис-
кусства — и литература, и живопись, и
театр.
` Сейчас впервые героическую эпопею о
Суворове создает советская музыкальная
драматургия. Оперу «Суворов» ‘написал
композитор С. Н. Василенко по либретто
С. Кржижановского.
`В либретто С. Кржижановского мы ви-
дим Суворова уже на склоне лет. Опаль-
ный полководец томится в бездействии в
родном селе Кончанском. Подобно древне-
му Цинцинату, он, недавний терой Рым-
ника и Измаила, сегодия возделывает зем-
лю, а в часы досуга командует... армией

рова через Сен-Готард. Суворов мудро
предвидит, что первые битвы с Бонапар-
том — лишь пролог к будущей кровопро-
литной войне Суворов готовит русские
войска к грядущим победам над Наполе-
оном, хотя, наверное, его, Суворова, тог-
да уже не будет с ними.

С. Кржижановскому удалось счастливо
избежать в либретто фрагментарности HC-
торической хроники. Суворов показан в
стройно развивающемся действии. Этот
центральный образ определяет  целост-
ность, монолитность героической эпопеи.

К сожалению, менее ярко выписаны со-
ратники Суворова — Багратион и Мило-
радович. Бледна и не завершена лириче-
ская линия либретто (крестница Суворо-
ва и ад’ютант Ершов). Недостаточно убе-

на всякий случай. Говорят, что вы все
не вернетесь из России, что за вами там
охотятся, как за дикими зверями, Я так

боюсь, Гане, и я по ночам совсем не
сплю».

Туда, в Германию, были адресованы
записи офицера Фридриха Бишеле. Он

тоже дошел до тозки, этот усатый, такой
бравый на вид фашист. Его записи
похожи на бред маньяка.

останется совсем одна, без семьи, без «В мрачную пустыню вступили мы на
поддержки. Придется искать заработка,   ТаНках. Кругом ни одного человека, но
переселиться в общежитие. Студентка   всюду и везде, в лесах и болотах. носят-

пришла к себе в мединститут. ся тени мстителей. Это партизаны. Не-

;   ожиданно, точно вырастая из-под земли,
то никуда не поеду. Вот мои бума они нападают на нас, рубят, режут и
oe Been on ОН: исчезают, проваливаясь, как дьяволы, в

— А как вы будете жить одна?

— Как все. Ничего, выдержу.

Погиб в бою знаменитый летчик Га-
стелло, Герой Советского Союза. О нем !
уже сложены стихи и песни, он стал ге-

преисподнюю. Мсетители
на каждом шату, и нет

преследуют нас
спасения.

Проклятье! Никогда и нигде на войне
мне не приходилось переживать ничего

роем народной легенды, а у себя дома он
был любимым мужем, его звали умень-
шительным именем, и от того, что теперь
его прославляют в стихах, жене его,
должно быть, не легче.

Но «мы выдержим», и жена летчика
Гастелло идет работать на свою страну и
в работе растворязт свое большое горе.

«Мы выдержим, мы выстоим», это
можно услышать каждый день. Люди
внутренне выпрямились, сжали ‘зубы и
кулаки, напрягли мышцы, приготовились
к долгой, трудной, требующей многих

подобного. С призраками лесов я не могу
воевать. Сейчас я пишу и с трепетом
смотрю на заходящее солнце. Лучше не
думать. Наступает ночь, и я чувствую,
как из темноты неслышно ползут,  под-
крадываются тени, и меня охватывает ле-
денящий ужас».

«Лучше не думать»! Так говорят и пи-
шут немецкие солдаты и немецкие люди,
оставшиеся в тылу. Лучше не думать,
потому что иначе захлестнет ужас и яс-
но встанет вся безнадежность войны с
Советской страной.

Политрук Е. СИКАР

Писатели-бойцы

С каждым днем мы приближаемся к
фронту. все сложнее становится обстанов-
ка, все больше ответственности чувствует
каждый боец...

«Штатские» — еще недавно — люди,
поэты и писатели, вступившие в на-
родное ополчение Красной Армии, овла-

девают боевой техникой, с честью сдают
одно испытание зж другим. Совершен мно-
гокилометровый. очень трудный марш.
Шли в полном боевом снаряжении: с вин-
товками, противогазами, ранцами. Шли
бодро, уверенно. Почти не было отстаю-
щих. Даже писатели солидного возраста,
такие, как А. Гурштейн, М. Винер,
Л. Субботин, А. Кушниров, Д. Борисов,
В. Юрезанский и другие, показали физи-
ческую выносливость, пример понимания
воинской дисцинлины.

Сейчас писалели-бойцы прилагают все
силы к тому, чтобы в кратчайптий срок
овладеть военными знаниями и быть гото-
выми к выполнению любой боевой задачи.
Вышли на стрельбище. Стрельба ведется
боевыми патронами. Грудную мишень по-
разили всеми пулями  писатели-бойцы
Д. Борисов. Ю. Злыгостев. В. Афанасьев,
М. Гершензон. Овладевают искусством мет-
кой стрельбы А. Кушниров. А. Миних.

Хорошо выполняют свои обязанности но
службе воздушного наблюдения, оповеще-
ния и связи (ВНОС) наши товарищи Ш.
Сослани, П Фурманский, Б. Рунин, В.
Дубровин. На десятки километров про-
стерлись ровное ржаное поле и лес. Над
ними громадное пространство неба. Ha-
пряженно всматриваются они в высь,
вслушиваются в гудение каждого мотора
на горизонте. Днем и ночью, непрерывно
следят писатели-бойцы, чтобы не спустил-*
ся к нам вражеский десант, не пробрались
воздушные хишники. Многие писатели в
связи с хорошими успехами в огневой и’
политической подготовке назначены коман-
дирами отделений, политруками,. старши-
нами, командирами взволов Энергию. зна-
ния и инициативу проявили командиры
отделений В. Отрельченко. Ю. Злыгостев,
Н. Базилевский, М. Гершензон, А. Бек,
А. Кушниров. Они умело командуют сво-
ими отделениями, тщательно занимаются
строевой подготовкой, личным примером
помогают быстрейшему выполнению бое-
вых заданий командования. борются за
отличные показатели. Постоянно вместе с
бойцами писатели-политработники IO. JIn-
бединский. С. Кирьянов. Б. Вакс. Они хо-
рошо ведут партийно-политическую работу
в своих подразделениях, создают вокруг
себя боевой актив. С любовью относятся к
порученному делу санитары А. Роскин и
П. Жаткин.

Писатели активно участвуют в своей
тазете «Друзья Сталина». Здесь напечата-
но много стихов, очерков, фельетонов, за-
меток наших товарищей. Газета «Друзья
Оталина»? с каждым номером становится.

Литературная газета

4 Ne 35

все интереснее, содержательнее, целеуст-

ремленнее. Комиссар части т. Катулин
оказывает всяческую поддержку  писате-
лям, работающим в редколлегии. Сейчас

решено организовать соревнование между
отдельными бригадами писателей на луч-
ший выпуск очередного номера газеты.
Не забывают писатели и о «Боевых лист-
ках›... Работает крепкий, дружный актив
— В. Стрельченко, М. Винер, А. Миних,
В. Квасницкий, Л. Субботин, И. Молча-
нов и др.

Духом высокого патриотизма проникну-
ты старые и молодые литераторы, ветаю-
щие под ружье. Все живут напряженной
лагерной жизнью. Недавно приняли воен-
ную присягу на верность родине и совет-
скому правительству. И можно с уверен-
ностью сказать. что никакие испытания и
опасности не будут страшны писателям-
бойцам народного ополчения.

Действующая армия.

ского.

Видное место в литературных  переда-
чах занимают произведения западноевро-
пейских писателей и поэтов, призываю-
щие к борьбе за попранную свободу. По
радио прозвучит пламенное слово Байро-
на, Мицкевича, Эмиля Верхарна (стихи о
Бельгии). В дни второй годовщины борь-
бы свободолюбивых народов против озве-
релого фашизма состоятся передачи, по-
священные произведениям Жан-Ришар
Блока и Леона Пастернака.

По страницам журналов

«НРАСНАЯ НОВЬ»

Июльско-августовский номер . журнала
«Красная новь» открывается речью това-
риша Сталина, произнесенной по. радио 3
июля 1941 года.

В номере помещены записки Героя Со-
ветского Союзя С. Николенко «Боевые
дни танкового батальона»,  рассказываю-
щие огерэической борьбе бойцов и коман-
диров Красной Армии с финской бело-
гвардейщиной зимой 1940 года.

Самоотверженно сражающимся с нена-
вистными оккупантами сербским партиза-
нам-четникам посвящен рассказ Бела Ba-
лаша «Наши горы воюют вместе с нами».

В журнале. напечатаны также: «Подмос-
ковные рассказы» В. Козина, о зенитчи-
ках, охраняющих Москву от’ налетов фа-
шистских стервятников. литературный сце-
нарий Г. Шторма «Ломоносов», роман И.
Bexepa «Прощание» в переводе И. Горки-
ной; очерки: «Балтийский дневник» С.
Бородина (А. Саргиджана). «Степной до-
рогой» А. Михалевича и В. Овечкина,
«Летчик Цурцумия» В. Сафонова; стихи:

Антокольского, М. Луконина, Б. Брехта
и народные сербские песни в переводе Н,
Беленович.

В специальном разделе «Дневник «Крас-
ной нови» помещены статьи В. Кирпотина
«По зову Сталина», В. Иванова «Славяне
против Гитлера». 9. Подаревского «Доб-
лесть советского воина». А. Поповского
«Труд. созидающий победу», Ф. Михайлова
«Коричневая чума будет уничтожена».

В отделе публицистики помещена боль-
шая статья В. Стамбулова «Банкротство
стратегии Гитлера».

Номер заключают статьи Д. Благого и
В. Жданова, посвященные столетию со
дня смерти М. Ю. Лермонтова.

деревенских ребят, ведущей баталию за
фортецию «Орешек» (1-я картина). В поче-
те у царского двора иные генералы, «ма-
стера пребыстрых ретирад», по меткому
слову Суворова.

Но начинается кампания 1799 года, и
Суворов снова «призван». Действие пере-
носится. в Австрию. Суворов ведет в Вене
свои знаменитые споры © «тофкригсра-
том». От Суворова требуют планов, реля-

дительно показана тема шпионажа (rpa-
финя Шерер).

Нужно сказать, что и в музыке С. Ва-
силенко эти нобочные линии охарактери-
зованы гораздо бледнее, чем образ самого
Суворовя, чем русские солдатские сцены,
насыщенные интонационно богатым песен-
ным материалом. В музыкальной харак-
теристике русского полководца, сочетаю-
щего самые противоречивые человеческие

ций, диспозиций...

— Я историю штыком пишу! — возра-
жает русский генералиссимус, и обеску-
раженные австрийцы возмущенно толкуют
хором о «забвении военных правил».

Драматургически остро сделана сцена
2-го акта, когда в ответ Ha витиеватые
кантаты и чопорные менуэты Суворов не-
ожиданно приглашает придворных прослу-
шать «наши менуэты»:

— Под песни боя пляшем их!

И в парадные окна венского дворца

черты, Василенко оправданно воспользо-
валея речитативной традицией Mycopr-
ского (типичный говорок Суворова). Музы-
кальные темы Суворова очень часто пере-
плетаются с русскими солдатскими Te-
мами. Этим приемом Василенко удачно
подчеркивает кровную связь Суворова с
народом. Вся опера «Суворов» написана в
классической оперной форме, с разверну-
тыми ариями, дуэтами, ансамблями, хора-
MH.

: Композито и е об’еди-
врывается могучая песня русских полков: р, либреттист и весь об’ед

ненный коллектив оперного театра им.

poe ae Станиславского и Немировича-Данченко
ан зорко корылен.., (режиссер — П. Румянцев,. дирижер —

B либретто Кржижановского Суворов А. Алевладов) работают сейчас нал. соз-
непрерывно общается с солдатской массой,   Ланием  тероического монументального

оперного спектакля. О результатах ‘этой
работы в ближайшем будущем сможет
судить московский зритель.

‚ Е, КАНН

которую суровый полководец понимает и
но-отечески ‘любит.

Опера заканчивается невиданным, весь
мир изумившим переходом армии Суво-

В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛАХ ГЛОСКВЫ

Начало концертного сезона в Москве 0з-
наменовалось . большими симфоническими
и сольными вечерами, посвященными твор-
честву Чайковского и Шопена.
^ В сентябре Московская государственная
филармония организует в основных кон-
цертных залах (им. Чайковского, Консер-
ватории. Доме ученых) ряд литературно-
музыкальных, сольных и симфонических
вечеров.

В программе ближайшего филармониче-
ского вечера славянская музыка: симфо-
ния Дворжака «Новый Свет», отрывки из
оперы Сметана «Проданная невеста», кон-
церт Венявского для скрипки с оркестром
(солист — Б. Гольдштейн), марш «Победа
за нами»? современного чешского компози-
тора В. Неедлы.

Специальную литературно-музыкальную
программу решено посвятить творчеству
английских и американских композиторов
и писателей. Здесь будут представлены
произведения известного английского ком-
позитора, долго жившего в России, Джона
Фильда, виднейшего классика английской
музыки Перселя, современного американ-
ского композитора Арона Купланда и др.
Литературная часть программы намечается
из отрывков шекспировских трагедий.

Совместно с Союзом советских писате-
лей Филармония организует литературно-
музыкальные оборонные вечера на темы;
«Москва тероическая», «Фронт народов
против фашизма».

Помимо открытых вечеров, Филармония
почти ежедневно проводит выступления
концертных бригад для военных частей и
агитпунктов. Среди участников филармо-
нических концертов — виднейшие совет-
екие мастера: Давид Ойстрах, Б. Гольд-
штейн, Яков Флиер, Яков Зак, Гр. Гинз-
бург, В. Яхонтов и многие другие.

Славянской музыке большое место от-
водят в своих выступлениях наши соли-
сты. Так, целое отделение концерта Дави-
да Ойстраха, организуемого 7 сентября в
зале им. Чайковского, составлено из про-
иаведений чешских, польских и русских
композиторов.

И. КОНСТАНТИНОВСКИЙ

В зале гаснет свет. На экране появ-
ляется стройный молодой человек с фа-
келом. Он идет между красивыми колон-
нами, словно перенесенными сюда с древ-
него Акрополя. Потом он зажигает ко-
стер. Это традиционный знак начала
олимпийских игр. Дефилирующие ше-
ренги спортсменов. Нредставлены все ви-
ды спорта и почти все народы мира.
Начинаются соревнования. Если бы не
стяги CO свастикой на колоннах стадиона,
ничто не напоминало бы кинорепортаж
берлинской олимпиады 1936 года.

Но вот в кадре выступает знакомая
фигура. В зале сперва слышится недо-
уменный шопот. Затем дружный хохот
оглашает залемненные своды кинотеатра:
Гитлер! Да ведь это Гитлер!

Действительно, это Гитлер. Он сидит
в почетной ложе, окруженный Герингом,
Геббельсом. Гессом, и наблюдает за спор-
тивными соревнованиями. Но это не тот
парадный Гитлер. каким привыкли его
видеть зрители европейских стран, де-
монстрирующих у себя фашистские филь-
мы. Это Гитлер, заснятый, так сказать, с
натуры... в интимном круту. «Фюрер> на-

Геббельс делает фильмы

1. Образ главного героя

события его сподвижники. Каждый по-
своему. Геринг — грузный, как бегемот:
ему трудно вскакивать со стула и раз-
махивать руками. Лишь беспокойно тря-
сущийся двойной подбородок на распух-
шем лице фельдмаршала выдает его ду-
шевные переживания. Геббельс — ма-
ленький, вертлявый. Гнев Гитлера, види-
мо, пугает его больше, чем печальные со-
бытия на стадионе: он прячется за спи-
ной «фюрера», остерегаясь попасться ему
на тлаза в такую печальную для прести-
жа германской расы минуту. Кадром зав-
ладевает Гитлер. Он нервно передвигает-
ся с места на место, задыхается, широко
раскрывает рот, вытирает ладонью пот с
лица, а публика... громко хохочет. Образ
главного героя Третьей империи, которо-
го так аккуратно  засняла «фатальная
женщина> национал-социалистской  пар-
тии, Лени Рифеншталь, внушает  отвра-
щение и смех.

Гитлеровские резиденты в европейских
странах долго не могли понять, почему
зрителей приводят в такое веселое воз-
буждение сцены с фюрером на олимпия-
де. Они не догадывались, что на нормаль-

ном вагоне над картами склонился Гит-
лер; подле него — Геринг и Браухич.
Убийцы не разговаривают между собой.
Они нграют жестами. Лицо Гитлера боль-
we не вызывает смеха: оно вселяет
отвращение. Садист с горящими глазами
начертал на карте несколько линий. Бы-
стрый жест, хищнически сжатый кулак.
Зрителю чудятся разоренные города и
села, изуродованные трупы мирных жи-
телей. В одном этом жесте Гитлера скон-
центрирован весь путь преступлений и
зверств, которые организуются в поход-
ном вагоне. ‘
Фашистское кино никогда, конечно, не
показывало страшной фашистской дейст-

вительности, Немецкие сценаристы пре-
небрегают. .драматическими мотивами, ле-
жащими у них буквально под носом.
Концлагери, кровавые еврейские погромы,
разоренные города и села порабощенных
фалиизмом стран, террор, предательство,
садистские зверства, все, чем насыщена
жизнь Третьей империи с первых же
дней ев рождения, отсутствует в фаши-
стских фильмах, Только  кинохроника
дважды невольно выдала настоящее ли-
цо главного героя фашизма: фюрер на
олимпиаде и фюрер в походном вагоне.
Эти две сцены — «лучшее» из всего,

что создала фашистская кинематография.

2. Хорст Вессель меняет фамилию

«Штурмовик принадлежит He  кино-
пленке, а улице», — заявил Геббельс на
конгрессе фашистских деятелей кино в
1934 году. Это произошло вскоре после
скандального провала первого боевика
фапгистской кинематографии «Хорст Вес-
сель фильм». *

ские сановники во главе с Геббельсом
торжественно собрались на просмотр по-
этических похождений гитлеровских по-
громщиков.

Разразился скандал... Первым  возму-
тился сам Геббельс. Он забраковал образ
Хорста Весселя и велел наново крутить
целые эпизоды Он также запретил назы-

Когда «Уфа» стила в производство
фа» пу р вать Фильм «светлым именем» Хорста

повесть о почетном сутенере и убийце,

блюдает за игрой на стадионе и начи-
нает сам... играть. Получается удивитель:
но правдивый и воистину незабываемый
образ. Вот Гитлер вскочил © кресла, бе-
шено размахивает руками. Это на пло-
щадке немца-бегуна обгоняют представи:
тели «неполноценных» народов. У Гитле-
ра перекосилось лицо. Появилась пена на
губах. Он нервно стучит кулаком по ко-
лену. Вдруг он начинает истерически хо-
хотать. Шутовские усики передергивают-
ся, глаза налиты кровью... Вот он схва-
тился за кобуру револьвера. В кадре ме-
чется перекошенное лицо маниака, полу-
сумасшедшего, полуистерика.

Рядом со своим «фюрером» переживают

ного, здорового человека вид Гитлера, за-
снятого таким. каков он есть, действует,
как наглялная антифантистская агитация.

.. Снова он появился Ha экранах в

1939 году.

Началась война, и ведомство Геббельса
быстро смонтировало фильм «Кампания в
Польше». «Главного героя» Третьей им.
перии снова показали в интимной обста-
новке. Но это была уже совсем другая
картина Между кадрами, показывающи-
ми, как фашистские «хейнкели» пики-
руют на беззащитные села и расстрели-
вают из пулеметов беженцев, выступал
сам режиссер кровавой бойни. В поход-

—К 2-20-95, ответственного

SS SiS SSSSSeSSeessecneeeseswe—— -
Типография издательства «Московский большевик», Москва, Чистые пруды, 8,

260401.

Е RS OT eed Come thee Uh ИИ ae
РЕДАКЦИЯ: Москва, улица 25 Октября, д, № 19, телефоны отделов: секретариата

секретаря.
и публицистики — К 4-34-60, писем и корреспондентской сети — К 2-25-21, заведующего редакцией и бухгалт

ставшем официальным тероем штурмовых
отрядов, фашистские газеты  об’явили:
фильм о Хорсте Весселе будет шедевром
чисто арийского киноискусства. :

Сценарий о Хорсте Весселе написал из-
вестный ‘нацистский порнограф Ганс
Гейнц Эверс. Министерство пропаганды
ассигновало на фильм миллион марок.
Натурные сцены были засняты в хорошо
известных берлинских пригородных райо-
нах. Не обошлось и без новых насилий
над жителями рабочих окраин,  создаю-
щими атмосферу «полной правдивости»
фильма. Когда миллион марок был истра-
чен, & газеты основательно подготовили
«общественное мнение», высшие фашист-

редакции — К 1-45-86,

современной литературы и критики — К 4-46-

Весселя, ибо, по его мнению, герой, пока-
занный на экране, компрометировал па-
мять о доблестном сутенере, Хорсту Вес-
селю пришлось выступить в немецком
кино инкогнито, под названием «Хорст
Вестмар». Однако и это не спасло дела.
Когда гас свет и на экране появлялись
штурмовики, публика. не стесняясь, вы-
сказывала свое мнение. Подымались смех
и свист. Пришлось устанавливать в KHHO-
театрах дежурства штурмовиков,
вывавших на месте строптивых зрителей.
Суммируя все случившееся, Геббельс с
горечью заявил: «Еще не пришло время
для штурмовиков показываться в филь-

мах. Они принадлежат улице
& не -
пленке». , nae

epan — K 0-42-96,

apecto-,

19, информация — к1

Киносценарий
о борьбе с фашизмом

Сценарная студия привлекла многих
писателей к созданию оборонных кино»
произведений.

Алексей Толстой работает над полно
метражным сценарием «Рейд Н-ской ди
визии». В нем рассказывается 0 дивизии,
отрезанной от основных сил Красной Ар-
мии и с боями пробивающейся к своим
частям, нанося жестокие поражения врал

‚ту. К. Федин пишет для студии сцена-

рий «Дружба севера» — 06 освободитель-
ной борьбе норвежского народа против
фашистских поработителей Герои сцена-
рия английский летчик, норвежские
рыбаки и русские моряки Северного фло-
та

Партизанскому движению посвящены
сценарии писателей И. Прута и Ф. Кнор-
ре. В центре сценария Прута «Я тебе ве-
рю, товарищ» — секретарь райкома, ко-
торый после занятия ‹ района немцами
возглавляет большую партизанскую груп-
пу. Главные герои сценария Ф. Кнорре
«Старики»— пенсионеры одного маленького
городка, на который наступают фашисты.

Писатели А. `Антоновская, Б. Черный
работают над сценарием «Антелы мира»
— о борьбе грузинского народа с HeMell-
кими оккупантами в эпоху гражданской
войны. М. Гус и В. Шкловский пишут
сценарий о разгроме Красной Армией
танковой дивизии генерала Конрада
Шмидта, С. Метиеславекий пишет сцена-
рий «Люди и роботы», посвященный те-
ме высокой морали советского бойца и
зоологической морали германской армии.

Кроме того, над короткометражными
сценариями работают Л. Рубинштейн, К.
Исаев, Н. Москвин, М. Ромм, А. Оль-
шанский, Н. Рожков и другие.

„Ненависть“

В студии «Союздетфильм» режиссер
В. Юренев о начал семки короткометраж-
ного фильма «Ненависть». Сценарий
написан режиссером по рассказу 0. Эр-
берга «Рассказ лейтенанта» .(«Литератур-
ная газета» № 31). Роль немецкого лет-
чика исполняет. С. Мартинсон, роль совет-

ского лейтенанта С.. Маркушев, ста-
рика — артист Н. Шульга.

’Расеказ студия решила экранизировать
в течение 3—4 с’емочных дней. Картина
будет выпущена на экран в начале сен-
тября.

Е
me

Новые книги

Воениздат в «Библиотеке красноармей-
ца> выпускает в скором времени сбор-
ник стихов «Во имя родины» — 06 oTe-
чественной войне. Туда вошли стихи М.
Светлова, К. Симонова, Н. Тихонова, Л.
Квитко и других.

Отдельными книжками в «Библиотеке
красноармейца» издаются: «Рассказы тан-
киста» Героя Советского Союза капитана
С. Николенко, сборник военных очерков
Е. Габриловича «Вблизи фронта».

Кроме того, там же выходят:

рассказа Бела Балаш «Наши торы 60-
рются вместе с нами» — о борьбе серб-
ского народа с фашистскими оккупанта-
ми, рассказы Николая Богданова «Ha-
стоящий друг» — о боевой дружбе совет-
ских летчиков, сборник фельетонов И.
Эренбурга «СС» — 0 хозяйничании фа-
шистской , армии в оккупированных стра-
нах и сокращенный вариант повести
«Шорс» Е. Герасимова и М. Эрлиха.

eB
HE

Госполитиадат в ближайшее время вы-
пускает сборник статей Алексея Толстого
— «Я призываю к ненависти». М. Бекке-
ра «Художественная литература в
антифашистской агитации», М. Слонимс-
кого — «Артиллеристы», В. Кетлинской
— «Танкисты», Островер — «Ночь на за-
ливе», А. Караваевой «Советская женщи-
на — на помощь фронту» и М. Шкапс-
кой «За жизнь бойца».

28 августа от болезни сердца внезапно
скончался на 55-м тоду жизни писатель
Иван Васильевич Евдокимов. Имя покой-
ного было широко известно советскому
читателю. Автор ряда больших романов—
«Колокола», «Архангельск», «Жар-птица»
и др., И. В. Евдокимов был в то же вре-
мя вдумчивым и знающим исследовате-
лем русской, живописи. Им написано не-
сколько монографий и биографических
повестей о русских художниках ХХ ве-
ка — Сурикове, Рецине, Левитане и др.

Отличаясь огромным трудолюбием,
большим жизненным опытом и настоя-
щей, неподдельной любовью к искусству,
И. В. стремился давать в своих книгах
широкую `обобщающую картину жизни
нашего народа. Страстный патриот, И. В.
не уставал доказывать в своих романах
и повестях исключительную самобытность
и неисчерпаемую мощь русского народа,
народа-созидателя, народа-творца. — безза-
ветно . преданного Родине. С гневом и го-
речью писал И. В о том, как тягостная
действительность дореволюционной России
искажала творческую жизнь великих рус-
ских художников. Именно этим пенны
биографические повести Евдокимова о
Сурикове, Репине. Левитане. Эти повести
пронизаны страстной и большой верой в
русский народ и его исключительную
одаренность. проявлению которой мешал
лишь гнет царизма.

Нет сомнения, читатель всегда будет 6
интересом читать романы Евдокимова о
великих русских художниках. ‘утвердив-

ших в мире немеркнущую славу русского
национального, самобытного искусства.

Президиум ССП СССР
В. КИРПОТИН, К. ТРЕНЕВ, В. БАХ-
МЕТЬЕВ, С. —СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ,
П. СКОСЫРЕВ, АННА КАРАВАЕВА,
П. СЛЕТОВ, А. САРГИДЖАН, МИХ,
НИКИТИН, А. ПЛАТОНОВ.

a oe