JI, TOOM С. ЗАМАНСКИЙ

ЖИВ ЭСТОНСКИЙ НАРОД!

На-днях «Литературной газетой» полу-
чен из Эстонии антифапгистский сборник
«Правдой и оружнем истребим фашизм»,
изданный в дни священной отечествен-
ной войны. В сборнике напечатаны вы-
сказывания передовых людей Эстонии
(рабочих, крестьян, ученых, художников),
обращения к народу руководителей пар-
тии и правительства, призывы организа-
ций, стихи поэтов.

Двадцатилетний француз Колетт выст-
релил в презренного немецкого агента Ла-
валя. Когда Лаваль упал, на площади
грозно прозвучало: «Смерть предателю!».
Выстрелы раздались в Версале, но ‘их
услышали все честные французы. Эхо
прокатилось по всей стране. Французские
патриоты говорят: «Коллет — настоящий
француз!». Несмотря на аресты и пытки,
которым подвергают их продажные вла-
стители Франции, они восклицают: «До-
лой предателей Виши!›, «Смерть ‘измен-

С редким единодущшием выражает   никам родины!»
эстонский народ свою тотовность к борь-   В эти же дни мы познакомились с
бе с врагом всех народов мира — тер-   пьесой Юлиуса Гая «Встреча». Это — пье-

манским фашизмом. <

«Пусть вспомнят трудящиеся Эстонии,
— товорит в своей радиоречи, опублико-
ванной в сборнике, секретарь Централь-
ного Комитета ЭКП(б) тов. К. Cape, Kar
немецкие рыцари и бароны веками ‘пре-
следовали и утнетали эстонский народ.
Мы никогда не должны забывать нашест-

са о судьбе Франции, порабощенной не-
мецкими фашистами и их французскими
пособниками, у
В ‹«Вострече» Гая мы видим’ Францию
и Швейцарию лета 1940 года.
Талантливый швейцарский скульптор
Петер Мозер, чьи произведения заслужи-

вия немцев на землю наших праотцев в

ХШ веке, когда рыцари потопили в кро-
ви нашу милую родину. Зверски мучили
они эстонский народ, заковав его в це-
пи рабства. Вспомним обо всех насилиях,

совершенных немецкими рыцарями и ба-

ронами за семьсот лет их владычества.
Они отняли у народа его имущество и
права, издевались над женами и дочерь-
ми наших дедов и отцов, огнем и мечом
подавляли все попытки народа освобо-
диться от рабства. Истекая’ кровью, из-
немогая под невыносимым тнетом, пред-
ки наши жаждали отомстить своим  по-
работителям и завещали нам до послед-
ней капли крови отстаивать свою родину
и свой народ, его права и свободу».

Семьсот ‘лет жестокого, холодно-расчет-
THBOTO хозяйничанья немецких рыцарей
и баронов в Прибалтике — достаточная
причина, чтобы навеки зажечь  нена-
висть народа к своим поработителям. Од-
нако в 1918 г. немцы снова сами поза-
ботнлиеь о том, чтобы еще больше раз-
дуть пламя этого гнева. Об оккупации
1918 г. выразительно пишет в сборнике
искусствовед Расмус Кангр-Поол:

«Оккупацию 1918 г. живо помнит весь
наш народ. Как много безжалостных рас-
стрелов, тюремных заключений! Как бы-
стро очистили страну от всякого продо-
вольствия! С каким пренебрежением
уничтожили -все проявления культурной
жизни! С какой дьявольской настойчи-
востью составлялись планы слияния на-
шей страны с Германией, вселения к
нам двух миллионов немцев и уничтоже-
ния всего эстонского народа!

Ненасытность немцев истощила терпе-
ние эстонского народа. Весь народ вос-
стал против немецкой оккупации, даже
школьники’ взялись за оружие, раненые
и больные покидали лазареты, чтобы по-
мочь разгромить немецкие полчища. На-
род мужественно свел счеты CO своим
врагом!»

Эстонцы не раз восставали против сво-
их вековечных врагов. В 1858 г. произо-
шло восстание в Махтра, увековеченное
в романе эстонского классика Эд. Вилде
(«Война в’ Махтра»). В 1905 г. эстонские
крестьяне сожгли более сотни баронских
имений. а самих владельцев этих имений
казнили народным судом. Вековечная
борьба эстонцев с немецкими угнетателя-
ми отразилась лаже в эстонском эпосе
«Калевнпоэге», отрывок из которого
«Борьба сына Калева с железными ры-
царями» также нашел место в рецензи-
руемом антифашистском сборнике.

Но прав поэт Эрни Хийр, который пи-
шет о том, что эстонский народ никогда
не боролся со своим исконным врагом ©
таким воодушевлением. как в эти дни,
Когда он не одинок .в своей -борьбе, a
стоит плечом к плечу с другими народа-
ми Советского Союза и борется не за
свою только свободу, но за свободу и
честь всех народов Союза. всего передо-
вого человечества. <

Сила народного единства‘ — вот та
страшная для фашистов сила, о которой
они забыли в своих расчетах, нападая на
наш великий Союз. Об этой непобедимой
силе красноречиво говорит. И. Барбарус
в своем стихотворении «Героям».

«Нас зовет Сталин. Что должны мы
ответить? Пусть ответ наш, словно мощ-
ный прибой, словно волны моря докатит-
ся ло Москвы: «Счастье эстонцам, что
могут бороться вместе с другими, вместе
бить кровного врага, ускорить общую по-
беду!»

Дух эстонского народа, закаленный в
вековечной борьбе с угнетением, окрылен-
ный счастливым творческим годом в: Со-
юзе Советских Республик, не сломлен и

*
никогда не будет сломлен, несмотря ни
на какие невзгоды.

ли мировую славу, многие годы работает
над статуей Вильгельма Телля, которая,
по его замыслу, должна воплотить идею
свободы. В пьесе Ю. Гая мы застаем
скульптора Мозера в дни тяжелых раз-
думий, больших душевных тревог. Ему
никак не удается закончить работу над
статуей, ибо он, патриот, поборник де-
мократии, в течение долгого времени не
может определить направление своих дей-
ствий, найти свой путь...

В 1916 г. Петер. Мозер вместе со. сво-
ими друзьями ботаником Марио Орел-
ли и поэтом Альфредом Штюсси посетил
в Цюрихе великого Ленина. Три молодых
швейцарца, мучимые вопросами о буду-
щем, о ‚судьбах народов, обратились к
Ленину. Они слышали, что «Ленин дол-
жен возглавить нечто гигантское», и ре-
пили узнать от него: как положить ко-
нец войне?

О встрече с Лениным Мозер вспоминал
не раз за эти годы. Об этой встрече, за-
помнившейся на всю жизнь, оставившей
неизгладимое, глубоко волнующее впечат-
ление, особенно часто он вспоминает в.
дни, когда вновь вспыхнула война. Эта
встреча — самое дорогое в его жизни. В
его мастерской стоит вылепленный им,
но еще не законченный, бюст Ленина.

Й теперь, почти 25 лет спустя, снова
перед ним встает вопрос — как положить
конец войне? За эти годы у Мозера поя-
вилось немало иллюзий и заблуждений.
Мозер «жаждет только одного выстрела,
который освободит мир», а Ленин отве-
тил бы ему (Мозер хорошо ‘это знает):
берьба предстоит долгая и упорная.

Мозер не мирится с фашизмом. Напро-
тив, он полон священной ненависти к
нему. Он не преуменьшает опасности,
угрожающей свободолюбивым странам, и
прекрасно сознает всю ее силу. Он не
оберегает свой покой, трусливо не пря-
чется, пользуясь «нейтральностью» швей-
царского гражданина. Нет, Мозер не та-
ков. Эя не колеблется, он всегда был на
стороне свободы, подлинной демократии,
культуры. И сейчас, в грозные дни вой-
ны, он не изменил своим идеалам, он
еще сильнее ощутил в себе ненависть к
врагам. Но теперь нельзя только ненави-
деть и ждать. Надо бороться! И Мозеру
стыдно, потому что он бездействует. Он
не знает, что и как нужно делать.

Жизнь учит Мозера. Он‘ видит)” как
презренные предатели помогают немецким
фашистам душить Францию. На’ глазах у

К ДЕЙСТВИЮ!

Мозера умирает жена его сына, Аннета,
бежавшая из Франции от фашистов, от
«смельчаков», истребляющих беззащитных
беженцев на дорогах. Истерзанная, изму-
ченная Аннета с ужасом рассказывает о
гибели своей сестры, о гибели сотен
женщин и детей, о жестокостях фашист-
ских изуверов...

Огромное значение для Мозера имеет
беседа со старыми его друзьями Марио
Орелли и Альфредом Штюсси.

Друзья решили вспомнить старину. Как
и в прежние годы, они ужинают по уста-
новленному ритуалу, стол накрыт точь
в точь, как много лет назад. Но вот про-
шла первая радость встречи после дол-
гой разлуки. В беседе они как бы зано-
во узнают друг друга. И нет уже былой
дружбы, ибо один из них — Альфред
Штюсси — уходит в другой латерь. По-
ка он что-то бормочет о «неизбежности»
И «исторической необходимости», пока он
еще прячется за красивыми, ‘но пустыми
словами. Но Мозеру, как и активному
антифашисту Орелли, ясно одно — у них
уже нет друга Альфреда Штюсси, он по-
гиб для них. И встреча друзей омрачает-
ся...

Мозер делает свои выводы. Встреча
приблизила его к победе, к победе над
своими сомнениями, к торжеству  дейст-
вия. Он хорошо усвоил, кто его друг и
кто враг.

Гай со свойственной ему жизненной
убедительностью показывает в пьесе дру-
seit и врагов Мозера, не «личных» дру-
зей и врагов, а единомышленников и про-
тивников, борцов за свободу народов и
дикарей, уничтожающих эту свободу.

Вот они враги: молодой фашист Курт
Юрген, племянник влиятельного дядюш-
ки, крупного немецкого ‘промышленника,
спекулянт, бесстыдно грабящий француз-
ский народ; омерзительный «француз»
Эмиль, тоже племянник влиятельного дя-
дюшки, прохвост и наглёц, продающий
свой народ направо и налево.

В пьесе очень хорошо запоминается об-
раз французского генерала Дрюмона, хотя
он в ней ни разу не появляется и мы
узнаем о нем из рассказов других дейст-
вующих лиц. Сын скульптора Mosepa
Роберт слепо идет за Дрюмоном. Он
убежден, что генерал любит Францию и
защитит ее от гитлеровских головорезов.
Но Дрюмон оказывается предателем, у не-
го, как товорит Аннета, «гитлеровские
глаза». Роберт стал жертвой своей веры в
«патриотизм» Дрюмона и его сообщников.
Он попал в лапы наци и погиб. Его
выдали Дрюмоны и Эмили. И Мозер, пе-
реживший вместе с сыном увлечение
«патриотизмом» Дрюмона, уже полон ре-
шимости в борьбе с проклятыми  гитле-
ровскими бандитами,

Среди. друзей Мозера не только Марио

Орелли, но и Гастон Греви,  мужест-
венный революционер, один из вождей
французского народа, и юноша Эдгар

Ландольт, одно время увлекавшийся ‹ак-
тивностью» нацистов и очень скоро раз-
гадавший их истинную мерзкую сущ-
ность, и многие другие.

Эта среда вырастила людей, бросивших
в лицо Лавалям «cMepTb предателям!»,
людей огромного мужества, подлинных
патриотов, поднявшихся на борьбу с по-
работителями. В этой среде — и Мозер.
Он вылепил бюст Ленина и закончит ра-
боту над статуей Вильгельма Телля. Он
действует! Он борется! :

Учебный год
B Литературном институте

15 августа начался ‘учебный год в Ли-
тературном институте Союза советских
писателей. Работа института, в связи ‘с
военной обстановкой значительно измени-
лась. Курс обучения сокращен с четырех
до трех с половиной лет. Многие студен-
ты еще в первые дни войны вступили в
ряды народного ополчения, истребитель-
вые батальоны.

О своей новой жизни
песню. У нее такой

Сталин позвал,
И народы ветают,
И Фашизм будет истреблен.

Мы названье свое оправдаем в бою—
Истребительный батальон.

они сочинили
припев:

В начале войны студенты проводили’

на Фронт лучших своих товарищей —
секретаря партийной организации С. Хай-
кина, поэта В. Штынина и других.

Девушки института ваканчивают обу-
чение в школе медсестер.

Успешно идут занятия студентов ново-
го` набора. В этом году в институт было
принято 33 человека. Это — талантливая
молодежь. На первом курсе организова-
ны поэтические, прозаические, критиче-
ские и драматургические семинары.

Очерки, песни, стихи

Большим успехом пользуются в Моло-
товокой области едкие эпиграммы, удар-
ные лозунги, боевые стихи и песни, на-
пнсанные местными поэтами. С первых
же дней великой отечественной войны
против германского фашизма в области
стали выпускаться «Окна ТАСС», в ко-
торых принимают активное участие В. Ка-
менский, С. Стрижов, Б. Ширшов и др.

Молотовское областное издательство вы-
пустило массовый сборник оборонных
стихов и песен «В бой за родинуЪ,
пьесы: «Птицы» — Е. Трутневой и «По-
дозрительный» — М. Юркиной. На-днях
выйдут из печати сборник стихотворений
Ал. Бычкова «К победе и частушки
Б Ширшова. Находится в производстве
третий номер литературно-художественно-
го сборника «Прикамье», посвященного ве-
ликой отечественной войне русского наро-
да против фашистских захватчиков. Гото-
BATCH эстрадные сборники песен, стихов,
рассказов и инсценировок.

МОЛОТОВ. (Наш корр.).

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, На снимке: выступление

-*

ансамбля

красноармейской песни и

бойцами.

пляски перед

С’емка кинооператора Союзкинохроники Е. Ефимова.

НЕУДАЧНЫЙ НАЛЕТ НЕМЕЦКИХ
САМОЛЕТОВ НА МОСКВУ
В НОЧЬ С 9 НА 10 СЕНТЯБРЯ

Групна немецких самолетов пыталась
совершить налет на Москву. Огнем зенит-
ных батарей ни ночными истребителями
вражеские самолеты были рассеяны. Ни
один из самолетов к Москве не прорвался.
На подступах к Москве ебит один немец-
кий самолет.

НОВЫЕ `ННИГИ

Для издательства Академии наук СССР
Институт мировой литературы имени
Горького готовит серию антифашистских
книг и брошюр. Выйдет большой сборник
поэзии и прозы писателей-антифашистов
«Гитлер должен пасть». В сборнике поме-
щены произведения А. Барбюса, И. Бехе-
ра, В. Бределя, И. Эренбурга, В. Ланго-
фа, Б. Брехта и др. Редактор сборника
Е. Гальперина.

Уже вышла в свет брошюра В. Перцо-
ва «Маяковский — патриот». В производ-
стве брошюры А. Старцева «Писатели
всего мира — друзья СОСР» и К. Зелин-
ского «Борьба с немецкой агрессией в рус-
ской литературе».

Подготовленак печати брошюра Е. Галь-
периной «Писатели Запада в борьбе про-
тив фашизма».

Для Гослитиздата Институт мировой
литературы им. Горького готовит серию
брошюр «Антифашистские писатели». Пер-
выми появятся очерки о В. Бределе, Б.
Брехте, Л. Фейхтвангере, 9. Вайнерте, И.
Бехере.

=

Издательство «Советский писатель» сда-
ет в производетво и  выпускает в свет
новую серию рассказов и очерков о вели-
кой отечественной войне ев, немецким фа-
шизмом. ;

В ближайшее время из печати выходит
сборник «Смельчаки», в который включе-
ны рассказы и очерки А: Толстого, В. Ка-
верина, Н. Вирта, Б. Горбатова, Е. Кри-
тера и А. Исбаха.

В производстве находится сборник «Ко-
гда тыл становится фронтом». В нем пе-
чатаются рассказы и очерки Б. Агапова
«Человек у станка» и «На стальной маги-
страли>, Вс. Иванова «Мастер металла»,
Т. Тэее «Молодые истребители», М. Шоло-
хова «В казачьих колхозах», Н. Кочина
«Деревня сегодня» и К. Паустовского «В
прифронтовой полосе».

В сёнтябре издательство выпустит в
продажу сборник статей Вс. Иванова «Мое
отечество» и историко-патриотический ро-
ман С. Бородина «Дмитрий Донской».

«Таран» — так называется выходящий
в издательстве «Советский писатель» сбор-
ник рассказов и очерков о славных под-
вигах советских летчиков. Сборник  oT-
крывается рассказом А. Толстого «Таран»,
давшим название всей книге; затем сле-
дуют очерки Л. Соболева — «Таранный
удар», В. Гроссмана — «Капитан Гастел-
ло», К. Левина «Талалихин идет ‘на
таран», М. Водопьянова — о летчике Ере-
мине, дважды пробиравшемся после воз-
душных боев из вражеского стана.

В сборник вошли также рассказ С. Ва-
шенцева «Воля к победе» и стихи К. Си-
моноРа и М. Светлова, посвященные ^ге-
роичёским сталинским соколам’ — учает-
никам войны с немецко-фашистскими Пол-
чищами.

x
*

В серии «Творческий опыт классиков»
издательство «Советский писатель» выпу-
стило книгу Ал. Дейча о политических
и сатирических стихах крупнейшего ре-
волюционного поэта XIX столетия Teu-

1 риха Гейне.

В. ЕРМИЛОВ

В Международный юношеский день
мысли невольно возвращаются к лучше-
му художественному произведению о на-
шей молодежи — к великолепному рома-
ну Николая Островского. «Как закалялась
сталь».

В образе Павла Корчагина, тероя ро-
мана, выражен геронческий характер рус-
ского молодого человека нашей эпохи.
Сила стальной воли, мобилизованной це-,
ликом, без остатка, на борьбу за родину,
за счастье людей, отличает этот характер.

Мы ‘можем представить себе Павла

Корчагина в самых разных положениях
и обстоятельствах.

Мы видим его в бою, ‘знаем его каче-
ства бойца и товарища. Мы видим его
на  своеобразнейшем строительстве, в
труднейших обстоятельствах первых лет
революции проводящего ° железнодорож-
ную ветку, чтобы доставить в замерзаю-
щий городок. дрова, затотовленные вре-
дительски, вдалеке от железной дороги.
Задолго до того, как ударничество и со-
циалистическое соревнование стали мас-
совым явлением, Корчагин, вместе с то-
варищами, организует соревнование бри-
гад. Разутый, больной, страдающий от
ревматизма, он перекрывает все нормы и
расчеты специалиста-инженера, руководя-
щего работой. Мы видим Павла Корчаги-
на как организатора борьбы за желез-
ную трудовую дисциплину. Мы видим
проявления его характера в личной, се-
мейной сфере. И всюду выступает он.
как передовик, как человек высокого
благородства и чистоты.

Победа’ Николая Островского над
смертью сказывается в том, что Павел
Корчагин жив и сейчас, в наши дни.

Литературная газета.
4 № 36

—=—ж=хщдоо———о——о——АЗ//А/АУЗ
РЕДАКЦИЯ: Москва, улица 25 Октября, a. № 19, телефоны отделов: секретариата — К 2-20-95, = ответственного
и публицистики — К 4-34-60, писем и корреспондентской сети —

На всех участках социалистического
строительства комсомол выступает как
верный помощник партии Ленина —
Сталина. Молодой человек с кимовским
значком на груди строил трассу Боль-
шото Ферганского канала и водоемы в
воронежском колхозе, воздвигал корпуса
завода малолитражных автомобилей в
Москве и снимал стопудовый урожай зер-
на с гектара на полях под Сталингра-
дом. штурмовал вражеские линии на
Карельском перешейке и показывает чу-
деса героизма ‘в великой отечественной
войне 1941 года. р

На всех этих позициях, на всех ре-
шающих участках нашей жизни мы легко
представляем себе Павла Корчагина. Это
его воля, его страсть двигают к подви-
гам и победам нашу молодежь.

Есть такие места в произведениях,
ставших любимыми миллионами читате-
лей, перечитывая которые ясно чувству-
ешь, что у множества разных, непохожих
друг на друга людей, читавших эту кни-
гу в тиши библиотеки, в рабочем или ву-
зовском общежитии, а может быть, и в

походах, между боями, — именно вот
здесь, в этом месте пробуждалось все
самое лучшее. К таким местам «прика-

саешься» с благоговейным чувством,
это, должно быть, чуветво связи © че-
ловечеством. Эти места всегда можно G6e-
зошибочно указать

Всякий помнит, как Павел Корчагин,
в результате контузии и ранений, ока-
зался лицом к лину с врагом, неизмеёри-
мо более жестоким, чем все те, с которы-
ми ему приходилось праться в своей
жизни. Его ожидает трагедия неподвиж-
ности. паралича всего тела, его ждет пол-
ная потеря зрения. В. свои 24 года он
должен выбыть из строя. Ему приходит в
голову мысль о самоубийстве; «Кто осу-

дит бойца, не желающего  агонизиро-
вать?»
«Дуло презрительно  глянуло ему в

тлаза. Павел положил револьвер на ко-

лени и злобно выругался. Все это — бу-
мажный героизм, братишка! Шленнуть се-
бя. каждый дурак сумеет и во всякое
время... А ты попробовал эту жизнь по-

бедить? Ты все сделал, чтобы вырваться’

из железного кольца? А ты забыл, как
под Новоград-Волынском семнадцать раз
в атаку ходили и взяли-таки наперекор
всему? Спрячь револьвер и никому ни-
когда 06 этом не рассказывай! Сумей
сделать ее (жизнь) полезной».

Корчагин сумел. Несмотря ни на что,
Корчагин вернулся в строй. Им руководи-
ла в его подвиге та самая сила, которая
заставляла бойцов семнадцать раз хо-
дить в атаку и брать города. Об этой
силе говорит один из рядовых бойцов, ко-
торым Корчатин на фронте читает «Овод»:

«Есть, значит, на свете такие люди.
Так человек не выдержал бы, но как за
идею пошел, так у него все это и полу-
чается».

Это — одна из главных мыслей всего
романа Островского. Героизм, сила харак-
тера Павла Корчагина созданы величи-
ем идей любви к родине, любви к чело-
вечеству. Сила этих идей убивает смерть.

Наша молодежь, сражающаяся на фрон-
тах отечественной войны, верна тем бое-
вым традициям и священным идеям, ко-
торые вдохновляли Павла Корчавина. И
поэтому наша молодежь не боится смер-
ти! Великая воля к жизни ведет ее в
бой с врагами человечества, со слугами и
носителями смерти — с кровавыми из-
вергами гитлеризма.

Фашизм, сосредоточивший в себе всю
мерзость, злобу, кровавую грязь и чудо-
вищную дикость, растлил, развратил це-

секретаря

лые слои немецкой молодежи. Он выра-
стнл людей без чести, без совести, холод-
ных, внутренно опустошенных, профессно-
нальных убийц, равнодушно сеющих
смерть. У этих людей нет никакой идеи,
жажда грабежа, насилия, разрушения ру-
ководит ими. И. именно поэтому они не
могут победить.

Фашизм будет уничтожен. В грядущей

победе наша молодежь сыграет свою
славную роль. Воля к жизни, воля к
счастью всех народов, восторжествует

над смертью. Для этото нужно еще мно-
го упорства, напряжения всех сил.

Будем же достойны той задачи, кото-
рую поставила перед нами история, Mo-
лодые товарищи и подруги! Будем всег-
да помнить, всегда носить в сердце бес-
смертный. образ героического юноши Пав-
ла Корчагина! И на боевом, и на трудо-
вом фронте будем такими, каким был
Павел Корчагин, Пусть его воля к жизни
бъется в нашей груди, пусть его безва-
ветная смелость ведет нас в бой! Во имя
жизни уничтожим, победим смерть,
представшую в наши дни перед челове-
чеством.в омерзительном обличии фапгиз-
ма! Вспомним замечательные стихи Мая-
ковского:

Ленин и смерть — слова-враги,
Ленин и жизнь — товарищи! i
Нет таких крепостей, которых не мог-

ли ‘бы взять люди нашей родины.  моло-
дежь ленинско-сталинской ‘страны. Кре-
пость ‘фашизма будет стерта с лица зем-
ли, разрушена и развеяна по ветру вме-
сте с самой памятью о фашистеких пала-
чах, истреблявших народы. Но благолар-
ная память о подвигах нашей молодежи.
о героях отечественйой войны, о людях
с волей и сердцем Павла Корчагина всег-
да будет жить в великой душе передово-
го, прогрессивного человечества.

редакции — К 1-45-86,

Типография издательства «Московский большевик», Москва, Чибтые пруды, 8.

современной литературы и критики — К 4-46-
К 2-25-21, заведующего редакцией и бухгалтерии — К 0-42-96.

Е ЕН

’Патриотичесние спектакли

ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ

Театр Революции показывает на-днях
свою новую работу — пьесу «Ключи Бер-
лина» — М. Гуса и К. Финна. Спектакль
посвящен одному из эпизодов  героиче-
ской борьбы русского народа против гер-

манской военщины. Исторический фон, на
котором развертываются события, это —
Семилетняя война, когда, разгромив до
Toro непобедимые войска Фридриха ИП,
русские вступили в столицу Пруссни —
Берлин. }

Герои пьесы — русские офицеры и

солдалы, борющиеся в рядах армии и
расстраивающие коварные планы прус-
ското короля.

Роль солдата Ивана исполняет Д. Ор-
лов, солдата Страхова — А. Ханов, по-
ручика Карташева — прообраз молодого
Суворова — играют Б. Толмазов и А.
Лукьянов. В роли Фридриха выступает
М. —Штраух, генерала Салтыкова —
В. Бахарев. Спектакль поставлен М.
Штраухом и С. Майоровым, режиссер —
В. Ключарев. Художники спектакля
— Е. Фрадкина и С. Вишневецкая.

Продолжаются репетиции пьесы моло-
дого драматурга А. Гладкова «Давным
давно». Это героическая комедия на те-
му 00 Отечественной войне 1812 года.
Пьеса воспроизводит атмосферу партизан-
ской борьбы. В ней действуют партиза-
ны солдаты и офицеры русской ар-
мии, ‘разгромившие полчища Наполеона.
Героиня пьесы Шура Азарова — образ,
навеянный Дуровой, единственной жен-
щиной, получившей в старой русской ар-

мии офицерский чин и. георгиевский
крест.

С центральной сцены спектакля —
встречей Азаровой с Кутузовым — моск-
вичи уже знакомы по  радиопередаче.
Роль Шуры Азаровой исполняет М. Ба-
банова, Кутузова — Д. Орлов. Спектакль

ставит С. Майоров, художник —П. Вильяме.

Для театра заканчивают пьесы В. Гу+
сев и М. Казаков. Пьеса Гусева поев:-
щена отечественной войне советского на-
рода против гитлеровских полчищ. Пьеса
М. Казакова — борьбе  порабощенных
Гитлером народов’ Европы.

Выездные бригады театра, в состав коч
торых входят все ведущие актеры, выч
ступают в воинских частях и на пред-
приятиях Москвы. В программах концер-
тов — отрывки из пьес, идущих в те-
атре, и специально подготовленные номе-

oh репертуаре театра остаются спектак-
ли — «Весна в Москве» В. Гусева, «Та-
ня» А. Арбузова, «Собака на сене» Ло-
пе де Вега и др.

ТЕАТР ЛЕНИНСКОГО

КОМСОМОЛА

Театр Ленинского комсомола недавноа

показал премьеру пьесы Ф. Кнехта «Ко
мандиры ведут корабли». Это спектакле
о боевых буднях советских моряков. По-
становка И. Берсенева. В главных ролях
заняты: В. Соловьев, Б. Оленин, Р. Плятт,
0. Фрелих.

Театр тотовит антифаиистский вечер,
премьера которого состоится в середине
сентября. Общее название вечера «Новый
порядок». Он будет состоять из трех од-
ноактных пьес; «Христин Бец» Фридри-

ха Вольфа, «Тес.. тише» («Шпик>») Бер-
тольда Брехта и «Кусок мяса» Н. Венк-
стерн. В числе участников вечера —

С. Бирман, С. Гиацинтова, Л. Рюмина,
В. Всеволодов, Р. Пляут.

В ближайшие дни начинается репети-
ция пьесы Владимира Соловьева «Фронт»,
действие которой происходит в наши дни
в одном из советских городков, временно
занятом немцами. Этот спектакль будет
показан в октябре.

Театром принята антифашистская The
са Юлиуса Гая «Встреча», работа над ко-

торой скор» начнется.

«Боевой киносборник № 4»

..Из Америки к далеким островам и
портам плывут под британским флагом
торговые пароходы. Но морской путь опа-
сен. На пароход нападают фашисты. Анг-
лийский военный флот, охраняя мирные
суда, вступает в бой с пиратами.

Напряженную работу Ведут корабли бри-
танского флота. Английские моряки му-
жественно защищают свои суда и порты.
Велибая страна обеспечена нужными тру-
зами. На островах Англии идет пормаль-
ная жизнь...

«Британский флот» — так называется
этот  новый документальный фильм. Кар-
тина вопгла в киносборник № 4 «Победа
за нами», который начинает демонстриро-
ваться в ближайшие. дни.

Интересный киноочерк, смонтированный
из английской кинохроники (дикторский
текст на русском языке), показывает ра-
боту авиаматки, катапульты, боевую опе-
рацию английских военных кораблей,
уничтожение фаптистского танкера.

В четвертом киносборнике зритель уви-
дит короткометражный фильм «Патриот-
ка» (авторы сценария Е. ’Помещиков,
Н. Рожков). Картина рассказывает о том,
как девушка-трактористка (артистка
3. Федорова) помогает экипажу застряв-
шего броневика и вместе с восставшими
колхозниками уничтожает фашистский па-
рашютный десант.

Киноновелла «Приказ выполнен» (авто-
ры сценария Г. Фиш, К. Исаев) посвя-
щена рядовому красноармейцу. Связной
Баков, выполняя важное поручение коман-
дира батальона, очутился в рискованном
положении. Бойца окружили фашисты.
Благодаря хитрости. искусной маскировке
он избегает удара. Красноармеец Баков
(артнст Д. Павлов) возвращается к своим
частям, выполнив боевой приказ.

Киносборинк заканчивается выступле-
нием красноармейского балалаечного ан-
самбля ЦДКА.

Через несколько дней Комитет по де-
лам кинематографии выпустит киносбор-
ник № 5, посвященный защите от воз-
душного нападения фашистов двух сто-
лиц — Лондона и Москвы.

Эетрада — фронту

Всесоюзное гастрольно-концертное 0б’е-
динение обслуживает сейчас мобилизаци-
онные пункты, воинские части на фронте
и в тылу.

С каждым днем растет спрос на дей-
ственный агйтационный антифашистский
репертуар для советской эстрады. В свя-
зи с этим Концертное об’единение орга-
низовало регулярные творческие встречи
— «четверги», на которых наши писате-
ли, поэты и композиторы знакомят масте-
ров эстрады со своими произведениями.

На-днях на первой творческой встрече
в Центральном доме работников искусств
С. Маршак прочитал новые стихи: «Сын
героя», «Аттестат зверости», «Четверка
дружная ребят» (эти стихи о московских
ребятах-патриотах положены сейчас на
музыку композитором Д. Кабалевским).

Большой интерес у исполнителей вы-
звали работы С. Маршака, посвященные
английскому и шотландскому народному
эпосу.

Поэт Осип Колычев познакомил ауди-
торию со стихами из украинского цикла
(‹Хлопец из Варшавы», «Письмо на
Украину», «Криница»).

Два коротких рассказа: «Сафар» и «Мы

ополченцы» (из цикла расскалов о
волжских  грузчиках), предназначенных
для исполнения с эстрады, прочитал мо-
лодой писатель Н. Хорьков. ~

На ближайшем «четверге» перед испол-
нителями выступят советские композито=
ры. В программе — музыкально-сатири-
ческие фельетоны Ю. Милютина, балла-
ды и песни Ю. Бирюкова и В. Кочетова
на английском народном материале, хоро-
вые произведения М. Коваля.

В эстрадный оборонный репертуар 3%
последнее. время вошли фельетоны Л. Кас-

силя, Г. Рыклина, Н. Адуева, басни
М. Волжаннна, стихи Н. Асеева, В. Ле-
бедева-Кумача, драматические этюды и

инсценировки Финка, Пустынина и др.
Оборонные программы в тесном содру-
жестве с московскими писателями гото-
вит студия эстрадного искусства под ру-
ководством Н. Смирнова-Сокольского.

ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
_ ПИСАТЕЛЕЙ

Каждый гражданин Советского Союза в
эти грозные дни должен уметь владеть
оружием. Военное обучение народа при-
нимает все более широкий размах. Прохо-
дят военную подготовку и пибатели.

Ежедневно они собираются во дворе
своего клуба, где занимаются строем,
в тире, где упражняются в стрельбе. Сю-
да приходят Te, чьи книги знает и лю-
бит советский народ: В. Лебедев-Кумач,
В. Катаев, Конст. Федин, Be. Иванов,
Л. Кассиль, П. Антокольский, Перец Мар-
киш, Юлиус Гай и многие другие. Коман-
дир и комиссар батальона, командиры рот
— сами писатели.

За теорией (разбор и сборка винтовки)
последовала практика. Недавно в клубе
ворошиловских стрелков Краснопреснен-
ского района происходила первая учебная
стрельба. Многие из писателей сразу же
показали хорошие результаты. Б. Пастер-

нак, Л. Шиффере и другие получили
оценку «отлично». 9
На-днях батальон прослушал доклад
профессора И. С. Звавича «Правящая кли-
ка фашистской Германии».
Война будет долгой и суровой. Потре-

буется много сил для того, чтобы оконча-
тельно разгромить врага. И если понадо-

бится, рядом со слесарями, шахтерами,
сталеварами с ‘винтовкой встанут писа-
тели.

19, информации — К

ПОДАРКИ &
БОЙЦАМ

Эту большую гору посылок старатель-
но приготовили жены московских писате-
лей. Каждая из них с радостным чувст-

вом вкладывала в посылки шоколад,
печенье, сахар, папиросы, мыло, бума-
ту, карандаши и многое другое, столь

необходимое в походной жизни.

Так практически оборонная комиссия
президиума Союза советских писателей с
помощью жен писателей быстро осущест-
вила инициативу о посылке на средства
писателей подарков в Действующую ар-
мию. Письмо-обращение президиума и
партбюро ССП нашло живейший отклик

среди писателей Москвы, а также у ра-
ботников Литфонда и аппарата правле-
ния ССП.

Отвечая па обращение, уже в первые
дни писательская общественность внесла
на приобретение подарков свыше 5 тыс.

руб., на фронт послана первая партия
подарков — более 70 больших посылок.
На очереди — подготовка следующей

партии посылок е подарками. На этот раз
основное внимание будет уделяться от-
правке теплых вещей для бойцов.

хи инныь

Редакционная коплегия; В. ВИШНЕВ-
СКИЙ, А. КУЛАГИН, В, ЛЕБЕДЕВ-
КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ, Е, ПЕТРОВ,
Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ,

a м
1-28-80, иностранного, искусств

ва

== Wy