НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

На состоявшейся 9 сентября очередной
пресс-конференции иностранных  koppec-
понлентов Заместитель Начальника Совет-
ского Информбюро тов. Лозовский С. A.
остановился на новой волне клеветниче-
ских измытшлений против СССР и на про-
тиворечиях между мечтой фашистов и
действительностью, которые характеризу-
ют всю германекую пропаганду и про-
патанду подвластных Германии итальян-
ских, венгерских, румынских, финских,
болгарских, югелавских, датских и нор-
вежских ралиостанций и газет.

Итальянская газета «Пополо д’Италия»
8 сентября писала, что «высшая точка
советского сопротивления пройна». В
этот же самый день Советское Информбю-
70 сообщило подробные данные © том, как
после 26 дней боев под горолом Ельня
были разгромлены восемь немецких диви-
зий.

Опыт войны показал, что, когда Герма-
ния испытывает трудности на фронте.
Геббельсу и ето более мелким литератур-
ным жуликам поручается
положение германской армии. Когда СОСР
и Великобритания расстроили все немеп-
кие планы в Иране, германское радио,
терманские газеты и все вассальные ра-
диостанции . и газеты вдруг начали pac-
пространять различные выдумки © AKO-
бы происходящих конфликтах межлу со-
ветскими и английскими войсками в Ира-
не, о «советизации» Ирана, o бегстве
всех жителей Ирана, о конфликтах на
ирано-турецкой границе между советски-
ми войсками и войсками Турции и т. д.

Радию в Хельсинки сделало, как и по-
хобает подручным тесталю, несколько сен-
сационных «открытий», например, то, что
«в Ленинграде. сражаются дети». Так за-
вирается финляндское. радио, скрывая от
веего мира, что финский народ не хочет
войны, что фннсокий народ проклинает

«облегчить»,

Гитлера и его финских лакеев и что го-
лол, нищета и разруха свирепствуют в
породах и деревнях проданной и преданной
Финляндии.

Особенно большую активность проявля-
ют итальянские  разносчики радиоклеве-
ты. Два дня тому назад римское радио
сообщило о том, что «все мечети в Рос-
сии превращены в кино». Делается это
для того, чтобы, прикрывшиеь плащом
залцитников Ислама; заработать симпатии
мусульман на Ближнем Востоке’ rie
итальянцев ненавидят за их стремление
превратить весь мусульманский Восток в
итальянекую колонию.

Иногла сквозь эту ложь проскользнет и
какое-нибудь правдивое слово.  Итальян-
ская газета «Пополо ли Рома», описывая
действия частей Красной Армии в тылу
у немцев, заявляет, что «таких частей
нельзя найти ни в одной другой армии».
Эта газета пишет, что «русские сража-
ютея се упорством и доблестью и это не-
удивительно, так как русские всегда бы-
ли замечательными солдатами». Это вер-
но, конечно. Но мы не можем сказать то
же самое про итальянскую армию, кото-
рая отличается противоположными каче-
ствами.

Провал молниеносной войны, возраста-
ющие © каждым днем трудности, начав-
шиеся осенние холода, приближение зи-
мы — все это пугает гитлеровскую Гер-
манию и ее вассалов. Отсюла новая волна
радиоклеветы, отсюда новая волна лжи-
вых измышлений. Но при всей важности
боев в эфире и на страницах газет, суль-
бы человечества решаются сейчас на
фронте. И что бы ни писали и ни гово-
рили радиоклеветники всех рангов и ма-
стей. гитлеровская Германия и ee васса-
лы бут разгромлены и человечество
избавится от нацистских зверей, возом-
нивитих себя высшей расой.

Мих. ШЕФЕР

Слово, рожденное в бою

Один из полков Н-ской ордена Ленина
стрелковой дивизии должен был занять
новый рубеж обороны. Бойцы, командиры
и политработники собирались к выступ-
лению.

В уютно устроенных и хорошо замаски-
рованных землянках спешно разбирались,
что взять с собой и что оставить.

Здесь нужны решительность и жест-
кость к самому себе. Все лишнее — оста-
вить. Я наблюдал, как сержант Сладков-
ский долго раздумывал: что оставить и
что положить в сумку? Стихи Маяковско-
то в одном томе показались ему более
нужными, чем зеркало в деревянной рам-
ке, за которым к нему часто приходили
товарищи перед бритьем. Оно осталось в
землянке.

Второй час наити батареи вели отонь по
переправе у озера и скоплению пехоты
за лесом на развилке дорог. Из глубины
позиций с тягучим свистом проносились
снаряды, на ту сторону границы.

В укрытии, на передовом рубеже оборо-
ны сидели бойцы Стриов и Шишов, а
сержант Пригара читал вслух книгу. Ли-
ца и позы говорили ‘о том. что эти бойцы
в.настоящую минуту далеко — с героями
книги, переживают их горести и радости.

Я заглянул через плечо сержанта и
увидел наверху страницы: Дон Кихот.

Но здесь не только любят читать, но и
сами пишут — стихи, фельетоны, расска-
зы и частушки. Часть их передается уст-
но, а большинство печатается в газетах-
мнототиражках и тогда уже становится
достоянием красноармейских масс.

Во фронтовой газете «Знамя победы» я
прочитал стихотворный фельетон ленин
гралского писателя И. Авраменко «Мол-
ниеносная война». Проехав затем более
сотни километров”в расположение части,
куда эта газета не доставляется, я услы-
хал тот же фельетон в устной передаче
красноармейца. Удачные стихи оботнали
мою машину.

Стихи и частушки другого ленинград-
ского поэта, И. Колтунова, знают и любят
бойцы и командиры. Разворачивая стра-

ницы свежего номера военной газеты,
фронтовые читатели часто говорят:
— Посмотрим, что сегодня написал

наш Колтунов?
Среди бойцов и командиров политруки
обнаружили много способных поэтов и

прозаиков. Отихи и рассказы, написан-
ные по личным наблюдениям и впечат-
лениям участниками боев и смелых рей-
дов в тыл врага, занимают наибольшее
место в газетах-многотиражках.

Газета «Защитник родины» выпустила
специальный иллюстрированный номер под
такой шапкой: «Дело красного бойца —
бить фапгистов до конца»

Для этого номера красноармеец Б. Ут-
кин нарисовал на линолеуме девять ри-
сунков, а затем вырезал по ним клише.
Стихи к рисункам написал красноармеец
М. Дудин. Они были ярки; красочны и
кратки. Мне особенно запомнились сле-
дующие строки,

1. Если прется ряд за рядом,
раскроим врага снарядом.

2. Исли двигается ротой,
Прострочи из пулемета.

3. Снова будет лезть. И что ж?
Из винтовки уничтожь.

4. Чтоб не шел незваный тость,
проколи штыком насквозь...

Этот же поэт-краснормеец создал заме-
чательные стихи, полные ‘юмора, по `сле-
дующему случаю:

Белофинны выкатили вперед замаскиро-
ванную автоматическую пушку. Но не ус-
пев открыть огонь, они уже были обнару-
жены нашими разведчиками-наблюдателя-
ми, а снайперы и пулеметчики уничтожи-
ли часть орудийного расчета. Остальные
«вояки» разбежались.

Смельчаки добровольцы подползли к
пушке, привязали к ней веревку.

Пушка медленно. покатилась в распо-
ложение нашей части.

На другой день бойцы читали листов-
ку со стихами М. Дудина: «Как пушка
границу перепгла».

В землянках, блиндажах и окопах при
чтении этих стихов разливался смех.

«Фашистам не пройти! Мы им стали на
пути!› — под таким, заголовком в газете
«Защита родины» были напечатаны сти-
хи после того, как несколько раз пытав-
шиеся прорваться фаптисты были отбиты
с большими для них потерями.

Так в боях ва Родину рождаются сло-
ва, которые зовут к победе.

Действующая армия

Александр ПОПОВСКИЙ

ОТВАГА

Тулиганов исчез!

Весть эта быстро распространилась сре-
ди красноармейцев и дошла до’ команди-
ра подразделения. С

— Куда он одевался? — недоумевайй
окружающие, — его сегодня лишь видели
в цепи. Он с ручным пулеметом все вре-
мя лежал на левом фланте.

— Может быть, ранен? Убит?

— Ничего с ним не случится, — епо-
койно отвечали те, кто знал Тулигано-
ва. — Вернется...

— Не пропадет, — уверенно оказал
командир, — и все-таки приказал обыс-
кать местность,

Между тем Тулиганов находился неда-
леко от своей части. Несколько сотен
пгатов отделяло ero от того места, где
его видели сегодня в цепи. Он лежал в
высокой траве с ручным пулеметом и
двумя дисками патронов. Некоторое вре-
мя он чутко прислушивался и, окинув
взором местность, проползал несколько
метров, чтобы снова залечь неподвижно.

Вот уж несколько часов он проби-
рается так по расположению противника,
упрямо двигаясь к своей цели.

У него созрело дерзкое решение нака-
зать озверелого противника. У Тулигано-
ва были свои счеты с врагом. Он видел
русские села, сожженные до тла, невин-
‚ных людей, замученных до смерти. Это
сделали они, те самые, которые располо-
жились у речки, справа от сарая с раз-
вороченной крышей. Ни перед кем не
обнаруживая своего намерения. Tyaura-
нов после боя пополз в сторону врага.
Теперь осталось немного, еще несколько
усилий, и цель будет достигнута.

Сарай был набит свежим сеном. Пря-
ный запах приветливо встретил усталого
красноармейца. Надо было пробраться
внутрь, но кругом, как на зло, шныряли
вражеские солдаты, они заходили В. са-
рай, вносили и выносили оттуда енаря-
жение. Пришел связист с телефонной ка-
тушкой, сел у дверей, ушел и снова вер-
нулся.

Тулиганов юркнул в сеновал и взобрал-
ся с пулеметом на самый верх, на чер-
дак. Отсюда он видел все, что творилось
в стане врага и у своих.

Вправо от сарая стоял высокого роста
плотный офицер с красным, как кир-
пич, лицом и с большими на выкате
глазами. Он зычно кричал на солдат, по-
казывая в сторону ручья, где за высокой
травой лежало советское подразделение.
Время от времени немец приникал гла-
зами к биноклю и, жестикулируя, что-то
товорил.

Послышалась команда, и вражеская пе-
хота залегла.

Тулитанов репгил, что пришло время
действовать. Он примостил свой пулемет,
вставил диск и направил дуло на тол-
стого немца. Почти беззвучно раздался
выстрел. Офицер пошатнулся и рухнул.
Теперь очередь пришла за правофланто-
вым командиром. Этот немец был даль-
ше, и нельзя было спешить, чтобы He
промахнуться. Одиночными выстрелами
выводил Тулиганов из строя одного офи-
цера за другим. Фашистские солдаты

пришли в панический ужас. Никто не’

слышал выстрелов, а между тем на их
тлазах командиры валились, точно сра-
женные ударом. Обитые столку, испуган-
пые непонятным явлением, солдаты
дротнули и стали отходить. Советская пе-
хота решительно шла в наступление.

Между тем Тулиганова ждало новое
испытание. Наблюдая за боем из чердач-
ного окошка, он заметил, как группа вря-
жеских солдат замаскировалась, ни еди-
ным выстрелом не обнаруживая себя.
Это была коварная затея заманить на-
ступающих в ловушку и неожиданным
ударом со стороны окружить красных
бойцов. Как об этом дать знать своим?

Тулиганов оставил чердак, выбрался из
сарая и изо всех сил пополз навстречу
своим. Над его головой визжали пули
обеих сторон, угрожающе верещали пу-
леметы красноармейцев. Он прололжал
ползти, останавливаясь только, чтобы
перевести дух и вытереть пот, заливаю-
щий глаза. Вот уже передовые цепи, он
различает знакомые лица, — успеть бы
только крикнуть, предупредить их...

С Тулигановым ничего плохого не слу-
чилось. Те, кто знали его, были пра-
вы. Он побывал у врата и во-время вер-
нулся назад. Коварный план противни-
ка дорого обошелся самому противнику.

настоящее время на полях Советского
Союза решаются судьбы человечествх. Мы
обороняемся от злого, беспощадного вра-
‚га, который несет смерть, толод и разо-
рение. Это — борьба культуры и варвар-
ства.

Фаптистские правители,  бессовестные,
безжалостные к своему собственному на-
роду, гонят на верную смерть своих со-
стечественников и беспощадно истребляют
тысячи мирных граждан; тысячи трудо-
любивых, искусных в работе, просвещен-
ных людей гибнут в неслыханной до сей
поры кровавой бойне только для того,
чтобы авантюристическая клика фашиет-
ских правителей могла обосновать свое
величие на рабстве всех других народов
мира.

Вторая мировая война резко  отли-
чается от предшествующих европейских
войн своим озлобленным, истребительным
характером. Фашисты убивают пленных,
подвергают пыткам местное население,
обирают до последней нитки. Аналогию
нынешней войне историк может найти
только в далеком прошлом, в нашествиях
монгольских орд ХШ--ХГУ вв., в ПОХОДАах
Чинтисхана, Батыя и Тимура.

Тогда, в ХШ и XIV sp. 700 и 600 лет
тому назад, завоеватели знали только од-
ну цель: водворить свое господство, при-
своить чужие богатства, истребить другие
племена и народы, оставив только часть

прежнего населения, которая, в качестве
презренных рабов, работала бы для благо-
получия новых повелителей и пресмыка-
лась перед ними.

Ничем не отличается от этих варвар-
ских рабовладельческих приемов система
фапгизма, глава которой уже давно за-
явил, что славянские народы должны
служить навозом для удобрения почвы, на
которой будет взращиваться «благородная
северная раса» (не следует забывать, что
в своей домашней среде фюрер совсем
распоясался и цинически заявлял, что
немецкую «чернь» он готов бросить в 06-
ший котел, заставить `рабски служить
арнстократической верхушке, составляю-
ней «цвет человечества»).

’ Вполне похожие на диких завоевателей
ХИГ века по своим моральным принци-
пам, немецкие фашисты превосходят сред-
невБековых варваров своей зверской жаж-
дей истребления. 7 ;

Старинный русский летописец расска-
взывает, что, подступив к Киеву, Батый
поразился красотой города и, желая по-
цадить белокаменные дома и позлащен-
ные купола, предложил жителям сдаться
на его милость; лишь встретив отказ, он
озлобился и приказал разрушить и сжечь
город дотла. У современных фашистов
никогда ие бывает никаких колебаний:
они разоряют города и деревни, крушат
‘памятники искусства, истребляют все соз-
дання культуры, бесцелёно, бессмыслен-
но, одержимые манией уничтожения.

Ник. МОСКВИН ‹

ТЕТ

Густав Мюнтер приземлился неудачно.
Парашют, накрыв дерево, встряхнул пас-
сажира — выпал компас и пакет с про-
довольствием. Сползая по дереву на зем-
лю. Мюнтер в темноте не нашел ни ком-
паса, ни пакета. Надо было бы дождать-
ся рассвета и найти потерянное, но было
страшно: русские леса, как слышал Мюн-
тер, изобилуют волками и медведями...

И он направился к лесной опушке, ко-
торую приметил сверху, когла спускался.
Утром он вернется сюла и по парашюту
на дереве найдет утерянное. Но до опуш-
ки он не дошел, хотя и шел всю ночь.
Когда рассвело. вокруг была непроглялд-
ная заща. Шумели верхушки деревьев,
перекликались птицы, крякал сухостой. но
ничего человеческого не было ни слышно,
ни видно. Выбрав место под сосной на
теплой. слежавтейся хвое, он заснул.

И солнце над головой, и пригожий лет-
ний день нё принесли нового. Проснув-
шись, он почувствовал голод. И уже не
поручение штаба, а голод повел его по
лесу. Он ненавидел сейчас деревья —
они стояли нескончаемо, глухо. точно за
одну ночь вся планета — как бритый
человек волосами — обросла лесом. Там,
за чащей, где-то пылали русские очаги —
жарилось сало, колбасы; желтым слоем
ложилось масло Ha хлеб... Да что там!
Он сейчас готов был сесть похлебку из
брюквы...

Парашютист он был опытный, но, спу-
скаясь в Бельгии или Голландии, даже
в самую темную ночь, в самую глушь, он
знал, что через сотню шагов будет тро-
пинка. не позже чем через километр до-
рога с указателями, к завтраку — завт-
рак, к обеду — обед... Здесь же были
только стволы деревьев — частые, нена-
вистные и однообразные, как прутья
клетки. Стремясь уйти от них, он менял
направления, но клетка была, как клет-
ка, — с0 всех сторон.

Перел сумерками он заметил среди де-
ревьев желтенькое платьице крестьянской

Литературная газета
№ 36

девочки. Она несла что-то в корзиночке...
Конечно, еда! Он должен сожрать ее.
Мюнтер, не окликая девочку, пригнув-
шись, стал красться к ней. Она услыша-
ла хруст валежника за собой, обернулась
и, вскрикнув, опрометью — на легких,
быстрых ногах — бросилась бежать. Мюн-
тер был тяжело одет — на нем были
высокие сапоги и черный грубошерстный
пиджак. Кроме тото, его измотал лес,
ПОНСКИ... Желтое платьице исчезало, Мюн-
тер выхватил пистолет и прицелился...

‚Около тела девочки он.нашел корзину
с рассыпавшейся земляникой и тремя
грибами. Присев на корточки, он собрал
с земли и запихал в рот ягоды... Что го-
ворить, было вкусно, но после бы хоро-
пгего жранья!.. Теперь это скоро! Девчур-
ка не могла уйти далеко от дома! Молод-
чага!.. Она просто ангел-хранитель, кото-
рый был послан, чтобы вывести его из
этого чудовищного леса...

Рассчитав, что девочка, испугавшись,
могла бежать только домой, к жилью, он
подошел к ее вытянутому телу и, став
У ее ног, провел мысленную ‚прямую ли-
нию от ног до головы и дальше — в лес:
он как бы прицеливался девочкой на че-
ловеческое жилище, на горящий очах, ва
сало и хлеб... р

И повеселев, он зататал вперед, по-
тлядывая на свой грубошерстный пиджак,
высокие сапоги и рваные штаны. Развеон
не похож на беженца, удравшего из-под
немецкого натшествия! Разве такого не
накормят? Да, сперва нажраться как сле-
дует. а потом уж — за дело! И с собой
на работу еды прихватить...

Неожиданно он почувствовал, что ноги
вязнут. Он вытащил правую ногу и ши-
роко — чтобы подальше уйти — шагнул
на бугорок с яркозеленой кудрявой трав-
кой. Бугорок мятко треснул, и нога по
колено погрузилась в бурозеленую жижу.
Он рванул левую ногу, но правая, при-
няв сейчас вес всего тела, вошла в жи-
my до паха, Он упал на бок, подмяв под
себя руку. Увидев кудрявую яркозеленую
травку у пояса, Мюнтер пронзительно, не
узнавая своего голоса, закричал. Дернул
плечом, стараясь освоболить подмятую ру-
ку. но рука опустилась ниже, ощупав
что-то скользкое, холодное. Он закричал
еше раз и еще...

Кто-то подбежал к нему — он не уви-
дел. кто. Только заметил сукастый шест,
который стал елозить около нею, будто
просясь, чтобы за него схватились. Он
схватился, и тотчас шест потянул его. Он
увидел свои колени, а потом ступни ног,

и он засмеялся и радостно крикнул по-
русски «ура». А вылезши на сухое место,
он хлопнул своего спасителя по плечу и
отчетливо выговорил: «молодец!  моло-
дец!». i :

Это был старик с рыжеватой жидкой

‘бородой. При нем было лукошко для гри-
  бов и короткая палка. Вышел он.рано и

по прошлому году ворох грибов собрал
бы, а по теперепгнему лету ежели деся-
ток — и на том спасибо!..

Они сидели. на полянке, обогреваемой
солнцем. Мюнтер носовым платком счи-
щал с себя прилиптую тину.

— Но у тебя полный корзинка есть
трибов! — сказал он и подмигнул. — Ты
меня смеепться?..

Старик, пасупивитись, молча вынул из

лукопгка несколько грибов. под которыми
оказался узелок в синем платке. Он вы-
Hy узелок и для наглядности” встряхнул
лукошком.

— А что у тебя есть в узелке?

Старик ответил, что это еда на дорогу.
Мюнтер поторопился рассказать о том,
что он три дня уже бежит от немцев
(назвал отдаленный городок) и очень про-
голодался. Старик развязал узелок, в ко-
тором оказалась кружка с творогом, ку-
сок сала, три яйца и большой ломоть
хлеба. Он отделил беженцу всего по по-
ловине, а яиц даже дал два, оставив се-
бе одно.

Мюнтер быстро стал пожирать свою
долю, запихивая в рот и творог, и сало
— глядя не на то, что он ест, а на то,

что осталось. Взгляд его прихватывал и

синий платок, на котором лежала доля
старика. Когда тот взял с платка яйцо и,
постучав им о пенек, стал лущить его,
Мюнтер замотал толовой.

— Не надо! — промычал он с полным
ртом. — Положить! Я ощущаю сильный
толод. Я буду кушать всё!.

И, боясь, что старик не согласится, он
за край платка пододвинул стариковскую
снедь себе.

Не выпуская из рук яйца, старик вни-
мательно оглядел беженца. Из-под его за-
вернувшегося пиджака черно-матово бле-
стел краешек дула. И какая-то с вастеж-
ками сумка на ремне... Ho не дуло, не
сумка, а то, что платок пододвинул...

— Да разве я для себя! — сказал ста-
рик, принимаясь быстро лущить. яйцо.
— Я для вас! — и, положив облуплен-
ное скользко-влажное яйцо на край плат-
ка, добавил: — Кушайте на злоровье!..

Мюнтер хорошо заправился. Хлеб и два
яйца даже не доел — спрятал в карман.
Расспросив старика о ближайших дорогах

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На снимке: фашистская

Oe oO

захвачен-
ная отважными бойцами на одвом из участков Западного фронта,

бронемашина,

Л. Великжанина (ТАСС).

Фото’

Проф. Р. Ю. ВИППЕР

ИНТЕЛЛИГЕНИИЯ ВСЕГО MUPA—C HANI!

Нет, еще раз повторяем — ныненняя
война — это война. варварства и культу-
ры. Народы Советского Союза; обороняю-
шие от фаптистскотго нашествия свою зем-
лю и свое достояние, борются за свободу
труда, свободу мысли против грубого, ни-
чем не прикрытого насилия, против кре-
постничества и рабовладения, против мра-
кобесия и проповеди невежества.

Вот почему — 3a Hac, е нами вместе
интеллигенция всето мира. В деле, за ко-
торое мы боремся, с нами единодушны
представители всех наций, всех званий и
профессий, всех видов труда, всех обла-
стей техники и искусства,

Семьсот лет тому назад (в 1237 т.) рус-
ский народ был вынужден веступить В
неравную борьбу с дикой варварской си-
лой, налетевшей с востока. Своим телом
и кровью он остановил завоевателя, свэ-
ими страданиями заплатил за спасение
Западной Евроны от разгрома. Ни одно
из европейских тосударств того века не
припгло ‘на помощь русским.

Но что это была за Европа в то время!
Погруженные в религиозные предрассуд-
ки, раздробленные. замкнутые в феодаль-
но-крепостнических формах, ее народы
ушли © головой в мелкие провинциальные
дрязги и усобицы, разрывалиеь на части
из-за нелепых церковных разногласий

Тогда о солидарности цивилизованных
народов не могло быть и речи. потому
зто сама цивилизация была в зародыше,
едва пробивалась сквозь тучи суеверий н
трубого бесправия.

А теперь, в двадцатом веке, на высоте
культуры, проникией во все концы света,
неужели мыслимо, чтобы представители
науки, искусства, техники, чтобы руково-
дящие деятели общества, чтобы BCe ин-
теллигентные люди, которые порождены
глубокими творческими снлами народа и
посвящают свою работу исключительно
благу народа, — не сомкнулись в одном
единолушном порыве сочувствия героиче-
ским бойцам советских армий, защищаю-
щих культуру человечества!

В тот момент, когда доблестный совет-
ский народ с оружием в руках бьется за
пезависимость, за сохранение своей земли,
сроего добытого упорным трудом достоя-
ния. все лучшие прогрессивные силы че-
ловечества выражают ему свою симпатию
и солидарность: все понимают, что, ващи-
щая себя, советские. люди ведут самоот-
верженную борьбу за освобождение от
фашистского ига порабощенных европей-
ских народов, в том числе и оглушенного
германского народа.

Интеллигенция всех стран мира не мо-
жет не понимать, что фашизм означает
уничтожение человеческой цивилизации,
отказ от всех завоеваний человеческой
мысли, гибель всего, что создано героями
труда, науки, искусства.

Да, без сомнения, за нас и с
вместе интеллигенция всего мира.

нами

Е ЕВ АКИ И И
дд eee SE eee

‚и селениях, он попросил вывести его на
опушку.

Водички бы только
‚закуски!
губы,

Tak Kak Мюнтер был занят только со-
бой, то он не подумал о том, что стари-
ку-то незачем запивать закуску — ему
она не досталась. Нет, он понял так, что
этот русский мужик имеет в виду, конеч-
но, его, Мюнтера, — именно ему после су-
хой и плотной еды требуется вода. ‹

За водой надо было немного вернуть-
ся назад, но зато родник, который там
бьет в ложбине, — холодный, чистый и
‘знаменитый: деревенские девки для умы-
‘вания берут — будто краше на личико
становятся! — а старики от ночной ломо-
‘TH ПЬЮТ... р

— Постой-ка! — прервал старика Мюн-

испить после
сказал старик, облизывая

‘тер. — Я разглядываю, что тут есть то-
же болото.
_ — To же-то оно, то же! — ласково

отозвался старик. — Память у вас хоро-
шая!., Только вы, по незнанию, напря-
мик пошли, а тут вот в сторонке, глянь-
те, досочка положена! ... По’ ней  мы при
надобности и ходим за водой. Шатайте
смело!..

Поверх яркозеленых бугорков, вдавли-
‚ваясь в них, лежала длинная, заслежен-
ная ногами доска. Мюнтер посмотрел на
мелкую кудрявую травку вокруг — он ее
не забыл.

— Нет! — сказал Мюнтер,
— Первым иди ты!..

— Извольте.

И старик неторопливо, балансируя од-
ной рукой, перешел доску.

— Я вам ее попридержу, чтобы нетре-
пыхалась, — сказал он, присаживаясь на
корточки и прижимая доску обеими ру-
КАМИ.

Когда Мюнтер дошел до середины дос-
ки, старик резко дернул ев влево, потом
вправо. Мюнтер качнулся, взмахнул ру-
ками и, хватаясь короткими красными
пальцами за воздух, повалилея на
кудрявую травку. Старик поднял доску и
отволок ее на сухую землю.

Когда он вернулея, его беженец торчал
из болота по грудь в воде.

— Русский навоз! `— кричал он, разду-
вая бледные, широкие ноздри: он тшарил

отступая.

вокруг, на что бы опереться. — Давай
скорей доску!

Старик . сидел под осиной и набивал
трубку.

— Насчет навоза это вы правильно! —
отозвался он. — Через полчасика вас 3a-
сосет с головой, а через годик я, может,
Ha этом месте картошку посажу, а то и
клубнику...

Мюнтер рвался к зеленой кочке. Среди
бурозеленой густой жижи она, как остров,
— прочный, твердый. Он дотянулея до
нее, оперся, но она смялась под рукой,
как подушка, и распоролась надвое, по-
казывая склизлое свое нутро.

— Я тебя застрелю! — выкрикнул Мюн-
тер. задыхаясь от напрасных усилий.

Правая рука погрузилась в кудрявую
травку: где-то там, под жижей, она иска-
ла на поясе пистолет,

— А вот это зря! — заметил старик,
сильно сдувая пепел с трубки. — После
воды порох не торит. А вы, ваше здо-
ровъе, его два раза. мочили!..

Мюнтер перестал рыться ‘в тине.

— Дай доску! Я тебе дам много де-
не. ,

‘Старик молчал, смотря в прогалины ле-
са. Недалеко была опушка и над ней
шли белые, тихие облака.

— У меня много есть денег, — повто-
pu быстро Мюнтер, и в голосе надежла
какая-то. — Ты будешь богатый  хозя-
ин!.. Можешь. покупать себе корову... Ни-
кто не узнает!..

Старик прислушался: стучал вдали
поезд, проскакивая через мост. Вот te-
перь и поезду спокойно: мост под ним...

Мюнтер, вертясь, заметил, что часовой
кармашек на пиджаке и значок с крас-
ной звездой, который ему прицепили в
штабе, уже касается травки — жижа
исднималась...

— Спаси меня!.. Много zener... Дай
лоску!. — голос срывался, и Мюнтер рад,
что срывается: может быть, дойдет до
души, пронизнет. — Никто не узнает!..
Ты будешь иметь много денег! Богатый
купец!.. Корова... Спаси!.,

Старик, вглядевшись в прогалину ле-
са, вдруг заторопился: просто из ума
вон!. Бросив горящую трубку на траву,
он подтащил доску и сунул конец ее в
болото.

— Ты не очень увязай! — сказал он.
— Попридерживайся!.. Забыл я, что тебя
прежде пучины еще расспросить надо!
И сумку твою сбследовать...

С опушки слышался лай собаки. Через
кустарник, шумя листвой, пробирался
кто-то. Старик выбежал навстречу, под-
нялся на пенек и помахал рукой.

Ш. АПХАИДЗЕ

НЛЯТВА

Клянусь моей священною страной
И шедро в ней расцветшими садами,
Где на ветвях, обрызганных росой,

Был каждый плод взращен любовно
нами.

Клянусь `скалистым кряжем древних
гор,

‚ Клянусь простором, где травы

соцветья

Колышат легкий предрассветный ветер,
Клянусь луной в воде больших озер.
®

Клянусь дыханьем матери моей

И благостным дождем весенней бури
И ваною, вспорхнувшей над Чонтури
Среди мтацминдских лунных тополей,

И каждым уголком моей земли,

Где соловьиный гром стоит

i в ущельях,
Где вечно молод юный стих Ильи,
Где пламенное сердце Руставели,

Где все, за что я жизнь отдать готов”
Клянусь Великой хартией свободы

И правым делом моего народа:

Здесь не бывать становишу врагов!

Плечом к плечу идет наш грозный
строй ,
Нам нет числа — наш Сталин вместе
< нами...

Победно веет над моей страной

Взметенное октябрьским ветром знамя,
Перевела с грузинского
ТАТЬЯНА САЛЬМОНОВИЧ,

° Юлий ВАНАГС

САМЫЙ

ww

ОБЫКНОВЕННЫЙ \

СЛУЧАЙ

Его редко называли по имени. Еще ког-
да он мостил улицы, и десятник и 10-
варищи по работе обычно называли ето
тслько по фамилии:

— Богомолов, подбрось мне курево!

— Богомолов, куда ты засунул лом?

Наступила война. Часть, в которой был
Богомолов, находилась на позиции у pe-
ки В. Фаигисты захватили мост, крепко
схраняли его и перебирались через реку,
вламываясь клином в глубь советской
земли.

\

`Энский штаб получил приказ взорвать
мост с тем, чтобы взять в клещи перепра-
вившиеся фашистские части и уничто-
жить их. Молодой красноармеец взялся
выполнить это опасное задание. Это был
Богомолов. Захватив необходимые принад-
лежности и получив ряд обстоятельных
указаний, он ночью взорвал мост. К утру,
однако, выяснилось, что уничтожен толь-
ко крайний пролет моста, который немпы
быстро исправили. ‘Через мост прохоли-
ли танки. вслед за ними части мотоцнк-
листов... Пальцы Богомолова глубоко вла-
вились в рыхлую землю. Потом, подняв*
wich, OH бодрым шагом направился об-
ратно в штаб.

— Товарищ командир, ‘разрептите поп
робовать еще разок.

— Что попробовать? K

— Мост... На этот раз взорву так, что и
запаха не останется.

‚ Командир согласился.

— Хорошо. попробуйте. Но до вечера
выспитесь как следует.

Когда в бледном вечернем небе зажг-
лись первые ввезды, Богомолов опоясался
ремнем с легким саперным  топориком,
взял взрывчатые вещества и тихо исчез
во тьме.

Он медленно опустился в прохладную
воду.

В глубокой тени перекрытий из воды
высунулась рука и ухватилась за камен-
ный выступ мостовой опоры. На этот раз
он находился у среднего быка...

Устройство заряда заняло более получа-
са, а может быть, и больше — ведь ма-
лейнтее неосторожное движение, нечаян-
ный всплеск воды могли быть роковыми
для его предприятия. Наконец все было в
порядке.

Тишина. Слышно только. как носкри-
пывает мост под тревожными шагами по-
стовых. От диска, прикренленного к рем-
ню, легко отматывается и опускается в
воду тонкий черный провод.

Ниже моста река делает поворот. Bee-
ной течение размывает здесь крутой берег
и поперек омута ложится какое-либо нал-
ломленное дерево, под ветками которого
в душные летние дни дремлют стада’ роб-
ких головлей. Пол одним из таких деревь-
ев нашел убежище Богомолов. Стоя по
плечи в воде, он не выпускает из правой
руки конца кабеля.

Постепенно гаснут звезды. Приближает-
ся утро.

В штабе всю ночь напрасно ожидали
взрыва, сигнала о том, что мост рухнул.

В тщетных ожиданиях прошел и день _\
Прошла` вторая ночь. И снова ие былс

взрыва... На фронте наступило затишье,
Изредка по мосту проезжала машина.

Во время обеда комавлир части встре-
THI комиссара горьким упреком;

— Где же ваш Богомолов? Что все это
означает?

— Право даже не знаю...

К вечеру действия со стороны немцев
стали оживленней. На пригорке собралось
несколько командиров, они увидели“ в би-
нокли, как из лесу выползла колонна не-
мецких танков и быстро направилась к
мосту. Когда передние вражьи танки на-
ходились уже на мосту. командир части
вложил бинокль в сумку и резко повер-
нулся, чтобы уйти. Все стали серьезными
и неразговорчивыми.

И вдруг над изгибом реки, там, где
находился мост, к небу взвился как бы
тигантский серо-розовый пветок и раздал-
ся оглушительный взрыв. Через несколько

секунд землю потрясла могучая волн
тонацни. т ae

Наблюдавитие, еле уУдержавшись на ноа-
тах, переглянулись.
— Богомолов!..

В сумерки в расположении штаба поя-
вилась покрытая грязью фигура с винтов-
кой в руках. После краткого рапорта и
Seka eee прибывший,  шатаясь, по-

К стоянке саперов и
Sate р тотчас жа

На другое
вопросами.
улыбнулся:

утро товарищи забросали его
Богомолов в ответ смущенно

— Ничего особенного не произошло. Са-
мый обыкновенный случай. Только ух
очень долго заставили ждать себя гады.
А в пустом виде, без загрузки, He хоте-
10сь тревожить моста...

=

ё