et

РАССКАЗЫ О ГЕРОИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ
С. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

`Гвардеец

Гремел Бородинский бой.

Дрались на совесть с обеих сторон:
русские войска стремились отстоять Мо-
скву, сердце России; французы  торели
желанием взять Москву, так как это су-
лило им конец войны; кроме того, они,
предводимые Наполеоном, привыкли к
победам, чего бы ни стоили эти победы.

Лейб-гвардейский пехотный Финлянд-
ский полк в этом ожесточенном бою HE-
сколько раз ходил в контратаку, и в
третьей гренадерской pote полка показал
себя в этот день  правофланговый, еф-
рейтор Леонтий Коренной.

Что он мог себя показать в рукоцаш-

ном, — в этом не сомневались его одно-
полчане, но раньше не приходилось
не было случая. Гвардейские полки
стояли в Петербурге и около него, и ка-
залось, что век будут так стоять, пред-
назначенные для царских смотров и па-
радов.
» Ho котда в июне 1812 года невиданная
до того армия Бонапарта в шестьсот ты-
сяч человек перешла через пограничную
с Пруссией реку Неман и вторглась в
Россию, то пришлось двинуть на защиту
Москвы и твардию.

Фамилии часто бывают будто припаяны
Е людям, клещами не оторвешь, так
кто-то припаял предку Леонтия фамилию
живописную и попал в точку.

Теперь нет уже почти нигде лихих
троек, а в старой России без троек не
было дорог; и в каждой тройке корен-
ной, коренник был самым дюжим, самым
видным, самым надежным конем.

Пристяжки вели себя легкомысленно:
они извивали шеи змеями, держа головы
на-отлет, точно озабочены были только
красотой бега; дуг им не полагалось, ог-
лобель тоже, — только шлеи. Но впря-
женный честно в оглобли, подтянутый
расписной дугой, коренник держал голо-
ву прямо кверху, глядел строго, слушал
поддужный колокольчик, не прядя уша-
ми, тянул экипаж ревностно, за что и
пользовался неизменным уважением [y-
стобородого кучера, щедрого на раздачу
кнута обеим пристяжкам.

Часто говорило о Леонтии Коренном
начальство на смотрах, обращаясь к ко-
мандиру третьей роты:

А правофлантовый у вас молодча-

га!

Но командир роты это и сам знал, а
солдаты одноротцы, даже одних лет с
«молодчагой», не только новобранцы, по-
чтительно звали его «дядя Коренной».

Был он добродушен, как и полагает-
ся подобным молодчагам, и, занимаясь
«словесностью» с молодыми солдатами,
как старослужащий и вдобавок ефрейтор,
любил озадачивать их загадками:

Спросит, бывало:

— A HY, что такоича, — отгадай-ка:
«Был телком, а стал клещом;. впился мне
в спину, а без него сгину».

Конечно, молодому деревенскому парню
куда же отгадать такое, и Норенной ух-
мыльнется в усы, крутнет головой и сам
скажет:

— Да ведь он из телячьей кожи ра-
нец-то наш солдатский.

И тут же, вк случаю, ввернет еще за-

тадку:
«Кафтан хотя бы сказать черный, а
бедный; сапог, хотя из себя желтый, а

медный, хлеба не молотит, а по ногам
колотит.... Что такоича?

Это — тесак. Но были у Коренного и
еще загадки — 0 патроне, о пуле, о
курке, о. пушке, о солдатской пуговице,
которая «не платит оброку, а служит без
сроку», и о каждой вообще вещи из
солдатского обихода: он любил все
складное и со смыслом их хранил в па-
MATH, как святыню.

Но самой большой святыней в те вре-
мена, в бою, кроме знамени полка, был
локоть товарища: в рукопашную ходили
густыми колоннами, рассыпного строя не
знали, от локтя товарища отрываться
считалось тягчайшим преступлением про-
тив правил дисциплины. Шла стена,
ощетиненная штыками, способная не
только выстоять под бешеным натиском
конницы, но и обратить ее в бегство, —
так было здесь, в Бородинском бою,

Однако таяла стена под градом ружей-
ных пуль, картечи и пушечных ядер, и
только тогда, когда разбивалась стена на
отдельные куски, звенья, людские толпы,
возможно становилось действовать в меру
своих личных сил и способностей.

И вот тут-то, когда третья гренадер-
ская рота Финляндского полка потеряла
в схватке с французами своих офицеров,
шестеро солдат во главе с ефрейтором
Коренным защищали несколько часов
русскую позицию на опушке леса.

Потом, когда все лнестеро были они
представлены к награде, — к Георгию
4-й степени, — их подвиг изложен был
так:

«Во все время сражения находились в
стрелках и неоднократно опровергали
усиливающиеся его цепи, поражая силь-
но, и каждый шаг ознаменован мужест-
вом и храбростью, чем, опрокинув не-
приятеля, предали его бегетву, выгнав его
на штыках из лесу, заняли то место,
которое ими несколько часов упорно бы-
ло защищаемо».

Так не особенно вразумительно писали
о Коренном с товарищами русские пол-
ковые писари 12-го года. Но через год
пришлось писать о нем одном и полко-
вым писарям французским.

В октябре 1818 года под городом Пейп-
цигом, в Саксонии, несколько дней под-
ряд шла «битва народов». Оставив всю
свою армию на полях России, Наполеон
успел собрать новые силы и дал здесь
сражение об’единенным войскам. Здесь
военный тений величайшего полководца
должен был уступить двойному превос-
ходству в силах, и сражение окончилось
отступлением Наполеона после огромных
потерь, но, и отступая, французы были
еще настолько сильны, чтобы везти с со-
бою пленных, даже и раненных.

В числе таких раненых пленных был
И Леонтий Коренной

Если в Бородинском бою сражалось с
обеих сторон до четверти миллиона, то
В «битву народов», затянувшуюся на
пять суток, было втянуто полмиллиона
людей при двух тысячах орудий. Каза-
лось бы, совершенно невозможно было
здесь проявить себя простому русскому
ефрейтору, хотя бы и с Георгием ва Бо-
родино. Здесь оспаривали победу вели-
кие полководцы, вдесь было несколько
монархов, здесь на весы счастья положе-
ны были судьбы нескольких государств
Средней Европы... И все-таки можно оты-
скать на карте Германии и на плане ве-
ликого сражения под Лейпцигом селение
ТГоссу. которое было атаковано Финлянд-
ским полком

Французы были выбиты из южной ча-
сти селения, но упорно держались в се-

Литературная газета

2 № 37

Коренной

верной, и когда третий батальон Фин-
ляндского полка под командой полков-
ника Жерве обошел деревню, он на-
ткнулся на превосходные силы,

Место боевой схватки оказалось  тес-
ным, так как французы получили под-
крепление. Сзади русских тянулась ка-
менная стена, ‘и когда барабаны забили
отбой, солдаты перебирались назад через
эту стену. Но большинство офицеров ба-
тальона, столпившись при 9-й роте, бы-
ли ранены, как и сам полковник Жерве,
а другого пути отступления не было, —
остатки ‘батальона оказались плотно ок-
ружены французами. i es

И вот французы увидели, “ как одного’
за другим брал своих раненых офицеров
на руки рослый, плечистый гвардеец,
украшенный белым крестом. Он подни-
мал их до гребня стены, откуда они. ва-
лились вниз в безопасное для себя ме-
сто, в сад. Последним был отправлен та-
ким же образом за стену полковник
Жерве, который был хотя и легко ранен,
но оставался уже батальонным без ба-
тальона и вот-вот мог бы очутиться в
плену.

Пока гвардеец был занят этим, около
него отбивались еще штыками десятка
два человек первого взвода роты. Но вот
упал из них один, другой... Вот падает
третий, проколотый штыком...

— Держись, братцы, крепче! ...Э-эх,
двух смертей’ не бывать, одной He ми-

новать! — вакричал Коренной, начиная
работать штыком так, как только он мог
работать.

И французы попятились, — сразу ши-
ре стало место около стены.

— Эй, не сдавайся, ребята! — кричал,

ободряя других, Коренной, хотя и ви-
дел, что помощи ждать неоткуда, а
французов было тридцать против одного.

И никто не сдался. И все легли на ме-
сте, как герои. Оставался один Коренной.
Он был уже ранен в нескольких местах
штыками, он был весь полосатый от кро-
ви, но, прижавшись к стене, парировал
удары и наносил их сам, пока не сло-
мался штык у хомутика. Тогда перехва-
тил свое ружье Коренной и начал дей-
ствовать прикладом, как дубиной...

И такое уважение к себе внушил Ко-
ренной французам, что когда упал он,
наконец, на кучу тел, около него стали по-
чтительно: никто не осмелился его добить.

Напротив, насчитав на его теле восем-
надцать штыковых ран, недавние враги
уложили его на носилки и отнесли на
перевязочный пункт. Французские лека-
ря, удивляясь крепости кованых мышц
русского солдала, пришли к выводу, что
из всех восемнадцати полученных им
ран нет ни одной опасной для его жиз-
ни. И, действительно, тут же после пе-
ревязки Коренной встал на ноги.

Наполеон имел обычай посещать ране-
ных на перевязочных пунктах, сделал
это он и теперь, и когда увидел Корен-
ного и услышал доклад, при каких об-
стоятельствах был взят он в плен, он
поразился.

За какое сражение он
крест? — спросил полководец.

Коренному кое-как перевели
Наполеона, и он ответил коротко:

— Бородино?

— А-а!.. Бо-ро-ди-но!..

Перед баловнем › побед, только что но-
кинувшим поле сражения, которое он не
считал бесповоротно проигранным, BCTa-
ла картина страшного боя под Москвой.
06 этом G60e впоследствии, на острове
Елены, писал он, как о самом ужасном
из ‘всех, пятидесяти данных им сражений.

Живым напоминанием о нем был те-
перь вот этот сплошь израненный и все-
таки могучий русский гвардеец, спасший
всех своих офицеров и державшийся в
рукопашном. дольше всех солдат...

«Маленький капрал» потрепал по пле-
чу Коренного и сказал своим ад’ютантам:

— В завтрашнем приказе по армии
об’явить о подвиге этого русского тероя...
Поставить его в пример всем моим сол-
датам... Из плена освободить, как только
он в состоянии будет добраться до своих...

И на другой день Леонтий Коренной
попал в приказ по французской армии,
подписанный самим Наполеоном, как 06-
разец для подражания даже и француз-
ским гренадерам, удивлявшим геройством
весь мир.

В Финляндском полку  спасенные Ко-
ренным офицеры, собравшись через не-
делю после «битвы народов», жалели о
том, что полк лишился своего молодчаги,
и вдруг он предстал перед -ними, хотя
и с забинтованной головой, и с подвя-
занной к шее левой рукой, и еле перед-
вигающий израненные ноги, но бодрый,
и браво отрапортовал евоему ротному:

— Вашвсокбродь, честь имею явиться:
из плена прибыл!

получил

вопрос

Юрий ТЫНЯНОВ

Когда’ Кутузову нужен был ы
дела важного и трудного, он час го
с Дороховым и назначил его, не.
ваясь. и
Дело шло о Верее.   } i к
Этот небольшой уездный город 117
верстах от Москвы был взят врагами и
сильно ими укренлен. Он был поручен в
наполеоновской армии немцам. Батальон.
вестфальцев занимал Верею. Немецкий
гарнизон сделал из города укрепление,
которым гордился, как чудом военной ра-
боты, как доказательством старательности
немецкого войска в войне с русскими,
старательности, достойной поощрения.
Городок был расположен на холме ‘в пять
сажен высоты. Вестфальцы окружили егс
большим земляным валом и прочным, выз
соким палисадом. Так Верея должна бы-
ла стать линией коммуникации, всех со-
общений между неприятельскими войска-
ми, и французы хвалили немецкую рабо-
ту. Ожидалось особое поощрение Наполео-
на. Укрепление получило широко разгла-
сившуюся известность, как. укрепление
неприступное и несокруитимое, решавитее
важный вопрос с коммуникации Bolick
неприятеля. Е
Не доходя до Вереи, Дорохов поставил
по трем ‘дорогам три охранительных отря-
да, чтобы сообщаться с армией. т
Подходя к Верее, он велел своему’ от-
ряду сложить ранцы: тише и легче. _
В Верее он не бывал, в одиночку дей-
ствовать не любил. По дороге встретили
его отставной инвалид и еще четыре че-
ловека. Отставной инвалид широко отдал
ему честь, четыре человека сняли карту-
зы. Y ‘ r
Отставной инвалид и четверо ето людей,
назвавшиеся мещанами, ждали Дорохова.
Дорохов сказал им, что получил приказ
взять Верею:
Главнокомандующий приказал нам

мне-
(it

дем, а с рассветом возьмем.

Итак назавтра инвалид и его команда,
не спав всю ночь, явились и новели от-
ряд Дорохова к городу Верее. в

Подошли бесшумно.

Часовые были взяты на штыки, не ус-
пев крикнуть. А крепко спавший тарни-
зон без единого крика, без выстрела схва-
чен. Построившие укрепление, которым

стали теперь стрелять из домов, и за ва-
лом начался бой. Но защищаться уже не
пришлось: Дорохов ворвался в. город.
Вестфальцы взяты в плен. Взято у не-
приятелей знамя. -%

И тогда более тысячи крестьян пришли
к Дорохову. И Дорохов приказал: срыть
верейское укрепление и пойти дозором —
искать затаившихся немцев и арестован-
ных немцами. ве:

Были найдены в городе скрывшиеся
немцы и арестованные жители города Ве-
реи; и был обнаружен взятый и ‹скры-
тый немцами запас хлеба. :

И Дорохов велел крестьянам освободить
хлеб.

Он написал Кутузову донесение: 5°

«По предписанию вашей светлости тб-
род Верея взят сёго числа штурмом».

Тут же он потребовал награждения от-
ставного солдата и всей команды его —

И Дорохов разослал во все области
описание события и приглашал народ во-
оружиться и соединиться «на истребление
злодеев отечества, дабы им было неповад-
но опустошать селения и грабить жите-
лей».

Дорохов до конца считал Верею, осво-
божденную им, своим родным городом.

Под Малоярославцем был ранен Доро-
хов, и зная, что умрет, написал жителям
Вереи, с которою. чувствовал себя навеки
связанным, письмо, точное, как все, что
он делал. Он писал: «Если вы слышали
о генерале Дорохове, который освободил
вали город от врага отечества нашего,
почтенные соотечественники, то я ожидаю
за это в воздаяние дать мне три аршина
земли, для вечного моего успокоения, на
том месте, где я взял штурмом укрепле-
ние неприятеля, истребив его на голову,
за что дети мои будут вам благодарны.
Генерал Дорохов». 1

Дорохов писал о себе, что он под пу-
лею приобрел себе известность © чистою

совестью. Он освободил Верею и такс
нею породнился навек, как уроженец Ве-
Такова была его любовь к родной

реи.
земле. А так как он был человек точный,
то и письмо ето, написанное

понимал город,
немцев, понимал русскую землю.

Такова была партизанская точность До-

рохова, точность - пюбви.

взять’ Верею. Завтра перед рассветом пой-

они гордились как неприступным, немцы  .

четверых — знаком отличия военного -0р:
дена, потому что они — <систинные виз
новники взятия Вереи». » ta web

перед
смертью, было полно именно любовью. Он.
который освободил от

Плакат Д. Шмаринова, выпускаемый в издательстве «Искусство»

Gr a3 -

— В. КОЗИН

НОЧЬ

Вечер кончился, на огороде видны толь-
ко широкие тропы. Над Москвою остался
‘последний вечерний свет. Бойцы надели
шлемы и собрались у своих орудий.

Командир батареи орденоносец  Клец
опустился в землянку командирского пун-
кта; в землянке сидел у аппарата теле-
фонист и ждал, когда об’явят тревогу:

В ожидании тревоги батарея молчала; у
всех были большие мысли, одно чувство,
и ни о чем не хотелось говорить.

-В 22.45 телефонист сказал:
‚— Тревога. Приготовиться. Противник
летит - с” pra.

Политрук Еремин ударил в длинную
полосу железа у командирской землянки
— отрывисто и тихо. Бойцы у орудий
шевельнулись. Расчет приборного. отделе-
ния занял ‘места. Командир ‘батареи He-
слышной, легкой ‘походкой omer “K” opy-
диям проверить тотовность, политрук —
К секретам.

Узкую тропку, канавки, ямы вокруг ба-
тареи видят только привычные ноги. По-
литрука окликают из темноты:

— Кто идет?

Политрук поюпотом отвечает. — свой! —
и отдает приказания, как быть незамет-
ным, тде укрыться одному часовому, где
— двум; враг может быть кругом.

Спустя полчаса началось.

Лучи прожекторов скрестились над сла-
бою луной, потом — на. востоке и на за-
паде. Ночь разорвалась: разрывы зенитных
снарядов, посланных по цели дальними
батареями, стали ближе — не ярче, но
слышнее;

На краю ночи возник, He разгораясь,
низкий розовый пожар. Небо стало близ-
ким и тревожным, как земля; никто не
замечает неподвижных звезд, ни безраз-
личной луны

Разведчик у командирской
крикнул:

— Слышу шум самолета в направлении...
— И телефонист сейчас же передал его
слова в телефонную трубку.

землянки

и
— Высоко летит, собака, — сказал раз-
ведчик, — восемь тысяч метров!
— Свечку бросил, — прошептал боец у
азимута; разведчик громко сказал: .
— Сброшена осветительная в районе...

— Заградогонь! — повторил далекий
приказ телефонист из землянки, и коман-
дир батареи высоким, сильным голосом,
неожиданным для его спокойной, незамет-
ной фигурки, крикнул:

— Приготовиться! Заградительный!

Стволы зениток поднялись.

— Зона... Дистанция... (

Первое орудие отозвалось, Второе, Тре-
тье. Четвертое.

Быстрые цифры в темноте. Голоса, на-
гоняющие друг друга. Командиры орудий
В мтгновенном, напряженном ожидании.

Стволы зениток — прямо в’ небо.

— бюы ee
` И сразу виден огромный огненный круг,
прорезанный белыми бьющими струями;
отень залпа крупнокалиберных орудий
вблизи воспринимается сильнее, чем звук.
Воздушная волна ударяет по ногам, — и
на мгновение кажется, что ты стоишь без
HOr.

— Огонь!

Глаза — в огне. Земля вздрагивает. С
землянки сыплется лесок.

Еще залп, еще и еще.

Тишина. В тишине свистят осколки.

— Хорошо стреляют, — говорит коман-
дир, — как один человек: — и идет к
срудиям.

Бойцы молоды; они недавно покинули
родной дом; свежие, округлые лица еще
не успели стать строгими под тяжелыми
боевыми шлемами.

— Ну, как, орлы?

— Цель бы поймать, товарищ старший
лейтенант!

Но «действующая цель» не пробилась
сквозь заградительный огонь; ушла.

Ночь проходит спокойно.

Отбой — и медленный рассвет; он идет
издалека, от просторных полей и лесов,
от близкой Москвы.

С. БОНДАРИН

ОЛЕССА СРАМАЕТСЯ

Далеко в степи стояло зарево пожаров.
Боевые корабли Черноморского флота ве-
ли огонь по фаниствеким позициям с
внешнего рейда.

Город был погружен в темноту. В пор-
ту началась выгрузка транспортов, при-
бывших с нами. С особой настороженно-
стью ожидали рассвета моряки нашего
корабля: весьма вероятно, что на рассве-
те вражеские самолеты попытаются бом-
бить порт и транспорты.

Непроницаемый туман помог разгру-
зиться без помех. Когда туман рассеялся,
солнце стояло уже высоко. Перед нами
раскрылась панорама прекрасного города,
подвергавшегося многократным  «тоталь-
ным» налетам фашистов. Кое-где заметны
разрушения. Из окон домов выпали  стек-
ла. Однако то здесь, то там на подокон-
никах виднеются горшки с цветами, ко-
лышатся занавески. На одном из балко-
нов появилась женщина. Привычно, хо-
зяйственно она подмела балкон, развеси-
ла платье. f

По улицам, ведущим из порта, разно-
сился грохот, слышалось тяжелое дыха-
ние тракторов: части, прибывшие на по-
мощь героическим защитникам Одессы,
направились к позициям.

Первое сентября несомненно останется
памятным днем в истории героической
обороны: фашисты, начавшие наступле-
ние еще накануне, продолжали рваться
к городу по всей линии, пытаясь выпол-
нить приказ своего командования...

Уже ставшая знаменитой, пехотная
часть, укомплеклованная  моряками-чер-
номорцами, действует за узкими длинны-
ми лиманами Имя командира этой части,
Осипова, приводит врагов в трепет. Учяа-
стник гражданской войны тов, Осипов с
началом боевых действий под Одессой
сменил флотский китель на армейскую
тимнастерку. Мы нашли его в домике, ‘где

расположился штаб части. Пригородный

трамвай довозит почти к самому штабу.
— Как в Мадриде, — заметил, встре-
чая нас, командир полка. Е
Перетянутый ремнями портупеи, чело-
век сурового’ вида,
лица, Осипов смог уделить нам несколь-
ко минут, чтобы раз’яснить боевую обста-
новку: на его участке временами . одному
советскому бойцу приходится драться про-
тив 5—6 фашистов.. Собственно _ говоря,
перед защитниками Одессы стоит почти
вся румынская армия, усиленная. герман-
скими батальонами. ;

И что же? Черноморцы нещадно бьют
врага на подступах к городу. Вместо
тородских стен фашисты видят перед
собою груды трупов своих солдат и офи-
церов. ; i

Вчера, например, незначительная труп-
и& бойцов части‘ Осипова, перейдя в на-
ступление, полностью уничтожила более
роты румын, захватила несколько мино-
MeTOR H 11 пулеметов с боезапасом. Тут
же трофеи были обралщены против врага.

Подвиги, напоминающие славные дела
тероев обороны Севастополя, совершаются
черноморцами ежеминутно. О  пленении
двумя-тремя разведчиками взвода фаши-
стов или 06 отражении взводом моряков
целого фашистского батальона здесь” го-
ворят, как о событиях обычных. Я

Телефонный звонок. Один из комаиди-
ров справляется, можно ли рассчитывать
на подкрепление. Не мешало бы усилить
слабый пункт на фланге подразделения,
куда под прикрытием кукурузы пробёчи-
ваются солидные силы противника.  №

; os
— Просачиваются? — повторяет Оси-
пов. — Мы их скоро накроем. А ты пока

дерись и ни шагу назад. Во время граж-
данской войны мы били врага отовсюду;

били его всем, чем можно бить. Дейст-
вуй! Желаю успеха. 1H
Бессмертный образ Чапаева  невбльно”

встал перед нами при этих ословах Оси-
пова. Громадная внутренняя сила, боёвая
воля командира прославленной  черно-
морской части чувствуется на каждом
шагу. Геройские традиции моряков, бой-

%

с резкими чертами.

цов гражданской войны, находят на ку-
курузных полях, окружающих Одессу,
свое прекрасное продолжение, свое новое
бытие. Распахнув вороты защитных гим-
настерок, приоткрыв край неизменных
тельняшек, моряки со штыками напере-
вес, с именем Сталина на устах гонят
врага до тех пор, покуда хватает сил
бежать: Потом выбившимся из сил това-
рищам кто-нибудь товорит:

— Ну что же, покурим, ребята?
— Покурим.

И, покурив, черноморцы возвращаются
в окопы.

Со страхом говорят о моряках те, кто
изведал ярость и силу их удара.

В день 1 сентября фашисты рвались к
городу с особенным упорством на участ-
ке, расположенном за левым флангом по-
зиции Осипова; оттуда беспрерывно доно-
сился гул канонады. С этим громыхаю-
щим басом, как бы растворенным в са-

мой природе, спорил резко звенящий
треск стрелкового огня.
Накапливаясь в кукурузной посадке,

румыны время от времени пробуют- на-
ступать ‘цепями. Впереди движутся стрел-
ки-автоматчики, бессмысленно поводя сво-
ими автоматами направо и налево. Этих
вояк наши бойцы прозвали «шарманщи-
ками». Они держат свое оружие у бед-
ра, именно этим напоминая шарманщика,
заботясь лишь о том, чтобы произвести
как можно больше шума и треска. До-
статочно одного смелого короткого штыко-
вого удара с нашей стороны, чтобы цепи
фашистов‘ обратились в бегство. Но пока
не наступает момент нашей контратаки,
противник ‘бросает все новые и новые це-
пи людей, уже с трудом пробирающихся
через трупы своих предшественников.

Добиваясь ослабления нажима на co-
седей, Осипов решает ускорить наступле-
ние на своем участке и, отдав ряд прика-
заний, отправляется на линию в «эмке»,
во многих местах прострелянной и проби-
той осколками.

Усиливается артиллерийский огонь. Над
пологой возвышенностью с белыми доми-

-CTBHEM,

ками, частью занятыми фашистами, взды-
мается завеса дыма и пыли. На корабли
сообщаются новые цели. Далекие силуэты
знакомых кораблей озаряются вспышками
залпов. Фашисты отвечают усиленным
минометным огнем по нашим позициям и
ближайнтим тылам.

Минометы опасны своим навесным дей-
неприятен звук разрыва мины,
больше всего похожий на тот хлопаю-
щий звук, какой раздается при падении
доски. Портативность и сравнительная де-
шевизна этого оружия дают возмож-
ность. массированного применения мино-
метов. Но безусловное преобладание на-
шей артиллерии заставляет фашистов то
и дело менять позиции своих миномет-
ных батарей.

К вечеру противник выдохся.

Из занятой нами кукурузной посадки
вышла, группа моряков. На черной флот-
ской шинели они несли тело своего по-
литрука, павшего смертью храбрых. Мол-
ча, не говоря ни слова, боевые товари-
щи положили перед командиром Teno re-
роя. Совершенно черный от пыли и поро-
ховой копоти, командир батальона накло-

нился и погладил лоб убитого, потрогал
его глаза.

— Прощай, друг! — сказал он.

И нотом, обернувшись к бойцам, спро-
сил:

— Кто там еще? Всех ли убрали?

— Убирают, — отвечали моряки. — В
посадке работают медицинские — сестры,

mn помогают бойцы.
аблюдая эту величественную сцену,
нельзя было не вспомнить о грудях
неубранных фашистских тел перед наши-
ми окопами.

Наступление фашистов отбито.

Мы легко представили

себе чувство
наших товарищей, ждущих на корабле
вестей с фронта. Мы расскажем ` им о том,

какую роль сыграл в сегодняшнем бою от.
ряд черноморцев, бережно доставленный
нами в помощь героям Одессы.

Действующий флот

Берлы КЕРБАБАЕВ,
ПЕСНЯ ОТВАЖНЫХ

Война героям не страшна —
Они отважней львов.
Врагу навстречу шлет страна
Разгневанных сынов.
Я вороного оседлал.
Достал клинок отца,
Сверкнул, как wae Ha мече,

ый взгляд. бойца.
ых легких облаках
Гудящий сокол взмыл,
Я вижу алую звезду
На развороте крыл.
С ним. вместе грозно на врага
Обрушим гром двойной,
Чтобы фашистам мраком стал
Горячий свет дневной.
Мильоны нас, — я не один.
Наш предок Кер-Оглы!
За Сталина рванулись в бой
Туркменские орлы.
Мы мстим — за пепел на полях,
За слезы матерей.
Развеют черный вражий прах
Ветра страны моей!
Пер. с туркменского Т. САЛЬМАНОВИЧ

НА ОЧЕРЕДНОЙ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

На состоявшейся 16-го сентября очеред»
ной пресс-конференции иностранных кор-,
респондентов заместитель начальника С0-
ветского Информбюро тов. Лозовский С. А.
остановился на вопросе о месте и роли
Венгрии в германском блоке: 7

— Венгрия, kak u PyMblHHa,—CRazal TOB,
Лозовский, — принадлежит к тем страз
нам, которые были загнаны насильно В
германский блок. Венгрия меньше, чем
какая-либо другая страна, имела основания
для каких-либо претензий к Советскому,
Союзу, и тем не менее, под провокацион-
ным предлогом, что советские аэропланы
бомбили один из венгерских городов, Вен
грия разорвала отношения с Советским
Союзом и направила свои войска против
СССР.

Лакейство венгерского правительства
перед Германией идет вразрез с традиция-
ми венгерского народа, который на проч
тяжении веков всегда вел борьбу против
немцев за” свою независимость. Никто
больше чем немцы не угрожал националь-
ной независимости венгров. Эта многове-
ковая борьба между венграми и немцами
оставила глубокий след в литературе, в
искусстве и во всей политической и на-
родной жизни Вентрии.

Венгрия нужна Германии, как постав-
щик сельскохозяйственных продуктов, и
вся. экономическая политика Германии
направлена к тому, чтобы задержать раз-
витие венгерской индустрии и полностью
подчинить сельское хозяйство Венгрии
экономике Германии.

После Муссолини Гитлер вызвал к себе
в ставку своих венгерских лакеев Хорти
и Бардоши и потребовал от них мобили-
зации всей венгерской армии для того,
чтобы заткнуть брешь на Восточном фронте.

` Что мог обещать Гитлер в качестве ком-
пенсации за венгерское пушечное. мя-
co? OH мог обещать венграм остальную
часть Трансильвании, которая осталась
«навечно» в руках Румынии. Гитлер пре-
вратил Трансильванию в орудие давления
на Румынию и Венгрию. Для того, чтобы
поощрить румын и получить побольше
пушечного мяса, Гитлер обещает румынам
вернуть северную Трансильванию. Когда
румыны не дают достаточно солдат, Гит-
лер угрожает отнять у румын. и отдать
венграм еще не отданную им часть Тран- -
сильвании. Та же Трансильвания служит
и для нажима на венгров: Так шантажи-
рует Гитлер румын и венгров, жонтлируя
Трансильванией и высасывая последние
соки из обеих этих стран.

Для того, чтобы держать Вентрию в
руках, Германия добилась для 5,5 про-
центов немцев, проживающих в Венгрии,
таких прав, которые граничат с создани-
ем государства в государстве.

Венгерская армия воюет без энтузиазма.
Военнопленные венгры откровенно гово-
PAT относительно того, каким образом
Германия поработила Венгрию, и что вен-
терский народ войны против Советского
Союза не хотел и не хочет. Настроения
венгерских солдат находят свое отраже-
ние в показаниях и дневниках BOCHHO-
пленных.

Товарищ Лозовский иллюстрирует наст-
роения венгерских солдат целым рядом
показаний и заявлений военнопленных.
Заявления военнопленных ‘чрезвычайно
показательны. Они свидетельствуют о
том, что ненависть к немцам тлубоко за-
ложена в каждом венгерце. Разве не зву-
чат по-современному следующие слова на-
ционального поэта Венгрии первой поло-
вины Х[Х- столетия Шандора Петефи из
его стихотворения «Банус Банк»:

Всюду немцев насажали,
Всем владели немцы,
Лучше б дома подыхали
Эти чужеземцы.

Счету не было обидам,
Обжигавшим сердце,
Тяжко под немецким игом
Гордому венгерцу.

Высказывания военнопленных  свиде-
тельствуют о том, что с венграми проис-
ходит то же самое, что и с румынами:
немецкие военные части идут сзади, уг-
рожая расстрелять каждого, кто не пой-
дет вперед против Советского Союза.

После получения Северной Трансильва-
нии и куска Югославии у правителей.
Венгрии аппетиты еще больше  разгоре-
лись. Теперь официальная печать уже
пишет о «великой Венгрии», которая, по-
мимо некоторых украинских областей,
должна включить в себя и всю остальную
часть Трансильвании. Если принять во
внимание, что Антонеску мечтает об обе-
щанной ему Гитлером «Великой Румы-
нии» и что «Великая Румыния» невоз-
можна без Северной Трансильвании, не
трудно понять, какие «дружеские чувст-
ва» горят в.груди этих двух участников
германского блока.

Насколько напряжены отношения меж
ду Румынией и Венгрией, показывает
следующий любопытный факт. Еще 20
августа радиостанция из Бухареста пере-
давала следующее сообщение:

«Будапештское

радио заявляет, что
вентерские войска принимали участие в
героической борьбе на Украине. Это

ложь. Венгерские войска вообще не уча-
ствовали в борьбе на Украине».

Это пока только лишь радиополемика,
но можно себе представить, какая «поле-
MHKa> всеми видами оружия пойдет меж-
ду венграми и румынами, когда ослабнет
военно-оккупационный режим Германии в
этих странах. Фашистская Германия по-
сеяла такие семена, которые могут взой-
ти только лишь кровавыми всходами.

Думать, что венгерский народ может
помириться с этой лакейской ролью своих
правителей во главе с Хорти,—это значит
не знать свободолюбивый венгерский народ.

Так Гитлер прибрал к рукам своих со-
юзников, превратив их в марионетки, Но
народные массы не хотят войны, н мож-
но не сомневаться в том, что нелалеко то
время, когда венгерский народ отделается
от своих продажных правителей и найдет
пути и средства для выхода из войны и
расправы со своим немецким поработителем