* г {

fim

ee. Ne

У
ig
7 a8 3

У vv

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

СОВЕТСКОЕ
ИСКУССТВО

Орган Момитета по делам искусств при СНЫ СССР, Комитета по делам кинематографии при СНК СССР
м Комитета по делам архитектуры npw CHK CCCP. }

_ХАЯТ годовщина

A Е =

Зеликой Октяс

Доклад Председателя Г осударственного Комитета Обороны

товарища И. `В. Сталина

на торжественном заседании Московского Совета. депутатов трудящихся
с партийными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1944 г.

Товарищи!

Сегодня советские люди празднуют 27 годовщи-
ну победы советской революции в нашей стране.

Четвертый раз встречает наша страна годовщину
советской революции в условиях Отечественной
войны против немецко-фашистских захватчиков.

Это, конечно, не значит, что четвертый год вой-\

ны не отличается по своим итогам. от предыдущих
трех лет войны. Наоборот, между ними существует
коренная разника. Если два предыдущих года вой-
ны были годами наступления немецких войск и про-
движения их в глубь нашей страны, когда Красная
Армия. была вынуждена, вести оборонительные бои,
а третий год войны был годом коренного перелома
на нашем фронте, когда Красная Армия разверну-
ла мощные, наступательные бои, разбила немцев в
ряде решающих боев, очистила от немецких войск
две трети советской земли и заставила их перейти

к обороне, причем Красная Армия все еще продол-

жала вести войну с немецкими войсками один на
один, без серьезной. поддержки со стороны союз-
ников, —-то четвертый год войны оказался годом
‘решающих побед советских армий и армий наших
союзников над немецкими войсками, когда немцы,
вынужденные на этот раз вести войну на два фрон-
та; оказались. отброшенными к.границам Германии.

В итоге истекший год завершился изгнанием не-
мецких войск из пределов Советского Союза, Фран-
‘ции, Бельгии, средней Италии и перенесением воен-
ных действий на территорию Германии.

1. Германия в тисках между

двумя фронтами.

Решающие успехи Красной Армии в этом году и
изгнание немцев из пределов советской земли были
предрешены: рядом `сокрушительных ударов наших
войск по немецким войскам, начатых еше в январе
этого rola Hw развернутых затем в течение всего от-
четного года.

Первый удар был нанесен нашими войсками в ян-
варе этого года под Ленинградом и Новгородом,
когда Красная Армия взломала долговременную
оборону немцев и отбросила: их в: Прибалтику. Ре-
зультатом, этого удара оказалось освобождение
Ленинградской области. i

Второй удар был нанесен в феврале—марте этого
года на Буге, когда Красная Армия разгромила не-
мецкие войска и отбросила их за Днестр. В резуль-
Tare этого удара Правобережная. Украина была
освобождена от немецко-фашистских . захватчиков.

Третий ‘удар был нанесен в апреле—мае этого го-
да в районе Крыма, когда немецкие войска были
сброшены в Черное море. В результате этого уда-
ра были освобождены от немецкого гнета Крым и
Одесса. -

Четвертый удар был нанесен в июне этого года в
районе Карелии, когда Красная Армия разбила фин-
ские войска, освободила Выборг и Петрозаводск и
отбросила финнов в глубь Финляндии. Результатом
этого удара’ было’ освобождение большей части
Карело-Финской советской республики.

Пятый удар был нанесен немцам в июне—июле
этого года, когда Красная Армия наголову разбила
‘немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Моги-
левом и завершила свой удар окружением 30 не-
мецких дивизий под Минском. В результате этого
удара наши войска: а) полностью освободили Бело-
русскую советскую республику; 6) вышли на Вислу
и освободили значительную часть союзной нам

`Польши;“в) вышли на Неман и освободили боль-
шую часть Литовской советской республики; г) фор-
сировали Неман и подошли к границам Германии.
« Шестой удар был нанесен в июле— августе этого
года в районе Западной Украины, когда Красная
Армия разбила немецкие войска под Львовом и от-
бросила их за Сан и Вислу. В; результате этого уда-
ра: а) была освобождена Западная Украина; 6) на-
ши войска форсировали Вислу и образовали за Вис-
лой мощный плацдарм западнее Сандомира.

Седьмой удар был. нанесен в августе этого года в
районе Кишинев—Яссы, когда наши войска разбили
наголову неменко-румынские войска и завершили
свой удар окружением 22 немецких дивизий под Ки-
шиневом, не считая румынских дивизий. В резуль-
тате этого удара: а) была освобождена Молдавская
советская республика; 6) была выведена из строя
союзница Германии — Румыния, которая об’явила
войну Германии и Венгрии: в) была выведена из
строя союзнина Германии—Болгария, которая так-
же об’явила войну Германии; г) был открыт путь
для наших войск в Венгрию, последнюю союзницу
Германии в Европе; д) открылась возможность. про-
тянуть руку помощи союзной нам Югославии про-
тив немепких захватчиков.

Восьмой удар был нанесен в сентябре—октябре
этого года в Прибалтике, когда Красная Армия раз-
била немецкие войска пол Таллином и Ригой и из-
гнала их ‘из Прибалтики. В результате этого удара:
а) была освобождена Эстонская советская респуб-

лика; 6) была освобождена большая часть Латвий-

ской советской республики; в) была выведена из
строя союзница Германии — Финляндия, которая
об’явила войну Германии; г) более 30 немецких ди-
визий оказались отрезанными от Пруссии и зажа-
тыми в клещи в районе между Тукумсом и Либа-
вой, где они теперь доколачиваются нашими вой-
сками. (ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).

В октябре этого года начался девятый удар на-
ших войск между Тиссой и Дунаем в районе Венг-
рии, имеющий своей целью вывести Венгрию из
войны и повернуть ее против Германии. В результа-
те этого’ удара, который еще не завершен: а) наши

войска оказали прямую помощь союзной нам Юго-

‚славии в деле изгнания немцев и освобождения Бел-

града; 6) наши войска получили возможность пе-
рейти через Карпатский хребет и протянуть руку
помощи союзной нам Чехословацкой республике,
часть территории которой уже освобождена от не-
мецких захватчиков.

о

Наконец, в конце октября этого года был осу-

‘ществлен удар по немецким войскам в северной
  Финляндии, когда немецкие войска были вышибле-
ны из района Печенга и наши войска, преследуя
немцев, вступили в пределы союзной нам Норвегии.
  АПЛОДИСМЕНТЫ).

Я не привожу цифровых данных о потерях про-
  тивника убитыми и пленными в результате этих
  операций, о количестве захваченных нашими вой-
‚ сками орудий, танков, самолетов, снарядов, пулеме-
  тов и т. д. Эти данные вам, должно быть, известны
по свсдкам Совинформбюро, :

Таковы основные операции Красной Армии за
истекший год, приведшие к изгнанию немецких
войск из пределов нашей страны.

В результате этих операций было разбито и вы-
 ведено из строя до 120 дивизий немцев и их союз-
  ников. Вместо 257-дивизий, стоявших против наше-
го фронта в прошлом году, из коих 207 дивизий
было немецких, мы имеем теперь против нашего
фронта после всех «тотальных» и «сверхтотальных»
мобилизаций всего 204 немецких и венгерских ди-
визий, из коих немецких дивизий насчитывается
не более 180.

Нужно признать, что в нынешней войне гитлеров-
ская Германия с ее фашистской армией оказалась
более мощным, коварным и опытным противником,
нежели Германия и ее армия во всех прошлых вой-
нах. К этому нужно добавить, что немцам удалось
использовать в этой войне производительные силы
почти всей Европы и довольно значительные
армии своих вассальных государств. И если, не-
смотря на эти благоприятные для Германии условия
ведения войны, она все же оказалась на краю неиз-
бежной гибели, то это нужно об’яснить тем, что
главный противник Германии — Советский Союз
превзошел по ‘силе гитлеровскую Германию. (БУР-
НЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).

гитлеровской Германии нужно считать тот факт,
что Красная Армия вела свои операции в этом году
против немецких войск не в одиночестве, как это
имело место в предыдущие годы, а совместно с
войсками наших союзников. Тегеранская конферен-
ция не прошла даром. Решение Тегеранской конфе-
ренции о’ совместном ударе по Германии с запада,
‚востока и юга стало осуществляться с поразитель-
  ной точностью. Одновременно с летними операция-
ми Красной Армин на советско-германском. фронте
  союзные войска начали вторжение во Францию и
организовали мощные наступательные ‘операции,
вынудившие гитлеровскую Германию вести войну на
два фронта. Войска и Флот наших союзников со-
вершили невиданную еще в истории по организо-
ванности и размаху массовую десантную операцию
на побережье Франции и мастерски преодолели ук-
репления немцев. м

Таким образом Германия оказалась зажатой в
тисках между двумя фронтами.

Как и слеловало ожидать, враг не выдержал сов-
местных ударов Красной Армии и союзных войск.
‘Сопротивление врага было сломлено, его войска в
короткий срок были вынтиблены из пределов сред-
ней Италии, Франции, Бельгии, Советского Союза.
Враг был отброшен к границам Германии.

Не может быть’ сомнения, что, без организации
второго фронта в Европе, приковавшего к себе до
75 дивизий немцев, наши войска не смогли‘бы в та-
кой короткий срок. сломить сопротивление немец-
ких войск и вышибить их из пределов Советского
Союза. Но также несомненно и то, что без мощных
наступательных операций Красной Армии летом это-
го года, приковавших к себе до 209 немецких диви-
зий, войска наших союзников. не смогли бы так
быстро расправиться с. немецкими войсками и вы-
шибить их из пределов ‚средней Италии, Франции,
Бельгии. кд ‘ ee

Задача состоит.в том, чтобы держать Германию и
впредь в тисках межлу двумя фронтами.

В этом ключ победы.

2. Великий нодвиг советского
народа в Отечественной ‚войне. _

Если Красная Армия смогла успешно выполнить
свой долг перед Родиной и изгнала немцев из пре-

делов советской земли, то она сделала это благода-,

ря тому, что ее беззаветно поддерживала с тыла
вся наша страна, все народы нашей страны. Само-

отверженная работа всех созетских людей — рабо-

чих, крестьян, интеллигенции; равно как руководя-

щая деятельность наших государственных и партий-

ных органов проходила в истекшем году под зна-
менем — «все для фронта».

Истекший год ознаменовался новыми успехами.

промышленности, сельского хозяйства, транспорта,
новым под’емом нашего военного хозяйства.

На четвертом году войны наши заводы произво-
дят танков, самолетов, орудий, минометов, боепри-
пасов в несколько раз больше, чем в. начале войны.
Позади остался наиболее трулный период в восста-
новлении сельского. хозяйства. После возвращения
стране плодородных полей Дона и Кубани, после

освобождения Украины, наше сельское хозяйство.

быстро оправляется от тяжелых потерь. Советский
железнодорожный транспорт выдержал нагрузку, с
которой едва ли справился бы транспорт другой

основа советского государства оказалась несравнен-
но более жизнеспособной; чем экономика враже-
ских государств.

Социалистический строй, порожденный. Октябрь-
ской революцией, дал нашему народу и нашей ар-
мии великую и непреоборимую силу. Советское го-
сударство, несмотря на тяжелое. бремя войны, не-
смотря на временную оккупацию немцами весьма
больших и экономически важных‘ районов страны,
в ходе войны не сокращало, а год от года увеличи-
вало снабжение фронта вооружением и боеприпа-

Новым моментом-за истекший гол в войне против ©

страны. Все это говорит за то, что экономическая .

рыекой Coumannert

`

Год издания XV
№1 (925)

BTOPHHE

if

ноября
1944 года

Цена 45 коп.

народов СССР,

И. В. СТАЛИН.

сами. Теперь Красная Армия имеет танков, орудий,
самолетов не меньше, а больше, чем немецкая ар-
мия. Что касается качества нашей боевой техники,
то в этом отношении она намного превосходит
вооружение врага. Подобно тому, как Красная Ар-
мия в длительной и тяжелой борьбе один на один

одержала военную победу над фашистскими вой-

сками, труженики советского тыла в своем едино-
борстве с гитлеровской Германией и ее сообщника-

‹ МИ одержали экономическую победу над врагом.

(БУРНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ). Советские люди отка-
зывали себе во многом необходимом, шли созна-
тельно на серьезные материальные лишения, чтобы
‘больше дать фронту. Беспримерные трудности ны-
нешней войны не сломили, а еще более закалили же-
лезную волю и мужественный дух советского наро-
да. Наш народ по праву стяжал себе славу героиче-
ского народа.

Наш рабочий класс отдает все свои силы для де-
ла победы, непрестаннс совершенствует технику
производства, увеличивает мощность промышлен-
ных предприятий, воздвигает новые фабрики и за-
воды. Рабочий ‘класс Советского Союза совершил
великий трудовой подвиг в нынешней войне.

Наша интеллигенция смело идет по пути новатор-
ства в области техники и культуры, успешно разви-

вает дальше современную науку, творчески применяет

ее достижения в производстве вооружения для
Красной Армии. ` Советская интеллигенция своим со-
зидательным трудом внесла неоценимый вклад в де-
ло разгрома врага. :
Армия не может воевать и побеждать без совре-
менного: вооружения. Но она’ не может также
воевать и побеждать без хлеба, без продовольствия.
Красная Армия на четвертом году войны, благодаря
заботам колхозного крестьянства, не испытывает
недостатка в проловольствии. Колхозники и кол-
хозницы снабжают рабочих и интеллигенцию (продо-
вольствием, а промышленность сырьем, обеспечива-
ют нормальную работу заводов и фабрик, изготов-
ляющих вооружение и снаряжение для фронта. На-
ше колхозное крестьянство активно и с полным со-
знанием своего долга перед Родиной содействует
Красной. Армии в достижении победы над врагом.
Навсегда войдут в историю беспримерные трудо-
вые подвиги советских женщин и нашей славной
молодежи, вынесших на своих плечах основную

Октябрьской Социалистической

державу — основу свободы

‚Аа здравствует. 27-я годовщина Великой

Революции,

свергнувшей власть империалистов в нашей
стране и созлавшей могучую советскую

и независимости
оплот мира межлу народами!

РЕБЕЛ ВЕЕТ

ВВОЛЮЦ

д
LE

Портоет. работы народного хуложника СОСР А. ГЕРАСИМОВА. 1944 г.

тяжесть труда на фабриках и заводах, в колхозах
и совхозах. Во имя чести и независимости Родины
советские женщины, юноши и девушки проявляют
доблесть и геройство на фронте труда. Они оказа-
лись достойными своих отцов и сыновей, мужей
и братьев, защищающих Родину от немецко-фа-
шистских извергов.

Трудовые подвиги советских людей в тылу, равно
как и немеркнущие ратные подвиги наших воинов
на фронте, имеют своим источником горячий и жи-
вотворный советский патриотизм.

Сила советского патриотизма состоит в том, что
он имеет своей основой не расовые или национа-
листические предрассудки, а глубокую преданность
и верность народа своей советской Родине, брат-
ское содружество трудящихся всех наций нашей
страны. В советском патриотизме гармонически
сочетаются национальные ` традиции народов и
общие. жизненные интересы всех трудящихся Совет-
ского Союза. Советский патриотизм не раз’единяет,
а, наоборот, сплачивает все нации и народности на-
шей страны в единую. братскую семью. В этом надо
видеть основы нерушимой и все более крепнущей
дружбы народов Советского Союза. В то же время
‘народы СССР уважают права и независимость на-
 родов зарубежных стран и всегда проявляли готов-
ность жить в. мире и дружбе с соседними государ-
ствами. В ‘этом надо видеть основу растущих и
крепнущих связей нашего государства со свободо-
любивыми народами. —

Советские люди ненавидят немецких захватчиков
`не потому, что они люди чужой нации, а потому,
что они принесли нашему народу и всем свободо-
любивым народам.неисчислимые бедствия и страда-
ния. В нашем народе издавна говорят: «Не за то
волка. бьют, что он сер, а за то, что он овцу с’ел».
(СМЕХ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ).

Немецкие фашисты избрали своим идеологиче-
ским оружием человеконенавистническую расовую
теорию в расчете на то, что проповедь звериного
национализма создаст морально-политические пред-
посылки . господства ‘ неменких захватчиков над
порабощенными народами. Однако. политика расо-
вой ненависти, проводимая гитлеровцами, стала на

re 2

oa Окончание см. на 2 стр.