ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

DATRIDATYIPHIA SL -

Орган Правления
Союза Советских Писателей СССР

№ 38 (952)

Grieg Е oe, a

Советские писатели свято хранят заве-
ты Горького. Великий русский писатель
неоднократио заявлял © том, что если вра-
ти нападут на Советский Союз, то он то-
тов пойти рядовым бойцом в Красную Ap-
M10.

В дни грозных военных испытаний laa
нашей страны лучшие писатели всегда
находились на передовых позициях борь-
ды с врагами советского государства.

В тоды гражданской войны А. Серафи-
иович был активным военным корреспон-
дентом на фронте. Своими художествен-
выми очерками и зарисовками он служил
честно и самоотверженно священному де-
лу борьбы с врагами налией родины.

Талантливейший поэт советской эпохи
В. Маяковский весь свой могучий талант
в те голы отдавал служению фронту. Его
поэмы, боевые марши, острые сатириче-
ские стихи поднимали боевой дух красно-
армейцев и метко разили врагов.

Широко известна боевая и политиче-
ская работа  тероя-комиссара чапаевской
дивизии Д. Фурманова, который закалялся
хак большевик и формировался как пи-
салель в беспощадной борьбе © врагами на
фронтах гражданской войны.

Во время войны с белофиннами в 1939
‚ —40 г. бочьшая группа писателей рабо-
Sor непосредственно на фронте, в армей-

зой печати. Ими было создано в это вре-
мя большое количество рассказов, очерков,
стихов о тероях войны, патриотах нзлией
родины:

Пюшло уже три месяца великой отече-
ственной войны советского народа ¢ rep-
манским фашизмом. Высокий патриотиче-
ский под ем, охвативший в начале войны
рабочих, колхозников и интеллигенцию на-
шей родины, продолжает расти. Все подня-
лись на народную войну для сокрушитель-
HOM оттюра немецко-фалпистеким мерзав-
цам, вероломно вторгигиимея в пределы Со-
ветского Союза,

Идет война не на жизнь, а на смерть
с кровавым и сильным врагом.

На защиту родины, как один, поднялись
И вее писатели, памятуя священную 0бя-
занность советских патриотов защищать
родину, не щадя своей жизни. В. первые
же дни войны в ряды Красной Армии и
народного ополчения влились писазели-
бойцы.

Hama центральная печать, фронтовые и
армейские газеты заполнены рассказами,
очерками, стихами, балладами, сатиричес-
кими фельетонами. Многие  писатели-ху-
дожники стали боевыми публицистами-ати-
таторами. Вокруг редакщий. газет создалиев
сплоченные коллективы литераторов. 0ет-
poe перо художника-писателя в первую
очередь сейчас занято изображением под-
вигов советских патриотов-бойпов, коман-
диров, комиссаров и политработников, опи-
саниями их мужества, отваги. героизма,
беззаветной преданности нашей великой
родине.

Советские литераторы  хоропю усвоили
указание Владимира Ильича Ленина, кото-
рый говорил: «Без «гнева» писать © вред-
ном — значит, скучно писать».

Широко известна работа писателя В.
Ставекого, военные корреспонденции и
очерки которого печатаются на страницах
«Правды». Особенню ценпы и интересны
его очерк о разгроме гитлеровцев на Ель-
нинском плацдарме и очерк «Казаки».

Вокруг фронтовой газеты «Ёрасная Ар-
мия» создалея сильный творческий кол-
лектив. писателей, куда входят поэты А.
Тварловский, А. Безыменский, писатель С.
Вашенцев и др. Почти в каждом номере
тазеты они помещают свои очерки и рас-
сказы. Они ведут сатирический отдел —
«Прямой наводкой», среди материалов ко-
торого следует отметить фельетоны: «Каза-
ка Ивана Гвозлева».

В одной из газет при активном участии
пюэта А. Суркова печаталотея удачные сти-
хотворные фельетоны pmo Tanna.
Поэт Сурков написал на материале своих
фронтовых наблюдений цикл лирических
стихов «Я пою ненависть», разоблачаютщих
зверства фалпистов. Эти стихи пронизаны
пламенной ненавистью к гитлеровеюим лю-
доедалг,

Следует отметить работу группы писа-
телей во фронтовой газете «За родину»:
эта С. Щипачева, писателей А. Исбаха
f& Б. Бялика. Поэт Щипачев, будучи иа
фронте, создал ряд волнующих лиричес-
ких стихотворений. Поэтический язык Щи-
пачева стал сейчас особенно точен и ла-
коничен.

А. Исбах написал ряд удачных очерков-
портретов бойцов, командиров и политра-
ботников тероев Северо-Западного

фронта.
Поэт С. Михалков работает в газете «Во
славу Родины», пишет много и илодо-

ВЕЕРА

Среда, 24 сентября 1941 г.

SS SE

творно. Ero стихи просты и доход-
чивы. В них много горячего патрио-
тического чувотва. 0собенно следует ука-
зать на стихотворение «Два письма» —
письмо сына к матери и ответ матери сы-
ну. На северных участках фронта рабо-
тают Ген. Фиш, А. Коваленков, Н. Вирта,
Ю. Герман.

Образцы хорошей работы в качестве
военных корреспондентов показали писа-
тели А. Корнейчук, В. Василевекая К. Си-
монов, Б. Лапин, 3. Хапревин, Е. Габрило-
вич, К. Финн, ЛД. Славин и многие дру-
rHe.

Исключительно болыпую работу ведут
ленинградские писатели в газете «На
страже Родивы»: Н. Тихонов, А. Прокофь-
ев, Б. Лихарев и другие. Их произведения
пользуются большой популярностью среди
доблестных защитников Ленинграда. Они
зовут к сокрушительному отпору зарвав-
шемуся врагу. :

Все ленинградекие писатели вместе с
частями Красной Армии и народным опол-
чением активно участвуют в обороне ве-
ликого города Ленина. Многие из них на-
ходятся непосредственно на передовых по-
зициях, стойко, е оружием в руках отрз-
жая бешеные. атаки кровожадного врага.

Многие советские писатели не только
работают в редакциях газет, они выезжа-
ют часто и на передовые позиции, беседу-
ют с бойцами и участвуют в боевых дей-
CTBHAX,

Среди тероических защитников Украи-
ны на передовых позициях стойко сража-
ются $ озверевшим врагом и украинские
писатели.

Советских писателей мы видим также и
на защите солнечной Одессы от румыно-
немецких полчищ.

Большую работу среди моряков дей-
ствующего флота ведут писатели В. Виш-
невский, Л. Соболев,. Бондарин и др.

Грозные события войны, беспримерный
героизм бойцов Красной Армии влохнови-
ли многих людей, ранее не бывших писа-
телями-професеионалами, на создание зна-
чительных произведений. Военный керрес-
пондент газеты «Краеная звезда» старший
политрук А. Поляков опубликовал на стра-
ницах газеты свой чрезвычайно интерес-
ный боевой дневник, который он вел, на-
ходясь е частями Красной Армии в тылу
врага. :

Этот дневник является ярким докумен-
том героизма советских патриотов. Он рас-
сказывает, как, невзирая на величайшие
трудности, части... Красной Армии били
врага, уничтожали ето живую. силу си во-
оружение.

Большая группа писателей, работающих

в тылу, нашла свое место в общей военной

Следует ocodenno отметить боевую
тисательскую работу М. Шолохова, А. Тол-
стого, И. Эренбурга, В. Лебедева-Ку-
мача, Я. Купалы, Я. Коласа, С. Марша-
ка, П. Маркиша и ряда других советских
писателей. Их статьи, политические памф-
леты, очерки и стихи наполнены священ-
ным гневом, страстной ненавистью к под-
лому врагу, метко и беспощадно a-
чают и бичуют его звериную супность,

№ их голосу’ прислушивается все пере-
довое прогрессивное человечество, нена-
вилящее гитлеризм и борющееся за ето
уничтожение.

Темпераментный публицистический очерк,
статья на актуальную тему, боевая песня,
злободневный фельетон, пъес& и сценарий,
посвященные сегодняшних дням, — все
это чрезвычайно важно в деле воспитания
патриотического духа совехского народа. В
этой области могут себя активно проявить
и те писатели, которые не находятся на
фронте. Необходимо. чтобы с каждым днем
росло число активных пропагандистов, не-
сущих в массы слово большевистекой
правды, разоблачающих подлые планы не-
мецких  фаапистов.

Пропаганда в печати, по радио, в тезтре,
и кино — вот обязанность каждого масте-
ра слова. Будем же достойно носить зва-
пие советских писателей, будем же свято
хранить традиции Горького, Маяковского,
Фурманова. На фронте и в тылу — везде,
где ждут прардивого слова. художника, бу-
дом в передовых рядах борцов против 0зве-
релого фалиизма.

Нет сомнения, что в дальнейшем по-
явятся значительные, высокохудожествен-
ные произведения,  воспевающие патрио-
тизм советского народа. Эти произведения
созлалут советские писатели.

За три месяца войны с гитлеровскими
полчищами советские писатели еще раз
показали, что они являются людьми, бес-
предельно преданными великому делу пар-

тии Ленина — Сталина.

Политрук Е. СИКАР

Писатели-бойцы вступают в партию

В грозный для родины час бойцы-пи-
сатели, вступившие в народное ополчение,
№ авсегда связывают свою судьбу с пар-
тией Ленина-—Сталина. Боевая жизнь,
кипучая и напряженная учеба в полку,
близость врага — в этих условиях про-
веряются лучшие качества советского че-
ловека, его воля, упорство, выдержка,
чувство товарищества.

В кандидаты ВКП(б) приняты писате-
ли Вадим Стрельченко и Ю. Злыгостев.
ба показали себя энергичными, знаю-
щими и инициативными командирами от-
делений. Они, как подлинные большеви-
ки, настойчиво овладевают искусством
бить врага. Молодой поэт В. Стрельченко
& честью выполняет священную клятву
на верность Родине. Не раз, встав до све-
за. шел он со своим отделением выпол-
нять боевые задания командования части.
Быстро и четко реализует его отделение
все приказы. Боец Стрельченко активно
сотрудничает в газете «Друзья Сталина».

успехов в боевой и
политической учебе ‹ писатель Ю. Злыю-
стев. Он обращает на себя внимание
строгой выправкой, боевой выучкой, чет-
костью выполнения приказов.

В ряды партии приняты также писа-
тели Шалва Сослани, М. Гершензон,
К. Клягин, В: Аверьянов, Н. Афромеев.

ТИ. Сослани, работая в службе воздуш-
ного наблюдения, приобрел хоронне бое-

навыки.
a Гершензон — передовик в боевой
учебе. Он всегда подтянут,. дисциплини-
рован, личным примером увлекает отстаю-
щих. М. Гершензон — в числе лучших
бойцов роты. Отличными бойцами-патрио-
тами проявили себя В. Аверьянов и
Н. Афромеев.

— PB бой со злейшим врагом челове-
чества — терманским фашизмом, хотим
‘итти коммунистами, — так единодушно
торорят бойцы-нисатели.

Действующая армия.

Добилея больших

ГАЗЕТАХ.

Цена 45 коп.

Сеюдня в номере:

1 стр. ПЕРЕДОВАЯ. Писатели
Е. СИКАР.
женщин-антифашисток работниц

На митинге женщин-антифашисток
работниц печати и полиграфической промышленности

Председатель ЦК профсоюза работников
полиграфической промышленности Ю. Бе-
ляева открыла митинг.

— Женщины Советского Союза, — ска-
зала т. Беляева, — вставшие на защиту
любимой родины, борются за счастливое

будущее своих детей. Замечательных ге-.

роинь родила советская земля. Партизан-
ский отряд «Метительницы», которым ру-
ководит председатель колхоза Ирина,
наводит страх на фашистских извергов.
Работница Первой образцовой типографии
Софья Кочеткова и ее дочь Роза пода».
взывают образцы доблести в рядах Крас:

ной Армии. Оттуда, с фронта, ‘обращают-

ся к нам отважные женщины. Они при-

зывают нас работать в тылу так же, как.

сражаются в боях наши красноармейцы.

О работе женщин-печатниц рассказыва-
ет инженер Полиграфического комбината
им. Молотова А. Жудро.

— Типографские работницы овладева-
ют мужскими профессиями. Матери, же-
ны и дочери заменяют ушедших
фронт отцов, мужей и сыновей. Переплет-
чицы и сортировщицы становятся кочега-
рами. Когда понадобится, все’ полигра-
фистки °возьмут в руки гранаты и вин-

товки. Победа будет за нами, мы. отом-.

стим за смерть наших детей. Her та-
кой силы, которая могла бы сделать ра-
бой советскую женщину...

С волнением слушает зал выступление.

стахановки Первой образцовой  типогра-
фии А. Зимбулатовой.

— Мой муж и сын ушли на фронт
Дочь готовится стать медицинской сест-
рой. Я работаю в типографии. Моя брига-
да перевыполняет план. Я должна так
работать, ведь сын пишет мне: «Хорошо
работай, мама! Работай еще лучше. Этим
ты‘ помогаешь нам бить врага». Я тор-
жусь своим сыном и мужем. Нужно бу-

дет—встану рядом с ними с винтовкой.

в руках.
— Все в помощь фронту! — призывают
выступающие на митинге журналистки и
писательницы. М. Шагинян, Л. Сейфуллина,
Н. Волчанская (газета «Правда»), Е. Пере-
тятина (газета «Трудз), А. Протопопова
(«Комсомольская празда») и редактор жур-
нала «Работница» т. Карасева.
Женщины-печатницы, великоленно ра-

‘отряд врагов.

на

ботающие на производстве, окружают за-

ботой бойцов Красной Армии, они ста-
новятся донорами, участвуют в сборе
теплых вещей. Сотни из них стали уже
медицинскими сестрами, дружинницами,
многие рядом `с бойцами сражаются на
‘фронтах великой отечественной ВОЙНЫ.

Долгими аплодисментами встретила
аудитория т. Е. Стасову, которая напо-
минает присутствующим о роли советской

‘матери — воспитательницы героев. Отва-

Ta красных бойцов — это заслуга на-
ших матерей. Тов. Стасова читает отры-

вок из письма 18-летнего красноармейца.
Как о самом будничном деле в письме к
матери этот рядовой боец рассказывает
о своем теройском подвиге. Доставляя
секретное поручение, он один уничтожил
«Мне выразили благодар-
ность, и сегодня я отдыхаю, — заканчи-
‚вает письмо этот мальчик. — Но ебли
начнется бой я пойду с товарищами».
Этот герой — сын уборщицы Бахметье-
вой. Слава матерям, воспитавшим таких
<ыновей!..

Затаив дыхание, слушает зал приехав-
шую с фронта для выступления на ми-
тинге писательницу Л. Аргутинскую. 0
будничных, каждодневных эпизодах борь-
бы, которую ведет наша армия с озвере-
лым врагом, рассказывает она. Каждое
‘из этих ex — геройский подвиг. Тов.
Аргутинская рассказывает о бойцах, о лет-
чиках, о девушках-героинях, о писателях
и журналистах, сражающихся рядом с

бойцами.
Ненависть и возмущение рождают у
слушательниц ‘картины фашистских

зверств, свидетельницей которых была
т. Арпутинская. Дети, расстрелянные из
пулеметов, раненые, которых  добивают
фашисты... Нет предела подлости врата.

Но бандиты встретили. невиданное- соп-
ротивление. Воля советского ‘народа еди-
на — она зовет нас к мести, к  уничто-
жению врага, к полной победе над ним.
«Провожая меня к вам, — говорит
т. Аргутинская, — так просили меня
сказать вам бойцы: «Отдадим все силы,
отдадим, если понадобится, жизнь, но
свободу нашу не отдадим. Врага, посяг-
нувшег на нее, уничтожим>.

Мужество женщин

ИЗ РЕЧИ, ПРОИЗНЕСЕННОЙ НА МИТИНГЕ 22 СЕНТЯБРЯ

В эти великие дни не только во всей
нашей стране, но и повсюду в мире луч-
шие, передовые женщины всех профессий
поднимают свой голос против чудовищных
гитлеровских банд, уничтожающих огнем и
обманом, снлой и хитростью, порабощени-
ем н диверсией все лучшее, что человек
завоевал в ‘течение веков в области созна-
ния, права и морали. Имеет ли женский
голос значение в трохоте мировых собы-
тий? Огромное значение. Нужно co. всей
ясностью понимать и учитывать это зна-
чение. В памяти человечества хранятся
образы такого крайнего мужества, такого
пламенного патриотизма женщин в эпохи
вражеских нашествий на их родную зем-
лю, примеры такие величественные, ITI
подобных им редко встретишь в мировой
истории. Мужество женщин, когда оно
пробуждается, имеет в себе черты исклю-
чительные. Охотники на львов говорят, что
легче убить у логова трех львов, чем за-
травить одну львицу, — так яростно за-
щищает она свой кров. Вот эта страшная
врагу ярость’ бесстрашия и характерна
для женского мужества.

Восемьсот. лет назад ноэт Низами рас-
сказал о старухе, бедной городской пряхе,
давшей, не боясь смерти, урок хищному
и циничному завоевателю султану Санд-
жару, с которым у Гитлера, кстати ска-

зать, несмотря на всю разницу эпох и на-.

ций, есть черты исторического сходства.
Возмущенная зверствами, чинимыми этим
султаном в покоренных им областях, она
броснлась под ноги его коню, схватила
его за полу и заставила выслуптать страст-
ное политическое обличение:
«Царь, нет на тебе правосудья венца,
И нет от тебя угнетенью конца!
Народу царь должен опорою стать,
А ты угнетаешь народы, как тать,
Великий вор мелкой поклажи старух, .
Стыдись трудовой этой пряжи старух, .
Ты-—раб, хоть и в царское платье одет,
Кто ценит ‘царя, приносящего вред? ,
Царь всюду в отчизне наводит. закон,
Внимательно, с ласкою, властвует он.
Чтоб всяк на приказ его — голову клал,
Чтоб дружбу его — в свою душу влагая.
А ты, хоть весь мир Hani поставил
вверх дном,
Геройством каким. отличаенься в нем?
Обрушил ты стены жилья горожан, —
Ты вытряс зерно из колосьев дехкан.
Но помни — удел завершится земной!

Найдет тебя смерть и за царской стеной!»

Эта старуха, бесстрашно кинувшая чу-
жеземному завоевателю правду в глаза,
осталась в памяти истории безымянной.
Но она исторически существовала и сей-
час живет вечным образом в искусстве.
Такие тероини вставали на Замаде и на
Востоке, когда родине их угрожала ги-
бель.

И та была, даже в самые
отдаленные века, политическая и
общественная сила женского голоса. А
сейчас, на глазах нашего времени, жен-
щина -—— это огромный фактор мировой
политики. Каких женщин видели глаза
хотя бы одного налего поколенья! Вспом-
ним, как умирающая, старая Клара Цет-
кин, в возрасте, когда каждый человек, а
особенно прошедший такой трудный путь
борьбы, как Клара, имеет право на покой
и отдых, — как она, собрав последние
свои силы и буквально ценою последних
дней жизни поехала из Советского Союза
в Берлин на открытие рейхстага, чтоб ис-

велика

пользовать‘ свое право старейшего депута-
та и чтоб перед врагами и перед всем ми-
ром заседание рейхотата было открыто
коммунисткой. Вспомним Надежду Кон-
стантиновну. Если бы сейчас дна была с
нами, как прозвучал бы ее тихий, орга-
низующий голос, как крепко он ударил
бы по врагу, как остро отозвался бы в
гердце каждой советской ‘женщины! Мы
были свидетелями несколько лет назад:
над целым народом, как знамя, взвилось
‘кенокое имя — Долорес Ибаррури,—оно
стало символом освободительной борьбы
испанского народа, огромным политиче-
ским фактором. И сейчас, разве это не
живая легенда, образ женщины, пешком,
под ураганным вражеским огнем перешед-
шей границу, чтобы попасть к нам, жен-
щины, ногами своими измерившей кило-
метры нашей земли и полюбившей эту
землю, дерущейся сейчас за нее с беззавет-
ным геройством на фронте, — Ванды Ва-
силевской? Имя ее уже перестало вызы-
вать в воображении только писательницу,
— оно стало символом борьбы за совет-
скую родину; ее статьи в «Правде» мо-
билизуют, ведут, обязывают нас.

Если на глазах одного только. нашего
поколения — не в книге, а в жизни,
возможны такие фигуры легендарной силы
и величия, такие женщины исторической
акции, то мы, остальные, не смеем ме-
рить свою работу и долг обычной, мир-
ного времени мерой. Эта мера повышается
и для нас, нам надо подтянуться, чтоб
стать по плечо эпохе, как это уже
делают сотни и тыслчи советских патрио-
ток на фропте и в тылу. Женское перо
должно работать сейчас. безотказно, а ко-
гда устает перо, будем делать вещи. На
воскреснике 17 автуста на одном из круп-
нейших заводов я пережила очень инте-
ресную встречу. У станка стояла худая,

`] молзаливая работница в платочке; в рабо-

те ее была какая-то особенная красота, и
я с ней заговорила. Она оказалась режис-
сером-педагогом с 20-летним стажем, по-
мощником начальника Управления по де-
лам искусств Московской области. Фами-
лия eo — Байкалова. Она мне сказала:
«Я пошла на завод в первые же дни вой-
ны. Здесь я полезней. Вы не можете себе
представить, какое это счастье своими ру-
ками сделать вещь, реальную вещь, кото-
рая роможет в обороне нашей родины,
пойдет в дело!».

Секретарь Краснопресненского райкома
тов. Ухолин в «Правле» рассказал, как
на одном заводе, где много рабочих родом
из’ Смоленска, эти рабочие как-то’ особен-
но остро переживают события на Смолен-
ском фронте и за каждую пядь земли, за
каждого убитого земляка вкладывают в
работу настоящую ярость, начинают